Реформы маргарет тэтчер. Женщина, изменившая мир Основные политические реформы маргарет тэтчер

Маргарет Хильда Тэтчер, баронесса Тэтчер --71-й премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в1979--1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железной леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма».

Идеи монетаризма и работы таких экономистов, как Милтон Фридман иФридрих фон Хайек. Совместно с канцлером казначейства Джеффри Хауока оказали существенное влияние на экономическую политику Тэтчер.Она проводила политику, направленную на снижение прямых налогов на доход и повышение косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость. С целью снижения темпов инфляции и объёмов денежной массы была увеличена учётная ставка. В свою очередь, для борьбы с бюджетным дефицитом применялись крайне непопулярные меры: сокращены дотации оставшимся государственным предприятиям, сокращена помощь депрессивным регионам, снижены расходы на социальную сферу. Урезание расходов на высшее образование привело к тому, что Тэтчер стала первым послевоенным премьер-министром Великобритании, окончившим Оксфордский университет, который не получил статус почётного доктора университета (против этого выступили не только студенты, но и проголосовал управляющий совет). Созданные ею колледжи городских технологий не пользовались большим успехом. Для контроля расходов в сфере образования посредством открытия и закрытия школ было учреждено Консолидированное школьное агентство, которое, по словам Фонда социального рынка, пользовалось «необычайно диктаторскими полномочиями».

Часть членов Консервативной партии из сторонников Эдварда Хита, входивших в Кабинет, не разделяла политику Тэтчер. После английских мятежей 1981 года в британских СМИ открыто заговорили о необходимости коренных изменений в экономическом курсе страны. Однако на партийной конференции консерваторов1980 года Тэтчер открыто заявила: «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!».

В декабре 1980 года рейтинг Тэтчер упал до 23 % -- самый низкий показатель, который когда-либо был у британских премьер-министров. После ухудшения ситуации в сфере экономики и углубления рецессии в начале 1980-х годов Тэтчер, несмотря на беспокойство со стороны ведущих экономистов, повысила налоги.

К 1982 году в экономике Великобритании наметились положительные сдвиги, свидетельствовавшие о её восстановлении: уровень инфляции снизился с 18 % до 8,6 %. Тем не менее впервые с 1930-х годов количество безработных составило свыше 3 млн человек. К 1983 году темпы экономического роста ускорились, а уровень инфляции и ставки кредитования по ипотеке достигли самых низких с 1970 года показателей. Несмотря на это, объём производства по сравнению с 1970 годом упал на 30 %, а количество безработных достигло своего пика в 1984 году -- 3,3 млн человек.

К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими. Немаловажную роль в поддержании экономики Великобритании играли доходы от 90-процентного налога на североморскую нефть, которые в течение 1980-х годов также активно использовались для реализации реформ.

Согласно опросам общественного мнения, Консервативная партия пользовалась наибольшей поддержкой среди населения, а успешные для консерваторов результаты выборов местных советов сподвигли Тэтчер назначить на 11 июня парламентские выборы, хотя крайний срок для их проведения истекал только через 12 месяцев. По результатам выборов, Маргарет сохранила за собой пост премьер-министра Великобритании на третий срок.

В ходе своего третьего премьерского срока Тэтчер провела реформу налогообложения, доходы от которого шли в бюджеты органов местного самоуправления: вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году -- в Англии и Уэльсе. Реформирование системы налогообложения стало одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтче. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации вЛондоне, в которых приняло участие около 70 тысяч человек. Демонстрации на Трафальгарской площади, в конце концов, вылились в беспорядки, в ходе которых 113 человек было ранено, а 340 человек -- арестован. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.

Под руководством Маргарет Тэтчер в стране были осуществлены реформы, основанные на сочетании консервативных и либеральных идеалов (предприимчивости, конкуренции, бережливости, трудолюбия, личной ответственности) и неолиберальной экономической политике. Проведенные преобразования в значительной степени изменили облик Великобритании.

Ее кабинет взял курс на снижение налогов (прежде всего, с предпринимателей), развитие частного предпринимательства во всех сферах, жесткий монетаризм как средство борьбы с инфляцией, сокращение государственных расходов (особенно, на социальные нужды), уменьшение субсидий в промышленности, приватизацию предприятий и ограничение прав профсоюзов (в соответствии с принятым в октябре 1980 «законом о занятости»). Инфляцию удалось сдержать, но эта политика быстро привела к спаду производства, банкротствам, закрытию многих предприятий и массовой безработице, достигшей уровня «Великой депрессии» 1930-х. В течение лета 1981 в нескольких городах произошли мятежи. В Лейбористской партии усиливались левые и троцкисты; под их влиянием было принято решение о более тесной связи с профсоюзами и усилении государственного регулирования после возвращения партии к власти. Часть правых лейбористов откололась и в 1981 образовала Социал-демократическую партию, вступившую в союз с либералами.

