Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. Косвенное налогообложение Виды косвенных налогов

Ключевые слова

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НДС / АКЦИЗЫ / СООТНОШЕНИЕ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / INDIRECT TAXATION / VAT / EXCISES / / ADVANTAGE OF INDIRECT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения . Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам . Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС . Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

  • Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

    2016 / Турбина Наталия Михайловна, Фёдорова Алёна Юрьевна
  • Сравнительный анализ преимуществ и недостатков взимания прямых и косвенных универсальных налогов

    2016 / Хмеленко Валерия Вадимовна
  • Косвенные налоги в налоговой системе России

    2018 / Зотиков Николай Зотикович
  • Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов

    2015 / Зотиков Николай Зотикович
  • Система косвенного налогообложения в Украине и направления ее совершенствования с учетом европейской практики

    2016 / Прокопчук Е.Т.
  • Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней

    2018 / Зотиков Николай Зотикович, Львова Марина Вячеславовна
  • Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе

    2014 / Гуревич Светлана Викторовна
  • Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом

    2014 / Абдуллаева Барият Курбановна
  • Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2016 / Кцоева А.Э., Дзокаева Л.А.
  • Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2017 / Рукина С.Н., Денисова И.П.

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises . The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT , considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки косвенного налогообложения»

УДК 336.226 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-80-85

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения. Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам. Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС. Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, акцизы, соотношение прямого и косвенного налогообложения, преимущества косвенного налогообложения

Одной из важнейших задач государства в области налогообложения на современном этапе является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Концепция социально-рыночных экономических отношений требует создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех» .

Исследования взаимосвязей и тенденций в социально ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем,

важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет определить возможность применения существующих методов (фискальными или регулирующими) формирования доходов бюджетов. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

В налогообложении зарубежных стран с учетом соотношения прямых и косвенных налогов выделяют следующие модели: евроконтиненталь-ную, англосаксонскую, латиноамериканскую и

смешанную налоговые системы. В таблице 1 приведены данные по соотношению прямого и косвенного налогообложения в странах, применяющих различные модели налогообложения.

Англосаксонская модель характерна для таких стран, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Италия, Канада и др. В данной модели

Аналогичная картина наблюдается и по странам - членам ОЭСР, хотя там этот процент в целом ниже. В США подоходный налог с физических лиц составляет 44 % всех доходов, в Германии - 38 %.

Евроконтинентальная модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия. Данная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование. Так, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование составляют более 45 % от общей величины доходов бюджета и 22 % от косвенных налогов.

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной

основное внимание уделяется прямым налогам с физических лиц. Доля косвенных налогов весьма незначительна. Например, в структуре налоговых поступлений Великобритании в 2013-2014 гг. удельный вес таких налогов, как налог на доходы, социальные отчисления, часть из которых оплачивается гражданами, составляет около 55 % .

доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36 %.

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США) отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не

Таблица 1

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в мировой практике, %

№№ пп. Модель налогообложения Страны, в которых применяется данная модель Соотношение прямого и косвенного налогообложения, %

Прямое налогообложение Косвенное налогообложение

1. Англосаксонская США, Германия, Италия, Австралия, Великобритания, Канада и др. 60-65 % (ориентирована на налоги с физлиц., соц. отчисления) 35 %

2. Евроконтинентальная Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия 40 % (ориентирована на соц. страхование) 60 %

3. Латиноамериканская Чили, Боливия, Перу, Бразилия, Мексика и др. 55 % 45 %

4. Смешанная Япония, Аргентина, Италия и др. 40 % (ориентирована на взимание страховых взносов) 60 %

менее, с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.

О том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета,

подтверждено историей и официальной статистикой (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что в конце XIX в. и начале 20-го бюджеты крупных государств пополнялись в большей степени за счет косвенных налогов.

Таблица 2

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в общей сумме налоговых поступлений, млн руб.

на рубеже Х1Х-ХХ вв. Общая налоговая сумма поступлений Налоги Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений, %

прямые косвенные

Россия, 1889 г. 4120,6 270,0 3850,6 93,4

Англия, 1900-1901 гг. 2922,5 531,3 2391,2 81,8

Италия, 1899-1900 гг. 1714,8 481,3 1232,5 71,9

Бельгия, 1900 г. 452,9 56,1 396,2 87,6

Голландия, 1900 г. 303,9 71,4 232,5 76,5

Австрия, 1898 г. 1763,8 301,6 1462,2 82,9

Венгрия, 1898 г. 1220,5 242,0 977,6 80,1

Испания, 1900 г. 886,0 376,0 510,0 57,6

Франция, 1890 г. 3492,0 515,7 2976,3 85,2

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России проанализировано за период с 2007 по 2014 гг. (табл. 3) по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ.

Всего по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, соотношение пря-

мых и косвенных налогов - равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Тенденция поступления доходов от прямых и косвенных налогов отражает спад прямых налогов в 2009 г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления прямых налогов только увеличивались, в 2012 г. поступления составили 8 179, 5 млн руб.

Таблица 3

Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг., млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, млн руб. Всего налоговых доходов В том числе: Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн руб. % млн руб. %

2007 6955,2 6 951,0 100 5 236,4 75 1 714,6 25 4,2

2008 7 948, 9 7 944,2 100 6 590,8 83 1 353,4 17 4,7

2009 6 288, 3 6 283,9 100 4 749,3 76 1 534,7 24 4,4

2010 7 662, 9 7 659,5 100 5 834,0 76 1 825,5 23 3,4

2011 9 719, 6 9 715,2 100 7 266,0 75 2 449,2 25 4,4

2012 10 958, 2 10 954,0 100 8 179,6 75 2 774,4 25 4,2

2013 11 331,5 11 327,2 100 8 506,5 75 2 820,7 25 4,3

2014 12 674,4 12 670,2 100 9 489,8 75 3 180,4 25 4,2

Небольшой спад косвенных налогов произошел в 2008 г., далее поступления от косвенных налогов возрастали.

Российская система налогообложения замышлялась исходя из того, что прямые налоги будут играть роль экономического регулятора, а косвенные выполнять фискальную функцию. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ. К примеру, число плательщиков ограничено в сравнении с прямыми

и более контролируемо. Помимо этого, государство способно с помощью косвенных налогов влиять на цену товаров, и как следствие - структуру народного потребления. Учитывая, что государственная власть всегда стремится создать систему налогообложения, которая могла бы сделать процесс уплаты налога в казну как можно более незаметным, косвенные налоги в этом отношении являются идеально релевантными .

Поэтому неудивительно, что, несмотря на некоторое снижение доли косвенных налогов в бюджете Российской Федерации, она продолжает оставаться внушительной: порядка 7 % в ВВП страны, 25 % в консолидированном бюджете РФ . Всего же в России два вида косвенных налогов - налог на добавленную стоимость и акцизы. Ключевую для государства роль в данном тандеме играет НДС -его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета - 18 %, федерального бюджета - 25 % .

НДС пришел на смену утратившему свою жизнеспособность в связи с инфляцией в экономике налогу с оборота. Его становлению и прочному внедрению в практику налогообложения способствовали такие факторы, как:

1. Чрезмерная тяжесть прямого налогообложения, частота случаев уклонения от уплаты прямых налогов.

2. Постоянный дефицит бюджета, необходимость в расширении налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

3. Необходимость в усовершенствовании существующих налоговых систем, приведение их в соответствие требованиям современной рыночной экономики.

4. Незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры .

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Кроме фискальной способности, следует также отметить и другие свойства современных косвенных налогов, которые востребованы настоящими экономическими условиями.

Косвенные налоги, применяемые в условиях инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными нало-

гами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004 г. и налога с продаж .

Следует также заметить, что на российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты либо продукты с импорт-составляющей долей, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.

По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 49 % объемов ВВП. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие из-под прямого обложения, попадают под обложение косвенными налогами.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, и, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги - стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность; регрессивность - это прошлое дореволюционных акцизов.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т. п., полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т. е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

Следует также отметить, что расход на конечное потребление у малообеспеченных граждан приходится в основном на питание. С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги: именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие чего возрастает и прогрессивность косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения.

Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных. Демократизация государства выдвигает новые требования к налогообложению, смещаются акценты на его прогрессивность и пропорциональность, что делает косвенные налоги востребованными .

Однако, несмотря на всю прогрессивность и привлекательность, косвенное налогообложение имеет и ряд недостатков. Так, НДС является достаточно сложным в администрировании, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС препятствуют выходы российских компаний на мировой рынок, также при его возмещении часто используются различного рода «грязные» схемы (например, создание «фирм-однодневок», коррупционная деятельность). Еще одной проблемой является невозможность восполнения существенного дефицита региональных и местных бюджетов: существуют предложения по введению налога с продаж в их пользу, однако сделать это можно лишь при сохранении НДС (иначе, учитывая его роль, невосполнимыми будут потери федерального бюджета). Но, по мнению ученых и специалистов, такая реформа попросту невозможна из-за достаточно высокой налоговой нагрузки на экономику и социального резонанса вследствие подобных изменений.

Не все гладко и в акцизном налогообложении: растут акцизные ставки, расширяется список подакцизных товаров, что не может не привести к росту теневой экономики. По оценкам специалистов, рынок алкогольной продукции в России на сегодняшний день благодаря акцизам состоит на 35 % из легальной продукции, на 35 % - из суррогатов, нелегальной - 30 %. Невыплаченные акцизы составляют большую часть прибыли «нелегалов», повышение акциза в совокупности с оставлением прежней планки минимальной отпускной цены ведет к появлению широких демпинговых возможностей. В связи с этим можно сделать вывод, что повышение акцизных ставок не может решить проблемы дефицита бюджета.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю, однако косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообра-

зованию продукта. Безусловно, при этом утяжеляется цена товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. Ввиду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому .

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Мы видим, что в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. В группе косвенных налогов очень малы поступления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Литература

1. Гашенко И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5(54). С. 49-56.

2. Бархатова Т. А., Кузнецова З. П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы российской федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4. С. 200-206.

3. Гуревич С. В. Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С.252-256

4. Усенков И. А. Роль и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 27. С. 100-103

5. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.

6. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе госу-

дарственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 184.

7. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6. С. 56-60.

1. Gashenko I. V. Genezis sootnoshenij pryamogo i kosvennogo nalogooblozheniya // Ekonomicheskiye nauki. 2009. № 5(54). S. 49-56.

2. Barkhatova T. А. Rol" pryamykh i kosvennykh na-logov v formirovanii byudzhetov byudzhetnoj sistemy ros-sijskoj federatsii / T. А. Barkhatova, Z. P. Kuznetsova // Teo-riya i praktika servisa: ekonomika, sotsial"naya sfera, tekh-nologii. 2013. № 4. S. 200-206.

3. Gurevich S. V. Rol" i vozmozhnosti kosvennogo nalogooblozheniya v nalogovoj sisteme // Vestnik

Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.

2014. № 12. S. 252-256.

4. Usenkov I. A. Rol" i perspektivy kosvennogo nalogooblozheniya v Rossijskoj Federatsii // Zakonnost" i pravoporyadok v sovremennom obshchestve.

2015. № 27. S. 100-103.

5. Mamadu B., Turbina N. M., Vladimirova S. V. Mesto i rol" nalogovoj politiki v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavle-niya i protsessy. Tambov, 2015. № 7. S. 7-13.

6. Turbina N. M. Nalogovaya politika Rossii: istori-cheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 10. S. 102-105.

7. Turbina N. M., Myalkina A. F. Osobennosti nalogovoj politiki v periody finansovoj nestabil"nosti // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6. S. 56-60.

ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF INDIRECT TAXATION

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises. The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT, considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Key words: indirect taxation, VAT, excises, ratio of direct and indirect taxation, advantage of indirect taxation

Приветствую! Все чаще в российских СМИ намекают на грядущие изменения в налоговом кодексе. Бюджеты регионов пусты — их нужно срочно наполнять. На этот раз правительство решило всерьез взяться за «богатых». И через пару лет мы, возможно, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налога. Или нет?

Сегодня поговорим о том, что такое единая и прогрессивная шкала налогообложения доходов. И попытаемся разобраться, какая система лучше для России и почему.

В современной России подоходный налог был впервые введен в апреле 1916 года по указу Николая II – в разгар Первой мировой войны. К слову, предок современного НДФЛ имел прогрессивную шкалу: от 7% до 12%.

За 100 лет, прошедших с того момента, система расчета налога не раз пересматривалась. И в худшую, и в лучшую для плательщиков сторону.

С 1998 года в России действовала прогрессивная шкала налогообложения. Чем отличается плоская (прямая, единая) шкала от прогрессивной? Тем, что во втором варианте ставка подоходного налога зависит от размера дохода физлица. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%.

В 2001 году была принята глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». У подоходного налога появилось новое название «НДФЛ». А плательщиков поделили на две категории: резиденты и нерезиденты.

Ну, и самое главное: ставка налогообложения доходов стала единой для всех — 13%. С 2001-го россияне отдают государству чуть больше одной седьмой заработной платы и премий, доходов от продажи недвижимости и авто, сдачи имущества в аренду и дивидендов по акциям. В общем, 13% почти всех поступлений в семейный бюджет.

Отдельные виды доходов стали облагаться повышенной ставкой в 35% (например, выигрыши в лотерею). И появился длинный перечень доходов, полностью освобожденных от НДФЛ (пенсии, стипендии, алименты, пособия).

В первые два года после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в бюджет выросли на треть! В 2000-х плоская система стала визитной карточкой российской экономики и одним из немногих конкурентных преимуществ налоговой системы России.

Неужели плоская шкала оказалась настолько эффективной? Ведь в других странах она почти не используется. Не все так очевидно.

Взрывной рост налоговых поступлений спровоцировало несколько факторов:

  1. Общая ставка НДФЛ выросла на 1% для большинства физлиц (до этого минимум составлял 12%, а не 13%)
  2. Отменили льготы для военных, судей, сотрудников прокуратуры, таможенников, милиции и даже налоговиков. В результате число налогоплательщиков выросло почти на миллион человек
  3. В 2001 году было в целом ослаблено налоговое бремя в экономике (урезали ставки по налогу на прибыль и НДС). Это позволило бизнесу перенаправить часть сэкономленных на налогах денег на выплату ЗП наемным работникам
  4. Доходы населения росли с каждым годом. Россия вступила в период «сытых нефтяных лет»

Другими словами, эффективность перехода с прогрессивной шкалы на единую была сильно преувеличена.

В каких странах сегодня действует единая шкала НДФЛ?

Среди стран бывшего СССР плоскую шкалу используют в России, Грузии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане и Киргизии. За рубежом она действует в Венгрии, Болгарии, Албании, Македонии, Румынии, Чехии, Монголии, Гонконге и на Нормандских островах (Гернси и Джерси).

Единая шкала налогообложения также актуальна для отдельных федеральных субъектов крупных стран. Например, для канадской провинции Альберта и некоторых штатов США: Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Индиана и Иллинойс.

Интересный факт. В развитых странах с сильной экономикой плоская шкала налогообложения не используется!

Скажем, во Франции ставка подоходного налога варьируется от 5,5% до 75%. Доходы французов делят на восемь категорий. И рассчитываются доходы не на человека, а на семью. А необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год.

Примеры других стран с прогрессивной шкалой: США, Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль.

Россия со своим 13% НДФЛ входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией.

Россия возвращается к прогрессивной шкале?

По факту прямую шкалу налогообложения доходов используют лишь в бедных европейских государствах. И почти во всех странах бывшего СССР. Может, поэтому, в последние два года вопрос о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ в России поднимается все чаще?

В августе 2016-го депутаты ЛДПР внесли в Госдуму нашумевший законопроект.

В нем предлагают освободить от подоходного налога россиян с зарплатой меньше 180 000 рублей в год. Ставку в 13% рекомендуют оставить для людей с годовым доходом до 2,4 млн. рублей. А для «богатых» придумали фиксированный налог в 289 тыс. рублей плюс 30% от суммы дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Когда введут новую шкалу? Пока обещают, что этот и подобные проекты будут рассмотрены не раньше окончания выборов 2024 года.

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2019 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

Если не прогрессивная шкала, то что?

Никто не спорит с тем, что систему расчета НДФЛ в России нужно совершенствовать. Но совсем необязательно менять плоскую шкалу на прогрессивную!

Эксперты предлагают другие более мягкие варианты. Один из них: увеличить долю налоговых вычетов в налогооблагаемых доходах физлиц.

Суть налоговых вычетов справедлива и очевидна. У каждого из нас есть повседневные потребности, которые нужно удовлетворять – иначе мы не выживем. И государство не должно «налогооблагать» ту часть дохода, которая идет на поддержание нормального уровня жизни.

Все, что остается «сверху» – экономическая выгода налогоплательщика. Которую можно и нужно облагать налогом. Без налоговых вычетов подоходный налог превращается в «налог для бедных».

Рассмотрим условный пример. Миша зарабатывает 10 000 рублей в месяц, а Олег – 100 000 рублей. Гипотетически, на 10 000 рублей можно поесть, одеться в секонд-хэнд, купить бюджетную бытовую химию для дома и заплатить за крошечную квартиру и Интернет.

То есть 10 000 рублей – минимальная сумма для поддержания жизни и для Миши, и для Олега. Но первый тратит на текущие потребности весь свой доход, а у второго остается еще 90 000 , накоплений и .

«По-честному» Миша вообще не должен платить НДФЛ. О каком доходе идет речь, если он тратит на товары первой необходимости все, что зарабатывает? А вот «лишние» 90 000 рублей Олега справедливо обложить налогом – это чистая экономическая выгода.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам. Право на НВ имеют ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, участники ВОВ, герои СССР и РФ. Кстати, размеры налоговых вычетов ужасают: от 500 до 3000 рублей!

Почему бы не увеличить размер налогового вычета до адекватного значения? Тогда можно было бы отнимать НВ из дохода физлица и облагать разницу по повышенной ставке. Такой подход гораздо справедливей и единой, и прогрессивной шкалы подоходного налога.

А как Вы относитесь к возможному пересмотру шкалы НДФЛ в России?

Налоговая система в России включает прямые и косвенные налоги. Это две большие группы, составляющие налоговую нагрузку на физических и юридических лиц страны. Что относится к прямым налогам, а что к косвенным? Чем они отличаются и зачем нужны? Таблица сравнения по данным группам приведена ниже, также рассмотрены конкретные примеры.

Система налогообложения играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета. Одним из показателей финансовой стабильности государства считается уровень развития налоговой системы. Рядовые граждане часто путают термины налог и сбор, воспринимая сбор как налог. Однако это совершенно разные формулировки. Для того чтобы простому гражданину было легче сориентироваться в налоговой схеме нашего государства рассмотрим основные параметры налогов, а также его виды.

Отечественная система налогообложения дифференцирует налог на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные;

Прямой налоговый платеж характеризуется отсутствием каких-либо посредников в установлении налоговых платежей. При прямом способе изъятия налогов объем платежа устанавливается пропорционально размеру объекта обложения. К примеру, такой распространенный взнос, как налог на прибыль устанавливается соразмерно полученной прибыли за определенный период.

Совсем иная структура у косвенной системы изъятия. Косвенный налог в отличие от прямого заранее включается в стоимость товара или услуги, и потребитель вместе с приобретением предмета уплачивает и налог. Ярким примером косвенного взноса является НДС. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни уплачивал этот налог. Он включается в стоимость любого товара. Обычно на чеке так и пишут « стоимость 100 рублей с учетом НДС». НДС в этом случае является косвенным налогом.

Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.

Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.

Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.

Косвенные налоги – это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.

Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.

Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.

Различия прямых и косвенных налогов

Ну а теперь рассмотрим отличительные признаки каждого типа налога с помощью специальной таблицы.

Показатель Прямой налог Косвенный налог
Платит непосредственно владелец имущества Платит конечный потребитель
Система связи с государством Прямая Чрез посреднические лица (продавец)
Объект налогообложения Движимые и недвижимые вещи налогоплательщика Реализуемый товар или услуга
Факторы, определяющие размер налоговой ставки Размера дохода гражданина, вид облагаемой налогом собственности Цена товара
Степень открытости Налогоплательщик знает заранее о сумме налога и обязанности его выплаты Носит скрытый характер, и потребитель зачастую не знает, что в цену товара входит еще и налог
Сложность проведения расчетов Сложный Простой
Зависимость от сопутствующих факторов Существует Отсутствует

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Примеры косвенных налогов

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Вологде

Кафедра экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Налоги и налогообложение

Тема: Преимущества и недостатки прямых налогов

в общей системе налогов

Выполнил студент:

Шпагина Наталья Александровна

Группа: ФтГ-8

Проверил преподаватель:

к.э.н. Кренделев К.К

Введение

Цель работы состоит в изучении преимущества и недостатках прямых налогов в общей системе налогов. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построены взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Как и в большинстве, развитых странах мира в налоговой системе Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам.
В настоящее время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразование налоговой системы.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Так же они имеют большое значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.

1.Прямые налоги: классификация и роль в бюджете

Прямые налоги - налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследств и дарений, налог на имущество и т.д.)

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства, полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых Штейном также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.

Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых.

Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные.

Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.

Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков.

Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях.

При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности.

Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное.

При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям.

Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций.

По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.

В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

Прямые налоги делятся на следующие виды:

1 Реальные:

На землю;

На недвижимость;

На ценные бумаги;

На фонды предприятий;

На денежный капитал.

На доходы;

На имущество;

На юридические действия граждан;

На наследство;

На дарение.

Виды прямых налогов:

1. Личный подоходный налог. Взимается по ставкам личного подоходного налога и является, как правило, прогрессивным или пропорциональным.

Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов.

Косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

Косвенные налоги - налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки.

Для оценки эффективности системы косвенных налогов в мировой практике используются различные критерии, важнейшими из которых являются:

  • - нейтральность: налог должен как можно меньше влиять на повеление производителя и выбор покупателя, т.е. экономические искажения от введения налога должны быть минимальны;
  • - справедливость: налог должен вызывать политически приемлемые последствия распределения доходов, т.е. налог должен сопровождаться соответствующими изменениями в других налогах или в системе социальных платежей;
  • - ценовая стабильность: налог не должен приводить к инфляционным процессам и в период введения налога, и в долгосрочной перспективе;
  • - доходность: налог должен обеспечивать государство необходимыми доходами и, насколько возможно, не допускать избежания и уклонения от уплаты;
  • - административная простота: налог должен стремиться к минимизации затрат на его исчисление, уплату налогоплательщиком, а также на сбор и проведение контроля за уплатой налоговым органом.

По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (НДС) и специальные (акцизы).

В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

одноступенчатый сбор:

многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

налог с производителя:

оптовый налог;

налог с розничного оборота.

Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий. В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки, продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчат сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

кумулятивный многоступенчатый сбор;

некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это - движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок.

Как ни парадоксально, но кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но весьма важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

Главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель - на снижение цены расширением производства.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

Основными преимуществами НДС являются:

использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

стабильный источник увеличения доходов государства;

возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя и то, что его введение предполагает использование новой калькуляции издержек производства. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнею фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие ставки.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг).

Достоинства косвенных налогов:

  • 1. Для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения - налогового аппарата.
  • 2. Поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
  • 3. Налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
  • 4. Прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
  • 5. Для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

  • 1. Фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
  • 2. Поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается, объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
  • 3. Косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капиталу или доходу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
  • 4. Косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить.

Прямые налоги - налоги, к которым относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения.

Исторически прямые налоги появились раньше косвенных. Прямое обложение - простейшая и самая древняя форма взимания налогов. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать.

Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел). Как видим, прямые налоги имеют в своей основе либо личность, либо доходы, независимо от источников, либо имущество, независимо от доходов.

Приверженцы прямого налогообложения считают его наиболее прогрессивной формой, поскольку, во-первых, учитываются доход и общее финансовое положение плательщика, его имущество, а во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем в развитых странах, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные достоинства прямого налогообложения состоят в следующем:

  • 1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  • 2. Регулирующие - прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т.д.).
  • 3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения считается наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

  • 1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
  • 2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
  • 3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
  • 4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а, следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, в перечень которых включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, местные налоги, исчисленные из прибыли.