Курсовая работа основные направление деятельности пенсионного фонда. Основные направления деятельности, перспективы развития Основные направления деятельности пенсионного фонда

Актуальность темы. Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно конкретно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных средств в региональном и отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Ежедневная работа более 130 000 специалистов Фонда обеспечивает назначение, перерасчеты и своевременную выплату пенсий каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами, определенными Федеральным законодательством.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это 81 Отделение ПФР в субъектах РФ, а также Отделение ПФР в г. Байконуре. Свыше 2 400 территориальных управлений ПФР ведут работу с населением и работодателями.

В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации входит:

Установление и выплата пенсий

Более 40 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.). Из них 33,8 млн – получатели трудовой пенсии по старости, 2,38 млн – получатели трудовой пенсии по инвалидности, 1,3 млн чел – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца, почти 3,4 млн – получатели пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Средний размер трудовой пенсии по старости в 2013 году составил 10 741 рубль. Средний размер пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны – 24 280 рублей и 25 283 рубля соответственно. Средний размер социальной пенсии составил 6 459 рублей.

Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение порядка 249 тысяч граждан, проживающих в 112 государствах.

Назначение и реализация социальных выплат

Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. – получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе

Почти 3 миллиона человек, проживающих в 17 субъектах Российской Федерации, получают по линии ПФР доплату к пенсии. Соцдоплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Федеральная доплата устанавливается ПФР, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума.

Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования

Более 100 миллионов граждан являются участниками системы обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому индивидуальный лицевой счет, на котором учитывается все сведения необходимые для установления пенсии, в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд будущей пенсии гражданина. ПФР информирует граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Граждане могут выбрать информирование их в электронном виде.

Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений

У более 80 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 35 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 121 негосударственным пенсионным фондом.

Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

Это означает взаимодействие с более чем 10 миллионами работодателей - плательщиками страховых взносов. С 1 января 2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. ПФР осуществляет администрирование страховых платежей в Пенсионный фонд, ФОМС и территориальные ФОМС. Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала

С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили свыше 4,7 млн российских семей.

Благодаря материнскому капиталу более 2 млн семей улучшили жилищные условия. Из них более 1,3 млн семей частично или полностью погасили средствами материнского капитала жилищные кредиты на сумму 462 млрд рублей. Еще 638 тыс. семей улучшили жилищные условия, направив средства на сумму 202 млрд рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.

92,1 тыс. семей направили средства материнского капитала на образование детей на сумму 3,8 млрд рублей. 1 650 владелиц сертификата направили его средства на формирование накопительной части трудовой пенсии на сумму 308 млн рублей.

На сегодняшний день более 41% семей использовали средства материнского капитала полностью.

Реализация Программы государственного софинансирования пенсии

За пять лет действия Программы государственного софинансирования пенсий ее участниками стали почти 16 млн россиян, в т.ч. в 2013 году – 5,5 млн человек. С начала 2013 года сумма взносов уже превысила 10 млрд рублей. В целом за все время действия Программы участники перечислили более 26,5 млрд рублей на свою будущую пенсию.

Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры

ПФР осуществляет финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Реализация международных соглашений

Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

Модернизация пенсионной системы, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и максимально успешным социальным проектом в Российской Федерации.

Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Среди стратегических задач развития российского государства на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны и значительный рост их благосостояния.

Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система пенсионного страхования, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность.

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Актуальность темы объясняется тем, что пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 1 .
Конституция Российской Федерации так же устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрана здоровья людей и др.
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе, а также рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ПФР.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
– рассмотреть историю создания Пенсионного фонда РФ, его функции и задачи;
– рассмотреть основные направления деятельности Пенсионного фонда России;
– изучить нормативно-правовую базу Пенсионного фонда РФ;
– рассмотреть правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ.

