Обвал пирамиды гко. Краткосрочные облигации Государственные краткосрочные обязательства гко бескупонные

Государственные краткосрочные облигации (обязательства) широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынкe. Эти облигации широко используются как коммерческими банка­ми в качестве инструмента урегулирования их потребностей в лик­видных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг.

Государственные краткосрочные облигации являются дисконтны­ми инструментами, т.е. доход инвестора образуется за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и покупной ценой, которая ниже номинала.

Например, инвестор покупает облигацию со сроком действия один год по цене 950 долл., а получает при погаше­нии 1000 долл. Сумма 50 долл. будет являться доходом на инвести­цию. Поскольку деньги предоставляются в долг, то этот доход часто называют процентным доходом или просто процентами. Только следу­ет помнить, что в данном случае проценты, или процентный доход, ­это абсолютная величина, выраженная в денежных единицах.

Государственные краткосрочные облигации - наиболее надежные инструменты рынка ценных бумаг. Они имеют обширный вторичный рынок и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Российский опыт выпуска государственных краткосрочных обли­гаций пока еще не очень продолжителен. 8 февраля 1993 г. вышло По­становление Правительства Российской Федерации № 107 «О выпус­ке государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ГКО). Согласно постановлению на весь выпуск оформляется глобальный сертификат. На руки владельцам облигации не выдаются, а учет вла­дельцев облигаций осуществляется на основании записей по счетам «депо» в учреждениях Центробанка или уполномоченных Банком Рос­сии организациях.

18 мая 1993 г. на Московской межбанковской ва­лютной бирже (ММВБ) прошел первый аукцион по продаже ГКО. С 1993 по 2004 г. было осуществлено более 170 выпусков ГКО.

Постановлением Правительства РФ № 790 от 16 октября 2000 г. усло­вия функционирования рынка ГКО были несколько изменены по срав­нению с первоначальными требованиями. Эмитентом ГКО от имени РФ выступает Минфин. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центробанк, но решение о выпуске принимается теперь без согласования с Центробанком (в отличие от первоначальных усло­вий).

Помимо ГКО, Правительством Российской Федерации были вы­пущены некоторые специфические краткосрочные ценные бумаги, по существу не имеющие аналогов в мировой практике. Так, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ № 321 от 14 апреля 1994 г. Министерством финансов был осуществлен выпуск казначейских век­селей 1994 г. на общую сумму 1,1 трлн руб. Этими векселями погаша­лась государственная задолженность предприятиям. (Предполагалось погасить векселями 10 % государственного долга.) Вместо 10 млн. руб. предприятию выдавался вексель на сумму 14 млн. руб. с условием по­гашения его через год. Иными словами, доходность векселя состав­ляла 40 % годовых, в то время как процентные ставки по банковским кредитам в 1994-1995 г. доходили до 200 % годовых.

Казначейские векселя выпускались сериями: все векселя в серии имели единую дату выпуска и погашения. Векселя передавались на хранение в Центральный банк России без выдачи на руки владель­цам. Владельцами векселей могли быть только юридические лица - ­резиденты Российской Федерации.

Казначейские векселя не получили широкого распространения, и уже 9 августа 1994 г. вышло Постановление Правительства Российс­кой Федерации № 906 «О выпуске казначейских обязательств».

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Характеристики ГКО и ОФЗ
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФД ОФЗ-АД
Полное название Государственные краткосрочные бескупонные облигации Облигации федерального займа с переменным купонным доходом Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом Облигации федерального займа с амортизацией долга
Известный/ неизвестный купонный доход бескупонные облигации облигации с неизвестным купонным доходом облигации с известным купонным доходом облигации с известным купонным доходом
Определение размера купона - объявляются перед началом купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО как постоянная величина на весь период до погашения устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат
Эмитент Минфин Минфин Минфин Минфин Минфин
Форма эмиссии документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением
Вид облигации именная бескупонная именная купонная именная купонная именная купонная именная купонная
Валюта займа Рубль Рубль Рубль Рубль Рубль
Номинал, руб. 1000 1000 1000 10 или 1000 1000
Срок обращения до 1 года от 1 года до 5 лет от 1 года до 30 лет более 4 лет от 1 года до 30 лет
Частота выплат по купону - 2 или 4 раза в год 1 раз в год 4 раза в год 4 раза в год
Размещение и обращение ММВБ ММВБ ММВБ ММВБ ММВБ
Возможность получения дисконта Да Да Да Да Да

