О порядке определения размера дефицита местного бюджета. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и методы управления им Предельный размер дефицита местного бюджета

При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, БК РФ вводит ряд ограничений.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов.Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Классификация дефицита бюджета.

Виды бюджетного дефицита:

    Структурный.

    Циклический.

Источники финансирования дефицита бюджетов

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечения средств. Кредиты Банка РФ, а также приобретение муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

    кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

    сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники:

    государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    кредиты правительств иностранных государств;

    кредиты банков и фирм иностранных государств;

    кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

    государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

    поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

    изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

    муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    кредитов, получаемых от кредитных организаций;

    поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

    изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок.

Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета - равенство его доходов расходам; профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. В силу актуальности дефицита Федерального бюджета я остановлюсь подробнее на нем.

В случае принятия Федерального бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования федерального бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о федеральном бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • 1)внутренние источники следующих видов:
    • а) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
    • б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • 2)внешние источники следующих видов:
    • а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • б) кредитивы правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Бюджетным кодексом также предусмотрено сокращение расходов федерального бюджета. Если в процессе исполнения федерального бюджетапроисходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5 процентов, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режим сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если неполное финансирование расходов происходит в интервале от 5 до 10 процентов, то Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета. Сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов федерального бюджета и получателей средств бюджета. Если неполное финансирование происходит более чем на 10 процентов, то Правительство РФ представляет в Государственную Думу проектов федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В мировой практике существует замена, правда, не совсем адекватная, понятию сокращение расходов. Это - секвестр. Понятие секвестр происходит от латинского secvestrum - ограничение. Бюджетный секвестр - вынужденная реакция на недофинансирование расходных статей бюджета. Секвестр вводится в том случае, если недофинансирование принимает угрожающие размеры и затрагивает основные сферы финансово-экономической и политической деятельности государства.

Важный вопрос - как сокращать. В мировой практике за основу принята модель так называемого «автоматического» сокращения расходов, подпадающих под секвестр. Обычно такое сокращение производится по единой пропорции (в процентах) для всех бюджетных статей, либо по отдельным их группам.

Существует также практика одноуровневого и многоуровневого сокращения бюджетных ассигнований. При этом разные уровни могут предусматривать разный процент сокращений, однако и здесь жестко соблюдается правило единых пропорций по одному уровню.

Дискуссионным является вопрос о временных рамках секвестра. Существует точка зрения, что секвестр более эффективен в случае его использования с момента введения до конца финансового года, с последующим отчетом о его исполнении в рамках общего отчета об исполнении бюджета. Другая позиция - секвестр должен вводиться на определенный срок в рамках текущего финансового года: полугодие, квартал, желательно с месячной разбивкой, и ежемесячной отчетностью о его реализации. Выбор той или иной позиции зависит от сложившейся практики бюджетного процесса и особенностей экономической ситуации.

Однако секвестирование имеет ряд недостатков. Во-первых, секвестр нарушает сложившийся баланс и провоцирует новый виток борьбы за бюджетные ресурсы. Значительный выигрыш в ней получают те силы, которые контролируют основные финансовые потоки. В проигрыше окажутся все традиционно слабые стороны: дотационные регионы, такие сферы, как образование, медицина, научные исследования, не обладающие достаточным лоббистским аппаратом.

Такое положение может вызвать только очередной виток социальной напряженности.

Во-вторых, практика показывает, что в условиях ограниченного финансирования происходит усиление территорий - региональных лидеров и концентрация вокруг них более экономически слабых регионов. В условиях спада экономической активности центра такие мини-федерации способны демонстрировать значительную экономическую, а частично и политическую силу.

Поэтому секвестр способен спровоцировать дальнейшие сепаратистские тенденции и привести к разрушению единого экономического пространства.

Можно сделать вывод о том, что секвестр как инструмент финансовой антидефицитной бюджетной политики имеет право на существование только в том случае, если в его основе будут лежать следующие принципы:

  • 1. Секвестр - комплексная процедура.
  • 2. Секвестр - радикальный способ борьбы с бюджетным дефицитом, поэтому он должен использоваться в том случае, когда задействованы и полностью исчерпаны резервы всех остальных антидефицитных мер.
  • 3. Отказ от автоматического пропорционального сокращения бюджетных расходов. Сокращение должно проводиться не постатейно и не по группам статей, а по целям расходования бюджетных средств или по группам расходов.
  • 4. Создание общепризнанных и законодательно утвержденных условий ввода процедуры секвестирования и ее временных границ. Практика показывает, что такой оптимальной границей является квартал с месячной разбивкой.
  • 5. Желательно четко определить границы «защищенных статей». Мировая практика признает оптимальным соотношение подобных статей в бюджете в размере 1/12 - 1/14 от общего объема бюджетных назначений.

Создание целостной концепции бюджетного секвестирования позволит исключить эффект внезапности при неожиданном падении доходных поступлений в бюджет.

Е.А.Чугарина, начальник департамента финансов администрации города Перми

Уважаемые коллеги!


Проблема противоречия двух понятий составляющей финансовой помощи, приводит к возникновению вопроса правильности определения предельного размера дефицита местного бюджета, в части включения субвенций из других уровней бюджета в общий объем финансовой помощи.
В соответствии с п.5 статьи 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
С одной стороны, согласно п.5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в определении видов доходов, к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относится финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий .
С другой, в соответствии п.2 статьи 181 Бюджетного кодекса РФ к финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации относятся дотации, субвенции и субсидии .
В связи с чем, по нашему мнению, в объем финансовой помощи, на сумму которой уменьшаются доходы местного бюджета, при расчете предельного размера дефицита бюджета должны включаться поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий.

В адрес департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации 08.11.2006 нами был направлен запрос по вопросу разъяснения правильности применения показателей для определения предельного размера дефицита местного бюджета. Изучить проблему и высказать свои предложения, по данному вопросу было предложено секции «Финансисты муниципальных образований», «Сообщества финансистов России». Письма с аналогичным вопросом были направлены для обсуждения руководителям финансовых органов местного самоуправления.
Хочется поблагодарить всех, кто поделился опытом решения данной проблемы – департамент финансов администрации г.Липецка финансовое управление г.Братска, департамент финансов г.Краснодара, финансовое управление ЗАТО Северск, управление финансов администрации г. Ижевска, департамент финансов г.Красноярска, Министерство финансов Калужской области по г.Калуге, финансовое управление города Пензы, финансово-казначейское управление Администрации города Иванова, финансовое управление администрации города Тулы, финансовый департамент администрации города Хабаровска, комитет по финансам администрации г.Саратова, департамент финансов мэрии города Ярославля. Вся информация по опыту регионов представленная НП «Сообщество финансистов» изучена и проанализирована.
На примере информации, представленной департаментом финансов администрации города Красноярска предельный размер дефицита бюджета города Красноярска определяется без учета финансовой помощи других уровней бюджетной системы, включая дотации, субвенции и субсидии.
При определении предельного уровня дефицита финансовым управлением ЗАТО Северск из объема доходов исключаются все безвозмездные поступления от бюджетов других уровней, при этом дефицит бюджета составляет 9,97%.
Существуют и противоположные мнения. Финансовое управление администрации города Тулы предлагает исключить из объемов финансовой помощи субвенции, предусмотренные в соответствии со статьей 181 Бюджетного Кодекса, путем внесения соответствующих изменений в Бюджетный Кодекс.

Кроме того, остается неразрешенной проблема включения дотации в виде дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налога на доходы физических лиц при определении предельного размера дефицита местного бюджета. Проблема состоит в определении объема указанной дотации, применяемой для расчета дефицита, в случае, когда утвержденный законом субъекта объем дотации не совпадает с размером отчислений, исходя из налогового потенциала муниципального образования.
Статьей 138 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства, полученные муниципальными образованиями по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной дотации (части расчетной дотации), изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат, потери бюджета муниципального образования в связи с получением средств ниже расчетной дотации (части расчетной дотации) не компенсируются и при последующем распределении финансовой помощи не учитываются.
По мнению департамента финансов администрации г.Красноярска муниципальное образование должно руководствоваться тем размером дополнительного норматива отчислений, который установлен в законе субъекта РФ. В объемах утвержденных законом о бюджете учитывается размер дотации и финансовым управлением города Пенза.
Хотя есть и противоположное мнение представленное управлением финансов Администрации города Ижевска, где в расчетах бюджета применяется индекс налогового потенциала городского округа.

Считаем своевременным подготовку проекта внесений изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В предлагаемом проекте, находящемся на рассмотрении в статью 92 вносятся изменения касающиеся определения размера дефицита: «Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».
Предлагается исключить понятие «финансовой помощи» и уточняется понятие безвозмездных поступлений: «К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Существует еще одна проблема определения предельного уровня дефицита бюджета – это проблема учета остатков. Ежегодно планирование параметров бюджета и дефицита осложняют остатки на счете бюджета города на 1 января в виде средств, поступающих субвенций из федерального и регионального бюджетов, не использованные в течении года, а так же остатки средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В случае принятия бюджета с дефицитом 10%, уточнение бюджета на остатки этих средств, приводит превышению предельно допустимого уровня дефицита бюджета.
Предлагаем в связи с тем что, доходы по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются средствами, имеющими целевой характер, при подготовке проекта изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ пункт 5 статьи 92 изложить в следующей редакции: «Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений, доходов от оказания платных услуг оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях кризисного состояния экономики и финансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодолимым явлением.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта РФ или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта РФ или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать указанное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать указанное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. *

Соблюдение предельных значений должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год (ст. 92 Б К РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении, не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 93 БК РФ).

В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы и пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.

В составе бюджетов утверждается сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, которая используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Данная сумма называется оборотной кассовой наличностью. Оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена в течение бюджетного года до размеров, утвержденных на начало года.