Бухгалтерский учет в медицинских учреждениях. Бухгалтерский и налоговый учет мед услуги

В существующем законе о бухгалтерском учете в нашей стране существует такое понятие как учетная политика. Требования к проводимой учетной политике в медицинских учреждениях остаются прежними без каких-либо исключений. Можно выделить следующие основные правила учетной политики бухгалетерии медицинского учреждения:

1. Как и в любой юридической организации, в медицинском учреждении за бухгалтерский учет отвечает руководитель. Именно руководитель ответственен за соблюдение законодательства, издание приказов и распоряжений о бухгалтерском учете в медицинских организациях.

2. Изданный руководителем приказ о бухгалтерском учете должен обеспечивать последовательное проведение учетной политики в медицинских учреждениях. При этом разрешается изменять, дополнять приказ об учетной политике медицинской организации только в случае изменения законодательства страны, принятых нормативных актов о бухгалтерском учете. Как правило, при заказе бухгалтерских услуг у сторонних организаций руководитель не обязан отслеживать все данные изменения. Руководителю разрешается изменять политику бухгалтерского учета при внедрении новых методов ведения бухгалтерского учета и радикальном изменении профиля и условий работы медицинской организации.

3. Руководитель медицинского учреждения обязан в своих приказах и распоряжениях указывать о том, что все нововведения в бухгалтерском учете должны быть внедрены только с начала нового финансового года организации. Все нововведения должны быть отражены в дополнительной пояснительной записке финансово-отчетной документации.

В приказах и распоряжениях медицинского учреждения о бухгалтерском учете отражается информация о тех принятых в организации нормах, которые могут быть выбраны в рамках существующего в нашей стране законодательства.

На сегодняшний день руководителю медицинской организации предлагаются следующие формы ведения бухгалтерского и налогового учета. Первый метод, это создание подразделения организации с установлением руководителя подразделения - главного бухгалтера. В медицине бухгалтерский учет может проводиться и единственным должностным лицом - бухгалтера. Вторым методом является бухгалтерский аутсорсинг. Под бухгалтерским аутсорсингом понимается передача непрофильной деятельности для данной организации третьей организации, для которой данная деятельность является профильной, то есть бухгалтериские услуги оказываются третьей организацией. Третьим методом ведения бухгалтерии в медицине является самостоятельная работа в данной сфере руководителя организации.

Следует отметить, что последний тип ведения бухгалтерии в медицине применим только в коммерческих организациях. Бюджетные медицинские организации не могут вести бухгалтерию в лице руководителя учреждения или методом бухгалтерского аутсорсинга или заказа бухгалтерских услуг. Следует отметить, что последнее обстоятельство изжило себя со всех точек зрения. Опыт показывает, что передача непрофильной деятельности организации третьему лицу позволяет значительно повысить качество осуществления данной деятельности. Тем не менее, в бюджетных медицинских учреждениях метод ведения бухгалтерии определяется вышестоящей бюджетной организацией. Для муниципальных больниц - это городское управление здравоохранения, для региональных медицинских учреждений - региональными управляющими органами (министерствами здравоохранения республик, отделениями управления здравоохранением областей и краев).

Любой учетная политика медицинского учреждения должен иметь составленный план счетов бюджетного учета. В плане отмечается перечень счетов применяемых в данной медицинской организации. Как правило, составление плана счетов в медицине не сильно отличается от плана счетов в других организациях и оформляется в виде приложения к составленной учетной политике организации.

В бухгалтерской политике медицинской организации определяются порядки и сроки создания инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия создается и сроки его существования определяются руководителем организации. При необходимости проведения срочной инвентаризации для ведения дальнейшего бухгалтерского учета возможно досрочное создание инвентаризационной комиссии. Руководитель учреждения определяет перечень работников, которые имеют право подписи на документах бухгалтерии. В бюджетных учреждениях данный перечень согласовывается с главным бухгалтером медицинской организации.

Вернуться в оглавление раздела " "

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1 2 Колесёнкова Л.М. , Воронина Я.Ю.

Email: [email protected]

1Колесёнкова Любовь Михайловна - кандидат экономических наук, доцент;

2Воронина Яна Юрьевна - студент, факультет финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрена важность ведения бухгалтерского учета в медицинских учреждениях, отражена его специфика, рассмотрены способы ведения бухгалтерского учета отдельных операций. Статью следует рассматривать как проясняющую специфику учета отдельных операций, что, безусловно, является базовой основой для понимания техники ведения бухучета в медицинских учреждениях. В статье также указана и детализирована динамика развития медицинских организаций в России, выделены причины, которые ее обуславливают.

Ключевые слова: медицинские учреждения, учет, кассовые операции, фармацевтические компании.

FEATURES OF ACCOUNTING IN MEDICAL INSTITUTIONS

12 Kolesenkova L.M.1, Voronina Ya.Yu.2

1Kolesenkova Lyubov Mihailovna - PhD in Economy, Associate Professor; 2Voronina Yana Yurievna - Student, FACULTY OF THE FINANCIAL MARKETS,

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,

Abstract: this article examines the importance of accounting in medical institutions, reflected its specificity, the methods of accounting of individual transactions. The article should be viewed as clarifying the specifics of the accounting of individual transactions, which is a basic foundation for understanding of the technology of bookkeeping in medical institutions. The article also stated and detailed the dynamics of the development of medical organizations in Russia, highlighted the reasons that cause it. Keywords: medical, accounting, cash operations, pharmaceutical companies.

Бухгалтерия организации, которая оказывает платные медицинские услуги, обладает особой спецификой, и учитывает множество различных аспектов. На балансе у таких организаций стоят сотни наименований, в которые входит дорогое оборудование и различные расходные материалы. В таких организациях оборудование постоянно меняется и запасы быстро расходуются и требуют своевременного пополнения. В случае, если организации связаны с какими-либо хирургическими операциями, то они вынуждены работать со страховыми компаниями, для того чтобы избежать форс-мажорных обстоятельств.

2012 2013 2014 2015

Численность врачей человек: всего, тыс. на 10 000 человек населения 49,1 48,9 48,5 45,9

Численность среднего медицинского персонала, человек: всего, тыс. на 10 000 человек населения 1520 1518 1525 1550

Число больничных организаций, тыс. 6,2 5,9 5,6 5,4

Как видно из таблицы 1, численность врачей за последние годы сильно уменьшилась, несмотря на рост среднего медицинского персонала, это можно объяснить сложностью получения врачебной профессии, а также не очень благоприятным состоянием всей медицинской системы в России .

Число больничных организаций, также заметно сократилось за рассматриваемый период. Это можно объяснить вышеперечисленными факторами, а так же тем, что медицинские учреждения в России имеют сложную систему бухгалтерского учёта. Именно эту проблему хотелось бы осветить в этой статье.

Учету подлежат следующие операции:

Расходование материалов.

Операции с медицинским оборудованием.

Кассовые операции.

Расчеты с персоналом.

Расчеты по налогам и сборам.

Сейчас они будут рассмотрены подробнее, начиная с учета расходования материалов.

При ведении учёта расходных материалов, например, различных препаратов и медикаментов, необходимо учитывать, как выдачу их в кабинеты, так и их различные перемещения внутри медицинского учреждения. Окончательное же списание основных и вспомогательных расходных материалов, происходит непосредственно в тот момент, когда они становятся фактически израсходованными и вносятся в лечебный листок или, например, карточку клиента.

Важно отметить, что из-за специфики фармацевтических предприятий, вести учет медицинских препаратов и медикаментов на фармацевтическом предприятии, целесообразнее всего нормативным методом.

Медикаменты за частую состоят из нескольких компонентов. В связи с этим фармацевтическим предприятиям, выпускающим медицинские препараты, необходимо закупать и хранить на складах различные материалы и сырье, которое имеет сроки годности .

Для начала необходимо установить нормативную цену материала.

В определённых ситуациях за нормативную цену принимают стоимость материалов, указанную в договоре. В тех случаях, когда эта стоимость разная для каждой партии материалов, нормативную цену получают расчетным путем, при этом высчитывая, во сколько по договору обойдутся материалы и транспортные расходы.

