Бюджет ссср по годам. Бюджет ссср

Советская бюджетная система прошла несколько этапов развития начиная с 1922 г., когда был образован Союз ССР. Принятая в 1924 г. Конституция СССР предусматривала образование государственного бюджета. В его состав входили союзный бюджет, а также бюджеты союзных республик. Формирование доходной части бюджетов основывалось на принципе подведомственности. Все предприятия и организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения - в соответствующие бюджеты. Местные бюджеты, к которым относились бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты, не включались в состав государственного бюджета СССР.

Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г., для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, взимаемых на территории данной республики. Кроме того, за республиканскими бюджетами были закреплены: доходы от недр; 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов (как общесоюзных, так и республиканских); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников. Союзные республики в свою очередь имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были отчисления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и размещение займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9 % и прочие доходы - 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ресурсов единого финансового плана.

В дальнейшем бюджетная система СССР также основывалась на общности источников доходов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах» предусматривалась передача в территориальные бюджеты части государственных доходов, в частности налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов.

Окончательное формирование советской бюджетной системы связывается с Конституцией СССР 1936 г., в которой нашло отражение усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства. В ст. 14 определялось, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 10 июля 1938 г. в государственный бюджет СССР были включены и местные бюджеты, а затем и бюджет государственного социального страхования.

Общая сумма доходов государственного бюджета составила в 1933-1937 гг. 383,5 млрд руб., из них налог с оборота - 258,4 млрд руб., или 67,4% всех доходов; отчисления от прибыли - 24,2 млн руб. (6,3 %); подоходный налог и другие налоги с предприятий и организаций - 7,1 млрд руб. (1,9 %); налоги и сборы с населения - 18,2 млрд руб. (4,8 %); государственные займы-24,2 млрд руб. (6,4%); средства государственного социального страхования-32,4 млрд руб. (8,5%); прочие доходы- 18,6 млрд руб. (4,7%).

Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; финансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия; оборону. Доля расходов на управление постепенно снижалась, а расходы на оборону, наоборот, возрастали: в 1940 г. они составили 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов государственного бюджета СССР.

В годы Великой Отечественной войны бюджетное финансирование приобретает чрезвычайный характер. Значительные средства в бюджет привлекались за счет размещения государственных внутренних займов и проведения денежно-вещевых лотерей; массовыми становятся добровольные взносы населения. Общий объем этих источников доходов составлял около четверти всех бюджетных ресурсов. Был создан Фонд обороны, в который в первые же месяцы войны население внесло более 142 млрд руб.

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановления разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля расходов направляется на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. В 1950 г. расходы государственного бюджета по сравнению с 1940 г. увеличились в 2,4 раза и составили 413,2 млрд руб., из них на народное хозяйство пришлось 157,6 млрд руб., социально-культурные мероприятия - 116,7 млрд руб., оборону - 82,8 млрд руб., содержание органов государственного управления-13,9 млрд руб.

К 70-м годам XX века в науке финансового права и законодательстве утвердилось мнение о том, что бюджет следует рассматривать как финансовый план и финансовый фонд в их органическом взаимодействии. Признанный специалист в области финансового права М. И. Пискотин в своей фундаментальной работе «Советское бюджетное право» (1971) сводил понимание бюджета к распределению и перераспределению национального дохода, создающим общегосударственный фонд денежных средств в целях реализации задач и функций государства. Представление административно-территориальным единицам, как и союзным и автономным республикам, права на собственный бюджет расценивалось им как способ необходимой территориальной децентрализации в области государственных финансов.

В эти годы на развитии государственного бюджета СССР негативно отразилось общее расстройство финансового хозяйства страны. Постепенно доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны снижалась В восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) в бюджете аккумулировалось 71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971-1975 гг.) - 65 % .

В дальнейшем бюджетная система СССР сохранилась практически в неизменном виде вплоть до 1990 г.

