Резервная система цб. Федеральный Резервный Банк США

Название банка

Федеральный резервный банк Бостона

Федеральный резервный банк Нью-Йорка

Филадельфия

Федеральный резервный банк Филадельфии

Кливленд

Федеральный резервный банк Кливленда

Федеральный резервный банк Ричмонда

Федеральный резервный банк Атланты

Федеральный резервный банк Чикаго

Сент-Луис

Федеральный резервный банк Сент-Луиса

Миннеаполис

Федеральный резервный банк Миннеаполиса

Канзас-Сити

Федеральный резервный банк Канзас-Сити

Федеральный резервный банк Далласа

Сан-Франциско

Федеральный резервный банк Сан-Франциско

Каждое региональное отделение имеет собственный Со­вет директоров , не являющихся служащими банка, состоя­щий из девяти членов, поделенных на классы - А, В и С:

    три директора класса А выбираются банками - акционера­ми ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

    три директора класса В выбираются банками - акционера­ми ФРС от общественности - людей, не работающих в банков­ской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

    три директора класса С назначаются Советом управляю­щих ФРС.

В техническом смысле каждый из 12 федеральных резерв­ных банков является не государственной организацией, а кор­порацией. Эти банки находятся в крупных городах, и их акци­онерами являются обычные коммерческие банки.

Имеются существенные различия между федеральными резервными банками и коммерческими. Федеральные резерв­ные банки проводят операции, не имея целью получение при­были. Коммерческие банки-акционеры в отличие от обычных пайщиков получают дивиденды не более 6% от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход поступает государству. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. По законодательству США банки обязаны создавать резерв­ные фонды и держать их преимущественно в федеральных ре­зервных банках, которые в свою очередь могут их использо­вать при проведении своих операций.

Основные функции федеральных резервных банков:

    осуществление безналичных расчетов по чекам (клиринг чеков);

    выпуск новых банкнот и изъятие из обращения изношенных;

    предоставление учетных кредитов банкам в рамках ре­зервных округов;

    осуществление связи между бизнесменами и ФРС;

    инспекция банков штатов;

    выдача разрешения на слияние кредитных учреждений;

    проведение вместе с казначейством операций на между­народных валютных рынках;

    поддержание покупательной способности национальной валюты (это в основном функция Федерального резервного банка Нью-Йорка);

    сбор информации об условиях хозяйственной деятельно­сти в округах;

    проведение исследований по вопросам денежно-кредит­ной политики и издание аналитических и информационных бюллетеней.

Для того чтобы вступить в ФРС, коммерческий банк обя­зан приобрести в окружном Федеральном резервном банке ак­ции на сумму, равную 3% его акционерного капитала и нерас­пределенной прибыли.

Наряду с федеральными резервными банками банковская система США включает:

    коммерческие банки;

    инвестиционные банки.

Коммерческие банки по юридическому статусу подраз­деляются на национальные и штатные. Национальные банки функционируют согласно федеральным законам и в обяза­тельном порядке входят в ФРС в качестве банков-членов, штатные - действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Коммерческие банки являются основой банковской систе­мы США, по сумме активов они занимают первое место. В на­стоящее время их насчитывается около 7 тыс. Крупнейшие из них: «Морган Чэйс бэнк» (JPMorgan Chase Bank), «Ситибэнк» (Citibank), «Бэнк оф Америка» (Bank of America) и др.

Современное состояние банковской системы США харак­теризуется углублением процесса глобализации, интернацио­нализации и роста ТНК.

Особую роль в банковской системе США играют инвести­ционные банки , которые осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: гарантирование эмиссии цен­ных бумаг и непосредственное размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков необ­ходимо выделить «Меррил Линч» (Merryl Lynch), «Пирс» (Pirs) и др.

В последние годы на рынке ссудных капиталов США за­метно повысилась роль специальных кредитно-финансовых институтов . Это обусловлено как обострившейся конкурент­ной борьбой за долгосрочные сбережения, так и усилившейся дифференциацией функций кредитных институтов.

Важное место в кредитной системе США занимают стра­ ховые компании. Они привлекают огромные денежные сред­ства. Главный объект их инвестиций - облигации корпораций, государственные ценные бумаги. Страховые монополии США контролируют значительную часть страхового рынка инду­стриально развитых стран. В 2011 г. на первое месте в мире по показателю капитализации среди страховых компаний (172 млрд дол.) находилась «Америкэн интернейшэл групп» (American International Group - AIG). Компания занимает вто­рое место в мире по страхованию недвижимости и от несчаст­ных случаев и первое место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тыс. сотрудников и работает примерно с 50 млн клиентов в более чем 100 стра­нах мира.

Пенсионные фонды стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в ак­ции и облигации корпораций. В этом отношении они конкури­руют с инвестиционными компаниями, которые, покупая ак­ции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпуска­ют на рынок собственные обязательства. Средства государ­ственных пенсионных фондов инвестируются в облигации казначейства.

Финансовые компании США являются, прежде всего, ин­струментом продвижения товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъ­юнктуры. Они проявляют наряду с коммерческими банками высокую активность в сфере потребительского кредита. Осо­бое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть приобретается в кредит. Так, ведущая автомобильная корпорация США «Дженерал моторс» (General Motors) имеет дочернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксептэнс корпорейшн» (General Motors Acceptance Corporation). Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредоточивают у себя значительную часть потреби­тельских ссуд.

Ссудосберегательные ассоциации создаются для аккумуляции сбережений в форме вкладов, чтобы обеспечить целевое кредитование вкладчиков. Эти сберегательно-финансовые учреждения могут иметь форму паевой организации (если принадлежат вкладчикам-пайщикам) или акционерной (если принадлежат акционерам). При акционерной форме такие ассоциации могут принадлежать холдинговым компаниям - унитарным, владеющим одной ссудосберегательной ассоциацией, или холдинговым компаниям, владеющим несколькими ссудосберегательными ассоциациями. Унитарные компании пользуются большей свободой в выборе видов услуг и деятельности, чем холдинговые. Ассоциации прилагают большие усилия, чтобы адаптироваться к современному рынку. Например, такие, как «Ферст» (First Union), практически превратились в коммерческие банки, а другие - типа «Норт Экрон Сэйвингс энд Лан» (Nort Akron Savings & Loun) функционируют в традиционных рамках.

Взаимные сберегательные банки представляют собой финансовые институты, созданные с целью аккумуляции сбережений широких слоев населения (в первую очередь скромного достатка) путем выплаты процентов (дивидендов) по размещенным в них сбережениям. В первое время такие банки рассматривались как полуфилантропические учреждения, предоставлявшие услуги по аккумуляции сбережений малообеспеченных людей и инвестированию этих сбережений в надежные ценные бумаги с целью получения в итоге по этим накоплениям регулярного процентного дохода. Первоначальные минимальные размеры вкладов в эти банки отражаются в их названиях: «Пятицентовый сберегательный банк Линна» (Lynn FiveCents Savings Bank), штат Массачусетс, или «Деся­тицентовый сберегательный банк Бруклина» (Brooklyn Теn- Cents Savings Bank), штат Нью-Йорк. Основной вид активных банковских операций таких банков - ипотечный и потреби­тельский кредит. Получаемая прибыль используется для соз­дания гарантийных фондов и выплаты процентов. Процент­ные ставки по вкладам во взаимно-сберегательных банках ниже, чем в коммерческих банках.

Кредитные союзы отличаются от других небанковских ин­ститутов тем, что их деятельность основана на принципах ко­операции и сотрудничества. Эти союзы привлекают паи и взносы одних своих членов и выдают за их счет кредиты дру­гим своим членам.

Кредитные союзы в США осуществляют преимуществен­но потребительское кредитование. При этом крупные союзы выполняют практически все виды финансовых операций, включая Эмиссию карт. Этот сегмент финансового рынка пе­режил не одну волну масштабной консолидации. В 1980 г. в США насчитывалось 17 350 кредитных союзов. Сейчас в стране имеется около 7300 таких организаций. Совокупный объем активов союзов превышает 940 млрд дол. Для сравне­ния: в 2007 г. этот показатель не превышал 750 млрд дол. В тех или иных кооперативах и союзах, построенных на прин­ципах взаимного кредитования, состоит более 91 млн чело­век - почти треть населения США.

Кредитные потребительские кооперативы, по сути, заме­няют банки для групп граждан, объединенных каким-либо признаком, например местом работы (полиция, пожарная охра­на). Условия предоставления займов и порядок начисления процентов на внесенные сбережения определяются самим кредитным союзом. Корпоративные кредитные союзы в США, являясь своеобразными аналогами банков, предостав­ляют следующие услуги: инвестирование средств, финансо­вые консультации и предоставление гарантий по обяза­тельствам для своих младших коллег - кредитных потреби­тельских кооперативов.

Система управления кредитным союзом, распределение ответственности и полномочий между его персоналом и пай­щиками, процедуры принятия решений разрабатываются, утверждаются и реализуются на основе принципа «один пай­щик - один голос». Высшим органом управления союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями - правление. Общую координацию деятельности таких финансовых институтов осуществляет Национальное управле­ние кредитных союзов США (NCUA).

История ФРС

Первым учреждением, выполняющим функции центрального банка США был , созданный Александром Хэмилтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй Банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы в Эру Свободных Банков центрального банка формально не существовало. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907-м гг. создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: Эра Свободных Банков
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стал кризис 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной Резервной Системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: "неэластичной" валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная Монетарная Комиссия с целью исследовать возможные варианты денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном Резерве

Сенатор Нельсон Олдрич Рокфеллер основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) - для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими, как Дж.П.Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.

В 1910 году ведущие финансисты США: сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник Секретаря Казначейства США Пиатт Эндрю в течение 10 дней проводили "мозговой штурм" на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в Совете директоров. Большинство республиканцев одобряли план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные Демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, неподконтрольную финансовой системе Уолл-стрита. Консервативные Демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном Резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство Республиканцев выступало против его принятия.

Современная история ФРС

В июле 1979 года Президент США Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1% путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . В феврале 2006 года пост председателя ФРС занял Бен Бернанке .

Юридический статус ФРС

Правовой статус ФРС определён Законом о ФРС в виде особого финансового учреждения, объединяющего черты как независимого юридического лица, так и публичного государственного агентства.

Независимость эмиссионного центра от правительства объясняется стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством (находящихся в отношениях "нанимателя" и "подрядчика"), а также исторически сложившейся в США банковской системой, и предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах Правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета).

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу "Джон Льюис против Соединённых Штатов", в котором определил, что Федеральные резервные банки, входящие в стуктуру ФРС (см. ниже), не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Federal Tort Claims Act). Данное постановление суда относится к практике применения закона Federal Tort Claims Act к Федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
  • укрепление роли США в мировой экономике

Банки-члены регионального Федерального Резерва

Любой коммерческий банк, соответствующий стандартным требованиям ФРС, может стать членом (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2008 год) в структуру ФРС входят 38% всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц).

Полные списки банков-акционеров ФРС опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений ФРС (пример: ).

Организационная структура

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих (англ. Board of Governors ) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий.

Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась).

Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.

В данный момент членами Совета являются:

  • Бен Бернанке - председатель
  • Дональд Кон - заместитель председателя
  • Элизабет Дюк
  • Рэнделл Кросцнер
  • Кевин Уорш
  • (2 места в настоящий момент временно вакантны)

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС
  • принятие решений в области регулирования
  • определение требований к валютному резервированию

Федеральные резервные банки

Карта региональных отделений ФРС

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых "Федеральными резервными банками". Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас Сити и т.п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих. 9 членов совета поделены на классы A, B и C:

  • 3 управляющих класса A выбираются банками-акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
  • 3 управляющих класса B выбираются банками-акционерами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
  • 3 управляющих класса C назначаются Советом управляющих ФРС.

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия Совета управляющих ФРС. Список всех управляющих региональных банков публикуется ФРС ().

