Исполнительное производство на основании постановления. Что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту? Отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения


Возбуждение исполнительного производства, как уже отмечалось, образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Ее задачами выступают: обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

  1. предъявление исполнительного документа;
  2. подача заявления взыскателем;
  3. вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается и без соответствующего заявления. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и Неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.

В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, и возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, место подачи названных выше документов определяется по правилам статьи 33 Закона об исполнительном производстве. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если же должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Возможны ситуации, когда сведения о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка отсутствуют. В этом случае исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества. Соответственно это и будет надлежащим местом подачи заявления и исполнительного документа.

В том случае, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Законом об исполнительном производстве установлен общий трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет институт сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Он преследует цели обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм.

Сводное исполнительное производство возникает (исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство) в случаях, когда: в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств; в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

Согласно статье 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Солидарные обязательства могут возникнуть как из правомерных действий, так и в результате правонарушения (в частности, при неделимости предмета в обязательстве). Расширение сферы применения солидарной ответственности в предпринимательских отношениях должно способствовать реальной защите прав и интересов кредиторов, отвечать общей тенденции повышения ответственности предпринимателей по сравнению с лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Солидарными могут быть обязательства:

  1. договорные и внедоговорные;
  2. основные (первоначальные) и зависимые (производные). Основным является, например, обязательство, возникшее на основе договора аренды. Если же один из должников возместит убытки кредитору (арендодателю), то у него появляется право в регрессном порядке требовать от других возмещения исполненного за вычетом доли, падающей на него. Иными словами, появляется новое производное, зависимое регрессное обязательство. Регрессное обязательство является солидарным, если это предусмотрено соглашением солидарных должников, при отсутствии такого соглашения регрессное обязательство будет долевым (ст. 325 ГК РФ);
  3. субсидиарная ответственность. Солидарно субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества по его обязательствам, а также полные товарищи в товариществе на вере (ст. 75, 82 ГК РФ);
  4. солидарная (обеспечительная) ответственность поручителя за действия должника (ст. 363 ГК РФ). В данном случае ответственность за должника несет именно поручитель на основе специального соглашения, заключенного им с кредитором. Должник же отвечает за свои собственные действия, принцип ответственности «один за всех», характерный для солидарного обязательства, распространяется только на поручителя (но не на должника, за которого отвечает поручитель);
  5. солидарная ответственность нескольких юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, если из содержания разделительного баланса не видно, кто именно является правопреемником и отвечает по конкретным обязательствам перед кредиторами реорганизованного юридического лица. В результате реорганизации (путем разделения) обычное обязательство с одним должником трансформируется в солидарное (если конкретные правопреемники в разделительном балансе не определены);
  6. солидарная ответственность совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по обязательствам, возникшим в силу договора социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Сами члены семьи договор с наймодателем не заключают, однако наличие такового между наймодателем и нанимателем, а также факт принадлежности к членам семьи нанимателя являются основанием для возникновения солидарной ответственности членов семьи и нанимателя.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств в соответствии с частью 6 ст. 34 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

В том случае, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Закон об исполнительном производстве устанавливает, что контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляет сам главный судебный пристав Российской Федерации. В свою очередь, он вправе возложить его на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ч. 2 ст. 34).

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. За ведением такого исполнительного производства контроль осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. Взыскатель, должник, а также субъекты, выдавшие исполнительный документ, извещаются об этом.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном частями 11-13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности отказа в возбуждении исполнительного производства. Согласно статье 10 Закона об исполнительном производстве 1997 г. судебный пристав-исполнитель мог лишь возвратить исполнительный документ при наличии указанных к тому оснований.

Новый Закон об исполнительном производстве в статье 31 предусматривает основания отказа в возбуждении исполнительного производства.

Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он в соответствии с частью 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве направил все необходимые документы в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона об исполнительном производстве;
  5. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  6. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и пунктами 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  7. не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих » немедленному исполнению;
  8. исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению ФССП России.

При вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, его копия с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также субъектам, выдавшим исполнительный документ.

Отметим, что отказ в возбуждении исполнительного производства при условии устранения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке.

Практика последних 6 лет по общению и попытками взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (ФССП), а точнее - с той ее частью, которая заниматеся исполнительным производством, показала, что указанная часть ФССП является самой отвратительной и безобразной как по исполнению каждым судебным приставом своих должностных обязанностей, так и по эффективности своей работы. В то же самое время они удивительным образом умудрились испортить отношения как с другими федеральными службами, так и с бизнесом и гражданами. Это, в том числе, выражается в том, что (как правило) взыскателей они не информируют ни о возбуждении исполнительного производства, а сами исполнительные производства достаточно часто почему-то "теряют", их любят есть мыши, крысы и другие грызуны, "почему-то именно на них выливается вся имеющаяся в радиусе километра от районного подразделения ФССП вода и т.п.

