План на тему рынок труда егэ. Темы планов по разделу экономика

План "Рынок и рыночный механизм".

I. Понятие рынка.

II. Виды рынков: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) рынок труда,

б) рынок товаров и услуг,

в) рынок информации,

г) рынок земли,

д) рынок ценных бумаг.

II (второй вариант). Виды рынков:

а) совершенной конкуренции,

б) олигополия,

в) монополистический рынок.

III. Функции рынка: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) посредническая,

б) регулирующая,

в) санирующая,

г) ценообразующая,

д) информационная.

IV. Признаки рынка:

а) нерегулируемый спрос,

б) нерегулируемое предложение,

в) нерегулируемая цена,

V. Рыночный механизм:

а) закон спроса,

б) закон предложения.

VI. Несовершенство рынка:

а) расслоение общества,

б) монополия,

в) безработица,

План "Ценообразование в условиях рынка".

I. Понятие ценообразования.

II. Виды цен: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) свободные,

б) фиксированные,

в) экспортные,

г) монопольные,

д) мировые,

III. Зависимость ценообразования от типа экономической системы:

а) рыночная,

б) командная,

в) традиционная.

IV. Ценообразование в различных типах рынка:

а) на монополистическом,

б) на рынке чистой конкуренции,

в) на рынке монополистической конкуренции,

V. Факторы ценообразования:

а) качество товара,

б) спрос на товар,

в) затраты на производство,

VI. Особенности ценообразования в Российской Федерации.

План "Банк и банковская".

I. Понятие банка.

II. Функции банка:

а) хранение и прием депозитов,

б) выполнение расчетов между клиентами,

в) предоставление кредитов,

г) покупка и продажа валюты и ценных бумаг,

III. Виды банков:

а) центральный банк,

б) коммерческие банки,

IV. Банковские операции:

а) пассивные,

б) активные,

V. Взаимодействие Центрального банка и коммерческих.

[ По правилам ЕГЭ по Обществознанию в плане требуется только три пункта, два из которых раскрыты двумя-тремя подпунктами ]

Обновлено: 2018-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Центральный банк - это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги» (К.Гелперт, К.Пат) Евросоюз, ЕЦБ, Центральный банк, банк. система, по критериям на 6 баллов

Цель урока : сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей

Задачи урока :

обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум, безработица, её причины и виды;

развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономика 10 класс

Тема: Рынок труда. Безработица

Цель урока : сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей

Задачи урока :

обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум, безработица, её причины и виды;

развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе

Оборудование : раздаточный материал, мультимедиа презентация

Тип урока : комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного

5. Подведение итогов урока

План урока

  1. Рынок труда: механизм функционирования
  2. Причины и виды безработицы
  3. Здоровый образ жизни, как фактор конкурентноспособности на рынке труда

Вступительное слово . Мы продолжаем изучение темы «Человек и экономика». На предыдущих уроках речь шла о таких понятиях как: рынок, рыночная структура, конкуренция, монополия, факторы производства.

Давайте вспомним . Что такое рынок? Какие вы знаете виды рынков? Беседа

Каковы законы функционирования рынка?

Что такое факторы производства?

Труд один из важнейших факторов производства, Рынок труда является составной частью структуры рыночной экономики, одним из главных его элементов. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт в форме услуг.

Объявляется тема урока, цель и задачи

Что же такое рынок труда? Работа с текстом учебника с. 104

Определение

Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.

Участники рынка труда – ЭТО КТО?

На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуги труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости. В качестве основных рычагов на рынке труда выступают: конкуренция в спросе и предложении, цена труда.

Как формируются и взаимодействуют основные механизмы – спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена? Работа с текстом учебника с. 105, беседа, схема на доске

Как вы думаете, какой фактор является определяющим в спросе, предложении, цене на рынке труда?

Ставка заработной платы

Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продавать услуги своего труда, соответствуют ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда (идеальная ситуация)

Каковы особенности рынка труда? Беседа

Товар очень неоднороден – разные специальности и разные местности

Ставка зарплаты менее подвижна, чем цены на другие товары

Наниматель имеет власть над нанятым работником (начальник - подчинённый)

Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы. Он определяется прожиточным минимумом - уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей (слайд № )

2. Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения.

Что такое занятость? Работа с учебником с. 107, определение, запись в тетради

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход.

