Определение материнского капитала с разных точек зрения. Cтратегии использования материнского капитала

Начиная с 2000 года рождаемость в России растет. Если в 1999 году, на дне исторического минимума, в стране появилось на свет всего 1 215 тысяч человек, то в 2013 году Отечество могло порадоваться 1 901 тысяче новорожденных. Если считать в относительных цифрах (количество рождений на 1000 жителей), мы уже вернулись на дореформенный уровень 1990 года.

Нельзя не заметить, что демографические успехи России коррелируют с ее экономической динамикой. В 1998 году наша страна достигла крайней точки экономического падения, снизив размер душевых доходов чуть ли не вдвое по сравнению с дореформенным. С тех пор уровень жизни населения значительно вырос и перекрыл лучшие советские показатели. Однако напрямую увязывать качество жизни с рождаемостью невозможно. Например, в бывших социалистических странах восточной Европы - таких, как Польша, Чехия, Венгрия, восточные земли Германии, - значительно превзойден былой уровень жизни, однако восстановить рождаемость двадцатипятилетней давности так и не удалось.

В последние годы Россия стала одним из демографических лидеров Европы, обогнав по количеству рождений на 1000 жителей не только Италию, ранее славившуюся своей многодетностью, но и страны с традиционной мусульманской культурой: Албанию, Боснию и Герцеговину. Сыграло ли свою роль в российском демографическом возрождении введение такой меры, как материнский капитал?

За семилетку 2000-2006 годов, до начала выплат маткапитала, количество рождений достигло 1 479 тысяч человек, прибавляя в среднем по 38 тысяч в год. Это объясняется компенсационным ростом после глубокого провала: люди реализовали свои семейные планы, отложенные из-за кризиса девяностых. Кроме того, в этот период существенно увеличилась когорта потенциальных мам, так как совершеннолетия достигли девочки, рожденные в 1982-87 годах, в период последнего советского демографического бума.

В следующие семь лет (2007-2013) таких благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Число потенциальных рожениц начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, начиная примерно с 2010 года. Однако фактически за "семилетку маткапитала" рост только ускорился. Средняя ежегодная прибавка составила свыше 60 тысяч родов - в полтора раза больше, чем на протяжении предыдущих семи лет!

По результатам исследований, проведенных Росстатом в 2013 году, около шести процентов опрошенных российских семей признали, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. В масштабах страны шесть процентов выглядят очень весомо - примерно 1,8 миллиона новорожденных. Эта цифра почти точно совпадает с суммарной прибавкой рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала.

В опросе принимали участие супружеские пары всех возрастов, от молодоженов до глубоких стариков.

Правда, этот эффект имеет региональное своеобразие. В первые годы после введения новой социальной меры наиболее крупные выплаты пришлись на территории с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чеченская республика и т.д.). Поскольку каждая семья имеет право получить материнский капитал за рождение ребенка любой очередности, кроме первенца, но только один раз, то, начиная с 2007 года, в многодетных регионах оформляли сертификаты и на вторых, и на третьих, и даже на седьмых детей. Затем спрос на маткапитал на Северном Кавказе пошел на убыль: получив сертификат за вторые роды, право на такую же материальную поддержку следующих детей семья уже потеряла.

Напротив, в русской провинции, пережившей наиболее глубокий демографический кризис, выплаты семейного капитала увеличиваются год от года. Для семей, у которых главный вопрос планирования: быть или не быть второму ребенку? - получение родового сертификата на 429 тысяч рублей нередко оказывается главным аргументом. Не удивительно, что рождаемость в регионах Сибири, Урала, русского Севера и Поволжья сейчас растет опережающими темпами. Дореформенный уровень уже перекрыли Новосибирск и Екатеринбург, Алтайский и Красноярский край, Вологодская, Костромская, Нижегородская, Томская области - всего около тридцати регионов с преимущественно русским, прежде, как правило, малодетным населением. Можно констатировать, что разрыв в рождаемости между российским севером и российским югом за последнее десятилетие заметно сократился - в том числе, благодаря выравнивающему действию материнского капитала.

А вот для Москвы эффект от применения родовых сертификатов сомнителен. При высокой стоимости столичной недвижимости жилищный вопрос за счет маткапитала здесь решить невозможно. Вероятно, поэтому уровень рождаемости в Москве заметно ниже среднего российского: 11,3 рождений против 13,3 рождений на 1000 жителей. Позитивные демографические показатели столицы формируются исключительно благодаря удачной возрастной структуре, из-за постоянного притока провинциальной молодежи.

Похоже, что для Москвы нужна иная модель демографической политики. А в целом по России применение материнского капитала следует признать успешной социальной мерой, наиболее эффективной в прежде депрессивных областях.

В 2015 году третий раз подряд был снова зарегистрирован естественный прирост населения, значительную роль в достижении которого Правительство отводит программе материнского капитала.

Что такое материнский капитал, как им воспользоваться и как потратить, в чем его выгода и польза — это самые распространенные вопросы, которыми задаются родители. Давайте разбираться.

«Материнский капитал» – это форма государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2018 год включительно родился или был усыновлен второй ребенок.

Как проект материнский капитал был разработан исходя из надвигающейся демографической катастрофы. По ряду причин молодые родители не хотели заводить детей и зачастую ограничивались всего одним ребенком в семье. В то время как статистика смертности/рождаемости вынуждала власти предпринять срочные решения по укреплению престижа института семьи, а вместе с тем стимулирование родителей заводить как можно больше детей. Так был разработан и внедрен в 2007 году проект государственного стимулирования и поддержки — материнский капитал.

Размеры материнского капитала

Размеры «денежного вознаграждения» должны были повышаться из года в год, но как видно на таблице — в отличие от всех предыдущих лет, прошедших с 2007 года, размер сертификата на материнский капитал в 2016 году не изменился и по-прежнему составляет 453 тыс. 026 руб, как и в 2015. Т.е. его размер перестал расти. Причины просты. Но для начала разберем 2 самых необходимых термина, значение и знание которых поможет разобраться в следующем вопросе — в связи с чем размер материнского капитала растет или приостанавливается?

1. Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение. Слово произошло от лат. слова inflatio - вздутие. Если простыми словами, инфляция -это повышение цен на товары и услуги. Это означает, что на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

2. Индексация — увеличение государством доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен в период инфляции. Индексация (возмещение доходов) непрерывно связана с инфляцией (рост цен).

Но вернемся к материнскому капиталу.

Ее размер с учетом инфляции должен был в 2016 году увеличиться, однако этого не произошло, якобы в связи с высоким дефицитом бюджетных средств, возникшим на фоне резкого падения стоимости нефти.

Но это не говорит о том, что инфляции в стране нет — она есть и по годовому прогнозу составляет — 7, 21% (этот показатель до конца года может измениться). В 2015 году инфляция составляла 12,91%.

До какого года программа поддержки действительна

В 2015 году в СМИ просочилась новость об отмене материнского капитала, и министр финансов РФ Антон Силуанов прокомментировал этот слух:

«Иногда говорят, что Минфин собирается прекратить действие материнского капитала. Нет, мы в правительстве еще не приняли решение, точку не ставили, не обсуждали этот вопрос. Это была точка экспертов, которую, в целом, мы считаем ее разумной. Но окончательное решение будет принимать правительство.»

Но в декабре 2015 года Владимир Путин поручил продлить программу материнского капитала еще на 2 года - до 31.12.2018 г. Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 433-ФЗ продление программы было закреплено законодательно.

Цели расходования материнского капитала:

Улучшение жилищных условий

Погашение ипотечного кредита;

Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

Компенсация за строительство дома;

Ремонт и строительство дома своими силами;

Долевое строительство;

Участие в жилищно-строительных кооперативах.

Получение образования

Проживание студента в общежитии образовательного учреждения

Оплата услуг образовательного учреждения

Факты, которые нужно знать

Право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз.

Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по кредитам и коммунальным услугам. Это некая защита капитала от неоправданной растраты родителями,

В случае утраты сертификата можно получить его дубликат;

Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

Использование материнского капитала на детей-инвалидов

1 января 2016 года — впервые за долгие годы действия программы были внесены изменения в направлениях использования сертификата. Теперь материнский капитал официально можно направить на социальную реабилитацию детей-инвалидов.

