Положение о переводе денежных средств 383 п. Законодательная база российской федерации

1. Вопрос: При недостаточности денежных средств на счете плательщика подлежат ли возврату платежные требования, акцептованные плательщиком, либо с заранее данным акцептом?

Ответ: На основании пункта 2.10 Положения Банка России N 383-П при наличии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете распоряжения, в том числе платежные требования, при положительном результате контроля наличия заранее данного акцепта либо получении акцепта, помещаются в очередь неисполненных в срок распоряжений.

При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений (п. 2.10) не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.

2. Вопрос: Допускается ли использование разового ключа в качестве способа удостоверения права распоряжения денежными средствами?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.3 Положения Банка России N 383-П удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения Банка России N 383-П.

3. Вопрос: Возможно ли списание денежных средств с банковского счета клиента при использовании им платежной карты в случае приостановления операций по счету, когда кредитная организация - эмитент выполнила процедуру контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика кредитной организации и подтвердила эквайеру возможность проведения операции?

Ответ: Приостановление операций по счету в соответствии с федеральным законом означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций, за исключением случаев, установленных законодательством. Соответственно, списание денежных средств со счета непосредственно после проведения авторизации возможно до приостановления операций по счету.

4. Вопрос: Могут ли изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, промежуточная или окончательная выписка по счету рассматриваться в качестве извещения, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение?

Ответ: Согласно пункту 2.13 Положения Банка России N 383-П при положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению.

На основании пункта 4.6 Положения Банка России N 383-П извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, "принято" на "исполнено", могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.

5. Вопрос: Вправе ли банк не направлять отправителю распоряжения уведомление о невозможности отзыва распоряжения в случае поступления заявления об отзыве и наступлении безотзывности перевода?

Ответ: Пункт 2.14 Положения Банка России N 383-П содержит обязанность кредитной организации направить отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления на отзыв.

6. Вопрос: Обязан ли банк плательщика при поступлении непосредственно от получателя или через банк получателя средств платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществлять проверку полномочий лиц, предъявивших платежное требование к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта?

Ответ: Банк плательщика при поступлении платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществляет процедуры приема к исполнению распоряжений в порядке, установленном кредитной организацией в соответствии с пунктами 1.8 , 2.2 Положения Банка России N 383-П, в т.ч. контроль наличия заранее данного акцепта плательщика в отношении поступившего требования получателя средств, а также проверку соответствия поступившего платежного требования условиям заранее данного акцепта плательщика. В соответствии с подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России N 383-П условия заранее данного акцепта наряду с предусмотренной в подпункте информацией могут предусматривать указание иных сведений, в т.ч. о порядке подтверждения полномочий лиц, имеющих право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта.

В 2017 года снова введены изменения в оформление и подготовку платежных документов для перечисления налогов и страховых взносов. Ниже приведены правила заполнения полей нового платежного поручения - платежки - для перечисления налогов НДФЛ, ЕНВД, УСН и страховых взносов в ФНС РФ и ФСС - соцстрах. А также применение ККТ в безналичных расчетах.

НОВОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ - ПЛАТЕЖКА в 2019

При уплате в бюджет налогов и страховых взносов используйте типовые бланки платежек . Форма и поля платежного поручения, номера и наименования его полей приведены в приложении 3 к положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П .

Что за статью сметы нужно заполнить в платежке? Правила заполнения новых платежных поручений в 2019 году при перечислении налогов платежей в бюджет утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н . Эти правила распространяются на всех, кто перечисляет платежи в бюджетную систему РФ:

  • плательщиков налогов, сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов;
  • плательщиков таможенных и других платежей в бюджет.

Касса нужна при всех безналичных расчетах

Изменили требование, при каких способах расчетов надо применять ККТ. В законе появилось понятие «безналичный порядок расчетов». До поправок требовал применять ККТ только при наличных расчетах и безналичной оплате с использованием электронных средств платежа (ЭСП). Определение ЭСП есть в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Это, например:

ККТ при безналичных расчетах: что изменилось

Было

ККТ применяют при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги…

Стало

ККТ применяют при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги…

С 3 июля 2018 года закон требует применять ККТ при любом способе безналичной оплаты. Например, при оплате по квитанции или платежным поручением через банк. Но дополнительно пробивать чеки нужно будет только с 1 июля 2019 года. Безналичные платежи, кроме электронных средств, освободили от ККТ до 1 июля 2019 года (п. 4 ст. 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Ответы на частые вопросы

Нужно ли сейчас применять ККТ при безналичных расчетах с физлицами?

Да, нужно. С 1 июля 2018 года необходимо применять ККТ, но только при расчетах с помощью электронных средств платежа. Например, при оплате через электронные кошельки и онлайн-банк. По новым способам безналичной оплаты действует отсрочка до 1 июля 2019 года. То есть при оплате квитанций и платежных поручений через операциониста в банке ККТ надо будет применять только с 1 июля 2019 года. Это следует из пункта 1 статьи 1.2, абзаца 21 статьи 1.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, пункта 4 статьи 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ.

Требуется ли использовать ККТ при безналичных расчетах с организациями и ИП?

Нет, при безналичных расчетах с организациями и ИП применять ККТ не надо в принципе. Исключение – расчеты с предъявлением электронного средства платежа. Например, при расчетах с использованием карты. Если расчеты проходят через систему «Клиент-Банк», то ККТ не требуется. Это безналичная оплата без предъявления электронного средства платежа. Об этом сказано в Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

к меню

С июня 2018 г. новые правила безналичных расчетов

Эти изменения касаются всех организаций и предпринимателей.

С 1 июня 2018 г. меняют правила безналичных расчетов (Закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ). Раньше банк мог попросить клиента уточнить платежку. Банк отклонял платеж, только если клиент не отвечал. Теперь, после того как банк принял платежное поручение, он должен:

  • убедиться, что плательщик вправе распоряжаться деньгами;
  • проверить, отвечает ли платежка установленным требованиям;
  • выяснить, достаточно ли денег на счете для платежа;
  • выполнить другие процедуры по банковским инструкциям.

По новым правилам банк не может просить клиента уточнить содержание платежки. Это значит, что банк с 1 июня 2018 г. формально вправе отказать из-за любой ошибки в платежке (). Ошибку можно будет исправить, только если есть внутренняя инструкция банка, которая позволяет запросить у клиента уточнение. За опоздание с оплатой из-за неточностей в платежке контрагентам придется заплатить неустойку или законные проценты, а ИФНС – пени.


Новые правила заполнения платежных поручений по НДФЛ с 1 августа 2016

В поле 110 при перечислении налогов с 2015 года не нужно будет заполнять поле «110» указывать в нем тип платежа (пени, проценты, штраф, задолженность). Тип платежка налоговики и фонды могут идентифицировать по КБК.

Сумма платежа прописью поле 6 указывается только в платежках на бумажном носителе, в электронном варианте сумма прописью не проставляется.

В поле 21 " " нужно писать цифру 5 , а раньше было 3.

Примечание : Изменения внесены в . Банк не должен отказывать в приеме бумажного платежного поручения, если в нем неверно заполнен реквизит «Очередность платежа». Eсли ваш обслуживающий банк отказался исполнить платежку по этой причине, об этом можно сообщить в Центробанк. (Письмо Минфина от 04.10.2017 № 05-09-06/64623)

В поле 22 реквизите "Код " распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления УИН .
Пишется вместо УИН значение 0, если платеж вы перечисляете самостоятельно, а не по требованию.

Требование о необходимости заполнения реквизита "Код" распространяется на распоряжения о переводе денежных средств, формы которых установлены Положением Банка России № 383-П .

Примечание : . Разъяснено какое значение УИН ставить к реквизите КОД в поле 22 платежного поручения.

к меню

Уплата налогов за третьих лиц: как заполнить платежку

С 30.11.2016 года появилась возможность перечисления в бюджет налогов за другое лицо (как юридическое, так и физическое). ФНС рассказала, .

Юридические лица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств. Это справедливо и в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Примечание : ФНС России в письме от 25.01.18 № ЗН-3-22/478@ рассказала, как в таких случаях нужно заполнять поля «ИНН», «КПП» и «Плательщик» платежных документов.

В заполнении поля платежки 24 «Назначение платежа » указывается дополнительная информация, связанная с перечислением средств в бюджет и внебюджетные фонды.

Например, при уплате страховых взносов в данном поле можно указать краткое наименование внебюджетного фонда (ФСС, ФФОМС или ПФР) и регистрационный номер организации.

Если перечисляется налог, укажите наименование налога и за какой период производится уплата. Например: «Уплата НДС за I квартал 2017 года», «Уплата налога на прибыль за I квартал 2017 года».

При этом общее количество знаков в поле «Назначение платежа» не должно превышать 210 символов (приложение 11 к положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П).

К сведению

При перечислении страховых взносов за текущие периоды в поле «Назначение платежа» обязательно указывайте месяц, за который взносы уплачиваются. Иначе, если у организации есть просроченная задолженность, налоговая направит поступившие средства на погашение этой недоимки.

Если платежное поручение на перечисление страховых взносов не позволяет определить назначение платежа и период, за который производится уплата, то в первую очередь фонд зачислит взносы в счет погашения задолженности, сформировавшейся ранее. И только после этого оставшаяся часть суммы будет засчитана в счет текущих платежей.


Индивидуальные Предприниматели (ИП) при заполнении платежки, новых платежных поручениях 2019 должны также указывать адрес своей регистрации или места жительства, заключенный в символы «//».

В поле 8 платежки предприниматель заполняет фамилию, имя, отчество и в скобках - "ИП", а также адрес регистрации по месту жительства или адрес по месту пребывания (если нет места жительства). До и после информации об адресе надо поставить знак "//".

Пример: Петров Иван Петрович (ИП) //г.Москва, Петровка 38, каб.35//

Ставьте КПП и ОКТМО того обособленного подразделения, за работников которого компания перечисляет НДФЛ

Письмом Федерального казначейства время с 01.01.2014 по 31.03.2014 назначено переходным периодом, в течение которого указывать УИН можно, но не обязательно. С 1 апреля 2014 порядок указания идентификаторов будет обязательным.

Количество символов в полях 8 и 16 : «плательщик» и «получатель» не должно быть больше 160.

Примечание : См. письмо ПФР №АД-03-26/19355 от 05.12.13

Правила оформление всех других платежей, кроме налогов, взносов и оплаты муниципальных и государственных услуг, остаются прежними.

Налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении, налог не отражен на лицевом счете, должен совершить определенные действия. О них читайте тему " ".

Примечание : Открыт раздел с для организаций и ИП по всем налогам и сборам. Заходите в любое время. Скачивайте заполненные примеры платежек 2019.


к меню

Реквизиты для заполнения платежек на уплату налогов и взносов изменятся в 26-ти регионах

С 4-го февраля 2019 года нужно быть внимательнее при заполнении платежек на уплату налогов, взносов, штрафов и других платежей. ФНС России сообщила, что в ряде регионов изменится номер управления федерального казначейства. Таблица соответствия прежних и новых банковских счетов приведена в письме ФНС от 28.12.18 № КЧ-4-8/25936@ .

Новые номера УФК нужно будет указывать в платежках уже с 4 февраля. При этом Центробанк установил «переходный» период. Так, при заполнении платежек допускается функционирование двух банковских счетов (старых и новых) до 29 апреля 2019 года. После этой даты плательщикам нужно будет указывать только новые реквизиты (письмо Федерального казначейства от 13.12.18 № 05-04-09/27053).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме
  1. Примеры ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАТЕЖЕК в НАЛОГОВУЮ
    Правила заполнения платежных поручений при перечислении платежей в бюджет утверждены приказом Минфина России от 12-11-2013 г. № 107н. Они распространяются на всех, кто перечисляет платежи: плательщиков налогов, сборов и страховых взносов.

  2. Приведены Правила для указания информации в реквизитах 104 - 110, "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, страховых сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

  3. Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Код в поле 101 платежки.

  4. налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении налог не отражен на лицевом счете, должен совершить следующие действия...
1

В статье рассматриваются изменения в проведении платежных операций коммерческими банками в свя-зи с введением нового нормативного документа Банка России – Положения №383П, введенного в дей-ствие в связи с принятием в 2011 г. закона «О национальной платежной системе». Подробно проанали-зированы внесенные Регулятором изменения в действие форм безналичных расчетов: они дополнены. Узаконены банковские операции, связанные с расчетами с помощью электронных денежных средств. Еще более приближены к международным стандартам стали расчеты с помощью аккредитивов и пере-водов денежных средств по требованию получателя – прямое дебетование. Однако, несмотря на введен-ные изменения в правовую составляющую расчетных операций, коммерческие банки подчас сталкива-ются с разными толкованиями одних и тех же понятий в разных правовых актах. Вследствие этого на практике банкам подчас приходится решать проблемы в судебных инстанциях в правомочности своих действий. О том, какие проблемы существуют в действующем законодательстве относительно платежных операций и о том, как их решать, говорится в проведенном исследовании.

расчеты и платежи.

электронные деньги

безналичные расчеты

прямое дебетование

перевод денежных средств

платежные системы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ Гла-ва 46. (http://www.grazkodeks.ru/glava/gzk-glava-46/).

2. Закон «О национальной платежной системе» № 161 ФЗ от 27.06.2011. – «Российская газе-та» от 30.06.2011, Федеральный выпуск № 5515.

3. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» №83ФЗ от 08.05.2010. – «Российская газета» от 12.05.2010, Федеральный выпуск № 5179.

4. Положение ЦБ РФ №222-П «Об осуществлении безналичных расчетов физическими ли-цами в РФ» от 01.04.2002.

5. Положение ЦБ РФ №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2012.

6. Доклад Жадобина А. В. на заседании Комитета по платежным системам и банковским переводам Ассоциации банков Северо-Запада, состоявшийся 31.10.2012.

7. Directive of Evropean Parliament and of and the Concil 2000|46|EC of18/09/2000 “ On the tak-ing up, Prudential supervision of the business of the business of electronic money institu-tions”//OJL.275,27.10.2000)Art.1).

Больше года назад вступил в силу Федеральный закон № 161 ФЗ «О национальной платежной системе», который дает широкие полномочия участникам платежного рынка. Регулятор, в свою очередь, летом этого года выпустил ряд нормативных документов, касающихся различных вопросов как функционирования системно значимой платежной системы Банка России, так и всех прочих платежных систем.

В составе выпущенного пакета нормативных актов один из основополагающих документов, касающихся практически всех субъектов расчетных правоотношений, - это Положение № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», пришедшего на смену Положению №2-П «О безналичных расчетах на территории РФ». Анализируя новый стандарт , в первую очередь, следует сделать вывод, что с использованием новых современных технологий, которые коснулись сегодня всех отраслей экономики, и банковская система не является при этом исключением, в основе всей деятельности платежных систем лежит не обслуживание безналичных расчетов, а осуществление перевода денежных средств операторами платежных систем, проводимых в той или иной форме. Таким образом, произошло расширение спектра деятельности банков в области платежных систем, которое закреплено теперь на законодательном уровне, а именно порядок осуществления расчетов электронными деньгами . Кроме того, данный документ четко определил перечень организаций, которые могут осуществлять «перевод денежных средств», т.к. данный термин, введенный законом 161 ФЗ, в российском правовом поле ранее был никак не обозначен.

Согласно данному документу, теперь операторы платежных систем могут определять форму платежно-расчетных документов в зависимости от статуса клиентского перерода. Т.е. клиент дает распоряжение по осуществлению перевода денежных средств, которое может быть представлено в следующих формах расчетных документов: платежного поручения; инкассового поручения; платежного требования и платежного ордера . Однако, учитывая, что при этом определены 6 форм безналичных расчетов (ранее 4 формы), а именно: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчеты в форме перевода электронных денежных средств, оператор может сам выбирать форму распоряжения клиента, при условии, если распоряжение на перевод не предполагает использования вышеперечисленных стандартных форм расчетных документов. Форма распоряжения должна быть описана во внутрибанковских документах (данная норма вступает в силу с 07.2013 г.). Таким образом, кредитным организациям даны большие возможности для удовлетворения потребностей клиентов по предоставлению последним всех имеющихся на рынке платежных услуг.

Кроме того, поскольку аккредитивная форма расчетов не предполагает теперь применение строго определенного конкретного формата расчетного документа, банки могут использовать все многообразие условий данной формы расчетов, в том числе применяя международные стандарты расчетов по аккредитиву (Универсальные правила и Обычаи для Документарных аккредитивов UPS 600). Таким образом, регулятор предоставил возможность банкам самим определять имеющиеся возможности в оказании данного вида расчетных услуг.

Что касается такой формы расчетов, как прямое дебетование, здесь Регулятор аналогично аккредитивной форме расчетов попытался определить ее в соответствии с международным подходом к операциям по переводу денежных средств по требованию получателя. В целом, данная форма по-прежнему относится к расчетам по инкассо , однако имеют место изменения в понятийном аппарате платежных инструментов и частично непосредственно в самой форме расчетов, а именно: упразднен формат документа по аккредитиву, его форма стала произвольной, необходимо лишь наличие обязательных реквизитов на его соответствие.

Рассмотрим новую форму безналичных расчетов - расчеты в виде перевода электронных денежных средств. Уточним, что непосредственно операции с таким инструментом, как перевод электронных денег, появились на рынке уже сравнительно давно. Однако правовой статус данная форма расчетов обрела лишь сегодня. Повсеместное развитие данной формы расчетов в банках началось с появлением ДБО . Сегодня обороты рынка электронных денег составляют порядка 60 млрд рублей . Относительно нормативно-законодательной основы данной формы расчетов можно сказать следующее. Законом 161ФЗ определено 2 понятия: электронные денежные средства и электронное средство платежа. В чем состоит различие данных понятий.

Согласно ст.3 Закона 161 ФЗ электронные денежные средства - это, прежде всего, электронные денежные средства, которые имеют свои особенности, а именно:

  1. они должны быть предварительно предоставленные клиентом (потенциальным плательщиком) другому лицу;
  2. этим другим лицом может являться банк, финансовая организация или другой оператор платежных систем, который выступит в качестве потенциального посредника в расчетах. При этом он будет производить данную операцию без открытия банковского счета клиента-плательщика;
  3. и последнее, перевод электронных денег в адрес третьих лиц возможен только при условии, что субъект платежных правоотношений, а именно получатель данных денежных средств имеет право использовать данную форму расчетов.

В целом, следует согласиться с тем, что, несмотря на сложность определения данного понятия, наконец-то появилось определение электронных денег на законодательном уровне.

Уточним, согласно Директиве ЕС понятие электронных денег включает в себя: денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая:

  1. хранится на электронном устройстве;
  2. эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
  3. принимается в качестве средств платежа не только эмитентом, но и другими фирмами» .

На наш взгляд, оно более понятно и более четко отражает сущность данного платежного инструмента. В нем сосредоточено одновременно и состав данного носителя, и его экономическое содержание.

Вернемся, однако, к российскому законодательству. Как упоминалось выше, Законом 161-ФЗ определено еще одно понятие, касающееся данной формы расчетов, - понятие электронного средства платежа . В Законе значится, что электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием различных телекоммуникационных средств передачи информации, в том числе платежных карт, а также других технических устройств. Таким образом, мы видим, что понятие электронных денег согласно российскому законодательству определяется совокупностью двух этих понятий: переводом электронных денежных средств с использованием электронных средств платежа.

Перевод денежных средств (в т.ч. электронных) кредитные организации осуществляют двумя способами: с открытием банковских счетов и без их открытия (п.1.4 Положения ЦБ РФ № 383П - далее по тексту: Правила…). В позициях 3, 4, 5, 6 данного пункта четко определен и поименован перечень банковских операций, совершаемых с использованием электронных денег, а именно:

  • для перевода электронных денежных средств можно осуществлять их прием наличными исключительно от физических лиц и, наоборот, при переводе электронных денег выдача их банком может быть осуществлена наличными, опять же только физическим лицам;
  • кроме того, при условии, если имеется остаток электронных денежных средств, банки не имеют права начислять на них проценты (в этом случае должна быть произведена операция по размещению денежных средств). Хотя на другие остатки денежных средств, находящихся на банковских счетах, такие, например, как текущие счета, счета до востребования и т.д., проценты могут начисляться.

Следует также остановиться на следующих изменениях, внесенных в понятийный аппарат платежных взаимоотношений. Данным документом (Положением №383П) наблюдается отождествление понятий платежные (расчетные) документы, однако, если обратиться к международной практике проведения платежно-расчетных операций, следует помнить, что существует понятие платежа как выполнения должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него требования. И понятие расчета как окончательного урегулирования обязательств сторон и представляющего собой завершение платежной операции, т.е. поступления средств на банковский счет кредитора. Возникает вопрос: почему в анализируемом документе не учтены разночтения данных понятий?!

В ГК значится понятие - расчетные операции (ч.2,гл.46, ст.866,874 и т.д.), в некоторых нормативных документах аналогичные операции названы платежными. В Положении № 383 отождествление данных операций произведено, чтобы не было разногласий. Вероятнее всего именно на эти аспекты ориентировались разработчики данного документа.

Следует остановиться также на определении длительного поручения клиента (п.1.15). Такая норма имела место ранее в Положении ЦБ РФ №222П и касалась только физических лиц. Теперь эта норма относится ко всем субъектам расчетных правоотношений и к физическим, и к юридическим лицам. В рамках дорегулирования данного вопроса определено, что событие (условие) относительно длительного поручения клиента-плательщика банку плательщика может носить как разовый, так и периодический характер. Также может иметь место длительное распоряжение клиента-получателя банку-получателя о зачислении денежных средств клиенту получателю. При этом данные поручения являются не обязанностью, а правом Банка.

Следует отдельно остановиться на бумажных и электронных формах платежных (расчетных) документов. Форма документа при переводе денежных средств определяется инициатором платежа. Если имеет место электронная форма документа при осуществлении платежной операции, вся информация о платеже хранится в банке в электронном виде и может быть воспроизведена на бумажном носителе при необходимости, например, по запросу (п.1.23 Правил…). Уточним, что Положением 383П определены стандарты расчетных документов (приложения 2-10 Правил…). Однако в практике работы Сбербанка России платежный документ не формируется в конкретной форме безналичных расчетов, как например, платежном поручении, определенной для документов данного вида, а распечатывается чек о проведенной операции. Такая форма предусмотрена наличием индивидуальных внутренних технологий осуществления перевода денежных средств. Однако при необходимости Сбербанк также формирует платежный документ со всеми присущими данному виду реквизитами определенной формы безналичных расчетов.

Согласно п.2.3 Правил распоряжение клиента может быть удостоверено правом собственноручной подписи, ее аналога, электронной подписи, различных кодов или паролей. С нового 2013 года, согласно новому закону о бухгалтерском учете, платежные документы юридических лиц будут являться действительными без подписи главного бухгалтера. Таким образом, контрольная подпись главного бухгалтера на платежных документах отменяется. Мы видим реформирование института второй подписи, она будет существовать независимо и может быть предоставлена любому ответственному лицу.

Изменения коснулись срока действия расчетных документов. Документы теперь действительны в течение 10 дней, включая день его выписки. Ранее звучало: «…не считая дня его выписки».

Более широкое действие определено для платежного ордера, который может применяться и клиентом и банком при проведении расчетных операций по обоюдному согласию.

При расчетах по инкассо, изменился подход к акцепту платежных документов. При использовании такой формы, как прямой дебет (п.5.10 Правил…), стало необходимым наличие акцепта. Акцепт может быть дан в двух формах: 1) заранее данный акцепт; 2) последующий акцепт. Механизм, использующийся при этом, исключительно договорной и определяется сторонами заключаемой сделки.

При использовании в расчетах инкассовых поручений следует обращать внимание на следующие обстоятельства. Если в основном договоре, заключаемом между клиентом и банком, не предусмотрено предоставление банку права исполнения данной банковской операции, банк имеет право ее не исполнять.