1985 год 1986 год 1987 год 1988 год
ДОХОДЫ - всего В том числе: 390.6 (100%) 419.5 (100%) 435.4 (100%) 469.0 (100%)
1. Налог с оборота 97.7 (25%) 91.5 (21.8%) 94.4 (21.7%) 101.0 (21.5)
2. Платежи государственных предприятий и организаций из прибыли (дохода) Из них: 119.5 (30.5%) 129.8 (30.9%) 127.4 (29.2%) 119.6 (25.5%)
2.1 Плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства 38.1 40.8 41.7 39.5
2.2 Плата за трудовые ресурсы - - - 4.9
2.3 Взносы свободного остатка прибыли 47.1 38.5 12.8 9.4
2.4 Отчисления от прибыли (дохода) и другие платежи 29.1 47.3 72.9 65.1
2.5 Фиксированные платежи 5.2 3.2 - 0.7
3. Подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций 2.6 2.6 2.8 2.8
4. Государственные займы, реализуемые среди населения 1.4 1.9 1.9 2.0
5. Государственные налоги с населения. В том числе: 30.0 31.2 32.5 35.9
5.1 Подоходный налог 28.3 (7.6%) 29.5 (7.0%) 30.9 (7.0%) 33.9 (7.2%)
5.2 Налог на одиноких и малосемейных граждан 1.5 1.5 1.4 1.4
6. Средства государственного социального страхования 25.4 26.5 28.1 30.1
7. Доходы от внешнеэкономичес- кой деятельности (таможенные доходы, доходы от экспорта и неторговых операций) 71.1 (18.2%) 64.4 (15.3%) 69.3 (15.9%) 62.6 (13.3%)
Из общей суммы доходов поступило:
а) от социального хозяйства 340.3 337.5 343.0 339.9
б) от населения 32.3 34.1 35.4 39.0
с) Заемных средств общегосударственного ссудного фонда на покрытие дефицита 18.0 47.9 57.1 90.1
РАСХОДЫ - всего В том числе: 386.5 417.1 430.9 459.5
1. На народное хозяйство 209.1 226.3 226.9 242.8
2. На социально-культурные мероприятия. Из них: 125.6 133.7 140.0 151.3
2.1 Просвещение и наука 49.6 52.8 54.8 59.6
2.2 Здравоохранение и физическая культура 17.6 18.0 19.4 21.9
2.3 Социальное обеспечение 31.9 35.0 37.3 39.5
3. Государственное социальное страхование 22.8 23.6 24.0 25.5
4. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям 0.6 0.6 0.7 0.7
5. Средства, переданные в централизованный союзный фонд обеспечения колхозников 3.1 4.0 3.8 4.1
6. Финансирование внешнеэкономической деятель ности (финансирование импортных и экспортных операций, оказание безвозмездной помощи и расходы по неторговым операциям) 15.1 18.0 24.6 26.0
7. На содержание армии и флота* 19.1 19.1 20.2 20.2
8. На управление 3.0 3.0 2.9 3.0

* Без учета расходов на закупку вооружений и техники, на научно-исследовательские работы, на военное строительство, пенсии военнослужащим и др. На указанные цели с учетом расходов на содержание армии и флота в 1989 году предусматривалось направить 77.3 млрд. руб.

Примечание. Задолженность государства по облигациям государственных займов, находящихся на руках у населения, с учетом средств населения в полисах Госстраха СССР и заемных средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования расходов бюджета составила в 1988 году свыше 312 млрд. руб.

Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета России за 1999 г.

(основные статьи), % к бюджету

Принципиальные отличия советского бюджета состоят в том, что система отчислений в бюджет заменяется системой налогов (налог с оборота - НДС) и акцизов. В части расходов обращает на себя внимание существенно более высокая доля расходов на народное хозяйство (38.5 против 7.4% от суммы бюджета), на оборону, а взамен - отсутствие расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Расходы на народное хозяйство прежде включали в основном дотации к ценам, финансирование централизованных капитальных вложений и пополнение оборотных средств предприятий.

Отношение государственных расходов (точнее, расходов государственного бюджета) к ВВП (или ВНП) сократилось с 50% до 30% (расходы консолидированного бюджета к ВВП).

