Участниками персонифицированного учета в системе омс являются. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования

Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования

1. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования (далее - персонифицированный учет) - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.

2. Целями персонифицированного учета являются:

3. Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федеральным фондом и территориальными фондами, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и страхователями для неработающих граждан в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Для целей персонифицированного учета Федеральный фонд и территориальные фонды осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, с Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и иными организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Порядок ведения персонифицированного учета определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение определенных сведений о застрахованных лицах.



Перечень сведений, включаемых в реестры, содержится в ст. 44 Закона, а также дублируется в приказе Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования». Установленный порядок определяет правила ведения персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице в сфере обязательного медицинского страхования. В частности, организацию персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования; ведение единого регистра застрахованных лиц; ведение персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам и технологию обмена информацией при ведении персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

Организация персонифицированного учета в отношении пенсионного страхования потребовала принятия специального объемного Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В сфере обязательного медицинского страхования такой закон не принят, и соответствующие правоотношения регламентируются подзаконными нормативными актами.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утверждены общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования (приказ ФОМС от 07.04.2011 № 79). В целях установления единых требований и правил информационного взаимодействия, применяемых участниками и субъектами системы обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации, утверждены:

Общие требования к построению и функционированию информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования;

Требования к региональной информационной системе обязательного медицинского страхования;

Общие требования к информационной системе территориального фонда обязательного медицинского страхования;

Требования к подсистеме ведения регионального сегмента Единого регистра застрахованных лиц;

Требования к подсистеме ведения персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования;

Требования к подсистеме информирования граждан (официальному сайту территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети Интернет);

Общие требования к информационной системе страховой медицинской организации;

Требования к подсистеме персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах;

Требования к подсистеме персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования;

Требования к подсистеме информирования граждан (официальному сайту страховой медицинской организации в сети Интернет);

Общие требования к информационной системе медицинской организации; требования к подсистеме персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения информационного взаимодействия между Федеральным фондом и территориальными фондами, страхователями для неработающих граждан, с Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и иными организациями заключены:

– Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31.12.2010 г. ПФ РФ № АД-30-32/09сог, ФОМС № 6547/20-1264;

– Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31.01.2011 г. ПФ РФ № АД-08-33/03сог, ФОМС № 558/91-и265.

Таким образом, полностью правовая основа для информационного взаимодействия между указанными органами пока не создана и подлежит формированию в перспективе.

Целями персонифицированного учета согласно закону являются:

1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;

3) определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования.

По-сути, данные персонифицированного учета позволят однозначно идентифицировать гражданина, определять объем и качество оказанной ему медицинской помощи, но только в рамках обязательного медицинского страхования, то есть оказанной ему бесплатно в пределах базовой и территориальной программы; позволят обеспечить более точное прогнозирова-

ние потребностей в медицинской помощи, определять необходимые расходы.

Анализ данных персонифицированного учета является одним из условий для организации контроля за качеством оказанной медицинской помощи и, соответственно, использованием средств обязательного медицинского страхования, которые в случае некачественно оказанной медицинской помощи: нарушение объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, подлежат удержанию из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежат возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшается оплата медицинской помощи.

Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

1. В сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

2. При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений о застрахованных лицах:

1) фамилия, имя, отчество;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;

13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий).

3. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.

4. При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

8) диагноз;

11) примененные медико-экономических стандарты;

5. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о возможности предоставления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.

6.Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд на основании сведений о застрахованных лицах, предоставляемых страховой медицинской организацией.

На этапе автоматизированной обработки сведений персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в территориальном фонде производится:

1) идентификация застрахованного лица по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц, определение страховой медицинской организации, ответственной за оплату счета;

2) выявление застрахованных лиц, которым оказана медицинская помощь вне территории страхования, и определение их территории страхования;

3) направление в электронном виде результатов, полученных в соответствии с приведенными выше п. 1 и 2, в медицинскую организацию, оказавшую медицинскую помощь застрахованным лицам.

Медицинская организация по результатам автоматизированной обработки сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, представляет их в страховые медицинские организации в объеме и в сроки, установленные договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Обмен данными между медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами и Федеральным фондом в целях ведения персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая сеть Интернет, с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.

Защиту персональных данных обеспечивает следующий механизм, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Страховая медицинская организация и территориальный фонд приказами определяют работников, допущенных к работе с региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц, и соблюдают требования законодательства Российской Федерации по защите персональных данных.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Реализация требований по обеспечению безопасности информации в средствах защиты информации возлагается на их разработчиков.

