Экономическая реформа гайдара. Реформы Егора Гайдара: зачем они были нужны  Начало либеральных экономических реформ правительством е гайдара

С нового, 1992 года стартовала реализация программы перехода России к рыночной экономике под руководством правительства, во главе которого стоял Борис Ельцин (совмещал эту должность с президентской до июня 1992 г.), а главное, заместителя президента по вопросам экономической политики (затем первого заместителя и исполняющего обязанности председателя правительства) Егора Гайдара . В декабре 1992 года Гайдар под огнём критики был отправлен в отставку и заменён на Виктора Черномырдина . Но основа экономической системы, созданной им в 1992 году, сохранилась до наших дней.

Экономическое и идейное обоснование реформ

Экономический кризис в СССР начался в конце 1980-х годов. Тогда же в качестве способа выхода из кризиса стали предлагаться проекты перевода советской экономики на капиталистические рельсы. Это предусматривало не только отказ от государственного плана выпуска продукции и переход к рыночному ценообразованию, но и приватизацию многих предприятий государственного сектора. Стагнация в госсекторе в начале 1990-х годов стала очевидной, хотя до сих пор нет однозначного мнения о ее причинах: были они чисто экономическими или же еще и политическими.

Возможности для частного предпринимательства появились ещё при М. С. Горбачёве. Некоторые связывают экономические трудности последних лет существования СССР как раз с тем, что государственные предприятия начали продавать свою продукцию через частный сектор, который, ничего не производя, стал получать спекулятивную прибыль. Инфляция в последние два года правления Горбачёва заметно выросла, жизненный уровень большинства населения упал. Тогда же появились первые легальные советские миллионеры. [С-BLOCK]

Реформы Гайдара в целом продолжили ту линию, которая вырисовалась еще при Горбачёве, только они отличались радикальностью и проходили в ускоренном темпе. В обществе и в политических кругах тогда шла дискуссия о том, как провести явно назревшие преобразования. Наиболее известной программой (альтернативной гайдаровской) по переходу к капитализму были знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина и Григория Явлинского и предложенные ещё руководству СССР при Горбачёве в 1990 году. Этот проект был поддержан председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым и утвержден в сентябре 1990 года. Однако к его внедрению так и не приступили по политическим мотивам. Помимо того, что «500 дней» предусматривали реализацию в масштабе всего Советского Союза, у последнего руководства СССР явно отсутствовала политическая воля к претворению в жизнь непривычных планов. Ельцин с августа 1991 года взял курс на выход Российской Федерации из состава СССР, и к проекту «500 дней» больше не возвращались.

Ельцину, любившему решительные действия, явно импонировала готовность Гайдара провести масштабную экономическую модернизацию, не останавливаясь ни перед чем. До назначения в правительство Егор Гайдар заведовал экономическим блоком в ведущих изданиях КПСС - журнале «Коммунист» и газете «Правда». У него ещё в 1980-е годы сформировалось критическое отношение к экономическому учению Маркса и деятельности его советских последователей. Но его знакомство с альтернативными экономическими теориями было узким (иным оно не могло быть в советских условиях) и выборочным. В частности, впоследствии оппоненты ставили ему на вид, что он составлял свою программу по рецептам одного американского экономиста - Милтона Фридмана, известного своей монетаристской концепцией, которая к началу 1990-х годов превратилась уже в архаику. Гайдар же продолжал слепо следовать этой теории.

Ключевые реформы и их особенности

Основу преобразований составили: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах. Ключевым моментом стала либерализация цен на товары, объявленная 2 января 1992 года. В результате за один месяц средние розничные цены взлетели на 345%, а годовая инфляция составила 2500%. Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения.

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял государственную программу приватизации. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства за 25 рублей, из расчёта один ваучер на одного человека. На ваучере была зафиксирована его номинальная стоимость - 10 000 рублей, т.е. та доля федерального имущества, которая приходилась на одного гражданина. Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле эти финансовые документы стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывали их с рук. И сразу же появились спекулянты, которые в огромных количествах стали скупать их у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли уже собой реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия.