Расходы на оборону до 1989 г. большей частью относились к расходам на народное хозяйство и расписывались по многим статьям, так что трудно сказать, какова же была их истинная величина. Когда в 1989 году они были перенесены в статью "Оборона", расходы на народное хозяйство сразу сократились на 6% ВВП (с 27 21%). Что касается доходов от внешнеэкономической деятельности, то косвенные оценки показывают, что с конца 1960-х до начала 1980-х годов их доля в доходах поднялась с 10 - 12% до 18 -20%, что связано с ростом экспорта энергоносителей. Тогда же выросла и доля перераспределения доходов через бюджет: валютные доходы были полностью централизованы. Только позже появились валютные фонды у ведомств и предприятий-экспортеров, которым таким образом стали стимулировать к увеличению валютной выручки.

Особо стоит отметить особенности советской системы исполнения бюджета. В нее помимо Минфина и его органов на местах входили финансовые подразделения всех министерств и ведомств, а также государственные банки. Поскольку все было государственное, не было нужды в особом органе типа федерального казначейства.

Табл. Исполнение союзного бюджета в 1991 году

РАСХОДЫ

1. Народное хозяйство 46.6 25.3 53.2 2.11
2. Социально-культурные мероприятия 27.9 19.6 70.3 0.93
3. Расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью 26.8 8.7 32.5 0.41
4. Оборона 108.6 101.6 93.6 4.84
5. Расходы (всего) 317.6 228.8 72.0 10.90
6. Дефицит бюджета 57.7 83.2 144.2 3.96
Доходы фонда стабилизации 37.9 14.5 38.2 0.66
Расходы фонда стабилизации 68.5 50.9 74.3 2.43
Дефицит фонда стабилиз. эк-ки 30.6 36.6 119.0 1.71
ИТОГО ДОХОДЫ 296.9 160.1 53.9 7.62
ИТОГО РАСХОДЫ 348.2 279.7 80.3 13.30
ИТОГО дефицит бюджета с фондом стабилизации экономики 88.2 119.6 135.6 5.70
ВВП 2100.0

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простые(унитарные) государства - это единые централизованные государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. д.). Они не имеют, как правило, в своем составе других государственных образований. Но бывают и исключения.

Структурными единицами унитарных государств являются районы, города, края области и др. Степень их зависимости от центра может быть различной. С этой точки зрения унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах степень зависимости регионов от центра высокая(Франция, Турция и другие). В децентрализованных - регионы наделены значительно большими правами (Италия, Япония и др.), однако и они собственным суверенитетом не обладают. В нескольких унитарных государствах существуют административные автономии. Например, в Великобритании в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания включает в себя две национальные автономии (страну Басков и Каталонию), а также ряд административно-территориальных автономий. Объем полномочий автономий в унитарных государствах, как правило, меньше, чем в федерациях.

Сложные государства - это либо союз, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Например, конфедерация, федерация, империя (империя - это насильственно созданное государство).

Сложные государства состоят из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), которые являются их субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

В них предполагается наличие двух систем высших органов государственной власти: федеральных и соответствующих органов субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах, таких как Бразилия, Канада, Мексика, закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других, таких как Германия, Индия, Германия, наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция

В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет.

В некоторых федерациях субъекты могут иметь свою конституцию. систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги. Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Чаще всего федерации строятся по территориальному признаку (США, Канада, ФРГ и т.д.). Российская Федерация по национально-территориальному признаку.

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет. Они формируются и используются местными органами власти самостоятельно.

В федеративных государствах бюджетные системы трехуровневые: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

Тема 4. Доходы бюджета

Налоговые и неналоговые доходы, их значимость для бюджета и общая характеристика. Классификация доходов. Определение классификации и назначение.

Налоги в системе государственных финансов. Возникновение и эволюция категории налога. Экономическое содержание налога. Определение налога. Признаки и функции налогов.

Общая характеристика налоговых систем развитых государств. Основные формы взаимоотношений бюджетов различных уровней в федеративном государстве: разные налоги, разные ставки, разные доходы. Желательные характеристики налоговой системы. Структура налоговых доходов РФ. Федеральные, региональные и местные налоги. Закрепленные и расщепляющиеся (регулирующие) налоги. Методы взимания налогов.

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ, их характеристика. Нефтегазовые доходы, их удельный вес и значимость в доходах ФБ в последние годы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов федеральной власти, субъектов федерации и местных органов власти.

К доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, 2) неналоговые доходы, и 3) безвозмездные перечисления.

