Закон о списании долгов в пенсионный фонд. Задолженность по страховым взносам

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.

Обоснование позиции:
Налоговая амнистия предусмотрена от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ).

Задолженность по страховым взносам

Согласно Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Как разъясняет финансовое ведомство в Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394, установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере - как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей.
В целях списания, в том числе, упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят N 436-ФЗ.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности ( Закона N 436-ФЗ) (смотрите также Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-05/7506, от 07.02.2018 N , от 06.02.2018 N ).
По нашему мнению, из прямого прочтения положений Закона N 436-ФЗ и представленных разъяснений Минфина России следует, что безнадежной может быть признана только недоимка по страховым взносам, исчисленным ПФР в соответствии с Закона N 212-ФЗ.
В отношении же недоимки по страховым взносам, исчисленным самим предпринимателем в общеустановленном N 212-ФЗ порядке (взносы которые ИП начислял на заработную плату своих сотрудников или фиксированные взносы (за себя), рассчитанные исходя из однократного размера МРОТ или 1% от 300 000 рублей и т.д.), но по каким-то причинам не уплаченным в бюджет (частично неуплаченным) до 2017, положения Закона N 436-ФЗ не применяются.
Данный вывод подтверждается и тем, что решение о признании недоимки безнадежной принимается, в том числе, на основании сведений из ПФР, подтверждающих основание возникновения недоимки и задолженности.
Фраза "В целях списания, в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда...", приведенная в разъяснении финансового ведомства, на наш взгляд, означает, что N 436-ФЗ установлен еще ряд оснований для списания задолженностей по налогам и взносам.
В связи с этим, по нашему мнению, ИП может рассчитывать на списание по основанию, предусмотренному Закона N 436-ФЗ, только недоимки по взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также подлежит списанию задолженность по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Подтверждается наше мнение и информацией, размещенной сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (ИП) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию ( Закона N 436-ФЗ).
Иными словами, решение о списании недоимки и задолженностей принимает налоговый орган без участия плательщика страховых взносов. Каких-либо заявлений предпринимателю для этого подавать не требуется. Однако сроки принятия решений о признании рассматриваемых недоимок и задолженностей безнадежными и сроки их списания нормы N 436-ФЗ не устанавливают.
Отметим также, что, Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) с 29.01.2018 дополнена частью 3.1 ( , Закона N 436-ФЗ) следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета ИП) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Из прямого прочтения нормы Закона N 243-ФЗ, на наш взгляд, следует, что недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2017 и переданные фондами налоговикам, будут признаны безнадежными и списаны только в том случае, если установленные , НК РФ сроки принудительного взыскания указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами ( Закона N 243-ФЗ), так как в этом случае налоговый орган утрачивает право взыскать недоимки, пени и штрафы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Как следует из проекта Приказа ФНС России "Об утверждении Порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи" (подготовлен ФНС России 16.03.2018), решение о признании недоимки и задолженностей, указанных в Закона N 243-ФЗ, будет принимать налоговый орган по месту учета ИП, на основании протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам и справки налогового органа по месту учета ИП о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Положения Закона N 243-ФЗ, по нашему мнению, приняты в связи тем, что налоговый орган должен был уже с 01.01.2017 предпринимать попытки взыскать недоимки и задолженности по пеням и штрафам в принудительном порядке, но не мог этого сделать ввиду отсутствия у налогового органа соответствующей информации до подписания акта приема-передачи сальдо.
Что же касается иных сумм недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам (не указанным в Закона N 436-ФЗ и Закона N 243-ФЗ), в том числе образовавшихся до 01.01.2017, то безнадежными они могут быть признаны только по основаниям, предусмотренным НК РФ, даже если налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание этих недоимок ( Закона N 243-ФЗ, постановление Девятого ААС от 16.03.2018 N 09АП-5268/18, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание, что сроков исковой давности для уплаты налогов и взносов НК РФ не установлено.
Одним из оснований для списания задолженностей по взносам и налогам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам ( НК РФ).
Инициировать судебное разбирательство, по итогам которого может быть принят необходимый судебный акт, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, установленном АПК РФ, с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик (плательщик страховых взносов), в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление плательщика страховых взносов подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства ( Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12, Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-13462/15, Третьего ААС от 27.08.2015 N 03АП-4178/15, Десятого ААС от 04.09.2013 N 10АП-7188/13 (оставлено без изменения ФАС Московского округа от 11.11.2013 N Ф05-14349/13 по делу N А41-6350/2013), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2259/12 по делу N А78-8254/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N Ф07-1486/11 по делу N А21-3041/2011, решение АС Свердловской области от 10.03.2011 N А60-43724/2010).
После вступления в силу решения суда налоговый орган должен немедленно исключить суммы задолженности из лицевого счета плательщика страховых взносов (абзац 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Задолженность по налогам

