Кредитная политика банка. Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики Инструменты кредитной политики

Денежно-кредитная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия . Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты , влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты , предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков .

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг .

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.


Понижая учётную ставку . Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых ” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

Снижения нормы обязательных резервов;

Уменьшения учетной ставки;

Скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

Увеличения нормы обязательных резервов;

Повышения учетной ставки;

Продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно -кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно -кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы .

1. Денежная система - это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М 1 , М 2 , М 3 , L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система - двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

Инструменты кредитно-денежной политики, проводимой Центробанком страны.

Цели и инструменты денежно-кредитной политики.

Кредитно-денежная политика гос-ва состоит в изменении денежного предложения (количества денег в обращении) в целях изменения спроса, уровня цен в национальной эконом, объема национального произ-ва и занятости.

Главными целями денежно-кредитной политики являются:

1. +Стимулирование кредита и денежных эмиссий при экономическом застое (политика дешевых денег);

2.– Сдерживание кредита и денежной эмиссии при инфляции (политика дорогих денег).

Изменение денежного предложения осуществляется, главным образом, не путем увеличения или сокращения эмиссии наличности, а посредством воздействия на объемы коммерческого кредитования.

Кредитно-денежная политика осуществляется путем регулирования денежной массы в обращении.

Действуют три основных инструмента, позволяющие Центральному банку влиять на денежное предложение в стране:

1.Изменение резервных норм: часть денег банк хранит у ЦБ на счете.

2.Проведение на открытом рынке операций покупки и продажи государственных ценных бумаг.Покупка государственных ценных бумаг ЦБ-ом увеличивает денежное предложение в стране, а продажа - сокращает.

3.Установление учетной ставки (ставки рефинансирования). Процент, под который Центральный банк выдает ссуды другим банкам. Такие ссуды не требуют обязательного резервирования. Низкая ставка позволяет банку давать кредиты народу, тоже под низкими ставками. И наоборот.

Преимуществом оперативность ее влияния на экономику.

Недостатков Неэффективность во время глубокой депрессии

Политика дешевых денег проводится при уменьшении величины реального ВВП и росте безработицы, она направлена на повышение уровня экономической активности и занятости путем расширения кредитования субъектов хозяйствования. Это возможно при удешевлении кредитов, т.е. снижении их процентных ставок

Политика дорогих денег ЦБ продает государственные ценные бумаги, увеличивает резервные нормы и ставки рефинансирования. В результате сокращения количества денег, находящихся в экономическом обороте, процентные ставки кредитов повышаются, а число желающих взять дорогие кредиты существенно уменьшится.

Политика дешевых денег Политика дорогих денег
Проблема: спад, безработица Проблема: инфляция
ЦБ должен купить ценные бумаги, понизить норму обязательных резервов или учетную ставку процента ЦБ должен продать ценные бумаги, увеличить норму обязательных резервов или повысить учетную ставку процента
Денежное предложение возрастает Денежное предложение сокращается
Процентная ставка снижается Процентная ставка возрастает
Инвестиционные расходы возрастают Инвестиционные расходы сокращаются
Реальный ЧНП возрастает на сумму, кратную увеличению инвестиций Реальный ЧНП сокращается на сумму, кратную уменьшению инвестиций
Безработица сокращается Инфляция сокращается


43. Коммерческий банк: понятие, виды, функции.

Банк - экономический институт, занимающийся привлечени­ем и размещением денежных ресурсов. Коммерческие банки предст. соб. главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. Совр. коммерческий банк явл. кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали пре­имущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с тов. обменом.

Функции коммерческих банков - это прежде всего аккумулирование бессроч­ных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков , выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. Эти кредитные учреждения также осуществляют расчеты и органи­зуют платежный оборот в масштабе всего национального хо­зяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя). На рубеже 80-90-х гг. началось активное внедрение коммер­ческих банков в разных странах в страховой бизнес. В резуль­тате клиенты коммерческих банков могут пользоваться услу­гами самого широкого диапазона.

Коммерческие банки можно классифицировать:

1. По форме собственности. В зависимости от принадлежности капитала выделяют:

Государственные банки, если капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков -- центральные банки, которые осуществляют свои операции и политику в соответствии с требованиями экономики, не ставя своей целью получение прибыли. Государственные коммерческие банки производят обслуживание отраслей хозяйства, кредитование которых невыгодно частному капиталу, обеспечивая проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывая влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции.

