Рынка муниципальных облигаций. Что такое муниципальные облигации

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение . Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций; правила погашения . Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно; уточнения . Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.

Разговор о видах муниципальных облигаций я решил выделить отдельным блоком, самостоятельным, так сказать, постом.

Настоящая публикация логически вытекает из начатого статей, посвященных теме (понятие, история, зарубежный опыт).

Мы рассмотрим поднятую тему с различных точек зрения, включая зарубежную и отечественную практику , причем затронем как основные классифицирующие признаки, так и вспомогательные…

На российском фондовом рынке наблюдается противоположная картина.

В зависимости от СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ муниципальных облигаций различают:

муниципальные облигации индустриального развития (от англ. industrial development bonds ), которых предполагается из сумм платежей от использования , создание или которых за счет соответствующего облигационного займа;

доходные муниципальные облигации (от англ. revenue bonds), обеспечиваемые, главным образом, от реализации финансируемого проекта;

муниципальные облигации общего (от англ. general obligation bonds), в основе обеспечения которых лежат (включая ) муниципалитета-эмитента.

Наконец, исходя из ЦЕЛЕЙ ВЫПУСКА муниципальных облигаций их делят на:

целевые муниципальные облигации и

муниципальные облигации общего покрытия .

В подавляющем большинстве случаев такие бумаги относятся к числу доходных муниципальных облигаций, о которых мы вели речь чуть выше.

Выпуск муниципальных облигаций общего покрытия привязки к финансированию конкретных объектов не имеет, а нацелен на вопросов, связанных с финансированием текущих потребностей местного , включая погашение его дефицита.

Такие бумаги имеют меньшее распространение по сравнению с целевыми муниципальными облигациями.

Муниципальные жилищные займы

Важнейшей разновидностью целевых муниципальных облигаций считаются муниципальные жилищные займы .

Основное назначение данного вида ценных бумаг – средства частных (главным образом, физических лиц) под финансирование строительства .

Муниципальные облигации - ценные долговые бумаги, выпускаемые местными органами исполнительной власти для устранения бюджетного дефицита или финансирования инфраструктурных проектов региона.

Процентную ставку, сроки погашения и другие параметры инвестиционного актива определяет эмитент. Ликвидность муниципальных облигаций обеспечивается собственностью администрации субъекта РФ.

Классификация

Муниципальные облигации отличаются по:
  • Сроку обращения. Бумаги бывают краткосрочными с периодом выплат до одного года, среднесрочными — до 10 лет и долгосрочными, рассчитаны на погашение займа в течение 10-15 лет.
  • Возможности свободной купли-продажи. Именные облигации выпускают для конкретного инвестора, другие лица выкупить их не могут. Ограниченным оборотом отличаются и нерыночные бумаги.
  • Способу обеспечения. Обязательства выпускают под залог имущества или под долю прибыли от проекта, для которого привлекались средства.
  • Валюты размещения. Внутренними называют муниципальные облигации в национальной денежной единице страны, внешними — валютные обязательства.
  • Ставки. Бумаги, выпускаемые под проценты, и инвестиционные активы, выкупаемые по номиналу (беспроцентные).
  • Наличию купона. Под купоном понимают отрезную часть облигации определенной стоимости, которую держатель бумаги имеет право предъявить эмитенту к выплате без уменьшения номинальной стоимости бумаги. Купонный процент начисляется ежеквартально или по итогу каждого полугодия, налоги по нему не взимаются.
  • Цели выпуска. Облигации, эмитируемые для привлечения средств на реализацию конкретных проектов, классифицируют как целевые бумаги. Займы, оформляемые для покрытия дефицита или уплаты налогов в казну, относятся к нецелевым долговым обязательствам.
  • Наличию амортизации. Указывает на постепенное снижение стоимости номинала бумаги по мере приближения окончания срока ее обращения. Амортизация уменьшает выплаты по купонам, если таковые предусмотрены, и прибыль от продажи бумаги.
При размещении муниципальным облигациям присваивают рейтинги, которые позволяют покупателям оценить инвестиционную привлекательность бумаг.

Особенности выпуска муниципальных облигаций

Эмиссию ценных бумаг органы исполнительной власти обязаны согласовать с вышестоящими инстанциями: местным представительством Минфина или Центробанком. Ценная бумага должна содержать следующие данные:
  • объем привлекаемых средств;
  • максимальную сумму выплат инвесторам;
  • сроки выплат и порядок подсчета.
Наличие других данных определяется видом документа в соответствии с классификацией.

Муниципальные облигации рассматриваются инвесторами как надежное направление вложения средств. Это объясняется низкими рисками дефолта по бумагам и отсутствием налогообложения прибыли, получаемой по купонам.

Муниципальные облигации — это ценные бумаги, которые выпускают регионы, муниципалитеты, штаты, республики, города, области, и так далее. Все облигации выпускаются под какую-то гарантию, и муниципальные облигации под гарантию муниципальной собственности.

Муниципальные облигации по смыслу очень похожи на государственные облигации, но отличаются цели, для которых эти облигации выпускаются.

Цели, для которых выпускаются облигации — масштаба всей страны, — покрыть дефицит бюджета, профинансировать крупный государственный проект, итд.
Цели муниципальных облигаций — масштаба региона, — построить мост, платную дорогу, профинансировать какую-нибудь региональную программу.

Общее у государственных и муниципальных облигаций в том, что они выпущены правительством (разного уровня), поэтому они имеют примерно одинаковую надежность (муниципальные облигации стоят на втором месте по надежности после государственных).

Поэтому они имеют примерно одинаковую доходность (считается, что доходность муниципальных облигаций на 1-2% выше, чем доходность государственнных облигаций, может быть, поэтому некоторые банки покупают муниципальные облигации, — при хорошей надежности — бóльшая доходность.

Купонный доход по муниципальным облигациям не облагается налогом.

Но доход с разницы цены покупки и цены продажи — облагается налогом (как и у государственных облигаций).

Я отношу муниципальные облигации очень близко к государственным. Чуть дальше стоят корпоративные облигации. И еще дальше — еврооблигации,- облигации, выпущенные в какой-то иностранной валюте на иностранном рынке.

Хочу еще раз сказать про риски облигаций

Кредитный риск эмитента.
Если платежеспособность эмитента ухудшится или эмитент обанкротится, то есть возможность не получить купоны, или частично/полностью не вернуть вложенные деньги.

Надежность некоторых компаний выше надежности некоторых банков.
Государство гарантирует сохранность вклада до 1.500.000 рублей. То же самое государство гарантирует выполнение своих обязательств по облигациям, но по облигациям интерес выше и инвестиция более «свободная», не нужно ждать окончания срока вклада, доход накапливается каждый день.

Риск ликвидности.
Если вам понадобится продать облигации, на рынке в этот момент может быть мало покупателей, поэтому цена продажи может быть ниже цены покупки.

Риск процентных ставок.
Когда процентные ставки на рынке растут, цены облигаций снижаются. Поэтому если вы решите продать облигации досрочно, то из-за выросшей процентной ставки цена облигаций скорее всего будет ниже цены на момент покупки. Даже если платежеспособность эмитента не ухудшилась.

Валютный риск.
Если вы хотите покупать облигации в долларах, евро или в чем-то еще, не забывайте, что стоимость облигаций может снизиться из-за колебаний курсов валют.

В итоге:

  • Государство выпускает облигации, регионы и города выпускают муниципальные облигации.
  • Муниципальные облигации — второй по надежности финансовый инструмент после гос.облигаций.
  • Доходность муниципальных облигаций — на 1-2% выше, чем у гос.облигаций.
  • Купон по муниципальным облигациям не облагается налогом.
  • Доход с разницы цены покупки и цены продажи облагается налогом.

Нужно ли иметь муниципальные облигации в своем портфеле?

Я думаю, что да, нужно.

Если вы настроены на бóльшую надежность, но мéньшую доходность — держите больше муниципальных (или государственных) облигаций.

Если нацелены на бóльшую доходность — держите муниципальные/государственные и облигации в каком-то соотношении.
Например, больше муниципальных — для бóльшей надежности, или больше корпоративных — для бóльшей доходности.

Муниципальные облигации в США.

По статистике, 70% держателей муниципальных облигаций в США — частные лица.
Дело в том, что муниципальные облигации в США не только освобождены от уплаты налога на купонный доход, но еще и освобождают держателя облигаций от уплаты местных налогов, налогов штата и федеральных налогов.
Правда, в разных штатах по-разному, в некоторых только от местных налогов, в некоторых — только от местных и налогов штата, в некоторых — от всех трех.

В США налогов больше, и они выше, чем в России.

Вот такую забавную картинку нашел в интернете:
Человек принес свои деньги в крепость муниципальных облигаций, чтобы они не достались нападающим под флагами Федеральных налогов, Налогов штата и Местных налогов.

Облигации — вещь хорошая.
Изучайте и начинайте использовать.
Если не знаете, с чего начать, начните с

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Выпуск муниципальных облигаций осуществляется на основе ФЗ от 29.07.1998г. №1Э6-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Эмиссия муниципальных облигаций обычно осуществляется по согласию уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население. Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%. В отличие от корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли, (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Облигации могут выпускаться:

  • а) на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение,
  • б) на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами, не используются).

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае из валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике нет (хотя определенные правовые сложности возникнуть могут). Устанавливается приоритетность в направлении конкретных доходов на погашение данной облигационной эмиссии или других облигационных займов.

Например, если на строительство аэропорта выпущено 3 облигационных займа, то нужно решить вопрос о последовательности их погашения из доходов от его эксплуатации. Могут устанавливаться также ограничения на выпуск новых облигационных эмиссий с тем, чтобы они не привели к нехватке ресурсов для покрытия долга, к невозможности для эмитента обслуживать суммарный облигационный долг из доходов, предназначенных на эти цели. С этой целью используется коэффициент "доходы/выплаты по обслуживанию суммарного долга", который должен составлять не менее 1,0 2,0.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета

Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются равномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, в сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения: а) за счет будущих налогов, б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей, в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов, г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности, д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

Другие условия выпуска муниципальных облигаций. Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться: - именными и на предъявителя (в США, например, с 1983 г. выпуск муниципальных облигаций на предъявителя запрещен с тем, чтобы прекратить отмывание денег через них и обход налогового законодательства); - на любые сроки (в т.ч. сроком до 1 года); - без ограничений или с ограничениями по возможности обращения; - под залог имущества или без совершения залога (залог - при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов); - купонные и бескупонные;

  • - в качестве серийных (погашение сериями внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения; с фондом погашения или без него);
  • - с фиксированным и колеблющимся процентом (в российской практике конструирование облигационного займа с колеблющейся ставкой затруднительно); - отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • - с фондом погашения и без такового;
  • - с правом обратной продажи и без таковой;
  • - в качестве зеро-купонов;
  • - с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых; - с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Российской Федерации и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства РФ.

Все приведенные ниже виды облигаций, распространенные в мире, можно использовать в российской практике, правовых препятствий к этому нет.

Виды муниципальных облигаций:

1). Облигации под общее обязательство о погашении задолженности Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги.

Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета, поступлений, сборов и т.д. (как источника погашения займа). Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.) Облигации под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.

  • 2). Облигации, выпускаемые без обеспечения , под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - вниманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
  • 3). Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.
  • 4). Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа).

Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования), строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

В международной практике часто долевым или исключительным источником погашения местных займов выступает финансирование, получаемое от центрального правительства (на цели, под которые ранее авансировались средства через выпуск облигаций).