Квитанция о приеме декларации в электронном виде. Об утверждении порядка уведомления субъектов бюджетной и бухгалтерской отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной и бухгалтерской отчетности, представленной ими, и о дате ее принят

Источник: ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

1. Документы, подтверждающие факт сдачи отчетности в различные контролирующие органы

1.1 Обмен электронными документами между налогоплательщиком и ФНС

Согласно Порядку (утв. Приказом ФНС от 02.11.2009 №ММ-7-6/534@) представления отчетности в ФНС в электронном виде факт сдачи отчетности в ФНС подтверждается квитанцией о приеме , в которой дата представления документа фиксируется на основании даты, указанной в электронном документе «Подтверждение даты отправки» , формируемом спецоператором связи или самим налоговым органом (при отправке непосредственно в налоговый орган).

Факт того, что отчетность без ошибок загружена в информационную базу данных налогового органа, подтверждается электронным документом «Извещение о вводе» . Если же в отчетности обнаружены неточности, то ИФНС вышлет «Уведомление об уточнении» , получив которое налогоплательщик должен исправить указанные в уведомлении ошибки и повторно выслать декларацию в ИФНС. При этом штрафные санкции за несвоевременное представление отчетности не взыскиваются, так как дата сдачи ранее уже зафиксирована в документе «Подтверждении даты отправки».

Табл. 1. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ИФНС

Тип документа

Начало имени файла

Информационное сообщение о достоверности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговый орган

Уведомление об уточнении налоговой декларации

Квитанция о приеме

Подтверждение даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета) в электронном виде

Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде

Форма утв. Приказом ФНС России от 25.02 2009 №ММ-7-6/85@

Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации

Извещение о получении электронного документа (документов) в электронном виде

На Рис. 1 представлен состав электронных документов, которые участвуют в обмене между налогоплательщиком, спецоператором связи и налоговым органом при представлении декларации по налогу на прибыль.

Рис. 1. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу декларациипо налогу на прибыльв налоговый орган

Как видно из Рис. 1 , документооборот включает файлы двух типов:

  1. .xml-файл - это электронный вариант документа отчетности или подтверждающего его отправку документа, составленный по установленному ФНС формату;
  2. sig-файл - это электронно-цифровая подпись (квалифицированная ЭЦП) уполномоченного лица, подписавшего документ, а именно: налогоплательщика, спецоператора или контролирующего органа. Для удобства связывания файла документа и его ЭЦП, имя последнего обычно образуется путем добавления к имени файла документа расширения «.sig». Таким образом, образуется файл ЭЦП, имя которого оканчивается на «.xml.sig». Почему «обычно», потому что программы некоторых спецоператоров так не поступают, чем затрудняют понимание пользователями и другими программами назначения и связи образуемых файлов.
1.2. Характеристики электронного документооборота между налогоплательщиком и ФСС

Порядок обмена документами в электронном виде с ЭЦП между страхователями и Фондом социального страхования, утвержденный Приказом ФСС от 12.02.2010 №19 (в ред. от 14.06.2011), предполагает, что документом, подтверждающим сдачу формы 4-ФСС, является:

  1. квитанция о получении Расчета или
  2. квитанция о получении Расчета с ошибками
Дата представления отчета, от которой зависит, своевременно ли страхователь представил отчетность, фиксируется в самой в квитанции (а не в подтверждении даты отправки, поскольку такой документ при сдаче отчетности в ФСС не предусмотрен).

При получении квитанции с ошибками Фонд рекомендует внести исправления в форму 4-ФСС (в соответствии с протоколом ошибок) и повторно направить отчет на шлюз ФСС . В этом случае датой представления отчета будет считаться дата, указанная в первой сформированной квитанции за текущий отчетный период.

К документам, сопровождающим отправку формы 4-ФСС в электронном виде, относятся отчеты об ошибках форматного и/или логического контроля (при наличии таковых ошибок), а также квитанция (см. Табл. 2).

Табл. 2. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ФСС

Квитанция о получении Фондом отчета (с ошибками или без них) представляет собой зашифрованный и подписанный уполномоченным лицом ФСС файл с расширением «.р7е». После расшифровки файла квитанции можно увидеть, что он содержит html-файл протокола обработки файла отчета 4-ФСС и оригинальный xml-отчет страхователя. Наличие таких двух файлов в квитанции подтверждает, что квитанция соответствует именно вложенному в нее отчету 4-ФСС.

1.3 Характеристики электронного документооборота между налогоплательщиком и ПФР

Согласно Распоряжению Правления ПФР от 11.10.2007г. №190р, которым регламентируется электронный документооборот со страхователями, документом, подтверждающим факт представления отчетности в ПФР, является протокол контроля отчетности. Последний может иметь как статус «положительный», означающий, что отчетность считается успешно принятой и «отрицательный», в случае, если в отчетности в ПФР были выявлены ошибки, которые следует исправить и отправить отчетность заново.

Аналогично отчетности в ФНС, сформированные в электронном виде сведения персонифицированного учета и РСВ-1 обычно представляют собой файлы двух типов: «.xml» и «.xml.sig».

Рис. 2. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу пакета сведений в ПФР

2. Особенности хранения подтверждающих сдачу документов

Определившись с теми документами, которыми подтверждается факт сдачи отчетности в контролирующие органы, разберемся с местами их хранения/размещения.

Итак, по порядку. Отчетность в ФНС в электронном виде можно представить через:

  1. спецоператора связи,
  2. непосредственно в налоговый орган по безспецоператорной схеме, например, через систему ГНИВЦ-Прием Регион (схема ГПР) или через сайт ФНС России .
В первом случае отправленная отчетность, а также комплект подтверждающих документов передаются через сервер спецоператора связи. А у некоторых спецоператоров такие документы могут храниться в зашифрованном виде на сервере спецоператора, например, на сервере системы «Контур-Экстерн». Если же требуется, представить электронные документы отчетности, заверенные налоговым органом, в кредитную организацию, аудиторам, в конкурсную комиссию или проверяющим контролирующих органов, то их необходимо сохранить на диск. Это можно сделать, используя функцию сохранения документооборота. Такие функции в большинстве программ отправки электронной отчетности реализованы. Именно так «сохранение документооборота» они называются в программе «Баланс-2W» и системе «Контур-Экстерн».

Если отчетность отправлена через сайт ФНС, то документ сданной отчетности и его ЭЦП, а также подтверждающие ее представление документы должны хранятся на сайте ФНС (см. Рис. 3).

Рис. 3. Отчетность и сопровождающие ее документы, отправленные через Портал ФНС

Все электронные документы, которыми обменивается налогоплательщик, спецоператор (если он участвует в электронном документообороте) и налоговый орган, обычно сохраняются в виде файлов двух форматов: «.xml», и «.xml.sig». Первый документ - это сформированный по установленному формату электронный файл документа. Второй - электронная подпись под документом уполномоченного лица.

Xml-файл можно открыть с помощью браузера, а вот «прочитать» его может только специалист, разбирающийся в форматах документов (см. пример файла на Рис. 4).

Рис. 4. Файл сообщения об ошибке в декларации, поступивший из ФНС

Просмотреть в удобном виде файлы с расширением «.xml.sig», содержащие ЭЦП, можно с помощью специализированного программного обеспечения, позволяющего проверять подписи под электронными документами. Одной и таких известных программ является КриптоАРМ - программа, предоставляющая диалоговый интерфейс для выполнения криптографических операций, таких как шифрование и расшифрование, формирование и проверка электронной подписи и других.

С хранением отчетности в ФСС ситуация несколько иная. Формы 4-ФСС, отправленные в электронном виде, поступают на единый для всей страны шлюз приема , где и хранятся квитанция об их приеме, являющиеся электронными юридически значимыми подтверждающими документами. При наличии ошибок на Шлюзе ФСС также можно найти протокол ошибок форматного и (или) логического контроля.

Рис. 5. Отображение состояния электронного документооборота с ФСС на Шлюзе приема

Для чтения квитанции ФСС предлагает страхователям воспользоваться программой ARM.exe, которая расшифровывает файл квитанции, имеющей расширение «.p7e», подписанный уполномоченным лицом ФСС.

С документами, подтверждающими представление отчетности в ПФР в электронном виде, ситуация тоже имеет свои особенности. Так, завершенный документооборот по персонифицированному учету , по требованиям ПФР, не подлежит хранению на серверах спецоператоров связи . Поэтому страхователи, использующие web-сервисы спецоператоров для отправки и хранения документов и желающие в любой момент просмотреть и при необходимости предоставить проверяющим их деятельность лицам не только саму отчетность в ПФР, но и документы, подтверждающие ее представление, должны своевременно сохранять документы у себя на рабочем месте. Для этого у таких спецоператоров предусмотрена специальная функция «Сохранить все документы и подписи».

Сохраненная на рабочую станцию страхователя отчетность и подтверждающие ее сдачу документы, как уже говорилось ранее, тоже обычно состоит из файлов двух типов: «.xml» и «.xml.sig» (см. Рис. 2). Просмотреть их можно также как и налоговую отчетность с помощью программного обеспечения, позволяющего расшифровывать и проверять подписи под электронными документами, например, программы КриптоАРМ.

Таким образом, для просмотра и надежного хранения документов, подтверждающих сдачу отчетности в контролирующие органы, компаниям рекомендуем:

  1. регулярно сохранять в электронном архиве на своем диске комплекты электронных документов, подтверждающих сдачу отчетности в контролирующие органы,
  2. иметь возможность просматривать эти электронные документы с помощью специализированных программ. Но для этого такие программы, как вышеупомянутые КриптоАрм и ARM.exe не очень удобны. КриптоАрм, являяся универсальной, не позволяет просматривать xml-отчеты в удобочитаемом бухгалтером виде, а ARM.exe предназначена только для работы с расчетом 4-ФСС.
3. Программное обеспечение для хранения и просмотра подтверждающих сдачу отчетности документов

Для работы с архивом электронных документов компанией «ОВИОНТ ИНФОРМ», разработана программа «Баланс-2: Просмотр электронных документов», позволяющая просматривать электронные документы, подготовленные в соответствии с требованиями ФНС, ПФР и ФСС России и форматами файлов документов для передачи их в электронном виде.

Программа позволяет в удобном для бухгалтера и проверяющего виде просматривать:

  • список документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующий орган (Рис.),
Рис. 6. Главное окно программы «Баланс-2: Просмотр электронных документов»

  • электронный документ отчетности, представленный в контролирующий орган, включая ФНС, ФСС и ПФР (Рис. 7),
Рис. 7. Электронный документ отчетности

<

  • сведения о лице, его подписавшем и сертификате его электронной цифровой подписи (Рис. 8),
Рис. 8. Просмотр информации об ЭЦП и сертификате

  • данные об отправке документа в контролирующий орган,
  • данные о лице, получившем документ и сертификате его электронной цифровой подписи,
  • подтверждающие отправку и их доставку документы между отправителем и получателем, включая квитанции о получении, протоколы контроля, извещения о вводе в базу данных электронных документов, а также ЭЦП уполномоченных лиц контролирующих органов (Рис. 9).
Рис. 9. Просмотр извещения о получении декларации в налоговом органе

Программа будет полезной не только лицам, подготавливающим и принимающим отчетность в соответствии с требованиями закона, то есть налогоплательщикам и контролирующим органам - ФНС, ПФР, ФСС, но и лицам, желающим обмениваться электронными документами по своему желанию, например, кредитным организациям, принимающим отчетность заемщиков в электронном виде, их клиентам, аудиторам, руководителям финансовых подразделений.

Программа «Баланс-2: Просмотр электронных документов» может применяться пользователями не только программы «Баланс-2W», но других программ подготовки электронной отчетности и абонентами любых специализированных операторов связи.

Возможно. Более того, для одних организаций согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса соблюдение такого формата является обязательным, для других - добровольным. В любом случае независимо от того, как отправляют документы, порядок и формат представления электронной отчетности регламентирован и является одинаковым для всех. Документов, определяющих порядок действий, при этом несколько. Во-первых, это Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н. Во-вторых, Методические рекомендации по организации электронного документооборота, утвержденные Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@.
Заметим, что хотя вышеуказанные Методические рекомендации были приняты достаточно давно, фактически они вступили в действие лишь в конце ноября 2010 г. (Приказ ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@"). До этого порядок представления электронной отчетности и необходимые документы определялись Приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. N ММ-3-6/50@.
В связи с тем что новые правила вступили в силу совсем недавно, рассмотрим порядок действий всех участников электронного документооборота более подробно. В первую очередь обратим внимание читателей на то, что в соответствии с новым порядком обязательным участником электронного документооборота теперь является специализированный оператор связи . Ранее, особенно на практике, была возможность представления электронной отчетности напрямую на сервер налоговой инспекции.

Процесс сдачи электронной отчетности

Итак, в процессе происходит следующее.
Налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде (в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения) и подписывает ее ЭЦП (законного или уполномоченного представителя). Формирует информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю (в случае, если ЭЦП принадлежит представителю) и направляет подписанные документы - налоговую декларацию (расчет) плюс информационное сообщение о реквизитах доверенности (если это необходимо) в налоговый орган через спецоператора.
Спецоператор в течение двух часов фиксирует дату отправки электронного документа (документов), формирует подтверждение даты отправки электронного документа (документов), удостоверяя его своей ЭЦП, направляет подтверждение даты отправки электронного документа (документов) налогоплательщику (представителю) и в налоговый орган.
Внимание! Если декларация будет успешно принята налоговым органом, именно эта дата будет считаться датой ее представления.
Налогоплательщик в течение суток формирует извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписывает его ЭЦП и направляет спецоператору.
Налоговый орган не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) осуществляет контроль на его соответствие требованиям п. 1 разд. I Приложения N 6, осуществляет первичный контроль в соответствии с п. п. 2 - 5 разд. I Приложения N 6.
В случае соответствия - формирует, подписывает и направляет налогоплательщику через спецоператора извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), а спецоператору - извещение о получении подтверждения даты отправки.
В случае несоответствия - формирует сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа.
Процедура документооборота на этом прекращается.
Внимание! Если на этом этапе получено сообщение об ошибке или уведомление об отказе, декларация (расчет) считается представленной с нарушением сроков исполнения электронного документооборота!
При отсутствии оснований для отказа в приеме (в течение четырех часов с момента поступления электронного документа... от налогоплательщика) налоговый орган направляет полученные документы для дальнейшей обработки.
Затем, в течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс для дальнейшей обработки, проводит окончательный контроль на соответствие требованиям разд. II Приложения N 6.
При отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме.
При выявлении нарушения формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.
Квитанцию о приеме налоговой декларации или уведомление об отказе не позднее следующего рабочего дня за днем поступления налоговый орган направляет налогоплательщику через спецоператора. Следует учесть, что, если на этом этапе получено уведомление об отказе, декларация (расчет) считается не представленной! Декларация представлена, как только плательщиком получена квитанция о приеме. При этом датой представления документов считается дата, указанная в подтверждении спецоператора связи.
По результатам обработки налоговой декларации (расчета) налоговый орган формирует извещение о вводе (или уведомление об уточнении) в случае выявления ошибок и не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, направляет его налогоплательщику через спецоператора.
Документооборот завершен, если получено извещение о вводе. Уведомление об уточнении означает, что в декларацию необходимо внести уточнения (т.е. представить корректирующий отчет). Соответственно при представлении этих данных действует тот же порядок, что и при представлении основной декларации.