Однако в действительности данное направление не заработало в полной мере ни с 1 января, ни в течение всего первого полугодия 2016 года - такая возможность действует только «на бумаге», а отделения Пенсионного фонда даже не могут начать прием заявлений от граждан.

Причиной тому стала нерасторопность Правительства, которое до сих пор не утвердило 2 подзаконных акта, без которых невозможна работа по новому основному направлению:

  • специальный перечень товаров и услуг, на которые можно использовать материнский капитал в рамках нового направления;
  • правила использования сертификата на приобретение товаров и услуг по указанному выше перечню.

Кроме того, полным разочарованием для родителей стал предусмотренный в законе механизм использования маткапитала по новому направлению - только в форме компенсации понесенных затрат!

Это значит, что родителям надо сначала самостоятельно отыскать необходимые средства и использовать их по предусмотренному направлению, чтобы потом получить по подтверждающим целевое использование платежным документам и договорам компенсацию из Пенсионного фонда в течение двух месяцев! И то - фактическое наличие приобретенных по документам товаров и услуг будет еще необходимо подтвердить по акту проверки , полученному у специалистов органов социального обслуживания населения по месту жительства.

Вот такая бюрократия.

И еще — одна маленькая деталь, напоминающая надпись на упаковке какого-нибудь продукта, специально напечатанная мелким шрифтом, прочесть которую очень трудно:

Использовать средства государственной субсидии по действующим правилам можно только по прошествии 3 лет со дня рождения второго или последующего ребенка (а также через 3 года после вступления в силу решения суда в случае принятия ребенка на воспитание в семью по схеме усыновления).
В связи с этим на детей (второго, третьего и последующих), рожденных или усыновленных в 2016 году, выплаты по общему правилу будут реализовываться только в 2019 году.

Выглядит это примерно так: рожайте сейчас, а мы вас потом вознаградим!

Исключение, как и ранее, составят случаи использования материнского капитала на ипотеку:

Мнение детского психолога Ирины Чесновой:

Ирина Чеснова

Мне очень нравится такая постановка вопроса: вы рожайте второго ребенка сейчас. А мы вас за это «вознаградим». Потом. Может быть. Если захотите. Вы сначала сами на роды, кроватки-коляски, подгузники, игрушки деньги наскребите, поголодайте два-три годика, довольствуясь только зарплатой папы, а уж потом будет вам счастье! А как же? Мы же должны убедиться, что намерения у вас самые что ни есть серьезные, что от ребенка вы не откажетесь и не «повесите» его на хрупкие плечи государства, и что рожали вы его не для того, чтобы ограбить бюджет на триста тысяч рублей (такие деньжищи!).

Знаете, как это называется? «Презумпция виновности». Каждая семья рассматривается как маргинальная, задумавшая поживиться за счет бюджетных денег путем рождения/усыновления второго ребенка. А чтобы ни у кого не было возможности получить деньги и бросить малыша, пропить и прокутить, потратить «не на то», и была придумана вся эта схема с тремя годами «отсрочки» и сертификатом вместо «живых» денег, который можно использовать только в оговоренных вариантах.

Я прекрасно понимаю логику авторов этой схемы. Прекрасно. Слишком уж много в нашей стране таких маргинальных товарищей, в чьих пьяных головах тут же родится мысль делать бизнес на рождении/усыновлении детей. Но! В чем виноваты остальные семьи (которых, кстати, большинство)? Почему из-за соседки-алкашки, нормальным родителям не дали возможности потратить четыреста тысяч на пеленки-распашонки, консультанта по грудному вскармливанию, массаж и школу раннего развития? На лечение ребенка? На хороший ремонт в квартире? На машину для всей семьи? Или гараж? В конце концов, у каждой ячейки общества свои нужды.

И если бы эти деньги государство давало «по-человечески», каждая семья, решаясь на второго ребенка, знала, что сможет потратить их на то, что нужно именно им. Вот это был бы стимул!

Очень, очень многие семьи хотят второго ребенка, и либо рожают его, не надеясь на помощь государства, либо не рожают, потому что их пугает перспектива нищеты. Зачем им накопления для пенсии, когда деньги нужны «здесь и сейчас» — на миллион разных мелочей, в которых нуждается малыш?

Вывод:

Сама по себе идея разрешить демографическую проблему в стране за счет материнского капитала была большим прорывом и надеждой для большинства граждан современной России. На практике было выявлено несколько важнейших недоработок как в целом программы «материнского капитала», так и самой идеи:

1 . Скольких бы детей вы ни нарожали за всю жизнь, сертификат на получение маткапитала вы получаете один раз в жизни.

2. В России инфляция и индексация взаимодействуют с серьезным запозданием. Цены на продукты или товары растут куда быстрее, чем официальный уровень роста инфляции.

3. Потратить «материнский капитал» на жилье – мысль, вызывающая улыбку. В городах-миллионниках на 400 тысяч рублей решить «квартирный вопрос» невозможно. Купить недвижимость в ипотеку — можно, и эта сумма уйдет на первичный взнос или на погашение % по кредиту. Гораздо существенным это финансовое подспорье выглядит в регионах, где цены на недвижимость заметно ниже. Тем не менее — этот пункт — один из самых востребованных в России.

Ясно, что только за счет маткапитала проблему демографии не решить. Это большое подспорье. Но, увы, никак НЕ стимул. Не тянет он пока на мощный двигатель рождаемости и эффективную демографическую программу. А вы как считаете? Какие факторы сыграют главную роль в вашем решении рожать второго (третьего) ребенка?

Согласно данной программе, женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года получают право на дополнительную финансовую поддержку со стороны федерального бюджета. Эти средства (материнский капитал) предоставляются матери в форме сертификата по достижении вторым (или последующим) ребенком возраста трех лет. По мысли законодателей, данный сертификат женщина может использовать строго определенным образом - вложить в строительство жилья, в обучение одного из детей или в накопительную часть собственной пенсии.

Всё бы ничего, да вот только на деле получить этот капитал не так просто. Уходящий год отметился несколькими крупными скандалами в регионах. Так, в Ульяновской области чиновники не предупреждали мам об их праве на государственные деньги либо срывали сроки выдачи сертификата. В Татарстане сотрудники Пенсионного фонда заставляли родительниц приносить не только справки из загса, но и свидетельство о рождении самой заявительницы, которое у многих уже не сохранилось. К тому же материнский капитал перестает индексироваться в момент получения сертификата. Получила семья его в 2010 году - вместо 250 тыс. рублей будет 310 тысяч. Но не больше. Так что на подготовительные курсы в институт для малыша вряд ли хватит: через несколько лет инфляция оставит от богатства копейки. Да и сейчас суммы хватит разве что на дачный домик в 200 километрах от Москвы. Маленькие гадости

В 2010 году дети, за рождение которых семьям полагается материнский (семейный) капитал, достигли возраста трех лет. Это означает, что реформа, вызвавшая в свое время большой общественный резонанс, начинает воплощаться в реальность. И особую актуальность приобретает вопрос о том, как предполагаемые эффекты от программы материнского капитала соотносятся с практическими результатами первоначального функционирования данного проекта.

Летом 2011 года программа «Гендерные исследования» (Европейский университет в СПб) при поддержке фонда им. Генриха Белля провела социологическое исследование, посвященное данной проблематике. В ходе исследования было собрано 19 интервью с матерями и семейными парами, имеющими право на использование материнского (семейного) капитала. Интервью проводились в Волгограде, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В исследовании участвовали люди с разным числом детей в семье (от 2-х до 4-х детей), с различным уровнем образования (от среднего до высшего) и дохода. Настоящая статья посвящена обсуждению результатов описанного проекта.

Материнский капитал: содержание и критика

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало послание президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. В этом выступлении президент определил демографическую проблему (сокращение численности населения) как наиболее острую проблему страны. Ее решение Путин связал, прежде всего, со стимулированием рождаемости, а именно, с введением мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка.

Материнский капитал и детские пособия как-то стимулируют женщину стать матерью? - Материнский капитал незначительно повлиял на решение женщины рожать. Однако в регионах может быть существенной помощь в то время, когда женщина все свои силы должна посвятить уходу за ребенком и не может зарабатывать сама. Это когда малышу от полутора до двух лет. Поэтому увеличение пособия в этом возрасте по уходу за ребенком может послужить положительным фактором, а в некоторых случаях - решающим. Дело в том, что известны случаи, когда женщины даже после кесарева сечения были вынуждены искать работу, потому что прокормить ребенка на пособие они не могли. Другие меры, например единовременные пособия, по нашим наблюдениям, не очень эффективны. Светлана Руднева: «Только одна женщина из десяти отказывается от аборта»

Президент декларировал необходимость комплексного подхода к государственной помощи семьям. Совокупность, предложенных им нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Суть предложенной меры состояла в следующем: женщина, родившая второго (или последующего) ребенка в период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г., получает от государства сертификат на «материнский капитал». Размер этого капитала в 2006 г. равнялся 250 тысячам рублей, а к 2011 году был индексирован до 365 700 рублей. По достижении ребенком трех лет мать может использовать данный сертификат строго в соответствии с законодательно определенными направлениями трат (на улучшение собственных жилищных условий, на образование детей или на накопительную часть собственной пенсии). Хотя в нормативных документах данная мера государственной поддержки была определена как семейная (официальное название программы звучит как программа «материнского (семейного) капитала»), фактическими ее адресатами выступили женщины-матери. Отец же получил право на распоряжение материнским капиталом только в исключительных обстоятельствах - в случае смерти матери, лишения ее родительских прав, совершения ею преступления против ребенка.

Вскоре после введения данная реформа оказалась в центре общественных дискуссий. Опасения либерально настроенных экспертов были связаны с тем, что монетарные выплаты в заявленном размере не достаточны для того, чтобы стимулировать семьи среднего класса к рождению детей. Уже на момент начала программы двести пятьдесят тысяч материнского капитала не могли служить существенным подспорьем для приобретения квартиры (в Москве на эту сумму можно было купить около 5 кв.м жилплощади) или оплаты образования ребенка. Экономисты предупреждали, что обещанная государством помощь покажется привлекательной только низкодоходным слоям населения, и увеличение числа рождений в данной группе семей в итоге приведет к ряду социальных проблем.

Другое, феминистски ориентированное, направление критики сосредоточилось на гендерных аспектах проводимой реформы. Его сторонниками подчеркивалось, что адресуя свои программы, прежде всего, матерям, государство тем самым закрепляет традиции советской социальной политики, когда женщина представлялась в качестве основного агента заботы о детях и пассивного объекта опеки со стороны патерналистского государства. Также был проблематизирован тот факт, что, отдавая приоритет монетарным мерам поддержки родителей (в том числе и материнскому капиталу), власть тем самым избегает решения более насущных вопросов семейной политики - реформирования детского здравоохранения, доступности дошкольных образовательных учреждений и т.п.

В 2008–2009 годах под влиянием критических замечаний, а также в контексте экономических изменений, в программу материнского (семейного) капитала был внесен ряд дополнений. В связи с мировым финансовым кризисом семьям, столкнувшимся с необходимостью выплаты ипотечных кредитов, было разрешено использовать материнский капитал на покрытие ипотеки сразу после рождения второго или последующего ребенка. Также гражданам было предоставлено право на оформление единовременной выплаты в размере 12 000 рублей за счет материнского капитала. Кроме того, право использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий получили отцы, в случае, если на них оформлен кредитный договор, и они состоят в зарегистрированном браке с женщиной, имеющей право на материнский капитал.

Эти нововведения, однако, не сняли претензий, ранее предъявленных к программе: основным адресатом и распорядителем средств, по-прежнему, осталась мать ребенка; не был расширен список направлений, по которым может быть потрачен материнский капитал; его сумма осталась несопоставимой с рыночными ценами на жилье. Далее мы рассмотрим то, какую роль программа материнского капитала, в действительности, сыграла для семей с детьми, а также насколько оправданной оказалась предъявляемая к ней критика.

На что тратят?

При анализе отношения семей к программе материнского капитала нас интересовали два основных вопроса: какой выбор совершают граждане в рамках предложенных государством возможностей и как данная мера государственной поддержки соотносится с репродуктивными и экономическими стратегиями родителей.

Ответ на первый из этих вопросов в общем виде может быть найдет в статистических материалах, касающихся использования средств материнского капитала. Так, согласно официальным данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, за период с января по сентябрь 2010 года Пенсионный фонд принял 27 тысяч заявок на перечисление средств материнского капитала на счета потребителей. Большая часть этих средств (около 24 тысяч заявок) была потрачена на приобретение жилья и улучшение жилищных условий. Еще 2,8 тысяч заявителей решили использовать сертификат на материнский (семейный) капитал для оплаты образования детей, только 210 заявок было подано по поводу перевода средств сертификата на накопительную часть пенсии матери.

Кроме того, в отчете министерства прослеживаются две интересные тенденции: 1) востребованность среди населения «антикризисных» изменений в программе материнского капитала (в 2009–2010 гг. было подано 239 тыс. заявлений на погашение ипотечных кредитов; 90% семей, имеющих сертификат, получили выплаты за его счет); 2) общий низкий уровень использования средств данной программы (к осени 2010 года средствами материнского капитала по основным направлениям трат воспользовались немногим более 11% от общего числа семей, имеющих соответствующие сертификаты). Обращаясь к интервью, собранным в ходе нашего проекта, постараемся прояснить наблюдаемое распределение.

Итак, наиболее значимым направлением трат материнского капитала гражданам представляется улучшение жилищных условий. «Квартирный вопрос», в целом, характеризуется ими как один из ведущих факторов, которые взвешивают молодые семьи при принятии решения о рождении детей. При этом участники нашего исследования говорят о том, что у них существуют определенные (достаточно высокие) стандарты, предъявляемые к жилью. Идеалом является квартира с несколькими комнатами (отдельная комната у каждого члена семьи), расположенная в «хорошем» районе с развитой инфраструктурой (детским садом и поликлиникой, находящимися рядом с домом). Для того, чтобы достигнуть этого идеала, граждане готовы аккумулировать все доступные им ресурсы - поддержку со стороны родительских семей, других родственников, друзей; помощь по месту работы; займы в банках; программы государственной поддержки.

Материнский капитал выступает одним из элементов (обычно не самым существенным) подобной сложной схемы, направленной на улучшение жилищных условий. При этом из-за наличия бюрократических барьеров и частых изменений в социальной политике, государственная поддержка оказывается ресурсом, на который сложнее всего рассчитывать, и обращение к которому труднее всего контролировать. Так, для некоторых семей программа материнского капитала предстала в роли счастливого случая, позволившего им выплатить остатки ипотечного кредита. Для других же семей, пытавшихся заранее включить ее в свои планы по приобретению жилья, она выступила самым слабым и непредсказуемым звеном финансовой цепочки, звеном, которое поставило под угрозу совершение сделки по покупке квартиры. К примеру, один опрошенных петербуржцев (Константин, 43 года) рассказал о том, как из-за задержки с перечислением материнского капитала было приостановлено получение его семьей другой, более крупной социальной выплаты, за счет которой планировалось купить квартиру. В итоге Константин, обращавшийся для разрешения данного вопроса в прокуратуру, пришел к выводу, что «этот сертификат, он является просто бумажкой, (…) он за деньги не сходит».

Таким образом, возможность использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий порождает следующие действия его обладателей:

1) использование материнского капитала как счастливой случайности, позволяющей покрыть часть ипотеки. Важно, что этот, самый распространенный, способ использования материнского капитала не является стратегическим (и изначально не был предусмотрен в законе). Ипотека в подавляющем большинстве случаев оформлялась семьями до введения программы материнского капитала. Соответственно, хотя новая мера государственной поддержки и облегчила материальное бремя семьи, она не сыграла сколько-нибудь заметной роли при решении о приобретении жилья и связанном с ним решении о рождении ребенка.

