Построение бюджетной системы страны зависит. Бюджетная система страны

Бюджет представляет собой форму образования и расхо­дования фонда денежных средств, предназначенных для фи­нансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис­теме страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населе­нием - с другой, которые связаны с формированием и использо­ванием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пе­рераспределением. Основными финансовыми методами пере­распределения национального дохода являются:

    образова­ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд­жетные фонды);

    организация налогов;

    финансирование отраслей народного хозяйства;

    формирование и использо­вание общественных фондов потребления, страховых и ре­зервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возло­женных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эко­номическую категорию, которая выражает определенные эко­номические отношения. Государство использует бюджет в ка­честве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важ­нейшего инструмента проведения экономической и социаль­ной политики.

Функции бюджета . Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов – распределительная, контрольная, регулирующая.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно­стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро­приятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет .

Средства федерального бюджета являются главным источ­ником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Бюджетная система и бюджетное устройство

Бюджетное устройство определяет организацию государст­венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше­ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функ­ционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро­вания и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государст­ва, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст­венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля­ется главным звеном финансовой системы государства.

По­строение бюджетной системы зависит от формы государствен­ного и административного устройства страны. По степени рас­пределения власти между центром и административно -тер­риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориаль­ные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного госу­дарства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это фор­ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова­ния, входящие в государство, имеют собственную государствен­ность и обладают определенной политической самостоятельно­стью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджет­ные и налоговые системы.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов Федерации. Бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней (приложение 1): в хорошем в качестве в Москве

· федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления .

В рамках бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) обеспечиваются образование и расходование денежных средств, предназначенных для решения задач и выполнения функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ, который в свою очередь вместе с федеральным бюджетом образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты) (рис.1).

Рис.1 Схема консолидированного бюджета РФ

Как показывает рис.1, бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Все бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов местного самоуправления соответственно .

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

— федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местных бюджетов.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 6.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов

Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. К основным принципам функционирования бюджетной системы Российской Федерации относятся:

· единство бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджета — означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

· самостоятельность бюджетов разных уровней право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств.

· сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

Рисунок 6.1 – Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

· эффективность и экономичность использования бюджетных средств — означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований — означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных

трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов, означающая то, что все доходы и расходы бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке;

· гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· достоверность означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

· адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в

распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.

Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджет законодательство не раскрывает понятие бюджетного устройства. Поэтому существует несколько пониманий данного термина.

Бюджетная система является центральным звеном бюджетного устройства и ее главная составная часть.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации в соответствии с принципами построения, регламентируемыми в бюджетном законодательстве.

Бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура, и организации взаимоотношения входящих в нее бюджетов по линии доходов и расходов.

Бюджетное устройство включает в себя:

1. Бюджетную систему государства и принципы ее построения, а также бюджетная классификация

2. Принципы и правила разграничения доходов и расходов бюджета

3. Принципы и формы межбюджетного перераспределения средств

4. Бюджетные права ОГВ и ОМСУ

Бюджетное устройство – организационное построение бюджетов, отражающее как их структуру, так и формы взаимоотношения.

Бюджетное устройство – основана на экономической совокупности всех бюджетов и бюджетов ГВФ, объединенных на основе определенных принципах и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, регулируемые законом.

БУ напрямую зависит от ГУ, то есть от способа распределения единой государственной власти на территории той или иной страны и от соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов.

Число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в стране.

По степени распределения власти между центральными и административными территориальными образованиями все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Бюджетная системы унитарного государства:

· Бюджет центрального правительства

· Местные бюджеты

Бюджетная система федеративного государства:

· Центральный бюджет, федеральный бюджет, бюджет федерального правительства

· Бюджеты субъектов РФ

· Местные бюджеты

Верхний уровень бюджетной системы у федеративного и унитарного государств всегда представлен одним бюджетом.

Государство с унитарной системой правления может иметь одноуровневый(всякие карликовые государства) или двухуровневый бюджет(приличные страны ГБ, Франция и т.п.).

Унитарное государство распределяет функции таким образом, что местные органы не могут действовать независимо от центра, но центр может делигировать им определенные полномочия. Местные органы власти подотчетны центральному правительству. Есть единый бюджет через который реализуется бюджетный процесс.



Федеративное государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или территориальные образования обладают определенной политической независимостью в пределах распределенной компетенции.

Федеративная система характеризуется:

1. Наличием иерархии государственной власти

2. Четкое разграничение полномочий различных уровней власти, в том числе бюджетных полномочий гл 2, ст 7-8-9

3. Независимость государственных институтов и определенная степень суверенитета на каждом уровне

Федеральная структура предполагает децентрализацию принятия решений, разделение государственной власти, распределение полномочий и суверенитета.

Каждый уровень федерального государства наделен положенными ему полномочиями и правами по закону.

Для бюджетных систем таких государств характерен бюджетный федерализм, то есть такое устройство в котором сочетаются 2 направленности:

1. На централизацию, призванную обеспечить единство бюджетной системы

2. На децентрализацию, устремленную на самостоятельность и сбалансированность доходов и расходов бюджетов всех уровней

Примеры федеративных государств привести легко.

Конфедеративное или союзное государство – постоянный союз суверенных государств, который создается для достижения неких политических, экономических, социальных, военных целей.

Имеется центральное правительство, которое имеет свой бюджет формируемый из взносов участников конфедерации и самостоятельных источников доходов, при этом у членов сохраняются самостоятельные налоговые и финансовые системы.

Конфедерация возглавляется межправительственной организацией, которая обеспечена осуществлять от имени входящие в нее стран определенные государственные функции.

Факторы, влияющие на построение бюджетных систем, кроме государственного устройства:

Национальные факторы

Историческое прошлое и исторический опыт

Политический режим

Территориальная организация местного самоуправления.

Бюджет необходим государству для реализации их политических, экономических и социальных функций. Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канц­лер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с день­гами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «ко­жаный мешок». С помощью бюджета осуществляется главная задача - сопо­ставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджет - это центральное звено системы финансов. Посколь­ку финансы - система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет - это система денежных отношений, в процессе которых образует­ся и используется централизованный бюджетный фонд.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определе­ние бюджета: «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправ­ления».

В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет - это общегосударственный, централизованный фонд денеж­ных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

1. Бюджет - это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет - это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различа­ют бюджет государства и государственный бюджет .

На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государ­ственный бюджет носит название «федеральный бюджет».

Бюджет государ­ства - это консолидированный бюджет России.



Рис. 3.1. Подходы к понятию «бюджет» и его функциям

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации . Потому бюджет государства - это фе­деральный бюджет плюс бюджеты всех субъектов Федерации. По объему консолидированный бюджет России представляет собой сумму, превышающую федеральный бюджет в два раза.

По экономическому содержанию бюджет государства - часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет форми­руется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет.

Бюджет выполняет три функции: формирования, использования и контроля.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Основной ис­точник бюджетных доходов - полученные в результате первично­го распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; до­ход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отрас­лей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция распределения принадлежит конкретным целе­вым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Функция регулирования заключается в стимулирования и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм органи­зации бюджетных отношений, специфических методов мобилиза­ции и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансово­го контроля.

В зависимо­сти от экономического содержания разных групп бюджетных от­ношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

· мобилизация денежных средств в федеральный, региональ­ные и местные бюджеты;

· расходование бюджетных средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам;

· межбюджетное распределение и перераспределение финан­совых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансо­вое положение конкретных экономических субъектов, отраслей на­родного хозяйства, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Организацию госу­дарственного бюджета и бюджетной системы страны определяет бюджетное устройство .

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы, взаимоот­ношения между ее отдельными звеньями, правовые основы фун­кционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств .

Основы бюджетного устройства обуславливаются формой государственного устройства страны. Составной частью бюд­жетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государ­ства, административно-территориальных образований, самосто­ятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны.

По степе­ни распределения власти между центром и административно-тер­риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Унитарное (единое) государство - это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или авто­номии.

Бюджетная система унитарного государства со­стоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов .

Федеративное (объединенное) государство - это форма го­сударственного устройства, при которой государственные обра­зования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пре­делах распределенной между ними и центром компетенции.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и со­стоит из федеративного бюджета , бюджетов членов федерации и местных бюджетов .

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения полити­ческих или военных целей. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые сис­темы .

Российская Федерация имеет федеративное государственное устройство, где каждый уровень управления имеет свой бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации – трехзвенная, и представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюд­жеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих прин­ципов:

1. Принцип единства бюджетной системы , который обеспечи­вается единством бюджетного законодательства, денежной сис­темы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровня­ми бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему ус­мотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом).

5. Принцип эффективного и экономного использования бюд­жетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему эконо­мическому положению.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объе­ме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности , то есть необходимость публикации зако­нов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.