Подтверждение отправки

Новый порядок существенно пополнил список документов, которыми необходимо обменяться. Разграничил время, отведенное спецоператору и налоговому органу для совершения тех или иных действий. Определил те моменты, когда документооборот является законченным и отчетность представленной . Таким образом, теперь для подтверждения того, что отчетность представлена, налогоплательщик должен иметь: подтверждение отправки от спецоператора связи и квитанцию о приеме. Заканчивается же документооборот извещением о вводе.
Очевидно, что рассмотренный выше порядок существенно усложнил жизнь налогоплательщиков. И ранее часто возникали споры о том, какой день считать датой представления электронной отчетности . Актуально это становилось для тех, кто представлял отчетность в последние дни, а по каким-то причинам (технические сбои, ошибки в представляемых документах и т.д.) налоговые органы в приеме этой отчетности отказывали. Либо для тех, кто просто не мог по техническим причинам отправить отчетность в ИФНС или даже на сервер спецоператора. В результате, как считали в ИФНС, налогоплательщик нарушал сроки представления отчетности, и естественно, инспекторы пытались его оштрафовать по ст. 119 НК РФ.
Как же решались эти проблемы? Во всех случаях время отправки декларации устанавливалось по дате, зафиксированной в подтверждении спецоператора связи. И хотя налоговики настаивали на том, что без протокола контроля отчетность представленной не является, сложившаяся арбитражная практика была однозначна. Если у налогоплательщика на руках было подтверждение спецоператора связи об отправке отчета и если этот отчет был отправлен вовремя, то начисление штрафа за непредставление декларации признавалось неправомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2010 г. по делу N А13-5546/2008). Это правило действовало даже в тех случаях, когда декларация была представлена по устаревшему формату (Постановления ФАС ЦО от 3 августа 2006 г. по делу N А09-2953/06-29, ФАС ПО от 22 марта 2006 г. по делу N А49-11353/2005, ФАС ЗСО от 24 января 2007 г. N Ф04-8916/2006(30071-А45-41)).
Теперь отчет будет считаться непредставленным до тех пор, пока налогоплательщик не получит квитанцию о приеме. А сформирована квитанция будет только в том случае, если приемный и программный комплексы на стороне инспекции не выявят определенных ошибок. И они могут быть самыми разными, в частности декларация может просто не читаться или быть сформированной налогоплательщиком в старом формате. При этом бухгалтер получит либо сообщение об ошибке, либо уведомление об отказе в приеме отчета, где будут перечислены ошибки, из-за которых файл не был принят. И в том, и в другом случае документооборот прекращается. Это означает, что необходимо устранить все ошибки и повторно выслать отчет. На этой стадии отчет считается непредставленным. Естественно, если отчетность будет направлена в последний день и окажется не принятой, споров с ИФНС не избежать.
Каким образом будет складываться арбитражная практика, теперь предсказать сложно. С одной стороны, по-прежнему в ст. 80 НК РФ срок представления электронной декларации определен как дата подтверждения оператора связи. Однако теперь действующие рекомендации прямо определяют: для того чтобы отчет считался принятым, а документооборот - завершенным, налогоплательщику необходимо иметь не только подтверждение спецоператора, но и квитанцию о приеме. Безусловно, вновь введенные правила ухудшают положение налогоплательщиков.
Теперь, для того чтобы иметь гарантии своевременного представления электронной отчетности, декларацию необходимо отправлять как минимум за два дня до окончания срока ее подачи. Иначе с учетом времени, отведенного налоговым органам на ее проверку, декларация может оказаться непредставленной. Кроме того, учитывая практически повсеместную неготовность налоговых органов обеспечить круглосуточный режим работы программных комплексов, а также отсутствие достаточного количества технических специалистов, проблем у налогоплательщиков прибавится. И вряд ли "нештатные ситуации", предусмотренные Методическими рекомендациями, исправят положение.

Несвоевременное представление

Первое и, пожалуй, самое эффективное решение проблемы - не оставлять сдачу отчетности на последние дни. Необходимо иметь в виду, что и у операторов связи могут быть технические сложности, отвечать за которые в конечном итоге придется налогоплательщику. Ведь ответственность за несвоевременное представление декларации возложена именно на него. Особенно это касается тех, чья обязанность направлять электронную отчетность определена Налоговым кодексом. Хотя судьи и считают, что в этом случае организация вправе представить отчетность и на другом носителе (Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 11500/08, от 3 февраля 2009 г. N 11482/08), все же вероятность судебного разбирательства достаточно высока. Тем более что теперь в НК РФ предусмотрен штраф и за несдачу отчетности именно в электронном виде. Тем же, кто подает электронные декларации в добровольном порядке и оставляет их сдачу на последние дни, можно порекомендовать приносить документы лично или отправлять по почте.
Однако ситуации бывают разные. Если все же случилось так, что в силу каких-либо причин электронная декларация оказалась представленной не вовремя, не сдавайтесь и оспаривайте решение налоговиков в суде. Во всяком случае штраф можно значительно снизить. Как отмечает ВАС РФ (см. Постановление от 8 декабря 2009 г. N ВАС-11019/09), штраф за несдачу декларации не может в разы превышать недоимку. Также при попытке оштрафовать налогоплательщика по ст. 119 НК РФ можно сослаться на отсутствие его вины (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009 г. N 17АП-1692/2009-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. по делу N А58-10700/09).
В целом, конечно, представляется очевидным, что после вступления в силу нового порядка у многих организаций пропадет желание представлять отчетность в электронном виде. Тем более что для большинства в настоящее время это все же дело добровольное. Многие вернутся к старому проверенному способу и вновь станут представлять отчетность с использованием обычной почтовой связи, т.к. плюсов у представления отчетности в электронном виде остается все меньше и меньше.