Статья 45. Полис обязательного медицинского страхования

1. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

2. Полис обязательного медицинского страхования обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Единые требования к полису обязательного медицинского страхования устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 комментируемого Закона с 1 мая 2011 г. для всех субъектов Российской Федерации действуют полисы единого образца. Их изготовление организуется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Вместе с тем выданные до вступления Закона в силу полисы являются действующими до замены их на полисы единого образца.

Правила обязательного медицинского страхования устанавливают следующие требования к полису обязательного медицинского страхования. Полис может быть представлен в форме бумажного бланка или в форме пластиковой карты с электронным носителем. Для обеих форм полиса введены единые требования.

Во-первых, полис является документом строгой отчетности и, соответственно, учет осуществляется как для бланка строгой отчетности. Во-вторых, и тот, и другой полис являются двусторонними (имеют лицевую и оборотную сторону, отражающие соответствующие сведения) и обладают защитным комплексом.

Вместе с тем различие носителей обуславливает дополнительные требования. Так, бумажный полис представляет собой лист формата А5, на лицевой стороне которого содержатся сведения о полисе и персональные данные застрахованного лица, заверяемые его подписью. Кроме того, на лицевой стороне размещается штрих - код, содержащий общую информацию о полисе и застрахованном лице. Оборотная сторона полиса содержит сведения о страховой медицинской организации, избранной застрахованным лицом, заверенные подписью ее представителя и печатью.

Пластиковый полис с электронным носителем (электронный полис) имеет визуальные (графические) сведения о полисе и застрахованном лице. Кроме того, для застрахованных лиц старше 14 лет обязательно размещение на оборотной стороне полиса фотографии. Для электронных полисов предусматривается возможность размещения (считывания) страхового и медицинского приложений. Посредством первого реализуется доступ застрахованного лица к получению услуг в сфере обязательного медицинского страхования, а также встраиваются изменяемые и неизменяемые данные о полисе и застрахованном лице. Медицинское приложение опосредует информацию о застрахованном лице, необходимую для оказания ему медицинской помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Однако Федеральным законом № 326-ФЗ прямо не предусматривается заключение договора ОМС в такой форме. Обязательственные отношения между страхователем, страховщиком и застрахованными лицами складываются непосредственно в силу закона.

В Гражданском кодексе РФ предусматривается, что договор страхования может заключаться путем выдачи полиса страховщиком, тогда как в Федеральном законе № 326-ФЗ установлено, что полис ОМС выдается страховой медицинской организацией.

В Федеральном законе № 326-ФЗ не разъясняется правовая природа полиса ОМС. Статья, содержащая правила выдачи полисов ОМС, находится в разделе о персонифицированном учете в сфере ОМС.

В ст. 45 Федерального закона № 326-ФЗ предусматривается, что полис ОМС обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче карт с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г. Однако законом субъекта Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи таких карт. Выдача карты является бесплатной.

Если граждане в пределах указанного срока не обратились с заявлениями о выдаче универсальной электронной карты и не подали заявление об отказе от получения карты, то право на получение карты не теряется.

Статьей 26 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что гражданам, не подавшим до 1 января 2014 г. заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации с 1 января 2014г (рис. 1). Если гражданин откажется от получения универсальной электронной карты, он сможет пользоваться полисом обязательного медицинского страхования. Граждане также могут отказаться от карты в любое время после ее получения: такая карта аннулируется в установленном порядке.

Рис. 1. Образец универсальной электронной карты.

Статья 46. Порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования застрахованному лицу

1. Для получения полиса обязательного медицинского страхования застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, в страховую медицинскую организацию или при ее отсутствии в территориальный фонд.

2. В день получения заявления о выборе страховой медицинской организации страховая медицинская организация или при ее отсутствии территориальный фонд выдает застрахованному лицу или его представителю полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования.

Заявление о выборе страховой медицинской организации подается в страховую медицинскую организацию. В том случае, если такая организация отсутствует, то соответствующее заявление подается в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Застрахованное лицо подает заявление о выборе страховой медицинской организации лично или через своего представителя. В случаях, установленных законодательством, совершение такого юридически значимого действия, как подача заявления о выборе страховой медицинской организации, может осуществляться исключительно через законного представителя (для несовершеннолетних, лиц, признанных судом недееспособными).

Заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации оформляется в письменной форме или машинописным способом и подается (направляется) в страховую медицинскую организацию или передается с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, через официальный сайт территориального фонда или единый портал государственных услуг.

Статья 47. Взаимодействие медицинской организации с территориальным фондом и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

1. Медицинские организации предоставляют сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, предусмотренные пунктами 1–13 части 4 статьи 44 настоящего Федерального закона, в территориальный фонд и страховую медицинскую организацию в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Данные персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, предоставляются медицинскими организациями в страховые медицинские организации в объеме и сроки, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

3. Страховые медицинские организации и медицинские организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела хранят копии документов на бумажном и электронном носителях, содержащих сведения, указанные в части 1 настоящей статьи и предоставляемые в территориальный фонд для ведения персонифицированного учета.

4. Медицинские организации, страховые медицинские организации и территориальные фонды определяют работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивают их конфиденциальность в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.

5. После истечения срока, установленного для хранения копий документов на бумажном и электронном носителях в страховой медицинской организации, указанных в части 3 настоящей статьи, данные копии подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании акта об их уничтожении, утверждаемого руководителем страховой медицинской организации.

6. Данные персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждый гражданин в соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации имеет право на личную тайну, к которой относятся также сведения о состоянии его здоровья, перенесенных или имеющихся заболеваниях. Сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, относятся к категории конфиденциальных сведений. В связи с этим к соответствующим сведениям предъявляются повышенные требования, касающиеся их сохранности и неразглашения. Конфиденциальные сведения - это информация, требующая защиты, доступ к которой ограничен в установленных пределах. Поэтому медицинские организации, страховые медицинские организации и территориальные фонды осуществляют необходимую защиту соответствующих сведений.

Для этих целей они обязаны определять работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений об оказанной медицинской помощи, и вменять им в должностные обязанности соблюдение в тайне соответствующей информации, а также ответственность за их разглашение.

Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Конкретно на соответствующие организации возложена обязанность обеспечивать конфиденциальность сведений в рамках требований, установленных законодательством по защите персональных данных, в том числе путем блокирования к ним доступа, обезличивания и т.п.

Законом установлены специальные сроки хранения страховыми организациями копий документов об оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. По истечении установленных сроков хранения копии документов (на бумажном и электронном носителях) об оказанной медицинской помощи подлежат уничтожению.

Об уничтожении документов должен быть составлен соответствующий акт. Акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, составляется на дела всей организации. Если в акте указаны дела нескольких подразделений, то название каждого подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения. Заголовки однородных дел, отобранных к уничтожению, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе. Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляются под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива (п. 2.4.5, 2.4.7 Основных Правил работы архивов организаций).

Исходя из информационной значимости отдельных видов архивных документов, Закон об архивном деле в ст. 22 установил срок временного хранения в архивах организаций документов по личному составу, куда относятся сведения о личной и семейной тайне, в 75 лет. Следовательно, данные персонифицированного учета (сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам) полежат обязательному хранению в течение указанного срока.

Статья 48. Взаимодействие страховой медицинской организации и территориального фонда при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

1. Страховые медицинские организации предоставляют сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, полученные от медицинских организаций и указанные в части 4 статьи 44 настоящего Федерального закона, в территориальный фонд в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета.

2. Данные персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, предоставляются страховыми медицинскими организациями в территориальный фонд в объеме и сроки, которые установлены договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

3. На основании сведений, указанных в части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона и части 1 настоящей статьи, территориальные фонды ведут персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в соответствии с настоящим Федеральным законом и порядком ведения персонифицированного учета.

4. Ведение персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в территориальных фондах осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

5. Сведения, указанные в части 4 настоящей статьи, подлежат хранению в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение следующих сведений:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;

3) виды оказанной медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

5) сроки оказания медицинской помощи;

6) объемы оказанной медицинской помощи;

7) стоимость оказанной медицинской помощи;

8) диагноз;

9) профиль оказания медицинской помощи;

10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;

11) примененные медико-экономические стандарты;

12) специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь;

13) результат обращения за медицинской помощью;

14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Частью 2 статьи 48 определен порядок предоставления данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, страховыми медицинскими организациями в территориальный фонд.

Условия об объемах и сроках оказания направляются страховыми медицинскими организациями в сроки, которые предусмотрены договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Сроки предоставления сведений в территориальный фонд могут быть установлены индивидуально для страховой медицинской организации, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Часть 4 статьи 48 предусматривает, что сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в территориальные фонды как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений в соответствии с установленными требованиями по защите персональных данных. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Решение о возможности представления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.

В случаях несоответствия сведений указанных на бумажных носителях и сведений на электронных носителях приоритет будут иметь сведения на бумажных носителях.

Частью 5 статьи 48 предусмотрено, что ведение персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в территориальных фондах, подлежит хранению в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Согласно ст. 22 указанного Закона, срок хранения составляет 75 лет.

Статья 49. Взаимодействие территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователя для неработающих граждан и территориального фонда при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах

1. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет в соответствующий территориальный фонд сведения о работающих застрахованных лицах, указанные в пунктах 1–10 и 14 части 2 статьи 44 настоящего Федерального закона.

2. Страхователь для неработающих граждан ежемесячно не позднее 5-го числа каждого месяца предоставляет в соответствующий территориальный фонд сведения о неработающих застрахованных лицах, предусмотренные пунктами 1–10 и 14 части 2 статьи 44 настоящего Федерального закона.

3. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователи для неработающих граждан осуществляют обмен информацией с территориальными фондами в электронном виде в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене, и по форме, утверждаемой Федеральным фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации.

4. Территориальные фонды в течение 15 рабочих дней со дня получения сведений о застрахованном лице, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, вносят их в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Статья 49 направлена на обеспечение бесперебойного функционирования единого регистра застрахованных лиц и создание четкой системы взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования на региональном уровне.

Статья 49 устанавливает основы взаимодействия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователя для неработающих граждан и территориального фонда при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. Более подробно взаимодействие указанных субъектов регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» и «Соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ОПФР) ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет в соответствующий территориальный фонд сведения о работающих застрахованных лицах для внесения их в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц. Это обеспечивается Соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Страхователь для неработающих граждан ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца предоставляет в соответствующий территориальный фонд сведения о неработающих застрахованных лицах. Это осуществляется в соответствии с соглашениями об информационном обмене между территориальными фондами и страхователями для неработающих граждан в субъектах Российской Федерации, и по форме, утверждаемой Федеральным фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования взаимодействие ОПФР и ТФОМС осуществляются ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.

Глава 6. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Одним из новшеств, введенных гл. 10 Закона N 326-ФЗ, является персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования.

В памяти всплывает забавный детский мультфильм про козленка, который умел считать до 10. Простенький, доступный дошколенку сюжет. Козленок научился считать до 10 и начал демонстрировать свое умение каждому встречному. Сначала на него все сердились, но, в конце концов, в сложной ситуации умение козленка считать пригодилось для спасения остальных. Вывод — как хорошо уметь считать.

Вот и персонифицированный учет введен, чтобы обеспечить застрахованным право на бесплатное предоставление медицинской помощи надлежащего качества и объема в рамках базовой и территориальных программ. Он призван облегчить контроль использования средств обязательного медицинского страхования, помочь определять потребности в объемах медицинской помощи для формирования будущих программ.

  • 1. Направления учета

Персонифицированный учет ведется в форме единого регистра, который является совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение целого ряда сведений о застрахованных лицах .

Кроме этого, вводится персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованному населению .

Это направление учета включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение таких сведений, как номер полиса обязательного медицинского страхования, виды, условия, сроки оказания медицинской помощи, какими медицинскими организациями эта помощь была оказана. В этом направлении учет будет содержать информацию об объемах оказанной медицинской помощи, ее стоимости, поставленных застрахованному пациенту диагнозах, профиле оказания медицинской помощи. Из данных учета можно будет четко знать, медицинский работник какой специальности и с применением каких медико-экономических стандартов оказал помощь. Наконец, в учете будут отражены результаты обращения пациента за медицинской помощью, а также результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий ее предоставления.

Законом допускается ведение учета в письменной форме и в электронном виде. Последний вариант должен гарантировать достоверность (подлинность) данных, защиту от несанкционированного доступа и возможных искажений. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи носят конфиденциальный характер, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством.

  • 2. Обработка и хранение документов

Сведения о работающих застрахованных лицах для внесения их в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ежемесячно передает ТФОМС территориальный орган ПФР.

Страховые медицинские компании, поликлиники и больницы должны хранить копии бумажных документов и электронные архивы, содержащие персонифицированные сведения. После истечения установленного срока хранения в страховой медицинской организации документы подлежат уничтожению.