Акционерные банки - самая распространенная форма собственности банков на данный момент. Собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). В первом случае акции продаются всем желающие, во втором -- распространяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Основной учредительный документ акционерных банков -- Устав.

Кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев. Встречаются на практике редко.

Муниципальные банки -- формируются за счет муниципальной собственности или находящиеся в управлении города.

Смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности.

Совместные банки, или банки с участием иностранного капитала, если их уставный капитал принадлежит иностранным участникам или филиалам банков других стран. Например, в России в 2008 году насчитывалось 202 банка с участием иностранного капитала.

В соответствии с Федеральным Законом №395-1 «О банках и банковской деятельности» банки в России могут создаваться как общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое).

2. По характеру экономической деятельности различают эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения. Эмиссионный банк осуществляет выпуск банкнот, соответственно, в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Коммерческие банки -- кредитные организации, производящие кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, населения. Специализированные банковские учреждения занимаются кредитованием определенного вида деятельности (например, ипотечные, инвестиционные, сберегательные, отраслевые и прочие банки).

3. По срокам выдаваемых кредитов различаются банки краткосрочного -- выдают кредиты на срок до трех лет, и долгосрочного кредитования -- выдают долгосрочные кредиты (свыше трех лет, например, ипотечные).

4. По хозяйственному признаку различают в зависимости от обслуживаемой отрасли -- промышленные, торговые, сельскохозяйственные банки.

5. По территории банки делятся на местные (региональные), федеральные, республиканские и международные.

6. По размеру выделяют крупные, средние и мелкие банки.

7. По объему и разнообразию операций банки делятся на универсальные (выполняют все виды операций) и специализированные (ипотечные, инвестиционные, инновационные, сберегательные и др. банки). Перечень выполняемых операций определяется лицензией.

8. По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без филиалов. Например, в РФ по итогам 2008 года насчитывалось 809 филиалов Сбербанка России -- сама обширная филиальная сеть.

Несмотря существующие различные виды коммерческих банков, все они имеют в своем составе органы, осуществляющие управление их деятельностью.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-10-28

Заказать написание уникальной работы

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КГТУ им. А.Н. Туполева

Инженерно – экономический институт
УДК 330
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

Тема:ПРЕИМУЩЕСТВО, НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Зеленодольск 2011

1. Кредитная политика: ее цели и принципы .. 4

2. Инструменты кредитной политики . 7

3. Проблемы реализации кредитной политики . 10

Заключение . 12

Список использованных источников . 14
ВВЕДЕНИЕ

«Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy ) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.»

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации, а также будут приведены примеры России и других стран.

1. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой - кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

«По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс». Цель данных мер – «частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики».

Выделяют следующие цели:

1. Экономические цели.

После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это «предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований.» Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики вцелом.

Политика полной занятости соответствует прежде всего интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

2. Монетарные цели контроля над кредитом.

Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен; кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой проблемы.

3. Согласование целей экономической и денежной политики.

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948-1959 гг., во Франции в 1 930-1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего общества.

При оценке эффективности мер, принимаемых в кредитной сфере, необходимо помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции имитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое - обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - центральный банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства.» Все это возможно лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

2. ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия.. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).

Схема 1. Структура мер кредитной политики

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Прямые методы

Косвенные методы

Ограничение динамики кредитования

·

· Операции на открытом рынке

· Политика минимальных резервов

· Добровольные соглашения

Ограничения динамики кредитования.

Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или "(как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования имеют "минусы": они ослабляют роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы "под одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика .

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый центральным банком уровень "цены кредита" получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую иначе также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки "удешевляет" кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Политика минимальных резервов.

Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн дол., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. дол. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов долларов, то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. дол. (Норма резервов в России была повышена в 1992 г. и составляла в 1997 году 15-20% - в зависимости от вида вклада.)

Политика резервирования является относительно "грубым" методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения .

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ "мягким давлением" на деловые банки побуждать их выполнять условия добровольного соглашения.

3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Наибольшая эффективность регулирующего действия центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Необходимо учесть, что возможности центральных банков в разных странах неодинаковы вследствие различных причин. Например, Немецкий федеральный банк использует более разнообразные методы по сравнению с Национальным банком Швейцарии. Действия Российского Центрального банка тоже пока ограничены. Практикуются лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики обстоятельств.

Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя обстоятельствами.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия центральным банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Например, проводя рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.

Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Отметим следующие проблемные случаи.

1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену своих благ). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

3. Административное предписание уровня процента "сверху" не является рыночно ориентированным действием. Ослабление рыночного механизма приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

В условиях России система ограничений и предписаний велика не только относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много коммерческих банков. Однако заметное распространение получила система частного, небанковского кредитования, стоящая вне прямого контроля со стороны государства. Это - элемент теневой экономики. Мелкие бизнесмены пользуются, например, таким (не имеющим институциональной формы) видом кредита для организации зарубежных деловых поездок и проведения закупочно-сбытовых операций. Ставки данного кредита чрезвычайно высоки, но получение таких средств не требует тех формальностей, с которыми предприниматели сталкиваются, ориентируясь на ресурсы коммерческих банков.

· Воздействие центрального банка на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку деловые банки и крупные фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

В рыночной системе государство - не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили - через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997.

2. Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Берже П. Денежный механизм. – М.: Прогресс, 1993.


Заказать написание уникальной работы 1.

Банковские ссуды являются одним из самых востребованных и распространенных видов заемных ресурсов. Ими пользуются не только обычные граждане, но и предприятия для поддержания своей финансовой деятельности. Преимущества банковского кредита различны, но при этом у заемных средств имеются существенные недостатки.

У банковского займа имеются преимущества и недостатки. При этом они зависят от типа займа, который получает гражданин или организация. Многое зависит от благоприятности условий в конкретный момент, при которых заем берется.

Прежде чем брать кредит, необходимо ознакомиться со всеми преимуществами и недостатками

Среди главных преимуществ банковского кредитования можно выделить:

  • малый список требуемой банком документации (особенно при потребительском кредитовании);
  • возможность получения в любой период времени и на любые цели, если кредит нецелевой;
  • допустимость выдачи на различные хозяйственные операции, а также в целях инвестирования;
  • большое разнообразие видов выдаваемых кредитов с возможностью получения денег как на короткий, так и длительный сроки;
  • доступность для разных слоев населения;
  • существование системы безналичного кредитования, при которой имеется возможность вносить платежи путем электронных переводов;
  • возможность погашения кредита раньше срока, если имеется договоренность об этом с банком;
  • цена кредита является составной частью производственных затрат организаций, за счет чего у них появляется возможность снизить облагаемую прибыль;
  • условия кредитования позволяют гражданам и организациям грамотно планировать свой бюджет, что создает контроль потока денежных средств.

Основное достоинство банковского займа заключается в том, что гражданин может сразу реализовать свою потребность в чем-либо. Это касается приобретения недвижимости, автомобиля или поездки на отдых. Кредит выступает более привлекательной альтернативой простому накоплению денег.

Парадоксально, но займы в меньшей степени зависят от инфляции. Она отрицательно сказывается на способности населения к накоплению денег, но при этом делает легче выплату кредита. Инфляция хоть и косвенно, но служит положительным фактором при выборе гражданина в пользу банковского кредита.

Заем в банке имеет одно неоспоримое преимущество относительно другого возможного альтернативного варианта — лизинга. Сущность лизинга заключается в финансовой аренде лизингополучателем объекта, находящегося в собственности лизингодателя. После получения кредита в банке гражданин или организация приобретает имущество и становится его владельцем, а не арендатором, как это происходит в случае лизинга. Но при этом заем создает определенные обременения для владельцев имущества в виде необходимости выплаты долга.

Недостатки кредитов

Банковские ссуды имеют целый ряд недостатков, среди которых:

  • завышенные процентные ставки;
  • наличие системы поручительства и залогов, обременяющих не только самого заемщика, но и сторонних лиц;
  • необходимость использования денег только на определенные цели, если заем является целевым;
  • необходимость выплаты комиссионных банку заемщиком при погашении кредита досрочно в ряде случаев;
  • действие бюрократической системы при получении ссуды гражданами и организациями;
  • наличие строгого графика возврата суммы займа и процентов по нему;
  • строгие требования к получателям, детальная проверка их платежеспособности;
  • наличие дополнительных платных услуг банка, о которых заемщик может быть не предупрежден своевременно;
  • высокий риск обмана при получении денежных средств, особенно при оформлении долгосрочного банковского кредита.