ГКО
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА; ГКО (полное название
- государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица.На основании указания ЦБ от 17 августа 1998г. №31 б/1-у операции с ГКО были приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988 "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 "О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года" Минфин и ЦБ разработали программу рефинансирования ГКО и облигаций федеральных займов.Инструкции о проведении погашения были направлены уполномоченным дилерам ЦБ.Белов В.А.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГКО" в других словарях:

    ГКО - государственный контролирующий орган; государственный и контролирующий орган Источник: http://www.mtk.bishkek.gov.kg/E Gov%20%2008.07.2003%20UNDP.htm ГКО глинокислотная обработка ГКО государственные краткосрочные облигации государственные… … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ГОКО), см. Государственный комитет обороны. * * * ГКО ГКО (ГОКО), см. Государственный комитет обороны (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ) … Энциклопедический словарь

    См. Облигации государственные краткосрочные бескупонные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (ГОКО) см. Государственный комитет обороны … Большой Энциклопедический словарь

    - (ГОКО), см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 2 облигация (14) обязательство (25) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ГКО - [гэка о], нескл., жен. (сокр.: государственная краткосрочная облигация) и ср. (сокр. : государственное казначейское обязательство) … Русский орфографический словарь

    ГКО - Государственные краткосрочные облигации. Произносится [гэ ка о] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ГКО - [гэ ка о], неизм., м. Государственный Комитет Обороны (1941 1945 гг.). ◘ ГКО чрезвычайный высший государственный орган. БЭС, 329. Члены военных советов были связаны с ЦК партии, с ГКО, проводили их директивы в жизнь. ИКПСС, 482. Ср. ГОКО … Толковый словарь языка Совдепии

    Многозначный термин Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны (СССР) Государственный комитет обороны КНР Государственный комитет обороны (КНДР) Государственный комитет обороны (ЧРИ) Государственные ценные бумаги:… … Википедия

Книги

  • Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941-1945 гг. Аннотированный каталог. В 2 томах. Том 2. 1944-1945 , . Российский государственный архив социально-политической истории впервые предпринимает комплексное издание, отражающее деятельность ГКО как высшего органа военно-политической власти в годы…

В бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации .

ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Для каждого выпуска могли отдельно устанавливаться ограничения для потенциальных владельцев. Выпуск считался состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 % количества предполагавшихся к выпуску ГКО. Непроданные ГКО могли реализовывать позднее. Также был возможен досрочный выкуп ГКО на вторичном рынке.

Воплощение и функционирование ГКО обычно связывают с именами Андрея Козлова , который в 1992 году возглавлял управление ценных бумаг Центрального банка РФ , и Беллы Златкис , которая с 1991 по 1998 годы занимала должность начальника Департамента ценных бумаг и фондового рынка Министерства финансов РФ .

Доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Основой экономической модели ГКО стал механизм финансовой пирамиды , аналогичный схеме действия МММ . По оценке Михаила Хазина «Это была самая крупная финансовая афера за все постсоветское время» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году - 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита . На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой , которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.

    В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года - 1 млн рублей, с января 1998 года - 1 тыс. деноминированных рублей.

    Оценка планирования и последствий выпуска ГКО

    Прокурорская проверка Генеральной прокуратурой РФ и специальной комиссией Совета Федерации показала, что изначально сам замысел выпуска ГКО был сделан с большими просчётами (с точки зрения интересов государства и национальной экономики), что привело к значительному обогащению большого числа чиновников, олигархов, а также преступных авторитетов.

    Первой стратегической ошибкой было то, что облигации были краткосрочными и высокодоходными (до 60 %, при норме для ценных бумаг 4-5 %). Поэтому полученные за них средства были совершенно непригодны для вложения в промышленность, сельское хозяйство и иные сферы экономики, не приносящие моментальной отдачи, и не приносящие большой прибыли (с. 115 ).

    Второй тактической ошибкой было то, что игроки на рынке ГКО получали от спекуляций такую большую прибыль, что им становилось бессмысленно заниматься реальным производством и высокими технологиями - и они этим не занимались. До 70 % западных кредитов уходило не в реальный сектор экономики , а в виртуальный - на спекуляции с облигациями ГКО (с. 116 ).

    Наконец, когда к декабрю 1997 года выяснилось, что доходов от размещения новых ГКО не хватает на выплаты по старым - вместо экстренных мер по укреплению рынка было сделано противоположное: сняты ограничения для иностранцев, и вскоре треть всех ценных бумаг оказалась в их руках. Это позволило выкачивать деньги из РФ в другие страны: облигации продавались по цене 50-60 % от номинальной, а уже через несколько месяцев государство выплачивало владельцу номинальную стоимость.

    С 1 января 1998 года были сняты все ограничения на вывоз капитала, и вместо притока в РФ произошёл сильный отток - все деньги вывезли, национальная валюта обесценилась, рынок ГКО обвалился, произошёл дефолт августа 1998 г. Всё происходило в соответствии с «Концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», разработанной А. Чубайсом , и подписанной Б. Ельциным (с. 116 ).

    Одной из причин дефолта стало разворовывание целевого кредита Международного валютного фонда , выделенного на поддержание курса рубля. Первая часть кредита - 4,8 млрд долларов США - была украдена после её перевода из США, но ещё до поступления в РФ (с. 260-270 ). К этому причастны многие видные деятели, включая М. Касьянова , Б. Березовского , Т. Юмашеву , Р. Абрамовича , С. Дубинина , владельцев банков «СБС-Агро », «Менатеп» (Ходорковский), «Инкомбанк », Объединённый банк, «Собинбанк », «ОНЭКСИМбанк » и др. (18 банков).

    Компьютерный анализ сделок (заключавшихся при покупке-продаже облигаций) выполненный Генеральной прокуратурой, показал, что спекуляции на рынке ГКО привели к обогащению порядка 780 высокопоставленных государственных чиновников, не имевших права вообще заниматься подобной «коммерцией», и других видных деятелей. Среди них: А. Чубайс, министр иностранных дел А. Козырев , министр образования и науки Тихонов , заместители председателя Центробанка Алексашенко и Можаров, почти все заместители министра финансов, первый заместитель министра обороны Михайлов , вице-премьер Серов , дочери Ельцина Татьяна и Елена (с. 119-120 ). Российский Центральный банк и его руководитель С. Дубинин тоже принялись покупать ГКО - на эмитировавшиеся ими же деньги. При этом никаких мер для предотвращения надвигавшейся очевидной катастрофы ими и Министерством финансов не предпринималось. С 1993г до конца 1998г внутренний долг РФ вырос с 16 млрд рублей до ~756 млрд рублей (за 5 лет вырос в 47 раз).

    Получив информацию о случившемся, причинах и участниках, премьер-министр Примаков занял позицию невмешательства)(с. 121 ).

    В Россию может вернуться еще одно понятие из 1990-х: Минфин РФ рассматривает возможность использования механизма государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в следующем году. Об этом заявила первый замминистра .

    «С этого года мы создаем РЕПО — размещение средств бюджета даже на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать, при необходимости, инструмент ГКО. Потому что, когда ты на один день можешь размещать, нужно еще иметь возможность на очень короткое время занимать», — пояснила Нестеренко на заседании комитета по бюджету и налогам.

    «Пока возможность выпуска таких бумаг только обсуждается теоретически», — заявили «Газете.Ru» в Минфине.

    Как отметили в ведомстве, инструмент ГКО может использоваться непосредственно казначейством для покрытия своих краткосрочных потребностей в ликвидности. Такие потребности могут возникнуть, если будет увеличиваться объем средств, размещаемый на депозитах в коммерческих банках и сделках РЕПО.

    Также ГКО могут потребоваться для управления ликвидностью. «Он может понадобиться казначейству два-три раза в году — в дни, на которые приходятся очень большие разовые выплаты и для которых приходится держать в районе 600 млрд руб. на счете федерального бюджета всегда. Введение такого краткосрочного инструмента позволит нам снизить средний уровень остатков на счетах казначейства и больше средств разместить дополнительно на финансовых рынках через депозиты казначейства в сделки РЕПО», — заявили «Газете.Ru» в ведомстве Силуанова. «Инструмент не рассматривается как долговой - как источник покрытия дефицита бюджета, он не заменит другие виды заимствований», — пояснили в Минфине.

    Возвращение ГКО связано со сложной экономической ситуацией в стране, а также закрытием доступа к иностранным рынкам капитала, резюмируют опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

    «Минфин сейчас думает над тем, где найти средства для инвестиционной программы, которые раньше закрывались за счет внешних заимствований,— заявил «Газете.Ru» замглавы комитета по финрынку . — С учетом малого дефицита бюджета у нас есть возможность закрыть его с помощью краткосрочных обязательств. При этом мы не можем следовать примеру США, где внешний долг превышает 100% ВВП. Разумная планка - не более 30% ВВП и не более 3% дефицита бюджета. Причем желательно оформить ограничение законодательно, к примеру зафиксировав его в Бюджетном кодексе. Тогда появятся возможности для финансирования инвестпрограмм и роста экономики».

    С Аксаковым в оценках причин возврата ГКО согласен и главный экономист БКС . «Возникла необходимость в ГКО, так как изменилась политическая ситуация между Россией и Западом, что отрицательно сказалось на возможностях занимать на мировых рынках, — отмечает Тихомиров. — Разрыв в доходах можно покрывать двумя способами — сокращать расходы или восполнить недостающие доходы. Правительство постарается не растрачивать Резервный фонд, чтобы минимизировать риски. С учетом того, что внешние заимствования невозможны, получается, что речь идет о наращивании внутреннего долга — ГКО».

    Назад в 1998 год

    Государственные краткосрочные облигации (ГКО) начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 года и являлись прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускались на краткосрочный период и предназначались для покрытия дефицита государственного бюджета.

    ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 000 руб., впоследствии их номинал был повышен до 1 млн неденоминированных рублей. Инвестор получал доход за счет того, что ГКО продавались на аукционах с дисконтом, то есть по цене ниже номинала. Погашал Минфин облигации по номиналу в безналичной форме — переводил деньги на счет владельца. Доходом становилась разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

    Облигации выпускались со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев (сначала только на три и шесть месяцев, затем Минфин повысил долю облигаций с более длительными сроками обращения, а в первой половине 1997 года полностью избавился от трехмесячных бумаг). В связи с тем, что ГКО выпускались на краткосрочный период чередующимися сериями, у эмитента облигаций (то есть ) была реальная возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых.

    «В начале 1990-х годов мы жили с хроническим дефицитом, бюджет фактически финансировался за счет ГКО — при этом с большой доходностью. Это была своего рода «пирамида», когда для погашения прежних выпусков выпускались новые», — комментирует тогдашнюю политику Минфина Тихомиров.

    В 1995 году чистые бюджетные поступления от реализации ГКО за минусом расходов по погашению предыдущих выпусков составили 28 трлн неденоминированных рублей, что позволило профинансировать более 50% дефицита федерального бюджета. В 1996 году выручка от размещения ГКО достигла более 50 трлн руб.

    К концу 1990-х рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Однако в 1997 году на фоне экономического кризиса в Азии и снижения цен на нефть ситуация на финансовом рынке России осложнилась.

    В результате к середине августа 1998 года доходность ГКО достигала 140%, и правительство было вынуждено 17 августа объявить дефолт по ним.

    «Если правительство выйдет на рынок внутреннего долга, это будет оттягивать финансовые ресурсы от рынка корпоративных облигаций, усложняя долговые и инвестиционные проблемы в реальном секторе экономики, — отмечает Тихомиров. — ГКО будут выпускаться при наличии Резервного фонда, то есть при том, что у правительства есть средства, которые обеспечивают его платежеспособность помимо будущих доходов. В 1990-е годы ситуация была абсолютно другая: огромный долг, практически полное отсутствие резервов: у правительства резервов вообще не было».

    «Если говорить в общем виде, нужно использовать все механизмы - искать возможность для новых доходов, оптимизировать расходы и использовать механизм заимствований, — отмечает «Газете.Ru» глава . — Но здесь нужно действовать аккуратно: чем больше занимает государство, тем меньше остается возможностей для корпоративных заимствований, поскольку рынок един. В свое время механизм ГКО выстрелил как «пирамида», но такой исход был понятен задолго, как минимум за девять месяцев до того, как это случилось. В целом я не считаю, что сейчас Минфину нужно суетиться».