Нужны ли россии китайские предприятия на дальнем востоке. Нужно ли строить китайские заводы на дальнем востоке? Китай заводы на дальнем востоке

Дальний Восток ждет китайских инвестиций в промышленность и транспорт. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 5 апреля сообщил о том, что Китайская сторона вышла с инициативой о переносе на территорию дальневосточных регионов ряда своих предприятий таких отраслей как: металлургия, строительство и производство цемента, энергетика, машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, телекоммуникация и сельское хозяйство.

На встрече директоров департаментов Минвостокразвития и ГКРР, Рустама Макарова и Чжоу Цзяньпина, был подписан документ о создании механизма регулярных консультаций и обмена информацией в сфере инвестиционного сотрудничества. Обсуждались вопросы привлечения государственных и частных китайских инвестиций в регионы Дальнего Востока.

«Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории» - заявил Рустам Макаров по итогам встречи.

«Уверен совместными усилиями мы сможем достичь результатов в максимально короткие сроки» - сказал его китайский коллега.

На совещании так же широко обсуждались планы по созданию международных транспортных коридоров на территории юга Приморского края. Для этого было решено в ближайшее время провести встречу с привлечением ведущих компаний КНР и России занятых в сфере транспорта.

Договоренность о взаимодействии между ведомствами была достигнута во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в Меморандуме взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.

Выгодно ли это нам? Привлечение инвестиций, создание новых производств и как следствие рабочих мест - конечно выгодно. А дальше вопрос, как это будет реализовано.

Сразу после публикации новости на сайте, пошли сообщения в различных СМИ и блогах, о том что Китай захватывает Дальний Восток, перенесет к нам вредные производства и там будут работать китайские рабочие. Процитирую разъяснения для СМИ от Минвостокразвития:

Взаимодействие Минвостокразвития России с ГКРР Китая базируется на взаимопонимании по следующим вопросам: 100% соблюдение российского законодательства, не менее 80% - российская рабочая сила, безусловный приоритет российских поставщиков и подрядчиков.

“Российское экологическое законодательство - одно из самых строгих в мире, - подчеркнул Рустам Макаров. - Ни один проект, который не соответствует экологическим нормам, не может реализовываться по определению. Грязным производствам нет и не может быть места на Дальнем Востоке”.

Мы до недавнего времени в Европу собирались и принимали все очень высокие европейские стандарты в сфере экологии, что конечно хорошо. В Китае экологическое законодательство гораздо мягче.

А зачем это нужно Китаю? Сошлюсь на статью эксперта «Экспериментального Творческого Центра» Юрия Бялого «Экономическая война Китая» опубликованную в газете «Суть времени» 9 декабря 2015 г.

«Еще одна большая проблема Китая — огромные, созданные в последние, «тучные» для экономики годы, неиспользуемые или не полностью используемые мощности для инфраструктурного, промышленного, офисного и жилищного строительства. Которые опять-таки создавались в расчете на увеличение спроса на внутреннем и глобальном рынках и на прежние высокие темпы экономического роста.

Внутренний рынок страны в последние годы развивался очень бурно, параллельно росту доходов населения, и действительно в значительной мере заместил, с точки зрения экономики, доходы от экспорта. То есть экономика Китая стала гораздо менее ориентированной на экспорт. Тем не менее, созданные впрок избыточные мощности промышленности вну-тренний сегмент экономики в условиях кризиса использовать не в состоянии.

Китай в последнее время в качестве «подпорки» для экономического развития очень ак-тивно развивает сферу услуг. И уже получает на этом направлении весьма серьезные результаты. Однако опять-таки сфера услуг заметную часть избыточных промышленных мощностей страны никак использовать не может.

В результате внутренние инвестиции в производственные фонды неуклонно падают.

Раньше, перед началом нынешней волны мирового кризиса, темпы годового роста капитальных инвестиций достигали 50 %, а рост инфраструктурных инвестиций превышал 64 % в год! А затем темпы роста капитальных инвестиций начали снижаться, причем в последние три года они снижаются устойчиво и довольно быстро.

Но раз снижаются капитальные инвестиции, то одновременно и неизбежно падает спрос на всё промышленное сырье. И, соответственно, на продукцию сырьевых отраслей экономики, которые тоже испытывают всё более глубокое влияние кризиса.

В результате единственной возможностью полноценного использования накопленных «избыточных» китайских финансовых ресурсов, а также производственных и сырьевых мощностей, оказывается внешняя экспансия с прямыми зарубежными инвестициями, а также промышленными и инфраструктурными проектами».

Вот мы и видим реализацию на практике того, о чем говорит эксперт. Уже планируют переносить незадействованные производственные мощности, а так же, осуществлять широкомасштабные транспортные проекты. И китайский бизнес в этом очень заинтересован. Хотя официальная идеология в КНР коммунистическая, но экономически они живут по западным стандартам, значит построенный и не работающий завод - это вложенные и не приносящие прибыль деньги. Инвестиции вкладываются в большинстве случаев заемные:

«Следующая экономическая проблема Китая — огромный объем набранных китайскими корпорациями внутренних и внешних кредитов. Эти кредиты брались в расчете на выход мировой экономики из кризиса и дальнейший рост экспорта и внутреннего потребления. Выхода из кризиса, увы, не произошло, а кредитные долги остались. Причем большая часть кредитов (и, соответственно, долгов) фактически была скрыта от контроля, поскольку шла через «теневой» банкинг.

В результате у Китая весьма большой совокупный внешний и внутренний долг, в основном накопленный корпорациями. По разным оценкам, различающимся по «прикидкам» доли «теневого банкинга» в кредитах, этот долг составляет от 3 до 5 трлн долларов, некоторые аналитики говорят чуть ли не о $12 трлн. Но даже это сравнительно немного по мировым меркам: у большинства стран Европы отношение долга к ВВП существенно больше, чем у Китая. Тем не менее, такой долг с учетом его достоверно не известной «теневой» составляющей ставит под вопрос экономическую устойчивость многих, в том числе крупных, корпораций и банков».

Кроме экологии следующая тема для критики, можно свести к утверждению, что мы Дальний Восток продаем китайцам. Они завезут туда своих рабочих, так как наши значительно дороже. Опять таки, цитирую статью:

«В результате последних десятилетий стремительного роста китайская экономика обеспечила невероятно высокие темпы подъема благосостояния очень широких слоев населения.

Как мы видим, средние зарплаты в Китае выросли за десятилетие в 3 раза, а с учетом повышения курса юаня — в 4 раза. И в пересчете на доллары превысили $800 в месяц — очень солидный уровень для любой развивающейся страны».

Солидный - это не то слово, получается что средняя заработная плата в КНР при курсе доллара в 68 рублей, равно 54 400 рублей. Давайте сравним её с российскими зарплатами. Сайт «Деловая жизнь» сообщает , что средняя заработная плата в регионах России в 2015 году составила (тысяч рублей):

Приморский край 30,9
Хабаровский край 32,0
Амурская область 31,4

Для примера из нашего ЮФО:

Краснодарский край 23,5
Астраханская область 24,9
Волгоградская область 21,5
Ростовская область 21,2

Ни о какой «дороговизне» отечественной рабочей силы речь идти больше не может. По крайней мере, пока нефть не станет стоить больше 100$, а вам такого ни одна цыганка не нагадает.

Все больше китайских компаний становятся резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Сейчас на разных стадиях реализации находятся 24 проекта с общим объемом инвестиций 3,35 млрд долларов, из них 21 проект – на территории Приморского края. За последние два года рекордсменами по количеству инвестиций в экономику Дальнего Востока среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стала Китайская Народная Республика.

Всего на Дальнем Востоке резидентами ТОР и СПВ стали 29 компаний с китайскими инвестициями. Они инвестируют средства в создание перерабатывающих производств, в агропромышленный сектор и развитие аквакультуры, в строительство жилой и коммерческой недвижимости, в энергетический сектор и транспортно-логистические проекты.

Сферы интересов

Первый резидент с китайскими инвестициями запустил производство в конце прошлого года. Компания "Юбо-Сумотори" совместно с производителем большегрузной техники FAW использовали режим СПВ для создания в Артеме сборочного производства. Инвестиции, в первую очередь, составили 28 млн рублей.

Первые самосвалы приобрели приморские компании, работающие в угольной и строительной сфере. В дальнейшем производитель намерен расширить рынок сбыта на Сибирь, Урал и другие регионы страны.

Раньше подобная техника закупалась за рубежом. Режим свободного порта помог нам локализовать сборку в Приморье. В первом квартале мы выпустили более 30 машин, планы на текущий год - от 350 до 500 единиц техники, в 2019 году – 2 тысячи грузовиков. Сейчас у нас трудятся около 30 человек, на втором этапе количество рабочих мест увеличится до 52, - сообщил корреспонденту Дальневосточной объединенной редакции директор компании Константин Гуркович.

Остальные проекты находятся на разных стадиях реализации. Так, шесть резидентов СПВ выбрали сферой деятельности проектирование и строительство жилья, гостиниц и других объектов недвижимости.

Несколько масштабных проектов разворачиваются в сфере животноводства, растениеводства и аквакультуры. Так, в ТОР "Михайловский" агрохолдинг "Чжундин Дайри Фармин", который входит в пятерку крупнейших производителей молока в КНР, вложит более 300 млн долларов в создание животноводческого комплекса на 50 тысяч голов крупного рогатого скота и производство 500 тонн молока в сутки, а также создаст на площади 50 тысяч га собственную кормовую базу. Большая часть продукции пойдет на экспорт в КНР и на рынок стран АТР.

В комплексе будет создано в общей сложности более 2 тысяч рабочих мест. В соглашении с российской стороной оговорено, что только 300 из них займут китайские граждане, остальные предназначены для местных жителей. Компания уже инвестировала 18,3 млн долларов в аренду земли, строительство фермы, покупку техники и первой партии поголовья молочного стада. Создано 70 рабочих мест, 40 из них занимают местные жители.

