Сочинение: Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов. Служебный долг и профессиональная карьера в деятельности юриста Каково соотношение морального и служебного долга

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.


13. Гуманизм как этический принцип.

Гуманизм - это принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

14. Понятие и особенности юридической этики.

Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической сферы, зафиксированных в кодексах, положениях, присягах, регулирующих их служебное и внеслужебное поведение.



Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


15 вопрос Профессиональная этика юриста призвана формировать(ЗАДАЧИ):

1.Уважительное отношение к праву, правовую образованность и информированность; профессионально-правовое мастерство; глубокое знание законодательства и подзаконных правовых актов, специфики их практической реализации; высокий уровень правового мышления; качество профессиональной подготовки; умение эффективно использовать правовой инструментарий в юридической деятельности;

2.Обширность знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины политического и экономического мышления и анализа складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических государственно-правовых проблем, определенный уровень общей правовой культуры;



3.Владение обширными профессиональными навыками правового поведения, высокие моральные, нравственные качества юриста, соответствие служебного и внеслужебного поведения этическим требованиям юриста (например, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность, честность и т.д.);

4.Внутреннюю убежденность юриста в необходимости своевременного, полного и всестороннего раскрытия того или иного правонарушения, рассмотрения и разрешения дела, в понимании ответственности за необеспечение охраны прав и законных интересов всех юридических лиц и граждан.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Савостина Е. А. Соотношение морали и этики служебного долга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 596–600..htm.

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий, как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. Также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещения описанных ранее понятий и возможное решение данной дилеммы.

Текст статьи

Савостина Евгения Андреевна,студентка факультетапсихологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород[email protected]

Соотношение морали и этики служебного долга

Аннотация:В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. А также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещенияописанных ранеепонятийи возможное решение данной дилеммы.Ключевые слова:этика, мораль, служебный долг, альтернативная государственная служба.

