Индустриальные страны 20 века список. Индустриальные страны: Обострение противоречий — Гипермаркет знаний

Новые индустриальные страны (НИС). Общие черты

Новые индустриальные страны (НИС) - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой, со всеми присущими последней чертами. К ним относятся следующие:

  • o ПИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их также называют "азиатские тигры" или "драконы");
  • o НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");
  • o НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • o НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Отметим, в анализе все эти страны (исключая НИС "первой волны") входят в состав PC. В процессе развития этих групп стран выявились две континентальные модели.

Первая - это азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, с сильной государственной поддержкой.

Вторая - это латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение на базе привлечения американских TНK и ТНБ. При этом все эти новые индустриальные страны выявили некоторые характерные особенности в развитии, в частности следующие.

Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС первой волны), а в период глобального кризиса в большинстве из них не произошло глубокого спада, наблюдалось лишь падение темпов роста.

Ведущей отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.

Во всех этих странах действует экспортоориентированная стратегия, отсюда - повышенное значение внешних рынков.

Эти страны вовлечены в активную региональную интеграцию (ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН и др.)

В ряде этих стран происходит процесс динамичного образования собственных ТНК, успешно конкурирующих с ТНК ведущих стран мира.

Большое внимание в НИС уделяется образованию и науке, развитию современных технологий и в целом наращиванию человеческого потенциала.

В этих странах необычайно эффективно развивается использование высоких технологий на базе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга.

Все эти страны весьма привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового секторов и создания в них благоприятного "делового климата".

Главная отличительная черта, служащая своего рода визитной карточкой этих стран, - производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, причем в крупных объемах для экспорта на мировые рынки.

Все эти страны ускоренно развивают международную туристскую индустрию, включающую элементы деловых и коммерческих услуг.

Страны с переходной экономикой. Общие черты

Страны с переходной экономикой - это государства, появившиеся в результате распада: во-первых, восточноевропейского сегмента мирового социализма, а это страны - участницы СЭВ; во-вторых - СССР; в-третьих - Югославии.

В настоящее время к их числу относится группа из 28 государств: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Молдавия, Македония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Черногория, Чехия, Хорватия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (ранее мы отметили, что в докладе МВФ-2010 Чехия включена в состав развитых стран).

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние, которое свойственно национальной экономике на этапе смены (заучены) существующих общественно-экономических отношений на другие, качественно противоположные первым, т.е. это трансформационный процесс, когда социалистическая экономическая система стала заменяться капиталистической экономической системой. При этом следует отметить, что по уровню социально-экономического развития почти все эти страны (за исключением Албании) к началу перехода относились к среднеразвитым странам и многие из них (по качеству факторов производства) мало уступали некоторым членам Европейского союза (например, Испании, а тем более Португалии и Греции); они были более развиты, чем, например, Кипр или Мальта. И, очевидно, можно было рассчитывать на относительную безболезненность переходной стадии с точки зрения сохранения уровня жизни населения в период этого трансформационного процесса. В основном это были индустриальные и индустриально-аграрные страны с высоким уровнем развития человеческого капитала.

Однако многие из них (с конца 1980-х - начала 1990-х гг.), избрав своей целью переход к капитализму, но не имея о нем представления и конкретных этапных задач на пути продвижения к ней, осуществили откат назад (деиндустриализацию ). Почти все они оказались в короткие сроки крупными должниками западных банков и банковских пулов при сравнительно небольших валютных резервах. Для большинства этих стран стало характерным резкое сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку, в целом на социальные цели. В результате снижения уровня рождаемости и сокращения жизни значительно сократились темпы роста трудоспособного населения; во многих из этих стран высока безработица. Отсюда - высокий уровень международной миграции рабочей силы; особенно это характерно для ряда стран СНГ (Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, отчасти Украины). В новых членах ЕС высока доля оттока трудоспособного населения в "старые страны", в частности из Румынии, Прибалтики, Полыни и Венгрии

В рассматриваемой группе стран имеются значительные особенности, и они достаточно рельефны, что позволяет условно разделить всю эту группу на две подгруппы:

  • 1) страны Центральной Европы и Прибалтики;
  • 2) участники СНГ.

Своеобразие первой группы обусловлено тем, что, во-первых, история восточноевропейского социализма началась сравнительно поздно, после Второй мировой войны, а предшествовавший период их капиталистического развития оставил глубокие корневые основания. Это способствовало более удачным подходам в современной капиталистической их трансформации в 1990-е гг. Во-вторых, эта группа стран оказалась в зоне повышенного внимания со стороны Евросоюза, страны которого оказали существенное влияние на их экономическую политику в благоприятном направлении и с позитивными результатами, а также серьезную финансовую помощь.

Другая ситуация сложилась в бывших союзных республиках СССР, и в частности в группе Содружества (СНГ). Это - "классические" социалистические страны, индустриальное развитие которых всецело пришлось на эпоху СССР; большинство из них сумели сделать громадный шаг от феодальных отношений к современной индустриальной эпохе благодаря исключительно СССР и в его составе.

Определяющую роль в трансформационном процессе в них в 1990-х гг. играла Россия: либертарианские методы экономической политики, применяемые российской исполнительной властью, подчас бездумно включались их правительствами в осуществляющиеся преобразования (за редкими исключениями). Отсюда - указанный выше откат назад, процессы деиндустриализации , сопровождавшиеся в некоторых новых государствах как внутренними вооруженными конфликтами, так и межгосударственными локальными войнами на всем протяжении 1990-х гг. и даже в начале первого десятилетия XXI в.

Одна из главных ошибок правительств СНГ заключалась в демонтаже социальной политики, уровень и качество которой в целом были серьезным достижением, она в свое время послужила опытом для стран ЕС при создании ими государства всеобщего благоденствия. С начала XXI в. ситуация стала медленно, но постепенно улучшаться почти во всех странах региона. В Центральной Азии и на Кавказе были прекращены вооруженные конфликты (конфликт между Арменией и Азербайджаном), капиталистические экономические отношения в целом пробивали себе дорогу через джунгли бюрократических препятствий; заработали рынки товаров, услуг, денежные (валютные) рынки и т.д. В России, Казахстане, Азербайджане, Туркмении позитивные сдвиги в определяющей мере были связаны с огромными потоками нефтедолларов (и доходами от нефти и газа) как следствие повышения цен на мировых рынках на эти стратегические товары. Белоруссия сумела не допустить существенного спада и нарастила потенциал развития. В результате в 2001-2008 гг. страны - члены СНГ добились лучших с начала переходного периода коллективных экономических результатов. Во всех странах - членах СНГ (кроме Киргизии и Таджикистана) был зарегистрирован положительный рост, что объяснялось, как отмечено выше, главным образом повышением цен на нефть и газ, а это сказалось и на межреспубликанской хозяйственной динамике; интенсификацией торгового обмена между ними и формированием достаточно устойчивых связей с разными центрами мировой экономики (Россия, Украина, Грузия, Молдавия - со странами ЕС, центральноазиатские участники СНГ - с Россией, Китаем, Японией, Ираном, арабскими странами, Турцией, Белоруссия - с Россией и другими участниками СНГ).

