Как обжаловать повторное начисление взносов в ПФР. Рабочая инструкция с образцами жалоб

Специалисты ПФР и налоговики пришли к договоренности о том, как будут исправлять ошибки, возникшие при передаче сальдо по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017 г. (Письма ПФ РФ от 06.09.2017 г. №НП-30-26/13859, ФНС РФ №ЗН-4-22/17710@,ФСС РФ от 15.09.2017 г. №02-11-10/06-02-3959П, ФНС РФ №ЗН-4-22/18490@).

Многие налогоплательщики столкнулись с тем, что при передаче сальдо по страховым взносам, пени и штрафам со стороны ФСС РФ и ПФР, возникли ошибки. В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 г. №243-ФЗ был разработан порядок взаимодействия отделений ПФ РФ и отделений ФСС с УФНС по субъектам РФ.

В соответствии с этим порядком предусмотрена передача Фондами в Управления ФНС России по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда строго по состоянию на 01.01.2017 г. В указанное сальдо не должны включаться суммы доначислений по расчетам за 2016 год, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь 2016 г. установлен 15.01.2017 г.

Однако на практике при приеме сведений налоговыми органами были установлены случаи включения в сальдо на 01.01.2017 г. сумм, подлежащих доначислению по итогам расчета за 2016 год.

Помимо этого, плательщики страховых взносов обнаруживали и другие ошибки.

При этом налоговики по инкассо взыскивали несуществующую недоимку с компаний. Попытки урегулировать сальдо с налоговиками ни к чему не приводили. Согласно разъяснениям налоговиков, налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации.
В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков по состоянию на 01.01.2017 г. налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках «Расчетов с бюджетом» только после представления уточненных сведений Фондом (Письмо ФНС РФ от 15.03.2017 г. №ЗН-4-1/4593@).

Таким образом, в случае несогласия с сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 г., переданным Фондом, плательщик мог только обратиться в соответствующее отделение Фонда, поскольку налоговые органы не администрировали страховые взносы за периоды до 01.01.2017 г.

ПФР и ФНС РФ в целях урегулирования вопросов по корректировке сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017 г., разработали рекомендации о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке указанных сведений. То есть теперь в документе четко прописан порядок и действия страхователя и страховщика по корректировке сальдо по страховым взносам, образовавшихся на 01.01.2017 г. (Письма ПФ РФ от 06.09.2017 г. №НП-30-26/13859, ФНС РФ №ЗН-4-22/17710@,ФСС РФ от 15.09.2017 г. №02-11-10/06-02-3959П, ФНС РФ №ЗН-4-22/18490@).

Как и в какие сроки происходит урегулирование сальдо по страховым взносам?

Согласно новым разъяснениям, страхователь имеет право обратиться по вопросу корректировки сальдо по страховым взносам как в Фонды, так и в налоговую инспекцию.

Как будет происходить обмен сведениями между территориальными отделениями ПФР и УФНС по субъектам РФ?

Обмен сведениями между отделениями ПФР и УФНС по субъектам РФ осуществляется в электронном виде на региональном уровне.

Корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях:

  • несогласия плательщика страховых взносов с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР);
  • необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017 г.

Компания и индивидуальный предприниматель, которые не согласны с размером переданного сальдо по страховым взносам, вправе подать заявление на его корректировку не только в Фонды, но и в налоговую инспекцию.

Алгоритм взаимодействия Фондов и налоговой инспекции при обращении за корректировкой сальдо в налоговый орган:

  • страхователь взносов подает заявление в налоговый орган по месту своего учета о корректировке сальдо;
  • налоговый орган по месту учета плательщика направляет через УФНС РФ в соответствующее отделение ПФР и ФСС запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган;
  • Фонды принимают решение о корректировке сальдо с учетом норм, содержащихся в ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в срок не позднее 20 рабочих дней с момента получения обращения.

В целях определения необходимости корректировки сведений, территориальный орган ПФР должен выполнить следующие мероприятия:

  • произвести сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика);
  • произвести анализ достоверности и полноты переданных сведений по расчетам, уточненным расчетам и решений по результатам проведения выездных и камеральных проверок.
  • налоговики на основании принятых отделениями ПФР решений сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов корректируют сальдо в карточке расчетов с бюджетом.

Срок внесения изменений налоговыми органами сальдо в карточке налогоплательщика не должен превышать 7 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от Фондов.

Таким образом, корректировка налоговиками сальдо расчетов по страховым взносам займет 30 рабочих дней.

Однако на практике срок может затянуться. Электронный формат обмена между Фондами и налоговиками приведен в Письмах ПФ РФ от 06.09.2017 г. №НП-30-26/13859, ФНС РФ №ЗН-4-22/17710@, ФСС РФ от 15.09.2017 г. №02-11-10/06-02-3959П, ФНС РФ №ЗН-4-22/18490@.

В случае если в результате направления исправленных сведений по плательщику, сальдо расчетов по всем, одному или нескольким КБК обнуляется, или данные по этому КБК у плательщика страховых взносов отсутствуют, передаче в налоговый орган подлежит значение «0» в разрезе КБК.

Если страхователь подаст заявление напрямую в Фонды, то сэкономит три рабочих дня. Но тогда налоговики в случае ошибочно числящейся недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, могут выставить требование или списать на инкассо.

03 Республика Бурятия

Дата публикации: 06.06.2017

Издание: сайт «Байкал Медиа Консалтинг»
Тема: Страховые взносы
Источник:   https://www.baikal-media.ru/news/society/341418/

Начиная с 1 января 2017 года страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также страховые взносы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации администрируются Федеральной налоговой службой. Эти полномочия переданы налоговым органам Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…».

Актуальным на сегодня у плательщиков является вопрос наличия задолженности, либо переплаты по взносам, возникшим за отчетные периоды до 01.01.2017 – как быть, куда идти и к кому обращаться. К сведению плательщиков – на текущий момент налоговые органы работают с данными (остатками), полученными в электронном виде от фондов по состоянию на 01.01.2017.

В данном случае необходимо обратить особое внимание, что вопросы наличия задолженности и переплаты по взносам, образовавшиеся по отчетным периодам до 01.01.2017 плательщикам взносов необходимо урегулировать с фондами.Данная проблема характерна не только для нашего региона, но и в целом по стране. И, во избежание ущемления прав и законных интересов плательщиков взносов, а также, в целях координации дальнейших совместных действий, все три ведомства – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и налоговая служба - на федеральном уровне подписали тройственное соглашение о действиях сотрудников, при установлении фактов несогласия плательщиков с суммами остатков, переданными фондами в налоговые органы. В данном случае фонды должны провести сверочные мероприятия и в 3-хдневный срок направить откорректированные сведения по остаткам в налоговые органы.

Схема Ваших действий в данном случае проста: если при обращении в налоговые органы, в целях получения справки об исполнении обязанности устанавливается факт наличия задолженности по взносам за отчетные периоды до 01.01.2017 и, с которыми Вы не согласны, то необходимо:

1.Обратиться с письменным обращением в фонды для проведения сверки и подтверждения наличия/отсутствия задолженности по взносам;

2. В случае не подтверждения факта наличия задолженности представить в налоговый орган информационное письмо от фондов об отсутствии задолженности за отчетные периоды до 01.01.2017. Данная мера необходима для временного приостановления принудительного взыскания «задолженности», до того момента пока налоговыми органами будут получены откорректированные данные по остаткам на 01.01.2017.

3. По истечение определенного промежутка времени (в данном случае от 10 до 12 дней) уточниться в налоговом органе об отсутствии задолженности, т.е. получить окончательную справку об исполнении обязанности.

Что касается переплаты, в данном случае Вам, так же необходимо обратиться в фонды с заявлением о возврате переплаты и, в случае подтверждения фонды принимают решение о возврате и направляют его в налоговые органы по месту Вашего учета для обработки в целях возврата денежных средств на расчетный счет.