Закона N 436-ФЗ установлено, что:
- признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням ( Закона N 436-ФЗ);
- признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за ИП, а также за лицами, утратившими статус ИП до даты принятия такого решения ( Закона N 436-ФЗ).
Согласно Закона N 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. и Закона N 436-ФЗ, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета ИП) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. и Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию ( Закона N 436-ФЗ).
Таким образом, могут быть признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся за ИП на 01.01.2015.
Положения N 436-ФЗ не конкретизируют, что следует понимать под днем образования недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам.
В силу НК РФ N 436-ФЗ входит в состав законодательства РФ о налогах и сборах. В свою очередь, НК РФ предусмотрено, что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок ( Минфина России от 08.07.2015 N 03-03-06/1/39307).
Статус недоимки задолженность приобретает после наступления срока уплаты налога (смотрите также п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Налог по УСН уплачивается ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( , НК РФ).
В связи с этим полагаем, что положения Закона N 436-ФЗ могут распространиться на суммы Налога по УСН, подлежащие уплате за 2013 год (срок уплаты не позднее 30.04.2014) и ранее (2012, 2011 и т.д.).
Сроки принятия решений о списании недоимок по налогам N 436-ФЗ также не установлены.
На сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/) сказано, что решение о списании недоимки, пеней и штрафов в указанных в N 436-ФЗ случаях будет приниматься налоговым органом самостоятельно без участия налогоплательщика после реализации соответствующего порядка списания.
При этом несмотря на то, что N 436-ФЗ установлено, что налоговые органы принимают решение о списании недоимки без участия налогоплательщика (плательщика страховых взносов), ИП вправе обратиться в налоговый орган с запросом о разъяснении причин несписания рассмотренных выше задолженностей.
Данное право установлено и НК РФ, согласно которым налогоплательщик (плательщик взносов) вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право направить в налоговый орган письменный запрос, который может быть представлен непосредственно в налоговый орган, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи через сеть "Интернет", например через личный кабинет налогоплательщика (п. 90 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Минфина России от 02.07.2012 N 99н, далее - Регламент).
Форма письменного запроса приведена в приложении N 6 к Регламенту. Индивидуальное информирование на основании письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России (п. 93 Регламента).
При обращении по ТКС или через личный кабинет с использованием электронной подписи запрос подается по форме, приведенной в приложении N 7 к Регламенту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей.

1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?

Для плательщиков страховых взносов, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и сумма дохода которых не превышает 300 000 рублей, установлен срок уплаты страховых взносов - не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае, если сумма дохода плательщиков превышает 300 000 рублей, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода превышающей указанному сумму, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?

Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.

Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование передается плательщику - физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.

К требованию прилагается расчет пеней.

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:

- если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;

- не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.

3 .А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?

Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.

Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.

По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В случае, если в течение одного года и двух месяцев сумма задолженности не превысила 1 500 рублей, орган ПФР осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке. Заявление в суд направляется в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.

Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.

При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей постановление о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате недоимки, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.

Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз и составляет 17 328,48 рублей.

- расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2014 год составляет - 138 627,84 рублей.

Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.

Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.

Если такая информация не поступила в орган ПФР на том основании, что плательщик своевременно не отчитался в органы ФНС, сумму страхового взноса орган ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ - 138 627,84 рублей.

В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

"Кадровый вопрос", 2011, N 8

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах установлены конкретные сроки для уплаты начисленных сумм страховых взносов и на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по своевременному и полному их перечислению. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок образуется недоимка, порядок взыскания которой установлен законодательством. Если в силу разных причин недоимку, числящуюся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатить или взыскать не представляется возможным, то такая недоимка признается безнадежной. Об особенностях списания безнадежных долгов по страховым взносам мы расскажем в этой статье.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов:

В Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование;

В Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

В Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование.

Помимо этого, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ (взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке):

Ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках;

Ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок взыскания недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой недоимка взыскивается за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ безнадежной признается недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Списывается безнадежная недоимка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).