Темпы роста в этих странах в 2001-2008 гг. (до развертывания в них глобального кризиса) были достаточно высокими (свыше 5%), отмечались определенные признаки укрепления промышленного производства. В более общем плане экономический рост опирался на некоторое повышение внутреннего спроса, сохраняющийся приток ПИИ и связанных с ним инвестиций и дальнейшее перемещение в этот регион производственных мощностей Западных стран, Японии и Китая (связанных, в том числе, с ТЭК). Почти все эти государства тесно связаны с мировой экономикой и поэтому оказались в тяжелом положении, когда с осени 2008 г. были втянуты в глобальный кризис. При этом наибольший спад производства и рост безработицы были характерны для России, Украины и Казахстана, поскольку их экономики были особенно тесно вплетены в ткань новых схем международного разделения труда при доминировании могучих западных ТИК и ТНБ.

Важной чертой стран с переходной экономикой, в том числе субъектов СНГ, является то, что объектом государственного регулирования выступает вся экономическая система независимо от того, какие лозунги провозглашались (например, "уход государства из экономики"). Это регулирование осуществлялось в широком диапазоне: в одних странах его объектом выступает, как подчеркнуто выше, вся система хозяйства, в других - отдельные отрасли или конкретные жизненно важные компании или сферы, которые без участия государства принципиально не могут быть созданы, либо сам модернизационный процесс. В целом же можно выделить следующие общие черты, свойственные переходному периоду:

  • o переходная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики - это своеобразная "смесь", сочетание административно-бюрократических начал и капиталистической рыночной системы с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности;
  • o такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости и неравновесия системы имеют свои причины: это трансформация в другую систему для достижения лучших экономических и социальных результатов. Но это - теоретически, в практике же отдельных стран основной задачей правящих элит выступает сохранение целостности политической системы , которая обеспечивает их присутствие во власти. Задачи же улучшения материального положения населения и модернизации экономики рассматриваются как второстепенные;
  • o переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В странах - участницах СНГ, в том числе в России, оставшиеся "по наследству" структурные элементы предыдущей системы, в частности государственные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, предприятия торговли, кооперативы и пр., оказались разрушенными, но полноценных "заменителей", в том числе массового развития частных мелких предприятий, не появилось. Тем не менее в этих странах формируются новые структуры: крупные компании, причем не как следствие успешного развития мелких частников, а как результат произвольного наделения избранных лиц факторами производства; коммерческие банки, промышленные монополии, а также фермерские хозяйства, которые, однако, получили повсюду слабое развитие. Отсюда - множество дисбалансов, слабая отраслевая диверсификация и повышенное значение импорта;
  • o переходной экономике свойственны качественные изменения системных общественных отношений, прежде всего отношений собственности, причем в достаточно короткое время. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей формирующихся отношений капиталистической системы. Однако последние еще носят неустойчивый характер и их плотность слабая, а часто они проявляются в деформированных формах - отражая ошибки и непродуманность решений властей. Последние часто неизбежны, если проявляются в рамках в целом адекватной экономической политики, но приобретают устойчивость и масштабность, если такая политика ошибочна в долгосрочном плане. Она не формирует базу для сбалансированного и устойчивого роста, движима субъективными или идеологическими мотивами, стремлением немедленно перескочить в стадию развитого капитализма;
  • o отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований, они захватывают основы существующего строя. При этом ясно и то, что эти отношения должны соответствовать интересам общества. Но в России (и ряде других стран СНГ) интересы общества по большей части не совпадали с реформаторскими преобразованиями высшей исполнительной власти, которая не учитывала мнения большинства населения страны. В частности, такая политика привела к масштабной дифференциации общества, когда незначительная его часть (менее 3%) сконцентрировала в своих руках большую часть национального богатства, а большинство населения не получило ничего и по-прежнему, как при социализме, надеется исключительно на всесильное государство - левиафан и вождей наций;
  • o характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или слабое, недоразвитое состояние институтов рынка. В большинстве участников СНГ это прежде всего отсутствие реального конкурентного рынка, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом, тотальная коррупция, мощная бюрократия, использующая административные методы власти для обогащения, рэкет местных властей, правоохранительных органов и организованной преступности. Отсюда - слабое развитие мелкого предпринимательства, его "неплотность", в то время как в развитых странах это предпринимательство - мощная платформа, на которой стоят средние и крупные предприятия. Мелкое предпринимательство - это фундамент современного капитализма, если этот слой узок, то сама новая капиталистическая экономика в целом носит неустойчивый характер (в силу слабости "фундамента").

Все эти и другие глобальные процессы привели к новой конфигурации в расстановке международных глобальных игроков в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Самой могущественной из которых была первая индустриальная держава мира - Великобритания. Европейцы освоили почти весь мир, превратили остальные страны в колонии, рынки сбыта своих товаров.

К началу XX века число индустриальных стран увеличилось. При этом возрастающую роль в мировых делах начали играть неевропейские страны - США и вступившая на путь индустриального развития Япония.

В целом, из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных , индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживали в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских).

Особое место занимала группа государств с общей численностью населения около 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились в положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам, Египет, Корея, ряд других. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Полуколониями становились страны, неспособные в силу военно-технической отсталости, слабости цен-тральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время избежавшие полного завоевания. Это происходило из-за конкуренции индустриальных держав, создававших помехи друг другу, особого геополитического положения полуколоний, затруднявшего их завоевание.

§ 1. Индустриальные страны: Обострение противоречий

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.

Страны первого эшелона индустриального развития .

Для этой группы стран, к которым относились Великобритания , Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации .

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также - слоя предпринимателей, аккуму-лировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Так, в Англии промышленный переворот начался в конце XVIII века. Тяжелая индустрия, ма-шиностроение, как самостоятельная отрасль, начали развиваться с 20-х гг. XIX века. Вслед за Англией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений благодаря притоку эмигрантов из Европы, обладающих ресурсами свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с плантационной системой земледелия южных штатов, основанной на рабстве, укрепившей единство внутреннего рынка страны. Франция , где традиционно существовало мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Страны второго эшелона модернизации .

Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Стимул к преобразованиям в Германии и Италии исходил от правящих кругов, стремящихся к дальнейшему укреплению позиций своих государств на международной арене, мечтавших о создании обширных колониальных империй.

В России одной из причин перехода к реформам стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

В Японии модернизации предшествовала выявившая ее беззащитность угроза бомбардировки ее портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри в 1854 г. Вынужденное принятие неравноправных условий торговли и отношений с иностранными державами означало превращение Японии в зависимую страну. Это вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате начавшейся революции Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором, вступила на путь реформ и индустриализации.

При большом многообразии стран второго эшелона индустриального развития выявился ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в период осуществления модернизации. Так, в 1913 г. в США государство распоряжалось лишь 9% валового национального продукта (ВНП), в то время как в Германии - 18%. Особая роль государства объяснялась следующим.

Во-первых, именно государство было главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были расширить сферу товарно-денежных отношений, сократить число малопроизводительных натуральных и полунатуральных хозяйств в деревне и тем самым обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке ранее удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства вынужденно прибегали к протекционизму, введению повышенных таможенных пошлин на импортную продукцию для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, при ограниченности внутренних ресурсов для модернизации, слабости отечествен-ного капитала государство непосредственно финансировало и организовывало строительство же-лезных дорог, создание фабрик и заводов. В России, а особенно в Германии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям. Типичным было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации в различных формах (прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов) была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше - в Германии и Италии.

Большинство стран, осуществлявших ускоренную модернизацию, не имело ей альтернативы, поскольку им угрожало превращение во второразрядные, зависимые государства. Так, Япония лишь в 1911 г. избавилась от всех навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие стран второго эшелона индустриализации было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Обострение противоречий мирового развития.

Одной из причин роста противоречий было увеличение числа индустриальных стран, поскольку промышленный капитал каждой из них стремился отвоевать себе место на национальном и мировом рынках. Даже когда Англия была основной «промышленной мастерской мира», в 1825, 1836, 1847 гг., она сталкивалась с кризисами перепроизводства. Все открытые ей рынки не могли поглотить произведенной ею продукции. В 1857 г. разразился первый общемировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь индустриального развития. Между промышленным капиталом этих стран обострилась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран.

Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с повышением уровня жизни в индустриальных странах (особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США). Во-вторых, с эрозией натурального и полунатурального хозяйства колоний и зависимых стран, развитием на их территориях товарно-денежных отношений, что ускоряло формирование общемирового рынка, расширяло потребительский спрос. В то же время развитие мировых рынков постоянно отставало от возрастающих возможностей производства продукции, что обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисом ознаменовалось на-ступление нового, XX, века. Сползание к кризису наметилось накануне первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий и, с этой точки зрения, способствовали повышению конкурентоспособности экономики. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных отношений, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран.

Наиболее болезненно социальные последствия кризисов сказывались в странах второго эшелона модернизации. В странах, позже остальных вступивших на путь капиталистического индустриального развития, социальные конфликты между трудом и капиталом сочетались с нерешенностью аграрного вопроса, продолжающейся борьбой крестьянства за завершение или более справедливое осуществление аграрной реформы. В странах же первого эшелона модернизации аграрный вопрос был так или иначе решен.

В государствах, где противоречия между предпринимателями и наемными работниками дали о себе знать еще в прошлом веке, обострялись постепенно, был накоплен опыт проведения гибкой социальной политики. Борьба трудящихся за улучшение условий труда и повышение зарплаты велась в рамках, определенных законом, на основе торга и компромиссов между профсоюзами и предпринимателями. При этом сохранение стабильности в обществе во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на снижение остроты социальных проблем. Там, где наемным работникам гарантировалось пенсионное обеспечение, вводилась система страхования от несчастных случаев, создавались приемлемые условия доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т.д., у трудящихся не возникало стимула к выражению социального протеста.

В странах второго эшелона модернизации государство не только не имело опыта и средств для решения социальных проблем, но и, неся большие расходы на поддержку отечественного производства, вынужденно шло на непопулярные меры, повышая налоги, изыскивая иные меры пополнения казны за счет населения.

Показательно, что именно Россия, располагавшая намного меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны, пережила в XX веке наибольшие потрясения. Так, производство национального дохода на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составляло лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - по 1700 долл., в США - 2325 долл.

Важнейшим источником решения внутренних проблем для стран первой волны модернизации, особенно Англии и Франции, были колониальные империи. Самую обширную в мире колониальную империю удалось создать Великобритании. В ее владениях проживало более четверти населения мира, их территория превысила площадь метрополии почти в 100 раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.

Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии. Этому способствовали возникающие алмазные и золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Постоянный отток избыточной рабочей силы снижал уровень социальной напряженности. Колонии были стабильным, гарантированным рынком сбыта продукции, что отчасти смягчало остроту кризисов для метрополий.

Оборотной стороной процветания стала постоянная утечка капиталов. Высокий уровень жизни вел к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение средств в экономику собственно метрополий. Для ее развития не было и стимулов, поскольку рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления, Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вклады-вался в государственные займы тех стран, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности России.

Так, в экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, и это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Это обусловило возникновение несоответствия, противоречия между уровнями развития индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними.

Попытка решения этого противоречия в начале XX века в условиях, когда первичный раздел мира уже завершился, приняла форму борьбы за передел колоний, рынков сбыта товаров. Первой войной новой эпохи за передел мира была испано-американская (1898), в итоге которой США захватили у Испании Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставили Кубе независимость. Второй - англо-бурская (1899-1902), в результате которой Англия установила полный контроль над Югом Африки, захватив республики Трансвааль и Оранжевую, основанные выходцами из Голландии.

Наибольшую активность и агрессивность в колониальной политике в начале века проявляли Германия, Япония и Италия. По мере обострения конкурентной борьбы на мировых рынках активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене.

Возрастающую остроту стали приобретать противоречия между метрополиями и народами колониальных и зависимых стран. С развитием в этих странах товарно-денежных отношений, возникновением прослойки национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование, усиливались движения протеста против колониального статуса. Антиколониальные движения нередко поддерживались извне странами, стремившимися к переделам мира, расширению собственных сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы включить эти страны в орбиту собственного влияния. В Японии был популярен лозунг «Азия для азиатов», подразумевавший, что страны Азии должны освободиться от господства белых колонизаторов и войти в японскую сферу влияния.

Таблица 1 .
Изменение удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве, 1860-1913 гг.

Таблица 2.""
Численность населении колониальных владений (в млн. чел.), 1875-1914 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные группы стран мира по уровню их индустриального развития в начале XX века. Какое место среди них занимала Россия?

2. Какие черты были присущи странам первого эшелона индустриализации?

3. Что отливало страны второго эшелона модернизации от наиболее развитых индустриальных государств?

Почти все мировые мощности А.ЭС сосредоточены в небольшом числе промышленно развитых и новых индустриальных стран США, Франции, Японии, ФРГ, Канаде, Бразилии, Великобритании, Швеции, Южной Корее, а. также в бывших советских республиках, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, эти страны (за исключением Канады, Великобритании и СССР) являются импортерами нефти развитие атомной энергетики понадобилось им для уменьшения зависимости от импорта нефти. Во-вторых, АЭС - это с технической точки зрения самый сложный способ производства электроэнергии строительство АЭС оказалось по плечу ядерным державам и странам с высоким техническим уровнем производства. В-третьих, АЭС отличаются высокой капиталоемкостью, поэтому строительство их могут позволить себе страны, располагающие крупными инвестиционными ресурсами.  


В XX веке ряд стран, отставших от экономически процветающих стран, избрали догоняющий путь развития, заключающийся в перескакивании через некоторые стадии развития потребительской сферы. Например, Япония приступила к индустриализации, совсем не имея продуктивного животноводства, ограничивая потребление продуктов питания животного происхождения дарами моря. Догоняющий nyi-s развития избрали во второй половине XX века новые индустриальные страны . В настоящее время догоняющего пути развития придерживается Китай. Данный путь в XX веке избрала и Россия в начале века политику индустриализации начал премьер-министр С.Ю.Витте, а в конце 20-х годов ее продолжили большевики.  

Товары можно продавать не только на внутреннем, но и на внешних рынках . На основе именно этого принципа в 60-80-е годы успешно развивалась экономика новых индустриальных стран (Южной Кореи, Сингапура и др.). Стоимость рабочей силы в НИС была ниже, чем в США, Западной Европе и Японии, что позволяло им наращивать производство и экспорт товаров . Но рост производства не мог не сопровождаться ростом заработной платы . Поэтому и новые индустриальные страны постепенно начали терять свое основное преимущество и оружие конкурентной борьбы на мировых рынках - дешевизну рабочей силы.  

Исторический опыт показал, что страны с экспортно ориентированной экономикой (это прежде всего НИС) более уязвимы от "зигзагов" роста и развития мировой экономики , чем страны, экономика которых в своем развитии ориентирована на внутренний рынок (например, США). Поэтому хотя заработная плата в новых индустриальных странах и находится все еще на более низком уровне, чем в промышленно развитых странах, НИС, подобно Японии, уже вступили в полосу экономического застоя.  

Снижение доходов от экспорта нефти в два-три раза станет тяжким бременем для экономики стран ОПЕК. Расходы же в ПРС при увеличении цены нефти в два-три раза составят лишь 2-3% от ВВП. Большие расходы понесут развивающиеся и новые индустриальные страны , где расходы на импорт нефти и нефтепродуктов остаются значительными.  

Основными производителями пластмасс являются промышленно развитые страны. В 1996 г. восемь ПРС (США, Япония, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Канада и Великобритания) в сумме произвели 84790 тыс. т пластмасс. Все более важные позиции на мировом рынке пластмасс занимают новые индустриальные страны Азии. В 1996 г. Южная Корея и Тайвань вместе произвели 11842 тыс. т этой продукции. На долю 10 перечисленных стран в 1996 г. пришлось более 3/4 мирового производства пластмасс.  

Проблема поддержания стабильных отношений в международной торговле является ключевой для Японии. Но ее внешнеторговые связи крайне далеки от стабильности. Торговые конфликты, возникающие по поводу экспорта японских телевизоров, стального проката и автомобилей, теперь распространяются и на продукцию новейших отраслей , такую как полупроводниковые компоненты и ЭВМ. Следует учитывать, что причины этих хронических, периодически обостряющихся торговых противоречий имеют структурный и долгосрочный характер, так как существует опасность, что в сферу этих конфликтов будут втянуты развивающиеся страны , достигшие наиболее высокого экономического уровня (так называемые новые индустриальные страны), и проблема получит глобальный характер.  

Во-первых, затяжной спад в мировой экономике находит выход в широком распространении протекционистских настроений. Во-вторых, произошла дестабилизация таких систем, как свобода торговли , плавающие валютные курсы и т. д. В-третьих, замедление роста спроса на внутреннем рынке Японии вместе с заниженным курсом иены усиливает ориентацию японской промышленности на экспортные рынки и тем самым увеличивает несбалансированность торговых платежей между Японией и США, Японией и Западной Европой , Японией и . В-четвертых, внешнеторговые проблемы имеют также свой структурный аспект, который состоит в том, что между промышленно развитыми странами возникли большие различия в уровнях конкурентоспособности по отраслям (эти различия имеют структурное происхождение). В-пятых, среди торговых партнеров Японии возросло число стран с нестабильными социально-политическими условиями, хотя международный престиж Японии как торговой державы в то же время очень заметно вырос.  

Ситуация складывается таким образом, что диспропорции в торговле Японии с Соединенными Штатами, Западной Европой и новыми индустриальными странами принимают угрожающие размеры. Конфликты по поводу экспорта отдельных товаров - это неизбежные последствия прогрессивных сдвигов в промышленной структуре. Япония периодически принимает меры для ослабления этих противоречий, и меры эти дают свои результаты, но общие размеры диспропорций так велики, что радикальные рецепты здесь непригодны, так как это структурная проблема, не поддающаяся быстрому разрешению.  

Одна из причин, почему для Японии этот показатель так низок, состоит в длительной тенденции заменять импорт отечественным производством . Японцы с трудом отвыкают от мысли, что импорт - это что-то нежелательное. К тому же как только импорт какого-либо товара начинает расти, японские фирмы быстро разрабатывают и выбрасывают на рынок его отечественные варианты. В Японии стараются производить на месте все, что возможно с технической точки зрения . Кроме того, в пределах умеренных цен далеко не всякая продукция массового спроса из Соединенных Штатов, Западной Европы или новых индустриальных стран может конкурировать с японской по качеству.  

Во-первых, ни в одной стране нет такой готовности осваивать и улучшать иностранную технологию - опережать своих учителей. Западная традиция не предполагает стремления к усовершенствованию, а новые индустриальные страны еще не накопили достаточного опыта.  

Во-вторых, в Японии улучшение производственных технологий обычно ведется непосредственно на заводах, в цехах, а не в научно-исследовательских лабораториях, что не принято ни в странах Запада, ни в новых индустриальных странах . Трудно рассчитывать на то, что они пойдут тем же путем и смогут добиться такого качества и надежности, какими отличаются японские изделия.  

В табл. 11 показано географическое распределение экспорта технологий из Японии. Большая часть экспорта устойчиво направляется в развивающиеся и новые индустриальные страны Азии, но растет вывоз и в развитые страны, который достиг уже почти трети общего объема.  

Иные качества у жителей Сингапура, население которого на 80% китайского происхождения. Они обладают честолюбием, адаптивностью, быстрой реакцией, но они не имеют традиций и навыков длительного обучения и накопления профессиональных знаний и мастерства. Инженерно-технический персонал в новых индустриальных странах часто меняет работу, гонится за высокой зарплатой и социальным статусом , переходя из фирмы в фирму поэтому и фирмы не могут накапливать технологический опыт.  

Быстрота реакции и адаптивность - необходимые качества для развития современных технологий , это развитие, особенно в электронике, идет скачкообразно, и любая фирма, которая не может обновлять продукцию, скоро останется позади своих конкурентов. Японские фирмы обладают в целом высокой адаптивностью. В новых индустриальных странах это свойство развито гораздо меньше традиционный темп жизни, неторопливый и размеренный, несопоставим с лихорадочным темпом, который в Японии задается конкуренцией.  

Но нельзя не отметить, что между Японией и догоняющими ее странами сейчас сложилось иное соотношение, чем то, которое существовало в послевоенные годы между Японией и странами Запада. В течение трех послевоенных десятилетий темпы экономического роста стран Западной Европы и США выглядели на фоне японских темпов достаточно скромно. Но новые индустриальные страны при всех успехах в освоении современных технологий , очевидно, не обладают большим запасом хода Япония сохраняет превосходство в темпах технического прогресса и перед ними.  

Согласно данным демографической статистики, на протяжении последних 25-30 лет в индустриальных странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно уносящая миллионы жизней. Поражения сердечно-сосудистой системы являются причинами более 50% всех смертных случаев. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами психического напряжения . Долгое время полагали, что Японии психологические стрессы неведомы. Ныне общеизвестна печальная истина японцы - не исключение, они жертвы того же недуга. Вызывают его самые разнообразные факторы, среди которых, между прочим, и высокая степень интенсивности труда .  

В докладе делается вывод, что разрыв в развитии экономики стран Азии и индустриальных стран к 1970 г. увеличится, поскольку темпы экономического роста стран Азии значительно отстают от темпов развития индустриальных стран. В странах Азии производство на душу населения возрастает за десятилетний период лишь на 16 долл. (с 83 до 99 долл.), в то время как в индустриальных странах, по оценке, оно увеличится более чем на 500 долл. (с 1505 до 2031 долл.).  

Несколько лет назад, в 1963 г., экономическая комиссия ООН для стран Африки констатировала 2, что средний доход на душу населения в Африке (без ЮАР) в 12 раз ниже, чем в индустриальных странах. Для того чтобы достигнуть современного уровня производства на душу населения промышленно развитых стран, африканским государствам необходимо увеличить сельскохозяйственное производство вдвое, а выпуск промышленной продукции - в 25 раз.  

Другая проблема, стоявшая перед картелем, заключалась в том, что правительства становились все более причастны к деятельности нефтяной промышленности . Уголь, сталь и железные дороги , эти традиционные командные высоты экономики индустриальных стран, всегда подвергались строгому официальному контролю. Поэтому нефть, приобретавшая все более важное значение, неизбежно должна была также подпасть под государственный контроль.  

Фактически конкретные переговоры, состоявшиеся в 1971 г., проводились в другой плоскости. И потребители, и нефтяные компании меньше беспокоились об окончательном урегулировании вопроса о ценах, чем о срочной необходимости добиться какой-то стабильности политики ценообразования и поставок, в условиях которой мог бы происходить дальнейший рост торговли нефтью. С одной стороны, цена все еще не была достаточно важным фактором в издержках индустриальных стран, чтобы вызвать конфронтацию по этому вопросу, а нефтяные компании, пока они могли перекладывать любое повышение цен на плечи потребителей, не были в конечном счете настолько заинтересованы в этой проблеме лично, чтобы довести ее до предела, который грозил бы им самоуничтожением.  

За три десятка лет, если не больше, индустриальные страны Запада и развивающийся мир привыкли ко все увеличивавшемуся притоку импортной нефти, необходимой для развития экономики. Теперь же рынок покупателя внезапно стал рынком продавца, где  

Производители, испытав свою силу на рынке, теперь стали быстро принимать меры к тому, чтобы полностью взять в свои руки эффективный контроль над добычей нефти путем пересмотра соглашений об их участии в добыче, немедленной национализации и установления совершенно новых договорных условий. Обнажив однажды меч экономической войны, никто уже не мог быть твердо уверен в том, когда он будет пущен в ход снова. Взяв в свои руки контроль над ценами, страны-производители не могли уже с уверенностью сказать, как они используют свою власть в будущем, надолго ли сохранится их единство в ОПЕК, что они станут делать с огромными излишками средств, которые кое-кто из них получит в результате увеличения своих доходов, и как они рассортируют свои отношения с индустриальными странами Запада и, что еще сложнее, с остальными странами развивающегося мира.  

Оглядываясь назад, можно также отметить, что поразительно быстрый переход индустриальных стран после войны на использование нефти как главного источника энергии. неизбежно должен был создать большие трудности для всей системы из-за разрыва между ценами на нефть и ценами на другие виды энергии. Хотя вполне можно было утверждать, как это кое-кто и делал, что цена на нефть была все еще слишком высока для потребителя по сравнению с ее себестоимостью, действительно важным моментом было ее соотношение со стоимостью других видов топлива. Если бы запасы нефти были неисчерпаемыми, а ее географическое распределение безграничным (а фактически это не так), то неизбежно должно было наступить время, когда источники снабжения нефти стали бы истощаться, а цена на углеводороды подскочила бы в тот или иной момент до уровня стоимости заменяющих видов топлива. В этом смысле арабские страны-производители лишь приблизили такой момент акциями, предпринятыми ими в 1973 г. Они не создали этого положения искусственно, без всякого основания.  

Высокий износ оборудования, отсутствие инвестиций для их воспроизводства, тяжелое финансовое положение предприятий и сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке привели к спаду объемов производства лесопродукции. Сокращение объемов производства на предприятиях - потребителях лесопродукции (более чем на 40%) вызвано также несоответствием номенклатуры производства структуре спроса, формируемого в возрастающей степени стандартами качества продукции индустриальных стран под воздействием демонстрационного эффекта.  

Курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов , а для радикальной структурной перестройки российской экономики, ибо одной из наиболее острых проблем нашей промышленности выступает необходимость обновления основного капитала . В условиях почти полного износа производственных фондов не только усиливаются тенденции превращения российской экономики в придаток индустриальных стран, но и возрастает риск экологической катастрофы. Отсюда госрегулирование промышленности должно максимально способствовать всем формам обновления капитала (налоговые льготы на инвестиции, либерализация тарифов на ввоз оборудования). Это позволит предприятиям сконцентрировать определенные финансовые ресурсы для технологической модернизации и реконструкции производства.  

НИС - Новые индустриальные страны  

В-трстьих, японские изделия отличаются высоким качеством исполнения и отделки, которое отвечает самым взыскательным требованиям японских потребителей. Работать на японский рынок нелегко для фирм развитых стран и практически невозможно для предприятий новых индустриальных стран.  

Третью группу составляют уже освоенные промышленные технологии, а также те новые технологии , которые начинают широко входить в производство. К ним относится производство черных металлов, автомобилей, видеомагнитофонов, персональных компьютеров . Здесь возможно сотрудничество в разработке изделий, а также чисто производственная кооперация . Как уже говорилось в главе I, в индустриальных странах все виды этих технологий (сверхбольшие интегральные схемы, средства волоконно-оптической связи, думающие роботы, аморфные материалы, высокофункциональные полимеры и т. д.) явля-  

Комбинат Пхохан - современное предприятие с годовой мощностью 8,5 млн. т. Он построен и-пущен при техническом сотрудничестве Синниппон сэйтэцу и других японских металлургических компаний. Это яркий пример эффекта бумеранга. Но и в других отраслях, таких, как текстильная промышленность и производство бытовых электроприборов, можно найти много примеров того, как изделия, выпущенные в новых индустриальных странах Азии с помощью японской технологии, находят хороший сбыт на внутренпем рынке Японии.  

Это результат тех различий в путях исторического развития, о которых говорилось в главе VI. Япония начала проводить политику индустриализации вскоре после переворота Мэйдзп, лишь ненамного отстав от Западной Европы и США, и накопила колоссальный технический опыт. Он несравним с опытом новых индустриальных Стран , идущих по этому пути всего 15-20 лет.  

Ведь, согласно новейшим расчетам экспертов Организации экономического сотрудничества и. развития (ОЭСР), куда входят все индустриальные страны капитала, для надлежащего роста их топливного хозяйства необходимо в течение 1976-1985 гг. вложить в эту отрасль 1,2-1,6 триллиона долл.1 - сумму, примерно равную валовому национальному продукту Японии, ФРГ и Франции, вместе взятых, а чтобы эта колоссальная сумма не оказалась выброшенной на ветер, то есть могла окупиться и принести прибыль, необходимо поддерживать оптовые цены основного вида топлива - нефти - на уровне не ниже 80-90 долл. за тонну. Кстати, когда страны ОПЕК повысили с 1 января 1974 г. цены своей нефти до 86 долл. за тонну, они назвали как одни из главных аргументов в пользу этого именно необходимость сделать рентабельной разработку немалых запасов топлива в западных странах - и тем самым предотвратить угрозу быстрого истощения нефтяных ресурсов в странах ОПЕК- Сторонниками новых и еще более  

Смотреть страницы где упоминается термин Индустриальные страны

:                   Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [
  • Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

    Исходные новые индустриальные страны:

    НИС «первой волны»: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.Новейшие индустриальные страны:

    НИС «второй волны»: Индия, Малайзия, Таиланд, Чили;

    НИС «третьей волны»: Индонезия, Турция;

    НИС «четвертой волны»: Иран, Филиппины.Перспективные индустриальные страны

    из Группы одиннадцати:

    Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам.Существует две основные модели НИС:

    * Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок;

    Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

    * демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

    * ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

    * экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

    * активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

    * образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

    * большое внимание уделяется образованию;

    * использование высоких технологий;

    * привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

    * главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Связанные понятия

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также - следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Ржа́вый по́яс (англ. Rust Belt), известный также как Индустриальный или Фабричный пояс, - часть Среднего Запада и восточного побережья США, в котором с начала промышленной революции и до 1970-х годов были сосредоточены сталелитейное производство и другие отрасли американской тяжелой промышленности. Географически в этот пояс обычно включают центральную часть штата Нью-Йорк, регионы к западу от него в штатах Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган и Иллинойс до западного берега озера Мичиган. Иногда...

Технат (англ. The Technate) - термин, введенный организацией Technocracy Inc в начале 1930-х, чтобы описать область, в которой технократическое общество будет применять методики термодинамического расчета энергетических потребностей вместо метода денег.

Экономика Европейского союза является второй по величине экономикой в мире в номинальном выражении и в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС). Так, в 2017 году ВВП ЕС оценивался в €15,3 трлн, что составляет примерно 22 % от объёма мирового ВВП.

Пери́од засто́я или Эпо́ха засто́я - политическое клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» - с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее - до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развёрнуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

Теория стадий экономического роста (стадии экономического роста Ростоу) - концепция, впервые предложенная американским профессором экономики У. У. Ростоу в 1959 году, предполагающая переход от традиционного общества к информационному обществу в пять этапов.

Макиладо́ра (исп. maquiladora «такса за помол муки») - промышленное предприятие сборочно-конвейерного характера с явными признаками международного разделения труда. Как правило, учредителями и главными управляющими макиладоры являются главы крупных иностранных корпораций - в первую очередь США, которые переносят сборку товаров в развивающиеся страны с дешёвой рабочей силой. Наиболее часто термин используется для описания американских сборочных предприятий в Мексике, расположенных, как правило, в...

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Циклы Шмихулы - долгосрочные циклы технологического прогресса, являющиеся частью долгосрочных экономических волн. Они являются ключевым понятием теории технологического прогресса словацкого политолога Даниэля Шмихулы (Daniel Šmihula).

Кооперация юг-юг - термин, исторически используемый в политике и академической науке для обозначения обмена ресурсами, технологиями и знаниями между развивающимися странами.

Новый экономический механизм («чин таакан май») - экономическая политика в Лаосской народно-демократической республики с 1986 года. Включает приватизацию предприятий, поощрение иностранных инвестиций и создание рыночной экономики. В политическом отношении в Лаосе сохраняется однопартийная система. В этом плане «чин таакан май» похож на политику реформ в соседних социалистических странах - преобразования Дэн Сяопина в КНР и Дой Мой во Вьетнаме. «Чин таакан май» позволил Лаосу в 1990-е - 2000-е годы...

Ке́льтский тигр (ирл. An Tíogar Ceilteach, англ. Celtic Tiger) - экономический термин, происходящий от принятого образного названия «экономические тигры» экономики стран, показывающих резкий рост, используемый для описания экономического роста Ирландии, первый этап которого проходил с 1990-х до 2001 года, второй этап наблюдался в 2003 году, третий пик - в 2008 году. С 1996 по 2007 год внутренний валовый продукт Ирландии увеличивался в среднем на 7,1 % в год, что превысило не только мировые показатели...

Развивающиеся рынки (англ. emerging markets) - развивающиеся страны с рыночной экономикой, которые интегрированы в мировую экономику, однако полностью не соответствуют стандартам развитых стран и не обладают полностью сформировавшимися рыночными институтами.

Военно-промышленный комплекс США (англ. Military–industrial complex) - альянс монополистического ядра военной промышленности США с верхушкой государственного аппарата, то есть военно-промышленный комплекс государства.

Плановая экономика , или плановое хозяйство, - экономическая система, при которой материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом. Система централизованного планирования существовала в СССР и других странах, которые идентифицировали себя как социалистические.

Ускоре́ние - лозунг и политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность - перестройка - ускорение»), проводившегося в СССР в 1985-1991 гг.

Глобализа́ция - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Упоминания в литературе (продолжение)

Депрессия середины 70-х – начала 80-х годов, обусловленная исчерпанием потенциала этого технологического уклада, повлекла за собой гонку вооружений с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, которые составили ядро нового, пятого технологического уклада. Последовавший вслед за этим коллапс мировой системы социализма, не сумевшей своевременно перевести экономику на новый технологический уклад, позволил ведущим капиталистическим странам воспользоваться ресурсами бывших социалистических стран для «мягкой пересадки» на новую длинную волну экономического роста. Вывоз капитала и утечка умов из бывших социалистических стран, колонизация их экономик облегчили структурную перестройку экономики стран ядра мировой капиталистической системы. На этой же волне роста нового технологического уклада поднялись новые индустриальные страны , сумевшие заблаговременно создать его ключевые производства и заложить предпосылки их быстрого роста в глобальном масштабе. Политическим результатом этих структурных трансформаций стала либеральная глобализация с доминированием США в качестве эмитента основной резервной валюты.

Несмотря на множество публикаций и исследований, по-прежнему неясно, почему одни страны (в частности, Тропической Африки) после нескольких десятилетий самостоятельного развития едва ли сколько-нибудь существенно увеличили свой душевой ВВП. В то же время другие развивающиеся государства, включая новые индустриальные страны (НИС) – Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южную Корею, а также такие гиганты, как Китай, Индия и Бразилия, в целом стремительно наращивают хозяйственный потенциал, диверсифицируют структуру своей экономики.

Влияние МЭО на развитие мирового хозяйства постоянно растет. Быстрый рост национального богатства большинства стран после Второй мировой войны в большой степени связан с развитием международных экономических отношений. Самые высокие темпы роста характерны для стран с экономикой с высоким уровнем развития экспорта, например Японии, Китая, новых индустриальных стран Азии (Таиланда, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Малайзии и др.). Эти же страны, а также некоторые страны Латинской Америки для ускорения роста активно использовали приток иностранного капитала.

В политическом плане после освобождения от колониального ига на Востоке (за исключением Японии) выделились три группы стран: страны, развивающиеся по капиталистическому пути, среди которых в 70–80-е гг. появились так называемые новые индустриальные страны (НИС); неевропейские социалистические страны, которые, будучи частью социалистического содружества, по уровню социально-экономического развития, стоящих перед ними задач одновременно принадлежали к третьему миру; страны так называемой социалистической ориентации.

Сегодняшнее положение в научно-технической сфере регионов характеризуется значительным отставанием от развитых и новых индустриальных стран по основным показателям развития научно-технического потенциала.

Для этого, как показывает мировой опыт преодоления аналогичных структурных кризисов в 70-е и 30-е годы прошлого века, требуется достаточно мощный инициирующий импульс обновления основного капитала на принципиально новой технологической основе. Опыт подобных прорывов в новых индустриальных странах , послевоенной Японии, современном Китае, да и в нашей стране, свидетельствует о том, что требуемое для этого наращивание инвестиционной и инновационной активности предполагает повышение нормы накопления до 35–40 % ВВП с ее концентрацией на прорывных направлениях глобального экономического роста. При этом, чтобы «удержаться на гребне» новой волны экономического роста, инвестиции в развитие производств нового технологического уклада должны увеличиваться ежегодно не менее чем в 1,5 раза, доля расходов на НИОКР в ВВП – достигнуть 4 %.

Новые индустриальные страны играют возрастающую роль в экспорте промышленных товаров с высокой наукоемкостью в развитые страны, в т. ч. в Россию, Китай, Казахстан, а также в страны Средней Азии.

Процесс размывания пространственно-географических границ между развитым центром и отсталой периферией особенно усилился уже после второй мировой войны. Более того, ряд стран в 70–90-е гг. осуществили стремительный рывок из аграрно-индустриальных обществ в постиндустриальное и информационное общество. Речь идет о так называемых новых индустриальных странах (НИС) Восточной и Южной Азии, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия и др.

Экономическая динамика перемещается с трансатлантической на тихоокеанскую ось. Старые промышленные страны утрачивают монополию на высококачественную продукцию и технологии, новые индустриальные страны сразу вступают в эру высоких технологий.

Отставание России от развитых и новых индустриальных стран в технологическом развитии во многом обусловлено особенностями ее НИС, перечисленными ниже.

Новые индустриальные страны (НИС) представлены целым рядом государств на территории Азии и Америки. Они отличаются более высоким темпом экономического роста в отличие от своих соседей.

Две модели экономического развития

Новые индустриальные страны развивают свои экономики по двум различным моделям. Азиатскую можно охарактеризовать, во-первых, тем, что она позволяет стране превышать экспорт над импортом, а во-вторых, доля государственной собственности в этих державах не высока. Однако административная власть принимает абсолютно все решения в сфере экономики. Новые индустриальные страны зарубежной Азии доказали состоятельность данной экономической модели всесторонним, неуклонным и очень быстрым развитием.

Вторая модель - латиноамериканская - целиком и полностью противоположна азиатской. Здесь преобладает импорт. Но страны Латинской Америки, несмотря на это, тоже ощущают хороший рост своих экономик.

Характерные черты НИС

На современном этапе новые индустриальные страны добились определённых успехов в повышении уровня жизни народов, проживающих на этих территориях. Потенциал вхождения в общее мировое пространство достаточно высок. Достижения, характеризующие новые индустриальные страны, таковы:

  • экономический рост имеет высокий темп;
  • обрабатывающая промышленность является самой развитой отраслью;
  • уровень образования в стране пользуется повышенным вниманием;
  • применяются всё более совершенные технологии.

Это, конечно же, не все характерные черты, присущие НИС. Нужно отметить, что в последние годы новые индустриальные страны Азии и Южной Америки всё более активно сотрудничают с Россией. На рынках инвестиций и товаров лидером азиатского региона по такому взаимодействию стала Республика Корея. Из латиноамериканских стран выделяются Аргентина и Бразилия.

Бывшие колонии

Последние сорок лет дали миру возможность классификации тех идей, на основе которых развивались страны так называемого паракапитализма, пытаясь догнать развитые, в которых капитализм появился значительно раньше. К тому же политика грабительского милитаризма позволила им накопить несметные богатства за счёт колониальных стран. С помощью трёх концептуальных идей стал возможен такой рывок экономик, который мы наблюдаем сегодня.

Концептуальные идеи

Первую из них называют доктриной большого скачка. Она апробирована в СССР в период индустриализации в тридцатых годах прошлого века, а впоследствии её взял на вооружение Китай в шестидесятых годах. Основой этой идеи было огосударствление средств производства, в результате чего Поднебесная превратилась в одну огромную коммуну. Идея сработала в экстремальных для страны условиях, но, к сожалению, не была вовремя заменена другой, поскольку для благополучных времён её принципы имеют слишком большие и множественные недостатки. Например:

  • реализация происходит за счёт огромного напряжения, применяется практически рабский труд;
  • производительные силы общества приходят в упадок, поскольку уничтожается генофонд;
  • распределительная система уравнительного характера в спокойное для страны время рождает иждивенчество, количество и качество труда недооценивается или оценивается неточно.

Замещение импорта

Вторая идея была названа защитой молодой индустрии и основывалась на принципе замещения импорта. Суть ее в том, что национальной промышленности предоставляется некая передышка, чтобы догнать конкурентов из других государств. Новые индустриальные страны Азии получили возможность развития собственных экономик за счёт ограничения и даже полной дискриминации импорта.

Политика импортозамещения содействовала созданию искусственных стимулов (и внешнеторговых, и валютных) для развития целых отраслей промышленности, чтобы повысить их конкурентоспособность на внутренних рынках. Однако и эта идея имеет недостаток - один, но очень существенный.

Часто защита предоставлялась не молодой, а вполне "одряхлевшей" промышленности, когда предприятия пассивны, безынициативны, ждут подачек от государства и не внедряют новые технологии. Лучше всего такая модель работала на крупных рынках, например в Китае и Индии (на стыке семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века), а новые индустриальные страны Южной Азии, центра Европы и Латинской Америки реализовали эту идею неудачно.

Доктрина третья - азиатское экономическое чудо

Эта модель, в тридцатых годах 20 века названная японским экономистом идеей "стаи летящих гусей", очень характерна для азиатского образа мышления. Именно так подняли экономику Япония и новые индустриальные страны, которые, переживая весьма неблагоприятные моменты и в политике, и в экономике, поделились друг с другом опытом и уже после шестидесятых годов сумели выйти вперёд планеты всей благодаря частным инвестициям. Причём практически всегда в этом участвовали иностранные партнёры.

Предпосылки появления НИС

Распад колониальной системы после Второй мировой войны перекроил политические карты всех континентов. Образовалось множество независимых государств, естественно, очень низкого уровня развития, поскольку страны-колонизаторы только вывозили богатства колоний, ничего не давая взамен. Так, Индия к началу пятидесятых годов была абсолютно неграмотной - более 90 процентов населения не умело читать и писать, зато Англия очень нарастила свои капиталы за счёт богатств этой колонии.

Экономическое развитие в этот период было крайне неравномерным по всему миру. Естественно, что страны, освободившиеся от иностранного господства, стремились любыми средствами сократить образовавшийся разрыв. Таким образом, выделилась особая группа территорий - новые индустриальные страны Азии и Америки.

Здесь нужно назвать в первую очередь Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур - это четыре так называемых азиатских тигра. Далее идут Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. Отдельное слово нужно сказать о таких странах, как Мексика, Бразилия, Аргентина.

Результаты экономического скачка

Темп экономического развития новые индустриальные страны взяли такой, что большинство из них по многим показателям обогнали не только развивающиеся государства, но и многие развитые капиталистические.

Экономика стремительно росла, поэтому валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения значительно увеличился. В этом новые индустриальные страны опережали практически все освободившиеся государства, а некоторые приблизились к промышленно развитым. По удельному весу внутренних накоплений в структуре ВВП азиатские НИС обогнали большинство бывших колонизаторов.

Отдельные виды промышленной продукции, особенно её наукоёмкие виды, сейчас уже на ведущих позициях в мировой экономике. Ещё скорее развивается экспорт. Высокая конкурентоспособность продукции интенсивно завоёвывает всё новые и новые рынки.

Сферы производства

Мировые экспортёры обуви, одежды, текстиля, бытовой электроники, персональных компьютеров, электронной техники, автомобилей - новые индустриальные страны. Какие только высокотехнологичные товары ни появились бы на мировом рынке - самая большая доля их производства приходится на НИС. Им удалось найти ниши и потеснить конкурентов из числа самых развитых государств. Влияние НИС на структуру, динамику, географическое направление торговли в мире поистине велико.

Влияют новые индустриальные страны (Восточной Азии особенно) на внутреннюю общехозяйственную конъюнктуру и всех основных партнёров в торгово-экономическом сотрудничестве. Приросту мирового экспорта тоже в основном помогает динамическое увеличение вывоза разнообразных товаров, которые изготовили на территориях, где совсем недавно располагались отсталые, освобождённые от гнёта колониализма государства.

Страны группы "Новые индустриальные страны", особенно азиатского региона, ведущей отраслью развития хозяйства выбрали обрабатывающую промышленность. Здесь у них более высокая производительность труда - на уровне капиталистических развитых государств и даже выше.

Процесс индустриализации

К восьмидесятым годам 20 века новые индустриальные страны перестроили структуру экономики, чтобы увеличить долю наукоёмкой продукции промышленности. Быстро развивались внешнеэкономические связи, значение НИС в общемировом хозяйстве росло. По сумме стоимости экспорта уже был превзойдён уровень ведущих капиталистических стран, кроме Германии и США. Однако именно эти государства и стали основным рынком сбыта для НИС за счёт высокой конкурентоспособности. Это получилось потому, что главным способом развития экономики страны НИС поставили эффективное использование самых передовых техник и технологий, все достижения НТР, современные методы организации производств. В итоге значительно повысились интенсивность и производительность труда, а низкие издержки производства дали возможность использования ценового фактора в конкурентной борьбе.

Концентрация и слияние производства и капитала (промышленного и банковского) формируют финансовый капитал страны. Монополии ширятся, национальные корпорации в своей деятельности выходят на международный уровень. Вместе с экспортом товаров велик и вывоз капиталов за рубеж, где образуются филиалы и дочерние компании производственного характера. Даются ссуды в дополнение к прямым зарубежным инвестициям.

Процесс индустриализации стран Азии и Америки разделяют на три этапа.

  • Первый - импортозамещающие отрасли.
  • Второй - экспортный потенциал и базовые отрасли промышленности.
  • Третий - наукоёмкие отрасли.

Все три этапа проходили с активным участием капитала и ТНК ведущих стран капитализма.

Новые индустриальные страны: список

Итогом ко всему вышесказанному может послужить следующее. В экономическом развитии стран Южной и Юго-Восточной Азии лидером стала Япония, а во втором ряду расположились новые индустриальные страны зарубежной Азии: Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Четыре страны, члены АСЕАН, в третьем ряду - это Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины. Четвёртый ряд - Вьетнам и Китай, к которым уже практически присоединились Пакистан и Индия.

Япония, надо сказать, "ведущим гусём" уже не считается. Особую роль начинает играть Китай - именно он претендует не только на региональное, но и мировое лидерство. Да и в самой этой "летящей стае" назрели весьма серьёзные проблемы.

Тем не менее в истории останется свидетельство о том, как развивающиеся страны целой группой в течение нескольких десятилетий сумели совершить экономический скачок невиданной доселе силы - по всем социально-экономическим показателям. За этот короткий срок совершён переход от самой отсталой экономики, очень типичной для всех развивающихся стран, к самой высокоразвитой.

Итак, какие они, новые индустриальные страны? Список по состоянию на сегодняшний день выглядит следующим образом:

  • Первая волна НИС: Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг ("азиатские драконы" или "тигры").
  • Вторая волна НИС: Аргентина, Чили, Бразилия, Мексика, Уругвай.
  • Третья волна НИС: Таиланд, Малайзия, Кипр, Индия, Турция, Тунис, Индонезия.
  • Четвёртая волна НИС: Китай, Филиппины.

Существует всё ещё и Содружество Наций, созданное Англией и до 1946 года именовавшееся Британским. Это межгосударственное добровольное объединение, где состоят независимые суверенные государства под эгидой Великобритании. В него вошли все британские колонии, доминионы, протектораты. В этом списке только Руанда и Мозамбик не поддаются данному определению, а республики Ирландия и Зимбабве вышли из объединения. Новые индустриальные страны относятся к этой группе, во всяком случае большинство из них.