Нововведения Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, эти реформы заложили фундамент для социально-экономического строя современной России.

Положительные и отрицательные оценки

Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что в спорах о значении предложенной Гайдаром экономической модели, стороны преимущественно отталкиваются от двух недоказуемых суждений: Гайдар развалил экономику и ограбил народ или экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он построил ее заново. Понятно, что такие дискуссии ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью.

Конкретные претензии к Гайдару касаются происходившего при нём и после него, все 1990-е годы, реального падения производства (на 45% за десятилетие), а также того, что средний класс, который объявлялся основным заинтересованным в реформах, при Гайдаре так и не возник. Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам мог быть причислен к этому классу в позднесоветское время и составить его основу в рыночных условиях, за период гайдаровских реформ скатились до разряда пауперов. Историк Ю. П. Бокарёв полагает, что реформа Гайдара имела такие последствия потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась идеями, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Бесплатную же приватизацию квартир ставить в заслугу Гайдару нельзя, ввиду того что закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года.

Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли смягчил негативные социальные последствия преобразований Гайдара. Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность за счет продажи части имущества прокормить себя и семью в те тяжёлые годы.

Страница 4 из 28


«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы

Главным идеологом нового правительственного курса и первым вице-премьером, а также министром экономики и финансов был Е. Гайдар, в июне 1992 г. Указом Президента Б. Ельцина на него возложили обязанности Председателя Правительства России. Наряду с Е. Гайдаром в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали А. Шохин, назначенный вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс – председатель Комитета по управлению государственным имуществом,
П. Авен – министр внешнеэкономических связей, В. Лопухин – министр топливной промышленности и энергетики, В. Машиц – председатель Комитета по экономическому сотрудничеству со странами СНГ и др. Особенность этого «правительства реформ» состояла в том, что почти никто из новых министров не имел практического опыта государственного управления и хозяйственного руководства. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали либерализацию цен на основную часть товаров и услуг; либерализацию внешней торговли как одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты; радикальные структурные реформы – приватизацию , форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других.

Либерализация цен – это частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. Либерализация внешней торговли – это снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Приватизация - передача в частную собственность государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций и др.) за плату или безвозмездно.

Эти преобразования, осуществляемые в народном хозяйстве правительством Е. Гайдара до декабря 1992 г., в научной и исторической литературе получили название «гайдаровские реформы».

С самого начала реформаторы отказались от разработки и проведения в жизнь т.н. «мягкой» концепции рыночных преобразований, в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Китая они стали на путь, который предусматривал проведение жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики без осуществления контроля над ценами и доходами.

Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования.

Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального консенсуса в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий. Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Кроме того, допускались ошибки в проведении самой реформы, имели место недооценка объективных факторов экономического развития и преувеличение стихийных, рыночных механизмов регулирования экономики. В области экономической политики приоритет отдавался выбору общей стратегии проведения реформ в ущерб разработке тактики и выработке конкретных механизмов осуществления принимаемых решений.

Правительство, приступавшее к реформированию российской экономики, было уверено и в том, что цена реформ не станет слишком высокой, и россиянам «хуже и трудно» будет примерно полгода. «Нам будет трудно, - заявил Б. Ельцин 30 декабря 1991 г., - но этот период не будет длинным. Речь идет о 6-8 месяцах». Он обещал достижение стабилизации экономики и постепенное улучшение жизни людей к осени 1992 г.

В первоначальных мероприятиях правительства Е.Гайдара и выбранного им варианта реформ, имевшего тяжелые последствия для благосостояния населения, выделяют три этапа.

Первый этап, рассчитанный на один-полтора года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г., все решения, принятые в этот период по стабилизации экономики, можно отнести к решениям ортодоксального характера, поскольку государство устранялось от регулирования процесса производства и цен. На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

Второй этап, охватывавший период в два года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения.

Третий этап, рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации.