Согласно п. 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками, и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

Ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с нормами ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная - в судебном порядке.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника).

Статьей 214 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) погасить задолженность по обязательным платежам.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-02-08/32, в котором рассмотрен вопрос применения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов, признанного банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, акты сверки расчетов по которой налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

На основании ст. 60 Закона N 212-ФЗ, регулирующей порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Закона N 212-ФЗ.

Вопрос о признании индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ рассмотрен также в Письме Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N Д06-4750. В Письме отмечено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе если:

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ нарушение обязанности по подаче заявления в срок в случаях, установленных ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока;

Смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р (далее - Методические рекомендации N 228р), решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается на основании:

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, - в случае ликвидации организации - плательщика страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенного гербовой печатью арбитражного суда, вынесенного в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, - в случае признания плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя банкротом;

Копии свидетельства о смерти физического лица - в случае смерти плательщика страховых взносов - физического лица;

Копии свидетельства о смерти физического лица либо копии решения суда об объявлении физического лица умершим - в случае объявления судом плательщика страховых взносов - физического лица умершим.

Обратите внимание! В зависимости от вида страхового взноса решение о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и об их списании принимают разные органы:

В отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. "б" п. 2 Постановления N 820);

В отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. "а" п. 2 Постановления N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 3 Методических рекомендаций N 228р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, согласно п. 3 Методических рекомендаций N 228р, принимается:

Отделениями ПФР, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1 млн руб. и более;

Территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых взносов, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн руб.

Для принятия решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам (п. 4 Методических рекомендаций N 228р).

Комиссия состоит не менее чем из трех работников территориального органа ПФР. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить:

Руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов;

Руководитель структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов;

Главный бухгалтер территориального органа ПФР.

Заседание комиссии является правомочным при участии в нем всех ее членов. На заседании комиссии ведется протокол.

Порядок работы комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом территориального органа ПФР.

В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР с использованием программно-технического комплекса "Страхователи" (далее - ПТК "Страхователи") формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в таком территориальном органе ПФР, по календарным годам снятия с учета и по вышеперечисленным случаям снятия с учета плательщиков (страхователей).

При наличии документов, указанных в п. 2 Методических рекомендаций N 228р, в отношении каждого плательщика подготавливается справка о недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям N 228р).

Сумма недоимки и задолженности, включенная в справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:

Ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), содержащихся в ПТК "Страхователи";

Расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовались недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;

Расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, учитываемых в программно-техническом комплексе "Администрирование страховых взносов" (далее - ПТК АСВ);

Реестрах платежей (платежных документах) начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;

Требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

Решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;

Решениях территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

Постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя;

Судебных актах;

Других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

Документ, подтверждающий основание для принятия решения, указанный в п. 2 Методических рекомендаций N 228р;

Справка;

Документы, подтверждающие сумму недоимки и задолженности.

Такая опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в комиссию.

Обратите внимание! Форма принимаемого комиссией решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям N 228р).

Решение изготавливается в подлинных экземплярах по количеству внебюджетных фондов, недоимка и задолженность в которые признана безнадежной, плюс один подлинный экземпляр.

В отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения.

В случаях если по результатам рассмотрения документов в отношении плательщика страховых взносов комиссия признает, что для принятия решения оснований не имеется либо представлены не все документы, необходимые для его принятия, документы возвращаются с пояснениями в письменной форме. Информация о таком плательщике в протокол комиссии не включается.

В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций N 228р регистрация решений осуществляется в журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам того территориального органа ПФР, в котором принято решение.

Территориальные органы ПФР ежемесячно составляют реестр принятых комиссией этого территориального органа ПФР в предыдущем месяце решений в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам (далее - реестр). Такой реестр должен быть представлен в ПФР не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, с приложением одного подлинного экземпляра каждого из решений.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее - ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

Отдел казначейства отделения ПФР списывает суммы дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством и в соответствии с требованиями инструкции Минфина России по бюджетному учету. После отражения в бухгалтерском учете отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности ведомости и один экземпляр решения остаются на хранении в отделе казначейства отделения ПФР.

Подлинные экземпляры решений по количеству внебюджетных фондов направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР.

В налоговые органы - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., а также задолженности по пеням и штрафам;

В Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г.

На основании решения территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам:

В ПТК "Страхователи";

В ПТК АСВ.