Высокая этическая воспитанность каждого воина, исполняющего служебный долг, являетсяне только выражением его личной нравственной зрелости, но и эффективным средством влияния на окружающих в процессе воинской службы. Воспитанность не дается с рождением, а вырабатывается на протяжении долгого времени. Ведь ещё тогда один из знаменитых американских писателей, журналистов и общественных деятелей Марк Твен по этому поводу заметил: «Цветная капуста -это обычная капуста, получившая позднее хорошее воспитание».Неудивительно, что человек без достаточно твердых идейных убеждений способен соблюдать этические нормы лишь до определенного рубежа, у него слабые «моральные тормоза», и он наиболее подвержен влиянию различных случайностей и соблазнов. Легче рассчитать траекторию полета ракеты, чем предвидеть, как поступит такой человек в той или иной ситуации.Рассмотрев исторически сложившиеся понятия «воинская честь» и не писаного кодекса чести российского воина, исполняющего служебный долг, можно сделать вывод, что каждый начальник, какую бы должность он ни занимал (до Верховного Главнокомандующего включительно), должен всегда помнить, что он не просто «командует», а имеет честь командовать. Он это обязан помнить как в мирное время, уважая в подчиненном его воинское достоинство, так и особенно на войне когда с честью вверенной ему роты, корпуса либо армии неразрывно связана и их личная честь, их доброе имя в глазах грядущих поколений. Соблюсти требования воинской этики начальнику труднее, чем подчиненному: с него больше спрашивается, ибо ему и больше дается. Два качества лучше всего выражают сущность воинской этики: благожелательность к подчиненным –таким же офицерам, как начальник –и сознание величия “чести командовать”.Так что же такое этика и мораль служебногодолга? Как эти два понятия соотносятся друг с другом? Совесть и долг –эти категории, выражающие императивность морали. Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности; их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Поэтому категория долга выражает необходимость выполнения своих нравственных обязанностей, подчинения воле более значимой, чем собственная.Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности. Очевидно, чувство долга предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека иявляется главным понятием морального сознания. Соответственно долг –это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием, более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.Этика служебной деятельности это, по сути, этика воинской службы. Она рассматривает всю совокупность норм и правил нравственного поведения военного человекав мирной и боевой обстановке, которые необходимы для выполнения им своего воинского долга. Вместе с тем, когдамы говорим об этике отечественного воина, этике поведения, мы имеем в виду и конкретные формы поступков человека, диктуемых моралью, требованиями военной присяги и воинских уставов. Жизнь часто ставит перед человеком, солдатом различные проблемы, дилеммы, вопросы, на которые он должен непременно ответить. Ариадниной нитью, которая укажет воину самый верный маршрут нравственного поведения, является глубокое понимание им существа нравственного критерия. В моменты выбора, принятия морального решения у человека, воспитанного в духе морали, всегда возникнет вопрос: созвучен ли намечаемый шаг, действие, намерение с интересами коллектива, общества, нашими идеалами? Воинская этика, как закон нравственного поведения на службе, обязывает каждого воина сверять все свои шаги с этим критерием и сообразовывать свои поступки именно в соответствии с ним.Присмотритесь, принципы нашей морали (в том числе и изложенные в воинских уставах и присяге) не просто излагают общие нормы, правила поведения, а заостряют наше внимание на главном: отношении личности к обществу и его защите, отношениях внутри коллектива и в семье; отношениях между народами и нациями и др. Известно, что в уставах выражены лишь общие, принципиальные положения. В них невозможно детализировать каждый шаг и поступок воина, которые в каждом конкретном случае определяются требованиями норм нашей морали и воинской этики. Дополняя друг друга, правовая и моральная стороны военной присяги и уставов действуют весьма эффективно и позволяют каждому воину достойно выполнять свой долг в ходе службы. Выполнение человеком требований воинской дисциплины, норм воинской этики только под влиянием внешнего принуждения еще не говорит о его глубокой воспитанности. Такой человек выполняет определенные предписания часто изза боязни морального осуждения или дисциплинарного наказания. В сложной и критической ситуации такая личность не всегда обеспечит надежность и бесперебойность работы. Советский солдат, верный нормам воинской этики, выполняет свой долг, прежде всего,по глубокому внутреннему убеждению. Высокая сознательность позволяет ему подавить любое отрицательное чувство, избавиться от дурных поступков, контролировать, свое поведение, управлять собой в самых сложных ситуациях, гасить и подавлять временные проявления душевной слабости, находясь наедине с собой, побуждает к решительным действиям. Таков нравственный императив воинской службы солдата.Анализируя войны конца1819 века,веденными за государственные интересы профессиональными армиями, ставшие золотым веком человечества, можно без всяческого затруднения понять, что современная этика служебного долга –лишь бледная тень той, что была выработана поколениями воинов за множество лет кабинетной политикии профессиональных армий. Войны велись без ненависти ко врагу –да и “врагов” не было –были только противники, упорные и свирепые в бою, учтивые и обходительные после боя, не терявшие чувства чести в самом жарком деле. После битвы на Требии Суворов приказал вернуть шпаги взятой в плен семнадцатой полубригаде из уважения к двухсотлетней славе и доблести Королевского Овернского полка, из коего она была составлена. За пятьдесят лет до того, при Фоншенуа, шотландцы сблизились на пятьдесят шагов с Французской Гвардией, продолжавшей безмолвно стоять. Лорд Гоу крикнул французскому полковнику: “Прикажите же стрелять”. “После вас, господа англичане!” –ответил французский командир граф д’Отрош, учтиво отсалютовав шпагой. Залп всем фронтом шотландской бригады положил сотни французов. Это: “Apres vous, messieurs les Anglais!” стало нарицательным. Этот эпизод в истории двух народов сыграл огромную роль. Именно о нем сто семьдесят лет спустя напомнил Фошу маршал Френч, когда та самая шотландская бригада пожертвовала собой, прикрывая отход французов в критическую минуту под Ипром. А вот революция 1789 года с ее вооруженными “массами” нанесла жестокий ущерб этике служебного долга. Уже столкновения вооруженного французского народа с вооружившимися народами русских и испанцев воскресили картины варварских нашествий и религиозных войн.Профессиональные (и полупрофессиональные) армии сообщали войнам оттенок гуманности, впоследствии совершенно утраченной. Крымская и Итальянская войны были последними из больших войн, веденных джентльменами. Уже война 1870 года и поведение в ней германского вооруженного народа показали всю несовместимость правил морали и воинской этики служебного долга с интеллектом вооруженных народных масс. О безобразных бойнях 1914 года –позоре Динана и Лувена, зверствах в Сербии, развале Русской, Германской и АвстроВенгерской армий и отвратительных явлениях, этот развал сопровождавших, –нечего и говорить. Заменив профессиональные, “воспитанные” армии свирепыми народными ополчениями, человечество заменило бичи скорпионами, усугубило бедствия войны. Вместе с тем, война неизбежна, как неизбежна болезнь, –от нее не избавишься никакими бумажными договорами.Сейчас всё наиболее актуальным становится вопрос соотнесения морали и этики служебного долга. Это объясняется, с одной стороны, ростом религиозного сознания военнослужащих, а с другой утратой многих нравственных и моральных ориентиров в обществе. Уже в ближайшее время законодателю придется решать вопрос о свободе совести в Вооруженных Силах на двух уровнях стадии комплектования, когда некоторые призывники отказываются от военной службы по религиозным и иным убеждениям, и собственно внутри армии.

