Проблемы конкуренции в современных условиях россии. Функционирование конкурентного рынка Особенности конкуренции на рынке труда

Особенности конкуренции на рынке труда.

Лекция 2. Функционирование рынка труда.

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависит от характера складывающихся на нем конкуренции.

Конкуренция – борьба между людьми и группами людей за овладение редкими благами (товары, услуги, ресурсы), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

Конкуренция на рынке труда ведется между:

Наемными работниками за рабочее место и должности;

Работодателями за работников (особенно высококвалифицированных);

Работодателями и наемными работниками (профсоюзами за условия найма);

Между государствами за высококвалифицированную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране делится на сегменты не редко почти несвязанные между собой, поэтому существует:

Конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации – внутрифирменная и межфирменная конкуренция;

Внутрифирменная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

Межсегментная конкуренция – предполагает необходимость преодоления межсегментных сегментов (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и работодателей.

На рынке труда, как и на других работниках можно различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция – непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд.

Неценовая конкуренция – связана с их нервной продуктивностью, а так же с недавними возможностями передачи работодателями «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм.

При недобросовестной конкуренции эти нормы нарушаются.

Экономическая теория труда особое внимание уделяет исследованию аспектов функционирования рынка, которые связаны со степенью ограничения конкуренции, т.е. с наличием ими монопольной власти одной из сторон.

Теоретические аспекты функционирования рынка труда:

Столь большое количество продавцов и покупателей труда, что ни кто из них не в состоянии повлиять на его цену, рыночную заработную плату.

Равноценность работника (их квалификация и продуктивность) и рабочих мест.

Самостоятельный и независящий от кого-то давления, чего-либо вмешательства выбор участников трудовых сделок.

Отсутствие барьеров, препятствующих перемещению работников на новые рабочие места

Равный доход всех участников рынка труда к инфляции в сочетании с нулевыми издержками по ее получению.

На конкурентном рынке труда фирма сталкивается с абсолютно эластичным предложением труда. Для рынка в целом линия предложения имеет обычный для нее положение наклон.



Процесс установления, поддержания, восстановления равновесия на рынке труда можно с одной стороны анализировать в рамках традиционных микроэкономических моделей, а с другой стороны особенностей рынка труда и его субъектов требуют более детального рассмотрения процесса и эффектов, которые здесь возникают. Следует отметить, что в краткосрочных и долгосрочных периодах спрос на труд и его предложение имеют разные коэффициент эластичности.

В краткосрочном периоде он ниже, в долгосрочном выше. Соответственно, установление рыночного равновесия и его поддержания при изменившихся условиях требуют надстройки рынка с помощью государственных методов регулирования.

В ответ на изменение спроса и предложения рынок труда отреагирует соответствующими изменениями к заработной плате и занятости. Как быстро могут эти изменения происходить, т.е. как быстро рынок труда в соответствии находить новое равновесное состояние, зависит от гибкости рынка труда.

Гибкость рынка труда зависит от мобильности работников, степени гибкости режимов труда и рабочего времени, от возможности производства связанных с изменением издержек. Рынок труда будет не гибким, если заработная плата и режим рабочего времени жесткие, а мобильность рабочей силы низкая.

Подстройка равновесия на рынке труда может осуществляться по-разному в зависимости от ряда обстоятельств, в частности от того, на сколько способно работники и работодатели договариваться между собой, соблюдая баланс интересов. Если работник может сообщить работодателю о недовольстве работой лишь своим увольнением, то подстройка равновесия на рынке труда называется механизмом выхода.

Восстановление равновесия на рынке труда может происходить иначе: с помощью механизма подстройки «голос». Он основан на том, что работодателем и работники обмениваются информацией и это позволяет работодателю во время реагировать на изменение ситуации, избегая тем самым потерь из за увольнения работников. Таким образом, с помощью механизма «голос» регулируется условия труда, с помощью механизма «выход» уровень труда.

  1. Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономика

    ... рынку , создание его инфраструктуры, запуск его механизмов ... проблемами общества становятся проблемы ... действовать в условиях конкуренции . Вместе с... создания конкурентной среды , ... началось становление объективных условий ... , Центр проблем рыноч . экономики. – ...