Популярность Тэтчер начала стремительно падать, но ее внезапно спас конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982). Победа в военном столкновении не только способствовала распространению консервативных и националистических настроений в обществе, но доказала, что Тэтчер не зря получила прозвище «железной леди». В результате консерваторам удалось выиграть выборы в 1983, завоевав 397 из 650 мест в Палате общин, и приступить к разгрому своего главного «внутреннего» противника - профсоюзов. Были приняты новые законы о труде, которые значительно ослабили власть профсоюзов и их возможность вести забастовочную борьбу. Решающим столкновением стала забастовка шахтеров, которые протестовали против планов закрытия государственных угольных предприятий. Продолжавшаяся на протяжении года в 1984-1985 стачка закончилась полным поражением рабочих, поскольку другие профсоюзы, запуганные правительственными мерами, не осмелились придти им на помощь.

Консерваторы осуществили продажу государственных и муниципальных жилых комплексов, что позволило им с торжеством заявлять, что число собственников жилья в Великобритании впервые превысило число членов профсоюзов. Правительство Тэтчер не только закрывало или приватизировало убыточные государственные предприятия, но и акционировало и продавало вполне прибыльные из них. В 1986 власти распустили Совет Большого Лондона - столичный муниципалитет, считавшийся одним из оплотов левых лейбористов.

В североирландском вопросе консерваторы противились серьезным уступкам католической общине и продолжали курс на конфронтацию с Ирландской республиканской армией (в 1984 Тэтчер едва не погибла при взрыве бомбы, подложенной членами ИРА). В то же время они согласились предоставить правительству Ирландской республики определенные права на участие в управлении северной частью острова. Внешнеполитический курс кабинета Тэтчер характеризовался отстаиванием особых интересов Великобритании в Европе, возражением против расширения европейской интеграции и одновременным укреплением участия в НАТО и союза с США. В начале 1980-х британское правительство, несмотря на протесты общественности, поддержало решение о размещении в стране американских крылатых ракет, в 1986 разрешило провести американские бомбардировки Ливии с британских баз, а в 1990-1991 послало войска для боевых действий против Ирака в Персидском заливе. В рамках деколонизации получило независимость большинство из остававшихся британских заморских владений: Кирибати, Сент-Винсент (1979), Вануату (1980), Антигуа и Барбуда, Белиз (1981), Сент-Киттс-Невис (1983), (Бруней (1984)

Справившись с сопротивлением профсоюзов, предприниматели стали более охотно вкладывать деньги в развитие экономики. С 1983 британское хозяйство стало выходить из экономического спада. Среднегодовой рост производства составлял около 3%, но социальная цена этого оказалась высокой. Новые фирмы и рабочие места создавались преимущественно в южных районах Англии, тогда как промышленный Север и Центр страны оказались в запустении, там закрывались прежние производства и быстро росла бедность, которая еще более усугублялась продолжающимся сокращением расходов на социальные нужды. На выборах 1987 Север проголосовал против консерваторов, но им удалось удержаться у власти, получив 376 из 650 мест в Палате общин. Тэтчер смогла продолжить проведение неолиберальных реформ. Однако ее правление уже клонилось к своему закату. На фоне приостановке экономического роста и кризисных явлений в 1987 и 1989, рыночные преобразования в системе образования и здравоохранении, а также дальнейшее урезание социальных льгот не добавляли премьер-министру популярности. Введение независимого от уровня доходов «подушного налога» вместо налога на собственность вызвало в 1990 массовую кампанию гражданского неповиновения и крупнейшие демонстрации протеста в современной истории Великобритании. В самой Консервативной партии все Тэтчер сильнее критиковали сторонники валютной и политической интеграции Европы. 22 ноября 1990 она ушла в отставку. Ее преемник Джон Мейджор отменил подушный налог и обещал превратить Великобританию в «сердце Европы».