Страховые компании обязаны проверять вносимые в реестр сведения на наличие повторений:

— по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;

— по данным документа, удостоверяющего личность;

— по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства;

— по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства;

— по страховому номеру индивидуального лицевого счета.

Не реже одного раза в месяц страховая компания должна передавать ТФОМС файлы с изменением сведений о застрахованных. Страхователь для неработающих граждан также ежемесячно, не позднее 5-го числа каждого месяца, представляет в фонд сведения о неработающих застрахованных лицах. Это необходимо делать для того, чтобы сведения в реестре всегда были актуальными. Такие сведения ТФОМС должен принимать и обрабатывать круглосуточно.

Медицинские организации представляют ТФОМС сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Он в течение двух рабочих дней на основании регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет автоматизированную обработку полученных сведений.

При этом выявляются лица, которым оказана медицинская помощь вне территории страхования, и определяется их территория страхования. В случае затруднений ТФОМС должен подготовить запрос в центральный сегмент единого регистра, где в течение пяти рабочих дней будет осуществлена проверка и сформирован ответ с указанием выявленной территории страхования и действующего номера полиса застрахованного лица.

Распоряжение от 20 июля 2017 г. №1538-р. Законопроектом предусматривается совершенствование механизма контроля за наличием у гражданина права на ОМС. Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить страхование граждан, оказание медицинской помощи которым финансируется из федерального бюджета. Таким образом, законопроект направлен на исключение двойного финансирования оказания медицинской помощи.

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" (далее — законопроект) внесен Минздравом России.

Законопроект направлен на совершенствование персонифицированного учёта в сфере обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

Законопроектом, в частности, предусматриваются конкретизация категорий военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, не подлежащих ОМС, определение механизмов приостановления и прекращения ОМС в отношении военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

Предлагается регламентировать информационное взаимодействие федеральных государственных органов и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) при ведении персонифицированного учёта сведений о застрахованных лицах, включая определение порядков и сроков представления (направления) сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС.

Территориальные фонды ОМС предлагается наделить полномочием по проведению проверки достоверности сведений персонифицированного учёта о застрахованных лицах в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России.

За Правительством России предлагается закрепить полномочие по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных фондов ОМС.

Законопроектом предусматривается совершенствование механизма контроля за наличием у гражданина права на ОМС, включая введение обязанностей:

  • гражданина, перешедшего в категорию граждан, не подлежащих ОМС (за исключением граждан, проходящих военную службу по призыву), — сдавать недействительный полис ОМС или сообщать о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд ОМС;
  • военных комиссариатов — передавать в территориальные фонды ОМС сведения о призванных на военную службу гражданах и информацию о начале военной службы по призыву;
  • федеральных государственных органов по перечню, утверждённому Правительством России, сотрудники которых относятся к категории граждан, не подлежащих ОМС, — обеспечивать контроль за исполнением сотрудниками и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обязанности сдавать недействительный полис ОМС или сообщать о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд ОМС;
  • ФОМС и территориальных фондов ОМС - ежемесячно на основании сведений о приостановлении и прекращении ОМС в отношении отдельных категорий лиц обеспечивать отражение сведений о временно не действующих и недействительных полисах ОМС в едином регистре застрахованных лиц в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить страхование граждан, оказание медицинской помощи которым финансируется из федерального бюджета. Таким образом, законопроект направлен на исключение двойного финансирования оказания медицинской помощи.

Также целью законопроекта является совершенствование персонифицированного учёта застрахованных лиц в сфере ОМС, повышение качества планирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных фондов ОМС. Актуализация персонифицированного учёта застрахованных лиц в сфере ОМС в результате реализации законопроекта будет способствовать снижению нагрузки на региональные бюджеты по уплате страховых взносов на ОМС.

Комментарий к главе 10

В данной главе закрепляются основы персонифицированного учета в сфере ОМС, дается понятие полиса ОМС, а также регламентируется порядок выдачи полиса ОМС.

Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования

Комментарий к статье 43

В комментируемой статье дается понятие персонифицированного учета, а также цели ведения такого учета в сфере ОМС.

Одним из первых законов, который дал понятие и основные условия работы с персональными данными, был Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В этом Законе были даны правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий). Среди основополагающих принципов организации персонифицированного учета были закреплены федеральный характер обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, всеобщность и обязательность. В этом Законе впервые были четко определены права и обязанности участников индивидуального (персонифицированного) учета, регламентированы вопросы ответственности. Учитывая, что Пенсионный фонд РФ, так же как и ФФОМС, является государственным фондом, представляется, что персонифицированный учет в ОМС должен быть организован сходным образом.

Персонифицированный учет представляет собой особый вид деятельности, связанный со сбором, обработкой, хранением и обменом информацией о застрахованных лицах с целью оптимизировать и обеспечить возможность оказания медицинской помощи в рамках программ ОМС таким лицам.

Под сбором понимается деятельность, направленная на получение информации о застрахованных лицах (получение документов, истребование информации и т.д.).

Обработка - деятельность, направленная на анализ информации из разных источников, определение ее подлинности, синхронности (совпадение, точность информации из разных источников), создание прогнозов на основе полученных данных, использование информации для контроля оказанной медицинской помощи и т.д.

Хранение - деятельность по обеспечению централизованного свода информации в едином источнике с обеспечением условий по поддержанию актуальности такой информации и безопасности (конфиденциальности) данных.

Персонифицированный учет ведется путем составления особого единого регистра застрахованных лиц , разделенного на два сегмента - региональный и центральный (сводный регистр застрахованных лиц по всей стране).

Целями персонифицированного учета согласно ч. 2 комментируемой статьи являются:

Создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ ОМС;

Создание условий для осуществления контроля за использованием средств ОМС;

Определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ ОМС.

Персонифицированный учет осуществляется для сбора не любой информации о застрахованных лицах, а только той, которая позволяет идентифицировать данное лицо и отличить его от иных лиц, и содержит информацию, связанную с получением таким лицом медицинской помощи в рамках программ ОМС (т.е. законодатель устанавливает пределы для сбора такой информации).

Такая информация позволяет прежде всего определить потребность в медицинской помощи в том или ином регионе (районе) по видам такой помощи и заболеваниям, прогнозировать потребность в медицинской помощи в будущем (т.е. проводить анализ заболеваемости). На основе данных персонифицированного учета в том числе осуществляют расчет потребности в объемах медицинской помощи путем установления нормативов такой помощи в программах ОМС в расчете на 1 человека (подушевые нормативы, расчет которых регулируется Правилами ОМС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н).

Контроль также невозможен без учета данных, полученных при персонифицированном учете. Информация, содержащаяся в едином регистре, позволяет провести контроль объема, качества, видов и своевременности медицинской помощи, которая оказывается застрахованным лицам на территории того или иного субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом, и, следовательно, принять соответствующие меры. Дополнительной возможностью работы с персонифицированными данными в ОМС является дистанционная работа, которую возможно проводить в сплошном порядке при медико-экономическом контроле.

Правовой основой ведения персонифицированного учета выступает комментируемый Закон, а также система подзаконных нормативно-правовых актов, которая в настоящий момент еще не сформирована до конца в связи с переходным периодом в сфере ОМС. В первую очередь необходимо обратить внимание на:

- Приказ ФФОМС от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования".

Данным Приказом установлены форматы электронных файлов для взаимодействия между региональным и центральным сегментом регистра застрахованных лиц и порядок предоставления таких файлов, структура и схема информационной системы ОМС, требования к такой системе и информационному обмену; а также Регламент информационного взаимодействия при ведении единого регистра застрахованных лиц и иные регламенты информационного взаимодействия; Регламент информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере ОМС; Регламент информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере ОМС за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис ОМС и др.;

Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом РФ и ФФОМС от 31.12.2010 N АД-30-32/09сог; 6547/20-1;

Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом РФ и ФФОМС от 31.01.2011 N АД-08-33/03сог; 558/91-и.

Последнее соглашение заключено в целях выполнения положений ч. 3 и 4 ст. 43, ч. 1 и 3 ст. 49 комментируемого Закона и определяет правила обмена информацией в электронной форме между отделениями Пенсионного фонда РФ и ТФОМС. Оно посвящено в том числе информационному взаимодействию по передаче сведений о работающих застрахованных лицах, имеющихся в регистрах застрахованных лиц по ОМС по каждому субъекту Российской Федерации.

Также согласно ч. 5 комментируемой статьи порядок ведения персонифицированного учета должен быть определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Минздравсоцразвития РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321). Во исполнение требования комментируемой статьи Минздравсоцразвития РФ Приказом от 25.01.2011 N 29н утвердило Порядок ведения персонифицированного учета в сфере ОМС (далее Порядок персонифицированного учета).

Порядок персонифицированного учета как нормативно-правовой акт состоит из пяти разделов:

1) общие положения;

2) организация персонифицированного учета;

3) ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц;

4) ведение центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц;

5) порядок ведения персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Согласно п. 1 Порядка персонифицированного учета в нем определяются правила ведения такого учета, в том числе ведения единого регистра, организации персонифицированного учета и технологии обмена информацией при ведении такого учета в сфере ОМС.

Регистр застрахованных лиц представляет собой информационную базу данных, включающую в себя региональный и центральный сегменты. Ответственными за ведение такого регистра являются ФФОМС (в части центрального сегмента) и ТФОМС (в части регионального). Объем и перечень сведений о застрахованных лицах, которые могут и должны содержаться в таком регистре, устанавливаются как комментируемым Законом (см. ст. 44), так и Порядком персонифицированного учета (см. п. 3 - 4 Порядка).

В целях ведения такого регистра возлагается обязанность на страховые медицинские организации, медицинские организации, Пенсионный фонд РФ, страхователей для неработающих граждан предоставлять соответствующую информацию в ТФОМС и ФФОМС в сроки и порядке, установленные как комментируемым Законом (см., к примеру, ст. 49), так и нормативно-правовыми актами, а также соглашениями и договорами в сфере ОМС. В целях гарантии исполнения такой обязанности устанавливается ответственность соответствующих субъектов за непредставление такой информации, обычно она наступает в виде наложения штрафа (см., например, ч. 10 ст. 38 комментируемого Закона).

Так, Пенсионный фонд РФ в лице своих территориальных отделений обязан предоставлять периодически (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) информацию о регистрации и снятии с регистрационного учета страхователей для работающих граждан, а также страхователей, которые не осуществляют выплаты физическим лицам (т.е. уплачивающие страховые взносы за самих себя); о начисленных и уплаченных страховых взносах на ОМС и другую информацию, которая предусматривается или может быть предусмотрена соглашениями с фондами ОМС (см. комментарий к ст. 49).

Страховые медицинские организации также обязаны передавать информацию (сведения) о застрахованных лицах, в том числе при изменении сведений об этих лицах (к примеру, смене фамилии, имени и отчества) в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС (см. подробнее комментарий к ст. 38).

Страхователи для неработающих граждан передают сведения о неработающих застрахованных гражданах в ТФОМС, в том числе и при изменении таких сведений при наличии записи о застрахованном лице в регистре застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 49).

Медицинские организации передают информацию о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, с указанием времени, вида, объема медицинской помощи, диагноза и т.д. (см. комментарий к ст. 47).

В свою очередь, ТФОМС и ФФОМС обязаны поддерживать актуальность регистра застрахованных лиц, своевременно вносить изменения при поступлении информации от других участников информационного обмена, а также уведомлять участников об изменении сведений в регистре застрахованных лиц (например, направлять уведомление о смерти застрахованного лица, полученное на основании регистрации смерти от органов загса). В том числе, ТФОМС обязан поддерживать актуальность регистра путем сверки данных с данными сведений о застрахованных работающих лицах, которые содержатся в базах данных Пенсионного фонда РФ. Ежеквартально ТФОМС также направляет сведения о работающих застрахованных лицах, сведения о которых отсутствуют в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц, в ФФОМС для актуализации центрального сегмента регистра.

Информационное взаимодействие (обмен) осуществляется в основном в электронном виде посредством телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. При этом обычно применяются системы шифрования (криптографические комплексы) в целях обеспечения безопасности и конфиденциальности передаваемой информации. Передаваемые данные обязательно заверяются электронной цифровой подписью. Передача может также осуществляться в случае технической невозможности передачи по сети путем обмена электронными носителями (флэш-карты памяти, оптические диски и т.д.) с файлами определенного формата (csv, xml и др.), заверенными цифровой электронной подписью. Работа с электронной цифровой подписью регламентирована Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Прежний Закон (от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи") утрачивает силу с 01.07.2012. Новый Закон расширяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи. Прежний Закон разрешал применять только сертифицированные средства электронной подписи, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями. В новом Законе выделяются два вида электронной подписи: простая и усиленная. Усиленная цифровая подпись может быть квалифицированной либо неквалифицированной. Простая электронная подпись подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная электронная подпись позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял. Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях. Усиленная квалифицированная электронная подпись дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой подписью во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью. Аккредитация удостоверяющих центров проводится Правительством РФ. Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн. руб., а в штате должны работать квалифицированные сотрудники. Максимальный срок аккредитации таких центров определен в 5 лет.

В крайнем случае, если это предусматривается соглашениями, договорами или иными нормативно-правовыми актами, данные могут быть переданы и на бумажном носителе (или осуществляется дублирование электронной копии на бумаге).

Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

5 февраля 2020 , Изменения в законодательстве об уголовной ответственности Правительство внесло в Госдуму законопроект о смягчении наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, за преступления небольшой тяжести Распоряжение от 4 февраля 2020 года №196-р

30 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроекты о введении единого федерального реестра турагентов Распоряжения от 27 декабря 2019 года №3232-р, №3233-р. С января 2021 года предлагается ввести единый федеральный реестр турагентов в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Принятие и реализация законопроектов направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности.

26 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании процедуры рассмотрения заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности Распоряжение от 25 декабря 2019 года №3175-р. Законопроектом предусматривается возможность осуществления Роспатентом деятельности, связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно или через подведомственное ему учреждение.

17 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников Распоряжение от 14 декабря 2019 года №3047-р. Предлагается установить основные критерии аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников и требования к их образованию, стажу работы, а также к наличию профессиональных знаний и навыков. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности, создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг.

13 декабря 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Распоряжение от 12 ноября 2019 года №2986-р. В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Также уточняются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры.

12 декабря 2019 , Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительство внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по внедрению электронного кадрового документооборота Распоряжение от 11 декабря 2019 года №2976-р. Предлагается с 1 апреля до 31 декабря 2020 года провести эксперимент по ведению электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, в отношении которых предусмотрено оформление в бумажном виде или ознакомление работника под роспись, без их дублирования на бумажном носителе.

2 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о биологической безопасности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2859-р. Принятие и реализация законопроекта направлены на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков. Это позволит обеспечить поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных биологических факторов на население и окружающую среду, что является основной целью государственной политики в области обеспечения биологической безопасности.

2 декабря 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

27 ноября 2019 , Материнский капитал Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении возможностей использования средств материнского капитала Распоряжение от 26 ноября 2019 года №2799-р. Законопроектом предлагается распространить возможность направления средств материнского капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на садовом земельном участке.

19 ноября 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения памятников истории и культуры Распоряжение от 16 ноября 2019 года №2712-р. Законопроектом предлагается устранить избыточность требований разрешительных документов при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также выявленного объекта культурного наследия.

6 ноября 2019 , Малое и среднее предпринимательство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании участия «самозанятых» граждан в закупках товаров, работ, услуг Распоряжение от 31 октября 2019 года №2594-р. Законопроектом предлагается распространить предусмотренные законодательством меры поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на «самозанятых» граждан.

8 октября 2019 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов участия родителей в дополнительных расходах на детей Распоряжение от 7 октября 2019 года №2291-р. Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей, в том числе путём привлечения родителя, проживающего отдельно от ребёнка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

8 октября 2019 , Антикоррупционное регулирование Правительство внесло в Госдуму законопроект об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ по противодействию коррупции Распоряжение от 7 октября 2019 года №2294-р. Законопроект направлен на обеспечение единых подходов при дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции.

8 октября 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения охотничьих ресурсов Распоряжение от 7 октября 2019 года №2295-р. Законопроектом предлагается расширить круг субъектов права, регулирующих численность охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, и предоставить право охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов охотникам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре.

8 октября 2019 , Жилищно-коммунальное хозяйство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов управления многоквартирными домами Распоряжение от 7 октября 2019 года №2297-р. Законопроектом предлагается установить, что управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Это будет способствовать развитию конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья Распоряжение от 7 октября 2019 года №2292-р. Подготовлено во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

30 сентября 2019 , Федеральный бюджет Правительство внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2211-р. Основные характеристики проекта бюджета: доходы в 2020 году – 20379,4 млрд рублей, в 2021 году – 21246,5 млрд рублей, в 2022 году – 22058,3 млрд рублей. Расходы в 2020 году – 19503,3 млрд рублей, в 2021 году – 20634 млрд рублей, в 2022 году – 21763,3 млрд рублей. Профицит в 2020 году – 876,1 млрд рублей, в 2021 году – 612,5 млрд рублей, в 2022 году – 295 млрд рублей.

30 сентября 2019 , Социальное страхование Правительство внесло в Госдуму законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2215-р. Сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Сохраняется льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принятие законопроекта позволит сформировать доходную часть бюджета Фонда социального страхования, обеспечивающую в полном объёме выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов.

1