В проект по развитию аквакультуры в Приморском крае один из резидентов вложит на первом этапе 33 млн долларов.

"Созданная нами для реализации компания "Дальневосточная марикультура "Хэ Сян"" будет заниматься производством, переработкой и продажей морепродуктов. Мы одна из первых китайских компаний, которая будет заниматься аквакультурой на Дальнем Востоке России, применяя самые передовые технологии. У нас есть собственный флот и крупные базы, что позволяет найти рынки сбыта в разных странах. Мы создадим для местных жителей около 500 рабочих мест", - сообщил президент компании "Яньтай Тунсян Фудс" Чжан Жуньфэнь.

Еще один резидент (компания "Вен Лян - Аквакультура") гарантировал в соглашении с Корпорацией развития Дальнего Востока, что инвестирует около 9,5 млрд рублей в строительство завода по выращиванию гребешка, трепанга, мидии и морской капусты (около 40 тысяч тонн в год) и создаст более тысячи новых рабочих мест.

Компания "ВЕЛЕС-Снек" наладит в ТОР "Надеждинская" выпуск продукции из рыбы и морепродуктов, сумма заявленных инвестиций - 135 млн рублей, из них доля китайского инвестора - 108 млн рублей.

Также китайские предприниматели организуют в Уссурийске инновационное предприятие по переработке старых покрышек методом пиролиза, производство OSB плит и опалубки, построят холодильный комплекс; в Надеждинском районе - фабрику по производству кожи и цех по производству подгузников; в Шкотовском районе - комплекс по производству металлоконструкций.

Активно идет работа над транспортными проектами, имеющими большой мультипликативный эффект для экономики России и Китая, особенно для приграничных регионов. Самый масштабный – развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Потенциал тяготеющих к ним транзитных грузов из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь - около 45 млн тонн.

Справка: Меморандум о сотрудничестве в области развития этих МТК был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпиня. Стороны договорились развивать инфраструктуру МТК, обеспечить "бесшовный" режим транзита, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции .

Интерес к строительству объектов инфраструктуры МТК на условиях концессии проявляют Китайская компания коммуникаций и строительства, компания "Гуанда" и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Достигнуты договоренности о создании российско-китайской рабочей группы, которая займется подготовкой финансово-экономической модели по каждому объекту.

"У нас есть все условия для дальнейшего развития двусторонних отношений и углубления многопланового сотрудничества. Китай начал новую эпоху своей истории. Мы будем следовать новой концепции развития, политики открытости, создавать максимально комфортные и либеральные условия для торгового и инвестиционного сотрудничества", - подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол КНР в России господин Ли Хуэй.

ТОР на российско-китайской границе

Также Китай и Россия договорились создать трансграничную территорию опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Годов межрегионального сотрудничества России и Китая. Проработкой проекта занимается рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд долларов.

"Внутри ТОР предусмотрено свободное перемещение (без оформления виз) людей, товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Здесь также планируется построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая. Резиденты смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран", - сообщила пресс-служба ведомства.

Управлять трансграничной ТОР будет "наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая". Более детальная информация будет готова к IV Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября.

Справка: По данным Минвостокразвития, общая площадь трансграничной ТОР на сопредельных территориях вблизи пунктов пропуска Пограничный " (Приморский край) и Суйфэньхэ" (провинция Хэйлунцзян) - 413 гектаров. На российском участке под проект определено 233 га земель, на китайском - 180 га. Объем инвестиций с российской стороны - $355,8 млн, с китайской – порядка 1,6 млрд долларов.

ТОР "Остров Русский"

Китайские компании проявляют большой интерес и к созданию во Владивостоке территории опережающего развития на острове Русский. Она ориентирована на развитие высоких технологий, научные исследования, проекты цифровой экономики и проекты в области медицины и развития туризма.

На прошлогоднем Восточном экономическом форуме Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) подписал соглашение о партнерстве с Центром исследований и планирования Шелкового пути в проекте создании Центра международного сотрудничества. Он станет ядром концепции развития острова Русский, одобренной правительством РФ.

Здесь будут построены конгрессно-выставочный центр и гостиницы, научно-исследовательский и лечебный центры, многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс, международный деловой центр, жилье, объекты туристической инфраструктуры. Именно здесь в дальнейшем планируется проводить крупные международные мероприятия, включая ВЭФ.

"Мы рассчитываем, что Центр международного сотрудничества станет пилотным проектом комплексной международной программы в сфере здравоохранения и практическим шагом реализации взаимовыгодных инициатив в рамках глобальной стратегии "Один пояс, один путь". Вокруг проекта объединились сильные партнеры из Азии, плюс ко всему уникальные конкурентные преимущества региона, ведь в пределах двух часов полета до Владивостока проживает более миллиарда человек. По прогнозам экспертов, к 2020 году турпоток в Приморье достигнет 7 млн человек", - отметил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков.

Созданный для реализации проекта консорциум уже объединяет около десятка компаний (China Huaxin Group, Universal Medical Financial & Technical Advisory Services Company, Sunac China (Beijing), China Chengtong International Investment, China National Culture & Art Company и др.). Недавно к пулу международных инвесторов присоединилась China Communications Construction Corporation - один из мировых лидеров в области проектирования и строительства портов, жилой и коммерческой недвижимости, автодорог, мостов, железнодорожных магистралей, метро и аэропортов. Концерн рассматривает как возможность прямых инвестиций, в том числе в строительство международного конгрессно-выставочного центра, так и участие в проектировании, строительстве и управлении объектами.

Справка: Суммарная площадь объектов недвижимости, которые будут построены, - около 1,7 млн кв. метров, общий бюджет проекта - более 140 млрд рублей.

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО в последние 2,5 года, львиная доля - 85% - приходится на КНР. За 2017 год объем вложений партнеров из Поднебесной в дальневосточную экономику увеличился на треть.

Встреча глав правительств РФ и Китайской Народной Республики в Пекине. На пресс-конференции по итогам этого мероприятия Ли Кэцян отметил, что "в этот раз мы вышли на новые договоренности о сотрудничестве на Дальнем Востоке. Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, мы готовы импортировать оттуда еще больше российских энергопродуктов". Фото: Сергей Куксин / РГ

Новые условия

Как считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков, потенциал инвестиций КНР в Дальневосточный округ огромен - десятки миллиардов долларов. О том, что он может и должен быть реализован, говорилось в ходе официального двухдневного визита в КНР премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, - пообещал на встрече с главой российского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Тесные связи северо-восточных провинций Китая и ДФО сложились давно, но если раньше они носили почти исключительно торговый характер, то сегодня получили совершенно новый импульс благодаря начавшим действовать на Дальнем Востоке России экономическим инструментам - ТОР и СПВ.

В частности, мы отказались на территориях опережающего развития от налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Там нулевая ставка действует в течение пяти лет. И мы существенным образом уменьшили часть налога, которая идет в региональные бюджеты. Поэтому, естественно, приглашаем в эти территории инвестировать, - объяснил Дмитрий Медведев.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток. Предприниматели увидели, что те условия, которые создаются Российским государством, работают и благоприятны для развития бизнеса, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В помощь резидентам правительство России учредило Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Это ведомство работает с партнерами из разных стран мира, но первое зарубежное представительство было открыто именно в Китае. То есть теперь потенциальный китайский инвестор может получить консультацию прямо в Пекине, Харбине и Шанхае, для этого ему не надо приезжать в Россию.

Результаты предпринятых на высоком уровне усилий уже есть, - и немалые. Китайские партнеры охотно идут в нефтегазовую сферу, развивается сотрудничество в агропромышленной кооперации, высоких технологиях, жилищном строительстве.

О заводах и фермах

Один из самых масштабных российско-китайских проектов - строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР "Приамурская". Его инициатором выступает Амурская энергетическая компания (АЭК). Первую очередь комплекса планируется сдать в 2018 году. Вторая заработает в 2020-м, когда будет построен нефтепродуктопровод от села Березовка (РФ) до Хэйхэ (КНР).

Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев: Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Фото: minvr.ru

Основным инвестором проекта (с долей в 90%) выступает частный китайский капитал в лице компании "Мэнлань синхэ", - рассказал "Дыханию Китая" генеральный директор АЭК Александр Гордеев. - Всего в Амурскую область будет привлечено около 120 миллиардов рублей инвестиций.

С 2019-го завод сможет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата в год. Четыре пятых всей продукции будет следовать в Китай по трубопроводам, проложенным по дну Амура.

Немало новых проектов с участием китайского капитала реализуют и в Приморском крае. Так, инвестор свободного порта Владивосток "Производственная компания "Юбо-Сумотори" организует производство и дистрибуцию грузовиков бренда FAW. Плановый объем производства на старте проекта - до 2 тыс. автомобилей в год. Предприятие "ЭРЗО" создает в Уссурийске мощности по переработке использованных покрышек. "Приморская золоторудная компания" ведет разработку месторождения Золотой в Партизанском районе. Активную деятельность развернула корпорация "Чжундин" с инвестиционным проектом российско-китайской молочной фермы на 1800 коров. Перспективны также и планы компании "Производственный парк развития науки и техники в сельском хозяйстве и животноводстве "Таньюань", которые предполагают строительство животноводческого комплекса крупного рогатого скота в Шкотовском районе. Инвестор - консорциум частных лиц провинции Цзилинь.

В ЕАО резидент ТОР "Амуро-Хинганская" компания "Амурпром" приступила к сооружению завода по глубокой переработке сои в Ленинском районе. Высокотехнологичное предприятие будет производить масло, лецитин, изофлавины и белковые комплексы. Мощность завода - до 300 тыс. тонн соевых бобов в год. Еще один проект этой же компании - глубокая переработка древесины с производительностью более 20 тыс. кубометров леса в год. Завод будет выпускать пиломатериалы, шпон, мебельные щиты и топливные брикеты.

