В чем заключается необходимость классификации расходов. Понятие затрат и необходимость их классификации

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО.

В соответствии с международными стандартами РАСХОДЫ – убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия.

Затраты отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно. Принципы формирования себестоимости продукции определяются Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», а также другими нормативными актами.

В Положении разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет других источников финансирования. Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

3) для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

Классификация затрат для расчета себестоимости

Затраты в принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие.

По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям . Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.

По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Примерные статьи калькуляции, отражающие затраты на производство продукции:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

4) топливо и энергия на технологические нужды;

5) основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата;

7) отчисления на социальные нужды;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10) цеховые расходы;

11) общезаводские;

12) потери от брака;

13) прочие производственные расходы.

По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

Прямые – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт.

Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие.

Материалы могут быть основными и вспомогательными. Вспомогательные – гвозди для мебели, болты в автомобили, клей и т.д. – косвенные общепроизводственные.

Прямые трудовые – расходы по оплате труда основных производственных рабочих. Эти затраты можно снизить путем повышения эффективности. Остальные затраты труда, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий – косвенные. Это механики, контролеры и другие вспомогательные рабочие.

Косвенные (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства.

По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные.

Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат.

Накладные расходы делятся на две группы:

Накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством;

Накладные общехозяйственные – организация и управление предприятием.

Общепроизводственные – 1) РСЭО – амортизация оборудования и транспортные средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергозатраты на оборудование, услуги вспомогательных производств, заработная плата рабочих, износ МБП и пр.; 2) общецеховые – производственное управление, подготовка и организация производства, амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание аппарата управления производственного подразделения и т.д.

Общехозяйственные – административное управление, расходы по техническому, производственному управлению, расходы по управлению снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью; на подготовку, набор, отбор, обучение персонала, оплату услуг внешних организаций (аудиторских) ремонт зданий, сооружений, инвентаря, налоги, сборы, платежи.

По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.

Классификация затрат для планирования и принятия решений

Одной из функций управления затратами является планирование расходов. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и непланируемые.

Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затрата обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Непланируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Под бюджетной классификацией понимается научно обоснованная эко-номическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, приведенная в определенную систему и закодированная в надлежащем порядке. Характер группировки определяется социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой экономики и системой управления. Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.
Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.
Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Казахстан. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.
Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Действующая в Республике Казахстан Единая Бюджетная Классификация разработана по методике Международного валютного фонда на основе требований международных стандартов. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и
расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений, дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в Министерство экономического развития и торговли в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений, дополнений в Бюджетную классификацию. Предложения о внесении изменений, дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется Министерством экономического развития и торговли центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается клас-сификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.?
Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится Министерством экономического развития иторговли соответствующим нормативным правовым актам. При этом, Министерство финансов РК вносит в Министерство экономического развития и торговли предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих. Соответствующие предложения органов государственного управления
о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются Министерством экономического развития и торговли на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов. Министерство экономического развития и торговли обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию. Расходы государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также непосредственно обеспечивающих безопасность Президента Республики Казахстан, классифицируются по одной функциональной группе, одной текущей бюджетной программе и одной бюджетной программе развития с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Действующая единая бюджетная классификация характеризуется прозрачностью движения финансовых потоков, что позволяет осуществлять строгий финансовый контроль за процессами формирования доходов и расходования бюджетных средств.

Классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из следующих элементов:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

гл.распорядитель бюджетных средств раздел подраздел целевая статья программа подпрограма вид расходов код ОСГУ относящийся к расходам

Главный распорядители бюджетных средств - орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.

Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов отражающих направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Разделы делятся на 95 подразделов.

Выделяют разделы:

01 общегосударственные вопросы

02 национальная оборона

03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность

04 национальная экономика

06 охрана окружающей среды

07 образование

08 культура, кинематография, СМИ

09 здравоохранение, физкультура и спорт

10 социальная политика

11 межбюджетные трансферты.

Целевая статья обеспечивает привязку бюджетных расходов к конкретным направлениям деятельности внутри подраздела. Дальнейшая детализация расходов идет по программам и подпрограммам.