Судебные приставы - исполнители уже запугали всех своими полномочиями: с законопослушных организаций они (без должных на то оснований) требуют предоставление персональных данных о должниках, должников пугают (в основном - через СМИ) разного рода запретами, а взскателям, в большинстве случаев, вообще ничего не сообщают ни о возбуждении исполнительного производства, ни о ходе его исполнения, ни о предпринятых по их исполнительным документам мерам.

Добиться внятной информации по телефону также практически невозможно, как и попасть на прием - они ж все время заняты (видимо так и тем, что даже до взыскателей им нет никакого дела).

Между тем за этой шумихой как-то совсем потерялась информация об обязанностях судебных приставов-исполнителей по информированию взыскателя и должника о ходе исполнительного производства. Такое информирование предусмотрено в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об исполнительном производстве" в двух видах:

    направление взыскателю и должнику копий постановлений , которые вынес судебный пристав - исполнитель.

    предоставление возможности сторонам исполнительного производства реализовать свое права по: ознакомлению с материалами исполнительного производства (в т.ч. делать из них выписки, снимать с них копии), представлению дополнительных материалов, заявлению ходатайства, участию в совершении исполнительных действий, даче устных и письменных объяснений в процессе совершения исполнительных действий, а также приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права.

Кроме того, от возбуждения исполнительного производства до его окончания судебным приставом - исполнителем последовательно и непрерывно должны быть совершены исполнительные действия по исполнению судебного акта и закончиться исполнительное производство должно в двухмесячный срок (пункт 1 статьи 36) со дня возбуждения исполнительного производства полным и своевременным исполнением всех требований исполнительного документа.

Для исправления такой несправедливости (просто Робин Гуд какой-то) размещаю информацию (со ссылкой на пункт статьи и номер статьи Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об исполнительном производстве") о том, какие документы и их копии, кому и в какие сроки судебные приставы - исполнители обязаны:

  1. Приняв к исполнению исполнительный документ к своему производству, судебный пристав - исполнитель обязан в соответствии с правилами пункта 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве":

      вынести постановление о возбуждении исполнительного производства;

      установить срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в том случае, если исполнительный документ в службу судебных приставов поступил первый раз, о чем в постановлении о возбуждении исполнительного производства сделать соответствующее указание;

      уведомить должника о том, что по истечении срока для добровольного исполнения исполнительный документ подлежит принудительному исполнению с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий;

      направить копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику , а также в суд не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (пункт 17 статьи 30).

  2. об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления , направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (пункт 2 статьи 31).

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства , акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган ФССП или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве (пункт 8 статьи 33).

    Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата , до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения (пункт 4 статьи 38).

    О прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства (пункт 4 статьи 44).

    Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения , направляются:

    взыскателю и должнику;

    в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

    в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

    в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
    (пункт 6 статьи 47)

Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы (пункт 3 статьи 67).

Ограничение на выезд должника из РФ может применяться как по инициативе взыскателя (на основании пункта 2 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), так и по инициативе судебного пристава - исполнителя.в пограничные органы (пункт 3 статьи 67).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ , предусмотренных статьей 15 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из РФ.

На сайте Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве содержится документ под названием "Порядок введения и отмены временных ограничений права выезда должников-граждан за пределы РФ в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве", согласно которому (пункт 2.2) "судебный пристав-исполнитель вводит временное ограничение права выезда должника-гражданина за пределы Российской Федерации как по заявлению взыскателя, так и по собственной инициативе. Срок действия ограничения не может превышать шесть месяцев ".

Согласно данному документу постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации выносится судебным приставом-исполнителем в 4-х экземплярах: первый - в исполнительное производство, второй - доставляется в отдел организации работы судебных приставов-исполнителей для направления в Управление пограничного контроля Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, третий и четвертый - в течение суток после регистрации направляются сторонам исполнительного производства. Федеральной миграционной службе России по г. Москве направляется лишь копия поручения о временном ограничении с копией постановления о временном ограничении.

Помимо Федерального закона, порядок применения данной меры регламентируется Методическими рекомендациями "О порядке вынесения и направления судебными приставами-исполнителями постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации", утвержденными Приказом ФССП России от 29 января 2008 г. № 12/01-830-НВ.

Согласно пункту 4 статьи 47 при окончании исполнительного производства отменяются все установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации. Следовательно, исполнительное производство не может быть окончено без отмены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Копии постановлений судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежые средства в иностранной валюте направляются сторонам исполнительного производства (пункт 6 статьи 71).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) , если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно (пункт 7 статьи 80).