В целях осуществления «шоковых» реформ правительство разрабатывало на основе соответствующих Указов Президента конкретные программы. Среди них: «Программа углубления реформ» (июль 1992 г.); «Трехлетний план реформ», составленный правительством в конце 1992 г. с таким расчетом, чтобы его можно было реально контролировать и ежегодно обновлять; программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики на 1993-1995 гг.» (август 1993 г.) и другие. Все они включали ряд мер в духе «шоковой терапии», ориентировали на создание рыночных механизмов, развитие конкуренции и предпринимательства.

Однако программы «шоковой терапии», включавшие в себя меры рыночного характера, в том виде, как они изначально намечались правительством Е. Гайдара, осуществлялись до декабря 1992 г. 12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

Таким образом, из вышеизложенного следует: во-первых, одним из важнейших условий становления новой экономической системы в России была политика «шоковой терапии»; во-вторых, правительство Е. Гайдара пошло на радикальный вариант экономических реформ, жесткую модель рыночных преобразований; в-третьих, основными направлениями «гайдаровских реформ» стали: либерализация цен , либерализация внешнеэкономической деятельности , приватизация, жесткая монетарная и финансовая политика.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс

Оценки работы правительства того времени прямо противоположны и сходятся лишь в одном: Гайдар и его команда ликвидировали советскую экономику. Только одни называют это разрушением, другие — освобождением.

Журналист Егор Гайдар (завотделом экономической политики в журнале «Коммунист», начальник отдела экономики газеты «Правда») стал зампредом правительства России по экономике 6 ноября 1991 г. С 11 ноября 1991 г. он там переходил с поста на пост — министр экономики и финансов, министр финансов, первый зампред правительства. А 15 июня был назначен исполняющим обязанности председателя правительства. Гайдара отправили в отставку 14 декабря 1992 года после утверждения кандидатуры нового премьера — Виктора Черномырдина . Но на этом пребывание реформатора в структурах власти не закончилось. С 18 сентября 1993 г. он — первый зампред Совета министров, а с 22 сентября 1993 г. по 20 января 1994 г. — исполняющий обязанности министра экономики.

«Когда пришёл Гайдар, экономики уже не было, — вспоминает ректор РАНХиГС Владимир Мау (в 1991-1994 годах — советник Гайдара). — Золотовалютные резервы составляли 30 миллионов долларов. Журналисты не верили и везде писали «30 миллиардов». При этом претензии на благосостояние, созданные нефтяным бумом 70-х, были очень велики. 80% городского населения требовали отсутствия дефицита. Но при троекратном падении цен на нефть в 80-е обеспечить такое же потребление было невозможно без реформ».

«Экономика ещё функционировала, — возражает историк Евгений Спицын . — Однако хозяйственные связи ослабели, причём их разрыв был спровоцирован самими гайдаровцами. Да, Гайдар формально пришёл во власть в ноябре 1991-го, но фактически она принадлежала Ельцину и его окружению с августа. А руководили экономикой в этой команде люди круга Гайдара. Дефицит же был вызван загодя растиражированным обещанием отпустить цены».

В ноябре - декабре 1991 г. очереди были за всем: хлебом, мясом, колбасой, водкой, овощами… Вводились карточки по регионам. В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план действий правительства: отпустить цены и зарплату при жёсткой финансовой политике. То есть денег никому не давать.

Со 2 января цены на почти все товары (кроме хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены. Введён налог на добавленную стоимость в 28%. Были отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. А 29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам было предоставлено право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без разрешений.

«Этот указ привёл к постепенному насыщению рынка и росту товарных запасов в рознице, — считает экономист, член Экспертного совета при Правительстве РФ Вадим Новиков . — Нужно его вернуть. Государство же сейчас мешает покупателю и продавцу найти друг друга».

«ВВП в 90-е рухнул на 45%, производство — на 60%, инвестиции снизились более чем в 5 раз, — оценивает последствия реформ Владислав Жуковский, экономист, член президиума Столыпинского клуба . — Зато преступность выросла в 5 раз, число заболеваний — в сотни раз. Нищими в 90-е годы были около 70% россиян, а бедными — примерно 90%. Произошло уничтожение среднего класса, а возможность обогащаться была дана узкому кругу «своих». У Гайдара и его команды была задача разрушения экономики и последующей раздачи предприятий с помощью ваучерной приватизации и залоговых аукционов «нужным людям». А также — личного обогащения. Если бы Гайдару дали довести реформы до конца, то уровень жизни в России сравнялся бы не с Гондурасом, а с Зимбабве. Но всё равно в результате была построена монополистическая экономика. Мы взяли худшее из капиталистической и советской систем — получился бандитский олигархический бюрократизированный совок. Гайдара нет, но дело его живёт».

Издание: История России: XX век. Пособие для поступающих в вузы

§ 2. Экономика России в 1992–2002 гг.

Реформы Е. Т. Гайдара

Экономика постперестроечной России, конституционное устройство страны должны были прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, демонополизацию и приватизацию предприятий, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разработанная вице-премьером правительства России Е. Т. Гайдаром, предусматривала либерализацию цен, а затем и приватизацию государственного сектора экономики. Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. по отношению к 1990 г. цены увеличились в 2,6 раза) планировалось компенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной платы, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы общество должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: ценообразование более не регулировалось, торговля стала свободной. По замыслу Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000–1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом зарплата возросла в 1992 г. лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина - Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным же положительным итогом на начальном этапе реформирования стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Предполагалось, что стабилизация финансов России приведет к росту внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. В документе также отмечалась целесообразность свободного установления цен на энергоносители и доведения их к концу 1993 г. до мирового уровня. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ - приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку президента России Б. Н. Ельцина.

Сокращение зимой-весной 1992 г. государственных дотаций предприятиям (для снижения уровня инфляции, по замыслу Е. Гайдара) встретило отпор со стороны директорского корпуса. Хотя промышленная продукция стала стоить намного дороже, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой промышленности, после либерализации цен оказались убыточными. Это объяснялось как повышением тарифов на перевозку товаров и энергоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправленным снижением государственного заказа. Обострилась проблема взаимных неплатежей. К 1 июня 1992 г. их сумма достигла около 2 трлн руб. Директора предприятий настаивали на получении льготного государственного кредита с дальнейшим покрытием задолженностей по взаиморасчетам. Подобная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил такой кредит предприятиям. В оборот влились новые, не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности удалось предотвратить посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Средние темпы роста денежной массы во второй половине 1992 г. возросли с 11,4 до 28% в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, разработанной Комитетом госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками около 50% акций своего предприятия. Второй вариант - приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51% на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у директорского корпуса. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров (приватизационных чеков) населению по номинальной стоимости 10 тыс. рублей (ваучерная приватизация).

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В результате в стране появилось 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усилилась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находилось около 44% жителей России). Спад производства в стране за первые девять месяцев реформ составил около 20%. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления - на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Гайдара.

В таких условиях президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил В. С. Черномырдин. Официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформ Гайдара».

Экономическое развитие России в 1993–1996 гг.

В 1993 г. правительство отошло от прежних представлений о роли вмешательства государства в экономику, уже не абсолютизируя свободный рынок. Новый курс в экономике определялся В. С. Черномырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской промышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих бюджет валютой. Было объявлено, что цели деятельности кабинета министров в 1993 г. - финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» - центристское движение, связанное с промышленными кругами и созданное А. Вольским. Одним из его программных пунктов было требование к государству принять меры, направленные на поддержку своих отраслей промышленности. Правительство Черномырдина пыталось наладить контакты с подобными организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному государственному заказу. Вместе с тем оно должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент) взгляды президента России и противостоять давлению парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательных ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу правительства, мешали его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем не стоит преувеличивать эти итоги: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8% от показателей 1990 г. Безработными оказались 7,8 млн человек (10,4% активного населения страны), и цифры безработицы продолжали увеличиваться.

Президент по итогам парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидентские движения набрали только около 1/3 голосов, несколько скорректировал экономическую политику правительства Черномырдина. В 1994–1997 гг. поддержку государства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей, промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государственного регулирования экономическими процессами темпы инфляции несколько снизились, уменьшились и темпы падения производства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации добиться так и не удалось, что показало скандальное прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пирамид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях; «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть - с 3081 до 3926 рублей.