Кредит помогает не тратить время на накопление денег, а получить желаемое в короткие сроки

У любого вида банковского займа имеются три основных недостатка. Первый из них — срочность погашения долга, второй — платность самой услуги предоставления денег в долг, третий — возвратность, что накладывает на заемщиков обременение.

Зачастую невыгодны для заемщиков кредиты, взятые в иностранной валюте. При колебании курса валюты, в которой заем был взят, возможно многократное увеличение суммы долга и процентов по нему.

Особо обременительным для заемщиков выступает требование многих банков о необходимости залога при предоставлении ссуды. Залог служит обеспечительной мерой и гарантией для выплаты всей суммы долга и процентов. Залог имеет целый список рисков для заемщиков по следующим причинам:

  • залоговое имущество включается в специальный реестр, запрещающий собственнику распоряжаться им в полной мере без одобрения банка;
  • залоговое имущество по требованию банка страхуется заемщиком, дополнительно страхованию подлежит и сам заемщик, что увеличивает его дополнительные расходы;
  • при неплатежеспособности заемщика его собственность, пребывающая в залоге, может быть реализована другим лицам через суд, что в итоге означает потерю права собственности.

При выплате долга граждане и организации существенно переплачивают, что выгодно для кредитора. Помимо основного долга они выплачивают проценты, размер которых изначально завышается банком. В ряде случаев банки взимают с заемщиков комиссию за ведение кредитного дела, за отдельные платежи по погашению долга.

Переплата по выдаваемым банками кредитам часто превышает стоимость самого займа.

Достоинства и недостатки кредитования предприятий

Кредитование предприятий имеет следующие преимущества для них:

  • свободный выбор схемы кредитования;
  • незначительные затраты времени на привлечение денег;
  • секретность сделки и минимальный риск разглашения ее данных другим организациям;
  • действие гибких условий при предоставлении банками кредитов;
  • отсутствие обложения налогом полученных организацией заемных средств.

Чаще всего банки дорожат своими клиентами и готовы идти на уступки постоянным заемщикам в виде льготных условий кредитования. Процесс привлечения кредита занимает 14-60 дней. При этом указанный срок гораздо меньше, чем срок, необходимый организациям для осуществления эмиссии акций или поиска надежного инвестора.

Из недостатков стоит отметить высокую переплату за кредит

Среди минусов кредита в банке выделяются:

  • нарушение финансовой устойчивости организации из-за полученного кредита;
  • обязательность залога, равного сумме запрашиваемой ссуды;
  • высокая вероятность отказа в выдаче;
  • сложность в получении денег на долгий период времени из-за жесткой политики Центрального банка;
  • высокие кредитные ставки.

Организациям во всех смыслах выгоднее строить бизнес на собственных средствах, поскольку заемные всегда необходимо возвращать, уплатив при этом большие проценты. Но привлеченные банковские средства являются единственным способом нормального функционирования большинства созданных организаций.

Кредиты составляют порядка 10-50% от общего числа всех средств, которые организации и граждане берут в качестве займов. Отрицательные моменты, связанные с кредитованием, сглаживаются возможностью быстрого решения гражданами и организациями своих финансовых проблем. При правильном планировании графика платежей, а также подсчете ставки доходности пользование кредитом может принести выгоду для заемщика.

Вконтакте

ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Для работы анкеты необходимо включить JavaScript в настройках браузера

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

37. и

38.Ком банки.Сущн, функ, виды.

История возн СНС.

СНС -способ упорядочения инфы о хоз. дея-сти,совершаемой макроэк. субъектами.Цель:дать кол-ную инфу о возник-ии,распред-и нац. продукта.СНС была разработана в к. 20х годов 20го в. группой амер. ученых под рук-вом С.Кузнеца.Причина возник-я:необходимость в макроэк инфе для разраб-ки эк политики,прог и мер по регулир-ю рын-ой эк-кой.Первая СНС была создана для Полестины за 1936.Дата рожд-я СНС-1952. Основу СНС сост-ют сводные счета ВВП, КВ, доходы и расходы дом.хоз-в и гос учреждений,внешнеэк операций, балансовые таблицы. Принципы: 1.двойной записи-каждая операция отраж-ся дважды. 2.последовательности(произв-во образ-е доходов распред-е доходов использ-е доходов).3.Балансовый(регистр-я всех эк потоков в форме балансов).4.расчетных категорий (балансирующие статьи явл-ся расчет-ми категориями не только для обесп-я баланса м/у объемами ресурсов и их исп-ем,но и для хар-ки рез-ов эк процесса.5.формы «Т»:все счета состоят из 2-х разделов.