Изменения нормативной стоимости организация обязана фиксировать в номенклатуре-ценнике.

Во всех медицинских учреждениях по каждой процедуре должен быть разработан документ, который определяет нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому медицинскому сотруднику составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру. Исходя из этих отчётов, бухгалтер производит списание материалов на себестоимость оказанных услуг .

Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под основным средством в медицинских организациях понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая высокую стоимость медицинского оборудования, необходимо правильно сформировать его первоначальную стоимость.

Источниками пополнения основных средств служат:

Приобретение оборудования за плату;

Помощь спонсоров;

Дарение;

Приобретение оборудования в кредит.

Высокая стоимость медицинского оборудования даёт возможность использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации .

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре метода начисления амортизации:

1. Линейный метод;

2. Метод списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;

3. Метод уменьшаемого остатка;

4. Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

В дальнейшем я считаю необходимым рассмотреть особенности ведения кассовых операций в медицинских организациях, имеющих обособленные подразделения (например, аптечная сеть).

При работе с юридическими лицами, которым помимо кассового чека, необходимо к приходному кассовому ордеру выдавать квитанцию, а расчеты лучше всего осуществлять в головной организации. Кассовые операции филиала при этом лучше ограничить приемом и сдачей выручки. Однако организация может разработать специальный порядок оформления денежных документов, например:

1. Присвоить различные коды документам головной организации и филиалов;

2. В каждом филиале открыть отдельный раздел единой кассовой книги организации;

3. Сделать синтез первого и второго варианта.

Организация так же обязана обратиться в обслуживающий банк и утвердить единый лимит остатка наличных денег в кассе, но в случае, если у организации открыто несколько расчетных счетов в различных банках, тогда она может выбирать любой из них. После того как организация утвердит лимит в одном из банков, ей достаточно направить уведомления в остальные.

Главная статья расчетов с персоналом - расчеты по оплате труда, имеющие свою специфику.

При начислении заработной платы медицинским работникам, бухгалтер бюджетного учреждения, прежде всего, руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ.

Учреждения здравоохранения, которые находятся на бюджетном финансировании, самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, но в пределах выделенных бюджетных ассигнований .

К окладу медицинским работникам могут начисляться:

Повышения к окладу;

Надбавки за стаж;

Надбавки за особые условия;

Надбавки за дополнительную работу;

Надбавки стимулирующего характера;

Доплаты за работу в ночное время;

Денежные выплаты по государственной программе и др.

Составим таблицу, показывающую среднюю заработную плату медицинских работников в период 2014 по 2017 год.

Таблица 2. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций

Средняя заработная плата, рублей

в том числе по формам собственности организаций

федеральная субъектов Российской Федерации Муниципальная

2014 45 150 43 011 45 692 44 834

2015 46 496 45 522 47 352 39 948

2016 48 946 48 838 49 734 40 454

2017 52 953 54 432 53 490 40 622

Как мы видим из данной таблицы, заработная плата врачей постепенно растет. Многие эксперты считают, что данная тенденция к увеличению заработной платы связана с проводимой государством реформы здравоохранения. В результате, который было сокращено более 90 тысяч медицинских работников, а заработная плата растет из-за повышенной нагрузки на работников .

Нельзя не рассмотреть специфику налогообложения медицинских организаций.

Не все медицинские учреждения в РФ освобождены от уплаты НДС.

В главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ находятся дополнительные условия, содержащие правила применения льгот по изготовлению лекарств. Для использования этих льгот, лекарства должны быть произведены в соответствии с договором, который был заключен с юридическим лицом.

Также, согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не облагаются НДС услуги санаторно-курортных организаций в России, оформленные путевками или курсовками, которые являются бланками строгой отчетности. В том случае, если санаторно-курортные услуги не оформляются путевками или курсовками, то санитарно-курортные учреждения будут обязаны начислять НДС .

Вместе с тем начисление и оплата НДС аптечными пунктами, деятельность которых связана с изготовлением всех видов лекарств, является обязательной.

Частные клиники, не получающие финансирование из гос. бюджета, обязаны начислять и уплачивать НДС.