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговре­менного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших госу­дарству отраслей промышленности. Она выступила про­тив корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консер­ваторами, было принятие законов, которые значительно су­зили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с за­бастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей про­мышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом ле­ности и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффектив­ности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элемен­тов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобщес­твленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собствен­ность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой про­мышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промыш­ленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности зна­чительно увеличила число держателей акций, которые бы­ли непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составля­ли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государ­ства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведе­ны из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддержива­лись специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом эко­номического прогресса, причем эта конкуренция все боль­ше переносилась в сферу ценообразования, где соперни­чавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической програм­ме консерваторов - это упор на развитие мелкого и средне­го бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживал­ся с крупными монополиями, дополнял их даже в самых сов­ременных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы ока­зались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяй­ственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специ­фических особенностей английской экономики была высо­кая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосми­ческая отрасли, остальные же большей частью были связа­ны с международными корпорациями.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер эко­номической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неде­лю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. про­изводительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности ис­пользования основного капитала - капиталоотдачи. Ан­глия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки британ­ской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на мес­тный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Прави­тельство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью пра­вительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жиль­цам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительс­тва стало то, что значительно увеличился процент домо­владельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, эко­номики Англии, явились принятие закона о снижении стан­дартной ставки подоходного налога, сокращение численнос­ти государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вме­шательства в решение сугубо хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для правительс­тва М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие приз­наки перехода к новой стадии подъема - расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" кур­сы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами внутреннего спро­са были потребительские расходы населения, которые вы­росли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост кото­рых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно ус­тойчиво за годы подъема расширялось личное потребле­ние. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании потребительских рас­ходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедре­ние современной расчетной электронной техники подстег­нули конкуренцию, кредит стал более доступным для ши­роких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строи­тельными обществами, другими специализированными об­ществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опере­жающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую элек­тронику, персональные компьютеры, жилье.

Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической ре­конструкции и модернизации ряда базовых отраслей - об­щего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продук­ции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать произ­водство зарубежным оборудованием. Значительные масшта­бы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опе­режали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских эк­спортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса.

В условиях в целом благоприятной конъюнктуры заня­тость в экономике возросла на 1,2 %. Подавляющее боль­шинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости сни­жалась безработица. В феврале 1989 г. без работы остава­лось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. прави­тельство М.Тэтчер объявило о начале реализации програм­мы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последую­щее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы.

Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была един­ственной из ведущих стран мира, где совокупный показа­тель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить тру­дящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужимать­ся" , сокращать рабочую силу за счет интенсификации произ­водства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан.

Идеи свободного предпринимательства, индивидуализм и минимальная роль государства сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании англичан убеждением, что госу­дарство "обязано" обеспечивать определенный набор соци­альных гарантий всем без исключения своим членам. Кон­цепция "государства всеобщего благоденствия", основывав­шаяся на высоком уровне налогообложения и включавшая такие компоненты, как бесплатное образование, медицин­ское обслуживание, система государственных пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными правительствами Брита­нии, будь то лейбористы или консерваторы.

Правительству М.Тэтчер пришлось столкнуться с проб­лемой изменения психологии основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий "для всех" и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской - "каждый за себя".

И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изме­нить морально-политический климат в стране, чему в значи­тельной степени способствовали глубокие структурные из­менения в самом обществе. Сокращалась численность рабо­чего класса, занятого непосредственно на производстве, рас­ширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "средне- < му слою" стали относить себя большинство английских из­бирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собствен­ные дома, более 70 % - автомобили, 46 % - видеомагнито­фоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

На рубеже 80-90-х гг. в социально-экономической и по­литической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного каби­нета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды ока­зались незначительными, а социально-психологические пос­ледствия крайне отрицательно сказались на престиже пра­вительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. но­вым лидером консерваторов и премьер-министром Великоб­ритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства практичес­ки не изменил экономической программы М.Тэтчер, и пер­вая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной госу­дарственной политики в области финансирования науко­емкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благо­даря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических от­ношений, сложившихся между рядом европейских госу­дарств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализа­ции Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "от­мену" границ и создание надгосударственных органов ре­гулирования экономических и политических вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобрита­нии происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокраща­лась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уро­вень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устой­чиво высоких темпов роста и самых низких за период с нача­ла 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучши­лось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впер­вые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно слож­ной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и госу­дарственных расходов до 40 % ВНП, а также стро­ительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не изменил ос­новному экономическому курсу консерваторов, признав, что "тори сделали немало верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введе­ние минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консер­ваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособнос­ти национальной продукции, в-четвертых, развитие систе­мы образования и совершенствование технической подго­товки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шот­ландии и Уэльса, провести референдум о целесообразнос­ти перехода к "евро" и о внесении поправок в конститу­цию, а также ввести скользящий налог.

Важным моментом в программе Т.Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. "В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, - говорит он, - и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать".

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Список литературы :

1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.

09 апреля 2013 12:36

Маргарет Тэтчер была избрана премьер-министром Великобритании в 1979 году. Она была первой женщиной премьер-министром в западном мире и оставалась на своем посту дольше всех британских премьер-министров в XX веке. Кроме того, ее по праву считают наиболее важной политической фигурой страны со времен Уинстона Черчилля. 87-летняя Маргарет Тэтчер умерла в понедельник после инсульта. Ниже приведены некоторые важные факты и события из жизни Железной леди.

В октябре 1980 года на конференции консервативной партии Тэтчер произнесла знаменитую речь в защиту своей экономической политики свободного рынка. Бывший премьер-министр Тед Хит, а также другие политики призвали Тэтчер отказаться от экономического подхода, который усилил безработицу и загнал страну в рецессию. Однако она отказалась от изменения избранного курса. «Тем, кто ждет, затаив дыхание, так называемого «разворота», я скажу только одно: дамы не оборачиваются», - заявила тогда Тэтчер.


В апреле 1982 года аргентинские войска оккупировали Фолклендские острова и Южную Джорджию. Тэтчер тот час же послала войска, чтобы вернуть острова. Война достигла своего апогея, когда аргентинский военный корабль ARA General Belgrano затонул, забрав жизни более 300 членов экипажа. Британская подводная лодка HMS Conqueror потопила Belgrano двумя торпедами 2 мая 1982 года.


Соглашение о прекращении огня было подписано 14 июня 1982 года, и аргентинские войска капитулировали с Фолклендских островов в тот же день.


Начиная с 1984 года, Тэтчер отчаянно боролась с Национальным союзом горняков, в руках которого сосредоточилась немалая власть. В итоге затяжных и кровавых боев объединение проиграло, что дало Железной Леди возможность консолидировать власть и отстаивать свою экономическую политику. Закрытие профсоюзов повлекло за собой массовую безработицу.


Тэтчер, время правления которой совпало с президентством Рональда Рейгана в США, стала политическим доверенным лицом Рейгана в Европе. Им двоим часто приписывают ключевую роль в прекращении существования Советского Союза.


12 октября 1984 года Ирландская республиканская армия совершила покушение на жизнь Тэтчер, разбомбив Grand Hotel в Брайтоне. В результеате погибло пять человек, хотя самой Тэтчер и ее мужу удалось избежать травм. «Это день, который я не должна была увидеть», - сказала премьер-министр после бомбежки.


В воскресенье 31 марта 1990 года в Лондоне вспыхнули масштабные беспорядки в знак протеста против подушного налога, введенного Маргарет Тэтчер, так называемого «Community Charge». Около 200 тыс. человек собрались на Трафальгарской площади в Лондоне в знак протеста против введения налога. Закончилось все кровавыми столкновениями митингующих с полицией. В дальнейшем именно введение налога и протесты способствовали падению власти Тэтчер.


Железная Леди в последние годы своего правления пребывала в изоляции даже среди собственных однопартийцев. Расхождения во мнениях по поводу налогообложения, экономических реформ и политики относительно формирующегося Европейского союза привели к тому, что в ноябре 1990 года Тэтчер ушла в отставку.

Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматическим отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная Леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава.

Введение 3
1. Основные проблемы британских правительств после Второй Мировой войны. 4
2. Экономическая политика М.Тэтчер 5
3. Результаты экономических реформ. 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        Факультет - инженерно-экономический

Кафедра - Экономики

Экономические реформы Маргарет Тэтчер

Студент гр. 3Б92 _______________ Кускова С.В.

(номер группы) (подпись) И.О. Фамилия

Руководитель: _______________ Шелудякова И.Г.

_______________________ (подпись) И.О. Фамилия

должность, ученая степень _______________

Томск - 2011-


Введение

Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматическим отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная Леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава.

Эта женщина - превосходная модель «женского лидера» для всех молодых женщин, где бы они ни находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: «Цель и направление».

Маргарет Тэтчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. Под ее руководством консерваторы в мае 1979 года одержали победу на выборах, и она стала премьер-министром. Дважды - в 1983 и в 1987 году - она переизбиралась на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли «больным человеком Европы», укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.

1. Основные проблемы британских правительств после Второй Мировой войны.

После отставки Черчилля в Англии был период регулярной смены правительств: соревнование инфляции с безработицей. Лейбористы накачивали деньги в экономику, субсидируя государственные предприятия и увеличивая пособия: безработица снижалась, но это не компенсировало в глазах избирателей рост инфляции, и лейбористы проигрывали выборы. Консерваторы снижали налоги, пытаясь совладать с инфляцией и повысить эффективность производства, опасались тем не менее роста безработицы, могущей вызвать недовольство избирателей. И в итоге безработица все-таки росла, а инфляция не сильно уменьшалась, и избиратели опять были недовольны. В денежно-финансовой сфере практика этого пятнадцатилетия получила весьма характерное название: "stop-go" (чередование ограничений и стимулирования деловой активности). Экономика Англии оказалась в ситуации кризиса, который в официальной публицистике называют глубоким, а в научной литературе - системным. 1

Ключевыми проблемами всех послевоенных британских правительств были, прежде всего, финансово-экономические. На развитие экономики 50-70-х годов оказывали решающее влияние новые факторы: развитие научно-технической революции, обновление основного капитала. Британская экономика должна была приспособиться к условиям, возникшим вследствие превращения колониальной империи в содружество государств и углубления процесса западноевропейской экономической интеграции. В связи с этим необходимо было, в первую очередь, обеспечить высокое качество и постоянный рост конкурентоспособности английских экспортных товаров, чего можно было достичь лишь значительными капиталовложениями в экономику.

Вместе с тем финансовое положение страны оставалось сложным. Ощущался постоянный недостаток средств. В начале 50-х годов экономическое развитие страны замедлилось. Круг замкнулся. С одной стороны, недостаток средств не позволял делать капиталовложения в экономику, техническое переоснащение, чтобы обеспечить высокие темпы роста производства. С другой - низкие темпы экономического развития тормозили улучшение финансового положения страны. Препятствовали этому также циклические спады производства, в частности, экономический кризис 1974-1975 гг., инфляция, усилившаяся в первой половине 70-х годов. 2

Чтобы стабилизировать экономику, улучшить финансовое положение страны, британское правительство принимало такие меры, как сокращение бюджетных расходов, жесткий контроль над ростом цен, доходов предпринимателей, заработной платы рабочих и служащих. Это были традиционные, испытанные меры, но они не всегда давали желаемые результаты. Следствием низких темпов экономического развития стало снижение доли Великобритании в мировом производстве. В конце 70-х годов она по своему потенциалу занимала лишь пятое место среди развитых стран.

Однако Великобритании удалось, хотя и не без трудностей, приспособиться к изменению внешнеэкономических условий. Были приняты меры по переориентации британской внешней торговли, увеличился товарооборот со странами Западной Европы. Великобритания стремилась вступить в «Общий рынок», но добилась этого только в 1973г. Вступление в «Общий рынок» способствовал дальнейшей переориентации английской экономики и внешней торговли на страны Западной Европы. 3

В конце 70-х годов обострились финансово-экономические проблемы страны. Лейбористское правительство Дж. Каллагена не смогло справиться с ситуацией и палата общин в 1979г. вынесла ему вотум недоверия. Парламент был распущен, а на новых выборах победила Консервативная партия. Премьер-министром впервые в истории Англии стала женщина - Маргарет Тэтчер.

2. Экономическая политика М.Тэтчер

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе:

1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок;

2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %;

3) чрезмерная инфляция;

4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов:

а) свободное предпринимательство;

б) личная инициатива;

в) крайний индивидуализм.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", или, как позднее стала называться, тэтчеризма, сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.

Тэтчеризм является не новым направлением в экономике, а скорее собранием отдельных экономических постулатов.

Большая часть идей монетаризма и тэтчеризма сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и получила название "сэлсдонской политики " по названию отеля, в котором происходили заседания теневого кабинета консерваторов и где были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет проводить Тэтчер. 4

Прежде всего, тэтчеризм предполагает строгий контроль над денежной массой с целью обуздания инфляции. Это главная задача. При этом ради ее выполнения можно игнорировать то, что в результате увеличивается безработица.

Для снижения инфляции необходимо введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам (кроме обороны) должно быть резким и неуклонным. Оно включает и серьезное уменьшение численности государственного аппарата. (За 3 первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10 % , прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дает возможность получить больше средств и делает привлекательность административной службы для молодежи значительно меньшей (меньше высоких постов). Предусматривалось и резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных.

Особое место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности, свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно вмешиваться в дела бизнеса, делать это возможно только в крайнем случае. И если раньше оно оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода.

Национализированные (лейбористами) отрасли промышленности должны быть переданы в частные руки. Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. «Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник». Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой политики) определенное содействие. Но главное - это свобода предпринимательства. Людям надо разрешить делать все, что им по душе, «при условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий в любой области». Место профсоюзов при этом должно быть ограничено, так как они мешают свободе предпринимательства.

Идеал тэтчеризма – это общество мелких акционеров и предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса. Наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное, неуклонное следование принципам монетаризма. Каковы бы ни были издержки, какими бы ни были трудности и препятствия, цель является священной и отступление от нее даже в самой малейшей степени недопустимо

Одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом лености и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффективности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.