В каком году газификация всей страны была. Проблемы газификации малых населенных пунктов

Постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ссылка на скачивание) регламентирует порядок технологического присоединения (подключения) и утверждает размер платы за подключение газового оборудования . В соответствии с Постановлением № 1314 были разработаны и утверждены Методические указания, по которым производится расчет платы за подключение к газовым сетям. К примеру, для потребителей с почасовым расходом газа от 5 м3 до 15 м3 и расположенных на расстоянии до 200 метров до газовой магистрали, стоимость подключения составляет от 20 000 до 50 000 рублей.

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.


Подключение газа по новым правилам

Раньше для подключения газа к частному (загородному) дому жителям приходилось ждать годами. В новых правилах четко прописаны сроки подключения. Газораспределительная компания обязана выдать технические условия в течение 14 дней, а сам трубопровод должен быть проложен в течение 2 лет. Значительно уменьшилась и стоимость самого подключения. Если раньше подключение газа к частному дому обходилось в сумму 100 000 до 700 000 рублей, то теперь - от 20 000 до 50 000 рублей, при условии, что расстояние от дома до газовой магистрали не превышает 200 метров. В том случае, если расстояние до газораспределительного пункта больше, то жителям поселка (дачного кооператива) можно посоветовать создать общественную организацию, которая будет добиваться подведения газовой магистрали к домам за счет бюджета. Кроме того, в новых правилах детально прописан порядок подключения, что исключает возможность разночтений (имевших место ранее).

По итогам 2017 года уровень газификации в России вырастет с 67,2 до 68,1 процента, сообщил вчера зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев. Несмотря на ускорение темпов, нынешняя модель остается неэффективной из-за местных властей, которые не обеспечивают подготовку потребителей к приему газа. При этом уровень проникновения сетевого газа в ряде регионов крайне низок, поэтому отказываться от поставок альтернативного топлива - в баллонах - минэнерго не собирается.

"Пока у нас есть население, которое зависит от поставок газа в газовых баллонах, мы будем этот вопрос контролировать, стараться найти правильные элементы взаимодействия", - сказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов на форуме "Газ России-2017", имея в виду регионы, которые отвечают за такого рода газоснабжение, и поставщиков топлива. "Пока существует регулирование цены сетевого газа, <...> мы будем особое внимание уделять альтернативному газу, с тем чтобы у любого нашего гражданина была возможность говорить: "Да, у меня есть газ", - подчеркнул Молодцов.

По его словам, до сих пор по темпам газификации Россия отстает от других стран. Так, в Белоруссии этот показатель в середине 2016 года составлял 73,9 процента, в Азербайджане, Армении, на Украине - 75-93 процента. Этому есть географо-экономическое объяснение - огромная территория, требующая значительных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру. Но есть и другие препоны.

"С точки зрения дальнейшей газификации и развития подключения к сетям органы местного самоуправления и местные власти делают это неэффективно, достаточно сложно по срокам ввода в эксплуатацию этих внутренних сетей", - сказал начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, даже через несколько лет после строительства сетей власти "не понимают, что с ними делать", но главная проблема заключается в том, что все это время с момента ввода газопровода потребитель газ практически не потребляет.

Большинство экспертов считают, что внутреннее потребление газа, в том числе населением, будет стагнировать. Повышенный спрос на это топливо будут предъявлять разве что газохимия и электроэнергетика, полагает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

Чтобы увеличить темпы газификации, нужно менять модель ценообразования на газ и концепцию внутреннего рынка в целом, указали участники дискуссии. При этом надо понимать, что стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна, говорил ранее Молодцов. Целевой показатель - 85 процентов, включая автономную газификацию.

Программой газификации с 2005 по 2025 год предусмотрено выполнение мероприятий по 833 объектам. Общая протяженность построенных газопроводов составит 4856 км. Будут созданы условия для газификации 742 населенных пунктов Подмосковья, в которых проживает более 370,2 тысяч человек.

Критерии программы:


1. Для мероприятий по развитию газификации населенных пунктов Московской области - количество граждан, постоянно проживающих в населенном пункте Московской области, от 100 человек (за исключением населенных пунктов Московской области, развитие газификации которых планируется осуществить в рамках исполнения обязательств Московской области по Плану-графику синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации, согласованному с ПАО "Газпром").