Рассмотрение специфики бухгалтерского учета в медицинских учреждениях позволяет выделить особенные, уникальные черты, отличные от бух. учета в других учреждениях. Понимание их - необходимо как для бухгалтеров, так и для всех, кто интересуется медициной.

В то же время, следует отметить, что невозможно изложить всю специфику бухгалтерского учета в медицинских учреждениях, учитывая объемы статьи, скорее, ее следует рассматривать как уточняющую, проясняющую специфику учета отдельных операций, что, тем не менее, является фундаментальной основой для понимания техники ведения бухучета в медицинских учреждениях.

Список литературы /References

1. Суринов А.Е. Основные показатели здравоохранения // Россия в цифрах, 2017.

2. Фирстова С.Ю. Бухгалтерский учет в медицине. КноРус, 2006. С. 21-23.

3. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2012.

4. Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях. М.: Изд-во: Проспект, 2012.

5. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.01.2018).

6. Ананьев Л.В. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере: практические рекомендации М.: Инфотропик Медиа, 2012. 360 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Заборовский Е.Ю. Email: [email protected]

Заборовский Евгений Юрьевич - магистр, кафедра управления организацией, экономический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: автомобильная отрасль является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития государства. В данной статье рассматривается современное состояние российской автомобильной отрасли и основные направления ее развития. Автором проанализирована динамика производства и импорта продукции. Рассмотрен режим «промышленной сборки» и его основные результаты. Определены основные задачи развития отрасли и меры государственной поддержки. Рассмотрен вопрос вступления России во всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: автомобильная отрасль, производство, импорт, импортозамещение, стратегия, промышленная сборка, отечественный, Россия.

MODERN PROBLEMS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY Zaborovskiy E.Yu.

Zaborovskiy Evgeniy Yurievich - Master, DEPARTMENT OF MANAGEMENT ORGANIZATION, ECONOMIC FACULTY, MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the automotive industry is the leading branch of the domestic engineering industry, which determines the economic and social development level of the state. This article describes the current situation in the Russian automotive industry and the main directions of its development. The author analyzes the dynamics ofproduction and import of products. The regime of "industrial assembly" and its main results are considered. The main tasks of the industry development and measures of state support are determined. The question of Russia"s accession to the world trade organization is considered. Keywords: automobile industry, production, import, import substitution, strategy, industrial assembly, domestic, Russia.

На сегодняшний день российская автомобильная отрасль развивается согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года»,

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаны перейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Обратите внимание!

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В частности это:

В отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Пример.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму 1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы приняты заказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Окончание примера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Государственные и муниципальные учреждения в выборе направлений расходования относительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам, во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемах вырученных средств (если объем таких средств значителен, то финансирующие органы вполне могут если не отказать, то задержать финансирование на неопределенное время).

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями после уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированием структурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычном порядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему и текущему ремонту.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии со сметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персонала учреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется на основании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премий управленческому и обслуживающему персоналу.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую, квартальную и месячную.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:

  • месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным:
  • квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно пункту 8 Инструкции №70н:

«Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек».

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9 Инструкции №70н):

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);
  • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);
  • Пояснительная записка (форма 0503160);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127);
  • Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);
  • Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);
  • Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);
  • Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);
  • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126).
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, а также рекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на . В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

"Аудит и налогообложение", 2006, N 10

Коммерческие медицинские организации ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

В структуре затрат медицинской организации большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01", материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально-производственных запасов (МПЗ) организации.

К бухгалтерскому учету материалы принимаются согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 по фактической себестоимости, которой в случае приобретения за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 "Материалы". В бухгалтерском учете медицинской организации принятие на учет материалов отражается записью:

Дт 10 "Материалы" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Фактический расход материалов при оказании услуг отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. В бухгалтерском учете для этого используется запись:

Дт 20 Кт 10 - отпущены материалы, необходимые для оказания услуг.

На основании п. 16 ПБУ 5/01 медицинская организация вправе самостоятельно выбирать один из способов оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство (выбытии). Оценка материалов производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике организации и использоваться на протяжении всего отчетного года (по отдельному виду (группе) запасов).