Копии постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на ценные бумаги направляются судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем его вынесения (составления), сторонам исполнительного производства (пункт 14 статьи 82).

Копии постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на дебиторскую задолженность направляются судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем его вынесения (составления), дебитору и сторонам исполнительного производства (пункт 3 статьи 83).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения (пункт 6 статьи 85).

Копии постановлений о реализации арестованного имущества не позднее дня, следующего за днем их вынесения , направляются сторонам исполнительного производства (пункт 15 статьи 87).

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства (пункт 5 статьи 96).

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2019

Полезные ссылки по теме "Какие документы обязан оформить судебный пристав по исполнительному производству "

Тэги: , документы исполнительное производство, взыскатель, должник, судебный пристав, исполнитель, исполнительное производство, постановление, какие документы обязан оформить судебный пристав, какие документы обязан оформить судебный пристав-исполнитель

Возбуждение исполнительного производства осуществляется путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа, отвечающего требованию ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Исполнительный документ и заявление взыскателя могут быть предъявлены к исполнению как лично, так и направлены по почте.

Однако существует ряд случаев, когда исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя:

1) вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов (ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2) в случае поступления на исполнение поручения судебного пристава-исполнителя другого структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов о совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения, что оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя;

3) в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч 1. ст. 130 ГПК РФ, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 3 ст. 319 АПК РФ);

4) в случаях, если исполнительный документ возвращен в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов лицом, выплачивающим должнику заработную плату, в соответствии с ч. 4 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он может направить заявление и исполнительный документ в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве». Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Исполнительные документы, являющиеся основанием к возбуждению исполнительного производства, названы в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве». Они должны отвечать определенным требованиям, перечисленным в ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве». Фактически данная статья закрепляет требования ко всем исполнительным документам, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве»), судебного приказа (ст. 127 ГПК РФ) и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (ст. 16 Семейного кодекса РФ).

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Судебный пристав исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, который должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов решение о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в его возбуждении.

После вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, при первом поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей, судебный пристав исполнитель должен установить срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Для отдельных видов исполнительных документов срок на добровольное исполнение не устанавливается, даже если они предъявлены к исполнению впервые. К таким документам относятся (ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

· постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительного документа;

· последующие предъявления исполнительного документа;

· исполнительные документы о восстановлении на работе;

· исполнительные документы об административном приостановлении деятельности;

· исполнительные документы о конфискации имущества;

· исполнительные документы об обеспечительных мерах.

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, если иное не указано в исполнительном документе или не предусмотрено ФЗ «Об исполнительном производстве». В своем постановлении судебный пристав-исполнитель уведомляет должника, что по истечении срока для добровольного исполнения (если такой срок был установлен) к нему будут применены меры принудительного исполнения, которые указываются в исполнительном документе. Также с должника будет взыскан исполнительский сбор и расходы за совершение исполнительных действий, что предусмотрено ст.ст. 112 и 116 ФЗ «Об исполнительном производстве».

1) в период, в течение которого исполнительные действия не проводились в связи с их отложением (ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2) в период, в течение которого исполнительное производство было приостановлено (ст.ст. 39, 40, 41 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

3) во время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

4) со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, в другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет (депозитный счет подразделений судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

Исполнительное производство может быть завершено в связи с:

1) прекращением исполнительного производства (ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2) возвращением исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства (ст. 46);

3) окончанием исполнительного производства (ст. 47).

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Анна здравствуйте.

Дополню ответ коллеги.

Могу ли я упустить срок??

Как правило, срок предъявления исполнительных документов в ФССП составляет 3 года, но есть исключения, которые перечислены в нижеприведенной норме закона.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
1.
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных акто в , за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.
2. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
3. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
4. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
5. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.
6. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
6.1. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
7. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
8. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в настоящей статье, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
9. В случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Удачи Вам!

С уважением, Мурзин А.

Если вникнуть в суть исполнительного производства (ИП), приходит понимание, что это один из законных приемов обеспечить охрану материальных гражданских прав и интересов. В ситуациях, когда должник не может по объективной причине или не желает исполнять решение суда, за дело берутся судебные приставы.

