Как не попасть под проверку по налогу на прибыль. Методика оценки риска налоговой проверки Темп роста налоговых доходов формула

РИА Рейтинг - 14 июл. Суммарные доходы региональных бюджетов субъектов РФ за январь - май 2017 года, согласно данным Федерального казначейства, составили 3,766 триллиона рублей. По оценке экспертов РИА Рейтинг, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года суммарный объем доходов бюджетов субъектов РФ вырос на 10,1%, причем темпы роста значительно опережают инфляцию, которая по данным Росстата, за первые пять месяцев 2017 года составила 1,7%. В 66 российских регионах отмечен рост бюджетных доходов, в Республике Тыва их объем не изменился, в 18 - снизился. Стоит отметить, что в 45 регионах темп роста объемов доходов бюджета был выше, чем среднероссийский уровень.

Суммарные налоговые и неналоговые доходы бюджетов регионов РФ за январь - май 2017 года составили 3,15 триллиона рублей, что, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на 10,2% выше, чем за соответствующий период 2016 года. Объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов вырос также в 66 субъектах РФ, в Ростовской области и Республике Бурятия не изменились, и в 17 регионах - снизились.

Лидером по темпам роста налоговых и неналоговых доходов стал Ненецкий автономный округ, где объем поступлений вырос на 95%, что в большей степени обусловлено почти двукратным ростом объемов сборов налога на прибыль организаций. Пятикратный рост объема поступлений налога на прибыль организаций внес ощутимый вклад в общий объем налоговых и неналоговых доходов Республики Крым, которые выросли за пять месяцев 2017 года на 82%. Тройку лидеров по темпам роста налоговых и неналоговых доходов замыкает Кемеровская область (+52%), где так же значительно выросли поступления налога на прибыль организаций.

Существеннее всего объемы налоговых и неналоговых доходов сократились в Сахалинской области (-34%) и Кабардино-Балкарской Республике (-35%).

Суммарный объем расходов региональных бюджетов по итогам пяти месяцев 2017 года составил 3,2 триллиона рублей, что на 5,2% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Темпы роста расходов региональных бюджетов оказались ниже, чем темпы роста доходов, что привело к увеличению суммарного профицита бюджетов субъектов РФ и сокращению почти в два раза количества регионов с дефицитом бюджета: по итогам пяти месяцев 2017 года их всего 25 против 45 годом ранее.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Дословная формулировка: "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности".

"Расшифровка показателя" противоречит названию показателя.

Фактически здесь можно проверить два критерия:

1) Налоговые расходы должны расти не быстрее налоговых доходов (критерий "Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)")

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Пример

Согласно декларации по налогу на прибыль за 2010 г. доходы организации "Альфа" от реализации товаров (работ, услуг) составили 74 256 158 руб. (стр. 010 листа 02). Расходы организации от реализации товаров (работ и услуг) составили 69448546 руб. (стр. 030 листа 02). За 2009 г. доходы от реализации составили 65683546 руб., а расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, - 64 354 645 руб.

Темп роста доходов составил 1,07 (74256158/69448546)
Темп роста расходов составил 1,02(65683546/64354645)
Темп роста расходов не опережает темп роста доходов (1,02<1,07)

В результате организация не включена в план выездных проверок.

2) Должно примерно выполняться соотношение (критерий "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности"):

Tp Расходов
нал
Тр Расходов
бух
(2)
Tp Доходов
нал
Тр Доходов
бух

Определяют его в три этапа.

Сначала выясняют соотношение роста затрат к росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

Потом тот же расчет производят по форме № 2, при этом бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3 по отчетности до 2011г.

По бухгалтерской отчетности с 2011г. доходы и расходы определяются по Отчету о прибылях и убытках суммированием строк (2110, 2310, 2320, 2340) и (2120, 2210, 2220, 2330, 2350) графы за отчетный период.

В последнюю очередь сопоставляют полученные итоги.

Продолжение предыдущего примера

данные по ООО "Альфа"

Темп роста бухгалтерских расходов 1,01 (65083/64254)

Темп роста бухгалтерских доходов 1,08 (75226/69745)

Соотношение (2) выполняется, темпы роста бухгалтерских расходов не опережают темпы роста бухгалтерских доходов.

Сопоставляем темпы роста в налоговом и бухгалтерском учете.

1,02 > 1,01 налоговые расходы растут быстрее бухгалтерских расходов

1,07 < 1.08 налоговые доходы растут медленнее бухгалтерских доходов

Наличие обоих несоответствий налоговые органы могут истолковать их как признаки сокрытия выручки от реализации с одновременным завышением расходов.

Есть вероятность, что для ООО "Альфа" будет назначена выездная проверка.

Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска

Бухгалтеру следует проанализировать ситуацию и выяснить причины расхождений.

Возможные причины несоответствий по показателю (1):

Цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие

Можно ссылаться на опережающий рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр.

Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д.

Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, освоение новой деятельности и почти неизбежные убытки, временное прекращение отгрузки товара.

Возможные причины несоответствий по показателю (2):

Большой объём операций, по-разному отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете (политика списания ТМЦ, основных средств и т.д.).

Судебно - арбитражная практика

Решения в пользу налогоплательщика

1.Налоговые органы увеличение управленческих расходов ООО "УдмуртЭнергоНефть" признали необоснованными. Причина данные затраты не привели к росту прибыли.

Организацией создана новая система управления. Такие затраты не приведут к быстрому увеличению доходов поскольку направлены на перспективу. Оправданными считаются расходы, направленные на получение дохода.

(Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2007 № Ф09 -2229/07-С3)

2.Налоговые органы при проверке "Молвино агро" признали расходы по капитальному ремонту основных средств, не прошедших государственную регистрацию, необоснованными.

Решение суда: в требовании налогового органа отказать.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения независимо от государственной регистрации права на основные средства.

(Постановление ФАС ПО от 26.01.2010 по делу N А72-8244/2009)

Решение не в пользу налогоплательщика

1. Налоговые органы при проверке ОАО "МПЗ" не признали расходы на консультационные и управленческие расходы обоснованными.

Решение суда: требования налогового органа удовлетворить.

Контрагенты, оказавшие данные услуги исчезли, и проверить достоверность документов невозможно.

Согласно буквальному смыслу абз. 3 п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков необходимо сравнить два следующих показателя:

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Каким образом проводить это сравнение, налоговики не пояснили. Единственное, что понятно: существенным будет любое несоответствие показателей.

По нашему мнению, для удобства сравнения необходимо сначала определить:

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Для этого из значения темпа роста расходов надо вычесть значение темпа роста доходов.

Формулы расчета такие:

1) Ртн = ТРн - ТДн;

2) Ртб = ТРб - ТДб,

где Ртн - разница темпов роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности;

Ртб - разница темпов роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности;

ТРн - темп роста расходов, определенный по налоговой отчетности;

ТДн - темп роста доходов, определенный по налоговой отчетности;

ТРб - темп роста расходов, определенный по бухгалтерской отчетности;

ТДб - темп роста доходов, определенный по бухгалтерской отчетности.

Положительный результат такого расчета покажет, что расходы растут быстрее, чем доходы, а отрицательный - что доходы растут быстрее, чем расходы. Нулевой результат скажет о том, что темпы роста расходов и доходов совпадают.

Затем полученные значения можно сравнивать. Их равенство будет свидетельствовать, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы и доходы увеличиваются (или падают) в одинаковых пропорциях.

Если же полученные разницы отличаются друг от друга, то налоговики могут заподозрить неладное.

Полагаем, что у налоговиков будет больше всего оснований обратить на вас внимание, если положительной разнице темпов в налоговом учете будет соответствовать отрицательная разница темпов в бухгалтерском учете.



Это будет означать, что ваши налоговые расходы увеличиваются, а бухгалтерские расходы, наоборот, падают или же что налоговые доходы падают при росте бухгалтерских доходов.

Однако даже при наличии двух положительных разниц внимание налоговиков может быть привлечено, если значение разницы темпов роста в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. К сожалению, в Приказе не указано, какое различие значений налоговики будут считать критическим для включения в план проверок. Полагаем, что, если различие небольшое, придавать этому значение не имеет смысла.

Прочие случаи неравенства разниц тоже связаны с риском включения в план выездных проверок. Однако он не столь велик.

Результаты сравнения различий

между темпами роста расходов и доходов

по данным налоговой отчетности

и темпами роста расходов и доходов

по данным бухгалтерской отчетности

Примечание

Вместо разниц для сравнения можно использовать отношения величин темпов роста, т.е. частное от деления темпа роста расходов на темп роста доходов. В этом случае об опережающем росте расходов будет свидетельствовать значение частного, превышающее единицу.

Несомненно, любым несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Например, на показатели финансовой отчетности существенно влияет нестабильная экономическая ситуация. Однако выяснять это налоговики будут, возможно, уже в ходе выездной проверки.

Поэтому в любом случае необходимо проанализировать причины выявленного несоответствия и принять меры сообразно результатам анализа.

ПРИМЕР

Сравнения разниц в темпах роста доходов и расходов по налоговой отчетности и по бухгалтерской отчетности

Ситуация

Согласно декларациям по налогу на прибыль за 2013 и 2012 гг. определен темп роста доходов организации "Альфа" в размере 107% и темп роста расходов в размере 102%.

В свою очередь, согласно бухгалтерской отчетности темп роста доходов составит 107%, а темп роста расходов - 103%.

Решение

1. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налогового учета. Она составит -5% (102% - 107%).

2. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерского учета. Она составит -4% (103% - 107%).

3. Сравним значения.

Как видим, значение разницы между темпами роста расходов и доходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском. В целях налогового контроля такое соотношение, скорее всего, не заинтересует налоговиков. Но исключать иной вариант нельзя.

В связи с этим организации "Альфа" целесообразно проверить данные своего учета.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);

недолгий опыт работы в компании;

низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).