Экономическая политика правительства в 1995–1996 гг. была ориентирована на экспортные отрасли производства. Положительное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд руб. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышленные группы (ФПК). Среди них - «Интеррос» («ОНЭКСИМ банк», «Норильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лукойл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и др.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства в целом по стране составлял около 4% в год. Сокращение объемов производства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 г. 60–65%, что было выше показателей периода Великой Отечественной войны. В стране не удавалось создать стабильную финансовую систему, задержки зарплаты бюджетникам составляли до двух лет.

Экономическое развитие России в 1997–2000 гг.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президента Б. Н. Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, обозначалась разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Однако работа нового состава правительства свелась в основном к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений кабинета министров - секвестр бюджета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового этапа приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение дополнительных финансовых средств ($6 млрд иностранных займов против $2 млрд в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от приватизации, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно официальным данным, достичь прироста валового внутреннего продукта в России на 1% за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9%. Это был первый реальный успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда отметить, что прироста удалось добиться за счет массового привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В августе началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил Указ Президента РФ от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». С 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина-Чубайса стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи государственной власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. Черномырдин и Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по его обслуживанию составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. - 24, в 1998 г. - 30%. Новое правительство попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход привел первоначально к росту цен (на 10%), а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенко стала неизбежной.

По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.

11 сентября правительство России возглавил Е. М. Примаков, взяв курс на стабилизацию экономики. Было заявлено об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Повышены ставки подоходного налога с граждан, с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций, НДС. Ослабление налогового бремени на «реальную экономику» (образное выражение Примакова, подразумевающие производящие отрасли), наряду с сокращением импорта в Россию (вызванного падением национальной валюты), способствовало оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства получил поддержку парламента.

Предпринимались также меры по укреплению национальной валюты. Так, был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров - они должны были продавать 75% валютной выручки на биржах. Вводились более строгие таможенные правила. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расходов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г. экономическое положение России стабилизировалось. Однако приближающиеся президентские выборы диктовали свои условия, и правительство Примакова ушло в отставку. Два следующих кабинета министров (С. Степашина и В. Путина) занимались в основном политическими задачами, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.

19 марта экономисту Егору Гайдару, одному из главных идеологов и руководителей экономических реформ в России в начале 1990-х годов, исполнилось бы 60 лет.

Опросы общественного мнения с завидным постоянством помещают политика в разряд главных народных антигероев, хотя с годами градус этой нелюбви и слабеет, сообщает т

Если в 2002 году, согласно статистике ВЦИОМ, 55% россиян считали реформы Гайдара разрушительными, то в 2010 году аналогичный эпитет к ним применяли 23% (правда, еще 15% считали, что в них не было вообще никакой необходимости).

Одновременно увеличилось число тех, кто полностью одобряет действия правительства Ельцина-Гайдара: с 2% в 2002 году до 7% в 2010-м. Цифры по-прежнему балансируют на грани статистической погрешности.

Но зато, по-видимому, к этой категории населения относятся верховные руководители России. Так, нынешний президент Владимир Путин после смерти Гайдара назвал его "настоящим гражданином", "патриотом", "сильным духом человеком", который, возглавив процесс преобразований, "проявил лучшие профессиональные и личные качества".

Русская служба Би-би-си решила суммировать некоторые распространенные высказывания о заслугах политика, сопроводив их по возможности немногословными аргументами и контраргументами. Тезисы к спорам, которые неизбежно будут разворачиваться вокруг имени Егора Гайдара еще долго.