С привлечением инвестиций из Китая создают в Еврейской автономии и гостиничный комплекс бизнес-класса на площадке промышленного парка "Нижнеленинский". В гостинице будет 280 номеров. Кроме того, в планах у предприятия "Логистика" - строительство комплекса приемки, переработки и хранения грузов, следующих из России в КНР и обратно.

В 2017 году было принято решение о запуске в городе Амурске Хабаровского края проекта целлюлозно-бумажного комбината. Китайская сторона планирует инвестировать более 1,5 млрд долларов в строительство объекта мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Будет создано не менее 500 рабочих мест. Инвестором станет дочерняя структура компании China Paper Corporation. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и China Paper. Согласно документу, территория строительства комбината будет включена в состав территории опережающего развития "Комсомольск", это позволит инвестору получить значительные налоговые льготы. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, "новое производство станет очередным шагом на пути развития сотрудничества между Россией и КНР. Региональные власти окажут максимальное содействие инвесторам".

Бизнес из Поднебесной открывает и совсем новые для себя территории на Востоке России. В Якутской ТОР "Кангалассы" резиденты с участием китайского капитала вложились в выпуск керамического кирпича. На Камчатке готовы инвестировать более четырех миллиардов рублей в портово-промышленный парк. В его состав предполагается включить несколько функциональных зон: транзитный грузовой терминал, предприятия по переработке и переплавке возобновляемых ресурсов, рыбопромышленный кластер, судоремонтный и судостроительный комплексы, а также ряд других производств.

Дороги

Очень серьезные инвестиции и Россия, и Китай вкладывают сегодня в транспортную инфраструктуру.

С начала 2017 года объем транзитных грузов, который идет из КНР через юг Дальнего Востока, увеличился в четыре раза. А объем взаимной торговли вырос на 33%. Стимулировать товарооборот и грузопоток призвано создание "мостов дружбы". Один из них - железнодорожный (Нижнеленинское (ЕАО, РФ) - Тунцзян (КНР), он будет запущен в первом полугодии наступившего года. Также идет сооружение автомобильного моста Благовещенск (Амурская область, РФ) - Хэйхэ (КНР).

Недавно стало известно, что между Харбином и Владивостоком может появиться высокоскоростная железная дорога. Ее строительство, инициатива которого последовала от китайских партнеров, обсудил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка с генеральным директором China Railway Dongfang Group - Цай Цзэминем.

Магистраль Харбин - Владивосток - это более 380 км путей и 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяна до Харбина уже идет. Планируется, что скорость движения по ней составит 250 км в час. Стоимость проекта - до 19 млрд долларов США.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: minvr.ru

Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено ориентироваться на смешанный поток, с учетом перевозки грузов, - отметил Цай Цзэминь.

Еще одна важная тема - международные транспортные коридоры (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2".

Считаю актуальным взаимодействие с китайским бизнесом по строительству дороги Раздольное - Хасан - Зарубино, входящей в МТК "Приморье-2" и соединяющей северо-восточные провинции Китая с портами края. Кроме того, нам необходима окружная дорога во Владивостоке с мостами на острова Русский и Елена, что требует серьезных финансовых вложений, - перечислил исполняющий обязанности губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

Участвовать в данных проектах собирается China Communications Construction Company. Эта китайская национальная корпорация уже неоднократно подчеркивала свою заинтересованность работы в крае, в том числе при строительстве дорог транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализация началась в ближайшее время, - подчеркнул вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Минвостокразвития рапортовало о желании Китая перенести часть своих предприятий на территорию Дальнего Востока. Российские власти заявляют, что готовы разместить китайские производства с обязательным соблюдением экологических требований, принятых в России. Означает ли это, что на фоне снижения стоимости рабочей силы в нашей стране начинается «инвестиционный бум»? Что принесет Китаю и России перенос производств? Получит ли экономика ДВО толчок к развитию, и какая польза от этого будет его населению?

Какие предприятия и на каких условиях могут перенести из Китая на Дальний Восток России?

КНР выразила желание переместить на территорию нашей страны часть предприятий 12 отраслей экономики - машиностроения, сельского хозяйства, цементной промышленности, металлургии, энергетики, текстильной промышленности, судостроения, предприятия телекоммуникационной индустрии и других.

Предприятия будут создаваться в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, они получат административные преференции и налоговые льготы. Среди требований к китайцам, которые выдвигает российская сторона, кроме экологических, значится ограничение на использование иностранной рабочей силы. По заверениям главы Минвостокразвития Александра Галушки, среди работников на создаваемых предприятиях граждан России будет не менее 80%. Точный список предприятий неизвестен, так же, как неизвестны и детали договоренностей. На сегодняшний день подписан только меморандум.

Зачем китайцам понадобилось переносить часть производств в Россию? .

Одна из главных причин, это катастрофическая ситуация с экологией в самом Китае.

Проблема эта в стране появилась достаточно давно, и к моменту образования КНР в 1949 году уже была весьма ощутима. Быстрый рост населения создавал большую демографическую нагрузку на землю, а во времена «культурной революции» и «большого скачка» началась неконтролируемая вырубка лесов и распашка новых земель. В конце прошлого столетия, когда в стране начался инвестиционный бум, окружающей среде был нанесен катастрофический урон. Китай, обладая густой речной сетью и четвертыми в мире запасами пресной воды, уступая по этому показателю только России, Канаде и Бразилии, является единственной крупной страной, которая переживает водный кризис. Из 600 городов Китая 400 испытывают нехватку питьевой воды, а более 360 млн сельских жителей КНР потребляют воду, не соответствующую санитарным нормам. Загрязнение водоемов в Китае происходит из-за сбросов в них отходов промышленных предприятий и в силу слишком интенсивного использования химии в сельском хозяйстве.

Китайская промышленность сбрасывает в окружающую среду на порядок больше отходов в пересчете на единицу произведенной продукции, чем промышленность в развитых странах. В стране растут протестные настроения, связанные с тяжелой экологической обстановкой - каждый год от загрязнения воздуха в Китае умирает до полумиллиона человек. На защиту окружающей среды государство тратит более 100 млрд долларов в год, но большого эффекта эта мера не дает.

Не менее серьезна и проблема в сельском хозяйстве страны - сокращается число пахотных земель, увеличивается эрозия почвы и запустынивание пастбищ.

Все эти причины вынуждают руководство Китая искать способы разгрузки промышленного комплекса и переноса части производств в другие страны, а также заняться поиском новых сельскохозяйственных угодий.

Насколько требовательны российские экологические нормы, и готовы ли китайцы им следовать?

Российские экологические стандарты одни из самых строгих в мире, правда это обстоятельство компенсируется тем, что российские чиновники одни из самых «сговорчивых», и это прекрасно известно китайским «инвесторам». В современном Китае собственное «зеленое законодательство» достаточно строгое, но оно совершенно неэффективно, так как высшим благом в китайском обществе считается экономический рост, и экологические законы могут выполняться лишь формально. Государство и бизнес во имя роста экономики охотно идут на нарушения экологических требований, до суда доходит не более 1% всех исков , связанных с загрязнением окружающей среды, а не в меру рьяных сотрудников экологической службы могут и вовсе уволить.

Ожидать, что китайцы будут демонстрировать трепетное отношение к экологии других стран, было бы необоснованно. В прессе было достаточно много сообщений об уничтожении лесов Африки и Латинской Америки китайскими «инвесторами». О том, как приходят в негодность сельскохозяйственные земли после двух-трех лет работы на них китайцев, уже знают и жители нашего Дальнего Востока. Попытки наших надзорных органов как-то умерить прыть китайских предпринимателей оказываются неэффективными - они зачастую блокируются на уровне местных администраций.

К тому же, по сообщениям экспертов , китайцы часто используют в промышленности химические вещества, которые у нас нормированию не подлежат, и по этой причине проконтролировать их использование будет попросту невозможно.

Будет ли означать перенос китайских предприятий в Россию создание рабочих мест для наших граждан?

Идея переноса китайских предприятий на Дальний Восток появилась несколько лет назад. На Петербургском экономическом форуме в 2014 году зампредседателя КНР Ли Юаньчао, говоря об инвестициях в Россию, прямо обозначил , что кроме денежных ресурсов, Китай обладает также самыми большими рабочими силами в мире и свои проекты с российской стороной рассматривает именно с учетом этого фактора. Подтверждением этой позиции служит многолетний опыт работы китайского бизнеса в России. Например, известная история Амазарского целлюлозного завода в Забайкалье . Вопреки изначальной договоренности о 50% участии в работе завода местных жителей, на деле их доля оказалась мизерной, зарплаты ниже, чем у китайцев, неуважительное отношение со стороны работодателей и полное отсутствие перспектив. Кстати, реализация проекта по постройке завода на протяжении более чем 10 лет сводилась к элементарной лесозаготовке и экспорту необработанной древесины в Китай.

Подобный подход китайцы используют в своей инвестиционной деятельности и в других странах. Вместе с производствами в страны Африки и Латинской Америки завозятся миллионы граждан Китая. Это создает социальную напряженность в принимающих странах в добавок к экологическим и экономическим проблемам, которые возникают в результате китайских инвестиций. Борются с этим явлением китайцы, создавая культурные центры, скупая СМИ и приглашая лучших местных журналистов для создания образа «белого и пушистого» китайца.

Сказывается ли снижение стоимости труда в России на привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов?

В минимальной степени и в единичных случаях. Сегодня стоимость рабочей силы в России (средняя зарплата менее 500 долларов, согласно данным Росстата) стала ниже китайской (более 700 долларов в среднем по стране). Такая ситуация складывается не впервые - в начале 90-х стоимость российской рабочей силы тоже была ниже китайской и составляла менее 10 долларов, однако к какому-либо инвестиционному буму это не привело.

Скорее наоборот, активно уничтожались производства, которые могли составить конкуренцию западной промышленности, сдавалось в металлолом оборудование, в том числе и вполне современное импортное, а вот в предприятиях стратегического значения, напротив, иностранцы с удовольствием выкупали доли, и «выкуривать» их оттуда с трудом удавалось даже в 2000-е, когда зарплаты россиян возросли многократно. То есть, в привлекательности какой либо страны для иностранных инвестиций стоимость рабочей силы - совсем не является таким уж определяющим фактором. Во всяком случае, это фактор не единственный.

А вот глава Сбербанка Греф очень рад тому, что российская рабочая сила стоит дешевле китайской. Бывший руководитель Минэкономразвития восхищается «мужеством» главы ЦБ Набиуллиной, которая обвалив рубль, спасла тем самым реальный сектор экономики.

Пока что это «спасение» вылилось в то, что на китайских вещевых рынках Благовещенска покупателей нет. И происходит это не потому, что обнаружились более дешевые товары российского производства (такие тоже есть, мука, например, но их мало, и китайцы уже наладили их поставки из России в Китай), а по причине отсутствия денег у наших покупателей. Специалисты говорят, что все большее число наших граждан за одеждой идут в сетевой ритейл типа «Ашана», где приобретают китайский ширпотреб самого низкого качества даже по китайским меркам.

Использует ли правительство подешевевший труд россиян для экономического роста страны?

Использует единственным известным правительству способом - продолжает неустанные попытки зазвать иностранного инвестора. Минпромторг предлагает западным ритейлерам Zara, H&M и IKEA размещать заказы на российских предприятиях. Ритейлеры сообщили, что готовы рассмотреть предложение. О своей готовности шить одежду в России заявляет Pierre Cardin.

Специалисты говорят, что разница в стоимости рабочей силы в Китае и России пока не дает оснований переносить производство из одной страны в другую. Речь идет лишь о небольших партиях до 1000 единиц. Производство больших партий по-прежнему более выгодно делать в Китае. Связано это с тем, что пошив в России носит «отверточный» характер, то есть в стране нет достаточного количества и нужного ассортимента тканей и фурнитуры. Подобная ситуация наблюдается и в любой другой сфере промышленного производства страны.

Какие существуют у нашего правительства планы по развитию Дальнего Востока кроме китайских предложений?

Планов по развитию ДВО с 90-х годов принималось достаточно много. Как признал премьер-министр Медведев еще в 2013 году, все планы и модели, которые использовало правительство для развития региона, «не принесли пока того результата, на который мы рассчитывали, они не дали экономического эффекта». Среди последних программ развития ДВО, принятых летом прошлого года, значатся разработка угольных месторождений и строительство перевалочного пункта угля в порту Ванино, золотодобыча в Приамурье, строительство горно-обогатительных комплексов. То есть, деятельность, которая так или иначе связана с продажей ископаемых, как максимум, в обогащенной форме. Продукция предприятий, которые китайцы хотели бы перевести в Россию, тоже должна идти на экспорт в страны ЮВА. То есть, за небольшую денежку производства эти будут попросту коптить небо Дальнего Востока и только.

Справедливости ради нужно отметить, что кроме продажи сырья у наших правительственных чиновников есть еще одна «слабость» - игорные зоны. Видимо, с одной из них в пригороде Владивостока правительство и связывает все надежды с экономическим ростом на Дальнем Востоке. Куда ж без такого «драйвера»?

© РИА Новости

Китай начинает «завоевание» Дальнего Востока России

Русские скоро кончатся

Участие в освоении в планах развития этого региона представляет большую важность для Пекина благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть, говорит представитель министерства промышленности и торговли РФ Олег Липаев

Владивосток, 31 июля. На Дальнем Востоке России расположены более 20 тысяч китайских предприятий и проживают около 70 тысяч китайских иммигрантов, вследствие чего Пекин становится ключевым игроком в этом изолированном регионе, представляющем для него большую важность благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов.

Пересекая китайско-российскую границу через пропускной пункт Суйфенхе, расположенный на северо-востоке Китая, первое, что бросается в глаза, это то, что Россия перестала быть «старшим братом» в отношениях с Пекином, который всего лишь четверть века назад свято следовал коммунистической идеологии, навязанной советским режимом.

Расположенные на китайской стороне новенькие дороги и торговые центры, в которых видишь всевозможные товары и продукты питания, резко контрастируют с инфраструктурой прошлого века и полуразрушенными дорогами Приморского края. Они даже не в состоянии обеспечить сообщение между основными экономическими предприятиями этого региона.

В развитии Приморского края Китай является ключевым игроком. Его доля в регионально валовом внутреннем продукте достигает 20%, сообщил представитель министерства промышленности и торговли РФ в Приморском крае Олег Липаев.

«50% сельскохозяйственной продукции, в особенности фрукты и зелень, которые продаются на российском рынке, производятся в Китае. Если китайцы прекратят экспортировать свою зелень, то цена на неё, вероятно, поднимется втрое», заявил чиновник в ходе интервью.