Нужно учесть, что федеральным законом не предусмотрено принятие решений о зачете излишне уплаченных сумм по переплате за отчетные периоды до 01.01.2017 в счет начислений текущего года. Единственный выход вернуть остатки переплаты по «старым» взносам и оплатить задолженность по «новым» взносам.

Кроме того, следует обратить внимание, что при перечислении задолженности по «старым» взносам и для перечисления «новых» взносов за 2017 и последующие, действуют разные Коды бюджетной классификации, подробности на сайте ФНС России www.сайт.

Какие права и обязанности есть у налоговых органов.Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции. Как вернуть или зачесть переплату по страховым взносам в ИФНС за периоды до 2017 года - читайте в статье.

Вопрос: ПФР до сих пор никак не может передать корректное сальдо в ИФНС! На руках есть корректный акт сверки по состоянию на 31.12.2016 подписанный ПФР и многочисленные справки о состоянии расчетов по сборам, налогам, страховым взносам, пеням и штрафам из ИФНС с некорректным сальдо. В ИНФС говорят, что ПФР ничего не передает. ПФР говорит, что передает, а ИФНС ничего не принимает. То ПФР не тому человеку отсылает. Не можем вернуть переплату из ПФР (а скоро истекает 3-х летний срок). Подскажите, куда и кому писать жалобу или как быстро разрешить данную проблему?!

Ответ: В случае несогласия с суммой переданного сальдо расчетов по страховым взносам и для урегулирования сложившейся ситуации Вам необходимо подать заявление об уточнении сальдо по страховым взносам на 1 января 2017 года .

Заявление можно подать как в отделение фонда, так и в свою инспекцию. ИФНС перешлет заявление в отделение ПФР (письма ФСС России, ФНС России от 15 сентября 2017 № 02-11-10/06-02-3959П/ЗН-4-22/18490@ , ПФР, ФНС России от 6 сентября 2017 № НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@).

Лучше подать заявление и в налоговую, и в ПФР, в бумажном виде, с отметкой о получении на втором экземпляре.

Если это заявление будет проигнорировано, подавайте жалобу на бездействие сотрудников ПФР и/или налоговой (в зависимости от того, куда подавалось заявление) в вышестоящий орган (управление), а если результат рассмотрения жалобы Вас не устроит - в суд.

Приложите к жалобе корректный акт сверки с ПФР, справки из налоговой с некорректным сальдо, а также заявление (заявления) об уточнении сальдо по страховым взносам, которое Вы подавали [примерные образцы жалоб см. во вложении].

Обоснование

Как вернуть или зачесть переплату по страховым взносам

Переплата по взносам на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование

Как вернуть или зачесть переплату по страховым взносам в ИФНС за периоды до 2017 года

Переплату за периоды до 2017 года можно только вернуть. Чтобы это сделать, обратитесь в фонды с заявлением ().

Рекомендуемые формы заявлений Пенсионный фонд РФ разместил на своем официальном сайте :

Решение о возврате фонд примет в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит заявление. Если переплата возникла по уточненному расчету РСВ-1 , то 10-дневный срок будут считать со дня завершения камеральной проверки.

Важно: если у вас есть и переплата, и недоимка по страховым взносам за периоды до 2017 года, то ПФР примет решение о возврате и направит документ в ИФНС только после погашения задолженности (письмо ПФР от 26.04.2017 № НП-30-26/5935 , письмо Минфина от 09.06.2017 № 03-15-05/36284).

Многие долги ошибочны - фонды передали неверные суммы. Такие ошибки поможет выявить сверка, обратитесь с заявлением в свою ИФНС или отделение ПФР . ФНС России и фонды исправят неточности в своих базах. Механизм такой корректировки в совместных письмах от 13 октября 2017 ФНС России № ГД-4-8/20655, ФСС России № 02-11-10/06-02-4386П , от 4 октября 2017 ПФР № НП-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020 , от 15 сентября 2017 ФСС России № 02-11-10/06-02-3959П, ФНС России № ЗН-4-22/18490 , от 6 сентября 2017 ПФР № НП-30-26/13859, ФНС России № ЗН-4-22/17710 .