Проблема противоречия гражданских обязанностей и глубоких внутренних убеждений военнослужащих стала насущнойна сегодняшний день, и многим следователям и военным прокурорам приходилось сталкиваться во время расследования с делами военнослужащих об отказе принимать присягу и брать в руки оружие. Исследуя международные правовые документы и исторический опыт (ещев 1919 г. в Советской России был принят Декрет об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям), мы понимаем неоднозначность и двойственность данной проблемы.Основная цель закона об альтернативной государственной службе: разрешение противоречий, нахождение компромисса между гражданским долгом и совестью человека, убеждения которого не позволяют ему брать в руки оружие, принимать присягу, служить в армии. Данный закон должен давать личности возможность реализовать свой духовный потенциал не в Вооруженных Силах, а в сфере гражданских отношений. Гражданскую альтернативную службу нужно рассматривать как государственную повинность, одну из ее разновидностей, а не как лазейкудля желающих найти более облегчённый пусть. Сегодня закон об АГС должен стать механизмом реализации соответствующего конституционного положения о праве граждан выбирать способ служения обществу.Десять лет назад в СССР право на альтернативную службу вообще отсутствовало. Тогда действовал закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в ст. 3 которого говорилось, что каждый гражданин Советского Союза обязан, независимо от национальной и религиозной принадлежности, пройти службу в ВС. Такая служба расценивалась как священный долг по защите Отечества. Нужно отметить, что сейчас Россия осталась в цивилизованном мире практически единственным государством, которое не имеет закона об АГС, за исключением стран, где есть профессиональная армия (США, Канада, Великобритания). На профессиональную основу переходят французская и бельгийская армии. Многие считают, что принятие закона об АГС не только не снизит, но и повысит боеготовность Вооруженных сил России. Но поскольку закона еще нет, то сегодня молодые люди могут уклоняться от воинской обязанности по соответствующим мотивам и не нести за это никакой ответственности. Только лишь за 1980 г. в СССР уклонилось от службы лишь около 700 человек. Тогда такая цифра была чрезвычайным происшествием. А сейчас только на Россию за полгода приходится 30 тысяч уклонившихся! В то жевремя ст. 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от альтернативной службы. Но она не работает. Бездействует и статья за уклонение от военной службы, так как нет закона об АГС. Замкнутый круг. Кроме того, даже если отказника от военной службы (который не может в силу убеждений брать в руки оружие) всетаки призвали в армию и он служит, то может ли командир рассчитывать на этого солдата в экстремальной ситуации, когда необходимо выполнить ответственное задание или стрелять, или нажать на кнопку?.. Есть ли гарантия, что такой символический солдат выполнит боевой приказ и выступит против противника? Что это будет за армия? Да и почему будет? Наша современная российская армия уже стоит лицом к лицу перед этой проблемой.