Вид расходов расшифровывает направление денежных средств в рамках каждой целевой статьи.

Код ОСГУ по операциям относящимся к расходам состоит из группы, статьи и подстатьи.

Основные расходы бюджетной организации.

Выполняя возложенные на них функции, бюджетные органи­зации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и по­ступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сме­там, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с дейст­вующими бюджетными классификациями.

В соответствии с Классификацией ОСГУ основные расходы бюджетных организаций входят главным образом группы 200, 300.

I Группа. 200 Расходы. Данная группа детализирована статьями 210-260, 290, в рамках которых группируются операции, относя­щиеся к расходам бюджетов.

Ст. 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. Статья включает подстатьи 211-213.

211 Заработная плата. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) и соответствии с законодательством РФ о госу­дарственной (муниципальной) службе, трудовым законодательст­вом.

212 Прочие выплаты. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослу­жащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законо­дательством РФ (компенсационные выплаты, компенсации на частичную оплату коммунальных услуг, книги, оплата суточных).

213 Начисления на выплаты по оплате труда. Расходы по уплате страховых взносов в государственные социальные фонды, взносы по страхо­вым тарифам на обязательное социальное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (выплаты за счет внебюджетных фондов)

Ст. 220 Приобретение работ, услуг. Данная статья детализирована нодстатьями 221-226.

221 Услуги связи. Расходы по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд.

222 Транспортные услуги. Расходы по оплате договоров на приобретение транс­портных услуг для государственных (муниципальных) нужд.

223 Коммунальные услуги.

224 Арендная плата за пользование имуществом.

225 Работы, услуги по содержанию имущества (ремонт мебели, помещений, капитальный)

226 Прочие работы, услуги (оплата проживания в командировке, стирка, сан.обработка, программные продукты)

II Группа. 300 Поступление нефинансовых активов. Данная груп­па детализирована статьями 310-340, в рамках которых группиру­ются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Ст. 310 Увеличение стоимости основных средств. На дан­ную статью относятся расходы по оплате договоров на строительст­во, приобретение (изготовление) в государственную, муниципаль­ную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государствен­ной, муниципальной собственности, полученных в аренду или без­возмездное пользование.

Ст. 320 Увеличение стоимости нематериальных активов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на при­обретение в государственную, муниципальную собственность ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на:

Произведения науки, литературы и искусства;

Научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

Товарные знаки и знаки обслуживания;

Ноу-хау и объекты смежных прав;

Программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

Прочие нематериальные активы.

Ст. 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов. На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости не­произведенных активов в государственной, муниципальной собст­венности, не являющихся продуктами производства (земли, ресур­сов, недр и пр.), права собственности на которые должны быть ус­тановлены и законодательно закреплены.

Ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобре­тение (изготовление) в государственную, муниципальную собствен­ность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам (продовольственных пайков военнослужащим и приравнен­ным к ним лицам, строительных материалов, лесных материалов, запасных и составных частей к объектам основных средств, возвратной и обменной тары, книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплек­тования библиотечного фонда, иной печатной продукции (кроме бланочной продукции и периодических изданий (га­зет, журналов)).

Планирование расходов в бюджетной организации.

Главной целью планирования расходов в бюджетных учрежде­ниях является финансовое обеспечение эффективной деятельности учреждения и его структурных подразделений Для достижения этой цели необходимы:

Организация среднесрочного и годового планирования дея­тельности учреждения;

Координация работ различных подразделений учреждения по предоставлению услуг, привлечению и использованию бюд­жетных и внебюджетных источников финансирования;

Оценка эффективности отдельных видов деятельности, оказы­ваемых учреждением;

Контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств со стороны учредителя и учреждения.

Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на следующих принципах :

Полноте отражения доходов и расходов;

Целевом характере расходов;

Разграничении расходов;

Персональной ответственности.

Система финансового планирования включает объекты и субъ­екты планирования. Объектами планирования являются денежные потоки. Субъекты планирования - руководитель учреждения, планово-финансовая служба, центры ответственности учреждения. Центром ответственности является подразделение учреждения, на­правление его деятельности или отдельное лицо, по которым ведут­ся планирование и контроль.

Финансовое планирование в бюджетной организации состоит из ряда этапов:

1) согласование с учредителем направлений деятельности по предоставлению услуг;

2) оценка использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов на предоставление бюджетных услуг и выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности учреждения;

3) выбор направлений, по которым учреждению предоставляет­ся право осуществлять деятельность, связанную с привлече­нием и расходованием внебюджетных средств;

4) составление перечня платных услуг, которые имеет право оказывать учреждение;

5) определение перечня имущества, которое учреждение имеет право сдавать в аренду;

6) установление контрольных объемов деятельности по предостав­лению бюджетных услуг в натуральном и денежном выражении;

7) установление контрольных объемов деятельности, связанных с привлечением и расходованием внебюджетных средств в на­туральном и денежном выражении;

8) согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельно­сти учреждения.

В ходе финансового планирования выполняются следующие процедуры:

– анализ контрольных показателей среднесрочного плана на предстоящий год и оценка возможности их достижения;

– составление плана деятельности по оказанию бюджетных услуг;

– составление плана деятельности, связанной с получением и расходованием внебюджетных средств;

– составление сметы внебюджетных доходов и расходов;

– рассмотрения и утверждения плана деятельности и сметы внебюджетных доходов и расходов;

– внесение изменений в среднесрочный план деятельности;

– корректировка плана деятельности и сметы в процессе ис­полнения;

– контроль и анализ исполнения плана деятельности и сметы;

– подготовка среднесрочного плана на следующий плановый период.

Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюд­жете, основано на составлении различных смет. На основе нату­ральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.

Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.

Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.

Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).

Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ве­домству.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и ут­вержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

1) гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету учрежде­ния, и дату утверждения;

2) наименование формы документа;

3) финансовый год, на который предоставлены содержащие в документе сведения;

4) наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

5) код по Сводному реестру главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

6) наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на финансовый год расчетных показателей, характери­зующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснова­ния (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их фи­нансовыми планами на определенный период времени.

С составлением смет бюджетных учреждений решаются следую­щие задачи:

– обеспечение бюджетных учреждений государственным фи­нансированием;

– анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об ис­пользовании средств;

– контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Основными методами планирования бюд­жетных расходов являются программно-целевой и нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответ­ствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению еди­ного подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проек­там, их концентрации и целевому использованию, улучшению кон­троля. В свою очередь, все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Планирование средств на финансирование бюджетных меро­приятий, составление смет бюджетных учреждений в значитель­ной мере основаны на использовании нормативного метода пла­нирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законо­дательными или подзаконными актами. Такими нормами явля­ются либо денежное выражение натуральных показателей удовле­творения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индиви­дуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические значения расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

14. Бюджетное нормирование как основа планирования бюджетных расходов.

Бюджетное нормирование – установление размера (норм) расходов бюджетных учреждений по отдельным видам затрат: таковы, напр., нормы затрат на учебные пособия в школе; на медикаменты, бельё, питание больных в лечебных учреждениях; на канцелярские расходы, отопление, освещение учреждений и т. д.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Нормы расхода лечебных учреждений на медикаменты и питание больных устанавливаются на одного больного, и соответственно контингенту (числу) больных определяется сумма ассигнования больнице на указанные расходы. Расходы на питание в детских садах определяются из расчёта нормы (рациона) питания, установленной на одного ребёнка. Норма расхода учреждений на канцелярские принадлежности устанавливается исходя из потребности в них одного сотрудника, на отопление дровами – на одну печь или на кубометр здания, на освещение – на квадратный метр площади и т. п.

В основу исчисления бюджетных расходов кладутся материальные нормы: комплект белья на одно место в детском саду, на койку в больнице; рацион питания (состав и количество продуктов) на ребёнка или на больного в день; количество дров на 1 куб. м в течение отопительного сезона и т. д. Материальная норма, выраженная в деньгах (по гос. ценам), называется финансовой нормой . Расходы в сметах бюджетных учреждений на отдельные потребности определяются по финансовым нормам.