Плательщику страховых взносов присваивается статус страхователя "Снят с учета с признанной безнадежной к взысканию недоимки". Один подлинный экземпляр решения хранится в деле плательщика.

Со дня принятия решения списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке.

А. Рыжков

Эксперт журнала

Подписано в печать

Чем рискует предприниматель.

Индивидуальный предприниматель, наряду с налоговыми платежами обязан уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд России. Взносы в пенсионный подлежат уплате или несколько раз в год, например, ежеквартально, или единоразово – право выбора при этом принадлежит самому предпринимателю.

Сумма подлежащих уплате взносов в фонд зависит от нескольких факторов, в том числе от наличия у предпринимателя наемных работников, размера МРОТ и суммы полученного им дохода. Например, если годовой доход ИП составил менее 300 тысяч рублей, то сумма обязательного платежа составит немногим более 18600 рублей в год.

Задолженность перед Пенсионным фондом может стать причиной многих неприятностей – от ареста счета до ареста имущества. Как узнать о наличии долга перед ПФР и чем грозит наличие задолженности – об этом пойдет речь ниже.

Начисление взносов

Сумма подлежащих оплате взносов рассчитывается исходя из отчетности, направляемой предпринимателями в уполномоченные органы. Однако существует несколько особенностей, согласно которым начисляется задолженность по обязательным платежам такого рода. К таким особенностям относятся:

  • сумма взносов предпринимателя, не выплачивающего заработную плату наемным работникам, фиксирована. Соответственно, отчет по взносам «за себя» предоставлять в Пенсионный фонд не требуется;
  • если предприниматель не предоставил в ИФНС сведения о своих доходах и ПФР не обладает сведениями о доходах ИП, соответственно, задолженность по страховым взносам перед фондом рассчитывается по максимальной ее сумме – 148 886 рублей;
  • предприниматель может быть освобожден от уплаты взносов в Пенсионный фонд в том или ином периоде его деятельности, если в этот период ИП не осуществлял предпринимательскую деятельность. Такое правило применимо, например, при отпуске по уходу за ребенком или больничного листа по беременности и родам. О том, какие документы необходимы для того, чтобы воспользоваться таким правом, нужно узнать в территориальном отделе ПФР.


Узнать о задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд для индивидуального предпринимателя возможно несколькими способами. Первый способ – нанести визит в территориальный отдел ПФР и уточнить по ИНН и другим регистрационным сведениям, имеется ли задолженность перед фондом, и какова ее сумма.

Второй способ узнать о наличии долга по взносам намного проще. На официальном сайте Пенсионного фонда, после выбора соответствующего региона, необходимо зайти в раздел «Личный кабинет предпринимателя» - здесь, после введения идентификационных данных, будет отражена вся информация о том, имеется ли долг и в какой сумме.

Порядок взыскания страховых взносов

Задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд может быть взыскана двумя способами:

  1. Вынесение органами Пенсионного фонда постановления о принудительном взыскании долга и пени по неуплаченным в срок страховым взносам;
  2. Получение судебного решения о взыскании с предпринимателя долга.

В любом случае с момента вступления в силу документа о принудительном взыскании, у предпринимателя наступает так называемый срок для добровольного исполнения – период, в течение которого задолженность перед фондом должна быть погашена. В противном случае фонд вправе передать документ в специализированную государственную структуру – Федеральную службу судебных приставов, где долг будет взыскан с применением специальных мер и санкций.

Порядок принудительного взыскания долга

Итак, ФССП России – это специализированное ведомство, к функциям которого относится принудительное взыскание любой задолженности, подтвержденной решением суда или иным исполнительным документом. Долг при передаче дела приставу можно оплатить как непосредственно в ПФР, так и через депозитный счет ФССП России. И в том, и в другом случае задолженность перед Пенсионным фондом после поступления на лицевой счет ПФР будет считаться аннулированной.

Следует учитывать, что предприниматель по своим долгам несет персональную ответственность, в том числе и личным имуществом. Это положение законодательства дает приставам право применения к ИП полного комплекса мер принудительного исполнения. Другими словами, если задолженность не будет погашена добровольно или же не предоставлен документ о том, что долг по страховым взносам отсутствует, судебный пристав вправе:

  • наложить арест на имущество предпринимателя с последующей его реализацией и перечислением вырученных средств в счет долга по страховым взносам;
  • обратить взыскание на деньги, находящиеся на банковских счетах или в кассе предпринимателя;
  • обратить взыскание на доходы, в т.ч. и на пенсию должника-ИП;
  • применить меру в виде временного запрета на выезд за пределы Российской Федерации до момента, когда долг не будет погашен;
  • ограничить право проведения регистрационных действий с недвижимым имуществом или транспортными средствами, принадлежащими предпринимателю, имеющему долг.