Серьезным препятствием на пути реализации свободы совести в Вооруженных Силах России является отсутствие правового механизма реализации прав верующих военнослужащих. Сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего одной статьей закона о статусе военнослужащих. Эта статья содержит в себе настолько общие и неясные положения, что они никоим образом не могут служить руководством при решении командирами воинских частей практических задач пореализации прав верующих военнослужащих. Для воинской организации, специфической чертой которой является строгая регламентация всех сторон ее жизни и деятельности, целесообразно было бы четко определить на уровне подзаконных актов, например на уровне устава внутренней службы, как обязанности командиров по реализации прав верующих военнослужащих, так и сам порядок их реализации. Напомним, что все это в уставах русской армии имелось. Ничего похожего в современных уставах Вооруженных Сил России нет.Серьезнымпрепятствием на пути реализации принципа свободы совести в условиях Вооруженных Сил является необразованность большинства офицеров в сфере религии. Большинство из них не только не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, но не знает и требований, которые предъявляет к его верующим подчиненным их религиозная вера в отношении воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа, причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы.Для того чтобы офицеры могли обладать необходимыми знаниями в области религии, во всех высших военных учебных заведениях следовало бы ввести чтение курса Религиоведение.Реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах тормозится и тем обстоятельством, что в нынешней структуре Вооруженных Сил отсутствуют какиелибо подразделения, специально занимающиеся проблемами обеспечения прав верующих военнослужащих. Следует заметить, что поначалу, когда стало налаживаться взаимодействие между армией и религиозными организациями, такие структуры были созданы.К сожалению, наши военные руководители зачастую не знают о том, сколько верующих в том или ином подразделении, к каким религиозным конфессиям они принадлежат, каков уровень их религиозности и насколько удовлетворяются их религиозные потребности в условиях воинской службы в данном воинском подразделении. Решение названных вопросов будет способствовать соблюдению прав военнослужащих и укреплению боеготовности Вооруженных Сил.Каждый человек выбирает свой уровень общения и восприятия в обществе: либо человек полезен для государства, либо для себя.И наверняка все мы когдалибо сталкивались с наиважнейшим явление в своей жизни: выбором и расстановкой своих жизненных и социальных приоритетов.Ведь ещё знаменитейший английский поэт и драматург в своё время заметил: «Моя честь -это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь -и моей жизни придет конец»

Ссылки на источники1.Каменев А. И Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000.145 с.2.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991.324 c.3.Свидзинский Э.Ф. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000.67 с.4.Российский военный сборник Выпуск 13. Душа армии: Русская военная эмиграция о моральнопсихологических основах российской вооружённой силы. –М.: Военный университет, Независимый военнонаучный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. –560 с.5.Сельченок К.В.; Под общ.ред. А.Е.Тараса/«Проблемы военной психологии» Хрестоматия/Мн,: Харвест, 2003.512 с.6.Закон о всеобщей воинской обязанности, 1939 г., ст.3–URL:http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=227&Itemid=30

[Дата обращения 18.02.2014].7.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991, с.1058.Научнопрактический комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации. Н. Новгород: Номос, 1996, c. 3279.Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем старого офицера к своему сыну // История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М.: «Российский Архив», 1996, c.55610.История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М., «Российский Архив», 1996, c.12811.Каменев А.И. Офицер профессия идейная // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000, с.16912.Галкин М. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М.: Военный университет, 2000, c.42813.Цитаты Уильяма Шекспира–URL:http://www.stratford.ru/quotes.php?id=98

[Дата обращения 16.02.2014].

SavostinaEvgeniyaAndreevna1st year student of the department of developmental and social psychology , Department of Psychology NIU "BELGU" Belgorod state research university, [email protected] of morality and ethics dutyAbstract:The article examines the relationship of concepts such as morality and ethics of duty. Historical analysis of legal regulation of the concepts of military honor in Russian and Soviet armies, showing that, along with a clear regulation of issues related totheir military service, great attention was paid to military morality , norms and rules of behavior at work and in everyday life. Also describes the polarity of ethics and morality of duty, duality combining previously described concepts and possible solution to this dilemma.Keywords:ethics, morals, call of duty , alternative civil service .

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста. Совокупность знаний о профессиональном долге составляет деонтологию.

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны , т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Эти задачи и закрепляются в профессиональных и должностных обязанностях, которые излагаются в соответствующих документах. С ними будущий специалист знакомиться в процессе профессиональной подготовки, при получении квалификационного статуса, при приеме на работу.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные внутренние потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с максимально эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.



В профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что: включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Например, профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

При ненадлежащем исполнении служебных обязанностей могут быть применены меры дисциплинарной ответственности: замечание, предупреждение, выговор, прекращение действующего статуса и др.

Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.

Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник долга усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (Кант), то в самой человеческой природе, в "естественном" стремлении человека к наслаждению. По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество - социально апробативные теории, Бог - религиозные теории, совесть - Фихте, моральное чувство - теории нравственного чувства. Следовательно, основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен".

Апологетом долга был Кант, который становился патетичным, говоря о долге: "Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне противодействовали, - где же твой, достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать тебе? Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), что связывает его с порядком вещей, который может мыслить только рассудок и которому вместе с тем подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а с ним - эмпирически определяемое существование человека во времени и совокупности всех целей… Это не что иное, как личность".

Ф. Ницше восстал против ригоризма Канта, у которого "закон" властвовал и над явлениями внешнего мира, и над человеческой душой. Согласно автору "Генеалогии морали" понятие долга исторически возникло из отношений кредитора и должника. В случае неуплаты долга кредитор получает власть над должником, которая оказывается больше власти простого требования уплаты долга. Моральное превосходство служит своеобразной компенсацией, которую получает кредитор в том случае, если долг ему не возвращается. Прощая долг, проявляя милосердие, кредитор наслаждается унижением должника.

37. Понятие чести. Стыд и честь: природа и содержание понятий.

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.


Должность государственной гражданской службы, предоставляет государственному служащему определенный социальный статус, общественное положение, давая возможность проявления профессиональных и личностных качеств, накладывая на него определенные обязанности, вытекающие из специфики государственной службы, одновременно находится в структуре личных интересов служащего, в основе его социальных мотиваций, действий и поступков


Потребность - устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем- то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Получение нового места работы, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует сотрудника ОВД, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным сотрудником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.


Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел - на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.


Профессионально-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил сотрудника ОВД, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных расчетах, а на понимании жизненного призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы с преступностью, желания защищать граждан, простых и честных людей от преступников.


Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как: - стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга; - непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России; - знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе; - глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;


Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.


Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения ОВД и их сравнение с данными х годов показало, что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба и т.д.)


На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. психология человека такова, что его потребности постоянно растут, и если вчера определенный уровень оплаты труда способствовал повышению заинтересованности работника в результате своего труда, то уже сегодня тот же уровень заработной платы может привести, напротив, к халатному отношению к своей работе. Поэтому, помимо материального стимулирования трудовой деятельности персонала, внимание следует уделять и методам морального стимулирования.


Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы: создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то;


Необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая, по существу, объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а кроме того отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив)


В условиях, когда самооценка у представителя исполнительной власти не находит опоры в социуме, когда его оценка постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация двух фундаментальных потребностей потребность в признании и самовыражении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является уход сотрудника из органов, примыкание к каким-либо противозаконным группировкам, совершение противозаконных дел, что, возможно, приводит к удовлетворению потребности в признании и самовыражении. Причем группа, в которую попадает сотрудник правоохранительных органов, может иметь как нормативную, так и контр нормативную шкалу ценностей.


Что касается удовлетворенности основных потребностей, то у людей самодостаточных удовлетворены такие потребности, как потребность в признании и самовыражении. У неуверенных в себе не удовлетворены материальные потребности, потребности в межличностном общении и безопасности, что само по себе говорит о том, что неуверенные в себе сотрудники не умеют налаживать контакт с окружающими.


К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане. Профессиональная компетентность сотрудника правоохранительных органов есть интегративное свойство личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности интериоризированных социально- и личностно-значимых компетенций в системе правоохранительной деятельности


Психологические особенности профессиональной компетентности непосредственно воздействуют на уровень профессионализма сотрудника правоохранительных органов. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимо создавать оптимальные условия для функционирования данных личностных свойств.


Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.


Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.


Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.