2) запланированное использование материнского капитала на покупку дома/квартиры. Для данной ситуации характерно восприятие МК как одного из видов ресурсов, задействованных при покупке жилья. Хотя, по сравнению с поддержкой родительской семьи или кредитными займами, данный ресурс является наименее существенным, обращение к нему обычно описывается нашими гражданами как наиболее проблематичное. Отсутствие четких законодательных механизмов действия в ряде сложных ситуаций и бюрократические проволочки часто нарушают планы семей по использованию МК для улучшения жилищных условий. Выходом из подобных сложных положений нередко становится обращение к «теневым» схемам (например, выплата взяток чиновникам). Здесь следует отметить, что многие семьи, которые рассматривают возможность потратить материнский капитал на улучшение жилищных условий, взвесив возможные препятствия и затраты, в итоге решают этого не делать.

Вторым по популярности направлением использования средств материнского капитала (по объемам - менее распространенным) выступает образование детей. Принадлежащие к среднему классу семьи рассматривают развитие культурного и социального капитала своих детей как одну из значимых составляющих родительской роли. В этом контексте образование выступает приоритетным направлением семейных трат. Однако, несмотря на то, что многие родители, участвовавшие в нашем исследовании, вкладывают значительные собственные средства в дошкольное обучение ребенка (посещение ей/им кружков, секций, занятий с репетиторами), они не планируют использовать для данных целей материнский капитал. Этому есть два основных объяснения.

Во-первых, родители отклоняют вариант использования материнского капитала на высшее образование детей в силу того, что нестабильность проводимой социальной политики и текущие перемены в системе образования не позволяют им строить долгосрочных планов. Во-вторых, граждане, сами учившиеся бесплатно, в целом, рассчитывают на получение их детьми бесплатного образования. В случае же его полного перехода на платную основу, семьи не рассматривают материнский капитал как возможное средство для решения проблемы.

Те из опрошенных, кто все же использовали материнский капитал на образование детей, вложили его в дошкольное обучение ребенка (детский сад, творческие кружки и т.п.). Выбор данного варианта был определен для них недоверием к стабильности проводимой государством политики и стремлением получить обещанную поддержку «здесь и сейчас». Семьи, предпочетшие этот путь, отмечают наличие ряда трудностей, возникающих при попытке потратить материнский капитал на образовательные цели. В первую очередь, такие трудности связаны с недостаточной разработанностью (иногда просто отсутствием) институциональных механизмов использования средств сертификата в данном русле. В итоге граждане сталкиваются с необходимостью самостоятельно собирать информацию об особенностях юридических процедур, а также преодолевать бюрократические барьеры. Вот что рассказывает нам одна из женщин, которой удалось использовать средства МК на оплату коммерческого детского сада:

«Я даже не знаю, кому пришла в голову мысль, что мы можем оплатить садик таким образом. Я задала этот вопросом в эту комиссию. Они сказали: „Да, только мы пока ничего не знаем“. Потом они это где-то узнали. И даже до меня из нашего садика одна мамочка успела это оформить. То есть мои документы шли повторно, и было проще требовать необходимые для этого документы» (Галина, 37 лет, Санкт-Петербург).

Третье направление использования материнского капитала связано с вложением этих средств в накопительную часть пенсии матери. Однако данный путь обычно не рассматривается семьями всерьез - уже отмеченное ранее недоверие к стабильности проводимой социальной политики и череда перемен в пенсионной системе мешает гражданам строить столь долгосрочные планы.

В продолжение темы следует отметить оправданность либеральной критики, высказанной при введении реформы. Для значительной части граждан сумма, предоставляемая по данной программе, действительно, оказывается слишком незначительной, чтобы за ее счет можно было улучшить жилищные условия или оплатить образование детей. По словам одной из опрошенных матерей, исходя из реальных цен на рынке, на средства материнского капитала можно приобрести 5 квадратных метров жилья. Поскольку старшая дочь нашей собеседницы не поступила в вуз на бюджетное отделение, женщина задумалась о том, чтобы вложить материнский капитал в образование ребенка. Однако по ее подсчетам, суммы сертификата хватило бы только на два с половиной года обучения в одном из университетов Петербурга.

В результате, родители, не имеющие достаточных дополнительных ресурсов и не доверяющие возможности вложить материнский капитал в пенсию, выбирают стратегию «отложенного использования». Материнский капитал превращается для них в «бумажку», которая слабо принимается в расчет при формировании экономических планов семьи и может быть использована только в случае благоприятного стечения обстоятельств. «Это не капитал - это бумажка о капитале!» - так охарактеризовала данную ситуацию молодая мать из Подмосковья.

Находящиеся в подобной ситуации граждане отмечают, что они были бы рады потратить средства материнского капитала на другие насущные семейные нужды, не представленные в законе о дополнительных мерах государственной поддержки - ремонт квартиры, покупку земельного участка, оплату лечения ребенка. Существование такой потребности, а также сомнения в стабильности государственной поддержки, заставляют их задуматься о способах нелегального обналичивания материнского капитала. Хотя никто из опрошенных сам не прибегал к «теневым» схемам использования материнского капитала, данная практика им обычно хорошо известна по опыту знакомых или из средств массовой информации. Зачастую она связана с получением в банке займа под залог материнского капитала и последующей фиктивной «покупкой» за эти деньги ветхого жилья (в нашей стране появилось достаточное число фирм, помогающих осуществить данную операцию, однако, граждане нередко осуществляют ее и самостоятельно - «покупая» жилье у родственников или знакомых).

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные стратегии использования материнского капитала:

1) на улучшение жилищных условий, которое доступно только для семей имеющих дополнительные источники финансовой поддержки;

2) на покрытие ипотеки - ситуационная мера, добавленная в закон на определенный период и стратегического значения не имеющая;

3) на образование детей; причем в большинстве случаев, избегая долгосрочного планирования, родители инвестируют средства капитала в дошкольное образование ребенка;

4) «отложенное использование», при котором семьи сомневаются в реалистичности одного направления трат, заявленного государством, но при этом не имеют дополнительных ресурсов для использования МК на другие легитимные нужды;

5) «обман государства» - попытки нелегально обналичить материнский капитал, связанные с желанием решить насущные проблемы и недоверием к государственной политике.

В этой ситуации наиболее популярным и, по сути, не стратегическим способом использования материнского капитала выступает получение за его счет единовременной денежной выплаты (12 000 рублей). Данные действия соотносятся с общим восприятием семьями социальной политики, которое можно резюмировать во фразе «брать от государства всё, что можно, здесь и сейчас». Рефреном звучат в интервью следующие слова: «Вроде как ввели снять двенадцать тысяч. Мы, естественно, сразу сняли, потому что, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок» (Полина, 35 лет, Волгоград). Однако очевидно, что полученный «клок шерсти» не является существенной прибавкой к семейному бюджету. Эти деньги, несоизмеримые с затратами на воспитание ребенка, «уходят на памперсы», по словам большинства родителей.

Описанные трудности в использовании материнского капитала, небольшая сумма данной меры государственной поддержки, неверие в стабильность проводимой социальной политики ведут к тому, что семьи не принимают в расчет материнский капитал, обсуждая решения о рождении детей и их числе. В целом, граждане одобряют поддержку материнства и родительства как принципы социальной политики. Однако наше исследование показывает, что горизонт ориентации граждан на помощь со стороны государства существенно ограничен. Опрошенные отдают отчет в изменчивости существующей семейной политики и не могут рассчитывать на нее в долгосрочной перспективе, поэтому они стараются «брать все, пока дают» (в краткосрочной перспективе). В остальном граждане предпочитают рассчитывать на себя и свою семью, на всевозможные доступные ресурсы, включая собственные навыки, личный и профессиональный опыт, способность индивидуально «сражаться» с системой в интересах семьи и ребенка, преодолевая многочисленные барьеры формальными и неформальными способами.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

– формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

– повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

– создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

– изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

– рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

– Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

– постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

– постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

– постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) .

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» .

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» .

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» .

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» .

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» .

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ .

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал .

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» .

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели .

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» .

Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» .

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.