В столице Приморского края Владивостоке, портовом городе с населением в 750 тысяч жителей и стратегически важном для России в силу его выхода к Тихому океану, китайцы контролируют большинство рынков, где местные жители покупают товары ежедневного спроса, от одежды до риса.

Четыре из главных рынков города принадлежат 37-летнему китайскому предпринимателю Лю де Шангу (Liu De Shang), который также является председателем Китайско-Российской Ассоциации предпринимателей. Бизнесом в России он занимается уже 15 лет.

На самом крупном из его рынков работают около двух тысяч китайцев, торгующих в ларьках самыми разнообразными товарами китайского производства. Весь бизнес строго контролируется гражданами Поднебесной Империи.

Они производят товар, привозят в Россию и продают здесь в розницу.

История Лю наилучшим образом отражает успех, которого предприимчивые китайцы могут добиться в этом промышленно слаборазвитом регионе России.

«Я долгие годы работал поваром в Китае, а в 1995 году решил всё бросить и стал продавать в России сапоги, производившиеся в китайской провинции Хэйлунцзян», рассказывает Лю де Шанг.

«За 58 дней я заработал своё первое состояние: 24 тысячи рублей, что равнялось 780 долларам», с улыбкой вспоминает этот человек, имеющий хорошие связи во всех слоях общества.

«Бизнес пошёл в гору, и мы открыли свой первый магазин. Впоследствии приобрели прилегающее помещение, убрали стенку и расширили дело», рассказывает Лю, ставший легендарной личностью у себя в посёлке.

А всё дело заключается в том, что более 120 родственников и знакомых участвуют в бизнесе, который распространился на другие районы России (четыре торговых центра во Владивостоке, два в Хабаровске, а также торговые помещения его брата в Москве).

Миграция китайцев, которые работают в горнодобывающей промышленности, строительстве или на рынках, особенно усилилась после 90-х годов, когда на севере страны промышленность пришла в упадок вследствие приватизации обанкротившихся государственных предприятий.

Российские власти не имеют данных о точном количестве находящихся в стране китайцев, но согласно различным оценкам, их около 70 тысяч, прибывших как легально так и нелегально, в трёх областях на северо-востоке России. Это вызывают определённую напряжённость и ксенофобские настроения, поскольку россияне видят, как китайцы обогащаются на их территории.

Трансграничная торговля, основу которой составляет обмен российского сырья на китайские товары, вызывает здесь озабоченность, как и в некоторых странах Латинской Америки.

«Проблема заключается в том, что конкурировать с Китаем невозможно. С каждым разом они поставляют всё более высокотехнологичные товары, что влечёт за собой последствия на местном уровне и определяет существование всей нашей промышленности», отметил Липаев.

Он подчеркнул, что именно по этой причине правительство РФ ввело налог на экспорт металлов, древесины и нефти.

«В китайской провинции Хэйлунцзян средний размер заработной платы составляет от 60 до 100 долларов. У нас в Приморском крае - 600. Как нам с ними конкурировать?», спрашивает Липаев, не высказывая особого оптимизма в отношении будущего.

«В ближайшем будущем торговля с Китаем будет выгодной, особенно для людей, имеющих доступ к дешёвым товарам. Но через 10-15 лет Китай наверняка будет представлять собой угрозу и создаст препятствия для создания рабочих мест на местном рынке труда», предупредил чиновник.

Тем не менее, некоторые эксперты настроены более оптимистично, поскольку считают, что китайские инвестиции, товары и иммигранты дают шанс на развитие региону, находящемуся в экономическом и демографическом упадке.

«У нас всё ещё советские мышление, заставляющее нас думать, что иностранные инвестиции в добычу полезных ископаемых представляют собой одну из форм колониализма и зависимости от заграницы», считает эксперт по российско-китайским отношениям Виктор Ларин.

«Я думаю, что восточная часть России может потерять представившуюся возможность. Китай - это не угроза, а шанс», добавил он.

Ларин приветствовал межправительственные соглашения, подписанные в 2009 году президентом России Дмитрием А.Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао и направленные на дальнейшее развитие экономических отношений, в первую очередь в области добычи и использования природных ресурсов.

Тем не менее, некоторые подвергают критике действия Китая не только в Сибири, но также в Средней Азии, Африке и Латинской Америке, где китайские инвестиции в разработку месторождений полезных ископаемых не сопровождаются предварительным анализом экологических и социальных последствий.

«Для разработки полезных ископаемых Сибири мы предлагаем создавать совместные российско-китайские предприятия, действующие в соответствии с российским законодательством», подчёркивает Липаев, обучавшийся в Китае.

Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть. Нам они не нужны», заявил он.

«Мы их можем построить и сами», добавил Ларин, подчеркнув тем самым разницу между своей страной и Средней Азией, Юго-Восточной Азией и Африкой, где Китай всегда выигрывает, предлагая в обмен на природные ресурсы не только финансирование, но также строительство необходимой инфраструктуры.

«Мы хотим оставаться независимой страной и ради этого будем продолжать делать всё от нас зависящее до тех пор, пока сможем», отметил он.