Список Федеральных резервных банков:

Федеральный Резервный Банк Сайт
Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
http://www.newyorkfed.org
Федеральный резервный банк Филадельфии http://www.philadelphiafed.org
Федеральный резервный банк Кливленда http://www.clevelandfed.org
Федеральный резервный банк Ричмонда http://www.richmondfed.org
Федеральный резервный банк Атланты http://www.frbatlanta.org
Федеральный резервный банк Чикаго http://www.chicagofed.org
Федеральный резервный банк Сент-Луиса http://www.stlouisfed.org
Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
Федеральный резервный банк Канзас-Сити http://www.kansascityfed.org
Федеральный резервный банк Далласа http://www.dallasfed.org
Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения Совета управляющих ФРС
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений
  • предоставлять финансовые услуги Правительству США и другим депозитариям

Федеральный резервный банк Нью-Йорка

Наиболее важным из региональных отделений ФРС является Федеральный резервный банк Нью-Йорка , отвечающий за международные финансовые операции и операции на открытом рынке. В отличие от остальных Федеральных резервных банков, этот резервный банк имеет постоянный голос в Федеральном комитете по открытому рынку. Считается, что пост Президента совета управляющих Федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС.

Избранный 44-м Президентом США Барак Обама объявил о том, что в его Администрации пост 75-го Министра финансов займёт Тимоти Гайтнер (en: Timothy F. Geithner), ранее возглавлявший Федеральный резервный банк Нью-Йорка.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между Советом Управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Банки-акционеры

На нижнем уровне организационной структуры ФРС находятся банки - держатели акций ФРС.

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2009 год) в структуру ФРС входят 38% всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц).

Акции ФРС, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6% годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Функции банков-акционеров ФРС:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРС в замен на внесённый депозит
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B)

Списки банков, входящих в состав ФРС, опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений (пример: )

Особенности ФРС как Центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. В этом плане США отличаются от стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Операционная прибыль

ФРС осуществляет денежную эмиссию путём покупки обязательств (облигаций) Казначейства США (в особых случаях - и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом.

Процентные выплаты по облигациям Казначейства составляют доход ФРС. Другими источниками дохода являются доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.

Размеры зарплат управляющим ФРС назначаются Конгрессом. В 2008 году годовая зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих Совета - 172 200 долларов США.

После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям, ФРС перечисляет остаток прибыли на счета Казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета. Например, в 2006 году ФРС получила чистый доход 34,195 млрд. долларов США, из которых 871 млн. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 4,272 млрд., процентные выплаты Казначейству США составили 29,052 млрд ().

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Решения ФРС имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой Представителей Конгресса США, дважды в год - перед Банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность ФРС более 100 раз проходила аудит Счётной Палаты США (англ. Government Accounting Office), а также периодически проверяется независимыми аудиторскими фирмами .

Критика ФРС

История критики ФРС

Некоторые известные экономисты (например, Милтон Фридман) обвиняли ФРС в том, что её вмешательство в финансовую систему не препятствовало, а наоборот - создавало условия для возникновения финансовых кризисов. Потому что, если контролировать выпуск денег, то можно искусственно создавать финансовые кризисы.

Секретность

Имеются существенные претензии к прозрачности обсуждений, проходящих в Федеральном комитете по открытому рынку (ввиду важности его функций по формированию национальной денежной политики США).

Конспирология

Основная статья : Альтернативные теории о создании и функционировании ФРС США

Создание ФРС

Существует мнение о том, что паника 1907 года была специально подстроена нью-йоркскими банкирами, в том числе Джоном Морганом , чтобы убедить президента Вильсона в необходимости создания центрального банка.

Убийство Кеннеди

Примечания

Ссылки

Доллар США - глобальная валюта №1, а его эмиссию осуществляет Федеральная резервная система. Трудно переоценить влияние ФРС на все без исключения финансовые рынки и мировую экономику в целом. Что представляет собой организация, выполняющая функции центрального банка США, и чего ожидать от ФРС сегодня и в последующие годы?

История Федеральной резервной системы

Federal Reserve System, или FED создана 23 декабря 1913 года как федеральное агентство, выполняющее миссию регулятора всей банковской системы Соединенных Штатов Америки и единственного эмитента американской валюты. Ранее право печатать доллары США принадлежало нескольким коммерческим кредитным организациям, заключившим договор о выпуске банковских билетов с федеральными властями в лице Конгресса.

Поводом для создания ФРС послужила охватившая США «банковская паника 1907 года», вызвавшая отток средств вкладчиков из финорганизаций по всей стране и кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже. Банковскую систему США спас успешный финансист Джон Пирпонт Морган, вливший в нее огромную долю собственных денег и убедивший вложиться в банковский сектор целый пул частных инвесторов. Но федеральному правительству во главе с 26-м президентом Теодором Рузвельтом (не путать с 32-м - Франклином Рузвельтом, правившим в период «Великой депрессии») пришлось задуматься о создании системы централизованного надзора и управления банками.

Глава государства подписал указ о национальной денежной комиссии. Возглавивший ее сенатор Нельсон Олдрич отбыл в двухлетнюю командировку в Европу знакомиться с опытом работы центробанков Англии, Германии и Франции. После его возвращения был разработан план создания регулятора, обговоренный 22 ноября 1910 года во время тайной встречи членов комиссии на острове Джекил. Там было принято решение, что в названии новой организации не нужно использовать слово «банк», а ее деятельность будет регламентировать закон о федеральном резерве.

В открытых источниках изложена любопытная подоплека этих событий, кардинально повлиявших на всю новейшую историю — о которых, однако, не расскажет официальный сайт ФРС. Утверждается, что паника была создана искусственно самими владельцами крупнейших американских банков. Пока одни кредитные организации лопнули, другие только увеличили и собственный капитал и состояние. В национальную денежную комиссию вошли особы, приближенные к упомянутому Дж.П. Моргану, а сенатор Олдрич был тестем Джона Рокфеллера-младшего.

ФРС — центральный банк США или нет?

Федеральную резервную систему США часто именуют «государством в государстве». ФРС подотчетна палате представителей (ежегодно) и банковскому комитету Конгресса США (дважды в год). Кроме того, она аудируется счетной палатой США. Членов высшего руководства FED назначает возглавляющий исполнительную ветвь власти президент США по согласованию с верхней палатой парламента.

При этом, несмотря на принадлежащий ФРС официальный статус правительственного федерального агентства, по форме собственности она является сугубо частной акционерной компанией.

Согласно закону о федеральном резерве организация состоит из двенадцати региональных ФРБ (федеральных резервных банков), чьими акционерами в свою очередь являются коммерческие банки. Самый большой в данной системе - ФРБ Нью-Йорка. Другие ФРБ также де-факто принадлежат крупным коммерческим и частным банкам.

Обратите внимание: в отличие от российских банковских организаций, ни один банк США не принадлежит государству. Доля великого и могущественного государства под названием USA в банковской системе страны - 0%.

Более того, американскому правительству не принадлежат деньги, именуемые национальной валютой США. Дело даже не в том, что на долларовых купюрах стоит обозначение «Federal Reserve note», то есть билет Федерального резерва, а не банкнота США. Более важно другое — чтобы получить деньги в федеральный бюджет, казначейство должно выпустить гособлигации (знаменитые « »), которые выкупает FED.

Процентные выплаты по этим облигациям таким образом приносят ФРС доход — фактически это деньги налогоплательщиков. Занимательный факт: 16-я поправка к американской конституции, которой введен подоходный налог, была принята в том же 1913 году, в котором создана ФРС.


Дивидендный доход банков ФРС

Интересно, что акции федеральных / региональных резервных банков приносят частным банкам-членам ФРС (а их около 2000) постоянный дивиденд 6%. Этот доход не зависит от прибыли самой ФРС, а акции не продаются и не обмениваются. При этом актуальная ставка по 10-летним облигациям менее 3%. Для сравнения:

  • уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;

  • Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;

  • полный собственник Банка Англии - Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;

  • 52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;

  • в соседней с США стране банк Канады с 1938 года является госучреждением

Поэтому прибыль других центробанков либо вообще не перераспределяется в руки частных банкиров, либо это происходит не в тех объемах, как в США.


Казначейские облигации на $6,26 трлн. принадлежат сторонним государствам — лидерами являются Китай (25%) и Япония (20%), тогда как Россия владеет лишь 4% облигаций. Доля ФРС в американских гособлигациях составляет $ 2,465 трлн. Держателями остального госдолга США выступают государственные и местные органы власти, включая пенсионные фонды, частные пенсионные фонды, банки, страховые компании, наконец частные инвесторы. Иначе говоря, на внешний долг страны приходится лишь около трети обязательств.

Центробанковские функции

Но в то же время часть прибыли FED, оставшаяся после выплаты дивидендов банкам-членам и вознаграждения за труд персоналу ФРС / ФРБ, направляется в федбюджет США. К тому же именно Federal Reserve System является единственным регулятором банковского рынка Штатов, исправно выполняя основные функции, присущие центробанкам. Функции ФРС:

  • эмиссия USD (наличного и безналичного);

  • кредитование банков и других кредитно-финансовых организаций;

  • обеспечение государственных финансовых гарантий;

  • надзор над деятельностью банковских организаций;

  • контроль и регулирование финансовых рынков, а также рынка труда;

  • поддержание баланса между интересами государства и интересами банков;

  • оказание депозитарных услуг для федерального правительства, властей субъектов федерации (штатов США) и международных финансовых организаций / учреждений.

Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.

Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.

Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.

Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей направлены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ФРС приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая .

Насколько значимой фигурой является руководитель ФРС несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС.

Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.

Федеральные резервные банки

Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:

  • носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);

  • помимо этого имеют собственные буквенные и цифровые обозначения (ФРБ Нью-Йорка - 2 B, ФРБ Чикаго - 7 G, ФРБ Далласа - 11 K и т. д.);

  • реализуют надзорные полномочия и финансовую политику ФРС на региональном уровне в тех штатах, на которые распространяется их деятельность;

Федеральный комитет по открытому рынку

Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) - орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.

В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:

  • президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего);

  • 4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию.

На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.

Структура ФРС также включает три консультативных совета:

1. Федеральный консультативный совет - 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;

2. Потребительский консультативный совет - 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;

3. Консультативный совет сберегательных учреждений - состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.

Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто - способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.

Банки-члены ФРС

Банки-члены - владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.

Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых - доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток - часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского более 50 000 служащих.


ФРС в действии

Истории известны примеры эффективного влияния ФРС на экономику, наиболее яркие из них - преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз со своего исторического максимума до исторического минимума около нуля.


В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.

Кстати, в то же время Волкером было сделано одно из самых резонансных заявлений ФРС, повлиявших на рынок. Фактически он изменил денежную политику, в результате чего предполагались сильные и резкие изменения процентных ставок. Так как доходность всех видов облигаций определяется в первую очередь именно процентной ставкой, то инвестиционные банки мира быстро осознали, что прежняя «тихая гавань» облигаций в новых условиях превращается в финансовое казино. Так что на 80-е годы пришелся расцвет рынка ипотечных и мусорных облигаций.

Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний - в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.

Однако эти меры также привели к слишком стремительному подъему фондового рынка, который взлетел заметно выше среднеисторического показателя — что в настоящий момент заставляет многих либо предполагать масштабный кризис, либо заметное и долгосрочное замедление экономики. Доходность рынка в следующие 10 лет многими специалистами оценивается не более 4% годовых при средних 10% в последние 200 лет.

В этой статье рассмотрим, что представляет собой Федеральная Резервная Система (ФРС) США , как она была создана, что включает в себя, как функционирует и т.д. Все это очень важно знать и понимать, поскольку ФРС США оказывает существенное влияние на экономические процессы не только в Америке, но и во всем мире.

Итак, Федеральная Резервная Система (Federal Reserve, Fed, ФРС, Федрезерв) – это структура, выполняющая функции Центрального банка США. Свою деятельность ФРС ведет с 23 декабря 1913 года, когда она была создана с целью противодействия мощным , постигавшим банковскую системы страны (до этого функции ЦБ в США выполняли сразу несколько Национальных банков, которые уже не справлялись со своей задачей и не могли достойно противостоять негативным процессам в экономике).

Структура ФРС США.

В первые годы своего существования структура ФРС США несколько раз менялась, и наконец, в 1935 году обрела тот вид, в котором и функционирует по сегодняшний день. Федеральная Резервная Система США включает в себя:

Федеральные резервные банки в количестве 12 штук, они же – региональные отделения ФРС. Банки Федеральной Резервной Системы территориально находятся в 11 разных городах разных штатов США: в Бостоне (Масачусетс), Нью-Йорке (Нью-Йорк), Филадельфии (Пенсильвания), Кливленде (Огайо), Ричмонде (Виргиния), Атланте (Джорджия), Чикаго (Иллинойс), Сент-Луисе (Миссури), Канзас-Сити (Миссури), Миннеаполисе (Миннесота), Далласе (Техас), Сан-Франциско (Калифорния). И, соответственно, имеют названия Федеральный резервный банк Бостона, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, и т.д.

В каждом банке ФРС есть свой совет управляющих, состоящий из 9 членов трех категорий: A, B и C, у каждой из которых есть свои функции. Федеральные резервные банки ФРС являются коммерческими, а не государственными структурами.

Совет управляющих ФРС – орган, управляющий системой, состоящий из 7 сотрудников, которых назначает президент США, а затем утверждает Сенат. Члены Совета управляющих назначаются на 14 лет, без права переназначения. В полномочиях Совета управляющих ФРС сосредоточены все ключевые функции любого Центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервирования для коммерческих банков.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (известен как FOMC) – орган, который отвечает за стабильность цен в стране, обеспечение экономического роста, регулирование рынка труда, а также за вопросы международной торговли и внешних платежей. В состав этого комитета входят 12 человек: 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков.

Это основные институты, составляющие структуру ФРС США. Помимо них, туда еще входят 3 консультативных совета:

  • Потребительский;
  • Общества депозитарных институтов;
  • Федеральный.

Таким образом, высшим органом руководства Федеральной Резервной Системы США выступает Совет управляющих, который, в свою очередь назначается президентом и утверждается Сенатом. На сегодняшний день председателем Совета управляющих является Джанет Йеллен .

Главной особенностью Федеральной Резервной Системы США, отличающей ее от Центробанков других стран, является то, что ФРС – это коммерческая структура, созданная за счет не государственного, а частного капитала. ФРС является акционерным обществом, акции которого могут свободно приобретать коммерческие банки США, отвечающие определенным требованиям. После приобретения пакета акций, кредитная структура становится банком-членом ФРС. На сегодняшний день членами ФРС являются более 1900 национальных банков США и более 800 банков отдельных штатов. При этом в целом по стране акционерами-членами ФРС выступают только около 40% кредитных учреждений.

Важно отметить, что акционеры ФРС имеют довольно ограниченные права в сравнении с акционерами других компаний. Например, они не могут влиять на принятие важных решений по монетарной политике – это находится в компетенции Совета управляющих.

При этом в стране существуют и 2 органа, которые контролируют деятельность Федеральной Резервной Системы – это Палата представителей конгресса США и Банковский комитет конгресса США. Эти структуры проводят аудиторские проверки ФРС и анализируют ее отчетность. Также, согласно Закону о Федеральной резервной системе, президент страны имеет право уволить любого члена Совета управляющих, но на практике таких случаев еще не было. А вот наложить вето на любое решение Совета управляющих уже не может никто.

Функции ФРС США.

Давайте рассмотрим основные функции, которые выполняет Федеральная Резервная Система США.

  1. Денежная эмиссия. Исключительные полномочия по определению необходимости и объема эмиссии долларов принадлежат именно ФРС. На практике эмитированные доллары в подавляющем большинстве вкладываются в покупку государственных казначейских облигаций США как главный актив ФРС, после чего поступают в обращение.
  2. Надзорно-регулятивные функции. Как и любой Центральный банк, ФРС США осуществляет надзор и регулирование банковской системы страны: выпускает нормативные акты для коммерческих банков, лицензирует их, контролирует их работу и т.д.
  3. Баланс соблюдения интересов граждан и кредитных структур. В частности, сюда входит защита прав заемщиков и вкладчиков банков, регулирование процентных ставок и т.д.
  4. Обеспечение экономической стабильности в стране. Тоже одна из важных функций ФРС, которую система выполняет наряду с некоторыми другими структурами США.
  5. Обеспечение ликвидности и кредитование банковской системы. Как и любой ЦБ, ФРС США следит за выполнением банками страны обязательных нормативов ликвидности, и при необходимости предоставляет коммерческим банкам кредиты. Также в ФРС хранятся отчисляемые обязательные резервы банков страны.
  6. Управление системой внутренних и внешних платежей.
  7. Оказание услуг депозитария для государственных органов и официальных международных компаний.
  8. Укрепление влияния и роли США в мировой экономике.

Главная цель ФРС США, как и любого Центрального банка – обеспечить стабильный экономический рост в стране при оптимальных показателях инфляции.

Федеральная резервная система США: интересные факты.

Поскольку ФРС – это коммерческая акционерная структура, она зарабатывает прибыль, которую использует для оплаты труда персонала, а также распределяет среди своих акционеров в виде . Но основная доля дохода Федеральной Резервной Системы США при этом перечисляется в федеральный бюджет страны – в Казначейство США.

Интересен и сам принцип денежной эмиссии, которую проводит ФРС. Фактически получается, что доллары США не принадлежат государству, а принадлежат частной акционерной компании. На долларовых банкнотах написано “Federal Reserve note”, то есть “Банкнота федерального резерва” (а не банкнота США). Государство фактически берет в долг доллары у ФРС за свои облигации, которые потом погашает еще и с процентами. Вот такая интересная схема.

Особую важность всегда имеют заседания ФРС США, на которых принимаются определенные решения, касающиеся монетарной политики страны. Сами заседания проходят несколько раз в год, иногда – каждый месяц, иногда нет. Расписание заседаний ФРС США составляется заранее на весь год, их даты всегда известны. Так, например, на 2016 год всего запланировано 8 таких мероприятий.

Поскольку доллар – это основная мировая валюта, такие решения всегда оказывают очень существенное влияние не только на экономику США, но и на все мировые : на котировки ценных бумаг, курсы валют, стоимость товаров мирового спроса и т.д. Поэтому к заседаниям ФРС США всегда приковано внимание финансистов, аналитиков, биржевых трейдеров всего мира. Заседания всегда заканчиваются пресс-конференцией Председателя ФРС, а их результаты публикуются в 14 часов по Нью-Йорку. Именно в момент пресс-конференции и публикации отчетов всегда происходят существенные колебания на мировых рынках.

История ФРС США говорит о том, что системой чаще всего руководили грамотные и независимые в своих решениях финансисты, не занимающиеся популизмом, а действительно решающие глобальные задачи, стоящие перед структурой, иногда действуя новыми, нестандартными методами. Так, например, именно Федеральная Резервная Система США разработала и успешно внедрила . Федрезерв не раз продемонстрировал грамотную борьбу с инфляцией и дефляцией и успешное преодоление мощных финансовых кризисов.

Лидирующие позиции экономики США и американской валюты в мире тоже можно считать одним из показательных достижений ФРС.

Теперь вы имеете представление о том, что такое Федеральная Резервная Система США, из чего она состоит и как функционирует.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность вместе с нами!

Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

Money For Nothing - Liberty Street Films , 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):

Высшее руководство и Глава ФРС

Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.

С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.

Who owns the Federal Reserve?:

Банки Федеральной резервной системы ФРС США

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:

  • Бостон;
  • Нью-Йорк;
  • Филадельфия;
  • Кливленд;
  • Ричмонд;
  • Атланта;
  • Чикаго;
  • Сент-Луис;
  • Миннеаполис;
  • Канзас-Сити;
  • Даллас;
  • Сан-Франциско.

Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.

Основными функциями федеральных резервных банков являются:

  • Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
  • Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
  • Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.

Функции ФРС

Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:

  • Выполнение обязанностей США;
  • Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
  • Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
  • Защита кредитных прав потребителей;
  • Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
  • Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на