Гайдар развалил экономику, страна была ввергнута в пучину бедствий

Трансформационный спад, произошедший в России в пореформенные годы, действительно был огромен и, по некоторым оценкам, беспрецедентен для государства в отсутствие войн, эпидемий и стихийных бедствий:

Теневая экономика выросла с 10-15% ВВП при Брежневе (по самым щедрым оценкам) до 50% ВВП в середине 1990-х
Усилилось неравенство доходов: так называемый коэффициент Джини увеличился с 26% в 1986 году до 40% в 2000 году
В первые годы после распада СССР произошло удвоение преступности
Смертность в 1990-1994 годах выросла на 60%
Доля расходов на НИОКРы упала с 3,5% ВВП до примерно 1%
Агрегированный индекс промышленного производства России лишь в 2008 году достиг уровня начала 1990-х годов

("Экономика России. Оксфордский сборник"; другие источники).

Однако слишком некорректно было бы приписывать все последствия данного трансформационного спада политике Егора Гайдара:

Во-первых, он пришел в правительство лишь в ноябре 1991 года, когда процесс трансформации в стране уже шел полным ходом
Во-вторых, сложно обвинить Егора Гайдара в формировании структурных перекосов в советской экономике: в частности, в накоплении гигантского "денежного навеса" (не обеспеченных товарами денег), который вынудил еще советское правительство под председательством Валентина Павлованачать денежную реформу
В-третьих, вряд ли Гайдар виноват в том, что цены на главный советский экспортный ресурс - нефть - падали с 1980 года, формируя бюджетный дефицит: сначала в связи с перепроизводством ресурса, а в 1991 году - в связи с окончанием "Войны в заливе"

Гайдар спас страну от массового голода

Эта точка зрения настолько же популярна среди соратников Егора Гайдара, насколько непопулярна среди его оппонентов.

В книге "Развилки новейшей истории России" сам Гайдар писал о ситуации, сложившейся к моменту его прихода в правительство, так: "Страна по-прежнему была банкротом, валютные резервы оказывались близки к нулю. Запасов зерна по оптимистичным прогнозам хватало примерно до февраля-марта 1992 года…"

"Выбор варианта ускоренной либерализации цен и форсированного снятия ограничений на торговлю предотвратил катастрофический сценарий на продовольственном рынке страны весной 1992 года", - отмечал он.

Противники данной точки зрения утверждают, что никакой продовольственной катастрофы не было:

Во-первых, СССР располагал стратегическими запасами зерна, который экономист Андрей Илларионов оценивает в 48 млн тонн, чего было достаточно, чтобы кормить народ в течение года в отсутствие нового урожая
Во-вторых, даже умиравшая система продовольственного распределения,по словам политика Григория Явлинского, "не вызывала опасений, что все вот-вот погибнет", потому что на смену постепенно приходила новая система: да, "она была хаотическая, странная, извращенная, теневая", но вполне работоспособная
В-третьих, Гайдар, говоря об истощении зерновых запасов к марту 1992 года, везде ссылается на документ, в котором указывается на соответствующую опасность в марте 1991 года - то есть на год раньше описываемой потенциальной катастрофы

Политика гайдаровского правительства привела к тому, что сбережения россиян обесценились

"…По сегодняшнему самоуверенно ухмыльному лицу политика не видно смущения: как, разорением сберегательных вкладов, он сбросил в нищету десятки миллионов своих соотечественников (уничтожив основу того самого "среднего класса", который и клялся создать)", - писал в 1998 году о Егоре Гайдаре Александр Солженицын, довольно исчерпывающе отображая мнение большинства россиян о достижениях гайдаровских реформ.

Данное мнение опровергается рядом исследователей на следующих основаниях:

Первые шаги к заморозке вкладов населения в Сберегательном банке сделало советское правительство в рамках денежной реформы премьер-министра Валентина Павлова 22 января 1991 года, согласно которой гражданам СССР было запрещено снимать больше 500 рублей на человека в месяц
Да, через несколько месяцев запрет сняли, но одновременно в апреле подняли официальные цены на 65-70%. До инфляции следующего года, составившей 2508,8%, было еще далеко, но покупательная способность денег начала стремительно снижаться
Никаких денег фактически в Сберегательном банке и не было, потому что все 369 млрд рублей, накопленных советскими гражданами, в 1990 году правительство Николая Рыжкова изъяло на финансирование бюджетного дефицита.

