Экономическая мысль древней греции кратко. Бакалавр экономики (хрестоматия) т.2: экономическая мысль древней греции

Экономическая жизнь людей впервые подверглась осмыслению в Древней Греции. У истоков материально-экономических идей стояли Платон, Аристотель. Ксенофонт. Эти мыслители с теоретической точки зрения взглянули на экономические процессы. Они дали объяснения товарно-денежным отношениям, самим деньгам, процессам обмена их на товары. Микроэкономика вышла на первый план в исследованиях этих ученых. Они занимались проблемами развития частного хозяйства и мелких производств.

Идеи Платона и Аристотеля значительно отличаются от мыслей античности, в период которой никогда не рассматривалось обогащение государства в целом, а только лишь человек. Он являлся потребителем и «накопителем» благ. На трудах Платона и других ученых развивалась позже и европейская экономическая мысль.

Основные экономические идеи Древних греков

Они впервые поняли и рассчитали, что если в году получился большой урожай фруктов, из-за избытка, стоимость их падает. Люди, которые занимаются продажей урожая, разоряются и начинают заниматься другим видом торговли. В иной же год, когда, к примеру, фруктов мало, некоторые торговцы обогащаются, перекупая у земледельцев небольшой урожай и возводя на него значительно цену.

Древнегреческие мыслители провели анализ разделения труда и выявили связи между этим процессом и самим рынком, рассмотрели влияние разделения труда на товарооборот. Обогащение, по словам греческих мыслителей – это сохранение излишка. Если вычесть все расходы и оставить чистую прибыль, потратить и ее часть, остаток – и есть богатство. Ученые связали этот процесс с производительностью труда.

Деньгам греки приписывали сразу 2 функции

  1. Средство обмена.
  2. Средство накопления.

Своего расцвета мыслительная деятельность греков в области экономики достигла в 4-3 вв. до н.э. В тот период в полисах (городах-государствах) наступил кризис. Чтобы вывести из этого состояния экономику, необходимо было принимать кардинальные решения и менять направление экономического развития. Ученые начали исследование процессов, происходящих в натуральном хозяйстве, проанализировали рабовладение и занялись поиском эффективного метода ведения хозяйства.

Сильнее всего рабовладельческий строй и натуральное хозяйство защищал Ксенофонт. Земледелие он выводил на передний план, ведь благодаря возделыванию земли и получению урожая, греки получали все, что им необходимо для питания и полноценной жизни. Ксенофонт издал «Домострой», где и были изложены его экономические идеи. Они сводились к следующему:

    Разделение труда, рабочей силы и рабство – естественный процесс.

    Ремесло загоняет людей во тьму, а земледелие открывает солнце.

    Самая простая работа является наиболее производительной.

    Чем больше рынок сбыта, тем интенсивнее разделение труда.

    Каждый продукт обладает пользой и имеет ценность в глазах потребителя.

    Деньги не терпят растрат, они изобретены для накопления богатства.

Большинство из современников Ксенофонта, Аристотеля и Платона, поддерживали их учения и даже руководствовались ими в ведении своего хозяйства.

Что же касается Аристотеля, то его считают чуть ли не первым экономистом. Вопросы хозяйственных отношений этот деятель рассматривал с различных точек зрения: социальной, статистической и даже социологической. При создании трудов Аристотель собирал своих учеников и проводил исследования. Он анализировал только факты. Так, например, он подверг изучению государственный стой почти 160 древнегреческих полисов.

Этот ученый дал определение классовому расслоению общества. Он говорил, что труд физический – для низших слоев населения, плоды умственных трудов производят аристократы. Им подвластна и военная деятельность.

Искал и пытался создать модель идеального государства. Он презирал накопительство и считал, что она – основа лени и алчности. Любой прибавочный продукт он рассматривал как вражеские происки для разрушения общества и порядка в нем.

Четко разделял население по классам, связывая людей с их деятельностью. В трудах его появились даже 2 идеальные модели. Он представлял правителей своего государства аристократами и воинами. Философы – здравомыслящие люди – смогут управлять людьми, в завоеватели расширят пределы государства. И никаких личных пристрастий. Воинов должны воспитывать по спартанской системе в строгой дисциплине и в условиях лагерного режима. Им не следовало обогащаться. Ни одному из высших сословий (аристократы и воины) нельзя быть собственниками чего-либо и получать от этого прибыль. По мнению Платона, материально обеспечивать их должна общественность.