С 01 сентября 2014 года отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Также данный приказ с 01 сентября 2014 года признает утратившим силу приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ .

При передаче отчетности, подписанной сертификатом уполномоченного представителя , с каждой декларацией передается информационное сообщение о представительстве (см. Каковы особенности предоставления налоговой отчетности через уполномоченного представителя?).

Порядок документооборота с ФНС

Налогоплательщик после отправки отчета получает следующие документы:

1. Подтверждение даты отправки отчета

Это электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Формируется сразу после отправки отчета.

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки.

2. Извещение о получении либо сообщение об ошибке.

  • Извещение о получении — электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Формируется налоговым органом, поступает в течение 6 часов после отправки отчета. При поступлении извещения о получении документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.
  • Сообщение об ошибке — электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Поступает от ИФНС в течение 6 часов после отправки отчета. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета.

3. Квитанция о приеме либо уведомление об отказе.

  • Квитанция о приеме — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Поступает от ИФНС в течение следующего рабочего дня после отправки отчета. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.
  • Уведомление об отказе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Поступает от ИФНС в течение 6-12 часов после отправки отчета. Если пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета.

4. Извещение о вводе либо уведомление об уточнении.

  • Извещение о вводе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.
  • Уведомление об уточнении — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме . Если пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

Сроки документооборота

Максимальный срок завершенного документооборота согласно методическим рекомендациям не должен превышать трех рабочих дней при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.

Подавать заполненную декларацию о налогах можно только в налоговую службу, находящуюся по месту постоянной регистрации лица ее подающего ( ?). При этом место его временного проживания либо пребывания (например по работе либо учебе) не имеют никакого значения.

То есть, находясь в другом городе долгое время, подать документы в находящуюся там налоговую службу нельзя – для этого нужно приехать в орган по месту регистрации либо воспользоваться почтой ( ?).

Единственным исключением являются лица, вовсе не имеющие постоянной прописки либо регистрации, а имеющие только временную. В таком случае налоговая декларация сдается по месту временной регистрации, но перед этим заранее следует обратиться в местную налоговую службу с целью постановки на учет.

Способы сдачи

Существует сразу несколько способов подачи деклараций в налоговую инспекцию.

  1. Первый из них – личное обращение . Для многих людей он является самым простым и удобным.

    Кроме того, подавая документы лично, можно не волноваться за правильность их – принимающий инспектор предварительно проверит их, и в случае ошибок подскажет, что необходимо исправить или уточнить. Минусом такого способа является необходимость наличия достаточного свободного времени, особенно в случае очередей в инспекции.

  2. Другой способ – отправить налоговую декларацию почтой (это право указано в пункте 4 статьи 80 НК РФ). Он позволяет значительно сэкономить время, а в некоторых случаях является единственным доступным – например, в случае длительного отсутствия по месту регистрации (при долговременной работе в других регионах).
  3. Кроме этого, возможно подать налоговую декларацию и через интернет , с помощью специального кабинета налогоплательщика, расположенного на сайте ФНС . Это максимально удобный и быстрый способ, но только при возможности стабильного выхода в интернет.

    СОВЕТ : Также, воспользоваться кабинетом налогоплательщика можно и на сайте Госуслуг (правда, он доступен только пользователям, зарегистрированным на этом портале и прошедшим процедуру подтверждения личности).

