Налоговые органы. Система и функции налоговых органов Руководитель ФНС России

  • 6. Финансовая система. Звенья финансовой системы, их функции и взаимосвязь.
  • 7. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления финансами в рф.
  • 8. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
  • 9. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм функционирования.
  • 10. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
  • 11. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
  • 12. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
  • 13. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
  • 14. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
  • 15. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
  • 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
  • 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
  • 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
  • 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
  • 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура. Этапы развития инвестиционной теории.
  • 21. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
  • Порядок оценки инвестиционного проекта.
  • 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
  • 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
  • 24. Принципы организации форм безналичных расчетов.
  • 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
  • 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
  • 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
  • 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
  • 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
  • 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
  • 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
  • 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
  • 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
  • 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
  • 38. Государственные внебюджетные социальные фонды
  • 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов. Принципы налогообложения. Система налогов Российской Федерации.
  • 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
  • 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
  • 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
  • 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
  • 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
  • 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
  • 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
  • 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
  • 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
  • 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
  • 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
  • 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
  • 52. Основные цели инвестирования в ценные бумаги. Диверсификация вложений. Сбалансированный портфель ценных бумаг.
  • 53. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: понятие и виды деятельности.
  • 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
  • 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
  • 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
  • 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
  • 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
  • 59. Экономические основы производства на предприятии.
  • 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
  • 61. Система стратегического планирования на предприятии.
  • 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
  • 63. Сущность и значение валового внутреннего продукта и национального дохода, методы их расчета.
  • 64. Сущность, задачи, объекты и методы бухучета.
  • 65. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
  • 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • 67. Цель, функции, предмет экономического анализа.
  • 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
  • 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.
  • 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования.
  • 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.

    Налоговые органы – единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. Структура налоговых органов РФ :1.уровень Федеральная налоговая служба РФ в Министерстве Финансов РФ; Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам.2. уровень Управление ФНС РФ по регионам;Межрайонные инспекции ФНС РФ3. уровень Инспекции ФНС РФ по городам и районам. Межрайонные инспекции : 1. инспекции, контролирующие деятельность налогоплательщиков на территории нескольких районов; 2. инспекции, контролирующие деятельность налогоплательщиков определенной категории (ин. Юр. Лиц, банков, крупнейших налогоплательщиков, строительных компаний и т. п.) Основную работу с налогоплательщиками ведут инспекции, другие налоговые органы выполняют контролирующие и управленческие функции над нижестоящими органами.

    Функции: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) обеспечивать учет налогоплательщиков;3) осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм налогов;6) соблюдать налоговую тайну. Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Права налоговых органов: 1. требовать от налогоплательщиков документы; 2.проводить налоговые проверки; 3. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика; 4. обследовать помещение налогоплательщика, проводить инвентаризации; 5. в бесспорном порядке взыскивать с организаций недоимки, пени, штрафы; 6. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика Обязанности налоговых органов: 1. соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства; 3. вести учет налогоплательщиков; 4. соблюдать налоговую тайну; 5. бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика.

    41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.

    Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Налоговый контроль в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Налоговый контроль проводится в следующих формах: налоговые проверки (камеральные и выездные); получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

    Камеральная нал. проверка проводится по месту нахождения нал. органа на основе налог. Деклараций и документов представл. налогопл-ом, и др. документов о деят-ти нал-ка, имеющ-ся у нал-го органа. КП проводиться в теч. 3 мес. со дня представления декларации. При проведении КП в некот. Ситуациях нал. органы им. право затребовать от нал-ка доп. док (при использ-ии нал. льгот, по налогам связанным с исп-ем природных ресурсов и по НДС, когда заявляется возмещение ущерба).Выездная нал. проверка проводится на территории нал-ка на основании реш-ия рук-ля (зам.рук) нал. органа. ВП в отношении одного налогопл-ка м. провод-ся по одному или нескольким налогам. Предметом ВП явл. првильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проверкой м.б. охвачено не более 3 лет, предшеств-х году в кот-ом вынесено решение о проведении проверки; нал. органы не вправе проводить 2 и более ВП по одним и тем же налогам за один и тот же период; число проверок в году в отношении 1 налопл-ка не м.б. больше 2; ВП не м. продолжаться более 2 мес (1 мес. для филиалов и представительств), однако в некоторых случаях срок м. б. до 4-6 мес.Результат проверки оформляется актом в кот. отраж-ся выявленные ошибки и даются предложения по наложению ответственности налопл-ка.Повторная проверка налогоплательщика может проводиться:

    1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

    2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В рамках повторной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

    Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

    Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции, задачи, права и обязанности налоговых структур, ведущих деятельность в РФ? Какие ведомства отвечают за исчисление и перевод платежей от граждан в казну? Какие типы сборов установлены российскими законами?

    Российская налоговая система: общие характеристики

    Основополагающий источник права, излагающий суть и основные институциональные характеристики налоговой системы России - специализированный кодекс. В соответствии с регулирующими положениями, в РФ существуют определенные виды налогов в зависимости от уровня власти, отдельные органы, призванные собирать платежи, наделенные рядом прав и обязанностей. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.

    Налоги: федеральные, региональные, местные

    В России есть три вида налогов в зависимости от уровня власти: федеральные, региональные, а также местные. Сборы первого типа установлены НК РФ, они обязательны к уплате во всех населенных пунктах, расположенных на территории страны (если законом не допускаются те или иные исключения).

    К федеральным относятся следующие налоги: НДФЛ, НДС, на прибыль, на добычу полезных ископаемых, на воду, а также различного рода государственные пошлины, акцизы, сборы.

    Компетенциями по работе с местными сборами, в свою очередь, обладают налоговые органы, функционирующие на уровне отдельных муниципальных образований. Сборы такого типа обязательны к уплате физлицами и юрлицами, зарегистрированных в конкретном городе, районе, поселении и т. д. Налоговые органы, работающие в отдельном населенном пункте (или МО) не имеют полномочий контролировать процесс исчисления и уплаты сборов в других муниципалитетах. Ввод в действие отдельных видов отчислений в казну может осуществляться как на уровне НК РФ, так и в ходе законодательных процессов, осуществляемых локально.

    Местных налогов в России сравнительно немного. Их всего два. Это налог на имущество физлиц, а также на землю.

    Стоит отменить важнейшую особенность российской налоговой системы. Многие юристы называют ее основным признаком жесткую централизацию. Все дело в том, что вне зависимости от уровня, на котором функционируют налоговые органы, все типы сборов устанавливаются (равно как и отменяются) исключительно посредством внесения поправок в НК РФ. Ни один субъект федерации, равно как и муниципалитет, не наделен правом устанавливать свои, не имеющие соответствия в НК, налоги.

    Налоги в Санкт-Петербурге и Москве

    Как же обстоит ситуация с налогами в городах федерального значения - в Санкт-Петербурге и Москве? Никаких принципиальных отличий от общероссийской системы организации сборов, как отмечают эксперты, здесь нет. Типы платежей в казну в этих мегаполисах устанавливаются на уровне НК РФ, а также в соответствии с локальными законами (действующими только на территории каждой из "столиц"). Особенность систем, работающих в Санкт-Петербурге и Москве, в том, что органы налогового контроля обладают одновременно и "региональными" и "муниципальными" полномочиями.

    Налоговые ведомства России

    Ведомство, которому принадлежит главная роль в системе исчисления и обеспечения оплаты сборов на различном уровне - Федеральная налоговая служба России. Также, одним из ключевых органов власти, имеющих компетенции в этой сфере, является Министерство Финансов РФ. Вертикальная структура каждого из ведомств примерно соответствует тому, как организуется политико-административная иерархия в системе исполнительных органов власти.

    ФНС России: структура, функции

    ФНС - структура, подведомственная Минфину. Основные функции, возложенные на ФНС России, следующие:

    • соблюдение национального законодательства, регулирующего налоги и сборы;
    • контроль над корректностью исчисления и сроками внесения сборов в казну;
    • обеспечение законности оборота валюты в пределах своей компетенции;
    • информирование граждан по вопросам, связанным с правовым регулированием сферы сбора налогов.

    Важнейшая функция ФНС - регистрация юридических лиц и ИП. Гражданин РФ, запланировавший заняться бизнесом, почти на всех этапах своей деятельности будет так или иначе взаимодействовать с ФНС. Сюда относится не только регистрация в налоговом органе, но также и сверка финансовых документов, различного рода отчетность и т.д.

    Основные источники права, регулирующие деятельность ФНС - это Конституция России, федеральные законы, акты главы государства и правительства, международные соглашения РФ. ФНС и Министерство Финансов - это налоговые органы, которые ведут свою деятельность в тесном взаимодействии с многими другими структурами исполнительной власти (как на федеральном уровне, так и соотносительно полномочиям субъектов и муниципалитетов).

    Организация, с которой, по мнению многих экспертов, ФНС взаимодействует наиболее интенсивно и регулярно - это Пенсионный Фонд. Очень активно сотрудничают налоговики также и с Министерством Связи, "Ростелекомом" в части повышения уровня технологизации работы.

    Структура и организация налоговых органов утверждается посредством приказа, издаваемого федеральным руководством ФНС России. Каждый региональный субъект системы является, с одной стороны, отдельным юрлицом, с другой - подотчетен вышестоящим структурам ФНС.

    Существуют также особого вида налоговые органы РФ, в компетенции которых - контроль над выполнением законных обязательств со стороны плательщиков сборов, исходя из их отраслевой принадлежности и иных классифицирующих признаков. Речь идет от так называемых межрегиональных (а также межрайонных) инспекциях.

    Межрегиональные инспекции

    Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:

    1. контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
    2. эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
    3. контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.

    Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:

    • ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;
    • обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;
    • контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;
    • взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;
    • обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;
    • взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;
    • осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.

    Как ФНС помогает бюджету России

    Сбор денежных поступлений в бюджет - главная, по мнению многих юристов, функция, которую выполняют налоговые органы. Налогоплательщики, в свою очередь - это основной "спонсор" государственной казны. В связи с этим перед ФНС встает ряд важнейших задач, связанных с корректным исчислением и сбором всех необходимых платежей в национальный бюджет. Соотносительно им ведомство обладает достаточно большим количеством прав.

    Налоговые органы: их законные права

    Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:

    • выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;
    • запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;
    • проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;
    • приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;
    • налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;
    • производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
    • исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);
    • исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);
    • определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы - отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);
    • взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние - в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);
    • запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);
    • приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);
    • обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;
    • ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;
    • взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.

    Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.

    Обязанности налоговых структур

    В соответствии с нормами закона налоговики обладают рядом обязанностей. Перечислим важнейшие из них.

    Прежде всего обязанности налоговых органов включают неукоснительное соблюдение законодательства, отражающего процедуры исчисления и получения сборов в казну. Также структуры ФНС и иных ведомств, ведущих смежную работу, обязаны осуществлять контроль над тем, чтобы нормы правовых актов соблюдались всеми субъектами, которых регулирование касается.

    Ведомства обязаны вести корректный учет в налоговом органе плательщиков сборов, разъяснять им особенности применения актуальных правовых актов, информировать их о том, каковы размеры текущих платежей. Кроме того, ФНС обязана предоставлять необходимые формы отчетности (а также разъяснять нюансы их заполнения).

    Любой отчет, разъяснение, заявление в налоговый орган подаются в соответствии с официальными или рекомендуемыми форматами.

    Ведомству, в силу требований закона, предписывается помогать гражданам в предоставлении соответствующих документов.

    ФНС обязана возвращать переплату по налогам (или установленным образом пересчитывать в сопоставлении с другими сборами), пеням и различного рода штрафам.

    Налоговые органы обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность процесса взаимодействия с гражданами. Дело не только в обеспечении соответствия положениям ФЗ "О персональных данных" и иных защищающих индивидуальные сведения о плательщиках правовых актах. В России есть такое явление, как "налоговая тайна", и задача ФНС - в полной мере соблюдать ее.

    Таковы основные обязанности налоговых органов. Безусловно, есть и иного рода задачи, которые предписывается решать ведомству в силу закона. Мы отразили те, что касаются, прежде всего, взаимодействия ФНС и граждан. Есть, конечно, большое количество межведомственных обязательств данной структуры (например, время от времени должны передаваться в те или иные инстанции различные документы налоговых органов - отчеты, договоры, планы и т. д.).

    Как взаимодействуют ФНС и Минфин?

    Как мы уже сказали выше, налоговая система РФ функционирует посредством институтов на базе двух ведомств - Министерства финансов и ФНС. Каким образом эти две государственные структуры взаимодействуют между собой? Юристы выделяют следующие основные направления совместной работы двух указанных ведомств:

    1. формирование консолидированной точки зрения относительно того, как должны применяться различные акты налоговых органов (включая те, что регулируют деятельность ведомств);
    2. подготовительная работа в направлении совершенствования законотворческой политики в сфере налогообложения;
    3. деятельность, связанная с вынесением актуальных решений, касающихся внутри- и межведомственных вопросов.

    Ключевая структура, призванная обеспечивать корректность взаимодействия Минфина и ФНС - межведомственная комиссия. Она осуществляет работу, связанную с принятием решений, призванных оптимизировать работу по улучшению норм законов, регулирующих налоги и сборы, а также формировать корректный подход в области правоприменительной практики.

    Задачи, возложенные конкретно на ФНС в рамках взаимодействия с Минфином, таковы:

    1. работа в направлении создания алгоритмов, в соответствии с которыми налогоплательщики вносят сборы (главным образом это разработка документальных форм, шаблонов, а также разъяснений к ним);
    2. предоставление структурам Минфина необходимых материалов информационного и справочного характера (чаще всего их запрашивают высшие руководящие структуры ведомства);
    3. разработка планов, моделирование прогнозов, касающихся деятельности, написание отчетов по факту решения задач.

    Важнейшая функция ФНС во взаимодействии с Минфином - аналитическая работа. В конце каждого года руководящий аппарат ведомства направляет в Министерство финансов отчет, в котором анализируются данные об обращениях плательщиков. Как правило, это статистическая информация, отражающая количество (а также характер) запросов физлиц и юрлиц, а также сведения о судебных решениях по делам, касающимся сферы сбора налогов.

    • Часть I.
      • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
        • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

    Статья 31. Права налоговых органов

    1. Налоговые органы вправе:

    1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

    2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

    3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

    6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

    7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

    8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

    9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

    10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

    11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

    14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

    о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

    о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

    в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

    2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

    2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

    3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

    4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

    Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

    В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

    В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

    Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

    5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

    налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

    налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

    налогоплательщику - иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, - по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

    налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, - по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

    налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

    Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

    До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

    Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между и действующими от имени государства налоговыми органами.

    Налоговые органы Российской Федерации — «единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий и сборов», а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

    Федеральная налоговая служба

    Историческая справка
    • Указом Президента РФ от 21.11.1991 № 229 была образована Государственная налоговая служба РСФСР.
    • В декабре 1998 г. Указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 ГНС РФ преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
    • В марте 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России получает современное название и становится Федеральной налоговой службой.

    ФНС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Сегодня основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является Налоговый кодекс РФ.

    Параллельно действует Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

    ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

    Структура Федеральной налоговой службы

    1. Центральный аппарат.

    2. Межрегиональные инспекции по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уратьский).

    3. Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

    4. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН), к которым относятся:

    • МИ ФНС России по КН по № 1 (администрирует нефтедобывающие организации);
    • МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие организации);
    • МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов);
    • МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические организации);
    • МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические организации);
    • МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные организации);
    • МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные организации);
    • МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные организации и предприятия ВПК);
    • МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки).

    5. 82 управления по субъектам Российской Федерации (УФНС России).

    6. Территориальные инспекции (ИФНС России).

    7. Межрайонные инспекции (Межрайонные инспекции ФНС России), других структурных подразделений.

    Пример. Структура налоговых органов Чувашской Республики

    Таким образом, налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

    Полномочия ФНС

    Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве и крестьянских (фермерских) хозяйств.

    В случаях ликвидации юридических лиц ФНС России выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

    Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными , общественными объединениями и иными организациями.

    Рисунок. Единая централизованная система налоговых органов

    Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.

    Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

    Основные задачи Федеральной налоговой службы:
    • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
    • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
    • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;
    Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
    • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
    • государственную регистрацию , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
    • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
    • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
    • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
    • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
    • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
    • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

    Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

    Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

    Налоговые органы вправе:
    • Требовать от документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
    • Проводить ;
    • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о , если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
    • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
    • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
    • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
    • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в , расчетным путем на основе имеющейся информации;
    • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
    • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
    • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
    • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;
    • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
    • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
    • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

    Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:

    • действовать в строгом соответствии с и иными федеральными законами;
    • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
    • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

    Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

    Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как , превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих , и новых форм его проведения.

    Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

    Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

    Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
    • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
    • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
    • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
    • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
    • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

    Главной задачей налоговых органов Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представленных органов муниципальных образований в пределах их компетенции.

    Исходя из данного определения, отличие налоговых органов нашей страны от таможенных органов заключается в том, что они не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея при этом широкие права и полномочия.

    По мимо перечисленных выше задач, к основным задачам налоговых органов можно отнести валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

    Что касается функции налоговых органов, они несколько отличаются друг от друга, в зависимости от уровня управления - федерального, регионального или местного.

    Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС охватывает следующие моменты:

    • § Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • § Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков;
    • § Проверку достоверности документов по бухгалтерскому и налоговому учету;
    • § Передача документов, касающихся нарушения законодательства, в правоохранительные органы. За такие нарушения должна быть предусмотрена уголовная ответственность;
    • § Направление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд исков.

    Наряду с общими для всех звеньев налоговой системы Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам РФ осуществляют другие функции:

    • 1. Контроль и координация деятельности нижестоящих инспекций и управления;
    • 2. Обработка материалов: аналитическая и статистическая;
    • 3. Разработка методических изданий по применению налогового законодательства;
    • 4. Сотрудничество с зарубежными, международными налоговыми организациями.

    Одной из ключевых задач в международной деятельности ФНС России является установление, поддержание и развитие международных контактов и практическое взаимодействие с налоговыми органами зарубежных стран с целью обмена опытом по налоговым вопросам. А также получения обмена информацией.

    Наиболее тесное взаимодействие ФНС налажено с налоговыми ведомствами Германии, США, Франции, Великобритании, Польши и Финляндии. Используемая информация, взята на основании статистических данных, представленных на сайте www. gks. ru

    Это свидетельствует об эффективной деятельности ФНС России, которая оценивается по определённым критериям и показателям. К таким показателям относятся: собираемость налогов и сборов, увеличение доли налогоплательщиков и плательщиков сборов, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов, а также снижение задолжности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ и др.

    Данные критерии отражают приоритетные направления деятельности и развития ФНС России на ближайшие три года.

    УФНС России по субъектам РФ занимает центральное место среди территориальных налоговых органов. Руководитель составляет структуру управления, которая в дальнейшем предоставляется им на утверждение в ФНС России.

    Исходя из задач и функций, выполняемых УФНС России по субъектам РФ, устанавливается состав и внутренние подразделения (отделы) Такие задачи и функции заключаются в следующем:

    ь Государственная регистрация лиц, в отношении которых установленный специальный порядок регистрации;

    ь Ведение регионального раздела информационного ресурса. К таким ресурсам относятся: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН.

    ь Учёт, отчётность и анализ поступлений налогов и сборов на территории данного субъекта РФ;

    ь Принятие решений об изменении срока уплаты налогов;

    ь Проведение выездных, а также повторных выездных, налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также налоговых агентов;

    ь Бесплатное информирование налогоплательщиков;

    ь Методическое обеспечение налогового администрирования, также юридическое сопровождение налогового администрирования управления и нижестоящих налоговых инспекций;

    ь Другие функции.

    При формировании отделов, для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам, за основу берётся структура ФНС России.

    Инспекции ФНС России межрайонного уровня подразделяются на два вида:

    • 1) Территориальные налоговые органы, созданные на базе двух (и более) инспекций по районам;
    • 2) Специализированные налоговые органы по отраслям экономики и сферам деятельности.

    Функции инспекций межрайонного уровня идентичны функциям обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления. Что касается функций специализированных инспекций межрайонного уровня - они идентичны тем, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России федерального уровня.

    Исходя из особенностей каждого субъекта на территории РФ, количество инспекций отличается друг от друга с большим отклонением. Например, в городе Москве налоговое администрирование осуществляется в 36-ти территориальных инспекциях и 6-ти межрайонных специализированных.

    К таким инспекциям относятся:

    • · №45 - по центральной обработке данных (ЦОД);
    • · №46 - по работе с крупнейшими налогоплательщиками;
    • · №47 - по работе с иностранными налогоплательщиками;
    • · №49 - по работе с казино и рынками;
    • · №50 - по работе с банками и инвестиционными фондами.

    На создание вышеуказанных инспекций повлияла специфика данного региона. А фундаментом внутреннего устройства является типовая структура по городу или району.

    Благодаря компьютеризации налоговых органов, а также применения других усовершенствованных средств информатизации стала возможна типовая структура налоговых инспекций, в которой внутренние подразделения создаются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, иными словами, на основе функционального принципа.

    Таким образом, подводя итог рассмотрению функционального назначения налоговых органов, можно сделать следующие выводы:

    • - функции центрального, региональных и местных налоговых органов различны. Однако, так как основной задачей, присущей каждому звену, является контроль за соблюдением налогового законодательства, из это вытекает, что налоговые органы всех уровней выполняют следующие общие функции:
      • · Учет налогоплательщиков и плательщиков сборов;
      • · Осуществляют контроль за соблюдением законодательства участниками налоговых правоотношений;
      • · Определение сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
      • · Возврат излишне уплаченных/ излишне взысканных налогов, сборов, пеней;
      • · Применение ответсвенности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации;
      • · Сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями и другие.
    • - налоговые органы Российской Федерации наделены соответствующими правами, которые при выполнении функций, реализуются через права уполномоченных лиц.
    • - налоговым органам и их должностным лицам присущ принцип диспозитивности, который заключается в том, что « разрешено всё, что не запрещено законом». Однако, целесообразнее было бы руководствоваться императивным принципом, который позволяет выполнять только действия, разрешенные законом.