Остальное население – третье сословие – это чернь и рабы. Этот класс составляют ремесленники, земледельцы, скотоводы, купцы. Их основная обязанность – производство благ. У ремесленников и остальных представителей класса должна быть сильная заинтересованность в их деятельности. Именно поэтому третье сословие должно получить право частной собственности.

Вторая модель идеального государства поддерживает идеи осуждения ростовщичества, и потворствует земледелию, как основе хозяйственной деятельности. Ремесло и торговля выходят на второй план. Здесь высший класс наделяется правом собственности и распоряжается ею по своему усмотрению. Доходы от земельного надела должны обеспечивать безбедную жизнь аристократа. Земля наследуется.

По мнению Платона, необходимо строго определить границы бедности и богатства. Наибеднейший человек тот, у которого в собственности всего один надел. Богатый имел 4-5 участков. Сверхбогатых нужно раскулачивать, и отдавать часть их имущества бедным. Так Платон внедрял идеи коммунизма.

Промышленность в понимании философа – цеховая. Торговцы же не должны завышать цены, за этим необходимо строго следить. Не нужно вывозить продукцию в другие государства и оттуда завозить иные товары. По мысли Платона, государство способно обеспечить себя без внешней торговли.

    Самые громкие скандалы в Греции

    Каякинг в Греции. Спорт и великолепный отдых на лоне природы

    Каякинг по рекам Греции. Осваивать горные реки люди начали с давних времён. Делалось это не ради забавы, а по суровой необходимости. Горцы всегда отличались независимым нравом, свободолюбием и суровостью. О том, чтобы подчиниться силе, стать чьим-то вассалом, исполнять чужую волю, не могло быть речи. Гордые, свободные, независимые народы предпочитали смерть рабству. Но просто умереть для горца означало бесславно отдать жизнь.

    Парк Родини на острове Родос.

    Галереи в Греции

    Родос. Родосская крепость

    Если Вы планируете посетить сказочный остров Родос, то непременно уделите свое внимание Родосской крепости – с 1988-го года объекту всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот поразительный памятник талантливой инженерной мысли был построен в средние века рыцарями-госпитальерами, которые захватили остров во время крестовых походов. Почти 220 следующих лет эта твердыня считалась самой неприступной и наиболее защищенной во всем христианском мире.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономическая мысль Древней Греции представлена трудами выдающихся древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428- 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), представляющими собой лучшие достижения экономической мысли античного рабства.

Ксенофонт был ревностным защитником натурального хозяйства и рабовладения. Он возвеличивал земледелие, от которого зависит благополучие народа и благодаря которому «люди добывают себе все, что нужно для жизни». Свои экономические воззрения Ксенофонт изложил в трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения:

    разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

    природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей (ремесло осуждает человека на сидячий образ жизни, вредный для тела, и лишает людей солнца);

    производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

    степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

    всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость);

    деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон

Платонв своих трудах большое внимание уделил модели идеального государства. Основной целью идеального государства он считал «изгнание страсти к наживе» , поскольку излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. Модель идеального государства, лишенного присущих Афинам противоречий, строилась Платоном на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон охарактеризовал два проекта идеального государства. В первом сочинении он отметил, что аппарат управления идеального государства должен быть представлен двумя сословиями: аристократическим сословием (философами) и сословием воинов. Философы – это наиболее здравомыслящие люди, способные к познанию мира и управлению людьми. Главная задача философов - действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий. Главная обязанность воинов – защищать народ. Для успешного выполнения своих функций для воинов предусматривалась спартанская система физического воспитания, лагерный режим, строгая дисциплина, общий стол (уравнительное распределение). Стремление воинов к обогащению осуждалось. По мнению Платона эти два сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена к третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы, обладающие и распоряжающиеся собственностью), и к рабам. Главной обязанностью этого сословия является производство материальных благ, необходимых всему обществу. Данное сословие должно иметь личную заинтересованность в результатах своего труда и поэтому оно наделялось частной собственностью.