Подобных неприятностей можно избежать только одним способом – путем своевременной оплаты страховых взносов в требуемой сумме. Долг по страховым взносам перед Пенсионным фондом также может быть причиной инициирования в отношении предпринимателя процедуры банкротства.

Размещено: 25.07.2015

Уважаемый Максим.

Как узнать задолженность в пенсионный фонд для ИП онлайн?

К сожалению никак! Сейчас вы должны за 2015, 2014 и 2013 годы. Остальной долг погашается срокоим исковой давности. Вам в суде (УПФР обязательно обратится в суд и с вас взыщут) надо будет заявить ходатайство о применении последствия пропуска срока за более ранние периоды задолженности. Компания отчисляла за вас как за работника. Но вы должны как ИП. Только за эти периоды не исчисляются и не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (ч.6 ст.14 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.

В 2018 году с ИП спишут все долги по налогам и страховым взносам

Начиная с 2018 года с индивидуальных предпринимателей начнут списывать "безнадежные" долги по налогам за периоды до 1 января 2015 года и по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.

Законом от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ внесены изменения в НК РФ в части списания с ИП и граждан сумм обязательных платежей, признанных безнадежными к взысканию.

Так, для ИП указанным законом предусмотрена налоговая амнистия по всем налогам, кроме:

  • Налога на добычу полезных ископаемых.
  • Акцизов.
  • НДС в отношении перемещения товара через территорию РФ.

"Гаситься" будет вся задолженность, возникшая за периоды до 1 января 2015 года, а также все пени, начисленные до момента принятия решения о списании долга с ИП.

Налоговая амнистия затронет и долги по фиксированным страховым взносам, образовавшимся до 1 января 2017 года при условии, что ИП деятельности не вел и отчетность не сдавал, в связи, с чем ему были начислены страховые взносы в максимальном размере.

Напомним, что до 2017 года за отсутствие сведений о доходах ИП Пенсионный фонд имел право доначислить страховые взносы, исходя из предположительного максимального дохода.

Долги в ПФР: как для ИП узнать о задолженности в Пенсионном фонде

Расчет производился по формуле: 8 х МРОТ х 26% х 12. Эта сумма и будет списана с ИП.

С обычных граждан будут списываться долги по имущественным налогам: на землю, транспорт, имущество за периоды до 1 января 2015 года, а также пени до момента вынесения налоговым органом решения об аннулировании задолженности.

Также, указанным правовым актом вместо льготы в виде необлагаемого земельным налогом минимума в 10 тысяч рублей, введена льготы в размере необлагаемой налогом величины кадастровой стоимости 600 кв. м (6 соток) площади земельного участка для льготных категорий налогоплательщиков (в который теперь включены пенсионеры).

Задолженность с ИП и физических лиц будет списана налоговым органом самостоятельно, без предварительного обращения налогоплательщика.

При этом, указанным законопроектом не предусмотрена обязанность информирования предпринимателей или граждан о списанной задолженности и ее сумме, в связи, с чем ИП или гражданину необходимо будет самостоятельно уточнять данную информацию в ИФНС по месту учета.

Дополнительно необходимо отметить, что налоговая амнистия затронет лишь ИП и граждан, организации в список амнистируемых лиц не попали.

Закон вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации — 29.12.2017).

Еще статьи по теме

Долги пенсионный фонд ИП

Здравствуйте!

Как можно решить вопрос по списанию задолженности?

наличие задолженности не препятствует Вам закрыть ИП.

касательно же имеющихся долгов, то ФНС обязана их списать самостоятельно и обращаться туда не требуется (как минимум до июля-августа), да и не может она сразу списать все задолженности в виду большого количества таких должников.

помимо этого, ФНС права и действительно подлежит списанию не любая задолженность, а начисленная в соответствии с нормой п.11 ст.14 №212-ФЗ, поэтому надо подробно разбирать что и как.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.02.2018 по вопросу списания задолженности индивидуальных предпринимателей, сформировавшейся до 1 января 2017 года, и сообщает.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года , в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
При этом согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ.