Государственная дотация. Что такое дотация

Это форма государственной поддержки предприятий, занятых в отраслях с низкой рентабельностью: сельское хозяйство, фундаментальная наука, искусство, ЖКХ и т.д. Получатель вправе расходовать сумму по своему усмотрению, он не обязан отчитываться перед «донором» или возвращать ранее полученные средства.

Виды

В зависимости от категорий получателей дотации разделяют на три вида:

Межбюджетные трансферты

Это средства, выделяемые из федерального центра регионам или из казны субъекта городам и районам. Цель таких трансфертов — поддержать бюджетную обеспеченность, стимулировать развитие производства в отдельных территориальных единицах. Сумма направляемых средств рассчитывается с учетом численности населения района-получателя, его налогового потенциала, структуры экономики, климатических и географических особенностей.

Действующее бюджетное законодательство предусматривает ограничения для регионов, которым направляются федеральные дотации. Например, они не вправе повышать расходы на содержание аппарата управления, брать на себя обязательства, не предусмотренные имеющимися нормативно-правовыми актами. Министерство финансов полномочно контролировать исполнение бюджета в субъекте, продумывать программы по увеличению его налоговых и неналоговых поступлений.

Дотации отдельным организациям

Это форма государственной поддержки предприятий и организаций, издержки которых превышают уровень дохода. Потенциальные получатели бюджетных средств имеют низкий показатель рентабельности, но их значение для экономики или общества высоко. Цель финансовой помощи — поддержать функционирование этих структур, дать им возможность выйти на самообеспечение.

Денежная помощь населению

Государство оказывает финансовую поддержку социально незащищенным категориям граждан, например, многодетным семьям, пенсионерам и инвалидам. Предоставляемые им дотации проявляются в форме льгот по оплате коммунальных услуг и билетов на общественный транспорт, установлении специальных цен на товары повседневного спроса, медицинские изделия.

Вторая форма дотаций гражданам — финансовая поддержка, которую фирмы-наниматели оказывают персоналу. Ее меры прописываются в трудовых договорах сотрудников. Они могут включать частичную или полную оплату проезда, питания, дополнительное медицинское страхование и т.д.

Цели, преимущества и недостатки

Цели оказания финансовой помощи — компенсировать повышенные издержки хозяйствующего субъекта, не позволить ему оказаться на грани банкротства. Результат перечисления дотаций — поддержка местного производителя, развитие социально значимых, но низкорентабельных отраслей, недопущение повышения розничных цен, так как государство фактически берет на себя часть расходов производителей товаров и услуг.

Преимущества дотаций относится:

  • простота механизма их предоставления;
  • возможность поддержки разных получателей (регионов, граждан, отдельных предприятий);
  • способность стимулировать внутренний спрос и повышать занятость населения.

Основной минус дотаций — их непрозрачность. Получатель не отчитывается перед «донором», как он тратит выделяемые средства, поэтому значительная доля направляемых сумм утекает «в никуда», оседает в карманах чиновников. Финансовая помощь, оказываемая разным категориям хозяйствующих субъектов, повышает нагрузку на государственный бюджет. Дополнительные расходы финансируются за счет средств налогоплательщиков.

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением могут предоставляться внутригородским районам, входящим в состав данного городского округа с внутригородским делением, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации.

2. Порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением и их распределения устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением утверждаются решением представительного органа городского округа с внутригородским делением о бюджете городского округа с внутригородским делением на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае, если проект бюджета городского округа с внутригородским делением утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются внутригородским районам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.

Расчетная бюджетная обеспеченность внутригородских районов определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом внутригородского района исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по внутригородским районам данного городского округа с внутригородским делением с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных внутригородских районов не допускается.

5. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов внутригородских районов, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением за счет:

1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган городского округа с внутригородским делением вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородского района.

Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского округа с внутригородским делением.

Дотация — это вид трансферт, переводимых между бюджетами для поддержки частных лиц и убыточных предприятий. Согласно действующему БК РФ финансовые операции осуществляются в рамках отечественной бюджетной системы безвозмездно и безвозвратно.

Законодательство обеспечивает возможность перечисления денежных средств из федерального бюджета в пользу субъектов РФ (областей, краев, в том числе автономных) в следующих формах:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • субсидии (финансовые льготы) и субвенции (целевая материальная помощь);
  • иные трансферты.

Бюджетные средства могут предоставляться властями субъекта в пользу местных бюджетов. В этом случае финансирование поступает в поселения и муниципальные районы.

Дотационную помощь любого уровня можно заменять дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, действующими до 3-х лет.

Особенности приема федеральной дотационной помощи

Отдельные субъекты РФ, получающие дотации в сумме от 10% от доходов от 2-х отчетных периодов, не могут:

  • принимать и исполнять обязательства, не касающиеся их полномочий согласно действующему законодательству;
  • превышать нормативы расходов на содержание органов государственной власти, утвержденные Правительством РФ.

Если дотационная доля составляет более 40% от доходов, вводят следующие меры:

  • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
  • контроль исполнения бюджета;
  • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
  • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

Приостановление или сокращение перечисляемых межбюджетных трансферт происходит в случае, если:

  • власти субъекта РФ нарушают условия выдачи дотаций;
  • превышают предельные значения по расходам;
  • не выполняют обязательства, возложенные при перечислении средств на выравнивание местного бюджета.

Установление размера федеральных дотаций

Список получателей дотаций ежегодно утверждается уполномоченными органами Минфина РФ в срок до 15 ноября. Средства направляют в специализированный финансовый фонд. Окончательный размер дотационной помощи устанавливается с учетом бюджетной обеспеченности населения конкретного российского региона.

При установлении этого существенного показателя государственные власти учитывают:

  • структуру населения;
  • размеры налоговых доходов граждан;
  • факторы, действующие на стоимость государственных услуг (климатические, географические и социально-экономические).

До 1 августа должностные лица Минфина РФ передают в исполнительные органы субъектов информацию, необходимую для распределения дотационной помощи.

Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

Особенности приема дотационной помощи от субъектов

Если сумма дотаций более 5% от общих доходов, то власти муниципального образования не могут превышать нормы по:

  • оплате труда депутатов;
  • расходам на выборных должностных лиц;
  • содержанию муниципальных служащих.

Если размер дотаций превышает 20% от дохода местного бюджета в течение 2-х лет, то властям запрещается иметь расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

При повышении доли дотаций до 50% осуществляются следующие дополнительные меры:

  • подписание соглашений с руководством субъектов РФ;
  • подача представления в исполнительные органы. Местная администрация представляет данные для формования заключения о корректности проекта принятого бюджета;
  • проверка контрольно-счетными органами бюджетной отчетности не реже 1 раза в полгода.

Расчет размера финансирования от субъектов

Дотации в пользу отдельных поселений РФ поступают из бюджета субъекта. Перечисление денежных средств социальной направленности происходит с целью стабилизации показателя бюджетной обеспеченности в:

  • городских округах;
  • внутригородских районах;
  • городских и сельских поселениях.

Выделенные финансы перечисляются в региональный фонд. Объем дотационных поступлений рассчитывается с учетом:

  • численности и структуры жителей;
  • степени развитости экономики;
  • налогового потенциала региона;
  • климатических, социально-экономических и географических предпосылок.

Дотации, выплачиваемые в пользу районов, закрепляются в бюджете субъекта. Объем и особенности распределения денежных средств отражаются в законе о бюджете, принятом властными органами на уровне субъекта.

Особенности приема дотаций из местных бюджетов

Социальная помощь из местных бюджетов поступают в районы, поселения и городские округа.

Финансы, полученные от муниципальных районов, составляют районный фонд. Денежные средства, переведенные из округов с внутригородским делением, зачисляют в окружной фонд.

Цель и последствия предоставления дотаций

Дотации вносятся без указания направлений и условий использования денежных средств. Местное законодательство может предусматривать выдачу дотаций на питание определенных категорий работников, на проезд, на выплаты в пользу несовершеннолетних детей.

В сферу дотируемых включаются такие направления государственной экономики как сельскохозяйственная промышленность и научно-исследовательская деятельность. Выплата дотаций в пользу убыточных компаний позволяет избежать банкротства или значительного повышения розничных цен на популярные товары и услуги.

Принятие решений о выдаче дотаций влечет за собой дефицитность государственного бюджета, дополнительную денежную эмиссию и инфляцию.

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов - получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Дотации

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций - достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов - социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций - достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты - получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия - форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов - получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 - 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. - выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. - развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. - субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. - реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. - выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

Наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

Наличие квалифицированного кадрового потенциала;

Объем дополнительного софинансирования программы;

Наличие утвержденной социально ориентированной программы;

Удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов - доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

Определение термина "дотация"

1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.