Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки. Отдельные аспекты санкционирования бюджетных расходов пбу Как проверить 502 счет обязательства

Автономные учреждения обязаны вести двойной учет принятых обязательств (на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов»). Как правильно организовать учет операций на данных счетах? В каких регистрах бухгалтерского учета ведутся такие операции? На основании каких документов и в какой момент следует отражать обязательства учреждения на том или ином счете? Ответы на эти вопросы представлены в статье.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

На счетах группы 300 00 «Обязательства» отражаются расчеты с контрагентами (с поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д.). При этом к расчетам по обязательствам также относятся расчеты по выданным авансам (счет 206 00), расчеты с подотчетными лицами (счет 208 00). Учет операций по указанным счетам ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций с безналичными денежными средствами - в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, журнале по прочим операциям - в части иных операций.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Напомним, принятые обязательства отражаются в момент их возникновения (например, заключение договоров, начисление заработной платы, страховых взносов, налогов, учет иных расходов учреждения). Принятые денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам. Аналитический учет принятых обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в котором указываются основание для их принятия (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В учреждении целесообразно организовать учет принятых (денежных) обязательств таким образом, чтобы оптимизировать учетные процедуры для бухгалтера. Так как в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному в учетной политике учреждения, в этом же перечне можно прописать, в какой момент они должны отражаться в учете.

Рассмотрим в таблице примерный перечень принимаемых автономным учреждением обязательств в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н, основания для их принятия и момент отражения в бухгалтерском учете по тому или иному счету.

Наименование обязательства Принятие обязательств на счета 300 00, 206 00, 208 000 Принятие обязательств на счет 502 01 Принятие денежных обязательств на счет 502 02
Оплата по договорам на поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения, заключенным в отчетном периоде, а также обязательства по договорам, принятые в прошлые годы и не исполненные по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению в текущем финансовом году На основании заключенных договоров на дату их заключения При исполнении условий договора (оплата аванса, по факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг) на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, оказанных услуг, товарной накладной на дату исполнения в соответствии с указанными документами-основаниями
Оплата труда работников
Начисления на оплату труда На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по нормам, установленным законодательством РФ на дату начисления
Выплаты работникам командировочных расходов (в том числе авансовые платежи, иные выплаты (суточные, разъездные и т. п.)) в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании заявления работника, приказа руководителя, авансового отчета (в случае если предварительно аванс не выдавался, а также при возврате неиспользованных

подотчетных сумм)

Выплаты и компенсации работникам в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по установленным нормам, расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата обусловленных законодательством РФ выплат физическим лицам (стипендии, социальные выплаты и т. п.) На основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата предусмотренных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (оплата налогов, сборов, пошлин, взносов, иные выплаты), установленных к исполнению в текущем финансовом году На основании справки (ф. 0504833), иных документов (расчетов, деклараций, требований) на дату начисления
Возмещение вреда, причиненного автономным учреждением при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленным вступившим в законную силу решением суда, предусмотренным к исполнению в текущем финансовом году На основании судебных решений на дату начисления (принятия к исполнению)
Иные обязательства, пре-дусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (например, отчисления денежных средств профсоюзным органам, прием и обслуживание делегаций (представительские расходы)) На основании справки (ф. 0504833), иных документов на дату их начисления

Еще раз отметим, что учреждение вправе предусмотреть в учетной политике иной порядок принятия обязательств (в том числе принять документы-основания, определить момент начисления) с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом, и специфики деятельности учреждения.

В настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, которым утверждены унифицированные формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению (размещен на сайте www.minfin.ru). Данным проектом вводится новая форма - уведомление о принятии обязательства (ф. 0504824). Это уведомление будетприменяться для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоры, контракты, исполнительные листы, служебные командировки и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому учету на текущий финансовый год и плановый период.

На практике большинство вопросов возникает при отражении принятых денежных обязательств на счете 502 02, так как не всегда можно одновременно учесть обязательства учреждения на счетах 300 00, 206 00, 208 00 и 502 02. Однако, если правильно организовать их учет, не должно быть затруднений. Основное правило заключается в том, что при подведении итогов сумма принятых денежных обязательств, отраженных на счете 502 02, должна быть равна показателю суммы принятых обязательств, отраженных на соответствующих счетах по учету обязательств учреждения (как проверить показатели, представим ниже в таблице). Данные положения содержатся в проекте приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н, который также размещен на сайте Минфина.

Обязательства учреждения Показатели, которые в сумме должны быть равны сумме принятых денежных обязательств на счете 502 02
В части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей - юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагентов) - данные соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств). При этом включаются предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам, за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей (не включаются остатки выданных авансовых платежей, которые числятся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие названные расчеты);

Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». При этом включаются начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году (не включаются кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение)

кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период);

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет)

В части расчетов с подотчетными лицами в разрезе контрагентов (подотчетных лиц) - дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета указанного счета (полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей);

Дебетовые обороты по соответствующим счетам счета 0 208 00 000 (полученные в текущем периоде подотчетными лицами на возмещение перерасходов прошлых лет денежные средства). При этом не включаются остатки выданных подотчетным лицам авансовых платежей, которые числятся на начало отчетного года на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 208 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода

В части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ - кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 - 0 303 13 730) (начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи));

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 (0 303 02 830 - 0 303 13 830) (исполнение обязательств по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполнены в текущем периоде). При этом не учитываются показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), которые числятся на начало текущего периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 303 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

В части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств по соответствующим счетам аналитического учета счета 0  301  00  000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» - кредитовые обороты (начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году);

Дебетовые обороты (исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств)

В автономном учреждении 30.09.2013 начислена заработная плата за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме 700 000 руб. Удержан НДФЛ - 91 000 руб.

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды в общей сумме 211 400 руб.

07.10.2013 заработная плата работников перечислена им на банковские карты, перечислены НДФЛ и страховые взносы.

Учреждение установило в учетной политике принимать денежные обязательства по заработной плате, НДФЛ, страховым взносам в день начисления этих сумм.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
30.09.2013. Операции, отраженные на основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетов по страховым взносам, справки (ф. 0504833)
Начислена заработная плата (прямые расходы*) 2 109 60 211

2 302 11 000

700 000
Удержан НДФЛ 2 302 11 000

2 303 01 000

91 000
Приняты обязательства по заработной плате (с учетом НДФЛ) 2 506 10 211

2 502 11 211

700 000
Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы (с учетом НДФЛ) 2 502 11 211

2 502 12 211

700 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды (прямые расходы*) 2 109 60 213

2 303 06 000

2 303 07 000

2 303 08 000

2 303 09 000

2 303 10 000

2 303 11 000

211 400**
Приняты обязательства по страховым взносам 2 506 10 213

2 502 11 213

211 400
Приняты денежные обязательства по страховым взносам 2 502 11 213

2 502 12 213

211 400
07.10.2013. Операции, отраженные в соответствии с нормативным документом, устанавливающим сроки выплаты заработной платы, на основании распоряжения руководителя, справки (ф. 0504833)
Перечислена заработная плата на банковские счета работников

(700 000 ‑ 91 000) руб.

2 302 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

609 000
Перечислен НДФЛ 2 303 01 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

91 000
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды 2 303 06 000

2 303 07 000 

2 303 08 000

2 303 09 000 

2 303 10 000

2 303 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

211 400**

В целях упрощения примера указана общая сумма страховых взносов (без разбивки по счетам).

Автономное учреждение заключило договор на поставку оборудования в сумме 1 000 000 руб. В договоре предусмотрен аванс в размере 30%. Окончательная оплата по договору осуществлена по факту поставки. Расходы произведены за счет целевой субсидии.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании договора о поставке оборудования, счета от поставщика
Приняты обязательства 5 506 10 310

5 502 11 310

1 000 000
Произведена оплата аванса в размере 30% 5 206 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

300 000
5 502 11 310

5 502 12 310

300 000
Операции, отраженные по факту поставки оборудования (на основании договора о поставке оборудования, товарной накладной от поставщика, счета-фактуры)
Поступило оборудование 5 106 31 000

5 302 31 000

1 000 000
Произведена окончательная оплата 5 302 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

700 000
Приняты денежные обязательства 5 502 11 310

5 502 12 310

700 000
Произведен зачет аванса 5 302 31 000

5 206 31 000

300 000

Автономное учреждение из кассы выдало под отчет денежные средства на командировочные расходы за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, в том числе суточные - 500 руб., деньги на проезд - 5 000 руб., деньги на проживание в гостинице - 6 000 руб. По возвращении из командировки подотчетное лицо вернуло неизрасходованную сумму на проживание в гостинице в размере 350 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании заявления о выдаче денег под отчет
Выданы из кассы денежные средства на командировочные расходы:
- суточные 4 208 12 000 4 201 34 000 500
- на проезд 4 208 22 000 4 201 34 000 5 000
4 208 26 000 4 201 34 000 6 000
Отражены принятые обязательства:
- суточные 4 506 10 212 4 502 11 212 500
- проезд 4 506 10 222 4 502 11 222 5 000
- проживание в гостинице 4 506 10 226 4 502 11 226 6 000
Отражены принятые денежные обязательства:
- суточные 4 502 11 212 4 502 12 212 500
- проезд 4 502 11 222 4 502 12 222 5 000
- проживание в гостинице 4 502 11 226 4 502 12 226 6 000
Операции, отраженные на основании утвержденного авансового отчета
Начислены расходы (общехозяйственные*):
- суточные 4 109 80 212 4 208 12 000 500
- на проезд 4 109 80 222 4 208 22 000 5 000
- на проживание в гостинице 4 109 80 226 4 208 26 000 5 650
Внесена неизрасходованная сумма на проживание в гостинице в кассу учреждения 4 201 34 000 4 208 26 000 350
Отражено уменьшение принятых обязательств (методом «красное сторно») 4 506 10 226 4 502 11 226 (350)
Отражено уменьшение принятых денежных обязательств (методом «красное сторно») 4 502 11 226 4 502 12 226 (350)

В соответствии с учетной политикой учреждения.

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Согласно нормам Инструкции N 157н <1> процесс санкционирования расходов бюджетов предусматривает утверждение сметных назначений, распределение бюджетных ассигнований, получение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятие и исполнение обязательств (денежных обязательств). Порядку отражения государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках этого процесса, и посвящена данная статья.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Организация ведения учета операций по санкционированию расходов

Единым планом счетов бухгалтерского учета к Инструкции N 157н (далее - Единый план счетов) для отражения государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения) операций, осуществляемых в рамках санкционирования расходов бюджетов, предусмотрен счет 500 00 "Санкционирование расходов". Ведение учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) <2>, а также показателей принятых обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год и первый и второй годы планового периода производится учреждениями на соответствующих синтетических счетах в разрезе аналитических групп, которые формируются по следующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

  • 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
  • 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (по очередному финансовому году)";
  • 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (по первому году, следующему за очередным)" (далее - первый год планового периода);
  • 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (далее - второй год планового периода).
<2> Суммы сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) утверждаются сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Синтетические и группировочные счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов бюджетов, приведены в таблице.

Номер и наименование
синтетического счета
Номер соответствующего группировочного счета
0 501 00 000
"Лимиты бюджетных
обязательств"
0 501 10 000 - текущего финансового года;
0 501 20 000 - очередного финансового года;
0 501 30 000 - первого года планового периода;
0 501 40 000 - второго года планового периода
0 502 00 000
"Принятые
обязательства"
0 502 10 000 - текущего финансового года;
0 502 20 000 - очередного финансового года;
0 502 30 000 - первого года планового периода;
0 502 40 000 - второго года планового периода
0 503 00 000
"Бюджетные
ассигнования"
0 503 10 000 - текущего финансового года;
0 503 20 000 - очередного финансового года;
0 503 30 000 - первого года планового периода;
0 503 40 000 - второго года планового периода
0 504 00 000
"Сметные (плановые)
показатели"
0 504 10 000 - текущего финансового года;
0 504 20 000 - очередного финансового года
0 506 00 000
"Право на принятие
обязательств"
0 506 10 000 - текущего финансового года;
0 506 20 000 - очередного финансового года
0 507 00 000
"Утвержденный объем
финансового обеспечения"
0 507 10 000 - текущего финансового года;
0 507 20 000 - очередного финансового года
0 508 00 000
"Получено финансового
обеспечения"
0 508 10 000 - текущего финансового года;
0 508 20 000 - очередного финансового года

Аналитический учет операций по санкционированию расходов бюджетов осуществляется учреждениями в журнале по операциям санкционирования на основании первичных (учетных) документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением), с отражением указанных операций на счетах санкционирования расходов в соответствии с Инструкциями, предусмотренными для соответствующего типа учреждений (п. 314 Инструкции N 157н):

  1. для получателей бюджетных средств (для казенных учреждений, а также для бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ) - на основании Инструкции N 162н <3>;
  2. для получателей субсидий :
  • для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, - согласно Инструкции N 174н <4>;
  • для автономных учреждений - на основании Инструкции N 183н <5>.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные ассигнования и ЛБО для главных распорядителей бюджетных средств (далее - главные распорядители) по кодам групп, статей КОСГУ утверждают финансовые органы. Те в свою очередь детализируют их по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ с отражением оборотов по дебету и кредиту счетов 0 503 00 000 и 501 00 000 соответственно.

Причем главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей, в соответствии со ст. 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть отнесены к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств только одного главного распорядителя. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя), в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Обратите внимание! Изменения показателей по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов (п. 311 Инструкции N 157н):

  • при утверждении увеличения - со знаком "плюс";
  • при утверждении уменьшения - со знаком "минус".

Согласно п. 312 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года, на следующий год не переносятся (то есть показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года", 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" и 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год").

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию очередного финансового года - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию первого года планового периода - на счета санкционирования очередного финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года планового периода - на счета санкционирования первого года планового периода.

Обратите внимание! Показатели по санкционированию второго года планового периода на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям и главным администраторам дефицита бюджета бюджетных ассигнований и ЛБО отражению не подлежат (п. 312 Инструкции N 157н).