Напомним, ФНС поручила управлениям по регионам жестко контролировать, как инспекторы взыскивают задолженность по страховым взносам, которая образовалась на 1 января 2017 года. Под особую проверку попадут плательщики с долгами свыше 1 млн руб. (для Москвы - свыше 10 млн руб.). Такие указания в письме ФНС от 04.04.2017 № ГД-4-8/6254 .

По каждой организации инспекции будут еженедельно отчитываться в ФНС по четвергам в виде таблицы о полном комплексе мер по взысканию - от требования об уплате до возбуждения процедуры банкротства.

Первым делом на погашение недоимок направят переплату. Проблема в том, что многие долги существуют лишь на бумаге . Чтобы сберечь деньги организации, верните переплату сейчас».

Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

«Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 27.07.2007 № 03-02-07/1-350 .

Если обжалуемое решение налоговая инспекция вынесла с нарушениями, она обязана устранить эти нарушения и сообщить об этом в региональное УФНС в течение трех рабочих дней. В таком случае региональное УФНС оставит жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 НК).

Срок подачи жалобы в УФНС составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав .

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налоговой инспекции. Однако исполнение решения можно приостановить, если заявитель представит банковскую гарантию, по которой предъявленные ему суммы недоимки (пеней, штрафа) обязан уплатить банк. Требования к банковской гарантии приведены в пункте 5 статьи 138 НК.

УФНС должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 НК.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС должно принять одно из следующих решений:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить ненормативный акт налоговой инспекции;

Признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 НК.

Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления (п. 7 постановления ВАС от 23.03.2012 № 15 , постановление Верховного суда от 30.01.2014 № 303-АД14-1918).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

Признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;

О полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен АПК. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его

Бухгалтеры и юристы настолько устали от нарисованных долгов по взносам, что создают специальные сайты, где делятся опытом обжалования незаконных начислений. Смотрите, какую рабочую инструкцию разместили на одном из таких ресурсов .

Как мы все уже знаем, налогоплательщики, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, столкнулись с проблемой незаконного повторного начисления страховых взносов в ПФР за периоды до 01.01.2017 г., и, как следствие, списанием денежных средств с расчетных счетов (ст. 46 Налогового кодекса РФ), либо передачей документов судебным приставам для взыскания в случае недостаточности денежных средств на расчетном счете или отсутствия информации у контролирующих органов о расчетном счете (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Изначально перевод надзорной функции за уплатой страховых взносов из ПФР в ФНС не предвещал никаких проблем.

Однако, как мы убедились, работники ПФР, видимо, решили не утруждать себя ненужными сверками, проверками достоверности остатков, и перекачали все сальдо по принципу «как есть» в ФНС.

То, что здесь вина ПФР, очевидно: у ряда налогоплательщиков просто не разнесены платежи в ПФР, у некоторых происходила смена юридического адреса, и предыдущее управление ПФР не сочло нужным передать в новое управление сведения о платежах и начислениях, кто-то просто в платежке не дописал какую-то цифру, и платеж завис в не выясненных платежах, и т.д, и т.п.

Далее неожиданно для ПФР, как снег зимой, стали возникать претензии у налогоплательщиков, которые вдруг обнаружили в своих лицевых счетах по страховым взносам уже в ФНС недоимки за прошлые периоды. В середине года ПФР попытался повторно выгрузить данные, и тут стало еще интереснее: оказалось, что повторные выгрузки некорректно отражаются в ФНС, причиной тому недоработанное программное обеспечение, которое не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных.
При этом никакого конструктивного общения между ПФР и ФНС не происходило, и не происходит. В результате ФНС, которой предоставлено право требования уплаты недоимок за прошлые периоды, но не вменено в обязанности разбираться в их достоверности, развернула масштабные действия по наполнению бюджета.
Безусловно, работники ФНС прекрасно понимают, что взыскивают повторно уже уплаченные ранее в ПФР платежи, однако они также понимают, что пока суд да дело, казна наполнится, а они получат премии за выполнение плана к концу года.
Конечно, здесь имеет значение и то, что большая часть налогоплательщиков не пойдет оспаривать их действия, тем более что они действуют исключительно исходя из предоставленных им прав, и осознают свою безнаказанность.