ГЛАВА 1. История создания пенсионного фонда РФ, его структура, задачи, функции

      История создания Пенсионного фонда РФ
«Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»» 2 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. «Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 г.» 3 , был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного фонда РФ на другие цели» 4 .
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 г. в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. «Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»» 5 .Он рекомендовал «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации» 6 .
В 1997 г. вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями Пенсионного фонда России и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус Пенсионного фонда России, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции Пенсионного фонда России и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности, с 2000 г. Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ.
«С 2005 г. на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью Пенсионным фондом создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 г. на Пенсионный фонд была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на материнский капитал будут направлены не ранее 2010 г., поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами материнского капитала до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008г. в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 г. направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три г.. В кратчайшие сроки органами Пенсионного фонда была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009 г. ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 г. в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась» 7 .
В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. «Валоризация – переоценка расчетного пенсионного капитала» 8 , которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. «Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 г., получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 г. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 г. к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная социальная доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
Еще одно важное нововведение 2010 г. – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в Пенсионном фонде России и Фонде обязательного медицинского страхования передана от налоговых органов Пенсионному фонду» 9 .
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране – всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.
1.2 Функции и задачи Пенсионного фонда РФ
«Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:
– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ;
– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
– капитализация средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд России страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
– организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
– межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ;
– участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
– проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
– разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда» 10 .
Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.
1.3 Структура Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд России и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
1) федеральный уровень – ПФР (правление, исполнительная дирекция);
2) федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
3) уровень субъектов Российской Федерации - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
4) местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в городах (районах).
Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.
«На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением Пенсионного фонда РФ и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения Пенсионного фонда, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для Пенсионного фонда как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем над расходами на содержание аппарата пенсионного фонда» 11 .
Пенсионный фонд и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в ФЗ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и средства Пенсионного фонда, не являются государственными. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Все средства, уплачиваемые в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования - ее коллективный солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность и смысл такого страхования.
В России в настоящее время такой солидарно- распределительной системы обязательного пенсионного страхования в чистом виде нет. С принятием в декабре 2001 г. новых пенсионных законов изменилась сама сущность существовавшей до этого системы обязательного пенсионного страхования. В структуру трудовой (страховой) пенсии наряду с ее базовой и страховой частями принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть. Она обычно функционирует вне системы обязательного пенсионного страхования. Граждане добровольно избирают варианты пенсионных накоплений, но только в порядке негосударственного пенсионного страхования. В настоящее время в России вместо солидарно-распределительной страховой пенсионной системы функционирует индивидуально-накопительная пенсионная система, которая сохраняет отдельные распределительные черты. Пенсионный фонд РФ и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти.
Руководство на федеральном уровне системой органов Пенсионного фонда осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией.
«В своей деятельности Пенсионный фонд и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.
Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет Пенсионному фонду осуществлять свою деятельность» 12 .
Для координации деятельности органов Пенсионного фонда по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции Пенсионного фонда
В субъектах Российской Федерации Пенсионный фонд имеет свои региональные органы - территориальные отделения Пенсионного фонда. Они действуют на основе положения о территориальных органах Пенсионного фонда, которое утверждается правлением Пенсионного фонда, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.
Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы Пенсионного фонда (в дальнейшем - местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных Пенсионного фонда, которые подчиняются местным органам Пенсионного фонда. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения - в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению Пенсионного фонда.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.
По меркам истории почти два десятка лет - срок небольшой. Но социальная значимость сделанного огромна. В декабре 1990 г. мы наблюдали переход от старой советской пенсионной модели к модели современной.

ГЛАВА 2. Основные направления деятельности Пенсионного фонда России

«Осуществляя реформу, начавшуюся с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников управления социальной сферы страны и ее реформирования» 13 .
Во всех краях, областях созданы управления Пенсионного фонда, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
«Пенсионный фонд РФ - это орган государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет публично-властные полномочия по обеспечению конституционного права на государственную пенсию» 14 .
Полномочия Пенсионного фонда РФ – государственного учреждения, имеющего специальную правоспособность, относятся к функциям органов исполнительной власти. Пенсионный фонд РФ образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.
«Пенсионный Фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий» 15 .
Пенсионный Фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
«Средства Пенсионного фонда направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного Фонда и его органов» 16 .
Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, представляют уполномоченным Пенсионного Фонда в районах и городах, ревизионной комиссии Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
С 2000 г. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют назначение и выплату государственных пенсий.
С 2003 г. специалисты Пенсионного фонда осуществляют следующие управленческие функции: назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан.
«Для пенсионирования этой категории в структуре исполнительной дирекции Пенсионного фонда было создано специализированное подразделение - Управление пенсионного обеспечения государственных служащих. За короткие сроки оно проделало значительный объем работы по приему от Министерства труда и социального развития Российской Федерации около 25 тыс. пенсионных дел соответствующих категорий получателей пенсии и ежемесячных доплат. Была проведена и модернизация программного обеспечения в связи с изменениями законодательства» 17 .
Вот уже несколько лет подряд Пенсионный фонд России принимает активное участие в реализации социальных программ на территории нашей страны. Результатом этой деятельности Пенсионного фонда стала реальная помощь тысячам ветеранов, инвалидов, пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание адресной социальной помощи является одним из направлений такой ответственной деятельности ПФР.
Пенсионный Фонд осуществляет управление и финансирование расходов на социальные программы по следующим направлениям:
– оказание единовременной материальной помощи;
– газификация домовладений;
– празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.
Так, с 2000 г. Пенсионным фондом Российской Федерации финансируются программы адресной социальной помощи пенсионерам и инвалидам, которые позволили существенно укрепить материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, улучшить питание проживающих в них. Были также созданы новые места для претендующих на места в этих учреждениях, существенно сокращены, а где-то и полностью ликвидированы очереди на прием в них.
В рамках этих программ была также оказана материальная помощь нуждающимся пенсионерам и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны. За счет средств этих программ вот уже пять лет финансируются мероприятия, связанные с празднованием Дня победы, Дня пожилого человека и Дня инвалида.
«Пенсионный фонд финансирует социальные программы, направленные на повышение уровня жизни пенсионеров, в среднем ПФР тратит на эти цели до 10 миллиардов рублей в год. Сюда входит обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, адресная помощь, ремонт, закупка оборудования для домов-интернатов и домов престарелых, открытие социальных домов для проживания одиноких ветеранов войны и тружеников тыла.
В 2005 г. в связи с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. основным направлением адресной помощи было проведение юбилейных мероприятий и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. На эти цели Пенсионным фондом было ассигновано 1,1 млрд руб. Они были использованы в регионах на организацию поездок ветеранов к местам боевой славы, на встречи с однополчанами, оказание единовременной материальной помощи ветеранам войны, приобретение для них предметов первой необходимости, подписку на столь популярную среди людей старшего поколения газету «Достоинство».
В 2005-м – выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. С 2006 г. Пенсионный фонд осуществляет выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовая Слава. Источником финансирования этих выплат являются средства федерального бюджета, органы Пенсионного фонда являются исполняющей, выплатной организацией. Однако и с учетом этого уточнения тенденция к расширению функций и полномочий за счет новых, дополнительных для секторов социальной сферы просматривается» 18 .
Среди стратегических задач развития Пенсионного фонда на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны, нуждающихся в пенсионном обеспечении и значительный рост их благосостояния.
Вместе с тем, эти вопросы еще предстоит решать. Уровень пенсии в России остается низким. В ряде случаев, он не достигает прожиточного минимума, установленного в конкретных субъектах Российской Федерации. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ работает над стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 г. Документ призван заложить принципы и сформировать системный подход к развитию пенсионной системы в России. Целью стратегии является создание современной, сбалансированной и понятной для граждан национальной пенсионной системы. Для формирования основных принципов стратегии разработчикам необходимо предложить полную информацию, спрогнозировать социальные риски.
Работа методического совета Пенсионного фонда РФ призвана разработать актуарный прогноз демографической ситуации в части обязательного пенсионного страхования и других мер социальной поддержки на долгосрочную перспективу.
Одним из непременных условий успешной работы органов Пенсионного фонда является их постоянная связь с населением - с пенсионерами, страхователями, застрахованными.
Говоря об основных направлениях деятельности Пенсионного фонда, можно сделать вывод о том, что благодаря уникальным возможностям, которыми располагают органы Пенсионного фонда, благодаря наличию эффективных вертикальных связей в пенсионной системе, помимо назначения и выплаты пенсий, им нередко приходится выполнять ответственные поручения Президента и Правительства Российской Федерации, связанные с социальной сферой, но лежащие вне сферы собственно пенсионного обеспечения.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что являясь крупнейшим социальным проектом, пенсионная реформа призвана решить такие задачи, как: обеспечение гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения независимо от уровня доходов гражданина России; создание условий для формирования населением достаточных пенсионных накоплений. При этом должны развиваться как обязательное пенсионное страхование, так и добровольное пенсионное страхование.

ГЛАВА 3. Правовое регулирование деятельности пенсионного фонда РФ

В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Фе
и т.д.................

Осуществляя реформу, начавшуюся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников управления социальной сферы страны и ее реформирования. Нещадин А.А. Цели и задач реформы пенсионной системы в Российской Федерации //http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=164&c_no=19;

Во всех краях, областях созданы управления ПФР, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Пенсионный фонд РФ - это орган государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет публично-властные полномочия по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты // Гражданин и право. 2001. № 10, II;

Полномочия Пенсионного фонда РФ - государственного учреждения, имеющего специальную правоспособность, относятся к функциям органов исполнительной власти. Пенсионный фонд РФ образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Пенсионный Фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный Фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного Фонда и его органов. Агапова Т. А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы // Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / Сост.: В.Н. Баскаков, Е.К. Крылова. М.: Страховое ревю, 2001;

Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, представляют уполномоченным Пенсионного Фонда в районах и городах, ревизионной комиссии Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

С 2000 г. согласно Указу Президента РФ №1709 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют назначение и выплату государственных пенсий.

С 2003 г. специалисты Пенсионного фонда осуществляют следующие управленческие функции: назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан.

Для пенсионирования этой категории в структуре Исполнительной дирекции ПФР было создано специализированное подразделение -- Управление пенсионного обеспечения государственных служащих. За короткие сроки оно проделало значительный объем работы по приему от Министерства труда и социального развития Российской Федерации около 25 тыс. пенсионных дел соответствующих категорий получателей пенсии и ежемесячных доплат. Была проведена и модернизация программного обеспечения в связи с изменениями законодательства. Проблемы пенсионной системы//«Пенсия» №12, декабрь 2005

Вот уже несколько лет подряд Пенсионный фонд России принимает активное участие в реализации социальных программ на территории нашей страны. Результатом этой деятельности ПФР стала реальная помощь тысячам ветеранов, инвалидов, пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание адресной социальной помощи является одним из направлений такой ответственной деятельности ПФР.

Пенсионный Фонд осуществляет управление и финансирование расходов на социальные программы по следующим направлениям:

· оказание единовременной материальной помощи;

· газификация домовладений;

· празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Так, с 2000 года Пенсионным фондом Российской Федерации финансируются программы адресной социальной помощи пенсионерам и инвалидам, которые позволили существенно укрепить материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, улучшить питание проживающих в них. Были также созданы новые места для претендующих на места в этих учреждениях, существенно сокращены, а где-то и полностью ликвидированы очереди на прием в них. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ. М.2005. ОАО «Можайский полиграфический комбинат» по заказу Пенсионного фонда РФ

В рамках этих программ была также оказана материальная помощь нуждающимся пенсионерам и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны. За счет средств этих программ вот уже пять лет финансируются мероприятия, связанные с празднованием Дня победы, Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Кроме того, в случае стихийных бедствий Пенсиный фонд оказывает во исполнение решений Правительства Российской Федерации материальную помощь неработающим пенсионерам. За последние годы такая, помощь, оказывалась четырежды: в 2001 году -- пострадавшим от паводков на территории Республики Саха (Якутия), в 2002 году -- пострадавшим от паводков в ряде регионов Южного федерального округа, в 2004 году -- пострадавшим от паводков на территории Алтайского края и лишившимся жилья в результате пожаров на территории Курганской области. Проблемы пенсионной системы//«Пенсия» №12, декабрь 2005

ПФР финансирует социальные программы, направленные на повышение уровня жизни пенсионеров, в среднем ПФР тратит на эти цели до 10 миллиардов рублей в год. Сюда входит обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, адресная помощь, ремонт, закупка оборудования для домов-интернатов и домов престарелых, открытие социальных домов для проживания одиноких ветеранов войны и тружеников тыла.

