В чем заключается необходимость классификации расходов. Классификация расходов бюджетной организации

Классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из следующих элементов:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

гл.распорядитель бюджетных средств раздел подраздел целевая статья программа подпрограма вид расходов код ОСГУ относящийся к расходам

Главный распорядители бюджетных средств - орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.

Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов отражающих направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Разделы делятся на 95 подразделов.

Выделяют разделы:

01 общегосударственные вопросы

02 национальная оборона

03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность

04 национальная экономика

06 охрана окружающей среды

07 образование

08 культура, кинематография, СМИ

09 здравоохранение, физкультура и спорт

10 социальная политика

11 межбюджетные трансферты.

Целевая статья обеспечивает привязку бюджетных расходов к конкретным направлениям деятельности внутри подраздела. Дальнейшая детализация расходов идет по программам и подпрограммам.

Вид расходов расшифровывает направление денежных средств в рамках каждой целевой статьи.

Код ОСГУ по операциям относящимся к расходам состоит из группы, статьи и подстатьи.

Основные расходы бюджетной организации.

Выполняя возложенные на них функции, бюджетные органи­зации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и по­ступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сме­там, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с дейст­вующими бюджетными классификациями.

В соответствии с Классификацией ОСГУ основные расходы бюджетных организаций входят главным образом группы 200, 300.

I Группа. 200 Расходы. Данная группа детализирована статьями 210-260, 290, в рамках которых группируются операции, относя­щиеся к расходам бюджетов.

Ст. 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. Статья включает подстатьи 211-213.

211 Заработная плата. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) и соответствии с законодательством РФ о госу­дарственной (муниципальной) службе, трудовым законодательст­вом.

212 Прочие выплаты. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослу­жащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законо­дательством РФ (компенсационные выплаты, компенсации на частичную оплату коммунальных услуг, книги, оплата суточных).

213 Начисления на выплаты по оплате труда. Расходы по уплате страховых взносов в государственные социальные фонды, взносы по страхо­вым тарифам на обязательное социальное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (выплаты за счет внебюджетных фондов)

Ст. 220 Приобретение работ, услуг. Данная статья детализирована нодстатьями 221-226.

221 Услуги связи. Расходы по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд.

222 Транспортные услуги. Расходы по оплате договоров на приобретение транс­портных услуг для государственных (муниципальных) нужд.

223 Коммунальные услуги.

224 Арендная плата за пользование имуществом.

225 Работы, услуги по содержанию имущества (ремонт мебели, помещений, капитальный)

226 Прочие работы, услуги (оплата проживания в командировке, стирка, сан.обработка, программные продукты)

II Группа. 300 Поступление нефинансовых активов. Данная груп­па детализирована статьями 310-340, в рамках которых группиру­ются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Ст. 310 Увеличение стоимости основных средств. На дан­ную статью относятся расходы по оплате договоров на строительст­во, приобретение (изготовление) в государственную, муниципаль­ную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государствен­ной, муниципальной собственности, полученных в аренду или без­возмездное пользование.

Ст. 320 Увеличение стоимости нематериальных активов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на при­обретение в государственную, муниципальную собственность ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на:

Произведения науки, литературы и искусства;

Научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

Товарные знаки и знаки обслуживания;

Ноу-хау и объекты смежных прав;

Программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

Прочие нематериальные активы.

Ст. 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов. На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости не­произведенных активов в государственной, муниципальной собст­венности, не являющихся продуктами производства (земли, ресур­сов, недр и пр.), права собственности на которые должны быть ус­тановлены и законодательно закреплены.

Ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобре­тение (изготовление) в государственную, муниципальную собствен­ность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам (продовольственных пайков военнослужащим и приравнен­ным к ним лицам, строительных материалов, лесных материалов, запасных и составных частей к объектам основных средств, возвратной и обменной тары, книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплек­тования библиотечного фонда, иной печатной продукции (кроме бланочной продукции и периодических изданий (га­зет, журналов)).

Планирование расходов в бюджетной организации.

Главной целью планирования расходов в бюджетных учрежде­ниях является финансовое обеспечение эффективной деятельности учреждения и его структурных подразделений Для достижения этой цели необходимы:

Организация среднесрочного и годового планирования дея­тельности учреждения;

Координация работ различных подразделений учреждения по предоставлению услуг, привлечению и использованию бюд­жетных и внебюджетных источников финансирования;

Оценка эффективности отдельных видов деятельности, оказы­ваемых учреждением;

Контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств со стороны учредителя и учреждения.

Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на следующих принципах :

Полноте отражения доходов и расходов;

Целевом характере расходов;

Разграничении расходов;

Персональной ответственности.

Система финансового планирования включает объекты и субъ­екты планирования. Объектами планирования являются денежные потоки. Субъекты планирования - руководитель учреждения, планово-финансовая служба, центры ответственности учреждения. Центром ответственности является подразделение учреждения, на­правление его деятельности или отдельное лицо, по которым ведут­ся планирование и контроль.

Финансовое планирование в бюджетной организации состоит из ряда этапов:

1) согласование с учредителем направлений деятельности по предоставлению услуг;

2) оценка использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов на предоставление бюджетных услуг и выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности учреждения;

3) выбор направлений, по которым учреждению предоставляет­ся право осуществлять деятельность, связанную с привлече­нием и расходованием внебюджетных средств;

4) составление перечня платных услуг, которые имеет право оказывать учреждение;

5) определение перечня имущества, которое учреждение имеет право сдавать в аренду;

6) установление контрольных объемов деятельности по предостав­лению бюджетных услуг в натуральном и денежном выражении;

7) установление контрольных объемов деятельности, связанных с привлечением и расходованием внебюджетных средств в на­туральном и денежном выражении;

8) согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельно­сти учреждения.

В ходе финансового планирования выполняются следующие процедуры:

– анализ контрольных показателей среднесрочного плана на предстоящий год и оценка возможности их достижения;

– составление плана деятельности по оказанию бюджетных услуг;

– составление плана деятельности, связанной с получением и расходованием внебюджетных средств;

– составление сметы внебюджетных доходов и расходов;

– рассмотрения и утверждения плана деятельности и сметы внебюджетных доходов и расходов;

– внесение изменений в среднесрочный план деятельности;

– корректировка плана деятельности и сметы в процессе ис­полнения;

– контроль и анализ исполнения плана деятельности и сметы;

– подготовка среднесрочного плана на следующий плановый период.

Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюд­жете, основано на составлении различных смет. На основе нату­ральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.

Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.

Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.

Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).

Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ве­домству.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и ут­вержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

1) гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету учрежде­ния, и дату утверждения;

2) наименование формы документа;

3) финансовый год, на который предоставлены содержащие в документе сведения;

4) наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

5) код по Сводному реестру главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

6) наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на финансовый год расчетных показателей, характери­зующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснова­ния (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их фи­нансовыми планами на определенный период времени.

С составлением смет бюджетных учреждений решаются следую­щие задачи:

– обеспечение бюджетных учреждений государственным фи­нансированием;

– анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об ис­пользовании средств;

– контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Основными методами планирования бюд­жетных расходов являются программно-целевой и нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответ­ствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению еди­ного подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проек­там, их концентрации и целевому использованию, улучшению кон­троля. В свою очередь, все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Планирование средств на финансирование бюджетных меро­приятий, составление смет бюджетных учреждений в значитель­ной мере основаны на использовании нормативного метода пла­нирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законо­дательными или подзаконными актами. Такими нормами явля­ются либо денежное выражение натуральных показателей удовле­творения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индиви­дуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические значения расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

14. Бюджетное нормирование как основа планирования бюджетных расходов.

Бюджетное нормирование – установление размера (норм) расходов бюджетных учреждений по отдельным видам затрат: таковы, напр., нормы затрат на учебные пособия в школе; на медикаменты, бельё, питание больных в лечебных учреждениях; на канцелярские расходы, отопление, освещение учреждений и т. д.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Нормы расхода лечебных учреждений на медикаменты и питание больных устанавливаются на одного больного, и соответственно контингенту (числу) больных определяется сумма ассигнования больнице на указанные расходы. Расходы на питание в детских садах определяются из расчёта нормы (рациона) питания, установленной на одного ребёнка. Норма расхода учреждений на канцелярские принадлежности устанавливается исходя из потребности в них одного сотрудника, на отопление дровами – на одну печь или на кубометр здания, на освещение – на квадратный метр площади и т. п.

В основу исчисления бюджетных расходов кладутся материальные нормы: комплект белья на одно место в детском саду, на койку в больнице; рацион питания (состав и количество продуктов) на ребёнка или на больного в день; количество дров на 1 куб. м в течение отопительного сезона и т. д. Материальная норма, выраженная в деньгах (по гос. ценам), называется финансовой нормой . Расходы в сметах бюджетных учреждений на отдельные потребности определяются по финансовым нормам.

Бюджетная классификация РФ

По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);

2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);

3) подвид доходов (разряды 14–17);

4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

· группу (разряд 4);

· подгруппу (разряды 5, 6);

· статью (разряды 7, 8);

· подстатью (разряды 9–11);

· элемент (разряды 12, 13).

Группа доходов имеет следующие значения:

· 100 – налоговые и неналоговые доходы;

· 200 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
программа подпрограмма

Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Пример классификации расходов бюджетов

Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

· код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);

· коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);

· код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

· 01 – федеральный бюджет;

· 10 – бюджет поселения.

Понятие расходы организации. В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ а также Положение бухгалтерского учета ПБУ. Расходы организации. Понятие расходы организации. В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: затраты расходы издержки но между ними существуют различия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение 3

1. Понятие «расходы организации» 4

2. Классификация расходов организации 6

2.1 Классификация расходов в бухгалтерском учёте 7

2.2 Классификация расходов в налоговом учёте 10

2.3 Классификация затрат (расходов) в управленческом учёт 11

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 1 24

Введение

Сложные процессы реформирования экономики требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.

Поскольку в условиях рыночной экономики главной целью предприятия является достижение максимальной прибыли, трудно переоценить роль анализа расходов предприятия и управления ими.

Современные условия ведения хозяйства и увеличение роли новых технологий в мире выдвигают новые требования к системе управления расходами, как со стороны государства, так и со стороны владельцев и управленцев предприятий. Первоочередное задание построения системы управленческого учета на предприятии – получение определенным образом структурированного потока управленческих данных, пригодного для сопровождения процессов управления. Организация производственного учета на предприятиях в основном зависит от технологии и организации производства, характера изготовляемой продукции, структуры управления и других факторов, которые определяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отображение, ведение синтетического и аналитического учета, разграничение и распределение расходов и др. Следовательно, одной из проблем учета расходов является зависимость от особенностей соответствующей отрасли или вида экономической деятельности. Поэтому учет расходов на предприятиях разных отраслей сферы материального производства и непроизводственной сферы деятельности рассматривается во многих научных трудах.

Формирование и учет расходов в значительной мере зависит от их четкой и функциональной классификации.

В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ, а также Положение бухгалтерского учета (ПБУ) 10/99 «Расходы организации». Эти нормативные акты дают обобщенную информацию, без учета особых аспектов деятельности отдельных предприятий. Сегодня руководителям для прогнозирования текущих и стратегических управленческих решений, и контроля затрат по сферам деятельности и центрам ответственности недостаточно общепринятой классификации затрат. Соответственно, производственные субъекты самостоятельно избирают методы учета затрат и калькуляции себестоимости, способы группировки затрат, определяют степень детализации информации о них в зависимости от вида деятельности организации, отраслевой принадлежности предприятия, объемов их деятельности и потребностей обоснования управленческих решений.

  1. Понятие «расходы организации».

В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: «затраты», «расходы», «издержки», но между ними существуют различия. Правильная идентификация указанных понятий имеет не только теоретическое значение, от этого зависит формирование адекватных результатов экономического анализа деятельности предприятия.

Вячеслав Константинович Скляренко даёт четкое разъяснение разницы между этими тремя понятиями:

«Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно, из определения затраты характеризуются: денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов; целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени. Затраты включают вложения в основные и оборотные средства и могут быть признаны расходами в отчетном периоде либо активами, которые станут расходами в будущих периодах. Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п.» Таким образом понятие «затраты» шире, чем понятие «расходы». Баскакова О.Вприводит такой пример: «предприятие приобретает сырье для производства продукции и имеет соответствующие затраты. Часть сырья в отчетном периоде потреблена в производстве, и готовая продукция реализована. В этом случае затраты на использованное сырье признаются расходами на производство и реализацию продукции. Другая часть сырья была использована в производстве, но по состоянию на отчетную дату продукция не достигла стадии готовности, поэтому в отчетности она будет отражаться в активе бухгалтерского баланса как незавершенное производство. Третья часть приобретенного сырья осталась на складе, стоимость этого сырья будет также отражена в активе бухгалтерского баланса как запас. Трансформация затрат в расходы в рассматриваемом примере сопровождается выбытием активов.» Понятие «затраты» используется в управленческом учёте и затрагивает всю деятельность организации.

Согласно положению по бухгалтерскому учёту «Расходы организаций» ПБУ 10/99 :

« Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).»

Согласно налоговому кодексу Российской Федерации (часть 2, гл. 25 ст. 252): «Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.»

Кроме этого, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках. Таким образов В. И. Скляренко приходит к заключению, что:

«Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат, расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.» Как уже говорилось, понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.»

Что касается понимания понятия «издержек», Скляренко даёт такое разъяснение: «Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Дав чёткое описание различий между понятиями «затраты», «расходы», «издержки», перейдём к рассмотрению вопроса классификации расходов организации.

  1. Классификация расходов организации.

В общем понимании классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам в зависимости от их общих признаков.

Классификация расходов – это научно обоснованное группирование затрат по определенным однородным признакам для целей учета, анализа, контроля, планирования и принятия управленческих решений относительно процесса производства продукции. Это их систематизация и группировка в соответствии с потребностями управления. Информация о затратах, которая сгруппирована разными способами, нужна для эффективного и четкого управления предприятием. Использование классификаций, по мнению В. Керимова, помогает не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также обнаруживать определенные соотношения между отдельными видами затрат и рассчитывать степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельность производства.

  1. Классификация расходов в бухгалтерском учёте.

В ПБУ 10/99 п.4 : «р асходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы ;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг… …Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислени й. Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). (п. 5)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

амортизация;

прочие затраты. (п.8)

Прочими расходами согласно п . 11 являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; прочие расходы.»

Классификация расходов в налоговом учёте.

Согласно 252 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации: «Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы .

Р асходы, связанные с производством и реализацией , (ст.253 НК РФ) включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Эти расходы подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Внереализационные расходы (ст.253 НК РФ). В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

  1. расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
  2. расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида
  3. расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг
  4. расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг
  5. расходы в виде отрицательной курсовой разницы
  6. судебные расходы и арбитражные сборы
  7. расходы на услуги банков
  8. расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков)
  9. …другие обоснованные расходы.»
    1. Классификация затрат (расходов) в управленческом учёте

На данный момент существует большое количество классификаций затрат по разным признакам: по центрам ответственности, по видам продукции, по способу включения в себестоимость, по целесообразности, по периодичности возникновения, по видам, по степени влияния объема производства на уровень затрат и др. Как правило, классификация затрат осуществляется на предприятии в зависимости от цели, которая должна быть достигнута при ее помощи. Это связано с тем, что управленческий учет не регламентируется законодательно и имеет в большей степени креативный и футурологический характер. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывают и применяют методику учета затрат.

Вопрос классификации затрат является очень актуальным и исследуется в работах известных ученых-экономистов. В экономической литературе существуют разные направления классификации затрат (см. таблицу 1).

Направления классификации затрат

Таблица 1

Источник

информации

Вид затрат

Прямые

и непрямые

Постоянные

и переменные, смешанные

Основные

и накладные

По экономическому

Ф. Бутинец , С. Голов

По характеру связи

с определенным

объектом

Для принятия управленческих решений

Для принятия

управленческих

решений

По элементам и стать-

ям затрат (элементы

(статьи) затрат)

Л. Нападовская

В зависимости от

объема производства

По экономической

роли в процессе

производства

По экономичес-кому содержанию (элементы расходов, статьи калькуляции)

В. Сопко, З. Гуцайлюк, М. Щырба,

М. Бенько

По способу отнесения на себестоимость продукции

По отношению

к объему производства

По отношению

к хозяйственному

процессу

По элементам за-

трат. По статьям

затрат

В. Лень, В. Гли-

венко

По способам пере-

несения стоимости

на продукцию

По степени влияния

объема производства на уровень затрат

По экономическим

элементам и статьям

(виды затрат)

Н.М. Грабова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По признаку зависимости от выпуска

продукции

По целевому на-

правлению (основ-

ные, на обслужива-

ние, на управление)

По экономичес-кому содержанию (операционные, финансовые, необычные,

чрезвычайные)

О. Каверина

Для калькуляции

Для подготовки ин-

формации относительно оперативных,

тактических и стра-

тегических управ-

ленческих решений

Для калькуляции

(элементы расходов,статьи калькуляции)

О. Николаева,

Т. Шишкова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По экономической

роли в процессе

производства

Т. Карпова

По способу отне-

сения на себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По назначению

По видам (элементы

расходов, статьи

калькуляции)

Баскакова О.В. предлагает классифицировать расходы по следующим признакам:

«1. По экономическим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Прочие расходы.

Материальные расходы — это стоимость всех видов сырья, основных и вспомогательных материалов, за исключением возвратных отходов, стоимость покупных комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии и т. д.

Расходы на оплату труда включают все виды заработной платы, премий, оплату труда по заключенным договорам, стоимость готовых изделий, выдаваемая в виде натуральной оплаты.

Отчисления на социальные нужды — это страховые взносы предприятий по установленным государством нормам в Пенсионных фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Амортизация — это суммы амортизационных отчислений.

Прочие расходы — это все остальные расходы, включаемые в себестоимость продукции.

Группировка расходов по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру себестоимости продукции. В зависимости от доли того или иного вида расходов в себестоимости продукцию предприятий можно подразделить соответственно на материалоемкую (высокая доля материальных расходов в себестоимости продукции), трудоемкую (высокая доля расходов на оплату труда) и фондоемкую (преобладает амортизация основных средств). Эта группировка позволяет оценить долю живого и овеществленного труда в себестоимости

продукции.

2. По статьям калькуляции. По этому признаку выделяют расходы с целью определения себестоимости единицы продукции. При группировке по статьям калькуляции расходы объединяются по направлениям использования, по месту возникновения: непосредственно в процессе производства, в обслуживании производства, в управлении предприятием, в сфере сбыта продукции. В современных условиях предприятия самостоятельно определяют перечень статей калькуляции себестоимости. Типовая группировка расходов по статьям калькуляции имеет следующий вид:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних

организаций производственного характера;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) оплата труда производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды (страховые взносы);

7) расходы на подготовку и освоение нового производства;

8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

9) потери от брака (в пределах норм);

10) цеховые (общепроизводственные) расходы;

11) общехозяйственные (управленческие) расходы;

12) внепроизводственные (коммерческие) расходы.

На основе группировки расходов по статьям калькуляции по видам продукции выделяют три вида себестоимости:

Технологическая себестоимость - (включает расходы на технологический процесс (1-6 пункты)

Цеховая себестоимость - включает расходы на производство продукции в пределах цеха (с 1 по7 пункт);

Производственная себестоимость — характеризует все расходы предприятия на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (с 1 по 11 пункт);

Полная себестоимость — характеризует расходы предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции (1-12 пункт)

3. В зависимости от способа отнесения на себестоимость отдельных видов продукции. По этому признаку расходы предприятий подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно связаны с производством данного конкретного вида продукции и включаются в его себестоимость напрямую в большинстве случаев на основе действующих на предприятии норм. Косвенные расходы связаны с процессами организации, обслуживания производства, управления: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общепроизводственные, управленческие расходы. Эти расходы невозможно напрямую отнести на себестоимость отдельных видов продукции, поэтому они распределяются между различными изделиями пропорционально обоснованной базе.

4. По характеру зависимости от изменения объемов производства (в краткосрочном периоде). В соответствии с этим признаком все расходы подразделяются на две группы:

Переменные (условно-переменные) — это расходы, сумма которых меняется с изменением объемов производства.

Постоянные (условно-постоянные) — это расходы, сумма которых относительно стабильна (незначительно изменяется) при изменении объемов производства в краткосрочном периоде.

5. По рациональности. В соответствии с этим признаком различают производительные и непроизводительные расходы.

Производительные - это расходы, обеспечивающие производство продукции (работ, услуг) установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Эти расходы учитывают при составлении плановой сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции.

Непроизводительные расходы возникают в связи с нарушением технологического режима, недостатков в организации производства и управления (брак, потери от простоев).

6. По функциональной роли в процессе производства. Этот признак позволяет подразделить все расходы на два вида: основные и накладные.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции.

Накладные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием и организацией производства, а также управлением предприятием. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

7. По центрам ответственности. Этот признак позволяет подразделить расходы на производство продукции по различным уровням их формирования в зависимости от производственной и организационной структуры предприятия. Центры ответственности - структурные подразделения предприятия, организационные единицы, которые полностью контролируют те или иные аспекты деятельности, а их руководители самостоятельно принимают управленческие решения в рамках этих аспектов и несут ответственность за выполнение установленных им плановых заданий. По центрам ответственности выделяют расходы основных, вспомогательных цехов, обслуживающих подразделений, сбытовых структур и др.»

В управленческом учёте профессор Ф. Бутинец выделяет такие основные группировки затрат:

– по элементам затрат (материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация, другие операционные расходы);

– по статьям калькуляции;

– по способу включения в затраты отдельных структурных подразделений предприятия (прямые и непрямые расходы);

– по объему производства продукции (переменные и постоянные);

– по отчетным периодам (расходы отчетных периодов и расходы будущих периодов);

– по функциональному назначению

Л.В.Нападовская классифицирует затраты в зависимости от стратегических направлений деятельности (краткосрочные и долгосрочные); в зависимости от срока возникновения (фактические, плановые, прогнозные); в зависимости от возможности планирования (плановые и неплановые). Комплексный подход к классификации затрат нашел поддержку также среди других ученых-экономистов. В частности, В. Бачинский изложил свое виденье классификации затрат, которая делится на четыре составляющие в зависимости от цели и функции управления:

классификация для планирования, нормирования и принятия решений; классификация для учета и калькуляции;

классификация для оценки и анализа хозяйственной деятельности; классификация для контроля и регулирования.

Т. Карпова предлагает два признака классификации затрат: по видам деятельности (расходы, связанные с созданием и хранением запасов, производством, финансово сбытовой и организационной деятельностью) и по целям учета (калькуляция и оценка произведенной продукции; принятие решений и планирование; контроль и регулирование) .

По мнению Шуляка предприятие в процессе хозяйственной деятельности осуществляет довольно сложный комплекс денежных расходов. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:

Расходы на воспроизводство производственных фондов;

Расходы на социально-культурные мероприятия; операционные расходы;

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Расходы на воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Расходы на формирование и воспроизводство основных фондов, т. е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов

производственного назначения, осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований. Оборотные средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции на складе и осуществления расчетов, восстанавливаются после поступления выручки на расчетный счет предприятия. Прирост оборотных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и кредита банка.

Предприятия осуществляют также расходы на социально-культурные мероприятия , направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся расходы на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей поступления от родителей в виде

платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из расходов, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных расходов. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Схематично производственные затраты можно представить в виде схемы по Россиной Н.С. (см. Приложение 1)

Радченко Е.М. утверждает, что наиболее важным является способ классификации затрат по экономическому содержанию и целевому назначению в производственном процессе. Основные признаки, по которым проводится классификация: во-первых, однородность по экономическому содержанию, во-вторых, общность производственного назначения и места возникновения затрат. В соответствии с этими признаками все затраты, которые составляют себестоимость, классифицируют по первичным экономически однородным элементам и калькуляционным статьям. При классификации затрат по экономически однородным элементам не суть важно, где и с какой целью тратят те или другие виды ресурсов, необходимо лишь, чтобы затраты, включенные в одну группу, имели одинаковую экономическую природу.

Значение этой группировки затрат заключается в следующем. Во-первых, такая группировка позволяет выделить затраты овеществленного (материального труда) и живого труда. Необходимо иметь в виду, что во всех случаях по элементам учитывают лишь приобретенные материальные ресурсы. Затраты на потребляемые в процессе производства материальные ресурсы собственного производства нельзя прямо отнести к соответствующим элементам, поскольку затраты, связанные с производством этих ресурсов, являются комплексом разнородных расходов предприятия, которые относятся к разным экономическим элементам.

Затраты в виде средств труда отображаются в себестоимости через амортизационные отчисления. Затраты живого труда представлены основной и дополнительной заработной платой всего промышленно-производственного персонала предприятия, а также отчислениями на социальное страхование. Все другие затраты относительно небольшие (но неизбежные в производственно-хозяйственной деятельности предприятия), не могут быть отнесены к отдельным элементам и потому их включают в один экономический элемент – «Другие денежные расходы».

Во-вторых, группировка затрат по элементам позволяет обнаружить экономические особенности отдельных отраслей и производств: их материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость и трудоемкость, которые дают возможность определить основные направления снижения себестоимости продукции для каждого предприятия.

В-третьих, эта группировка позволяет связать в денежной форме план по себестоимости с другими разделами перспективных или годовых планов предприятия или отрасли. Однако для управления деятельностью и предприятия, и его подразделений важно знать не только общую сумму затрат по тому или другому экономическому элементу, но и величину затрат на производство отдельных видов продукции, а также конкретное назначение и место их возникновения. На основе поэлементного подхода невозможно определить себестоимость единицы конкретной продукции, поскольку при выпуске нескольких видов продукции чрезвычайно сложно распределить затраты по элементам на отдельные виды продукции. Кроме того, группировка по элементам не включает затраты, связанные с реализацией продукции.

Заключение

Группировка видов затрат по отдельным признакам является основой учета, анализа и калькуляции себестоимости продукции. К тому же группировка затрат помогает находить решение в нестандартных ситуациях, в новых сферах деятельности. Классификация затрат нужна для определения стоимости продукции, себестоимости единицы продукции и для ценообразования. Группировка затрат является важной не только для расчета себестоимости, но и для установления определенного соотношения между ними с целью взаимного контроля и согласования. Такое согласование возможно только при наличии экономически обоснованной классификации затрат по определенным группам, что также имеет большое значение для экономического анализа себестоимости, установления и оценки факторов ее формирования и снижения. Одним из определяющих моментов рациональной организации учета затрат является их экономически обоснованная классификация, что, в свою очередь, зависит от правильного выбора классификационных признаков.

Правильная организация управленческого учёта на предприятии, учёт расходов на всех этапах производства и выполнения работ (услуг) в конечном итоге способствует получению прибыли, и, как следствие, повышение рентабельности организации в целом.

Список использованной литературы:

1.Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник /О.В.Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.

2. Бутинець Ф. Ф. та ін. Бухгалтерський управлінський облік. – 3-тє вид., доп. і перероб. – Житомир: ПП «Рута», 2005. – 480 с.

3. Бухгалтерський облік / В. Сопко, 3. Гуцайлюк, М. Щирба и др. – Тернопіль: Астон,2005. – 496 с.

4. Голов С. Ф. Управлінський облік. – Киев: Лібра, 2003. – 704 с.

5. Грабова Н. М. Теорія бухгалтерського обліку / за ред. М. В. Кужельного. – 6-те вид. –Киев: Видавництво А.С.К., 2004. – 266 с.

6. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

7. Карпова Т. П. Управленческий учет. –М. : ЮНИТИ, 2000. – 350 с.

8. Керимов В. Є. Управленческий учет: учебник. – М. : Маркетинг, 2001. – 268 с.

9. Лень B. C., Гливенко В. В. Бухгалтерський облік в Україні: основи та практика: навч.посіб. – Киев: Центр навчальної літератури,2004. – 576 с.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3964208/

11. Нападовська Л. В. Управлінський облік - Киев: Книга, 2004. - 544 с.

12. Нападовська Л. В. Управлінський облік: монографія.-Дніпропетровськ: Наука і освіта,2000. – 450 с.

13. Николаева O. E., Шишкова Т. В.Управленческий учет. – 2-е езд., испр. и дополн. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 336 с.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/positions/

15. Радченко Е.М. Классификация затрат и их формирование в химической промышленности//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 196–203.

16. Россиина Н.С. Бухгалтерский учёт. Анализ. Аудит – Опорные схемы и таблицы. Учебно-наглядное пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2009

17. Скляренко В.К. «В чем разница между затратами, расходами и издержками?» Образовательная система: Элитариум 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdo.elitarium.ru/zatraty_raskhody_izderzhki/

18. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 712 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 22

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8167. 302.65 KB
В этой связи представляет интерес вся совокупность расходов субъекта хозяйствования иными словами все расходы произведенные в интересах получения экономических выгод. Любые расходы организации должны либо включаться в стоимость активов либо через аккумулирующие счета учета расходов по экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Других источников возмещения расходов не существует. Следовательно каждая организация должна располагать полной информацией о валовой сумме материальных расходов расходов на оплату труда других...
9331. Классификация видов имущества. Особенности организации страхования 5.79 KB
Классификация видов имущества. Состав имущества промышленных предприятий подлежащих страхованию. Договор страхования имущества принадлежащего предприятию может быть заключён по его полной стоимости или по определённой доле этой стоимости но не менее 50 балансовой стоимости имущества; по страхованию строений не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на их возведение.
8333. История развития вычислительной техники. Классификация компьютеров. Состав вычислительной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Классификация служебных и прикладных программных средств 25.49 KB
Состав вычислительной системы. Состав вычислительной системы Рассматривают аппаратную и программную конфигурацию т. Интерфейсы любой вычислительной системы можно условно разделить на последовательные и параллельные. Системный уровень переходный обеспечивающий взаимодействие прочих программ компьютерной системы как с программами базового уровня так и непосредственно с аппаратным обеспечением в частности с центральным процессором.
7666. Учет накладных расходов 14.92 KB
Учет накладных расходов. Состав и экономическое содержание накладных расходов. Порядок распределения накладных расходов. Учет накладных расходов.
7675. Учет расходов в гостиничных предприятиях 29.4 KB
Службы гостиницы и их назначение. Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы ее категорией размером фонда номеров местоположением спецификой гостей и другими факторами. Структура определяет круг обязанностей каждого работника гостиницы...
7701. Особенности учета расходов на рекламу 21.99 KB
Расходы налогоплательщика связанные с получением совокупного годового дохода подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода за исключением расходов не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов подтверждающих расходы связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде в котором они фактически произведены за исключением расходов будущих периодов. А так как реклама это...
5511. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОФИЛЬ» 97 KB
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия и представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств
15735. Учет доходов и расходов экономического субъекта 1.44 MB
Учет доходов и расходов играет важную роль для успешной предпринимательской деятельности организации. А образовательная деятельность является еще и очень важной в развитии будущего поколения страны и ее экономики. Очень важен анализ доходов и расходов, для того, чтобы найти пути решения экономических проблем организации, развития ее деятельности, усовершенствования предоставляемой услуги.
13745. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37.14 KB
Уточнить понятие, сущность и значение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; дать классификацию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; охарактеризовать нормативное регулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
18456. Учет доходов и расходов предприятия РГП «Костанайводхоз» 118.3 KB
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышение эффективности производства

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
0100 - Общегосударственные вопросы;
0200 - Национальная оборона;
0300 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
0400 - Национальная экономика;
0500 - Жилищно-коммунальное хозяйство; 0600 - Охрана окружающей среды; 0700 - Образование; 0800 - Культура, кинематография; 0900 - Здравоохранение; 1000 - Социальная политика; 1100 - Физическая культура и спорт; 1200 - Средства массовой информации; 1300 - Обслуживание государственного и муниципального долга;
1400 - Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:
0701 - Дошкольное образование;
0702 - Общее образование;
0703 - Начальное профессиональное образование;
0704 - Среднее профессиональное образование;
0705 - Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
0706 - Высшее и послевузовское профессиональное образование;
0707 - Молодежная политика и оздоровление детей;
0708 - Прикладные научные исследования в области образования;
0709 - Другие вопросы в области образования.

В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования 1.

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез - 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки - код федеральной целевой программы. Например:
1000200 - Федеральная целевая программа «Культура России {2012-2018 годы)»
1000600 - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
1001200 - Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах».

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:
- код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:
210 - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
220 - оплата работ, услуг;
230 - обслуживание государственного (муниципального) долга;
240 - безвозмездные перечисления организациям;
250 - безвозмездные перечисления бюджетам;
260 - социальное обеспечение;
290 - прочие расходы.

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Под бюджетной классификацией понимается научно обоснованная эко-номическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, приведенная в определенную систему и закодированная в надлежащем порядке. Характер группировки определяется социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой экономики и системой управления. Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.
Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.
Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Казахстан. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.
Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Действующая в Республике Казахстан Единая Бюджетная Классификация разработана по методике Международного валютного фонда на основе требований международных стандартов. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и
расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений, дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в Министерство экономического развития и торговли в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений, дополнений в Бюджетную классификацию. Предложения о внесении изменений, дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется Министерством экономического развития и торговли центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается клас-сификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.?
Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится Министерством экономического развития иторговли соответствующим нормативным правовым актам. При этом, Министерство финансов РК вносит в Министерство экономического развития и торговли предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих. Соответствующие предложения органов государственного управления
о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются Министерством экономического развития и торговли на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов. Министерство экономического развития и торговли обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию. Расходы государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также непосредственно обеспечивающих безопасность Президента Республики Казахстан, классифицируются по одной функциональной группе, одной текущей бюджетной программе и одной бюджетной программе развития с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Действующая единая бюджетная классификация характеризуется прозрачностью движения финансовых потоков, что позволяет осуществлять строгий финансовый контроль за процессами формирования доходов и расходования бюджетных средств.