Основания

Чтобы запустить механизм ИП, необходимо наступление некоторых юридически значимых событий. В «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ) они прописаны как основания возбуждения дела и включают в себя:

  1. Появление благодаря решению компетентных органов исполнительного документа (ИД). Для взыскателя есть два пути его получения: в почтовой корреспонденции либо при личном визите в суд. В особенных обстоятельствах, при которых промедление с реализацией решения может существенно ухудшить положение взыскателя, суд напрямую передает свое решение.
  2. Продемонстрированное волеизъявление взыскателя приступить к производству. Совершается посредством подачи письменного заявления при личной явке или заказным письмом через почтовую связь.
  3. Принятие мотивированного решения о начале ИП приставом, изучившим вышеупомянутую документацию.

Сроки

На окончательный результат и общую сумму понесенных затрат в ИП значительное влияние оказывает соблюдение/несоблюдение сроков.

Располагая знаниями о том, когда законно совершать те или иные процессуальные действия, можно держать под контролем ход ИП, а также избежать санкций и прочих неприятных следствий пропущенного срока.

Срок возбуждения исполнительного производства

В целях повышения шансов заявителя на получение причитающихся ему выплат, и одновременно не ставить должника в кабальные условия, законодатель лимитировал временной отрезок, когда правомочно открывать ИП, тремя годами ().

В этот период взыскателю разрешено обращаться с одним и тем же ИД к судебным приставам. Если он упустил эту возможность, то утрачивает и право предъявлять данный акт.

При открытии ИП по истечении этого периода, ситуация будет расцениваться как незаконное возбуждение дела. Если деяния государственного служащего в отношении участников процесса сочли неправомерными, они могут быть оспорены.

Срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства

Судебный исполнитель в своих возможностях начинать ИП жестко ограничен временными рамками. На принятие решения ему отведено три рабочих дня с даты поступления документации из канцелярии.

В свою очередь, канцелярия не может затягивать с выбором пристава для передачи документов дольше трех рабочих дней. Копия принятого по этому поводу постановления направляется сторонам процесса и в адрес органа, выдавшего ИД, в тот же либо на следующий день.

Одним из существенных элементов сути постановления является упоминание о предоставленной должнику возможности выполнить требования без принуждения. На это отводится до 5-ти суток со дня вручения должнику постановления.

Срок обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства

В ходе юридических процедур целесообразно защищать свои права и интересы. В ситуации, когда кто-то из участников процесса считает, что его права ущемлены действиями сотрудника ССП, он может их оспорить.

С подобающим исковым заявлением ему надо обратиться в суд в течение 10 дней с момента обнаружения нарушения. Интересно, что жаловаться могут не только непосредственные участники процедуры, но и сторонние лица, обоснованно считающие, что в ходе производства были задеты их права.

Пропуск срока для опротестования без уважительного повода и отсутствие возможности восстановить срок препятствуют удовлетворению заявления.

Срок давности возбуждения исполнительного производства

В правоприменительной практике существует понятие срока давности, т. е. отрезка времени прошедшего после наступления юридически значимого факта, с завершением которого прекращаются его юридические последствия.

В ИП заявитель утрачивает право предъявлять исполнительный лист для начала судебным приставом процесса истребования по истечении трех лет. Подача ИД прерывает трехлетний срок.

Вышеуказанное правило справедливо не во всех без исключения случаях. Особые условия закреплены для документов, выплаты денежных средств, в соответствии с которыми, должны проходить с определенной периодичностью.

Их возможно предъявлять весь период, на который присуждены денежные выплаты, и полтора года после того момента, когда ожидалось их завершение.

Сроки возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу

Самым распространенным ИД, выдаваемым судами общей юрисдикции, является ИЛ. Чаще всего их выдает суд по вступившим в силу решениям о возврате банковского долга.

Маршрут движения листа в ССП таков: вначале попадает в канцелярию, откуда не позднее 3-х рабочих дней перемещается к конкретному судебному приставу. Он, в свою очередь, обязан в течение 3-х рабочих дней решить, будет ли он начинать производство или нет.

Хронологически порядок возбуждения ИП представлен таким образом:

  1. На первоочередном этапе потенциальному взыскателю вручают ИД. В его интересах побыстрее вручить его приставам.
  2. Далее, руководствуясь советами к составлению заявлений в ССП, вышеуказанный участник, готовит его и вкупе с ИД относит в канцелярию того подразделения ССП, где предполагается начать процесс.
  3. За 3 рабочих дня вышеперечисленная документация перемещается из канцелярии к сотруднику службы судебных приставов.
  4. По прошествии 3 рабочих дней сотрудник ФССП выносит свое постановление.
  5. После этого в течение суток судебный пристав оповещает о резолюции всех участников, направляя в их адрес копии постановления. С внедрением электронного документооборота, осуществить это можно не только с помощью почтовой связи, но и посредством электронной почты с обязательной цифровой подписью.
  6. Добросовестному должнику предпочтительно воспользоваться прописанной в постановлении возможностью в течение 5 суток выполнить требования без принуждения. Отсчитывать этот срок полагается с документально подтвержденного дня получения должником копии постановления. В качестве санкции за уклонение от добровольного исполнения предусмотрен сбор в размере 7% от суммы, подлежащей истребованию.