Структура СНС.Осн виды СНС.

сост из

Спрос на деньги

Спрос на деньги MV = PQ, где М – кол-во денег в обращении, V – скорость обращения денег, Р – ур цен в общ-ве, Q – реальный V нац пр-ва. По уравнению кол-во денег, находящихся в обращении, прямо пропорционально уровню цен.количественное уравнение можно интерпретировать как уравнение спроса на деньги. Портфельная теория Теория Фридмена

Преимущества и недостатки денежно-кредитной политики.

Кейнсианская теория ( 3 мотива Модель Баумоля-Тобина:

Понятие трансф эк-ки.

⇐ Предыдущая1234

Читайте также:

Введение………………………………………………………………………………………………………………….

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики

Глава I. Кредитная политика банка………………………………………………………….. 5

1.1 Сущность и виды кредитных операций………………………………………………………………. 5

1.2. Необходимость управления кредитными операциями……………………………………. 9

1.3. Этапы кредитования………………………………………………………………………………………… 16

Глава II. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере АБ Капитал)………………………………. 32

2.1. Эффективность управления ссудными операциями……………………………………… 32

2.2. Влияние процентной политики на доходность кредитных операций……………. 38

2.3. Анализ кредитоспособности клиента…………………………………………………………….. 53

Глава III. Управление кредитными операциями……………………………….. 60

3.1. Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков 60

3.2. Управление кредитными рисками…………………………………………………………………… 73

Заключение…………………………………………………………………………………………………………. 82

Список литературы…………………………………………………………………………………………. 85

Приложения…………………………………………………………………………………………………………. 88

Введение

Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. Но в то же время в России долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей), и поэтому банк (в то время Госбанк СССР) не мог проводить полноценную кредитную политику. Поэтому перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности. Они должны научиться управлению кредитными операциями таким образом, чтобы они приносили максимально возможную доходность, но в то же время банки должны стремиться снизить кредитные риски, которые непосредственно связаны с проведением кредитных операций.

Поэтому целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

— определение сущности и характеристика видов кредитных операций;

— рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;

— оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;

— проведение анализа управления кредитными операциями на примере конкретного коммерческого банка;

— рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;

В работе использованы теоретические, методические труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Роуз П. С., Суская Е. П., Усоскин В. М., Поморина М. А., Лаврушин О. И. и др., нормативно-справочный материал, материалы периодической печати, а также официально опубликованные отчетные данные АБ Капитал за 1995-1996 годы.

Глава I. Кредитная политика банка

1.1 Сущность и виды кредитных операций

В советской экономической литературе под кредитом понималось движение ссудного (т.е. денежного) капитала, предостав­ляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде про­цента. Это определение основывалось на том, что капитал лишь отчуждается под усло­вием, что он не продается, а лишь отдается в ссуду. Вообще, кредит буквально означает распоряжение определенной суммой денег в течение известного срока, т.е. те, у кого есть избыток денежных средств, могут их давать в кредит тем, кто испытывает недостаток или нуждается в дополнительных суммах.

Роль и значение кредита очень велики, так как с его помощью решаются проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Так при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно свободные денежные средства, а на других возникает потребность в них. Кредит аккумулирует высвободившийся капитал, тем самым, обслу­живает прилив капитала, что обеспечивает нормальный воспроиз­водственный процесс. Также кредит ускоряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных, играет большую роль в регулировании рыночных отношений.

Источниками ссудного капитала служат, во-первых, высвобож­дающиеся из кругооборота денежные средства: средства, предназ­наченные для восстановления основного капитала (т.е. амортиза­ционный фонд); часть оборотного капитала, высвобождаемая в де­нежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, материалов; капитал, временно свободный в период между поступлением денежных средств от реализации то­варов и выплатой заработной платы.

Другим источником ссудного капитала выступают денежные доход и накопления личного сектора. Нужно отметить, что, начи­ная с 50-60 годов нашего столетия, налицо тенденция усиления привлечения денежных сбережений населения. Этому способствовали, в первую очередь, улучшение социально-экономи­ческого положения развитых стран, изменения в структуре пот­ребления.

В качестве третьего источника ссудного капитала выступают денежные накопления государства, размеры которых определяются масштабами государственной собственности и долей валового на­ционального продукта.

Таким образом, можно сделать вывод, что временно свободные денежные средства, возникающие на основе кругооборота промыш­ленного и торгового капитала, денежные накопления личного сек­тора и государства образуют источники ссудного капитала, которые аккумулируются в рамках кредитно-финансовых учреждений.

Ценой ссудного капитала является процент. В отличие от цены обычных товаров и услуг, представляющих собой денежное выражение стоимости, процент является оплатой потребительской стоимости ссудного капитала. Источником процента является до­ход, полученный от использования кредита.

Более точную картину, отражающую стоимость кредита, дает норма процента, или процентная ставка. Нормой процента называ­ется отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженного на 100. Норма процента зависит от прибыли, которая делится на процент и предпринимательский доход. Процент не может быть больше нормы прибыли, так как цена ссудного капитала не выражает его стои­мости, ее изменения не управляются законом стоимости.

Норма процента зависит от соотношения спроса и предложения, которые определяются многими факторами. Среди них: масштабы производства; размеры денежных накоплений и сбережений всего общества; соотношение между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью; темпы инфляции; рыночная конъюнктура; государственное регулирование процентных ставок; конкурентная борьба между банками и др.

В связи с вышесказанным можно заключить, что изменение нормы процента связано с рыночным механизмом, а также зависит от государственного регулирования.

Ссудный процент выполняет две функции: перераспределение части прибыли предприятий или доходов личного сектора и регу­лирование производства путем рационального размещения ссудных капиталов.

Интересна динамика кредита в период циклических колеба­ний. Ссудный капитал обслуживает в основном кругооборот функ­ционирующего капитала, закономерности его движения обусловлены циклическими колебаниями производства. В период оживления про­мышленного подъема увеличение объема ссудного капитала отстает от расширения производства и товарооборота, спрос на ссудный капитал и норма процента возрастают. Во время кризисов сокра­щение производства и избыток действительного капитала сочета­ется с острой нехваткой ссудного капитала и резким повышением нормы процента. В период депрессии, когда часть производитель­ного капитала принимает денежную форму, накопление ссудного капитала обгоняет накопление действительного, снижается средняя прибыль и норма процента.

Особое место занимает в современных условиях коммерческий кредит — поставки товаров одной компанией другой на условиях отсрочки платежа, а также лизинг — аренда предприятием машин, оборудования, транспорта с погашением задолженности в течение нескольких лет.

Из приведенного выше можно заключить, что само понятие "кредит" изменяется, оно не может уже раскрыться преж­ним определением как форма перемещения ссудного капитала от кредитора к заемщику. В современных условиях кредитной сделкой можно назвать любую экономическую или финансовую операцию, приводящую к возникновению задолженности одного из участников. Погашение задолженности производится должником в денежной фор­ме единовременно или в рассрочку, причем в общую сумму плате­жа, кроме долга, включается надбавка в виде процента.

От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую ка­тегорию отличают три основополагающих принципа — срочность, возвратность и платность.

При этом под срочностью подразумеваются заранее огово­ренные сроки возврата кредитору заемных средств; под возвратностью – обязательная выплата кредитору суммы основ­ного долга на оговоренных условиях. Платность означает, что в данной экономической операции денежные средства представляют собой специфический товар и, на основе закона стоимости, его цена выражается в процентах.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

К преимуществам монетарной политики относятся следующие: Отсутствие эффекта вытеснения. Эффект мультипликатора.Ден-кредитная политика имеет мультипликативный эффект воздей-я на эк-ку. Отсутствие внутр лага.Внутр лаг-период времени м/у моментом осознания эк ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Большая вероятность инфляции.Необходимо отметить,что к инфляции приводит только стимулирующая ден-кредитная политика. Противоречивость целей монетарной политики. Наличие внеш лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме ден трансмиссии. Наличие побочных эффектов,вызываемых изменением предлож-я денег,кот также снижают эфф-сть монетарной политики. Потеря ЦБ контроля над предлож-м денег в условиях зависимости ден-кредитной политики правительства от фискальной.