В 2005 году в связи с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 --1945 гг. основным направлением адресной помощи было проведение юбилейных мероприятий и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. На эти цели ПФР было ассигновано 1,1 млрд руб. Они были использованы в регионах на организацию поездок ветеранов к местам боевой славы, на встречи с однополчанами, оказание единовременной материальной помощи ветеранам войны, приобретение для них предметов первой необходимости, подписку на столь популярную среди людей старшего поколения газету «Достоинство». Мачульская Е.Е., Горбачева ЖЛ. Право социального обеспечения. М., 2000

В 2004 году органы Пенсионного фонда осуществляют финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготополучателям. В 2005-м -- выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. С 2006 года ПФ осуществляют выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовая Слава. Источником финансирования этих выплат являются средства федерального бюджета, органы ПФР являются исполняющей, выплатной организацией. Однако и с учетом этого уточнения тенденция к расширению функций и полномочий за счет новых, дополнительных для секторов социальной сферы просматривается.

Одним из непременных условий успешной работы органов Пенсионного фонда является их постоянная связь с населением -- с пенсионерами, страхователями, застрахованными.

Говоря об основных направлениях деятельности Пенсионного фонда, можно сделать вывод о том, что благодаря уникальным возможностям, которыми располагают органы ПФР, благодаря наличию эффективных вертикальных связей в пенсионной системе, помимо назначения и выплаты пенсий, им нередко приходится выполнять ответственные поручения Президента и Правительства Российской Федерации, связанные с социальной сферой, но лежащие вне сферы собственно пенсионного обеспечения.

Краткое описание

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

Введение
1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ
1.1. Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
1.2. Структура ПФ
1.3. Основные направления деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
1.4. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Введение в экономику

Тема: «Организационная структура и основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ»

Исполнитель: студентка

Группа: ГМФ – 13КБ

Долгай-оол Айдана

Май- ооловна

Екатеринбург

Введение

1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

    1. Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
    2. Структура ПФ
    1. Основные направления деятельн ости Пенсионного Фонда в пенси онной системе РФ
    2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Повышенный интерес к пенсионным системам объясняется рядом причин, главная из которых - радикальные изменения демографической структуры населения в большинстве экономически развитых стран, выражающиеся в постарении населения, что меняет соотношение экономически активного населения и пенсионеров в пользу последних, сокращая число участвующих в создании национального дохода страны.

В настоящее время акценты в исследовании пенсионных систем постепенно сместились от анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, пенсионных формул, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков и путей совершенствования к анализу возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом.

Вопрос формирования механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках пенсионного фонда для пенсионных выплат увеличивающемуся числу получателей является на сегодняшний день одним из наиболее сложных, потому что в нем фокусируются социальные, экономические и политические аспекты. Пенсионный фонд вынужден маневрировать в узком пространстве между социальной допустимостью изменений и их экономической эффективностью.

Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной системы должна основываться на достаточно ясном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в будущем и какие последовательные меры необходимо принимать для осуществления задуманного с учетом стартовых социально-экономических условий.

Кроме того, прежде чем осуществлять какие-либо перемены в деятельности пенсионного фонда в рамках системы пенсионного обеспечения, необходимо тщательно проанализировать все возможные в будущем социальные, финансовые и экономические последствия, чтобы избежать "отложенной" неплатежеспособности системы и связанных с этим социальных катастроф.

Объектом исследования является деятельность Пенсионного Фонда РФ в условиях проведения пенсионной реформы.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе пенсионного обеспечения в рамках деятельности Пенсионного Фонда РФ

Целью исследования является изучение особенностей Пенсионного Фонда РФ.

Задачи исследования определены в соответствие с целью:

  • определить значение Пенсионного Фонда в системе пенсионного обеспечения,
  • проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ в условиях пенсионной реформы

Глава 1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

Пенсионные системы большинства развитых стран имеют сложную структуру и включают в себя большое количество участников. Россия не является исключением. В ее пенсионную систему входят: Пенсионный фонд России

1.1 Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица - «государственное учреждение».

Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  1. центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  2. отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  3. управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

1,2 Структура ПФР

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

В организации деятельности Пенсионного фонда РФ существуют до сих пор не решенные проблемы. Так, в настоящее время Пенсионный фонд действует на основании одного нормативно-правового документа - положения о Пенсионном фонде, принятое Верховным Советом РСФСР. В нем до сих пор записано, что председатель Пенсионного фонда назначается Президиумом Верховного Совета РСФСР. Как известно, сегодня такого органа не существует. В 1994 году Виктор Черномырдин, занимавший в это время пост премьер-министра, взял на себя функции президиума. Насколько полномочным было это решение, трудно сказать, но кто-то должен был назначать руководителя Пенсионного фонда. До недавнего времени зампреды Пенсионного фонда назначались решением правительства, а последние заместители были назначены министром здравоохранения и социального развития. Каким образом они наделены полномочиями - вопрос. Но если им придется в судах отстаивать позиции Пенсионного фонда, подтверждение полномочий безусловно потребуется.

1.3 Основные направления деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией ПФР был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования». В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет ПФР через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года ПФР финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на ПФР также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности ПФР существенно расширилась.

В первую очередь, ПФР провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Пенсионное обеспечение на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (далее — местные органы пенсионного обеспечения). В отдельных населенных пунктах райо-нов, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться Должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются этим органам.

Местные органы пенсионного обеспечения являются пра-вопреемниками органов социальной защиты населения района (го-рода) в части, касающейся назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обес-печению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Местные органы пенсионного обеспечения непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.

Именно на местные органы пенсионного обеспечения падает наибольший объем работы по обеспечению пенсиями граждан. Содержание их работы разнообразно.

Они выполняют самые различные по своему характеру функции, а именно:

Прием документов для назначения пенсий;

Назначение, перерасчеты, выплату пенсий;

Доставку пенсий;

Финансовое обеспечение пенсий;

Взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности;

Прием населения по вопросам пенсионного обеспечения;

Работу с общественными организациями;

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета;

Проверку организаций всех форм собственности по соблюдению законодательства о пенсиях;

Организацию и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и др.

Рассмотрим организацию работы местных органов пенсионного обеспечения по основным направлениям их деятельности.

Работающих граждан к назначению пенсии представляют организации независимо от форм собственности, на которых они работают, и индивидуальные предприниматели, использующие труд работников.

В организациях приказом (распоряжением) руководителя назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов. В крупных организациях, на предприятиях образуются пенсионные отделы или комиссии.

Их главная задача - правильно оформить документы для назначения пенсии и своевременно представить в местный орган пенсионного обеспечения. В организациях составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два-три года. В списках указываются фамилия, имя, отчество будущего пенсионера, год рождения, дата предстоящего выхода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), страховой стаж (ССт), полный домашний адрес.

Один экземпляр списка направляется в пенсионный орган района (города). В период составления списка проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитываются все виды стажа (особенно тщательно проверяются ЛТС и ССт). При необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и др. Все это делается заблаговременно, с тем чтобы к моменту подачи заявления гражданином в наличии были все необходимые документы.


Все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории района (города), распределены между работниками местного органа пенсионного обеспечения, которые на каждую организацию заводят так называемое наблюдательное дело .

В нем хранятся:

Приказ (распоряжение) руководителя организации о назна-чении конкретного лица, ответственного за подготовку докумен-тов;

Списки лиц, уходящих в ближайшие годы на пенсию;

Перечень производств и работ с особыми условиями труда.

Ежегодно работник местного органа пенсионного обеспечения

проверяет закрепленные за ним предприятия, организации, уч-реждения с выездом на место. В результате проверки оформляется акт, который подшивается в наблюдательное дело . С содержанием акта проверки знакомятся руководители предприятия и местного пенсионного органа. В отдельных случаях результаты проверки до-кладываются администрации района (города).