Есть и контраргументы:

  • Деньги советские власти изъяли, но лишь в качестве заемных средств, которые должны были вернуть. Проблема в том, что годовая ставка по этим кредитным ресурсам была на уровне 5% (столько правительство платило Сбербанку за пользование деньгами), и ни правительство Павлова, ни новые российские власти, включая команду Гайдара, не пошли на радикальное повышение ставки
  • В итоге реальная ставка по сбережениям населения составила, по некоторым подсчетам, в 1991 году минус 60,8%, в 1992 году - минус 94,4%. Таким образом, в 1991 году сбережения граждан обесценились почти на 61%, а в следующем году оставшаяся сумма девальвировалась еще на 94,4%

Нельзя было просто взять и отпустить цены, как это сделал Гайдар

2 января 1992 года правительство Ельцина-Гайдара освободило от регулирования цены, которые до этого на протяжении десятилетий советской власти устанавливались государством. Этот процесс получил название либерализации цен.

До сих пор в российском общественном и академическом дискурсах не сформировалось единого подхода к этой реформе.

  • Удалось ликвидировать товарный дефицит
  • Страна была спасена от неминуемого голода ("Всякий, кто помнит абсолютную пустоту прилавков осенью 1991 года и реальную угрозу голода в крупных городах, понимает, почему либерализация цен тогда принималась без особый дискуссий", - писал один из соратников Егора Гайдара, ныне ректор Академии госслужбы при президенте Владимир Мау)
  • Была обеспечена внутренняя конвертируемость рубля (то есть предотвратили переход к бартеру, когда деньги ничего не стоят и людям проще обмениваться товарами)

Противники реформы в таком виде указывают на следующие обстоятельства:

  • Огромный накопленный "денежный навес", то есть необеспеченность денег товарами, при одномоментной либерализации должен был привести к росту инфляции - так и случилось
  • Нельзя было отпускать цены в ситуации, когда вся экономика страны государственная, в результате чего огромные монополии начинают диктовать цены (происходит либерализация не цен, а монополий)
  • В отсутствие сдерживающих механизмов либерализация цен привела "не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем взвинчивания цен", - писал экономист Сергей Глазьев

Правительство Гайдара заложило основы будущего экономического роста в России

Дать исчерпывающие, более точные оценки наследию Егора Гайдара - задача будущих времен. Пока же, не впадая ни в одну из крайностей, можно констатировать лишь то, что он действительно заложил основы финансовой и экономической конструкции современной России, какой бы эта конструкция ни была.

  • Помимо либерализации цен, создания финансового рынка, приватизации, Гайдар участвовал также в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде России
  • Многие соратники и просто сторонники Гайдара занимают ключевые позиции в государственной и академической иерархиях (глава минэка Алексей Улюкаев, ректор РАНХиГС Владимир Мау)
  • Рост цен на энергоресурсы времен Владимира Путина наложился на уже созданные к тому времени и функционирующие экономические институты

Вместе с тем, именно в 90-х годах, по мнению некоторых экономистов, структура российской экономики окончательно пришла к ресурсному типу.

Пореформенные годы стали "периодом быстрой деиндустриализации российской экономики и перевода ее на ресурсные рельсы, а рост мировых цен на топливо с 1999 года, по-видимому, усилил эту тенденцию", - писал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Владимир Попов.

В 2004 году Михаил Ходорковский в статье "Кризис либерализма в России" пришел к такому же выводу: именно тогда Россия прочно села на сырьевую иглу (впрочем, речь шла не конкретно о Гайдаре, а вообще о либеральном правлении).

Промежуточный итог

Подытожить эти тезисные заметки к спорам о Егоре Гайдаре можно словами французского философа-моралиста Ларошфуко, который еще в XVII веке сказал: "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией".

До тех пор, пока живы и "кровоточат" в сознании большинства населения России 1990-е годы, никакие сухие академические дискуссии о наследии Гайдара не пересилят этого мощного эмоционального поля. Да и академические дискуссии, как частично показывают вышеприведенные дискуссии, пока, кажется, не до конца очистились от эмоций.