Теперь по существу. Здесь я изложу полный алгоритм действий, которые нужно осуществить для того, чтобы добиться справедливости.

Сразу оговорюсь, что вопросы типа «а почему мы должны бегать», и «что если не сделать тот или иной шаг», мною не здесь не обсуждаются по причине их бесполезности. В данный момент мы как лягушки из басни, которые попали в кувшин со сметаной: одна барахталась и сбила масло, и спаслась. А вторая не стала ничего делать, и утонула. Так что выбор свой у каждого. Хотя, безусловно, в этот кувшин нас посадило государство.

Шаг первый

В своем управление ПФР по месту учета необходимо провести сверку до 01.01.2017 г. и получить справку о состоянии расчетов на 01.01.2017 г.

Конечно, внизу в этой справке мелким шрифтом указано, что она не является документом, подтверждающим исполнение обязанности по уплате страховых взносов, но это единственный документ, который на сегодняшний день можно получить в ПФР.

Шаг второй

Внимательно изучаем требование из ФНС в отношении того, какие именно взносы и за какой период, по мнению ФНС, не уплачены. В идеале следует подобрать под каждую сумму требования платежки, причем документы об оплате нужно иметь в бумажном виде — не распечатки из электронных платежей, а документы из банка с печатью.

Это вам понадобится для всех жалоб, включая обжалование в суд. Само требование я тоже советую по письменному заявлению в свободной форме истребовать в своей ИФНС в бумажном виде.

Шаг третий

Затребовать в своей ИФНС экземпляр решения, на основании которого взыскиваются платежи: пишем в ИФНС заявление в свободной форме с требованием выдать на бумажном носителе копию решения, в соответствии с которым производится взыскание страховых взносов за периоды до 01.01.2017 г. Решение — это как раз тот самый «ненормативный акт» налогового органа, который можно и нужно обжаловать в соответствии со ст. 138 НК РФ.

Решение принимается после выставления и неисполнения налогоплательщиком требования, и должно содержать ссылку на номер и дату этого предшествующего требования. В решение будет уже одна сумма целиком, поэтому перед этим я и советую проработать требование, в противном случае у вас не будет логической цепочки для доказывания своей правоты.

Шаг четвертый

В настоящее время ФНС и ПФР выпустило , в котором сказано, что в случае несогласия налогоплательщика с переданным сальдо в ФНС оба контролирующих органа обязаны принять меры для корректировочных выгрузок.

Однако не обольщаемся: в пп. 4) пункта 1.2 и п. 2.2 раздела 1 письма говорится о том, что технического решения перегрузки еще нет — «разрабатывается».

Тем не менее, из этого письма следует, что необходимо подать заявление о несогласии в ПФР либо ФНС.

Я советую подать в оба адреса, причем в бумажном виде, с отметкой о получении на втором экземпляре. Итак, подаем в свое управление ПФ, и в свою ИФНС по месту учета. В шапке писать ФИО руководителей (должности) совсем не обязательно.

Далее пишем, что ИП Иванов не согласен с сальдо по состоянию на 01.01.2017 г. Срок ответа согласно п. 2 раздела 3 письма — 20 рабочих дней, плюс 7 рабочих дней на внесение изменений (п. 3 раздела 3). Обязательно указываем свой адрес, так как ответы они будут присылать по почте.

Скачайте образец заявления о несогласии и .

Шаг пятый

Теперь приступаем к обжалованию. Согласно ст. 138 НК РФ ненормативный акт налогового органа (в нашей ситуации это решение о взыскании) должен быть обжалован сначала в вышестоящий орган, то есть для Москвы — это Управление ФНС по г. Москве.

