Кто занимается администрированием земельного налога. Проблемы администрирования земельного налога в современной россии

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Мезенцев Г.В.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации


Аннотация
В статье рассматривается работа органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы по увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, путем повышения эффективности администрирования земельного налога.

INCREASE OF EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION OF THE LAND TAX AS A FACTOR OF FINANCIAL INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Mezentsev G. V.
Financial University under the Government of the Russian Federation


Abstract
The article considers the operation of local governments and territorial bodies of the Federal tax service for the increase of revenue base of budgets of municipalities, by improving the efficiency of the administration of the land tax.

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Г.В. Повышение эффективности налогового администрирования земельного налога как фактор укрепления финансовой самостоятельности местного самоуправления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).

«Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане» – такую задачу озвучил Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8-го ноября этого года.

Решение столь назревшей проблемы требует изменения не только бюджетного законодательства по закреплению источников доходов местных бюджетов, но и расширение полномочий органов местного самоуправления по управлению элементами налогов, направляемых в муниципалитеты.

Предусмотренная действующим законодательством порядок распределения налоговых доходов можно рассматривать как ограничивающий экономическую активность публично-правовых образований .

Земельный налог – один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Земельный налог, в сравнении с другим местным налогом – налогом на имущество физических лиц приносит в бюджеты муниципальных образований на % больше (по данным на 2011 г.)

Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, получают от органов местного самоуправление информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ. Обязанность предоставлять данные сведения возложена на муниципальные власть п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

Таблица №1. Количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов 2009-2011гг.

2009, Темп прироста, % 2010, Темп прироста, % 2011, Темп прироста, %
Юридические лица 1 258 786 111,802 1 450 175 115,2043 1 592 035 109,7822677
Физические лица 24 350 087 103,0879 25 750 236 105,7501 27 488 495 106,7504585
25 608 873 103,4843 27 200 411 106,2148 29 080 530 106,9120978

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение количеств земельных участков базового года по отношению к предшествующему.

По данным Таблицы №1 наблюдается увеличение количества объектов налогообложения по земельному налогу – с 2009 по 2011 годы количество земельных участков, учтенных налоговыми органами увеличилось на 13,6%. Количество земельных участков организаций с 2009 по 2011 гг. увеличилось на 26,5 %, а физических лиц увеличилось всего на 12,9%.

Не смотря на то, что количестве земельных участков организаций в общем объеме объектов налогообложения земельного налога достаточно не значительно – их процентное отношение в общем объеме участков растет (в 2009 – 4,9%, 2010 – 5,3%, 2011 – 5.5 %). Увеличение количества земельных участков в базах данных налоговых органов связано не только с их фактическим увеличением, но и постановкой на учет ранее использованных, но должным образом не зарегистрированных земельных участков. В целях повышения эффективности налогового администрирования местных налогов, необходимо развивать механизмы, предусмотренные Федеральном законом Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступившего в силу 1 сентября 2006 года.

Таблица № 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты муниципальных образований

2009, тыс.руб Темп прироста, % 2010, тыс.руб Темп прироста, % 2011, тыс.руб Темп прироста, %
Юридические лица 92 628 916 122,1042 116 238 038 125,4879 123 160 545 105,9555
Физические лица 11 656 631 142,6234 15 974 008 137,0379 19 451 377 121,7689
Физические и юридические лица 104 285 547 124,0998 132 212 046 126,7789 142 611 922 107,8661

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет базового года по отношению к предшествующему.

С 2009 по 2011г. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличилась на 36.8%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 33 %, а по физическим – на 66,9 %. Стоит отметить, что не смотря на невысокий процент количества земельных участков организаций, учтенных налоговыми органами, сумма, подлежащая уплате с юридических лиц по земельному налогу в отношении к общей сумме составляло в 2009 – 88,8%, в 2010- 87,9%, в 2011 – 86,3 %. Снижение процентов связано с опережающим темпом роста суммы, подлежащей уплате физическими лицами.

Таблица № 3. Усредненная процентная ставка по земельному налогу в 2011г.