37. Измерение ден массы.Ден агрег. Важнейшим кол-ым показателем ден обращения явл-ся ден масса, предст-щая собой сов объем покуп-ных и платежных ср-в,обслуживающих хоз оборот и принадлежащих частным лицам,предприятиям и гос-ву.Для анализа кол-ных изменений ден обращения на опред дату и за опред период;для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема ден массы использ-ся различные показатели-ден агрегаты.Ден агрегат-любая из нескольких специфич группировок ликвидных активов,служащих альтернативными измерителями ден массы.Ден агрегаты-виды денег и ден ср-в,отличающиеся друг от др степенью ликвидности.Ден агрегаты-показатели структуры ден массы.Состав ден агрегатов различен по странам.Чаще всего использ-ся агрегаты:-МО-наличные деньги;-М1-наличные деньги,чеки,вклады до востребования;-М2-наличные деньги,чеки,вклады до востребования и небольшие срочные вклады;-МЗ-наличные деньги,чеки,вклады;-L-наличные деньги,чеки, вклады, ценные бумаги. В м /унар статистике в объеме ден массы,кроме наличных денег,учитываются депозитные деньги. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель "квазиденьги"(срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные фининструменты, обращающиеся на рынке).

38.Ком банки.Сущн, функ, виды.

Ком банк–кредитный институт,организующий движ-е ссудного капитала и регулирующий платежный оборот в целях получения прибыли. КБ относ-ся к особой категории деловых предприятий,получивших название фин посредников.Они привлекают капиталы,сбережения населения и др ден ср-ва,высвобождающиеся в процессе хоз дея-ти,и предоставляют их во временное пользование др эк агентам,кот нуждаются в доп капитале.Банки создают на новые требования и обяз-ва,кот становятся товаром на ден рынке.Так,принимая вклады клиентов,КБ создает новое обяз-во-депозит,а выдавая ссуду-новое требование к заемщику.Этот процесс создания новых обяз-в сост-т сущность фин посредничества.Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков,возникающий из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков,доходности.К осн операциям банка относят:прием депозитов;осущ-е ден платежей и расчетов;выдача кредитов. Осн ф-ми КБ явл-ся:1привлечение временно свободных ден ср-в;2предоставление ссуд;3осущ-е ден расчетов и платежей в хоз-ве;4выпуск кредитных ср-в обращ-я;5консультирование и предоставление эк и фин инфы.

Сделки коммерческих банков, создающие деньги. Денежный мультипликатор

К сделкам КБ,создающих деньги относятся:выдача ссуд клиентам банка;покупка КБ гос ценных бумаг у населения.Уничтожение безналичного ден предлож-я соответственно связано с:1) погашением ссуд;2) продажей населению гос ценных бумаг.Ден мультипликатор-число,кот показывает,во сколько раз суммарная величина предлож-я безналичных денег больше,чем сумма избыточных резервов.Ден мультипликатор рассчитывается как отношение ден массы к ден базе.m = Ms /MB;Ms = m * MB ,где m-ден мультипликатор;Ms-предлож-е денег;MB- денежная база.

История возн СНС.

СНС -способ упорядочения инфы о хоз. дея-сти,совершаемой макроэк. субъектами.Цель:дать кол-ную инфу о возник-ии,распред-и нац. продукта.СНС была разработана в к. 20х годов 20го в.

Преимущества и недостатки Денежно-кредитной политики

группой амер. ученых под рук-вом С.Кузнеца.Причина возник-я:необходимость в макроэк инфе для разраб-ки эк политики,прог и мер по регулир-ю рын-ой эк-кой.Первая СНС была создана для Полестины за 1936.Дата рожд-я СНС-1952. Основу СНС сост-ют сводные счета ВВП, КВ, доходы и расходы дом.хоз-в и гос учреждений,внешнеэк операций, балансовые таблицы. Принципы: 1.двойной записи-каждая операция отраж-ся дважды. 2.последовательности(произв-во образ-е доходов распред-е доходов использ-е доходов).3.Балансовый(регистр-я всех эк потоков в форме балансов).4.расчетных категорий (балансирующие статьи явл-ся расчет-ми категориями не только для обесп-я баланса м/у объемами ресурсов и их исп-ем,но и для хар-ки рез-ов эк процесса.5.формы «Т»:все счета состоят из 2-х разделов.

Структура СНС.Осн виды СНС.