Вот тут уже можно подавать как в бумажном виде, так и в электронном, так как электронная подача жалобы в ФНС отработана, и она не потеряется. Срок ответа — один месяц. Только после получения ответа на жалобу налогоплательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием об отмене решения о взыскании, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора суд откажет в рассмотрении искового заявления (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Обращаю внимание, что в случае обжалования в бумажном виде жалоба на свою ИФНС пишется в Управление ФНС по г. Москве, но подается в свою ИФНС в трех экземплярах (два — сдаем, третий — для отметки).

Я рекомендую все-таки подавать в бумажном виде, так как при подаче через сайт ФНС у вас не остается на руках самого текста жалобы, сайт не предусматривает возможности распечатать поданную жалобу, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при доказывании того, что вы обжаловали действительно именно это решение, а не какое-то иное решение или действие или бездействие налоговой.

В том числе суду, который, повторяюсь, не примет исковое заявление без подтверждении факта обжалования в досудебном порядке. К жалобе прикладываем все документы, на которые вы ссылаетесь, пример в приложении.

Шаг шестой

Далее считаю не обязательным, но не лишним, подать жалобу в ПФР.

Скачайте . Вот тут уже жалобу нужно подавать не в свое территориальное управление по месту учета, а в Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (115419, г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2). Жалоба похожа на ту, которую подаем в налоговую, только разные требования, поэтому лишнего труда это не составит, а папочку документов о несогласии пополнит.

Тем более, что пока не совсем понятно, как дальше будет разворачиваться ситуация, первично же фактически виноват ПФР, а не налоговая, и с кого требовать убытки, или хотя бы уплату процентов за незаконно списанные денежные средства, пока неясно. Возможно, нужно будет в качестве ответчиков в суде привлекать и ФНС, и ПФР.

В заключение скажу, что официальных возможностей приостановить взыскание денежных средств не существует. Можно пробовать писать заявления в ИФНС о приостановлении взыскания, в службу судебных приставов, но в моей практике ни одно заявление не удовлетворено. Обращение в суд также не приостановит исполнение решения. К сожалению, приостановление взыскания согласно п. 5 ст. 138 НК РФ возможно только при обжаловании решений налоговых органов о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (чего вам вообще не желаю), и то только при предоставлении банковской гарантии.
Единственное, в чем я абсолютно уверена, так это в том, что повторно взысканные денежные средства рано или поздно будут возвращены. Надеюсь, что данный материал поможет вам.

Кстати, недавно на «Клерке» мы разместили , которая на практике совершенно нерабочая.

Письмо Федеральной налоговой службы, Правления Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П

Налоговые органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.
С 1 января 2017 г. страховые взносы, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., уплачиваются с использованием КБК, закрепленных за ФНС России.
Необходимо внимательно заполнять платежные поручения и указывать реквизиты налогового органа.
Приводятся сроки уплаты страховых взносов. Прописаны особенности представления отчетности.
Расчеты по страховым взносам, в том числе на дополнительное социальное обеспечение, за расчетный период 2016 г. и уточненные расчеты за периоды 2010-2016 гг. представляются в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по формам и форматам, действовавшим в соответствующий период.
Расчеты начиная с отчетности за I квартал 2017 г. представляются в налоговые органы по форме и формату, утвержденным ФНС России.
Расчет по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС представляется в территориальные органы ФСС РФ начиная с отчетности за I квартал 2017 г.
Прописано, как передается сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, как представляются справки о состоянии расчетов, об исполнении обязанности и акты совместной сверки. Урегулировано, как принимаются отдельные решения (о привлечении к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах, о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о возврате излишне уплаченных страховых взносов).