  2. Проблемы экономической теории

    Шпаргалка >> Экономика

    ... создание условий для эффективной кооперации труда. Условия , в которых протекает рыночная конкуренция ... механизма . ... становлению ... проблемой ... рынке , где эту продукцию предполагается продавать. Прогнозировать конкурентоспособность товара в конкурентной среде ...

  3. Формы и методы государственного регулирования экономики (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... механизм , а создать условия его свободного функ-ционирования: конкуренция ... условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке ... -становление ... к рыноч -ным... криминальный 2. Проблемы ВПК 3. Проблемы мелкого предпринима- ...

  4. История становления социального партнерства

    Реферат >> Социология

    ... конкуренция на рынках ... Проблемы становления объединений работодателейОбъективн условиями становлен ... механизмы ... конкурентного преимущества государства в борьбе за человеческие ресурсы выступают качество жизни и условия ... условий труда, создание комфортной среды ... рыноч ...

  5. Возникновение и развитие экономической теории (6)

    Реферат >> Экономическая теория

    ... механизм или сп-б координации действий хозяйствующих субъектов(традиц, рыноч ... создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках ... -ти.Становление различн... Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. ... и капитал;среду обитания и труда...

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ
1.1. Сущность и условия возникновения рынка
1.2. Функции и механизм рынка
1.3. Черты рынка
1.4. Рынок и конкуренция
Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России
3.2 Пути развития конкурентной политики в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ

1.1. Сущность и условия возникновения рынка

1.2. Функции и механизм рынка

1.3. Черты рынка

1.4. Рынок и конкуренция

Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Условия возникновения и функции конкуренции

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

2.5 Защита конкуренции в России. ФАС

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России

3.2 Пути развития конкурентной политики в России

3.3. Неконкурентный рынок в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли;
конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара. Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление. Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.

РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

1.1Сущность и условия возникновения рынка.

В научной литературе имеются различные определения рынка: с точки зрения его субъектов, функций, операций, информации и др. Со временем слово «рынок» стало обобщенным понятием. Оно означает всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих торговые сделки по поводу любого товара. Рынок рассматривается как совокупность социально-экономических отношений, которые пронизывают всю жизнедеятельность современного общества: поведение домохозяйств, предпринимателей, государственных органов, общественных организаций, наем и использование рабочей силы, развитие промышленности, науки, образования, культуры, медицины, системы информации и т.д. Эти отношения складываются, прежде всего, вокруг разнообразных благ – предметов поведения и услуг, удовлетворяющих потребности людей, а также вокруг ресурсов (факторов производства) – рабочей силы, средств производства, информации, технологии, научных знаний, капиталов. Все рыночные отношения выступают как товарно-денежные.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рассмотрим основные условия возникновения рынка. (Рис.1)


Рисунок 1

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2Функции и механизм рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функции (Рис.2).


Рисунок 2

Главной функцией является ценообразующая. Именно цены или вознаграждением за результат деятельности, или беспощадным наказанием за неудачные решения, просчет или неэффективное хозяйствование. Цены стимулируют производство и потребление, они определяют издержки производства, влияют на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм. Цены уравновешивают спрос и предложение на рынке.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Одной из важных функций является регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Механизм рынка осуществляет взаимодействие покупателей и продавцов через взаимосвязь спроса и предложения, он позволяет реализовать экономические интересы участников рынка, направленные на достижения определенных материальных результатов: максимизации полезности приобретаемых благ или максимизации извлекаемой из обмена прибыли. Рыночный механизм есть способ использования людьми объективных законов товарного хозяйства, и важнейшим элементом его является конкуренция, благодаря которой эффективно действуют законы спроса, предложения и цен. Главные элементы рыночного механизма представлены на (рис.3)


Рисунок 3

1.3 Черты рынка.

Рынок в принципе является эффективной системой развития экономики. Однако рыночные отношения не являются полностью совершенными, так на рынке действуют хозяйствующие субъекты с различными целями и интересами. Это порождает противоречия, которые могут носить острый характер.

Мы понимаем, что рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. Выделим позитивные и негативные черты рынка.

Позитивные:

1) способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е.объективно формирует структуру производства;

2) стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;

3) направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;

Негативные:

1) не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки;

2) распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству;

3) порождает тенденцию монополизации производства, поскольку защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала;

4) не решает проблему внешних издержек (эффектов), то есть, издержек, не отраженных в целях рынка, которые ложатся на плечи общества;

5) не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов;

6) способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования, но все-таки он обеспечивает эффективное распределение ресурсов и экономический прогресс.

1.4 Рынок и конкуренция.

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Таким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен. Роль конкуренции состоит как раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их «спиной» возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Однако рынок нельзя считать полностью самоорганизующейся системой, которую можно запустить и дальше она будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. Эта необходимость вытекает из самой природы социально-экономических систем, где действуют люди, одаренные сознанием и поэтому способные корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. действием таких факторов, целью которых является сознательное управление и регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы. Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности. Справедливая социальная политика может заметно исправить недостатки рыночного распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но, как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные признаки рынка. Именно в силу этого оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального. Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Как показал печальный опыт нашей страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии точно учесть разнообразные запросы людей и, главное, своевременно и эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

1.1. Рыночная структура. Виды рынков

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей (продавцов) и количеством потребителей (покупателей), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

Конечные продукты и услуги;

Факторы производства;

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

Функционирование конкурентного рынка . Понятие конкурентного рынка. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Рыночное равновесие. Максимизация прибыли конкурентной фирмой. Правило максимизации прибыли.

Рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции . Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1) большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

2) повершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

3) полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

4) высокая степень однородности производимых отраслью товаров (отсутствие товаров-заменителей);

5) каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рыночная среда, порождаемая отношениями совершенной конкуренции, представляет собой лишь одну из рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной .

Характеристика Тип рынка
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Количество продавцов Много Много Несколько (2-7)
2.Тип товара Стандартизованный (однородный) (одинаковые характеристики и свойства товара) Дифференцированный Стандартизованный или дифференцированный Уникальный, не имеющий заменителей
3.Диктат цен со стороны продавца Отсутствует Возможен в очень узких пределах (если есть какое-либо уникальное предложение, которым можно манипулировать) Возможен при анти конкурентном сговоре, отсутствует, если сговора нет Существует
4.Барьеры входа на рынок Низкие Низкие Высокие Высокие
5.Неценовая конкуренция (качество, сервис и реклама) Не характерна Характерна Характерна Не характерна
6.Примеры --- С.х Шоколадные конфеты, образовательные услуги, пиво, сигареты и т.д. Сотовая связь Электроснабжение, теплоснабжение, услуги портов и аэропортов, услуги почтовой связи


Рыночная экономика это прежде всего взаимодействие спроса и предложения.

Спрос (D) - количество товаров (Q), которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен (Р).

Закон спроса - это зависимость величины спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. На спрос (в отличие от величины спроса) влияют неценовые факторы (число и вкусы потребителей, их доход, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растёт) и влево (если он падает).

Предложение (S) - то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения под влиянием изменения цены.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась вправо вниз, если предложение увеличивается и влево вверх, если оно уменьшается. Это происходит под влиянием неценовых факторов (число производителей, их ожидания, изменение цен на ресурсы, изменение в технологиях, цены на другие товары, налоги и субсидии).



Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к образованию равновесной цены , при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесное количество (Q 0), где Qd=Qs.

Если рыночная цена выше равновесной, то образуется избыток товаров. Цена начнет снижаться, а производители будут уменьшать объемы производства.

Если же рыночная цена будет ниже равновесной, то образуется дефицит товаров. Цена начнет повышаться, а производители - наращивать объемы производства.

В этом проявляется уравновешивающая функция цен.

При изменении спроса и предложения (по отдельности или одновременно) будут меняться равновесная цена и количество благ.

Итак, в точке рыночного равновесия цена спроса равна цене предложения. Величина спроса равна величине предложения.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж: прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях: 1. когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); 2. когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль , необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

Цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

Цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки.

2.Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне. Референдум, муниципальные выборы, собрание граждан, конференции граждан, сходы граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Выделяют две группы форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении:

формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений;

формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив.

К первой группе относятся:

местные референдумы;

муниципальные выборы

сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Местные референдумы. Высшая форма народовластия на муниципальном уровне.

Под референдумом понимается всеобщее голосование граждан для решения важных вопросов, затрагивающих их интересы. Принимают участие граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является добровольным, тайное голосование.

Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна предусматривать наличие однозначного ответа типа «за» или «против», «да» или «нет». Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и могут быть отменены только другим референдумом. Однако если принятое на референдуме решение по вопросам местного значения противоречит действующему законодательству, оно может быть опротестовано органами прокуратуры и отменено в судебном порядке.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений и по инициативе главы местной администрации.

Порядок проведения местного референдума определяется федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежит официальному опубликованию (в малых муниципальных образованиях - обнародованию).

В практике деятельности муниципальных образований проведение референдумов большая редкость. Причина - трудоемкости и дороговизна этого мероприятия, авторитарные традиции самоуправления властных органов и прежде всего высшего должностного лица, равнодушие к участию в управленческой деятельности со стороны населения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии решения представительного органа выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. Для организации и проведения муниципальных выборов и других форм голосования в муниципальном образовании создается избирательная комиссия.

Самая известная и длительно применяемая в России - мажоритарная система выборов в одномандатных избирательных округах. Преимущество ее в том, что избранные по этой системе депутаты наиболее приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, интересы жителей этих округов. В свою очередь, избиратели округа знакомы со своими депутатами, их личностными и политическими качествами. Основной же недостаток- отсутствие у сформированного на ее основе представительного органа местного самоуправления единого проекта развития муниципального образования, так как каждый депутат стремится, в первую очередь, к решению проблем избирателей своего округа.

Пропорциональная избирательная система , основанная на выборе списков избирательных объединений, ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями. Но эта система наиболее приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса избирателей, разработки целостного проекта развития муниципального образования.

В настоящее время применяются смешанные системы , при которых часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной.

Выборы это, пожалуй, единственная явно выраженная форма местного самоуправления. Избирательная активность в ходе местных выборов наиболее высокая, особенно когда речь идет о выборах главы муниципального образования. Существенно ниже избирательная активность в ходе выборов представительных органов.

Голосование населения. В соответствии с № 131-ФЗ голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организация проведения голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом муниципального образования и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (округе) избирателей. Такое положение делает депутата или избранное должностное лицо практически неотзываемым. Условия отзыва не реализуемы.

Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании. Подобного рода голосования большая редкость.

Сходы граждан. В малых МО (численность не более 100) может не создаваться представительный орган местного самоуправления, а его функции выполняет сход граждан. Сход созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и является правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения схода подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению. Сходы граждан наиболее жизнеспособная форма участия населения в решении местных дел, уходящая своими корнями в далекое прошлое.

Ко второй группе относятся:

участие граждан в опросах по различным проблемам местной жизни;

собрания и конференции (собрания делегатов):

публичные слушания;

правотворческая инициатива граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление.

Опросы населения. Опрос проводится на основе репрезентативной выборки, которая должна представлять микромодель взрослого населения муниципального образования.Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан . Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. .

Публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Правотворческая инициатива граждан. Жители в лице инициативной группы могут внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Существует несколько видов обращений: предложения. заявления, жалобы.

Предложение - это обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организации, на совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социальнокультурной и других сфер деятельности местного сообщества.

Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу- реализации принадлежащих нм или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу- нарушения их прав или охраняемых законом интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение одного месяца обязаны рассмотреть обращение граждан и дать на него письменный ответ.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения или в населенном пункте, не являющемся муниципальным образованием для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления.

В соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий:

Подъезда многоквартирного жилого дома:

Многоквартирного жилого дома;

Группы жилых домов;

Жилого микрорайона:

Сельского населенного пункта, не являющегося поселением;

Иных территорий проживания граждан.

Органы ТОС могут создаваться посредством выборов на собраниях или конференциях жителей соответствующей территории, их компетенция определяется самими гражданами. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. В уставе ТОС устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, основные направления и формы деятельности:

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решении:

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

В отличие от местного самоуправления. ТОС:

Не имеет властных полномочии (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;

Не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой - нет);

Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

Может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и. соответственно, иметь или не иметь статуса юридического лица.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая организационно-правовая форма позволяет и привлекать средства, и открывать счет в банке. Это дает большие возможности для инициативы населения.

Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное в управление ТОС. добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц. иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество

Органы ТОС на своей территории могут участвовать в решении широкого круга вопросов местной жизни, могут играть разные роли и выполнять разные функции.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, организовывать общественные мероприятия и т. п.

Как посредник между жителями и местной властью ТОС представляет и защищает интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может участвовать в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные плошали, принадлежащие ТОС и др.