Об особенностях подачи декларации для физических и юридических лиц рассказано .

Как фиксируется факт приёма?

При обращении в налоговый службу лично подтверждением того, что декларацию приняли, служит проставление соответствующей отметки о приемке в копии подаваемого документа. При отправке почтой подобную роль играет получить квитанцию, в которой указаны точные данные отправителя и получателя, а также время ее приеме почтовой службой.

В случае же отправки налоговой декларации через интернет, плательщик через некоторое время получает так называемую квитанцию о приеме, которую можно распечатать и это является официальным подтверждающим документом (дополнительного обращения в налоговую службу для того, чтобы поставить в ней штамп, как иногда требуют – не нужно).

Ниже можно ознакомиться с фото квитанции о приеме :

Как запросить копию в органе ФНС?

Для того, чтобы запросить копию ранее сданной налоговой декларации, необходимо лично обратиться в орган по месту регистрации и подать заявление на ее получение. В большинстве случаев документ можно взять сразу же в день обращения. Также, возможно получение копии декларации через сайт налоговой инспекции в кабинете налогоплательщика .

Какое заявление необходимо будет составить?

Заявление о получении копий налоговой декларации составляется либо в произвольной форме, с указанием номеров требуемых документов и времени их сдачи, либо оформляется по образцу, получить который можно непосредственно в налоговой инспекции (обычно все образцы располагаются в доступном для посетителей месте).

ВАЖНО : В случае же, если имеется возможность заново распечатать декларации, то можно самостоятельно сделать их копии и просто отнести в инспекцию для постановки соответствующих отметок и штампов.

Что это такое квитанция?

Квитанция о приеме – это документ в электронном виде, включающий в себя данные налоговой декларации . Она является подтверждением того, что что декларация подана налогоплательщиком и принята службой, в подтверждение чего в ней имеются электронные подписи инспекции и плательщика.

Если отказывают в услугах

В некоторых случаях налоговая служба может отказать в приеме . Обычно это может быть вызвано одной из следующих причин: отсутствие документов, удостоверяющих личность лица, подающего декларацию, оформление ее по старому образцу ( ?), либо заполнение с ошибками.

Кроме этого, если документ подается в бумажном виде, то отсутствие необходимых подписей и печатей организации также является основанием к отказу (как и отсутствие электронной подписи при ).

Во всех этих случаях необходимо исправить все указанные недочеты и повторно подать декларацию. О том, как подать исправленную (уточненную) декларацию, мы писали .

Смотрите видео о причинах отказа приема налоговой службой декларации о доходах:

Заключение

Таким образом, при правильном подходе принятие органами налоговой декларации не представляет больших затруднений и может быть выполнена самыми разными способами. Самое главное, на что следует обратить внимание – это правильное ее заполнение и наличие в ней всех необходимых подтверждающих пометок и подписей.

Министерство разъяснило порядок сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. В ведомстве отметили, что квитанция является подтверждением приема документов.

Министерство финансов РФ разъяснило некоторые моменты, касающиеся сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Ведомство ответило на вопрос налогоплательщика. Организацию интересовало, является ли квитанция о приеме бухгалтерского баланса в электронном виде подтверждением того, что он принят налоговым органом. Комментарий ведомства опубликован на официальном сайте компании "Консультант Плюс". Минфин сообщил, что такая квитанция подтверждает факт приема документов налоговой службой. Специалисты напомнили, что обязанность организаций представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность установлена Федеральным законом "О бухгалтерском учете". При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает сдачу документов в электронном виде. Представление электронной бухгалтерской отчетности в налоговый орган возможно только в формате, утвержденном приказом ФНС России. В министерстве отметили:

В п. 161 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, предусмотрено, что прием должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, аналогичном порядку приема налоговых деклараций (расчетов), установленному Административным регламентом. В п. 135 названного Административного регламента указано, что при представлении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.

Напомним, организации могут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 28.03.2002 N 32-ФЗ. Документ устанавливает следующее:

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности

Добавим также, что Минфин наделен полномочиями предоставлять консультации по законодательству о налогах и сборах. Разъяснения по этому вопросу даны в письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138. Документ устанавливает, что консультации ведомства не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.