Из истории вопроса. Вспомните, как впервые и последующие годы советской власти был поставлен вопрос о занятости? Беседа

- « военный коммунизм » - всеобщая трудовая повинность

Лозунг «Кто не работает, тот не ест»

- Конституция СССР - ст. 14, обязательность труда

Тунеядство – статья уголовного кодекса

Лозунг « От каждого по способностям, каждому – по труду»

Переход к рыночным отношениям, появление рынка труда, частного предпринимательства означали отказ государства от монопольного права на использование труда.

Конституция РФ (ст. 37) – труд свободен, главное условие развития рыночных отношений в сфере занятости, которая приобретает добровольный характер, а человек экономическую свободу. Однако занятость стала определяться законами рынка. Это привело к такому явлению как безработица .

Что такое безработица? Учебник с. 108, определение, запись в тетради

Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины

Как вы думаете какие? Беседа, записи в тетради

Ликвидация фирмы, спад производства, перемена места жительства, низкий уровень оплаты труда, изменение спроса на труд в отдельных отраслях, внедрение достижений НТР и др.

Задание классу : 1. Можно ли считать домохозяйку Ирину, ухаживающую за двумя детьми и находящуюся на иждивении у мужа, безработной (Нет. Хотя она и не имеет работы, но и не хочет её найти)

Американские экономисты В. Нордхауз и П. Самуэльсон различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую (Слайд № )

Задание классу . Работа в группах, проработка теоретического материала с. 109-110

Ваша задача дать определение вида безработицы. На работу 3 минуты. По окончании – задание: описание экономической ситуации. Вы должны определить вид безработицы и доказать это. (Приложение 1 )

  1. Через несколько месяцев вы заканчиваете школу, и перед вами встанет вопрос « ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?» В условиях нестабильного экономического развития России, некоторые из вас, к сожалению, пополнят ряды безработных.

Как вы думаете, можно ли предсказать, кто из людей обречён на неудачу, а кто на успех? Или успех равно доступен каждому? Беседа

Сегодня психологи всё больше склоняются к тому, что фортуна не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определённым набором черт характера, ведёт здоровый образ жизни и способен адаптироваться к различным ситуациям. По утверждению немецкого философа Ф. Ницше « Быть занятыми люди хотят еще больше, чем быть счастливыми» . Действительно, в условиях безработицы и обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно убедить работодателя, что именно вы тот специалист, который украсит его фирму, поможет её процветанию. Советы деловых людей, рекомендации психологов, проигрывание ситуаций, станут для вас полезными для поиска и устройства на работу.

«Визит деловой дамы» Ролевая игра : участники – «работодатель», «деловая дама». Обсуждение. (на столах участников Памятки)

1. Как вы думаете, есть ли шанс у данного соискателя получить работу?

2. Какие ошибки, по вашему мнению, были допущены соискателем? Ответить на этот вопрос вам поможет Памятка.

3. Рассмотрим ситуацию. Два молодых человека устраиваются на престижную работу. Место одно. Управляющий беседовал с каждым с глазу на глаз. Оба показали, что хорошо знают своё дело. «Парни что надо», - подумал управляющий. Правда, один из них отличался безукоризненными манерами поведения. Он сдержанно улыбался, аккуратно и непринуждённо пил кофе, предложенный секретаршей, а на прощание галантно раскланялся. Видно было, что человек очень старался произвести выгодное впечатление. А другой, показался умным, грамотным, но не очень ловким в общении человеком. Его манеры нельзя было назвать безупречными. Он не только не сумел быть галантным, но, прощаясь, сделал неловкое движение и опрокинул остатки кофе себе на брюки.

Как вы думаете, кого управляющий возьмёт на работу? Почему?

Итак, нетрудно догадаться, что нужно быть соответственно одетым, прийти вовремя, правильно держаться и уметь вести беседу, вовремя проститься, оставив о себе приятное впечатление. Но кроме этих условий есть и другие, которые хорошо бы знать. (Слайды № )

Подведём итог нашей работы. Обратимся к тексту учебника с. 112 практическим выводам

Домашнее задание: п. 9 с. 103-109, зад. 7 (письменно)


Темы планов по разделу «Экономика»

1. 1. Экономика и ее роль в жизни общества.

2. 2. Основные экономические системы.

3. 3. Роль государства в рыночной экономике.

4. 4. Налоги и их роль в экономической жизни общества.

5. 5. Банки и банковская система .

6. 6. Роль фирмы в рыночной экономике.

7. 7. Факторы производства и факторные доходы.

8. 8. Экономическая свобода и социальная ответственность.

9. 9. Разделение труда и специализация.

10. 10. Экономический цикл и экономический рост.

11. 11. Измерители экономической деятельности.

12. 12. Рынок и рыночный механизм.

13. 13. Экономическое содержание собственности.

14. 14. Спрос и предложение в рыночной экономике.

15. 15. Рынок труда и безработица.

16. 16. Государственный бюджет и государственный долг.

17. 17. Деньги и их функции.

18. 18. Инфляция и ее опасность для экономики.

19. 19. Плановая экономика и ее особенности.

20. 20. Монополизм и его последствия.

21. 21. Кредиты и кредитная политика

22. 22. Место информации в современной экономике.

23. 23. Торговля и обмен.

24. 24. Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя.

С8.5.1.

«Экономика и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие об экономике. / Экономическая сфера – сфера, обеспечивающая материальное благосостояние общества.

2) Смыслы понятия «экономика»:

а) наука;

б) хозяйство.

3) Основные группы экономических отношений:

а) производство благ;

б) распределение благ;

в) обмен благами;

г) потребление благ.

4) Уровни организации экономической деятельности:

а) экономика домашнего хозяйства;

б) экономика локальных рынков и фирм;

в) национальное хозяйство;

г) мировая экономика.

5) Основные вопросы экономики:

а) что производить?

б) как производить?

в) для кого производить?

6) Сущность и проблемы экономического выбора: альтернативная стоимость.

7) Специфика экономического развития в современном мире.

С8.5.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные экономические системы» .

1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.

2) Функции экономических систем:

а) удовлетворение материальных потребностей общества;

б) рациональное потребление ограниченных благ;

в) определение способа и характера производства и распределения благ.

3) Типы экономических систем:

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная (плановая) экономика;

г) смешанная экономика (социально регулируемое рыночное хозяйство).

4) Основные различия между экономическими системами:

а) роль государства в экономике;

б) доминирующие формы собственности;

в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности;

г) характер распределительных отношений;

д) характер отношений между производством и потреблением.

5) Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства.

С8.5.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в рыночной экономике» .

1) Государство как субъект хозяйственной деятельности. / Государство – участник социально регулируемого рыночного хозяйства.

2) Причины усиления роли государства в экономике:

а) расширение масштабов экономики;

б) усложнение характера экономической деятельности;

в) увеличение числа хозяйствующих субъектов;

г) несостоятельность рыночных механизмов в решении ряда экономических проблем.

3) Механизмы государственного регулирования экономики:

а) прямые (государственное планирование и прогнозирование, государственная собственность, государственные заказы и субсидии);

б) косвенные (кредитно-денежные, налоговые, бюджетно-финансовые).

4) Функции государственного регулирования:

а) производство общественных благ;

б) борьба с монополизмом, защита свободной конкуренции;

в) создание правовой основы рыночной экономики, гарантирование прав собственников;

г) макроэкономическое регулирование, структурная политика;

д) регулирование рынка труда, участие в социальном партнерстве;

е) поддержание стабильного курса национальной валюты.

5) Специфика государственного регулирования в периоды спада мировой экономики..

С8.5.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

1) Сущность налогов. / Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.

2) Основные виды налогов:

а) прямые налоги;

б) косвенные налоги.

3) Структура налогооблагаемой базы:

а) налоги с физических лиц;

б) налоги с юридических лиц.

4) Функции налогов:

а) социальная;

б) стимулирующая;

в) фискальная;

г) регулирующая.

5) Тенденции развития налоговой системы в современной России.

С8.5.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Банки и банковская система»

1) Понятие о банках и банковской системе.

2) Основные задачи банков:

а) аккумулирование свободных финансовых средств;

б) инвестирование финансовых средств в перспективные экономические проекты.

3) Структура банковской системы:

а) Центральный банк;

б) Коммерческие банки.

4) Основные виды банковских операций:

а) активные;

б) пассивные;

в) кредитно-посреднические.

5) Работа банков с клиентами:

а) прием вкладов и кредитование физических лиц;

б) размещение средств и кредитование юридических лиц.

6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики.

7) Банки в мировой финансовой системе.

8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.

С8.5.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль фирмы в рыночной экономике» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Фирма (предприятие) – первичное звено рыночной системы хозяйства. / Понятие о фирме (предприятии).

2) Признаки фирмы:

а) наличие имущества;

б) юридический адрес;

в) коллектив работников;

г) участие в хозяйственной деятельности.

3) Экономические цели деятельности фирмы:

а) максимизация прибыли;

б) минимизация затрат.

4) Основные виды фирм (предприятий):

а) хозяйственные товарищества (полное, коммандитное);

б) хозяйственные общества (с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество);

в) производственные кооперативы;

г) индивидуальные предприятия;

д) унитарные предприятия.

5) Производство товаров и услуг – главная функция фирм.:

6) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены.

7) Деятельность фирм в условиях рыночной конкуренции.

С8.5.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Факторы производства и факторные доходы»

1) Факторы производства – ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс.

2) Основные факторы производства:

а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы);

б) труд (умения, квалификация работников);

в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.);

г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов).

3) Важнейшие факторные доходы:

а) рента;

б) заработная плата;

в) процент;

г) прибыль.

4) Информация – новый фактор производства в современной экономике.

5) Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике./ Главенствующая роль человеческого фактора в современной экономике.

С8.5.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономическая свобода и социальная ответственность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Экономическая свобода – фундамент функционирования рыночной экономики.

2) Проявления экономической свободы:

а) свобода производителя (самостоятельно принимает решения что и как производить);

б) свобода потребителя (самостоятельно принимает решения что и как потреблять).

3) Социальная ответственность производителя:

а) не производить в ущерб обществу (с нарушением законов, традиций, морали);

б) не нарушать принципы честной конкуренции;

в) не производить в ущерб природе (соблюдать экологическое законодательство).

4) Социальная ответственность потребителя:

а) не потреблять сверх необходимого;

б) не потреблять в ущерб обществу, принятым правилам и нормам;

в) не потреблять в ущерб природе.

5) Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности – условие развития современной системы хозяйствования.

С8.5.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Разделение труда и специализация». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности.

2) Этапы общественного разделения труда:

а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;

б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;

в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел;

г) выделение финансов и банковского дела;

д) выделение управления, менеджмента.

3) Уровни общественного разделения труда:

а) международное;

б) межрегиональное;

в) межотраслевое;

г) между фирмами;

д) внутри фирмы.

4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.

С8.5.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономический цикл и экономический рост». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики.

2) Основные фазы экономического цикла:

а) экономический спад (кризис);

б) экономическое сжатие (рецессия);

в) оживление в ряде отраслей хозяйства;

г) экономический подъем.

3) Причины циклического развития экономики:

а) внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты);

б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса).

4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом.

5) Пути экономического роста:

а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.);

б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).

6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.

С8.5.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности.

2) Функции макроэкономических показателей:

а) измерение объема производства в конкретный момент времени;

б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики;

в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;

г) разработка государственной экономической политики.

3) Основные макроэкономические показатели:

а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период);

б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени);

в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;

д) объем инвестиций в национальную экономику;

е) объем национального экспорта и импорта и др.

4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.

С8.5.12.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок и рыночный механизм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности.

2) Признаки рыночной экономики:

а) экономическая свобода производителя и потребителя;

б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;

в) действие механизма свободной конкуренции;

г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.

3) Участники рынка:

а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);

б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).

4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.

5) Основные функции рынка:

а) посредническая (соединение спроса и предложения);

б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);

в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);

г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);

д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).

6) Виды рынков:

а) рынок земли и природных ресурсов;

б) рынок потребительских товаров и услуг;

в) рынок сырья и материалов;

г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);

д) рынок труда;

е) рынок информации и инноваций;

ж) рынок валютный.

7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.

С8.5.13.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономическое содержание собственности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.

2) Единство юридического и экономического содержания собственности.

3) Субъекты собственности:

а) человек, семья;

б) трудовой коллектив;

в) социальная группа;

г) государство.

4) Важнейшие объекты собственности:

а) земля, земельные участки, угодья;

б) деньги, валюта, ценные бумаги;

в) природные ресурсы;

г) рабочая сила;

д) здания, сооружения, недвижимость;

е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

5) Основные права собственника:

а) владение (фактическое обладание имуществом);

б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);

в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).

6) Основные формы собственности в РФ:

а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);

б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);

в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);

г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).

7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.

С8.5.14.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Спрос и предложение в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.

3) Факторы формирования спроса:

а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);

б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).

4) Факторы формирования предложения:

а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);

б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).

5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.

С8.5.15.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда и безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.

3) Участники рынка рабочей силы:

а) работник (определяет предложение на рынке);

б) работодатель (определяет спрос на рынке).

4) Заработная плата – цена труда.

5) Безработица – характерный признак рынка труда.

6) Основные формы безработицы:

а) фрикционная;

б) циклическая;

в) структурная;

г) сезонная;

д) застойная.

7) Специфика современного рынка труда:

а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;

б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;

в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;

г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;

д) развитие и совершенствование трудового законодательства.

8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.

С8.5.16.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государственный бюджет и государственный долг». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.

2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

а) разработка правительством;

б) утверждение Федеральным собранием;

в) исполнение правительством.

3) Части государственного бюджета:

а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

4) Варианты реализации бюджетной политики:

а) сбалансированный бюджет;

б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

б) фаза экономического цикла;

в) текущая политика правительства.

5) Государственный долг и его обслуживание.

6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

С8.5.17.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деньги и их функции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.

2) Основные функции денег:

а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);

б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);

в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);

г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).

3) Структура денежной массы в современной экономике:

а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);

б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).

4) Формы движения денег в современной экономике:

а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;

б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.

С8.5.18.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция и ее опасность для экономики». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) увеличение цен на сырье и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:

а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;

в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;

г) снижение инвестиций;

д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.

С8.5.19.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Плановая экономика и ее особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

С8.5.20.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Монополизм и его последствия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

а) наличие на рынке одного продавца;

б) формирование монопольно высокой цены;

в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

3) Меры государственной антимонопольной политики:

а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

б) принятие антимонопольных законов;

в) применение экономических санкций к монополистам;

г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

С8.5.21.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Кредиты и кредитная политика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

2) Основные функции кредита:

а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

в) сокращение издержек обращения;

г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

3) Принципы кредитования:

а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

4) Основные формы кредита:

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

5) Роль кредита в развитии современной экономики.

С8.5.22.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Место информации в современной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.

2) Основные свойства информации как общественного блага:

а) возможность одновременного наличия у множества людей;

б) неуничтожимость при передаче и использовании;

в) сложность деления на отдельные части.

3) Стадии формирования информационной экономики:

а) проникновение информационных технологий в производство;

б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

5) Ограниченность использования информации во времени.

6) Основные виды информации:

а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

б) по характеру (техническая, социальная).

7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

С8.5.23.

«Торговля и обмен ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.

2) Основные звенья торговли:

а) оптовая торговля;

б) розничная торговля.

3) Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

4) Основные виды розничной торговли:

а) независимые розничные торговцы;

б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);

в) специализированные магазины;

г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;

д) розничные торговые сети (ритейл);

е) склады-магазины;

ж) электронные магазины.

5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.

С8.5.24.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.

2) Цели потребителя:

а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;

б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.

3) Основные источники доходов потребителя:

а) заработная плата;

б) доходы от размещения средств в банках;

в) доходы в форме дивиденда от акций;

г) пособия, пенсии, стипендии;

д) доход от предпринимательской и иной деятельности;

е) доходы, получаемые от собственности.

4) Основные права потребителя:

а) право на получение достоверное информации о товаре;

б) право на безопасное использование товара;

в) право на защиту потребительских прав.

5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рынок труда». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие рынок труда.

2. Участ­ни­ки рынка труда:

а) ра­бот­ник (определяет пред­ло­же­ние на рынке);

б) ра­бо­то­да­тель (определяет спрос на рынке).

3. Особенности рынка труда:

а) является рынком услуг факторов производства;

б) спрос на рынке труда производный.

3. Понятие безработица.

4. Ос­нов­ные формы безработицы:

а) фрикционная;

б) циклическая;

в) структурная;

г) сезонная.

5. Влияние безработицы на социальную и экономическую сферы:

а) положительное;

б) негативное.

6. Политика государства в области занятости:

а) социальная поддержка безработных;

б) помощь в трудоустройстве.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семейная экономика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

б) прибыль;

г) банковский процент по вкладу;

д) дивиденды;

е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.

2. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом;

б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

б) питание;

в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.

6. Влияние инфляции на доходы семей.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Издержки в деятельности предприятий». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие издержек фирм.

2. Виды издержек фирмы:

а) внутренние;

б) внешние (постоянные, переменные).

3. Постоянные издержки фирмы:

а) оплата аренды;

б) платежи по кредитам;

в) фиксированная заработная плата управляющему персоналу и т.д.

4. Переменные издержки:

а) сдельная заработная плата работникам;

б) оплата сырья;

в) транспортные расходы и т.д.

5. Способы сокращения издержек фирмы:

а) внедрение более совершенного оборудования;

б) повышение квалификации работникам;

в) экономия на масштабе и.д.

6. Понятие прибыль фирмы.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Инфляция». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие инфляция.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) рост цен на сырьё и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя;

г) сокращение производства при сохранении денежной массы;

д) эмиссия денежных средств для покрытия расходов государства.

3) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);

в) по причинам появления (инфляция спроса, инфляция издержек).

4) Последствия инфляции для экономики:

а) положительные последствия умеренной инфляции (стимулирование инвестиций, стимулирование роста производства и торговли);

б) отрицательные последствия высокой инфляции (расстройство системы регулирования экономики, обесценение всего фонда накопления и кредитов, обесценение реальных доходов населения сокращение текущего потребления снижение инвестиций).

5) Меры преодоления высокой инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Пройти тестирование по этим заданиям

Труд - целесообразная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей в процессе производства товаров и услуг, направленная на преобразование природы для удовлетворения общественных потребностей; фактор производства.
Рынок труда - система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и её использование. Это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).
Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определённые виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Спрос на труд - платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства.

Факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру рынка труда:

. производительность труда;
. использование современных технологий;
. состояние экономики в целом и её отдельных отраслей;
. спрос на потребительские товары, необходимые обществу;
. численность трудоспособного населения;
. уровень квалификации;
. уровень и структура зарплаты;
. социальная и налоговая политика государства.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определённого времени.

Факторы, влияющие на величину заработной платы:

. стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы;
. минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному минимуму;
. уровень квалификации работников;
. развитость экономических и социальных условий жизни населения;
. спрос и предложение на рынке труда.

Формы зарплаты

Постоянная (оклад) - вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий.
Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
Занятость — это система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности.
Как экономическая категория, занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход.
Как экономическая проблема, занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения (женщины от 16 до 60 лет; мужчины от 16 до 65 лет) и числом занятых, характеризующее степень использования обществом трудовых ресурсов и ситуацию на рынке труда.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного трудоспособного населения временно не занято в хозяйственной деятельности.

Причины безработицы:

  1. завышенные требования самих работников относительно желаемой ими заработной платы;
  2. низкий спрос на рабочую силу;
  3. несоответствие между потребностями людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

Виды безработицы

Название Характеристика
структурная связана с внедрением новых технологий, изменением структуры отраслей, научно-техническим прогрессом
фрикционная связана с перемещением людей с одной работы на другую, с одной местности в другую, состояние «взаимного поиска»
циклическая характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
сезонная связана с неравномерной потребностью в рабочей силе в различные временные периоды в отдельных видах хозяйственной деятельности (например, в сельском хозяйстве, в строительстве и т.д.)
скрытая безработица работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
застойная длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:

  • реальный ВНП существенно меньше потенциального;
  • снижение налоговых поступлений в бюджет;
  • снижение уровня жизни населения, сокращается потребительский спрос, уровень сбережений;
  • потеря профессиональных знаний и навыков;
  • ухудшение психологического состояния безработного: конфликты в семье, алкоголизм, наркомания, самоубийства, рост преступности.

Умеренная безработица имеет позитивное значение, т.к. способствует

  • развитию конкуренции на рынке труда;
  • формированию «резерва» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
  • усилению трудовой мотивации работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Государственная политика в отношении безработных:

  • профессиональное обучение и переобучение безработных по востребованным специальностям;
  • выплата пособий по безработице, установление социальных гарантий;
  • субсидии, информационно-правовая и материальная поддержка малого бизнеса;
  • организация общественных работ и молодёжных практик.