Кадастровая ст-ть объектов, тыс. руб. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. Усредненная % ставка земельного налога
Юридические лица 20 531 803 664* 123 160 545 0,599852536
Физические лица 9 618 770 890 19 451 377 0,202223103
Физические и юридическикие лица 30 150 574 554 142 611 922 0,472999019

*- кадастровая стоимость участков юридических лиц взята с учетом льгот.

По данным таблицы №3 видно, что сумма земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами меньше не только в связи с тем, что кадастровая стоимость участков физических лиц составляет 31,9 % от общей кадастровой стоимости по земельному налогу, но и со значительно более низкой процентной ставкой земельного налога.

В целях рассмотрения эффективности работы в 2011г. налоговых органов, которые предъявляют к уплате земельный налог физическим лицам с эффективностью бухгалтерских отделов организаций рассмотрим таблицу №4.

Таблица 4. Количество земельных участков, в отношении которых в 2011г. исчислен (предъявлен к уплате) земельный налог.

  1. Количество земельных участков, учтенных в базах данных налоговых органов, ед.
  2. Количество земельных участков, в отношении которых земельный налог исчислен (предъявлен к уплате), ед.
  3. Отношение 2 к 1, %

В соответствии со ст. 396 НК РФ организации исчисляют земельный налог самостоятельно, а за физических лиц данное действие выполняет территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Эффективность исчисления земельного налога на 7,9 % выше у налоговых органов. Общая нагрузка на бизнес достигла высо­кого уровня, и она вынуждает налогоплательщиков активно изыскивать пути уклонения от налогообложения. В связи с этим Инспекциям ФНС России необходимо обратить особое внимание на исчисления земельного налога предприятиями, показывающими низкие финансовые результаты своей деятельности.

Необходимо разрешить проблемы в обеспечении учета земельных участков и передаче информации о них в органы ФНС. В настоящее время наблюдается ситуация, когда налоговые органы с целью получения сведений для исчисления имущественных налогов заключают соглашения с Управлениями записи актов гражданского состояния и иными исполнительными органами власти субъектов РФ. Необходимо обеспечить предоставление полной и исчерпывающей информации необходимых для исчисления налога муниципальными властями, что уже предусмотрено п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

За счет привлечения к налогообложению земельных участков, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости вследствие отсутствия сведений о разрешенном использовании, и категории данных земельных участков и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества территориальные органы ФНС при поддержке ОМСУ смогут повысить эффективность администрирования земельного налога и обеспечить увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.


Библиографический список

  1. Васянина Е.Л. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике российских судов / Налоги, 2012. № 6.
  2. Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации / Налоги, 2012. №1.
Количество просмотров публикации: Please wait

По итогам контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования налоговыми органами земельного налога, а также их взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в Московской и Рязанской областях в 2012-2013 годах» были выявлены системные проблемы и недостатки в части земельных правоотношений, в том числе отсутствие единого подхода к проведению государственной кадастровой оценки земель и к определению ставок налога в зависимости от вида использования земель и оснований для налоговых льгот. Проверка также показала, что муниципальные образования не осуществляют надлежащего учета земельных участков, их площади и границ, а также контроля за тем, как и кем они используются.

По решению Коллегии направлено представление в Управление ФНС России по Московской области и информационное письмо в Правительство Российской Федерации, по которому Минэкономразвития России и Минфину России поручено рассмотреть предложения Счетной палаты и принять необходимые меры.

В соответствии с поручением Правительства Минэкономразвития совместно с Минфином рассмотрели предложения Счетной палаты и представили информацию о их реализации.

Одно из предложений Счетной палаты было направлено на совершенствование порядка определения кадастровой стоимости земельных участков в части учета финансовых возможностей налогоплательщиков уплачивать земельный налог.

По информации Минэкономразвития, для совершенствования методологического подхода к определению кадастровой стоимости необходимо внести изменения в федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости», содержащий общие требования к определению кадастровой стоимости, а также утвердить методические указания о государственной кадастровой оценке, детализирующих процедуры определения кадастровой стоимости. В целях разработки предложений по содержанию изменений федерального стандарта и методических указаний, в настоящий момент ведется работа с привлечением представителей Росреестра, а также экспертов, представляющих потребителей оценочных услуг, исполнителей работ по определению кадастровой стоимости, саморегулируемых организаций оценщиков и научного сообщества.

Одно из предложений Счетной палаты касается необходимости перевода земельных долей, выраженных в балло-гектарах, в натуральную величину площади земельного участка для исчисления земельного налога. В настоящее время земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности, когда доли выражены в баллах, выпадают из налогообложения, так как определить кадастровую стоимость доли такого земельного участка, невозможно.

По мнению Минэкономразвития, выйти из сложившейся ситуации можно, если внести поправки в налоговое и земельное законодательство, стимулирующие правообладателей к перерасчету земельных долей, или наделяющие налоговые органы полномочиями по перерасчету размера долей без участия правообладателей. Указанный вопрос в настоящее время прорабатывается Минсельхозом совместно с Минэкономразвития России.

Относительно предложения Счетной палаты по установлению сроков выполнения предписаний органов земельного надзора, а также ответственности за их невыполнение, сообщается, что приказом Минэкономразвития от 26 декабря 2014 г. была утверждена форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации, в которой указаны сроки устранения нарушений. Кроме того, Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» урегулированы вопросы административной ответственности за земельные правонарушения. В частности, законом введены штрафы за невыполнение и повторное невыполнение в установленный срок предписания госземинспектора.

По оценке Счетной палаты, поручение Правительства в полном объеме не исполнено. Его исполнение остается на контроле Счетной палаты до 31 декабря 2015 г.

В рамках исполнения представления Счетной палаты УФНС по Московской области были приняты следующие меры:

В целях определения полного перечня земельных участков, права на которые зарегистрированы на администрации Красногорского района Московской области, проведены мероприятия по получению сведений о зарегистрированных правах в территориальном отделе Управления Росреестра по Московской области.

ИФНС России по г. Красногорску Московской области совместно с представителями администрации Красногорского района проведена инвентаризация земельных участков, внесенных в реестр муниципального имущества и их фактических пользователей.

Кроме того, администрацией Красногорского муниципального района Московской области представлена информация об оформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под административным зданием и для размещения автомобильной стоянки и обеспечения проездов. Права зарегистрированы в 2015 году. Таким образом, вопрос предоставления отчетности администрацией Красногорского муниципального района Московской области может быть рассмотрен в 2016 г.

В отношении земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, налоговые органы не располагают полной информацией о количестве таких земельных участков, а также информацией о фактических пользователях и основаниях возникновения права пользования владения.

Представление исполнено полностью и снято с контроля.

Налогоплательщиками транспортного налога с физических лиц являются свыше 212 тысяч человек, из них 2% льготников, налогоплательщиков земельного налога – свыше 84 тысяч человек, из них 12% предоставлены льготы в виде вычетов.

Сумма имущественных налогов, подлежащая уплате в бюджет в 2009 году, составила 801,8 млн. руб., из них наибольший удельный вес приходится на транспортный налог – 81% (651,2 млн. руб.), на долю налога на имущество физических лиц приходится 14% (111 млн. руб.), 5% составляет доля исчисленного земельного налога (39,3 млн. руб.).

Поступления от физических лиц имущественных налогов в 2009 году составили:

Транспортный налог – 442,2 млн. руб., поступления увеличились по сравнению с 2008 годом на 19,9% (в 2008 году – 369,7 млн. руб.);

Земельный налог – 26,3 млн. руб., поступления увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,5% (в 2008 году – 20,5 млн. руб.). Поступления земельного налога от физических лиц составляют 4,7 % от общего поступления земельного налога в 2009
году – 561,8 млн. руб.

Транспортный налог

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее – Налоговый кодекс) транспортный налог относится к региональным налогам. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом.

В нашей области транспортный налог введен Законом Калининградской области «О транспортном налоге».

Налоговые ставки по транспортному налогу на налоговый период 2009 года в соответствии с законодательством о налогах и сборах установлены Законом Калининградской области.

Таблица № 1

Налоговая ставка
(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


до 110,33 кВт) включительно


до 147,1 кВт) включительно


до 183,9 кВт) включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт
до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт
до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт
до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт
до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя
(с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Информация о количестве объектов налогообложения, в том числе подпадающих под данную льготу, по состоянию на 01.01.2010 приведена в таблице № 2.

Таблица № 2

Наименование

количество

в т. ч. 1993 г/в и более

Легковые автомобили мощностью до 100 л/с

86489 – 69,94 %

Легковые автомобили мощностью от 101 л/с до 150 л/с

31911 – 44,34 %

Итого легковых автомобилей мощностью до 150 л/с

118400 – 60,52 %

Всего транспортных средств, являющихся
объектами налогообложения по транспортному налогу

Следует отметить, что если транспортное средство было отчуждено в 2009 году, то сумма налога будет исчислена за количество месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Для наглядности приведем пример расчета транспортного налога к уплате за 2009 год. Для физического лица, владеющего автомобилем «Ауди-80» 1989 года выпуска с мощностью двигал. с. расчет транспортного налога будет происходить по такой формуле: 18 руб.(налоговая ставка) x 90 л. с.(мощность двигателя) x 0,5(льгота) = 810 руб. А владелец , к примеру, «Ауди А6» 2003 года выпуска с мощностью двигал. с. под данную льготу уже не попадает, его транспортный налог будет равняться уже 8500 рублей (50 руб. x 170 л. с.).

Следует отметить, что, согласно закону, в отношении легковых транспортных средств, зарегистрированных физическими лицами, с мощностью двигателя свыше 150 л. с. льготы не предусмотрены.

Кроме того, Закон Калининградской области «О транспортном налоге» освобождает от уплаты налога следующие категории граждан:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, имеющие легковой транспорт;

категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", имеющие легковой транспорт;

инвалиды I и II группы, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил;

Согласно Налоговому кодексу земельный налог должны уплачивать все организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или доставшимися им по наследству. А вот те, кто временно пользуется землей с разрешения ее владельца или же взял участок в аренду, налогоплательщиками земельного налога не являются.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации . Налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога – физического лица , не являющегося индивидуальным предпринимателем , определяется налоговыми органами на основании сведений , которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К примеру, Решением городского Совета депутатов г. Советска "Об установлении земельного налога" налоговые ставки в зависимости от разрешенного использования земельных участков установлены в следующих размерах:

1) для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов - 0,15 процента;

2) для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства - 0,2 процента;

3) для строительства и эксплуатации многоквартирных жилых домов - 0,3 процента.

Статьей 391 Налогового кодекса при исчислении земельного налога установлено уменьшение налоговой базы для некоторых категорий граждан.

Так, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, имеют право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размерерублей. При этом налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка все необходимые документы, которые подтверждают право на эту льготу (удостоверение ветерана ВОВ и т. д.).

Также следует отметить, что согласно статье 387 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу на своих территориях.

К примеру, Решением Совета депутатов Гурьевского городского поселения "О местных налогах на территории Гурьевского городского поселения" участники становления Калининградской области, ветераны труда, инвалиды I, II, III групп независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности освобождены от налогообложения в размере 50 % от суммы налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также занятых жилищным фондом.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год . Таким образом, в 2010 году исчисляется налог за 2009 год. Земельный налог за 2010 год будет исчисляться в 2011 году.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налоговое уведомление направляется налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Некоторыми муниципальными образованиями Калининградской области установлены авансовые платежи для налогоплательщиков-физических лиц.

Так, Решением Совета депутатов Озерского городского поселения «Об установлении земельного налога» для физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода (календарного года) установлен один авансовый платеж по налогу до 15 ноября . Сумма авансового платежа по налогу в этом случае исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки.

Таким образом, налогоплательщикам-физическим лицам, имеющим объекты налогообложения земельным налогом, расположенные на территории Озерского городского поселения, Межрайонной Инспекцией № 2 по Калининградской области в 2009 году направлены налоговые уведомления на уплату авансовых платежей за 2009 год в размере половины исчисленной суммы налога, а также в 2010 году направлены налоговые уведомления на уплату суммы налога за 2009 год с учетом авансовых платежей.

Земельный налог поступает в бюджет муниципального образования.

В настоящее время по 52 муниципальным образованиям области налоговыми органами земельный налог за 2009 год налогоплательщикам-физическим лицам уже исчислен, налоговые уведомления и платежные документы ПД (налог) направлены, так как установленный срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц на этих территориях приходился на даты до 15 марта .

Однако в текущем году органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области приняты и принимаются до настоящего времени решения как о снижении ставок земельного налога за 2009 год и изменении срока уплаты земельного налога на более поздний, так и только о переносе срока уплаты налога.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, начиная с даты вступления нормативных правовых актов в силу, налоговые органы вправе незамедлительно начать информирование налогоплательщиков о внесенных изменениях и приступить к перерасчету земельного налога, а в случае возникновения переплаты – к возврату излишне уплаченного налога в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании вступивших в силу решений советов депутатов муниципальных образований о снижении размера ставки земельного налога налоговые органы незамедлительно приступят к перерасчету земельного налога за 2009 год.

Так, Решением Зеленоградского городского поселения уменьшены размеры ставок земельного налога в отношении:

– земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства (с 0,3 % до 0,03%),

– земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (с 0,3 % до 0,15 %);

а также изменен срок уплаты налога: был – не позднее 1 апреля , установлен – не позднее 1 сентября , но только для уплаты за 2009 год.

Решение Зеленоградского городского поселения опубликовано в номере 23 газеты «Волна» от 01.01.2001, следовательно, вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, а именно – 28.04.2010.

Межрайонная № 10 по Калининградской области в настоящее время уже приступила к перерасчету земельного налога по данному муниципальному образованию. В случае возникновения переплаты по налогу на основании заявления налогоплательщика в письменной форме налоговый орган в рамках действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах обязан возвратить излишне уплаченный налог или зачесть сумму переплаты в счет других налоговых платежей.

Также решением городского совета депутатов «Гвардейское городское поселение» от 29 марта 2010 года № 14, опубликованном в газете «Новая жизнь»
№ 27 от 01.01.01 года, уменьшены размеры ставок земельного налога с 0,3 % до
0,2 % в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки и для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; а также с 0,3 % до 0,1 % – в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки). В тоже время пунктом 9 данного решения предусмотрено, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года. Таким образом, пониженный размер ставок в отношении земельных участков с указанным выше разрешенным использованием, находящихся в пределах территории Гвардейского городского поселения, налоговым органом будет применен при исчислении в 2011 году земельного налога за 2010 год.

Следующий пример. Решением совета депутатов «Нестеровсое городское поселение» от 01.01.01 года № 9 (опубликовано в газете «Сельская новь» № 20 от 01.01.2001) ставки земельного налога на налоговый период 2010 года уменьшены до 0,25 процента - в отношении земельных участков:

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

Предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства".

Таким образом, пониженный размер ставок будет применен налоговым органом в 2011 году при исчислении земельного налога за 2010 год.

Другой пример. Решением совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» изменен срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц с 15 марта на 1 июля. Таким образом, у граждан, земельные участки которых расположены в пределах территории муниципального образования «Город Светлогорск», еще есть более месяца для своевременного исполнения обязанности по уплате земельного налога.

Для наглядности приведем примеры расчета земельного налога. Так, в городе Калининграде кадастровая стоимость земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на улице Брусничной площадью 720 кв. м. в 2008 году составляла рублей, при этом налоговая ставка для данной категории земли равна 0,3 %, следовательно, сумма земельного налога за 2008 год составила 1 468,04 рублей. В 2009 кадастровая стоимость участка изменилась в сторону увеличения до 1 рублей, при той же налоговой ставке в 0,3 % сумма налога за 2009 год составила 3 761,13 рублей за год.

Кроме того, на территории Калининграда расширен список лиц, которым предоставляется вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Добавлены такие категории как участники становления Калининградской области; граждане, переселившиеся в Калининград в период до 1 января 1953 года и переселенные по оргнабору, достигшие на дату переселения 16 лет; ветераны труда; главы многодетных семей, имеющие пять и более детей; одиноко проживающие пенсионеры старше 60 лет; и другие.

К примеру, также в садово-товарищеском обществе «Чайка», расположенном в Московском районе города Калининграда, кадастровая стоимость земельного участка под садоводство площадью 600 кв. м. в 2008 году равнялась 210 рублям, при налоговой ставке 0,3 % сумма налога составил 63 копейки. В 2009 кадастровая стоимость изменилась до рублей, при той же налоговой ставке сумма налога составила 960,80 рублей за год.

Управление ФНС России

по Калининградской области

ВВЕДЕНИЕ

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.В связи, с чем уровень собираемости земельный налог в местные бюджеты целей увеличивает значение.

К основным целям земельного налогообложения относятсяформирование доходной части местных бюджетов, стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также уменьшение льготных категорий лиц, значительное повышение кадастровой стоимости земли, отсутствие действенных стимулов к эффективному использованию земель создали значительнуюнапряженность в обществе. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении кадастровой стоимости отдельных участков, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Обострившаяся ситуация требует глубокого изучения земельного налога, его становления, изменения, определения социально-экономического значения для населения и местного бюджета. Так же необходимо выявить и проанализировать наиболее оптимальные пути развития земельного налога, чтобы не обострять сложившуюся ситуацию. В связи, с чем выбранная тема актуальна.

Цель дипломной работы – исследование направлений совершенствования системы налогового администрирования земельного налога.

1. Изучить существующее законодательство в сфере земельного налога.

2. Дать анализ системы администрирования земельного налога в РБ.

3. Выявить проблемы системы администрирования земельного налога.

Объектом исследования является система налогового администрирования.

Предмет исследования- процессы, связанные с администрированием земельного налога.

Методы исследования. В процессе исследования применялись эмпирические методы – изучение документации, теоретические методы - индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, статистические методы.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных авторов таких как, С.А, Боголюбова, В.Ф. Тарасовой, Б.В. Ерофеева, В.Г. Панкова, Ю.А. Крохиной, Ю.Ф. Кваши, И.М. Александрова, А.В. Петрова, С.П. Кавелина и другие.

Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1теоретические аспекты администрирования земельного налога

1.1 Понятие налогового администрирования

В последнее время в актах органов власти, литературе применительно к сфере налогообложения используется термин «налоговое администрирование». Однако закрепленное законом определение указанного термина в нормативно-правовых актах отсутствует. Анализ применения вышеназванного термина позволяет сделать вывод, что единого подхода среди ученых и практиков не существует. В одном случае под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов, в другом – порядок начисления и уплаты налога, а иногда – любая деятельность, относящая к системе налогообложения.Следует учитывать, что именно налоговое администрирование оказывает влияние на цели и приоритеты в работе налоговых органах, их систему и внутреннюю организацию, и поэтому в первую очередь необходимо определить его сущность.

В литературе высказываются различные точки зрения о понятии «налогового администрирования». Так, по мнению А.В. Иванова, под налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России.При этом в систему мероприятий налогового администрирования попадают: - планирование объемов налоговых поступлений в бюджет; - подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;

Подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства РФ проектов федеральных законов о налогах и налогообложении; - непосредственный контроль за поступлением налогов на бюджетные счета; - взыскание недоимки, привлечение к ответственности за налоговые нарушения (налоговое администрирование в узком значении)[ 15 ].

Аналогичное определение указанного термина дано в Большом толковом словаре налоговых терминов и норм, в котором налоговое администрирование трактуется, во-первых, как система управления налоговым процессом в целом (в широком смысле), во-вторых, как управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбора налогов (в узком смысле).

Однако М.Ю. Орлов под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров[ 27 ].

В отличие от вышеназванных точек зрения А.З. Дадашев и А.В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего, организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую «совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России» .

Рассмотрим следующие административно-правовые категории, как «администрирование», «государственное администрирование», понимание которых послужит основой для определения понятия «налогового администрирования».

Слово администрирование соответствует латинскому«руководство», «управление». Анри Файоль (представитель школы административного управления) утверждал, что администрировать – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться и контролировать. В американской энциклопедии государственное администрирование определяется как «все виды деятельности, направленные на осуществление решений правительства».

В российской литературе под «администрированием» понимается то, что делают администрация, администраторы (органы или совокупность лиц, которые управляют, руководят действиям людей), т.е. управление, руководство людьми. Таким образом, смысл слова «администрирование» в русском языке полностью соответствует слову «управление».

В науке управления под термином «управление» понимается непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. При этом, в зависимости от особенностей управляемых отношении, выделяют основные виды управления: социальное, идеологическое, государственное, хозяйственное[ 28 ].

Государственное управление (государственное администрирование) в отличие от иных видов управления регулирует социально-экономические отношения в обществе на основе различного рода нормативных актов, а также осуществляет руководство самими органами государственного управления.

Государственное управление реализуется во взаимоотношениях государственных органов между собой и различного рода ‑­ негосударственными субъектами. «Эти общественные отношения складываются как внутри самого государственного аппарата (внутриорганизационные, внутри аппаратные), так и на стыке отношений «государство - гражданское общество» («внешние» отношения)».

Исходя, из вышеизложенного можно утверждать, что налоговое администрирование является частью системы управления государством налоговыми отношениями.

В соответствии со статьей 2 НК РФ к налоговым отношениям относятся отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [ 1 ]

Под налоговыми правоотношениями в науке финансового права понимаются урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Поэтому следует согласиться с мнением М.Ю. Орлова, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов не относятся к управленческим отношениям, поэтому их не следует включать в понятие налогового администрирования.

Управленческой деятельностью от имени государства могут заниматься только органы административной юрисдикции, в сфере налогообложения такими органами являются налоговые органы, а при перемещении товаров через таможенную границу РФ – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела – таможенные органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах. Именно указанные органы от имени государства являются участниками отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, можно утверждать, что в их деятельности практически реализуются функции государственного управления или налогового администрирования, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере - в области налогообложения.

Административная деятельность, или администрирование (управление), предполагает выполнение общих функций. Это анализ ситуации – изучение положения дел, происходящих процессов в обществе; прогнозирование – обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидение его результатов; программирование – выработка конкретных программ действий; регулирование - установление определенного правового режима той или иной деятельности; организация – определение структур и кадров для выполнения поставленных задач; координация – гармонизация всех действий или усилий; контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям.

Таким образом, под налоговым администрированием следует понимать систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление налогового контроля и работу с налоговой задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, рассмотрение жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействия) их ‑должностных лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.

Цель налогового администрирования – обеспечение полного и своевременного контроля над уплатой налогоплательщиками налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговому администрированию присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий.

Изложенное позволяет сделать вывод, что налоговое администрирование - деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.

Недостатки администрирования налогов приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов.

1. 1. Налогоплательщики, элементы налогообложения; 1. 2. Земельный кадастр; 1. 3. Налоговые льготы; 1. 4. Сроки и порядок уплаты налога

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт. Петербурга. Земельный налог является местным налогом.

1. 1 Физические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, налоговый период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговый период – 1 Год

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 1 Юридические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, отчетный период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Отчетный период– 1 Год

1. 1 Не признаются объектами налогообложения 1) Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации; 3) Земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3% в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 2 Земельный кадастр С 2015 года существенно изменился механизм исчисления налога. Сумма платежа теперь рассчитывается из кадастровой стоимости. Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а уже сами сведения о кадастровой стоимости земли вносятся в Государственный земельный кадастр, где указывается стоимость земельного участка в зависимости от категории земель.

1. 2 Информация о кадастровой стоимости земельных участков, согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ от 07. 02. 2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

1. 3 Налоговые льготы для физических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 2) в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; Раздел 1. Управление социальными системами. Кириллов А. В.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного для следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I и II групп инвалидности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 6) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

1. 3 Налоговые льготы для юридических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; 2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; 3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения 4) религиозного и благотворительного назначения; 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; 7) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для физических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ. Уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для юридических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи; В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций, не может быть установленранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.