2. Для мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной системы:
1) проектирование и строительство новых газораспределительных станций, строительство межпоселковых газопроводов-связок, необходимых для бесперебойного функционирования существующих сетей от газораспределительных станций, мощность которых достигла проектной и/или реконструкция которых предусмотрена Договором о газификации Московской области от 18.03.2015 N 03, подписанным между Правительством Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва";
2) строительство газопроводов-связок в городах и сельских населенных пунктах Московской области, в том числе газопроводов-связок между пунктами редуцирования газа и социально-бытовыми объектами, необходимость которых связана с минимально зафиксированным давлением в сетях:
для газопроводов высокого давления I категории менее 0,6 МПа;
для газопроводов высокого давления II категории менее 0,3 МПа;
для газопроводов среднего давления менее 0,005 МПа;
для газопроводов низкого давления менее 0,0013 МПа;
3) реконструкция газопроводов в связи со значительным их износом или повреждениями, выявленными на основании результатов: диагностики газопроводов сроком эксплуатации более 40 лет; приборного обследования (каждые 5 лет); коррозионного обследования (ежегодно).

3. Для мероприятий по созданию условий для обеспечения развития газоснабжения земельных участков для реализации инвестиционных проектов на территории Московской области на период до 2025 года - соответствие инвестиционных проектов, подлежащих реализации на соответствующих земельных участках, постановлению Правительства Московской области от 03.09.2015 N 757/24 "О порядке заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области" и наличие заключенного соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области

Основные цели и задачи Программы

  1. Реализация государственной политики по обеспечению населения Московской области природным газом на основе внедрения прогрессивных технологий и максимального использования потенциала газораспределительной системы Московской области.
  2. Создание благоприятных условий для перспективного развития газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
  3. Создание благоприятных условий для газификации сельских населенных пунктов Московской области.
  4. Создание благоприятных условий для перевода систем газораспределения населенных пунктов Московской области с сжиженного углеводородного газа на природный газ и перевода котельных с иных видов топлива на природный газ с внедрением энергосберегающих технологий и современных материалов, децентрализация систем отопления и горячего водоснабжения.
  5. Содействие проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
  6. Улучшение условий жизни населения Московской области, обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  7. Повышение инвестиционной привлекательности Московской области и развитие инвестиционной активности субъектов экономики.
  8. Создание новых источников газоснабжения для подачи газа в газораспределительную систему Московской области.
  9. Увеличение пропускной способности газораспределительной системы

Россия снабжает голубым топливом всю Европу, но не может провести газ в дома собственных жителей. Почему так происходит и кто виноват в провале газификации регионов России?

Сапожник без сапог, Россия без газоснабжения

По состоянию на первый квартал 2016 года показатель газификации в Российской Федерации составил 66,2%. Много это или мало? Для сравнения приведем уровень газификации других государств:

  • Голландия – 99,9%;
  • Армения – 93%;
  • Азербайджан – 80%;
  • Узбекистан – 75%;
  • Украина – 72%.

В Европе средний показатель газификации по странам превышает 90%. Как же так сложилось, что великая газовая держава не обеспечила своих жителей газом?

Карта газификации России.

Естественно, во всем виноваты «папередники», то есть СССР, если верить словам Дмитрия Медведева, который в 2007 году заявил «НТВ», что по состоянию на 1991 год РСФСР была газифицирована только на 30%, и в 2009-м пообещал провести газ для всех к 2015 году. Тогда успехи России в газификации кажутся ошеломляющими: всего за 25 лет мы провели голубое топливо в большее количество домов, чем это было сделано при СССР. Нам есть, чем гордиться, не правда ли?

Нет, не правда. По официальным данным, уровень газификации РФ на 1991 г. – 40%. В 1998 году он составил 47,6%, т.е. динамика ежегодного прироста – всего лишь 1,085%. Конечно, столь невысокие темпы можно списать на « » и постперестроечный . Но что мы видим дальше? За период с 1999 по 2012 год газификация страны увеличилась на 15,6%, т.е. ежегодный прирост газифицированных потребителей составил 1,2%, и это притом, что прибыли «Газпрома» за эти годы возросли многократно! А если посмотреть на вложенные средства, то окажется, что «Газпром» за тот же 13-летний период потратил на газификацию…4,6% своей прибыли!

Темпы газификации за 2001-2012 годы.

