Налоги сущность типы виды функции. Сущность налога и налоговой системы, виды налогов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ...........................3-11

Понятие и сущность налогов..........................................................................3-5

Виды налогов....................................................................................................5-7

Функции налогов...............................................................................................7-9

Элементы налога.............................................................................................9-11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ...........................11-19

Задача №1..........................................................................................................11-12

Задача№2................................................................................................................12

Задача№3................................................................................................................13

Задача№4...........................................................................................................13-14

Задача№5...........................................................................................................14-15

Задача№6...........................................................................................................15-19

Список используемой литературы.......................................................................20

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Понятие и сущность налогов

Термин "налог" означает обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, а также основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Как участник перераспеделительного процесса налоги входят в систему производственных отношений и выступают в роли экономической категории. Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) формулирует понятие налога так: "Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Для характеристики налога необходимо выделить те специфические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как категории. Так, налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства: 2

· императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

· смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

· безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

· легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные;

Аккордные и подоходные

Опишу каждый из них:

Прямой налог - налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы. Пример данного налога – плата за лицензию.

Подоходный налог - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

По местоположению различают следующие виды налогов: К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции:стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая подфункция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Элементы налога

Следует также отметить, что понятие «налог» можно рассматривать с двух самостоятельных позиций – в узком и широком смысле слова.

В узком смысле налог представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке.

В широком смысле налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд составляющих (элементов). Так, в налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.

Рассмотрим эти элементы подробнее:

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (НК РФ ст. 19). В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

НКРФ часть 1 ст 8 п 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога.

Выделяют следующие функции: 1 Фискальная . Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства. 2Регулирующая . Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экон-ские, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые хара-ки этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе. 3 Стимулирующая. . Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. 4 Распределительная функция . Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.5 Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

По налоговому кодексу РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог

Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.

Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.

Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

Государств.регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого и косвенного воздействия. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит успешность и результативность принимаемых эк.решений.

Устанавливая налоги, предоставляя льготы, изменяя ставки налогообложения государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одном направлении и сдерживает ее в другом, исходя из общих национальных интересов.

Налоговый механизм применяется для снятия соц.напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечение политической стабильности и создание условий для благоприятного экономического роста.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Налоговые поступления являются источником формирования бюджета государства.

Налог - это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж взимаемый организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для пополнения бюджетов разных уровней.

Налог является экономической категорией, т.к предназначен для мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налогообложение - это полный процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, а так же защита прав и интересов участников данного механизма.

Сбор - это обязательный взнос взимаемых с организаций и физ.лиц, уплата которого является основным условием совершения юридически значимых действий, включая выдачу различных прав и разрешений (лицензии).

На ряду с налогами и сборами, также можно выделить основные элементы налогообложения:

1. Носитель налога - это лицо, которое несет на себе налоговое бремя.

2. Налоговый агент -это лица, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность по исчислению и удержании у налогоплательщика соответствующую сумм налогов, а так же перечисления их в бюджет.

3. Сборщики налогов и сборов - это уполномоченные лица, принимающие от налогоплательщиков налоги и сборы перечисляющие их в бюджет.

4 . Резиденты - это лица, постоянно пребывающие в государстве.

5. Нерезиденты - лица не имеющие постоянного местоприбывания в государстве.

6 . Субъект Налогообложения - реальное имущество (земля, автомобиль и прочее), а также не материальные блага (госдарст.символика, эк.показатели и т.д.).

7. Объект налогообложения - это юр.факт, который обуславливает и обязывает субъекта платить налог (владение имуществом, совершение сделки купли продажи и т.п.).

8. Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

9. Налоговые период - это срок в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

10 . Налоговая ставка - это размер налога на единицу налогообложения.

2. Экономическая и правовая природа налогов и сборов.

Налог, как экономическая категория выражается в сборе и мобилизации ресурсов поступающих в распоряжение государства, за счет налогов и налоговых поступлений формируются бюджеты РФ. Порядок исчисления налоговой базы, налоговой ставки, порядок и сроки уплаты налогов регултруются налоговым кодексом РФ 1 и 2 часть, а также иными нормативно-правовыми актами.

Сущность налогов проявляется через их функции:

1. Фискальная функция - данная фунуция является основной, т.е с помощью налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы государства, из этих же ресурсов происходит финансирование основных функций государства (пополнение бюджета).

2. Экономическая - государство с помощью налогов влияет на развитие отдельных отраслей и экономики в целом. Стимулирование происходит за счет снижения налогового бремени и снижения налоговых ставок.

3. Распределительная функция - выступает ввиде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП, путем введения новых налогов, либо отмены старых, а также через сокращение налоговой базы государство влияет на распределение доходов.

4. Стимулирующая - данная функция проявляется в диференциации налоговых ставок. Введение дополнительных налоговых льгот, а также оказание поддержки малому бизнесу.

5. Социальная функция - данная функция существует для поддержания соц.обеспечения и страхования граждан, выражается в получении льгот и вычетов связанных с расходами произведенными в благотворительных целях, в целях поддержки инвалидов и т.п.

6. Контрольная функция - налоги выступают, как зеркало различных эк.процессов, анализируя налоговые поступления можно сделать оценку о развитии и стабильности экономики в целом, а также об эффективности действующей налоговой системы.

Сущность и виды налогов. Налоговая система России.

План

Введение………………………………………………………………….. 4

1. Сущность налогов……………………………………………………... 5

2.Виды налогов…………………………………………………………… 8

3.Налоговая система в России…………………………………………... 12

Заключение………………………………………………………………. 16

Список использованной литературы…………………………………… 18

Введение.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше-ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово-ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого-вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно - технического прогресса.

Налоги стали известны давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде-лить три крупных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе фи-нансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавли-вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, на-конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру-ки все функции установления и взимания налогов, так как на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Целью данной контрольной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность налога и налоговой системы.

2. Рассмотреть существующие виды налогов.

3. Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации.

    Сущность налогов.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 1

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. 2

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции (т.е. - дань, принудительный денежный побор). Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо. Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит, прежде всего, от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления, способы и сроки уплаты и взимания налогов. Порядок исчисления налога - конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Налоги выполняют пять важнейших функций, в каждой из которых проявляется их сущность и реализуется назначение как инструмента финансовой политики.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ: научно-технических, экономических и других. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно - денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика, где центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

    Виды налогов.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги на доходы и имуще- ство:

    подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

    на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

    поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

    налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги:

    налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

    акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

    на наследство;

    на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

    Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

    Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

    Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Первая форма проявления сущности на­логов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публич­ной власти. Так что минимальный размер налогового бремени оп­ределяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно долж­но собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государст­венного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор нало­гов, зависит эффективное функционирование национальной эко­номики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая по­литика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и ин­вестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Функции налогов

С оциально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

    фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

    регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовыхпотоков;

    социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Элементы налога Все налоги содержат следующие элементы:

    объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

    субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

    источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;

    единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);

    ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);

    налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);

    налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Виды налогов Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с обо­рота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добав­ленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену то­вара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исклю­чением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяй­ственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на по­требителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосроч­ном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высо­кой эластичности предложения - к сокращению чистой прибы­ли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив ка­питала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессив­ные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те нало­ги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его на­логовое бремя.

Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью ко­торых государство воздействует на рыночную экономику. В усло­виях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздей­ствия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономи­кой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения пред­приятий всех форм собственности с государственными и местны­ми бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение ино­странных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Че­рез налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государствен­ной власти в области налогообложения, направленную на дости­жение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюде­ния ряда условий.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов