Денежная система основные элементы и типы. Установления курса национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную Порядок обеспечения денежных знаков

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

1.Наименование денежной единицы.

Согласно Закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После [Денежная реформа 1947 года, денежной реформы 1947 г], и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты ) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

    создание резервных фондов банкнот и монет;

    определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

    установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

    утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

      Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр ности во всем объеме денежной массы.

      Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Включает в себя систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок выпуска и обращения денежных знаков устанавливается государством законодательно и называется эмиссионной системой. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования различных видов денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее бумажные знаки небольшого достоинства (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние.

Для полноценных и неполноценных денег устанавливается различный порядок производства, причем к полноценным монетам применяется система свободной чеканки, а к неполноценным - металлическим знакам стоимости - система закрытой чеканки. Система свободной чеканки предполагает право каждого представить металл в слитках для перечеканки его в монеты. При этом чеканка производится бесплатно, либо за нее взимается небольшая пошлина на покрытие издержек. Экономическое значение свободной чеканки состоит в том, что она обеспечивает валютному металлу возможность а) служить не только мерой стоимости, но и средством обращения и платежа; б) благодаря свободной чеканке стоимость монеты не может превышать стоимость содержащегося в ней металла; в) свободное превращение валютного металла из сокровища в средства обращения и платежа позволяет сокровищу осуществлять свою роль стихийного регулятора количества денег в обращении.

Для мелких сделок необходимы монеты небольшой стоимости, чеканка которых из золота невозможна. Поэтому для обслуживания мелкого оборота чеканятся так называемые бидонные, т.е. неполноценные, монеты из более дешевых металлов. К неполноценным монетам применяется система закрытой чеканки - они чеканятся государством только из принадлежащего казне металла. В отличие от производства действительных денег, закрытая чеканка делает возможным то, что относительная стоимость неполноценной монеты превышает действительную стоимость заключенного в ней металла.

Закрытая чеканка, таким образом, обеспечивает получение монетного дохода исключительно государством. Государство, кроме того, единолично определяя соотношение действительных и неполноценных денег, получает в распоряжение инструмент регулирования платежного спроса и, следовательно, управления экономической ситуацией. В этом заключается экономическое значение закрытой чеканки в частности и эмиссии неполноценных денег вообще.

Государство может устанавливать различный порядок обращения для полноценных и для неполноценных денег. В таком случае полноценные деньги наделяются силой законного платежного средства в неограниченных масштабах, т.е. они обязательны к приему продавцами и кредиторами на любую сумму. Неполноценные деньги, напротив, государство может наделять платежной силой лишь в ограниченных рамках. Тем не менее, несмотря на ограниченный характер применения неполноценных денег в эпоху их появления, рост производства и товарообмена приводит к дальнейшему вытеснению действительных денег неполноценными и расширению сферы функционирования последних. Поэтому постепенно грань между различными видами денег стирается, и те и другие становятся обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). В условиях рыночной экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.

5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.


Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.

1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.

2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.

3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.


Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.

1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.


Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.

1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?

Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).

Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.

Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.

Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.

2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?

Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:

Наличие квалификационного аттестата аудитора,

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,

Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.

Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Современные денежные системы представляют собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. Условно элементы можно разделить на 3 блока, которые функционируют в неразрывном единстве:

1. базовый (фундаментальный);

2. управленческий (функциональный);

3. инфраструктурный (нормативно-правовая база, законодательные органы и правительство).

Элементами денежной системы являются:

1-й блок:

Принципы организации денежной системы;

Наименование денежной единицы;

Виды и порядок обеспечения денежных знаков;

Эмиссионный механизм;

2-й блок:

Структура денежной массы;

Механизм денежно-кредитного регулирования;

Порядок установления валютного курса;

Порядок кассовой дисциплины;

3-й блок:

Порядок прогнозирования и планирования денежного оборота.

Принципы организации денежной системы:

Принцип централизованного управления денежной системой. В условия рынка данный принцип базируется на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;

Принцип планирования денежного оборота – на основе составления соответствующих прогнозов;

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота: денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развития инфляционных процессов;

Принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций;

Принцип обеспеченности эмитируемых денег;

Принцип независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, в решении задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования;

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Наименование денежной единицы – следующий элемент денежной системы. Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Как правило, она делится на мелкие кратные части. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, есть законные платежные средства. Законные платежные средства – это денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами (например, иностранная валюта не является законным платежным средством).


Виды и порядок обеспечения денежных знаков – государственным законодательством устанавливается, что может служить обеспечением эмиссии денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, СКВ, ценные бумаги, гарантии Правительства и т.д.).

Эмиссионный механизм – порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия.

Структура денежной массы – рассматривается либо как соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота – включает систему прогнозных планов, органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов, задачи, решаемые с помощью каждого плана денежного оборота.

Механизм денежно-кредитного регулирования – совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса или котировка валют - означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран. Котировку проводят центральные банки. Она может быть официальной и свободной (рыночной). В настоящее время используют способ котировки, основанный на «корзине валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины – это набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.

Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.

1.4 Элементы денежной системы

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов, которые представлены на рисунке 2 (прил. 2).

К элементам денежной системы относятся:

1. Наименование денежной единицы

этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. В России в период 1822-1947г.г. существовали два наименования денежной единицы - «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947г. и вплоть до нашего времени в Росси сохранилось единое название национальной денежной единицы - «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны законе «О денежной системе РФ» и законе «О Центральном банке РФ».

2. Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других финансовых учреждений. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками не должно допускаться.

3. Эмиссионный механизм

Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры Центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчётно - кассовые банки.

4. Структура денежной массы в обороте

Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

5.Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Такой порядок включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

6. Механизм денежно-кредитного регулирования.

Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно- кредитного регулирования.

7. Порядок установления валютного курса и котировка валют

Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве

Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.

Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используется понятие «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных символов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.


2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Правовые основы денежной системы РФ

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.

Ведущую роль государства в развитии финансово-кредитной системы обеспечивает Центральный банк России. В ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное регулирование и денежная эмиссия . Эти важнейшие полномочия государства в соответствии со ст. 4 Федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» от 26 апреля 1995 г. отнесены к компетенции Банка России. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля . Причем эту функцию Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. Т.е. необходимо отметить, что Конституция РФ относит Банк России к органам государственной власти.

До 1995 г. вопросы организации денежной системы регулировались отдельным нормативным актом - Законом РФ о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., 26 апреля 1995 г. с введением Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Банке России, упомянутый нормативный акт утратил силу, и организация денежной системы возложена законодательством на Банк России.

В соответствии с Законом от 26 апреля 1995 г. основными направлениями деятельности Банка России являются, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В сфере банковского регулирования постоянно происходят серьезные изменения, так как идет формирование и налаживание этой сложной системы. Вступивший в силу федеральный закон содержит также достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации . Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество - изготовление или сбыт поддельных денег) .

В УК РФ, впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» .

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля .

Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Право выбирать форму расчетов - наличную или безналичную - принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме. Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса». Денежная масса- это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики .