Резервная система цб. Федеральный Резервный Банк США
Название банка |
|
Федеральный резервный банк Бостона |
|
Федеральный резервный банк Нью-Йорка |
|
Филадельфия |
Федеральный резервный банк Филадельфии |
Кливленд |
Федеральный резервный банк Кливленда |
Федеральный резервный банк Ричмонда |
|
Федеральный резервный банк Атланты |
|
Федеральный резервный банк Чикаго |
|
Сент-Луис |
Федеральный резервный банк Сент-Луиса |
Миннеаполис |
Федеральный резервный банк Миннеаполиса |
Канзас-Сити |
Федеральный резервный банк Канзас-Сити |
Федеральный резервный банк Далласа |
|
Сан-Франциско |
Федеральный резервный банк Сан-Франциско |
Каждое региональное отделение имеет собственный Совет директоров , не являющихся служащими банка, состоящий из девяти членов, поделенных на классы - А, В и С:
три директора класса А выбираются банками - акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
три директора класса В выбираются банками - акционерами ФРС от общественности - людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
три директора класса С назначаются Советом управляющих ФРС.
В техническом смысле каждый из 12 федеральных резервных банков является не государственной организацией, а корпорацией. Эти банки находятся в крупных городах, и их акционерами являются обычные коммерческие банки.
Имеются существенные различия между федеральными резервными банками и коммерческими. Федеральные резервные банки проводят операции, не имея целью получение прибыли. Коммерческие банки-акционеры в отличие от обычных пайщиков получают дивиденды не более 6% от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход поступает государству. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. По законодательству США банки обязаны создавать резервные фонды и держать их преимущественно в федеральных резервных банках, которые в свою очередь могут их использовать при проведении своих операций.
Основные функции федеральных резервных банков:
осуществление безналичных расчетов по чекам (клиринг чеков);
выпуск новых банкнот и изъятие из обращения изношенных;
предоставление учетных кредитов банкам в рамках резервных округов;
осуществление связи между бизнесменами и ФРС;
инспекция банков штатов;
выдача разрешения на слияние кредитных учреждений;
проведение вместе с казначейством операций на международных валютных рынках;
поддержание покупательной способности национальной валюты (это в основном функция Федерального резервного банка Нью-Йорка);
сбор информации об условиях хозяйственной деятельности в округах;
проведение исследований по вопросам денежно-кредитной политики и издание аналитических и информационных бюллетеней.
Для того чтобы вступить в ФРС, коммерческий банк обязан приобрести в окружном Федеральном резервном банке акции на сумму, равную 3% его акционерного капитала и нераспределенной прибыли.
Наряду с федеральными резервными банками банковская система США включает:
коммерческие банки;
инвестиционные банки.
Коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные. Национальные банки функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в ФРС в качестве банков-членов, штатные - действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Коммерческие банки являются основой банковской системы США, по сумме активов они занимают первое место. В настоящее время их насчитывается около 7 тыс. Крупнейшие из них: «Морган Чэйс бэнк» (JPMorgan Chase Bank), «Ситибэнк» (Citibank), «Бэнк оф Америка» (Bank of America) и др.
Современное состояние банковской системы США характеризуется углублением процесса глобализации, интернационализации и роста ТНК.
Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки , которые осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: гарантирование эмиссии ценных бумаг и непосредственное размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков необходимо выделить «Меррил Линч» (Merryl Lynch), «Пирс» (Pirs) и др.
В последние годы на рынке ссудных капиталов США заметно повысилась роль специальных кредитно-финансовых институтов . Это обусловлено как обострившейся конкурентной борьбой за долгосрочные сбережения, так и усилившейся дифференциацией функций кредитных институтов.
Важное место в кредитной системе США занимают стра ховые компании. Они привлекают огромные денежные средства. Главный объект их инвестиций - облигации корпораций, государственные ценные бумаги. Страховые монополии США контролируют значительную часть страхового рынка индустриально развитых стран. В 2011 г. на первое месте в мире по показателю капитализации среди страховых компаний (172 млрд дол.) находилась «Америкэн интернейшэл групп» (American International Group - AIG). Компания занимает второе место в мире по страхованию недвижимости и от несчастных случаев и первое место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тыс. сотрудников и работает примерно с 50 млн клиентов в более чем 100 странах мира.
Пенсионные фонды стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в акции и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства. Средства государственных пенсионных фондов инвестируются в облигации казначейства.
Финансовые компании США являются, прежде всего, инструментом продвижения товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъюнктуры. Они проявляют наряду с коммерческими банками высокую активность в сфере потребительского кредита. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть приобретается в кредит. Так, ведущая автомобильная корпорация США «Дженерал моторс» (General Motors) имеет дочернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксептэнс корпорейшн» (General Motors Acceptance Corporation). Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредоточивают у себя значительную часть потребительских ссуд.
Ссудосберегательные ассоциации создаются для аккумуляции сбережений в форме вкладов, чтобы обеспечить целевое кредитование вкладчиков. Эти сберегательно-финансовые учреждения могут иметь форму паевой организации (если принадлежат вкладчикам-пайщикам) или акционерной (если принадлежат акционерам). При акционерной форме такие ассоциации могут принадлежать холдинговым компаниям - унитарным, владеющим одной ссудосберегательной ассоциацией, или холдинговым компаниям, владеющим несколькими ссудосберегательными ассоциациями. Унитарные компании пользуются большей свободой в выборе видов услуг и деятельности, чем холдинговые. Ассоциации прилагают большие усилия, чтобы адаптироваться к современному рынку. Например, такие, как «Ферст» (First Union), практически превратились в коммерческие банки, а другие - типа «Норт Экрон Сэйвингс энд Лан» (Nort Akron Savings & Loun) функционируют в традиционных рамках.
Взаимные сберегательные банки представляют собой финансовые институты, созданные с целью аккумуляции сбережений широких слоев населения (в первую очередь скромного достатка) путем выплаты процентов (дивидендов) по размещенным в них сбережениям. В первое время такие банки рассматривались как полуфилантропические учреждения, предоставлявшие услуги по аккумуляции сбережений малообеспеченных людей и инвестированию этих сбережений в надежные ценные бумаги с целью получения в итоге по этим накоплениям регулярного процентного дохода. Первоначальные минимальные размеры вкладов в эти банки отражаются в их названиях: «Пятицентовый сберегательный банк Линна» (Lynn FiveCents Savings Bank), штат Массачусетс, или «Десятицентовый сберегательный банк Бруклина» (Brooklyn Теn- Cents Savings Bank), штат Нью-Йорк. Основной вид активных банковских операций таких банков - ипотечный и потребительский кредит. Получаемая прибыль используется для создания гарантийных фондов и выплаты процентов. Процентные ставки по вкладам во взаимно-сберегательных банках ниже, чем в коммерческих банках.
Кредитные союзы отличаются от других небанковских институтов тем, что их деятельность основана на принципах кооперации и сотрудничества. Эти союзы привлекают паи и взносы одних своих членов и выдают за их счет кредиты другим своим членам.
Кредитные союзы в США осуществляют преимущественно потребительское кредитование. При этом крупные союзы выполняют практически все виды финансовых операций, включая Эмиссию карт. Этот сегмент финансового рынка пережил не одну волну масштабной консолидации. В 1980 г. в США насчитывалось 17 350 кредитных союзов. Сейчас в стране имеется около 7300 таких организаций. Совокупный объем активов союзов превышает 940 млрд дол. Для сравнения: в 2007 г. этот показатель не превышал 750 млрд дол. В тех или иных кооперативах и союзах, построенных на принципах взаимного кредитования, состоит более 91 млн человек - почти треть населения США.
Кредитные потребительские кооперативы, по сути, заменяют банки для групп граждан, объединенных каким-либо признаком, например местом работы (полиция, пожарная охрана). Условия предоставления займов и порядок начисления процентов на внесенные сбережения определяются самим кредитным союзом. Корпоративные кредитные союзы в США, являясь своеобразными аналогами банков, предоставляют следующие услуги: инвестирование средств, финансовые консультации и предоставление гарантий по обязательствам для своих младших коллег - кредитных потребительских кооперативов.
Система управления кредитным союзом, распределение ответственности и полномочий между его персоналом и пайщиками, процедуры принятия решений разрабатываются, утверждаются и реализуются на основе принципа «один пайщик - один голос». Высшим органом управления союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями - правление. Общую координацию деятельности таких финансовых институтов осуществляет Национальное управление кредитных союзов США (NCUA).
История ФРС
Первым учреждением, выполняющим функции центрального банка США был , созданный Александром Хэмилтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй Банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы в Эру Свободных Банков центрального банка формально не существовало. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907-м гг. создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
- 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
- 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
- 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
- 1837 - 1862: Эра Свободных Банков
- 1863 - 1913: Национальные банки
- 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стал кризис 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной Резервной Системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: "неэластичной" валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная Монетарная Комиссия с целью исследовать возможные варианты денежной и банковской реформы.
Закон о Федеральном Резерве
Сенатор Нельсон Олдрич Рокфеллер основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) - для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими, как Дж.П.Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.
В 1910 году ведущие финансисты США: сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник Секретаря Казначейства США Пиатт Эндрю в течение 10 дней проводили "мозговой штурм" на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в Совете директоров. Большинство республиканцев одобряли план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные Демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, неподконтрольную финансовой системе Уолл-стрита. Консервативные Демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном Резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство Республиканцев выступало против его принятия.
Современная история ФРС
В июле 1979 года Президент США Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1% путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . В феврале 2006 года пост председателя ФРС занял Бен Бернанке .
Юридический статус ФРС
Правовой статус ФРС определён Законом о ФРС в виде особого финансового учреждения, объединяющего черты как независимого юридического лица, так и публичного государственного агентства.
Независимость эмиссионного центра от правительства объясняется стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством (находящихся в отношениях "нанимателя" и "подрядчика"), а также исторически сложившейся в США банковской системой, и предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах Правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета).
В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу "Джон Льюис против Соединённых Штатов", в котором определил, что Федеральные резервные банки, входящие в стуктуру ФРС (см. ниже), не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Federal Tort Claims Act). Данное постановление суда относится к практике применения закона Federal Tort Claims Act к Федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.
Функции ФРС
Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США
- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
- защита кредитных прав потребителей
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
- укрепление роли США в мировой экономике
Банки-члены регионального Федерального Резерва
Любой коммерческий банк, соответствующий стандартным требованиям ФРС, может стать членом (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2008 год) в структуру ФРС входят 38% всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц).
Полные списки банков-акционеров ФРС опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений ФРС (пример: ).
Организационная структура
Высшее руководство
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих (англ. Board of Governors ) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий.
Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась).
Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.
В данный момент членами Совета являются:
- Бен Бернанке - председатель
- Дональд Кон - заместитель председателя
- Элизабет Дюк
- Рэнделл Кросцнер
- Кевин Уорш
- (2 места в настоящий момент временно вакантны)
Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .
Функции Совета:
- надзор за системным функционированием ФРС
- принятие решений в области регулирования
- определение требований к валютному резервированию
Федеральные резервные банки
Карта региональных отделений ФРС
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых "Федеральными резервными банками". Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас Сити и т.п.).
Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих. 9 членов совета поделены на классы A, B и C:
- 3 управляющих класса A выбираются банками-акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
- 3 управляющих класса B выбираются банками-акционерами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
- 3 управляющих класса C назначаются Советом управляющих ФРС.
Президент каждого регионального отделения назначается с согласия Совета управляющих ФРС. Список всех управляющих региональных банков публикуется ФРС ().
Список Федеральных резервных банков:
Федеральный Резервный Банк | Сайт |
---|---|
Федеральный резервный банк Бостона | http://www.bos.frb.org |
http://www.newyorkfed.org | |
Федеральный резервный банк Филадельфии | http://www.philadelphiafed.org |
Федеральный резервный банк Кливленда | http://www.clevelandfed.org |
Федеральный резервный банк Ричмонда | http://www.richmondfed.org |
Федеральный резервный банк Атланты | http://www.frbatlanta.org |
Федеральный резервный банк Чикаго | http://www.chicagofed.org |
Федеральный резервный банк Сент-Луиса | http://www.stlouisfed.org |
Федеральный резервный банк Миннеаполиса | http://www.minneapolisfed.org |
Федеральный резервный банк Канзас-Сити | http://www.kansascityfed.org |
Федеральный резервный банк Далласа | http://www.dallasfed.org |
Федеральный резервный банк Сан-Франциско | http://www.frbsf.org |
Функции региональных отделений ФРС:
- устанавливать учётные ставки с разрешения Совета управляющих ФРС
- отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений
- предоставлять финансовые услуги Правительству США и другим депозитариям
Федеральный резервный банк Нью-Йорка
Наиболее важным из региональных отделений ФРС является Федеральный резервный банк Нью-Йорка , отвечающий за международные финансовые операции и операции на открытом рынке. В отличие от остальных Федеральных резервных банков, этот резервный банк имеет постоянный голос в Федеральном комитете по открытому рынку. Считается, что пост Президента совета управляющих Федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС.
Избранный 44-м Президентом США Барак Обама объявил о том, что в его Администрации пост 75-го Министра финансов займёт Тимоти Гайтнер (en: Timothy F. Geithner), ранее возглавлявший Федеральный резервный банк Нью-Йорка.
Федеральный комитет по открытому рынку
Между Советом Управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.
Банки-акционеры
На нижнем уровне организационной структуры ФРС находятся банки - держатели акций ФРС.
Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2009 год) в структуру ФРС входят 38% всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц).
Акции ФРС, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6% годовых, не зависящий от прибыли ФРС .
Функции банков-акционеров ФРС:
- получение фиксированного дивиденда по акциям ФРС в замен на внесённый депозит
- участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B)
Списки банков, входящих в состав ФРС, опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений (пример: )
Особенности ФРС как Центрального банка
Форма собственности капитала
Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. В этом плане США отличаются от стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
Операционная прибыль
ФРС осуществляет денежную эмиссию путём покупки обязательств (облигаций) Казначейства США (в особых случаях - и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом.
Процентные выплаты по облигациям Казначейства составляют доход ФРС. Другими источниками дохода являются доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.
Размеры зарплат управляющим ФРС назначаются Конгрессом. В 2008 году годовая зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих Совета - 172 200 долларов США.
После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям, ФРС перечисляет остаток прибыли на счета Казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета. Например, в 2006 году ФРС получила чистый доход 34,195 млрд. долларов США, из которых 871 млн. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 4,272 млрд., процентные выплаты Казначейству США составили 29,052 млрд ().
Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)
Самостоятельность
Решения ФРС имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой Представителей Конгресса США, дважды в год - перед Банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность ФРС более 100 раз проходила аудит Счётной Палаты США (англ. Government Accounting Office), а также периодически проверяется независимыми аудиторскими фирмами .
Критика ФРС
История критики ФРС
Некоторые известные экономисты (например, Милтон Фридман) обвиняли ФРС в том, что её вмешательство в финансовую систему не препятствовало, а наоборот - создавало условия для возникновения финансовых кризисов. Потому что, если контролировать выпуск денег, то можно искусственно создавать финансовые кризисы.
Секретность
Имеются существенные претензии к прозрачности обсуждений, проходящих в Федеральном комитете по открытому рынку (ввиду важности его функций по формированию национальной денежной политики США).
Конспирология
Основная статья : Альтернативные теории о создании и функционировании ФРС США
Создание ФРС
Существует мнение о том, что паника 1907 года была специально подстроена нью-йоркскими банкирами, в том числе Джоном Морганом , чтобы убедить президента Вильсона в необходимости создания центрального банка.
Убийство Кеннеди
Примечания
Ссылки
Мировая рецессия конца 2000-х | |
---|---|
Основные понятия | Финансовый кризис 2007–2009 годов · Саммит G20 в Вашингтоне (2008) · Форум АТЭС 2008 · Саммит G20 в Лондоне (2009) |
Отдельные проблемы |
Коррекция на рынке жилья в США · Мировой кризис цен на продовольствие 2007–2008 годов · Энергетический кризис 2000-х годов · Энергетический кризис в Центральной Азии (2008) · Ипотечный кризис в США (временная шкала) · Список списаний в результате кризиса субстандартного кредитования в США · Обанкротившиеся или приобретённые банки · Список организаций, вовлечённых в финансовый кризис 2007–2008 годов · Кризис автомобильной индустрии 2008 года · Обанкротившиеся ретейлеры · Встреча в Восточной Азии |
По странам | Бельгия · Исландия · Казахстан · Россия · Украина |
Законодательство и политика |
Банковский (специальные положения) закон (2008) · Закон о восстановлении жилья и экономики (2008) · Акт экономической стимуляции (2008) · Акт 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации · Программа выкупа проблемных активов · Банковский пакет спасения Великобритании (2008) · Китайский стимулирующий план · Term Asset-Backed Securities Loan Facility · Стимуляционный план Обамы |
Неплатежеспособность компаний |
New Century Financial Corporation · American Freedom Mortgage · American Home Mortgage · Lehman Brothers · Mervyns · NetBank · Terra Securities · Sentinel Management Group · Washington Mutual · Icesave · Kaupthing Singer & Friedlander · Yamato Life · Circuit City |
Помощь правительства и поглощения |
Northern Rock · IndyMac Federal Bank · Fannie Mae · Freddie Mac · American International Group · Bradford & Bingley · Fortis · Glitnir banki · Hypo Real Estate · Dexia · Landsbanki Íslands · Kaupþing banki · ING Group · General Motors · Chrysler |
Приобретения компаний |
Ameriquest Mortgage · Countrywide Financial · |
Доллар США - глобальная валюта №1, а его эмиссию осуществляет Федеральная резервная система. Трудно переоценить влияние ФРС на все без исключения финансовые рынки и мировую экономику в целом. Что представляет собой организация, выполняющая функции центрального банка США, и чего ожидать от ФРС сегодня и в последующие годы?