Однако, в случае если законодательно будут внесены корректировки и изменения в нормативную базу учета отдельных хозяйственных операций, организации вправе вносить изменения в действующую учетную политику.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (например, драгоценные металлы), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретения.

Ввиду значительного ассортимента используемых материалов медицинские организации должны обратить особое внимание на выбор метода оценки запасов, взвесив достоинства и недостатки каждого из них.

Помимо избранного метода оценки МПЗ медицинские организации должны решить еще одну проблему: когда именно материалы списывать в расход.

Дело в том, что после отпуска со склада материалы могут храниться по различным структурным подразделениям медицинской организации (основным и вспомогательным) длительное время, в связи с чем просчитать остатки зачастую оказывается просто невозможно.

Исходя из этого, существует реальная необходимость ведения оперативных отчетов медицинских работников об использовании полученных со склада материалов. Медицинская организация может воспользоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов". Согласно п. 98 данного документа:

"Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости оттого, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией".

При определении себестоимости оказанных медицинских услуг медицинские организации (как, впрочем, и все остальные субъекты предпринимательской деятельности) используют Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Случаи выбытия активов, не признаваемых для целей бухгалтерского учета расходом, перечислены в п. 3 ПБУ 10/99.

Согласно указанному бухгалтерскому стандарту расходы медицинской организации делятся на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с оказанием медицинских услуг. Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

При формировании расходов по обычным видам деятельности медицинская организация должна сгруппировать их по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Перечень статей затрат медицинская организация устанавливает самостоятельно.

Расходы медицинской организации признаются в бухгалтерском учете лишь в том случае, если у организации выполняются все условия, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в учете медицинской организации признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения организации получить выручку от оказания медицинских услуг, операционных или иных доходов и от формы осуществления расхода (денежная или натуральная). В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то расходы должны быть обоснованно распределены.

Определение доходов в бухгалтерском учете медицинская организация также осуществляет в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 9/99).

Пунктом 5 ПБУ 9/99 установлено, что доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Следовательно, доходами от обычных видов деятельности у медицинской организации будет являться выручка от оказания медицинских услуг.

Кроме доходов от обычной деятельности в бухгалтерском учете признаются прочие доходы, к которым относятся операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы (п. 4 ПБУ 9/99).

Для признания выручки (доходов от обычных видов деятельности) в бухгалтерском учете медицинской организации необходимо одновременно выполнение следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • услуга оказана;
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете медицинской организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Обращаем внимание, что признание выручки при оказании медицинских услуг производится по факту оказания услуги.

Для отражения в бухгалтерском учете выручки от оказания услуг необходимо иметь документы, подтверждающие, что услуга оказана. Как правило, таким документом выступает акт выполненных работ (оказанных услуг).

Первичные учетные документы принимаются к учету:

  • если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации;
  • если организацией утверждена форма первичного документа, не предусмотренная в альбомах унифицированных форм.

Форма акта выполненных работ (оказанных услуг) законодательно не утверждена, поэтому медицинская организация вправе разработать такую форму самостоятельно. При этом самостоятельно разработанные формы в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) должны в обязательном порядке содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа (формы);
  • код формы;
  • дату составления;
  • наименование организации, составившей этот документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Образец разработанного акта утверждается отдельным организационно-распорядительным документом медицинской организации.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель медицинской организации по согласованию с главным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Для учета выручки от оказания услуг в бухгалтерском учете медицинской организации используется счет 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".

К счету 90 "Продажи" медицинская организация открывает следующие субсчета:

90-2 "Себестоимость продаж";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Выручка от оказания медицинских услуг в бухгалтерском учете медицинской организации отражается в момент ее признания (то есть в момент подписания акта оказания услуг). Исключение составляют операции по договорам с особым переходом права собственности.

Для этого в бухгалтерском учете используется запись:

Дт 62 Кт 90-1 - отражена выручка от оказания медицинских услуг.

Одновременно производится списание себестоимости оказанных услуг:

Дт 90-2 Кт 20 (40) - списаны затраты по оказанным услугам (выполненным работам).

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения можно ознакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит " "Услуги в области здравоохранения".

Н.Беляева

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"