1) К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2) К неналоговым доходам относятся :

2.1 доходы от использования государственного имущества;

2.2 доходы от продажи государственного имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных камней);

2.3 доходы от платных услуг;

2.4 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству.

д) средства самообложения граждан.

3) К безвозмездным поступлениям относятся :

3.1 дотации из других бюджетов бюджетной системы;

3.2 субсидии из других бюджетов бюджетной системы;

3.3 субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

3.4 безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

Бюджетная Система РФ, устройство которой нам хорошо знакомо, сформировалась относительно недавно. Чтобы лучше понять сущность действующей бюджетной системы нужно углубиться в историю ее формирования.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ бюджетной системы СССР.

Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной системы, рассмотреть сущность понятия
  2. Понаблюдать за изменениями в структуре бюджетной системы в выбранный период (СССР)
  3. Выявить достоинства и недостатки бюджетной системы времен СССР

Объект исследования: бюджетная система СССР.

Предмет исследования: бюджетно - финансовые отношения, механизм взаимодействия бюджетов различных уровней.

Как известно после революции 1917 года в России сложилась тяжелая ситуация во всех сферах: экономическая, политическая, социальная… Необходимо было установить строгий порядок централизации в финансовой сфере: чтобы появилась возможность эффективно использовать средства, нужно было создать механизм их поступления в бюджет. В дальнейшем, в 1918 году был создан документ - Конституция РСФСР- в котором были сформулированы и зафиксированы основные положения и цели финансовой политики. Основные начала организации бюджетной системы СССР:

  • Государственное устройство на основе ленинско - сталинской политики
  • Широчайший социалистический демократизм
  • Единство бюджетной системы
  • Верховная роль Союза в бюджетной системе

Итак, дадим основные определения:

Государственный бюджет - один из важнейших финансовых документов в стране, который включает источники и размер поступлений в казну, а также расходы, согласно потребностям государства.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней. Она зависит от политического, а также социально-экономического устройства страны.

При СССР существовал главенствующий союзный бюджет, бюджеты союзных республик, а также местные бюджеты, которые периодически исчезали из бюджетной системы СССР, но в итоге заняли свое почетное место в данном строю.

Весь период СССР можно разделить на несколько этапов в рамках интересующего нас вопроса, при этом каждый этап имеет свои особенности:

Первый период, который начался непосредственно после Октябрьской революции. Бюджетная система России крайне пострадала в связи с общей критической ситуацией в стране: налоговые доходы бюджета, которые всегда играют огромную роль в государстве, практически перестали поступать. Понадобилась жесткая централизация финансов и первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Чуть позднее правительство структурировало доходы и расходы государственного бюджета с помощью временно действующих правил. Основной статьей поступлений были доходы от государственных предприятий. В статье расходов было множество разных пунктов, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, средства на помощь крестьянству.

В 1920 году изменилась структура государственного бюджета: произошло слияние общегосударственного и местных бюджетов, стали использовать сметное финансирование.

В первые годы бюджеты выполнялись, но с большим дефицитом, и государству приходилось прибегать к эмиссии денежных средств, что также оказало большое влияние на страну - произошел огромный рост денежной массы при колоссальном падении стоимости национальной валюты.

Второй период, который, условно говоря, начался с образования СССР. С 1922 года была принята система, состоящая из множества местных бюджетов, которые дополняли общегосударственный. Также после Съезда партии было принято решение о введении дополнительных налогов, например: подоходно - поимущественны (в дальнейшем подоходный) налог, единый СХ налог, который взимался согласно прогрессивным ставкам. Кроме этого в государстве была создана обширная система неналоговых доходов.

В 1924 году была принята Конституция, согласно которой бюджетная система СССР выглядела следующим образом:

Также появилось новое положение о бюджетных правах, в котором была указана информация о распределении и закреплении конкретных поступлений за бюджетами республик.

В течение следующих семи лет(до 1930 года) были сформированы дополнительные волосные, сельские, поселковые, а также городские бюджеты. Соответственно, снова была пересмотрена система доходов и расходов разных бюджетов, а также система бюджетного регулирования, которая очень похожа на существующий порядок межбюджетных трансфертов.