История Федеральной резервной системы
Federal Reserve System, или FED создана 23 декабря 1913 года как федеральное агентство, выполняющее миссию регулятора всей банковской системы Соединенных Штатов Америки и единственного эмитента американской валюты. Ранее право печатать доллары США принадлежало нескольким коммерческим кредитным организациям, заключившим договор о выпуске банковских билетов с федеральными властями в лице Конгресса.
Поводом для создания ФРС послужила охватившая США «банковская паника 1907 года», вызвавшая отток средств вкладчиков из финорганизаций по всей стране и кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже. Банковскую систему США спас успешный финансист Джон Пирпонт Морган, вливший в нее огромную долю собственных денег и убедивший вложиться в банковский сектор целый пул частных инвесторов. Но федеральному правительству во главе с 26-м президентом Теодором Рузвельтом (не путать с 32-м - Франклином Рузвельтом, правившим в период «Великой депрессии») пришлось задуматься о создании системы централизованного надзора и управления банками.
Глава государства подписал указ о национальной денежной комиссии. Возглавивший ее сенатор Нельсон Олдрич отбыл в двухлетнюю командировку в Европу знакомиться с опытом работы центробанков Англии, Германии и Франции. После его возвращения был разработан план создания регулятора, обговоренный 22 ноября 1910 года во время тайной встречи членов комиссии на острове Джекил. Там было принято решение, что в названии новой организации не нужно использовать слово «банк», а ее деятельность будет регламентировать закон о федеральном резерве.
В открытых источниках изложена любопытная подоплека этих событий, кардинально повлиявших на всю новейшую историю — о которых, однако, не расскажет официальный сайт ФРС. Утверждается, что паника была создана искусственно самими владельцами крупнейших американских банков. Пока одни кредитные организации лопнули, другие только увеличили и собственный капитал и состояние. В национальную денежную комиссию вошли особы, приближенные к упомянутому Дж.П. Моргану, а сенатор Олдрич был тестем Джона Рокфеллера-младшего.
ФРС — центральный банк США или нет?
Федеральную резервную систему США часто именуют «государством в государстве». ФРС подотчетна палате представителей (ежегодно) и банковскому комитету Конгресса США (дважды в год). Кроме того, она аудируется счетной палатой США. Членов высшего руководства FED назначает возглавляющий исполнительную ветвь власти президент США по согласованию с верхней палатой парламента.
При этом, несмотря на принадлежащий ФРС официальный статус правительственного федерального агентства, по форме собственности она является сугубо частной акционерной компанией.
Согласно закону о федеральном резерве организация состоит из двенадцати региональных ФРБ (федеральных резервных банков), чьими акционерами в свою очередь являются коммерческие банки. Самый большой в данной системе - ФРБ Нью-Йорка. Другие ФРБ также де-факто принадлежат крупным коммерческим и частным банкам.
Обратите внимание: в отличие от российских банковских организаций, ни один банк США не принадлежит государству. Доля великого и могущественного государства под названием USA в банковской системе страны - 0%.
Более того, американскому правительству не принадлежат деньги, именуемые национальной валютой США. Дело даже не в том, что на долларовых купюрах стоит обозначение «Federal Reserve note», то есть билет Федерального резерва, а не банкнота США. Более важно другое — чтобы получить деньги в федеральный бюджет, казначейство должно выпустить гособлигации (знаменитые « »), которые выкупает FED.
Процентные выплаты по этим облигациям таким образом приносят ФРС доход — фактически это деньги налогоплательщиков. Занимательный факт: 16-я поправка к американской конституции, которой введен подоходный налог, была принята в том же 1913 году, в котором создана ФРС.
Дивидендный доход банков ФРС
Интересно, что акции федеральных / региональных резервных банков приносят частным банкам-членам ФРС (а их около 2000) постоянный дивиденд 6%. Этот доход не зависит от прибыли самой ФРС, а акции не продаются и не обмениваются. При этом актуальная ставка по 10-летним облигациям менее 3%. Для сравнения:
уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;
Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;
полный собственник Банка Англии - Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;
52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;
в соседней с США стране банк Канады с 1938 года является госучреждением
Поэтому прибыль других центробанков либо вообще не перераспределяется в руки частных банкиров, либо это происходит не в тех объемах, как в США.
Казначейские облигации на $6,26 трлн. принадлежат сторонним государствам — лидерами являются Китай (25%) и Япония (20%), тогда как Россия владеет лишь 4% облигаций. Доля ФРС в американских гособлигациях составляет $ 2,465 трлн. Держателями остального госдолга США выступают государственные и местные органы власти, включая пенсионные фонды, частные пенсионные фонды, банки, страховые компании, наконец частные инвесторы. Иначе говоря, на внешний долг страны приходится лишь около трети обязательств.
Центробанковские функции
Но в то же время часть прибыли FED, оставшаяся после выплаты дивидендов банкам-членам и вознаграждения за труд персоналу ФРС / ФРБ, направляется в федбюджет США. К тому же именно Federal Reserve System является единственным регулятором банковского рынка Штатов, исправно выполняя основные функции, присущие центробанкам. Функции ФРС:
эмиссия USD (наличного и безналичного);
кредитование банков и других кредитно-финансовых организаций;
обеспечение государственных финансовых гарантий;
надзор над деятельностью банковских организаций;
контроль и регулирование финансовых рынков, а также рынка труда;
поддержание баланса между интересами государства и интересами банков;
оказание депозитарных услуг для федерального правительства, властей субъектов федерации (штатов США) и международных финансовых организаций / учреждений.
Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.
Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.
Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.
Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей направлены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ФРС приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая .
Насколько значимой фигурой является руководитель ФРС несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС.
Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.
Федеральные резервные банки
Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:
носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);
помимо этого имеют собственные буквенные и цифровые обозначения (ФРБ Нью-Йорка - 2 B, ФРБ Чикаго - 7 G, ФРБ Далласа - 11 K и т. д.);
реализуют надзорные полномочия и финансовую политику ФРС на региональном уровне в тех штатах, на которые распространяется их деятельность;
Федеральный комитет по открытому рынку
Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) - орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.
В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:
президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего);
4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию.
На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.
Структура ФРС также включает три консультативных совета:
1. Федеральный консультативный совет - 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;
2. Потребительский консультативный совет - 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;
3. Консультативный совет сберегательных учреждений - состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.
Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто - способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.
Банки-члены ФРС
Банки-члены - владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.
Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых - доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток - часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского более 50 000 служащих.
ФРС в действии
Истории известны примеры эффективного влияния ФРС на экономику, наиболее яркие из них - преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз со своего исторического максимума до исторического минимума около нуля.
В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.
Кстати, в то же время Волкером было сделано одно из самых резонансных заявлений ФРС, повлиявших на рынок. Фактически он изменил денежную политику, в результате чего предполагались сильные и резкие изменения процентных ставок. Так как доходность всех видов облигаций определяется в первую очередь именно процентной ставкой, то инвестиционные банки мира быстро осознали, что прежняя «тихая гавань» облигаций в новых условиях превращается в финансовое казино. Так что на 80-е годы пришелся расцвет рынка ипотечных и мусорных облигаций.
Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний - в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.
Однако эти меры также привели к слишком стремительному подъему фондового рынка, который взлетел заметно выше среднеисторического показателя — что в настоящий момент заставляет многих либо предполагать масштабный кризис, либо заметное и долгосрочное замедление экономики. Доходность рынка в следующие 10 лет многими специалистами оценивается не более 4% годовых при средних 10% в последние 200 лет.
В этой статье рассмотрим, что представляет собой Федеральная Резервная Система (ФРС) США , как она была создана, что включает в себя, как функционирует и т.д. Все это очень важно знать и понимать, поскольку ФРС США оказывает существенное влияние на экономические процессы не только в Америке, но и во всем мире.
Итак, Федеральная Резервная Система (Federal Reserve, Fed, ФРС, Федрезерв) – это структура, выполняющая функции Центрального банка США. Свою деятельность ФРС ведет с 23 декабря 1913 года, когда она была создана с целью противодействия мощным , постигавшим банковскую системы страны (до этого функции ЦБ в США выполняли сразу несколько Национальных банков, которые уже не справлялись со своей задачей и не могли достойно противостоять негативным процессам в экономике).
Структура ФРС США.
В первые годы своего существования структура ФРС США несколько раз менялась, и наконец, в 1935 году обрела тот вид, в котором и функционирует по сегодняшний день. Федеральная Резервная Система США включает в себя:
Федеральные резервные банки в количестве 12 штук, они же – региональные отделения ФРС. Банки Федеральной Резервной Системы территориально находятся в 11 разных городах разных штатов США: в Бостоне (Масачусетс), Нью-Йорке (Нью-Йорк), Филадельфии (Пенсильвания), Кливленде (Огайо), Ричмонде (Виргиния), Атланте (Джорджия), Чикаго (Иллинойс), Сент-Луисе (Миссури), Канзас-Сити (Миссури), Миннеаполисе (Миннесота), Далласе (Техас), Сан-Франциско (Калифорния). И, соответственно, имеют названия Федеральный резервный банк Бостона, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, и т.д.
В каждом банке ФРС есть свой совет управляющих, состоящий из 9 членов трех категорий: A, B и C, у каждой из которых есть свои функции. Федеральные резервные банки ФРС являются коммерческими, а не государственными структурами.
Совет управляющих ФРС – орган, управляющий системой, состоящий из 7 сотрудников, которых назначает президент США, а затем утверждает Сенат. Члены Совета управляющих назначаются на 14 лет, без права переназначения. В полномочиях Совета управляющих ФРС сосредоточены все ключевые функции любого Центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервирования для коммерческих банков.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (известен как FOMC) – орган, который отвечает за стабильность цен в стране, обеспечение экономического роста, регулирование рынка труда, а также за вопросы международной торговли и внешних платежей. В состав этого комитета входят 12 человек: 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков.
Это основные институты, составляющие структуру ФРС США. Помимо них, туда еще входят 3 консультативных совета:
- Потребительский;
- Общества депозитарных институтов;
- Федеральный.
Таким образом, высшим органом руководства Федеральной Резервной Системы США выступает Совет управляющих, который, в свою очередь назначается президентом и утверждается Сенатом. На сегодняшний день председателем Совета управляющих является Джанет Йеллен .
Главной особенностью Федеральной Резервной Системы США, отличающей ее от Центробанков других стран, является то, что ФРС – это коммерческая структура, созданная за счет не государственного, а частного капитала. ФРС является акционерным обществом, акции которого могут свободно приобретать коммерческие банки США, отвечающие определенным требованиям. После приобретения пакета акций, кредитная структура становится банком-членом ФРС. На сегодняшний день членами ФРС являются более 1900 национальных банков США и более 800 банков отдельных штатов. При этом в целом по стране акционерами-членами ФРС выступают только около 40% кредитных учреждений.
Важно отметить, что акционеры ФРС имеют довольно ограниченные права в сравнении с акционерами других компаний. Например, они не могут влиять на принятие важных решений по монетарной политике – это находится в компетенции Совета управляющих.
При этом в стране существуют и 2 органа, которые контролируют деятельность Федеральной Резервной Системы – это Палата представителей конгресса США и Банковский комитет конгресса США. Эти структуры проводят аудиторские проверки ФРС и анализируют ее отчетность. Также, согласно Закону о Федеральной резервной системе, президент страны имеет право уволить любого члена Совета управляющих, но на практике таких случаев еще не было. А вот наложить вето на любое решение Совета управляющих уже не может никто.
Функции ФРС США.
Давайте рассмотрим основные функции, которые выполняет Федеральная Резервная Система США.
- Денежная эмиссия. Исключительные полномочия по определению необходимости и объема эмиссии долларов принадлежат именно ФРС. На практике эмитированные доллары в подавляющем большинстве вкладываются в покупку государственных казначейских облигаций США как главный актив ФРС, после чего поступают в обращение.
- Надзорно-регулятивные функции. Как и любой Центральный банк, ФРС США осуществляет надзор и регулирование банковской системы страны: выпускает нормативные акты для коммерческих банков, лицензирует их, контролирует их работу и т.д.
- Баланс соблюдения интересов граждан и кредитных структур. В частности, сюда входит защита прав заемщиков и вкладчиков банков, регулирование процентных ставок и т.д.
- Обеспечение экономической стабильности в стране. Тоже одна из важных функций ФРС, которую система выполняет наряду с некоторыми другими структурами США.
- Обеспечение ликвидности и кредитование банковской системы. Как и любой ЦБ, ФРС США следит за выполнением банками страны обязательных нормативов ликвидности, и при необходимости предоставляет коммерческим банкам кредиты. Также в ФРС хранятся отчисляемые обязательные резервы банков страны.
- Управление системой внутренних и внешних платежей.
- Оказание услуг депозитария для государственных органов и официальных международных компаний.
- Укрепление влияния и роли США в мировой экономике.
Главная цель ФРС США, как и любого Центрального банка – обеспечить стабильный экономический рост в стране при оптимальных показателях инфляции.
Федеральная резервная система США: интересные факты.
Поскольку ФРС – это коммерческая акционерная структура, она зарабатывает прибыль, которую использует для оплаты труда персонала, а также распределяет среди своих акционеров в виде . Но основная доля дохода Федеральной Резервной Системы США при этом перечисляется в федеральный бюджет страны – в Казначейство США.
Интересен и сам принцип денежной эмиссии, которую проводит ФРС. Фактически получается, что доллары США не принадлежат государству, а принадлежат частной акционерной компании. На долларовых банкнотах написано “Federal Reserve note”, то есть “Банкнота федерального резерва” (а не банкнота США). Государство фактически берет в долг доллары у ФРС за свои облигации, которые потом погашает еще и с процентами. Вот такая интересная схема.
Особую важность всегда имеют заседания ФРС США, на которых принимаются определенные решения, касающиеся монетарной политики страны. Сами заседания проходят несколько раз в год, иногда – каждый месяц, иногда нет. Расписание заседаний ФРС США составляется заранее на весь год, их даты всегда известны. Так, например, на 2016 год всего запланировано 8 таких мероприятий.
Поскольку доллар – это основная мировая валюта, такие решения всегда оказывают очень существенное влияние не только на экономику США, но и на все мировые : на котировки ценных бумаг, курсы валют, стоимость товаров мирового спроса и т.д. Поэтому к заседаниям ФРС США всегда приковано внимание финансистов, аналитиков, биржевых трейдеров всего мира. Заседания всегда заканчиваются пресс-конференцией Председателя ФРС, а их результаты публикуются в 14 часов по Нью-Йорку. Именно в момент пресс-конференции и публикации отчетов всегда происходят существенные колебания на мировых рынках.
История ФРС США говорит о том, что системой чаще всего руководили грамотные и независимые в своих решениях финансисты, не занимающиеся популизмом, а действительно решающие глобальные задачи, стоящие перед структурой, иногда действуя новыми, нестандартными методами. Так, например, именно Федеральная Резервная Система США разработала и успешно внедрила . Федрезерв не раз продемонстрировал грамотную борьбу с инфляцией и дефляцией и успешное преодоление мощных финансовых кризисов.
Лидирующие позиции экономики США и американской валюты в мире тоже можно считать одним из показательных достижений ФРС.
Теперь вы имеете представление о том, что такое Федеральная Резервная Система США, из чего она состоит и как функционирует.
До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность вместе с нами!
Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.
Money For Nothing - Liberty Street Films
, 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):
Высшее руководство и Глава ФРС
Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.
Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.
С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.
6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.
Who owns the Federal Reserve?:
Банки Федеральной резервной системы ФРС США
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:
- Бостон;
- Нью-Йорк;
- Филадельфия;
- Кливленд;
- Ричмонд;
- Атланта;
- Чикаго;
- Сент-Луис;
- Миннеаполис;
- Канзас-Сити;
- Даллас;
- Сан-Франциско.
Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.
Основными функциями федеральных резервных банков являются:
- Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
- Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
- Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.
Функции ФРС
Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:
- Выполнение обязанностей США;
- Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
- Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
- Защита кредитных прав потребителей;
- Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
- Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на