В акте отражаются следующие сведения:

Общая численность работающих лиц в организации;

Наличие выписки из приказа (распоряжения) администра-ции организации о назначении ответственного лица (представи-теля) и его заместителя;

Наличие или отсутствие журнала регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (по установленной форме), а также журнала или списка лиц, которые в связи с достижением пенсионного возраста приобретут право на пенсию через два-три года, и журнала регистрации заявлений на перерасчет пенсий (по установленной форме).

В организациях, где есть производства или работы с особыми условиями труда, должны быть извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения должны быть из данных спис-ков по соответствующему структурному подразделению организа-ции (цеху, отделу, участку и др.).

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

Установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

Выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

Ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

Формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

Адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;

Реализация Программы государственного софинансирования пенсии;

Реализация международных соглашений.

Управление Пенсионного фонда создано с Согласия между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Белгородской области о передаче Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.

Учредитель : Пенсионный фонд Российской Федерации.

Управление входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области (далее - Отделение).

Финансирование расходов на содержание Управления ПФР осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации через Отделение. Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки пенсионной информации. Доступ к ней имеет ограниченное число лиц, так как она конфиденциальна.

Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Управление имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы. Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, преобразовании) Управления принимается Правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными действующим законодательством Российской Федерации.

Имущество в случае ликвидации Управления передаётся Отделению.

Функции управления:

Выявление, регистрацию и учёт в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

Ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;

Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования;

Организацию работы по учёту поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносу в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на государственное пенсионное страхование с учётом данных индивидуального (персонифицированного) учёта;

Привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;

Составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти

Целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти;

Контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчёта) государственных пенсий;

Защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;

Ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

Ведение базы данных по пенсионерам.

Вышеперечисленные функции территориального Управления ПФР не являются полными. Существует еще не мало функций, которые в своей деятельности должны выполнять работники Управления ПФР. Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделением.

Начальник Управления:

Несёт всю полноту ответственности за выполнение работ, возложенной на Управление;

Является распорядителем средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти, содержание Управления, несёт ответственность за правильное исполнение этих средств;

Принимает решение о назначении (перерасчёте) государственных пенсий, об удержании из пенсий;

Является начальником гражданской обороны;

Издаёт приказы и даёт указания, обязательные для работников Управления;

Обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучения на рабочем месте;

Заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;

Без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определённой Правилами ПФР, выдаёт доверенности;

Решает другие вопросы, отнесённые к его компетенции;

Назначение кадров на должности заместителей начальника Управления, главного бухгалтера, начальников отделов осуществляется начальником Управления исключительно по согласованию с Отделением.

Финансово-экономическая группа является структурным подразделениемУправления. Задачи группы:

Планирование, контроль и анализ исполнения годового бюджета и ежеквартального бюджета управления ПФ по доходам и расходам (на основе договоров, счетов оплаты, счетов фактур и др.)

Формирование полной и достоверной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, обеспечение этой информации, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности управления и выявления внутрихозяйственных ресурсов и финансовой устойчивости.

В соответствии с возложенными на нее задачами осуществляется:

Планирование годового бюджета управления.

Проведение аналитической работы по выполнению плановых показателей бюджета управления ПФ.

Сбор и анализ статистической отчетности и информации по формам отчетности по пенсионному обеспечению, трудовым ресурсам, заработной плате работников.

Проведение анализа по использованию бюджета, сметы расходов на содержание управления, финансово-хозяйственной деятельности управления.

Разработка и представления в отделения ПФР ежеквартальных заявок на право расходования средств(лимита) для осуществления выплат государственных пенсий и пособий, финансируемых из бюджета ПФР по утвержденной форме и в установленные сроки.

Разработка и предоставления смет расходов на содержание управления.

В настоящее время согласно штатного расписания обязанности выполнения работы делопроизводства возложены на главного специалиста по кадрам. Специалист осуществляет свою работу на основании Трудового Законодательства, Положения об управлении ПФ РФ, инструкций, указаний Правления ПФР, Единой государственной системы документационного обеспечения управления, Инструкцией по работе с письмами, заявлениями, предложениями граждан, приказов и распоряжений начальника управления, руководящих материалов и стандартов, плана работы и инструкцией. Назначается и освобождается от должности начальником Управления по согласованию с Управлением ПФР по Белгородской области.