Однако в п.1 ст.13 Закона «О лизинге» сказано, что при просрочке лизинговых платежей можно направлять в Банк лизингополучателя требования об уплате платежа от клиента-лизингополучателя. Не уполномоченное лицо может выставить платежный документ в погашение сумм по лизинговым платежам, банк в этом случае имеет право затребовать дополнительные документы касательно данной лизинговой сделки, чтобы убедиться в правомочности данного списания, и только в этом случае может принять решение об уплате или отклонении выставленного требования.

В практике работы банков встречались случаи, когда банки исполняли выдвинутые требования по лизинговым платежам, а затем имели судебные иски от своих клиентов в неправомочности данных списаний. К сожалению, согласно существующему законодательству, банк обязан выполнить выставленное требование на списание лизинговых платежей (п.7.4 Правил…) , но в случае предъявления поддельных документов банк никак не защищен и будет вынужден решать данный вопрос о правомочности списания в судебном порядке, поэтому прежде чем совершить данную операцию, необходимо тщательно проверить правомочность выставляемых к списанию документов.

Изменения коснулись и картотеки. Ранее существовала картотека № 1, связанная с особенностями документооборота, и в ней учитывались документы, ожидающие акцепта, и картотека №2, в которую помещались не оплаченные в срок документы в связи с отсутствием денежных средств на счете плательщика. Теперь существуют 3 вида учета: вместо картотеки № 1 можно вести бессистемный учет, поскольку согласно Положению №383П должен быть в обязательном порядке дан акцепт о платеже.

Другая очередь связана с приостановлением в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика. Те распоряжения, которые находятся в очереди не исполненных в срок распоряжений, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. Теперь это отдельная очередь. Последняя очередь по-прежнему связана с ожиданием акцепта плательщика.

Остановимся еще на одной из форм безналичных расчетов - чеках. Положением №383П форма данного документа теперь также не определена, как и для аккредитива, однако, по-прежнему определен набор обязательных реквизитов для этих форм расчетов.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. При идентификации плательщика/получателя электронных денежных средств, согласно Положению, должно иметь место 2 реквизита, один из которых - номер счета, а второй - определяется банком. Этим реквизитом может быть ФИО, либо ИНН и т.д. Ранее обязательным реквизитом считались фамилия, имя, отчество клиента, и многие банки выступают сегодня за возвращение прежних условий.

Помимо этого, есть разногласия между Положением №383П и 161ФЗ в сроках хранения информации при переводе электронных денежных средств, что, безусловно, требует единообразия.

Многие общественные организации, как, например, Комитет по платежным системам при Ассоциации банков Северо-Запада, сегодня выступают с предложениями о введении единого подхода в стандартах по платежным операциям, что, безусловно, является оправданным, и банки будут иметь меньше рисков, связанных с платежами.

Рецензенты:

Радковская Н. П., д.э.н., профессор, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Лебедева М. Е., д.э.н., доцент, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Согласно 383П одной из форм расчетов теперь официально значится расчеты с помощью перевода электронных денежных средств

П.1.10 Положения № 383 П. Формы документов приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения. Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к Положению № 383П

ДБО - дистанционное банковское обслуживание.

Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Библиографическая ссылка

Байдукова Н.В. КОММЕНТАРИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ № 383П «О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8382 (дата обращения: 29.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

(с изм., внесенными Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3025-У)

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2 , 4 , 6 и 9 к настоящему Положению.

Номера реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 3 , 5 , 7 и 10 к настоящему Положению.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21. Порядок направления распоряжений, передачи реестров, указанных в пунктах 1.17 , 1.18 и 1.20 настоящего Положения, определяется банками с учетом срока осуществления перевода денежных средств в соответствии с федеральным законом.

1.22. Банк вправе в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения в электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений. При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных отправителями распоряжений, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 15 марта 2010 года N 2410-У "О работе с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 года N 16792 ("Вестник Банка России" от 14 апреля 2010 года N 20).

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 11 декабря 2009 года N 2360-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2009 года N 15812 ("Вестник Банка России" от 30 декабря 2009 года N 78).

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами. Распоряжения. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают: удостоверение права распоряжения ДС; контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. При недостаточности не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков - физических лиц не ведется. Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Возможно частичное исполнение распоряжения.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива.

Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Расчеты чеками

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

Приложения: перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (Максимальное количество символов в реквизитах).