Во втором произведении («Законы») Платон выдвигает обновленную модель идеального государства, осуждает ростовщичество, обосновывает ведущую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. В этой модели граждане высших сословий наделялись правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым по жребию государством домом и земельным наделом. Проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству одному из детей. В предложенной Платоном модели идеального государства земельный надел являлся основой доходов свободного гражданства. Платон предложил законодательно ввести «пределы бедности и богатства». «Пределом бедности» считался один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах (он всегда сохранялся в семье). «Предел богатства» - четыре-пять земельных наделов (или стоимость их в деньгах). Имущество сверх «предела богатства», по мнению Платона, должно перераспределяется государством в пользу неимущих.

Аристотель

Огромный вклад в развитие экономической мысли античности внес Аристотель. Аристотеля часто называют первым экономистом в истории науки, поскольку он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности общественного развития.

Основные положения экономической концепции Аристотеля:

    человек – это общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве;

    созданию государства способствует обмен между людьми;

    ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать;

    рабы - источник богатства;

    должен быть средний достаток (предлагал усилить «средний класс» для прекращения распрей, возникающих на почве неравенства);

    необходима частная собственность (корни частной собственности он нашел у животных);

    одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительная стоимость) и не по назначению (меновая стоимость);

    деньги - средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под % (утверждал, что деньги возникли по соглашению между людьми в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния).

Особое значение в экономической концепции Аристотеля занимает теоретический анализ обмена и стоимости. Он был первым, кто поставил вопрос об определении пропорции обмена. Этот вопрос на протяжении многих веков был и до сих пор остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос разделил всех экономистов в истории науки на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников других теорий, определяющих стоимость вещи исходя из субъективной оценки ее полезности.

У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение проблемы определения пропорции обмена. Аристотель пытался искать справедливость обмена в арифметической пропорции. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и высказывания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью.

Исследуя экономическую организацию современного ему общества Аристотель выдвинул оригинальную концепцию об экономике и хрематистике . Согласно данной концепции все виды хозяйства и деятельности людей он относил к одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же основана на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения корыстной цели – наживать состояние. Аристотель считал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку самой целью является беспредельное богатство и обладание деньгами. По мнению Аристотеля хрематистика неизбежно вырастает из экономики. Разрушение экономики и превращение ее в хрематистику он связывал с изобретением денег.

Введение

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.

Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции.

Задачи данного реферата:

· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;

· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;

· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.

Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком .

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий .

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике .

Представляет интерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

2.Этапы экономического развития и роль государства в экономике Древней Греции

2.1. Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э.

Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей;

Оформление полиса как особого типа общины.

Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремёсел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством;

Торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремёсел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Законодателями и реформаторами Древней Греции являлись Солон, Писистрат, Перикл. Солон (ок. 559 до н.э.) провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя: отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др. Все граждане были разделены на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам. Реформы афинского правителя Писистрата (ок. 560 до н.э.) служили интересам земледельцев и торгово-ремесленных слоев (раздача сельской бедноте конфискованных земель, чеканка государственной монеты и др.). Перикл (ок. 490 до н.э.) - афинский стратег. Его законодательные меры (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской рабовладельческой демократии.

В сочинениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества.

Для характеристики их экономических воззрений наибольший интерес представляет сочинение Ксенофонта (430-354 до н.э.) «Экономия», получившее широкое распространение не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме, а позднее - и в феодальной Западной Европе.

Экономия, но определению Ксенофонта, - эго наука обогащения своего хозяйства, которая должна учить рабовладельца умело обогатить свое хозяйство, что позволит увеличить производство полезных вещей. Торговля как профессия считалась достойной для грека. Ксенофонт одобрял лишь хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую сельское хозяйство. Он относился отрицательно к крупной купеческой торговле и ростовщичеству, вместе с тем дал высокую оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обогащения.

Понятие о ценности у Ксенофонта связанно с потребительной стоимостью, он считал, что ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу. Ксенофонт обосновал разделение труда, вплотную подошел к пониманию степени зависимости разделения груда от размера рынка. В деревне, указывал он, разделение труда менее развито, в городе - больше, так как здесь более распространены торговля и производство товаров.