Нац продукт рассчитывается по СНС, которая предст взаимосвязь показателей развития эк-ки на макроуровне.СНС предст собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статистикой инфы об эконом операциях, совершаемых хо­з субъектами в процессе общ-го воспр-ва.Основной целью использ-я СНС явл описание МЭих показателей, хар-ющих рез-ты и пропорции эк-го развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания нац продукта и нац дохода.СНС изучает и фиксирует процесс создания, распред-я и перераспред-я нац продукта и нац дохода в стране. Особенностью СНС явл ее всеобъемлющий хар-р. В СНС изучаются операции м/у суб-ами нац эк-ки.К эконом субъектам (агентам) нац эк-ки здесь относятся хо­з единицы, совершающие эк-ие операции с матер-ми или финансовыми активами. Эконом агенты груп-ся в 6 секторов: 1) нефинансовые предприятия; 2) финансовые учреждения и орг-ии; 3) го­с учреждения, оказ-ие услуги; 4) частные некоммерч ор­г-ии; 5) дом хоз-ва; 6) заграница. Современная СНС сост из 3 взаимосвязанных блоков.1ый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать кол-ую оценку созданию, распред-ю и конечному использ-ю нац дохода.2ой пред­назначен для анализа создания и распред-я продукта м/у отраслями. 3ий блок предст собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

Спрос на деньги

Спрос на деньги – общее кол-во денег, кот домохоз-ва, предприниматели желает иметь в данный момент.Сущ-ют разные концепции спроса на деньги. Количественная теория денег И.Фишера: MV = PQ, где М – кол-во денег в обращении, V – скорость обращения денег, Р – ур цен в общ-ве, Q – реальный V нац пр-ва.

По уравнению кол-во денег, находящихся в обращении, прямо пропорционально уровню цен.количественное уравнение можно интерпретировать как уравнение спроса на деньги. Портфельная теория : кембриджское уравнение – M = kPQ. Коэф k (показатель ликвидности) обратно пропорционален скорости обращения денег: чем меньше наличных денег, тем больше скорость их обращения. Теория Фридмена : деньги – один из видов активов.В кач-ве альтернативных активов он рассматривал облигации, акции, предметы длительного пользования и т.д. Одна из его моделей: MD = f(P, rb, ra, P/P, Yn/r), где MD – планируемый спрос на номинальные кассовые остатки, rb, ra– соответственно доход на облигации и акции, P/P – темп инфляции, Yn/r – совокупное имущество.Спрос на деньги прямо пропорционален доходу на облигации и акции и совокупному им-ву, обратно пропорционален темпу инфляции. Кейнсианская теория (теория предпочтения ликвидности ): спрос на деньги зависит от того, насколько высоко эк-ие субъекты ценят св-во ликвидности, и какую долю своих активов они предпочитают иметь в виде высоколиквидных денег. Кейнс выделяет 3 мотива , побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности: трансакционный мотив (потребность в наличности для торговых сделок); мотив предосторожности (возможность возникновения непредвиденных покупок, расходов); спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее). Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости м/у ставкой % и курсом облигаций. Согласно Кейнсу, спрос на деньги находиться в прямой завис-ти от ур нац дохода и в обратной от ставки %.Модель Баумоля-Тобина: трансакционная модель, считающая, что деньги хранятся экон. субъектами только как ср-во платежа. Формула: , где Pb-номинальные издержки. Спрос на деньги находится в прямой зависимости от номинального дохода Y и в обратной – от уровня %ой ставки i. Все теории спроса на деньги выделяют 3 основных фактора, определяющих величину номинального спроса на деньги:1)он находится в прямой зависимости от абсолютного ур цен;2)прямо пропорционален реальному объему нац пр-ва (дохода); 3)он обратно зависим от ур %ой ставки.

Понятие трансф эк-ки.

Трансформац (переходная) эк-ка –эк-ка стран переходящих от централиз-но управляемой системы хоз-ия к системе основанной на рын принципах. Трансформац период-время,в течение кот. общ-во осущ-т коренные эк,полит и соц преобразования,а эк-ка страны переходит в новое,кач-но иное состояние в связи с треформами эк системы.Черты ТЭ:1)предст собой межсистемное образ-е,для кот. хар-ны смесь, сочетание кондно-администрат. системы и современ рын эк-ки.2)особое исходное состояние, предшествующее переходному процессу-плановая эк-ка.3)неустойчивость состояния.4)кол-ое и кач-ое изменение структуры.5)на первонач этапе трансформац преобраз-я сопровожд-ся соц-эк издержками:спадом про-ва,инфляц процессами,падением ур жизни населения.6)наблюдается кач-ое изменение системных связей и отношений.