Главный специалист по кадрам и делопроизводству должен знать и соблюдать:

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности;

Общие принципы служебного поведения - соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций.

Основными его функциями являются:

1. Организация работы по обеспечению управления кадрами требуемых профессий, подбор и рациональная расстановка кадров;

2. Организация ведения делопроизводства в управлении, обеспечения своевременной обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, контроль за сроками исполнения документов.

Специалист по кадрам и делопроизводству обязан:

1. Заниматься вопросами приема, увольнения, перевода работников.

2. Организовывать своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и приказами начальника управления; учет личного состава по карточкам ф. Т-2; выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности; заполнение и хранение трудовых книжек работников; ведение установленной документации по кадрам; представление работников к поощрениям и награждениям.

3. Принимать участие в аттестации, определять круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации, обеспечивать подготовку необходимых документов, создание резерва кадров на выдвижение,

4. Вести учет и оформление больничных листов работников управления, своевременно предоставлять их для оплаты в финансово-экономическую группу.

5. Оформлять на пенсию работников управления.

6. Организовывать контроль за состоянием трудовой дисциплины, соблюдением работниками Правил внутреннего трудового распорядка.

7. Составлять ежегодно график отпусков работников управления и осуществлять контроль за его соблюдением.

8. Составлять установленную в управлении отчетность в строго установленные сроки.

9. Оформлять документы для установления надбавок к должностному окладу работникам управления за выслугу лет; подготавливать документы и принимать участие в работе комиссии по установлению трудового стажа, дающего право на надбавку к должностному окладу за выслугу лет.

10. Осуществлять прием поступающей корреспонденции и передачи ее на рассмотрение руководству.

11. Производить своевременную регистрацию поступившей корреспонденции в журналах входящей корреспонденции для дальнейшей передачи зарегистрированной корреспонденции исполнителям.

12. Обеспечивать контроль за передачей документации руководству и исполнителям.

13. Осуществлять систематический контроль за сроками исполнения документов и правильностью их оформления.

14. Производить печатание приказов по основной деятельности управления и передачи копий приказов исполнителям.

15. Вести табель учета рабочего времени по своему структурному подразделению.

16. Формирует документы в соответствии с утвержденной Номенклатурой дел.

17. Обеспечивает упаковку и отправку обычной, заказной, заказной с уведомлением, курьерской, электронной почтовой корреспонденции по адресатам; отправку пенсионных дел за пределы района, города, России.

18. Осуществляет отправку исходящей документации, проверку правильности оформления, адресования, наличие подписей, виз и приложений.

19. Обеспечивает регистрацию исходящей корреспонденции в журналах учета исходящей корреспонденции.

20. Обеспечивает получение корреспонденции с отделения почтовой связи, следит за сроками получения их с почтового отделения, а также получения их в надлежащем виде.

Для решения стоящих перед ним задач и возложенных на него обязанностей, предоставляется право:

Вносить предложения начальнику управления и заместителю начальника управления по совершенствованию своей работы и работы управления.

Не принимать к исполнению неправильно и незаконно оформленные документы.

Специалист несет ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией.

Отдел персонифицированного учёта и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами является структурным подразделением Управления. Суть персонифицированного учета (ПУ): на каждое лицо в Пенсионном фонде (ПФР) открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Каждый работодатель регулярно представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и начисленных страховых взносах каждого застрахованного лица. Эти сведения накапливаются на лицевом счете и в дальнейшем по этим данным назначается пенсия.

Основные цели Персонифицированного учета:

Назначение пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица - сейчас заполненную трудовую книжку и справки о заработке можно купить, можно подделать, индивидуальные сведения подделать намного труднее, если вообще возможно, учитывая регулярные проверки;

Развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР, то есть чем больше зарплата, тем больше страховые взносы и тем больше в будущем пенсия. Скрывать зарплату становится стратегически невыгодно;

Учет и планирование расходов на выплату пенсий и др.

Таким образом, территориальное Управление ПФР является крупной организацией, со своей структурой, целями, функциями.