Документы для возбуждения исполнительного производства

В ст.7 ФЗ прописан большой перечень исполнительных документов (ИД), основываясь на которые можно начать дело. Часть из них встречается крайне редко.

Исполнительные надписи нотариусов, запросы относительно незаконно перемещенных в РФ детей, на практике почти не встречаются.

Самыми частыми в употреблении являются:

  • исполнительные листы и приказы, вынесенные судами;
  • соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом;
  • решения, выносимые должностными лицами и органами, разбирающими дела об административных правонарушениях;
  • документы, выдаваемые разнообразными государственными органами (налоговыми, пенсионными и страховыми фондами, комиссиями по трудовым спорам и проч.);
  • постановления, выносимые судебным взыскателем.

Не каждое письменное обращение к приставам может служить поводом к открытию ИП. Чтобы заявление не поспособствовало отказу в начале процедуры взыскания, необходимо соблюсти требования к заявлению о заведении дела:

В нем должна содержаться просьба открыть ИП.
Рекомендуется детализировать ожидаемые процессуальные действия пристава.
Указать необходимые сведения о материальном и финансовом положении должника.
Сообщить банковские реквизиты счета, предназначенного для перечисления истребуемых финансов.
Обращение должно содержать подпись заявителя либо действующего от его имени представителя. Доверенное лицо к заявлению прикрепляет документ, доказывающий представительские полномочия.

Пример заявления о возбуждении можно найти на сайте ФССП.

Чтобы начать ИП без проволочек, необходимо точно знать, куда подавать заявление с требованием о заведении взыскания. Подготовленное по всем правилам заявление надлежит направить в ССП, территориальная принадлежность которого совпадает с местом пребывания должника или истребуемого имущества.

Судебные исполнители совершают определенные процессуальные действия, руководствуясь отраслевыми нормативными актами. Довести до сведения всех участников процесса о принятии акта о начале ИП — очередной шаг судебного исполнителя.

Ведь от даты вручения копии постановления начинается отсчет срока для добровольного выполнения требований. Следовательно, до тех пор, пока приставы не уведомили должника о возбуждении ИП, он не считается лицом, обязанным подчиняться указаниям судебного исполнителя.

Отказ в возбуждении

Несмотря на предоставление всей необходимой документации, иногда процесс взыскания так и не начинается. Уполномоченный пристав может отказать в возбуждении ИП (), приведя доводы в пользу такого решения.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства

Мотивами для отказа в организации исполнительного дела могут послужить самые разнообразные факты:

  1. В материалах дела отсутствует заявление (тогда, когда оно необходимо).
  2. В содержании документов обнаружены ошибки или недостаток сведений, препятствующие дальнейшей работе (например, вернут заявление без сведений о банковских реквизитах для перечисления взыскиваемых средств).
  3. Неправильный выбор заявителем подразделения ССП.
  4. Завершение временного периода, предназначенного для обращения с ИД к исполнителям.
  5. Введение в заблуждение исполнителей путем предъявления документа, производство по которому было прекращено или завершено.
  6. Акт суда еще не вступил в силу (кроме актов, требующих безотлагательного исполнения).

Если пристав отказал в возбуждении исполнительного производства, взыскатель или должник вправе обжаловать его постановление. Если причины отказа возможно устранить, то, сделав это, взыскатель может еще раз предъявить ИД приставу.

Повторное возбуждение исполнительного производства

Бывают ситуации, когда должник готов выполнять требования, делает это, но испытывает нехватку ресурсов для их полного погашения. Когда требования были выполнены не полностью, взыскатель имеет право на повторное предъявление ИД.

Заявление о возбуждении исполнительного дела можно подать повторно в течение 3-х лет. Согласно повторное предъявление ИД прерывает трехлетний срок, и он начинает течь заново.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 10 марта 2016 г. видоизменил процедуру расчета временного периода, в который допустимо предъявлять исполнительные документы.

Изо всей протяженности трехлетнего периода надо исключать те временные отрезки, в течение которых велось производство. То есть те исполнительные листы, которые пребывали в службе судебных приставов на исполнении в совокупности больше 3-х лет, запрещены к дальнейшему предъявлению.

Заявление о повторном возбуждении исполнительного производства –

Заключение

Понимание тонкостей законодательства в сфере ИП помогает заметно сократить сопряженные с ним расходы и защитить от неправомерных действий других участников процесса.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.