Но уже в 2015 году темпы газификации снизились до 0,9%, поскольку «Газпром» теряет интерес к инвестированию этого проекта. Почему так происходит?

Почему газификация в РФ провалилась?

Для объяснения этого есть несколько причин, но самая главная из них весьма банальна: «Газпрому» просто невыгодно вкладываться в столь масштабное строительство.

1. Невыгодная инвестиция

Какой смысл вкладывать средства в строительство местных газопроводов, если выгоднее продавать топливо в Европу по уже имеющейся трубе? При этом следует учесть, что цены на газ для европейцев и для населения России разные. Если раньше в «Газпроме» рассчитывали, что сравняют стоимость голубого топлива для жителей РФ и Европы уже в 2014 году, то сейчас говорят как минимум о 2019-2020 годах.

А ведь есть еще и , в первую очередь нуждающиеся в финансовых вливаниях, например, разработка месторождения Чаянда. Так зачем же тратить деньги на заведомо убыточную прокладку труб для россиянина, если европеец уже сейчас платит больше и, что немаловажно, регулярно, в отличие от наших должников?

2. Должники

А задолженность россиян за газ действительно впечатляет: 65,6 млрд. рублей – долг теплоснабжающих предприятий, и 67,5 млрд. рублей – долг населения; общий долг за газ всех потребителей составил 189,3 млрд. рублей на апрель 2016 года. Из них 52,5 млрд. приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. И пока эта ситуация не исправится, .

Наоборот, неплательщиков отключают от услуги. И раз уже существующие потребители не могут платить за газ, то как за него заплатят неимущие селяне, на которых и нацелена программа газификации?

3. Нищее население

Если посмотреть на недавно газифицированные деревни, можно заметить парадокс: газовая труба есть, но местные жители не спешат к ней подключаться и продолжают топить печи дровами и углем. Почему так? Да просто это дешевле!

Дело в том, что даже при наличии газовой трубы в деревне нужно еще заплатить за подключение к ней. А для этого придется:

  • подать заявку на подключение дома к газу;
  • составить проект газификации;
  • проложить газовую трубу как от магистрали до дома, так и внутри него;
  • врезать трубу в магистраль;
  • пройти инспекцию.

И все это стоит больших денег! Например, проект обойдется в среднем от 3500 р., а монтаж газовой трубы – от 35 000 р. (10-20 метров) до 65 000 р. и выше (более 30 метров). Средний ценник на газификацию домовладения по Сибири в 2016 году – 200 000 рублей. А в Подмосковье стоимость газификации дачного товарищества может достигать 20 000 долларов! Откуда у деревенской бабушки возьмутся такие деньги, если учесть, что средняя пенсия по итогам 2015 года в России составляет 12 000 р.?

4. «Просто денег нет»

Если посмотреть на европейский опыт, то там государство помогает населению с проведением газа в дом, предоставляя выгодный кредит. У нас же процентная ставка на «газовый» кредит составляет 18%. Не удивительно, что мало кто соглашается на такой грабительский процент.

С другой стороны, местные власти могли бы позаботиться о газификации населенных пунктов, ведь чем развитее инфраструктура, тем дороже цена земли. Но тут тоже все не так просто: доля муниципальных бюджетов составляет всего лишь 5% от общего бюджета страны, да и те успешно разворовываются местными чиновниками. Иными словами, у государства на помощь населению в газификации, а переложить на потенциальных потребителей эту задачу тоже оказалось невозможным: у них денег тоже нет.

Вот и получился замкнутый круг, выхода из которого не видно. А это значит, что Россия вряд ли будет газифицирована не то, что к 2020, но даже к 2030 году. Тем более что даже в тех регионах, где газ добывается, уровень газификации крайне низок, как, например, в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь находится одно из самых крупных газовых месторождений мира, но при этом газификация составляет менее 50%. И это можно считать символичным: точно так же и Россия, крупнейшая газовая страна, не может обеспечить своим гражданам подвод газа в каждый дом.

Иван Сергеев,

специально для Анвиктори

Пока «Газпром» гонит топливо в Европу, половина российских селян вынуждена обходиться углем и дровами

На днях заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил о том, что к 2020 году Россия будет газифицирована «до идеального уровня». То есть труба дотянется до 85% населённых пунктов страны. В то время как сейчас уровень газификации составляет 63,2%. Доступ к голубому топливу имеет 70% городских жителей и меньше половины (46,8%) – сельских.

Между тем, ещё в 2006 году премьер-министр Дмитрий Медеведев объявил газификацию России «пятым нацпроектом».

– Такая мощная газовая держава, как Россия не может допустить, чтобы уровень газификации ее граждан оставался таким низким. Поэтому «Газпром» реализует программу газификации регионов как социальную, - сказал тогда Медведев.

А в 2009 году уже будучи президентом, он пообещал закончить всеобщую газификацию к 2015 году. По его словам, главная цель программы - подать газ во все деревни и города до 2015 года.

«У нас есть просто очень удаленные места, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, деревни, которые расположены на расстоянии сотен километров. Но все равно газ нужно тянуть и туда», - рассуждал Дмитрий Анатольевич.

Однако, как водится, наступление светлого газифицированного будущего отодвинули до очередной круглой даты.

Причём газ до сих пор не пришёл не только в глухие деревни «в три дома», но и в довольно крупные населённые пункты. Отсутствие газа является смертным приговором для некоторых из них. Например, на густонаселённой Кубани можно наблюдать, как пустеют хутора и станицы, куда не пришло голубое топливо – люди стремятся переехать туда, где есть газ, а, значит, и минимальный набор бытовых удобств.

Валерий Голубев пообещал, что «Газпром» в наступившем году потратит на «пятый нацпроект» около 37 миллиардов рублей. Между тем, как стало известно во вторник, дополнительные вложения этой компании в строительство газопровода «Южный поток» составят 509 миллиардов рублей. А общая стоимость этого довольно сомнительного проекта достигла уже 40 миллиардов долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.

Почему же газификация «энергетической сверхдержавы» постоянно откладывается?

Проблема здесь концептуальная, болезненная, причин – масса. – Говорит руководитель аналитического управления фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник. - Главный аспект – неумение расставлять приоритеты. Сопряжено это в первую очередь с тем, что экспорт газа приносит «Газпрому» больше выгоды, чем продажа его на внутреннем рынке. Соответственно, и главные инвестиции газовый монополист делает на «европейском направлении». Хотя с точки зрения социальной политики, государственной стратегии концерн должен развиваться равновелико, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Сам глава «Газпрома» Алексей Миллер, когда возникали сложности на внешних рынках, не раз заявлял, что у компании есть огромный потенциал для роста газового рынка внутри страны.

«СП»: - Почему же этот потенциал так слабо используется?

Здесь ключевой момент – принцип равнодоходности, на который прежде делалась ставка. Иначе говоря, пытались выравнять цены на газ, продающийся на внешнем и внутреннем рынках. Этот принцип отложен в дальний ящик. Если раньше говорили о том, что он начнёт работать в 2014 году, то теперь речь о 2019-2022 годах. Причём делаются заявления о том, что это выравнивание будет происходить в том числе и за счёт снижения цен на экспортный газ. Но пока тенденции удешевления голубого топлива в Европе не просматривается.

В сухом остатке – «Газпром» сейчас совсем не так заинтересован, как ещё несколько лет назад, в развитии внутрироссийской газотранспортной системы.

Кроме того, у компании огромные расходы не только на западном направлении, но и на восточном. Например, на программу развития газового месторождения Чаянда требуется более 1,2 триллиона рублей. Деньги, как вы понимаете, немаленькие. «Газпром» не может синхронно вести все эти программы одновременно.

«СП»: - А насколько необходимы огромные расходы на новые газотранспортные системы?

Да, здесь у экспертов немало вопросов. Например, «Южный поток» строят для того, чтобы снизить зависимость от Украины. Но если с Украиной удастся договориться о приобретении её газотранспортной системы, вложения в «Южный Поток» могут не оправдаться. К слову сказать, сегодня и «Северный поток» не загружен полностью, а его пропускная мощность будет ещё расширяться. В итоге у нас может получиться колоссальный избыток газопроводных мощностей. Есть прогнозы, что, все они пригодятся лет через двадцать. Но даже если прогнозы сбудутся, до этого времени необходимо будет держать их на балансе, обслуживать. А это тоже немалые расходы. Во многом потому и развитие внутренней газотранспортной системы России происходит так медленно.

Надо понимать, что заявление Медведева о газификации всей страны к 2015 году было скорее популистским, чем подкреплённым какими-то реальными расчётами, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - Вся эта история – головная боль для «Газпрома». Основную свою прибыль он делает на продаже газа зарубеж, а российскому населению топливо идёт по цене порой ниже себестоимости. Поэтому «Газпром» и ведёт газификацию России, откровенно говоря, по остаточному принципу. К тому же система у нас в стране выстроена так, что газ выгодно продавать в районах близких к месту его добычи, а чем дальше находится населённый пункт от месторождения, тем больше прибыли съедается транспортировкой. Поэтому даже в некоторых достаточно населённых районах России многие сёла и даже города остаются без газа.

В России 153 тысячи населённых пунктов, тянуть газ в каждый из них – неразумная трата денег, - считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Медведева кто-то ввёл в заблуждение, что можно газифицировать всю территорию Россию. Этого не произойдёт ни в 2015, ни в 2020 году. А на Дальнем Востоке это нереально в принципе. Там просто нет газопроводов, если не считать недавно построенного из Владивостока на Сахалин. Да, есть регионы, где практически каждый населённый пункт газифицирован. Их всего два – Татарстан и Подмосковье. И там это в основном оправдывает себя благодаря высокой плотности населения и большому газопотреблению.

Между тем, на практике всё чаще можно наблюдать парадоксальную ситуацию: газ подводят к посёлку или деревне, но жители не спешат воспользоваться долгожданным «подарком» газовиков.

В интервью порталу «Политсиб.ру» директор института энергетической политики Владимир Милов высказал мнение, что повышение цен на газ в последние годы делает актуальным вопрос: а нужна ли вообще россиянам такая газификация? Ведь в некоторых районах перевод электростанций и котельных на газ становится бессмысленным – уголь там стоит дешевле «голубого топлива».

В свою очередь, растущие цены на газ тянут за собой вверх стоимость электроэнергии, тепла, услуг водоснабжения.

Но есть и другая неподъёмная для бедного сельского населения России проблема – стоимость подключения к газовой «трубе».

Подводку газа непосредственно к домам у нас вынуждено оплачивать само население. Поэтому полно историй в той же Тверской области, когда труба доходит до посёлка, а жители не подключаются. – Рассказывает Наталья Зубаревич. – Откуда у бедной деревенской бабки 30-40 тысяч рублей, чтобы заплатить за такое удовольствие?! В Подмосковье стоимость подключения дачного товарищества – 20 тысяч долларов. Куда это годится?! Необходимо либо вообще избавить людей от платы за подключение газа, либо сделать эту процедуру менее болезненной для их кошельков.

Ведь система поддержки граждан, которые не могут потянуть расходы на газификацию, в России фактически отсутствует. На Западе, например, широко применяется кредитование населения на подобные нужды. У нас же ставки по «газовым» кредитам составляют до 18 процентов годовых. Кто пойдёт на такие кабальные условия? Стране необходима продуманная схема газификации небогатых регионов и районов. Иначе ситуация так и останется тупиковой.

Сама концепция развития трубопроводов «Газпрома» внутри страны должна быть изменена, – соглашается Александр Пасечник. – Приведу упрощённую, но показательную аналогию: допустим некая нефтедобывающая компания строит автозаправочную станцию. Она же не собирает деньги с автолюбителей за право в будущем заправляться на ней! Потому что сама заинтересована в том, чтобы люди покупали её продукт. Так надо поступать и с газом. Сегодня с людей через субструктуры за подводку газа берутся колоссальные деньги. А ведь это вопрос развития территории в целом. Земля стоит на порядок дороже там, где есть газ. Всю посредническую систему надо убирать и за счёт «Газпрома» делать трубопроводы от начала и до конца. Правда, в этом случае у газового монополиста появится очередной повод для продавливания принципа равнодоходности, то есть, фактически для повышения цен на газ, как для промышленных предприятий, так и для населения.

Пока же «Газпром» мало заинтересован во внутреннем российском рынке. И все его «социальные» программы по газификации ведутся только из-за постоянного давления государства. В регионах, возглавляемых активными губернаторами с большим административным ресурсом эти программы хоть как-то идут. А там, где с губернатором не повезло, никакого движения нет. Иллюстрацией парадоксальности ситуации может служить Ямало-Ненецкий автономный округ. Там, как известно, находится крупнейшее в мире месторождение газа. Но сам округ не газифицирован даже на половину.