Третий период, который связан с изменением налогового законодательства - изменился состав доходов бюджета. Продолжали вводиться новые налоги, что имело печальные последствия для населения. В 1936 году согласно новой Конституции местные бюджеты приобрели новый статус составной части бюджетной системы государства. Основной статьей оставался все тот же налог с оборота и отчисления прибыли. Можно сказать, что к предвоенным годам в СССР удалось создать достаточно четкую и жесткую систему перераспределения доходов, а ключевую роль в этом играл союзный бюджет.

В послевоенный период изменилась структура бюджета, были отменены некоторые налоги, но в целом система не претерпела существенных изменений. Основная статья доходов бюджета осталась той же, роль государственного бюджета в распределении ресурсов все так же значительна. Чуть более мягкими стали правила для бюджетов Союзных Республик.

Четвертый период ознаменован хозяйственной реформой: пришел новый порядок распределения прибыли, расширились границы прав местных Советов в области распределения бюджетных ресурсов.

С 80х годов на предприятиях стали внедрять самофинансирование, происходил постепенный отказ от бюджетных ассигнований, предприятия переставали вносить в бюджет различные отчисления.

Ближе к девяностым годам был опубликован на всеобщее обозрение бюджетный дефицит. Основные изменения происходили с бюджетной системой в 1989-1991 года, когда формировались бюджеты разных уровней. При наступлении переходного периода активно использовалось перераспределение средств бюджета с помощью субвенций, чтобы хоть как-то, по возможности, выровнять уровень развития территорий.

После 1991 года произошло существенное переустройство бюджетной системы, в результате которого появились: союзный бюджет, самостоятельные республиканские, а также местные бюджеты.

Конечно, бюджетная система СССР была не идеальна, она имела как свои недостатки, так и свои достоинства, ниже рассмотрим некоторые из них.

Одним из бесспорных плюсов бюджетной системы СССР явилась ее способность выровнять экономическую и культурную отсталость некоторых республик, областей, районов. При этом на хозяйственное развитие выделялись средства из Союзного бюджета, а на социальное и культурное - из республиканских и местных.

Несмотря на большое количество различных видов бюджетов в СССР удалось создать единый механизм взаимодействия, а не какую-то обособленную систему.

С одной стороны созданная единая бюджетная система достойна похвалы, но с другой - есть и недостаток, заключающийся в беспрекословном следовании народнохозяйственному плану, который не всегда способен учесть интересы отдельных регионов большой страны.

Хочется отметить, что времена СССР для России имеют очень важное значение, так как на основе реформ, происходивших больше 50 лет, в итоге сформировалось наше государство с такой бюджетной системой, которое мы видим в настоящее время.

Бюджетная система бывшего Союза ССР прошла несколько этапов развития и просуществовала более шестидеся­ти лет. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись централизованно как единые, что было вызвано крайне тяжелой экономичес­кой и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения рес­публик в 1922 г. в Союз ССР, когда появилось основание для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюд­жетов местных Советов, наделенная собственными ис­точниками доходов, получающая надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции.

Бюджетное устройство состояло из союзного бюджета, фи­нансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик, местных бюджетов, было зафиксировано в пер­вой Конституции СССР 1924 г. и коренным образом измене­но только в 1991 г. Особое значение имели взаимоот­ношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточны­ми для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, по­этому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных рес­публик, утвержденным 25.05.1927 ЦИК и СНК СССР, за бюджетами союзных республик было закре­плено 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступающих на территории данной рес­публики. За союзными республиками также были закреплены все до­ходы от недр, а также: 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюз­ного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов; доходы от возвра­та всех ссуд, в том числе выданных организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Основными источниками доходов государственного бюд­жета были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступающие через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполне­ния первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства насе­ления — 17,9 % и прочие доходы — 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тен­денция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем.


Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, в основ­ном непосредственно между отдельными от­раслями народного хозяйства.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы стала налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Сохранились и некото­рые прежние платежи. Платежи, объединенные в на­лог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы — 29,0 % и промысловый налог — 21,5 %.

Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровож­дались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 г. норма отчислений от прибыли в бюджет была определена в 81 %. В связи с обострением пробле­мы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 г. бы­ло принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо существовавшего ежеквартального перечисления доли от реально полученной при­были. Эта система перечислений в бюджет в основ­ном сохранилась до конца 1980-х годов. Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюд­жета. Расширение функций местных Советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и мест

ным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и со­циальное обеспечение, а также расходы по государственному со­циальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд. р. в 1937 г.

Основная доля расходной части государственного бюджета на­правлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; фи­нансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия и оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. р., или 32,6 % всех расходов госбюджета СССР. Че­рез государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 30-х годах, сохранились и до начала 90-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы пред­приятий.

Общая картина бюджета СССР на 1985-1990 год

На протяжении 1985-1990 год Советскому союзу не удавалось сбалансировать госбюджет: расходы превышали доходы.

1985 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 367,7 (47,3).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 386,0 (49,7).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −18,3 (-2,4).

Народное хозяйство:27,9 или 217,3 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:0,3 или 2,3 млрд.р

Образование:4,6 или 35,9 млрд.р

Здравоохранение:2,3 или 17,75 млрд.р.

Социальная политика:7,0 или 54,8 млрд.р.

Наука:1,8 или 13,5 млрд.р.

Оборона:2,5 или 18,9 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 0,7 или 5,8 млрд.р.

Управление:0,4 или 3 млрд.р.

1987 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 360,1 (43,6).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 429,3 (52,0).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −69,2 (-8,4).

Общая статья расходов(В % К ВВП)

Народное хозяйство:28,3 или 234 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:1,4 или 12 млрд.р.

Образование:5,1 или 42,5 млрд.р.

Здравоохранение:2,4 или 19,3 млрд.р.

Социальная политика:7,4 или 61,4 млрд.р.

Наука:1,5 или 12,5 млрд.р.

Оборона:2,4 или 20,2 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 0,8 или 6 млрд.р.

Управление:0,4 или 3 млрд.р.

1990 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 410,1 (42,8).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 485,6 (50,7).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −75,5 (-7,9).

Общая статья расходов(В % К ВВП)

Народное хозяйство:19,6 или 188,4 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:1,6 или 15 млрд.р.

Образование:5,2 или 49,5 млрд.р.

Здравоохранение:2,9 или 27,7 млрд.р.

Социальная политика:10,3. или 98,6 млрд.р.

Наука:1,1 или 11,2 млрд.р.

Оборона:7,4 или 70,9 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 1,0 или 9,7 млрд.р.

Управление:0,3 или 2,9 млрд.р.

Ссылки

  • Консолидированный бюджет СССР и России (рус). Архивировано
  • Центральный банк Российской Федерации . Проверено 29 марта 2010.
  • Государственный банк СССР . Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 29 марта 2010.
  • О государственном бюджете СССР на 1939 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1937 год . Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 19 марта 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджет СССР" в других словарях:

    Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения… …

    Составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система). Б. г. в… … Большая советская энциклопедия

    БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - – в СССР основной финансовый план образования советским социалистическим государством фонда денежных средств и их расходования для осуществления задач социалистического строительства и построения коммунизма. Государственный бюджет СССР играет… … Советский юридический словарь

    Бюджет государственный - БЮДЖÉТ ГОСУДÁРСТВЕННЫЙ, в период войны основной финанс. план формирования и использования общегос. фонда ден. средств для обеспечения потребностей экономики страны. К 40 м гг. было завершено стр во бюджета и бюджетной системы СССравни Б. г. по… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

    Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… … Большая советская энциклопедия

    БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - населения, система показателей, характеризующая распределение по видам использования затрат времени (год, месяц, неделя, сутки) отд. человека, семьи, социальной группы, нас. в целом, а также адм. единиц или терр.; одна из характеристик уровня… … Демографический энциклопедический словарь

    Населения, система показателей, характеризующая распределение затрат времени (суток, недели, месяца, года) по видам его использования как отдельного работника (рабочего, колхозника, служащего и др.) и его семьи, так и определенной группы… … Большая советская энциклопедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Система Кудрина. История ключевого экономиста путинской России , Письменная Евгения. О чем эта книга Книга Евгении Письменной - это история российской власти и российской экономики, рассказанная от лица тех людей, кто ее создавал: министров, депутатов, экономистов и…