Лимиты бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода) (ст. 6 БК РФ). Доводятся ЛБО по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями ЛБО Единым планом счетов предусмотрен счет 501 00.

Исходя из сказанного, указанный счет применяется только получателями бюджетных средств (получатели субсидий его не используют). Поэтому для рассмотрения особенностей учета ЛБО обратимся к нормам п. 129 Инструкции N 162н. Так, согласно данному пункту учет ЛБО ведется на следующих аналитических счетах.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 501 01 000 Доведенные лимиты
бюджетных обязательств

органы
0 501 02 000 Лимиты бюджетных
обязательств
к распределению
Главные распорядители
0 501 03 000 Лимиты бюджетных
обязательств получателей
бюджетных средств

финансовые органы
0 501 04 000 Переданные лимиты
бюджетных обязательств
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 501 05 000 Полученные лимиты
бюджетных обязательств
Распорядители, получатели
органы
0 501 06 000 Лимиты бюджетных
обязательств в пути
0 501 09 000 Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 и 0 501 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н. Напомним, по остальным аналитическим счетам учет осуществляется в журнале по операциям санкционирования.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, приведена в разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Представим ее в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы ЛБО, доведенные в установленном порядке
финансовыми органами по кодам групп, статей
КОСГУ
1 501 01 000 1 501 02 000

1 501 02 000 1 501 02 000

средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Распорядитель
1 501 05 000 1 501 02 000
Детализация показателей утвержденных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 02 000 1 501 02 000
Суммы ЛБО, переданные подведомственному
распорядителю и (или) получателю бюджетных
средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Получатель
Суммы ЛБО, полученные в установленном порядке 1 501 05 000 1 501 03 000
Детализация показателей доведенных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 03 000 1 501 03 000
Суммы ЛБО, доведенные себе как получателю 1 501 02 000 1 501 03 000

Пример 1 . Учреждение здравоохранения - распорядитель бюджетных средств получило от главного распорядителя суммы ЛБО на текущий финансовый год в размере 44 800 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 7300 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 26 800 тыс. руб.;
  • 310 "Увеличение стоимости основных средств" - 6300 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 4400 тыс. руб.

Из них учреждение здравоохранения передало обособленному подразделению - получателю бюджетных средств суммы ЛБО текущего финансового года в размере 11 900 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 2200 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 8400 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1300 тыс. руб.

В целях упрощения примера детализация ЛБО по подстатьям КОСГУ не рассматривается.

В бюджетном учете данные операции будут оформлены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
В учете учреждения здравоохранения
Получены суммы ЛБО текущего
статьям КОСГУ:
44 800

выплаты по оплате труда"
1 501 15 210 1 501 12 210 7 300
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 15 220 1 501 12 220 26 800

средств"
1 501 15 310 1 501 12 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 15 340 1 501 12 340 4 400
Переданы суммы ЛБО текущего
финансового года обособленному
подразделению по следующим статьям
КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 14 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 14 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 14 340 1 300
Доведены суммы ЛБО текущего
финансового года себе как получателю
по следующим статьям КОСГУ:
32 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
(7300 - 2200) тыс. руб.
1 501 12 210 1 501 13 210 5 100
- 220 "Оплата работ, услуг"
(26 800 - 8400) тыс. руб.
1 501 12 220 1 501 13 220 18 400
- 310 "Увеличение стоимости основных
средств"
1 501 12 310 1 501 13 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
(4400 - 1300) тыс. руб.
1 501 12 340 1 501 13 340 3 100
В учете обособленного подразделения
Получены суммы ЛБО текущего
финансового года по следующим
статьям КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 13 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 13 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 13 340 1 300

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).

Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.

То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 503 01 000 Доведенные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители, финансовые
органы
0 503 02 000 Бюджетные ассигнования
к распределению
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 03 000 Бюджетные ассигнования
получателей бюджетных
средств и
администраторов выплат
Получатели бюджетных средств,
финансовые органы
0 503 04 000 Переданные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 05 000 Полученные бюджетные
ассигнования
Распорядители, получатели
бюджетных средств, финансовые
органы
0 503 06 000 Бюджетные ассигнования
в пути
0 503 09 000 Утвержденные бюджетные
ассигнования
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.

Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в
установленном порядке финансовыми органами
1 503 01 000 1 503 02 000
Детализация доведенных ему бюджетных
ассигнований по соответствующим статьям,
подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000

получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Распорядитель

установленном порядке
1 503 05 000 1 503 02 000
Детализация показателей утвержденных ему
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000
Суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственному ему распорядителю и (или)
получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Получатель
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в
установленном порядке
1 503 05 000 1 503 03 000
Детализация показателей доведенных ему
бюджетных ассигнований по соответствующим
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 03 000 1 503 03 000
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе
как получателю
1 503 02 000 1 503 03 000

Принятые обязательства

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под денежными обязательствами следует понимать обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или на основании положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

В силу п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели принятых обязательств (денежных обязательств) учитываются на счете 502 00. Данный счет применяется как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий. Операции текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода по принятию бюджетных обязательств (денежных обязательств), а также операции по внесению в текущем финансовом году изменений в эти показатели отражаются учреждениями на указанном счете на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции N 157н).

Например , обязательства (денежные обязательства) могут быть приняты к бухгалтерскому учету на основании:

  • расчетно-платежной ведомости - обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения (в последний день месяца, за который производится начисление);
  • акта выполненных работ - обязательства по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг (в день подписания);
  • счета-фактуры - обязательства по коммунальным услугам (на дату составления счета-фактуры);
  • договора с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) - обязательства по всем видам хозяйственных операций, за исключением расчетов по заработной плате, расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи (на дату подписания договора) и т.п.

Обратите внимание! Принятие в текущем финансовом году обязательств осуществляется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Для обобщения информации о принятых обязательствах (денежных обязательствах) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности учреждения используют следующие аналитические счета (п. 139 Инструкции N 162н, п. 163 Инструкции N 174н и п. 189 Инструкции N 183н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе расходов (выплат) , предусмотренных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 320 Инструкции N 157н).

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями бюджетных средств. Бухгалтерские проводки по отражению в учете получателей бюджетных средств принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. п. 140 и 141 Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит

обязательств (в пределах утвержденных ему на
соответствующий период ЛБО)
1 501 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств по расходам (выплатам), исполнение
которых предусмотрено за счет утвержденных ему
на соответствующий период бюджетных
ассигнований
1 503 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств в объеме утвержденных ему сметных
назначений по приносящей доход деятельности
2 506 00 000 2 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
денежных обязательств в пределах ЛБО, бюджетных
ассигнований и сметных назначений по приносящей
доход деятельности, утвержденных ему на
соответствующий период
0 502 01 000 0 502 02 000

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями субсидий. Операции по принятию указанными учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. 167 Инструкции N 174н и п. 193 Инструкции N 183н. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Обратите внимание! Счета 0 502 01 000 и 0 501 02 000 применяются учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 800 "Уменьшение обязательств" (п. 164 Инструкции N 174н, п. 190 Инструкции N 183н).

Сметные (плановые) назначения

Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).

Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):

Дебет счета 2 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)

Кредит счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).

Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):

  • по дебету - в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
  • по кредиту - в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.

Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):

<*> В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Бюджетные инвестиции" и 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Право на принятие обязательств

Информация об объеме права на принятие учреждением обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности собирается на счете 506 00. Аналитический учет по нему ведется в структуре, предусмотренной сметой либо планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналогии с утвержденными сметными (плановыми) назначениями - в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) (п. п. 326, 327 Инструкции N 157н).

Согласно п. 151 Инструкции N 162н получатели бюджетных средств по кредиту счета 2 506 00 000 учитывают утвержденные суммы сметных (плановых) назначений по расходам в рамках приносящей доход деятельности (бухгалтерская проводка, которой оформляется данная операция, была приведена ранее при рассмотрении учета сметных (плановых) назначений). Также на этом счете отражаются суммы обязательств, исполнение которых предусмотрено сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, следующей проводкой:

Дебет счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Кредит счета 2 502 01 000 "Принятые обязательства".

Получатели субсидий оформляют операции по счету 0 506 00 000 следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н, п. 200 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счет 0 506 00 000 применяется учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800 (п. 172 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н).

Финансовое обеспечение получателей субсидий

Суммы сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), предусмотренных к поступлению в соответствующем финансовом году, учитываются получателями субсидий по дебету счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 176 Инструкции N 174н, п. 202 Инструкции N 183н). В свою очередь, информация о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов, поступлений) и суммах возвратов ранее поступившего финансового обеспечения обобщается по дебету счета 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (п. 179 Инструкции N 174н, п. 205 Инструкции N 183н).

В бухгалтерском учете операции по санкционированию финансового обеспечения отражаются получателями субсидий следующими проводками (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счета 0 507 00 000 и 0 508 00 000 применяются получателями субсидий по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе групп 100 "Доходы", 600 "Выбытие финансовых активов" и 700 "Увеличение обязательств" (п. п. 175 и 178 Инструкции N 174н, п. п. 201 и 204 Инструкции N 183н).

Аналитический учет по указанным счетам ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год (п. п. 329 и 331 Инструкции N 157н).

Пример 2 . Поликлиника (бюджетное учреждение - получатель субсидий) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта бытовых помещений здания на сумму 450 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 20% для приобретения стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет субсидий на . На текущий финансовый год на эти цели планом финансово-хозяйственной деятельности поликлинике предоставлены средства в размере 900 тыс. руб. по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, которые поступили ей на лицевой счет.

Бухгалтерией поликлиники в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.


по доходам на выполнение
государственного задания <*>
4 507 10 150 4 504 10 150 900
Утверждены сметные (плановые)
назначения на текущий финансовый год
по расходам на выполнение
государственного задания <*>
4 504 10 225 4 506 10 225 900
Поступило на лицевой счет
поликлиники финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
<**>
4 508 10 150 4 507 10 150 900
Приняты обязательства по текущему
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
4 506 10 225 4 502 11 225 450
Приняты денежные обязательства
по авансовому платежу по текущему
ремонту бытовых помещений за счет
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
(450 тыс. руб. x 20%)
4 502 11 225 4 502 12 225 90
<*> Основание - план финансово-хозяйственной деятельности.
<**> Основание - выписка из лицевого счета.
<***> Основание - заключенный со строительной организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (поликлиникой и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 360 тыс. руб. (450 - 90).

К сведению. Рассмотренные в примере 2 операции по санкционированию расходов в бухгалтерском учете автономного учреждения будут оформлены аналогичным образом.

Пример 3 . Психиатрическая больница (казенное учреждение - получатель бюджетных средств) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта рентгеновского кабинета на сумму 90 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 30% на приобретение стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет средств от приносящей доход деятельности. Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на эти цели (по подстатье 225 КОСГУ) предусмотрены средства в сумме 150 тыс. руб. В силу норм Федерального закона N 83-ФЗ <6> больница в 2011 г. имеет право использовать средства от приносящей доход деятельности на собственные нужды.

<6> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Бухгалтерией психиатрической больницы в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

<*> Основание - смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
<**> Основание - заключенный со сторонней организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (психиатрической больницей и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 63 тыс. руб. (150 - 90).

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Какие новые счета по учету операций по санкционированию расходов введены в инструкции № 157н, № 174н? Как они применяются? Что значит «авансовые денежные обязательства»?

17.01.2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н.

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н. Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);

Т. Сильвестрова

Тема о порядке отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов бюджета неоднократно рассматривалась на страницах нашего журнала. Она все еще не потеряла актуальности. Вопросы об отражении на счетах по учету санкционирования расходов тех или иных операций регулярно приходят в редакцию. В 2011 году большинство бюджетных учреждений не получают субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания и являются получателями бюджетных средств в силу норм Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Потому, выполняя просьбу наших читателей (бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств в 2011 году (ПБУ)), рассмотрим некоторые ситуации по санкционированию расходов бюджета.

Бюджетное учреждение – получатель бюджетных средств – организует в соответствии с нормами Инструкции № 162н . Предлагаем, не вдаваясь в теоретические аспекты санкционирования расходов бюджета (разд. 5 Инструкции № 162н ), рассмотреть несколько ситуаций по принятию и погашению обязательств учреждения в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности (как данные операции будут отражаться на счетах бухгалтерского учета и в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Ситуация 1

В 2010 году бюджетное учреждение в рамках бюджетной деятельности заключило со сторонней организацией договор на оказание услуг сотовой связи. Стоимость договора составляет 230 000 руб. Согласно условиям договора учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости договора, последующая оплата услуг производится по факту выставления учреждению счетов-фактур (счетов). Учреждением в 2010 году было потреблено услуг связи на сумму 230 000 руб., однако ввиду отсутствия финансирования уплачено было лишь 200 000 руб. Сумма принятых, но не исполненных бюджетных обязательств составляет 30 000 руб. В 2011 году сумма лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований была выделена с учетом погашения кредиторской задолженности и равна 300 000 руб. За счет бюджетных средств в 2011 году были погашены обязательства 2010 года (30 000 руб.), заключен договор на услуги сотовой связи стоимостью 120 000 руб. По состоянию на 01.07.2011 (за период с января по июнь 2011 года) по договору были произведены следующие выплаты:

* Предположим, что оператором сотовой связи был выставлен счет на оплату услуг связи по состоянию на 30.06.2011. По нему были приняты денежные обязательства (счет и акт выполненных работ приняты к учету), а оплата произведена в июле.

Лимиты бюджетных обязательств доводятся до учреждения ежеквартально. Таким образом, в январе и апреле 2011 года сумма поступившего бюджетного финансирования по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ равна:

– в январе – 75 000 руб. (в том числе 30 000 руб. на погашение обязательств прошлого года);

– в апреле – 75 000 руб.

Годовой размер лимитов бюджетных обязательств по подстатье 221 КОСГУ равен 300 000 руб.

У учреждения имеются принятые, но не исполненные бюджетные обязательства в размере 30 000 руб. По состоянию на 31.12.2010 они числятся на счете 1 502 11 221.

Посмотрим, как данные выплаты отражаются в бухгалтерском учете по счетам санкционирования учета.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Пункт Инструкции № 162н

Утверждение и доведение до учреждения суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по подстатье 221 КОСГУ (расходы на услуги связи)
путем указания ее в расходном расписании:

– на текущий год

– на принятые в прошлом году, но не погашенные обязательства

Отражение суммы принятых бюджетных обязательств, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных на соответствующий год бюджетных ассигнований:

– на текущий год

– по обязательствам прошлого года

Принятие денежных обязательств исходя из условий договора:

– в размере аванса

(120 000 руб. х 30%)

– в размере выставленного счета по оплате услуг связи за май 2011 года

– в размере выставленного счета по оплате услуг связи за июнь 2011 года

– по исполнению обязательств, принятых в прошлом году

Поступление суммы бюджетного финансирования:

– в январе 2011 года

– в апреле 2011 года

Санкционирование расходов бюджета не предусматривает отражение операции по исполнению принятых денежных обязательств. Показываются сумма принятых обязательств и сумма принятых денежных обязательств, но не сумма исполнения денежного обязательства. В Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) по графе 10 показывается сумма исполненных денежных обязательств. Показатели в этой графе формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (в части расходов бюджета), 1 304 05 320 , 1 304 05 330 , 1 304 05 340 , 1 304 05 530 ), за исключением данных по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», и восстановлению указанных средств; на основании аналитических данных по выбытиям, отраженным по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 1 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитных организациях» и 1 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в разрезе кодов по бюджетной классификации РФ, о суммах исполненных денежных обязательств по расходам бюджета (п. 71 Инструкции № 191н ).

Согласно нормам п. 11 Инструкции № 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналы операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документов, но не позднее следующего дня после их получения на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в бюджет, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения (п. 308 Инструкции № 157н ).

Таким образом, при получении документов на оплату (счет, счет-фактура с приложенными к нему актом выполненных работ, товарной накладной и т. п.) бухгалтер должен принять их к учету и на счетах по учету санкционирования расчетов (дебет счета 1 502 11 000 ) показать сумму принятых денежных обязательств. Однако ввиду отсутствия необходимого объема денежных средств или по иным причинам принятое денежное обязательство может быть не исполнено. Принимать денежное обязательство в момент его оплаты тоже методологически неверно. Предлагаем для решения данной проблемы прописать в учетной политике:

– введение аналитического кода к счетам 1 502 11 000 и 1 502 12 000 , позволяющего идентифицировать исполнение денежного обязательства;

– введение в корреспонденцию счетов дополнительной проводки, отражающей исполнение денежного обязательства: дебет счета 1 502 12 000 и кредит счета 1 502 11 000 (будет делаться на основании банковской выписки).

Напомним, что согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение 1 к Инструкции № 162н) органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. По просьбе бюджетного учреждения его учредитель вправе установить такую корреспонденцию счетов.

Для справки

По кредиту счета 1 501 13 000 отражается размер утвержденных бюджетному учреждению лимитов бюджетных обязательств, по дебету счета показывается сумма принятых бюджетных обязательств. Кредитовый остаток по счету показывает объем лимитов бюджетных обязательств, по которым учреждением не приняты обязательства.

По кредиту счета 1 502 11 000 отражается сумма принятых учреждением обязательств, а по дебету этого счета – сумма принятых денежных обязательств.

Кредитовый показатель по счету 1 503 13 000 отражает объем не израсходованных учреждением бюджетных ассигнований по соответствующей статье (подстатье) бюджетной классификации. Дебетового показателя по данному счету быть не должно: это означает, что бюджетное учреждение приняло обязательств больше, чем ему выделено бюджетных ассигнований (больше, чем учреждение может оплатить).

Инструкция № 191н не разъясняет порядок погашения в текущем году принятых, но не исполненных в прошлом отчетном периоде обязательств (показателей первого года, следующего за текущим, отражающихся в 22-м разряде номера счета по коду аналитического учета 2). Из порядка заполнения формы данного отчета следует, что все показатели отражаются в ней за текущий финансовый год. Анна Николаевна Кривенец (начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства) разъяснила, что показатели санкционирования расходов бюджета первого года, следующего за текущим, тоже должны найти отражение в отчете.

Так, по графе 4 отражаются показатели, сформированные по счетам 1 503 15 221 и 1 503 25 221 , по графе 5 – по счетам 1 501 15 221 и 1 501 25 221 . Графа 6 формируется с учетом сведений, отраженных на счетах 1 502 11 221 и 1 502 21 221 . Графа 10 заполнятся по счету 1 304 05 221 , о чем мы говорили выше.

Ситуация 2

Бюджетное учреждение оказывает услуги в рамках приносящей доход деятельности. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности утверждены следующие показатели:

По состоянию на 01.07.2011 бюджетное учреждение произвело следующие хозяйственные операции:

– начислена и выплачена в размере 60 000 руб.

– начислены и уплачены в бюджет в размере 20 400 руб.;

– поступила от страховой организации сумма страхового возмещения в размере 90 000 руб.;

– заключен договор со сторонней организацией на ремонт автомобиля на сумму 90 000 руб. (был оплачен после выполнения работ по договору);

– приобретено оборудование на сумму 150 000 руб. (условия договора не предусматривали аванса, оборудование было оплачено после его поставки в учреждение).

Все принятые денежные обязательства в отчетном периоде учреждением были исполнены.

Данные операции на счетах по учету санкционирования расходов подлежат отражению следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Пункт Инструкции № 162н

Отражена сумма сметных назначений учреждения в рамках приносящей доход деятельности на текущий финансовый год в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Учреждением приняты обязательства на текущий год в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Учреждением приняты денежные обязательства в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Инструкция № 162н не предусматривает отражение на счетах по учету санкционирования расходов в рамках приносящей доход деятельности:

– объема плановых доходов, утвержденных в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий год;

– утвержденного объема финансового обеспечения;

– полученного финансового обеспечения;

– погашения возникшего денежного обязательства.

В то же время данные показатели необходимы для ведения учета сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), а также принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. Без них схема операций по санкционированию расходов не является полной и не несет функциональной и смысловой нагрузки, предусмотренной законодателем.

Следует заметить, что в Инструкции № 174н порядок отражения операций по санкционированию расходов учреждения в рамках деятельности, совершаемой бюджетным учреждением сверх утвержденного государственного (муниципального) задания (в рамках приносящей доход деятельности), прописан более детально. В 2011 году бюджетным учреждениям – получателям бюджетных средств, применяющим Инструкцию № 162н, можно воспользоваться информацией, приведенной в разд. 5 Инструкции № 174н , для того чтобы прописать в учетной политике порядок санкционирования расходов, применяемый в учреждении, либо придумать иную схему корреспонденции счетов. Использование Инструкции № 174н при разработке схемы в данном случае нам видится более удобным по следующим причинам:

– не надо придумывать то, что уже придумал Минфин;

– бюджетное учреждение в будущем перейдет на работу по Инструкции № 174н, в связи с чем приближение учета к положениям данной инструкции хотя бы по одному разделу сейчас облегчит переход к применению этой инструкции в дальнейшем;

– Инструкция № 174н предполагает отражение операций по санкционированию расходов на тех счетах, которые не используются в Инструкции № 162н (например, счета 0 507 00 000 , 0 508 00 000 ). В то же время и Инструкция № 174, и Инструкция № 162н дополняют и детализируют учет по Инструкции № 157н для получателей бюджетных средств и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств. Инструкцией № 157н, в свою очередь, предусмотрено использование таких счетов, как 0 507 00 000 и 0 508 00 000 , бюджетными учреждениями, и получающими, и не получающими бюджетные средства. Таким образом, если учредитель не будет против, учреждение может использовать в работе данные счета.

В учетной политике может быть утверждена следующая корреспонденция счетов санкционирования расходов по приносящей доход деятельности:

Дебет

Кредит

Утверждены суммы доходов бюджетного учреждения в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Внесены изменения в доходную часть сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в сторону увеличения (например, как в рассмотренной выше ситуации: изначально в смете было предусмотрено поступление доходов в виде страховых выплат по договору ОСАГО в размере 80 000 руб., а фактически было получено от страховой 90 000 руб. Следовательно, нужно внести изменения в смету.)

Внесены изменения в доходную часть сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в сторону уменьшения методом «красное сторно»

Утверждены суммы расходов бюджетного учреждения в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Внесены изменения в расходную часть сметы:

– в сторону увеличения

– в сторону уменьшения методом «красное сторно»

Отражены суммы принятых учреждением обязательств согласно закону, иному нормативному правовому акту, договору, соглашению

Показан планируемый объем поступления денежных средств, утвержденный в смете доходов и расходов

Отражен объем выполнения плановых показателей по поступлениям сумм доходов (фактически поступившие доходы)

Приняты денежные обязательства (обязательства, по которым в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением или в силу закона и т. п., возникла обязанность заплатить)

Погашены принятые денежные обязательства

Обратите внимание

Данную схему корреспонденции счетов необходимо согласовать с учредителем.

Исходя из условий, описанных в ситуации 2, посмотрим, как показатели санкционирования расходов бюджета отразятся в Отчете о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138).

Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Форма отчета и порядок его заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 191н).

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».