Ярким представителем древнегреческой философии является идеолог афинской аристократии Платон (427-347 до н.э.). «Диалоги», «Государство», «Законы» - известные произведения Платона. В них он так же, как и Ксенофонт, придерживался натурально-хозяйственной концепции. Платон видел в разделении груда основу расслоения общества на сословия. Государство у Платона состоит из трех сословий: правители (философы); воины, ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы, принадлежащие к свободным; несвободные, т.е. рабы (говорящее орудие труда, не принадлежащее ни к какому сословию). Считая частную собственность источником противоречий и разногласий в государстве, он предложил лишить философов и воинов собственности и семьи, чтобы они заботились только о государстве. Платон отражал интересы рабовладельческой аристократии, стремившейся к созданию прочного государства, в котором ее господство было бы соединено с дальнейшим развитием хозяйства на основе общественного разделения труда. Подобные идеи имели прообраз в устройстве египетского государства, где разделение труда в рамках кастового строя достигло в свое время высокого уровня.

Одним из первых в истории античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он понимал, что деньги играют не только роль средств обращения и накопления богатства, но и выполняют функцию меры стоимости. По Платону, цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Значительным шагом и развитии экономической мысли Древней Греции явилось учение выдающегося мыслителя древности Аристотеля (384-322 до н.э.). В работах «Никомахова этика», «Политика», «Большая этика», «Метафизика», «О душе» и других произведениях Аристотель подверг всесторонней критике философский идеализм Платона, однако не перешел на позиции материализма. Для него характерны постоянные колебания между материализмом и идеализмом.

Аристотель считал, что экономия занимается домашним хозяйством, имением рабовладельца, а политика - государственным устройством, тогда как у Платона политика включает и экономию. Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое сгладило бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из землевладельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Земледелие признавалось важной и прочной сферой деятельности. Презирая физический груд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу. Свободные горожане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался уделом рабов. Рабство представлялось ему естественным и закономерным, а раба он считал говорящим орудием.

Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории политической экономии и в известной мере показывал их взаимосвязь. Если сравнить фрагменты «экономической системы» Адама Смита с начальными разделами первого тома «Капитала» К. Маркса, то можно обнаружить поразительную преемственность мысли. Аристотель устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость - и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который будет волновать политическую экономию, а именно: чем определяется соотношение обмена, или меновые стоимости (или, наконец, цена - их денежное выражение). Ответа на этот вопрос Аристотель не находит, но в общем правильно высказывает разумные соображения о происхождении и функциях денег; по-своему выражает мысль об их превращении в капитал (в деньги, порождающие новые деньги).

Аристотель не создал полной теории стоимости. Он видел в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно искал какую-то общую основу уравнения. Уже это было проявлением исключительной глубины мысли и послужило исходным пунктом для дальнейшего анализа спустя многие века после Аристотеля.

Аристотель делает самую первую в истории экономической науки попытку анализа капитала, противопоставляя экономику и хрематистику. Он считал, что экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако, опять-таки, лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: эго разумное личное потребление человека. Хрематистика же - это «искусство наживать состояние», т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика - это «искусство» вложения и накопления капитала. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Относя использование денег для получения прибыли к области хрематистики, Аристотель осуждал такого рода деятельность. Доказывая, что сами но себе деньги не могут приносить деньги, занятие ростовщичеством он считал противоестественным. Этот взгляд утвердился через несколько веков и в европейской средневековой религиозной идеологии.

Древний Рим характеризуется более развитыми, чем в Древней Греции, рабовладельческими производственными отношениями. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, порабощению многих племен и народов. В отличие от Древней Греции, в которой рабов в основном эксплуатировали в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Все это наложило отпечаток па характер экономической мысли Древнего Рима, которая прежде всего решала аграрные проблемы, в том числе проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

В книге экономического мыслителя Древнего Рима Катона Старшего (234-149 до н.э.) «О земледелии» отражен более длительный опыт ведения рабовладельческого хозяйства, поэтому в ней гораздо детальнее разработаны вопросы, поставленные в «Экономии» Ксенофонта. Катон давал советы рабовладельцам, как можно извлечь больше дохода из сельского имения, руководствуясь правилом: «хозяину любо продавать, а не покупать». Подробно определялись обязанности управления имением.

В сочинениях другого римского мыслителя - Варрона (116- 127 до и.э.), его книгах «О сельском хозяйстве» уже сквозит тревога за судьбу рабовладельческих порядков. Варрон осуждал переселение римлян в «городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике», всецело возложив заботу об имениях па управляющих. Он показывает все достоинства сельского хозяйства и рекомендует сочетать развитие земледелия вкупе с животноводством, отмечая, что «фундамент всякому состоянию - домашний скот». Подъем сельского хозяйства Варрон видит не только в усилении эксплуатации рабского груда. Перечисляя сельскохозяйственные орудия, он делит их на три вида: орудия говорящие (рабы); орудия, подающие нечеловеческие звуки (волы); орудия немые (серпы, плуги и др.).

Варрон считал возможными восстания рабов, поэтому рекомендовал покупать рабов разной национальности.

Сочинение древнеримского мыслителя Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в. до н.э.) свидетельствует о начавшемся упадке сельского хозяйства Древнего Рима и возникновении перехода к новому, феодальному способу производства, хотя они писались задолго до гибели Римской Империи. Колумелла стремился восстановить прежнее положение сельского хозяйства в Риме. Он рекомендовал покупать имения по соседству с городами, чтобы хозяин мог непосредственно наблюдать за ведением хозяйства. Колумелла поставил вопрос об отказе от рабского труда и передаче ведения хозяйства свободным клонам, признавая большую выгодность их труда, нежели труда рабов.

Юридическое и экономическое оправдание рабства в I-II вв. н.э. становилось все более сложным. В эго время формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоятельств. К такому выводу пришел представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 до н.э. - 65 н.э.), который понимал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, почти так, как со свободными людьми.

Интересы разорившихся мелких землевладельцев защищали братья Тиберий (126-133 до н.э.) и Гай (153-121 до н.э.) Гракхи, которые пытались провести аграрную реформу. Тиберий Гракх предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся но 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.

Данный проект был частично осуществлен. Несколько десятков тысяч крестьян получили землю. Дополнительно был принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ но низким ценам. Результаты аграрной реформы оказались достаточно прочными, и даже после смерти Тиберия и Гая консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Экономические требования рабов получили наибольшее выражение в период их восстания под предводительством Спартака (74- 71 до н.э.). Основными требованиями восставших были уничтожение рабовладельцев и их латифундий, освобождение от рабства, предоставление земли крестьянам. Восстание было жестоко подавлено, однако оно способствовало подрыву былого могущества Рима.

Нерешенные экономические проблемы Древнего Рима стали причиной ожесточенной политической борьбы. После подавления восстания Спартака возник заговор Катилины (63-62 до н.э.), носивший антиростовщический характер, связанный с отменой долгов и экспроприацией богачей, который также потерпел поражение.

В борьбе с заговором Катилины важную роль сыграл идеолог господствующего класса Марк Туллий Цицерон (106-44 до н.э.). Земледелие ои считал благородным занятием, был сторонником частной собственности, крупного землевладения, усиления эксплуатации колоний, одобрял крупную торговлю, выступал за справедливое отношение к ростовщикам.

Протест против господствующего класса рабовладельцев отразило христианство - новая религия, складывавшаяся в Риме в I в. н.э. Первые христиане принадлежали к низшим слоям народа. Ранее христианство выступало как религия рабов, бедняков, покоренных и рассеянных Римом народов. Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353-430). Августин считал земледелие почетным занятием; осуждал торговлю; физический труд признавал таким же почетным, как и умственный; не настаивал на освобождении рабов, главной задачей церкви определял содействие их нравственному совершенствованию.

Экономическая мысль античного мира дала ряд идей, на которые стала опираться последующая экономическая теория. В этой связи экономические воззрения мыслителей Древнего мира следует признать отправными в развитии экономической науки.

Экономическая мысль в Древней Греции

Античные философы касались проблем, которые являются предметом исследования экономики, в контексте более широкого обсуждения вопросов общественного устройства. Греческие мыслители обсуждали, каким должно быть идеальное государство, как наиболее рационально вести хозяйство, как управлять рабами и др. Среди дошедших до нас сочинений наибольшее значение с точки зрения развития экономической мысли представляют работы Ксенофонта (ок. 430 – ок. 354 гг. до н.э.), Платона (ок. 427 – ок. 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.)

Одной из первых работ, посвященных анализу экономических вопросов, был "Домострой ", написанный Ксенофонтом. "Домострой" – это русский перевод слова "Oikonomia" (греч. oikos – дом, nomos – закон), которое буквально означает "ведение домашнего хозяйства". Название трактата Ксенофонта легло в основу термина "экономика", используемого ныне.

У Ксенофонта присутствует одно из первых обсуждений такого важнейшего экономического понятия, как ценность. Объяснение равновесной величины, к которой стремится рыночная цена блага, всегда было одной из центральной задач экономической науки. По мнению Ксенофонта, ценной является та вещь, которая полезна, поэтому можно утверждать, что Ксенофонт отождествлял ценность и полезность. Таким образом, полезностная теория ценности , согласно которой ценность определяется полезностью, является исторически наиболее ранним подходом к объяснению феномена равновесной цены и берет свое начало в трудах античных мыслителей.

Важной идеей древнегреческой философии, оказавшей впоследствии большое влияние на развитие экономической мысли, является вывод о приоритетной роли земледелия по сравнению с ремесленным трудом. Ксенофонт писал, что земледелие является матерью и кормилицей всех ремесел. Если земледелие процветает, то и все другие ремесла идут успешно, а в тех местах, где земля пустует, угасает почти всякая деятельность. Данная мысль вытекала из таких социально-экономических особенностей Древней Греции, как натуральный характер ведения хозяйства и военно-захватническая модель развития государства. Ксенофонт объяснял почетность земледелия тем, что, во-первых, все необходимые для жизни вещи люди получают в сельском хозяйстве, во-вторых, земледелие приучает к труду и умению переносить холод и жару, физически развивает человека, готовя его к военной службе, а также позволяет содержать коней, необходимых на войне. Идея о преобладающем значении земледелия для народного хозяйства будет использоваться многими экономистами допромышленной эпохи и особую роль сыграет в формировании французской школы физиократов в середине XVIII в.

Значительным вкладом древнегреческих философов в развитие экономической мысли явилось рассмотрение роли разделения труда. Ксенофонт в "Киропедии " и Платон в "Государстве " сформулировали мысль о том, что разделение труда способствует росту производительности. Согласно Платону разделение труда задается природными задатками человека. Он считал, что люди изначально различны, поэтому каждому предназначается свой вид работ. По мнению Платона, любой продукт можно произвести в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Впоследствии о роли разделения труда упоминало большинство экономистов доклассического и классического периода.

В работах Аристотеля античная экономическая мысль достигает наивысшего развития. Аристотель развивает полезностную теорию ценности. Он утверждает, что общество состоит из разнородных величин, объединенных в одно целое, так как общественные взаимоотношения, например выражающиеся в обмене, возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, которые нужно сравнить. Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. И такой мерой сравнения, но мнению Аристотеля, является потребность, силу которой можно измерить деньгами. Именно благодаря использованию потребности в качестве мерила благ можно найти пропорции обмена различных вещей.

Значение работ Аристотеля состоит также в том, что он вплотную подошел к анализу важнейших категорий экономики – цены, денег, собственности. Так, Аристотель был близок к выделению таких категорий, как потребительная и меновая ценность, говоря, что каждый предмет может быть использован по прямому назначению (например, обувь можно носить) и не по прямому назначению (обувь можно обменивать). Но одни предметы в большей степени годны для использования в процессе обмена, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений денежные функции стали исполнять металлы. Деньги получили свой статус благодаря взаимному соглашению людей – это формулировка так называемой номиналистической теории денег, в которой принимается, что источником ценности денег является соглашение между людьми.

Аристотель формулирует и некоторые функции денег. Деньги выполняют, во-первых, функцию обращения, так как монета опосредует обмен, и, во-вторых, функцию меры стоимости, поскольку должна существовать какая-то единица измерения, основанная на условленности, которая делает все соизмеримым.

Рассматривает Аристотель и проблему накопления капитала. Он придерживается типичного для древнегреческих философов взгляда, согласно которому накопление капитала не является добродетелью. В основе его аргументации лежит тезис о том, что накопление капитала неестественно, так как ростовщики используют деньги не по прямому назначению. Деньги появились в процессе обмена как средство, которое упрощает куплю и продажу товаров, однако ростовщики копят деньги не для того, чтобы покупать товары, а ради самого факта накопления. Аристотель противопоставляет искусство увеличения состояния и искусство ведения домашнего хозяйства. Здесь одни и те же инструменты - деньги – используются по-разному, так как различаются цели. Цель накопления состояния порочная, в то время как цель ведения домашнего хозяйства благая.