В рамках организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей соответствующих полномочий налоговым органам Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) сообщают следующее.
1. Уплата страховых взносов
1.1. Оформление платежных поручений
С 1 января 2017 года уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, должна производиться с использованием кодов бюджетной классификации (далее - КБК), закреплённых за ФНС России приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н».
При заполнении платежных поручений особое внимание необходимо обратить на указание следующих реквизитов платежных поручений:
«ИНН» и «КПП» получателя средств - значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
«Получатель» - сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
код бюджетной классификации - значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба в соответствии с таблицей соответствия;
«Статус плательщика» - показатель «14» - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.
При перечислении страховых взносов за себя в поле «Статус плательщика» указывается одно из следующих значений:
индивидуальный предприниматель - «09»;
нотариус, занимающийся частной практикой - «10»;
адвокат, учредивший адвокатский кабинет - «11»;
глава крестьянского (фермерского) хозяйства - «12».
2. Представление отчетности по страховым взносам
Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также расчеты по начисленным и уплаченным взносам на дополнительное социальное обеспечение за расчетный период 2016 год и уточненные расчеты за периоды 2010 - 2016 гг. плательщики страховых взносов представляют в территориальные органы ПФР и ФСС России по формам и форматам, действовавшим в соответствующий расчетный период.
Расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, представляются плательщиками страховых взносов в налоговые органы по месту их учета по форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2016 регистрационный номер 44141).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС, утвержденный приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2016 регистрационный номер 44045), представляется плательщиками страховых взносов в территориальные органы ФСС России, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года.
3. Передача сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также сведений о задолженности по страховым взносам
В соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/3И и № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 № ЗН-4-1/20983@/5И и № ЗН-4-1/20997@/02-11-02/06-4803П) в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС России) от территориальных органов ПФР и ФСС России в срок до 01.02.2017.
4. Представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам, справок об исполнении обязанности и актов совместной сверки расчетов по страховым взносам
До передачи территориальными органами ПФР и ФСС России в УФНС России сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017, представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам и осуществление совместной сверки расчетов по страховым взносам производится территориальными органами ПФР и ФСС России по формам, действовавшим до 01.01.2017.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, который зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный номер 45194) и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13.01.2017, и, соответственно, вступает в силу с 24.01.2017.
Учитывая вышеизложенное, представление акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с учетом сумм страховых взносов возможно только после получения сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по установленным форматам от органов ПФР и ФСС России.
Справки о состоянии расчетов, а также справки об исполнении плательщиком обязанности по уплате до вступления в силу приказов, утверждающих новые формы указанных справок, представляются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 регистрационный номер 37841) и приказом ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2014 регистрационный номер 33929).
5. Прием решений от ПФР и ФСС России
ФНС России совместно с ПФР и ФСС России утверждены форматы, используемые при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части регулярного обмена информацией от 30.12.2016 № ПА-4-1/25597@/7И и от 29.12.2016 № ЗН-4-1/25450@/02-11-08/11-08-5765П.
В соответствии с данными форматами сведения о суммах страховых взносов, доначисленных (уменьшенных) по итогам проверок за периоды до 01.01.2017, сведения из решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, сведения из решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и сведения из решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляются в электронной форме.
Вместе с тем до реализации участниками информационного обмена соответствующего программного обеспечения указанные сведения из решений представляются в УФНС России территориальными органами ПФР и ФСС России в следующем порядке.
5.1. Прием решений о привлечении (отказе в привлечении) плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и дополнительном социальном обеспечении и о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, вступивших в силу с 01.01.2017
Решения о привлечении (отказе в привлечении) плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и дополнительном социальном обеспечении и решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, вступившие в силу с 01.01.2017, представляются уполномоченными сотрудниками территориальных органами ПФР и ФСС России в установленные сроки в УФНС России в виде заверенных копий на бумажном носителе на основании реестра (рекомендуемый образец реестра прилагается) и далее оперативно передаются УФНС России в виде сканированных образов и нарочным на бумажном носителе в ИФНС России по месту постановки на учет плательщиков страховых взносов для исполнения. Реестр принятых решений оформляется в двух экземплярах.
В случае направления ранее таких решений по почте заказным письмом с уведомлением о вручении необходимо обеспечить подтверждение органами ПФР и ФСС России направления указанных решений соответствующим реестром.
После начала информационного обмена в электронной форме ранее переданные решения на бумажном носителе повторно в налоговые органы в электронной форме не направляются.
При этом суммы, доначисленные по указанным решениям, вступившим в силу с 01.01.2017, а также суммы страховых взносов, отраженные в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, камеральная проверка по которым завершена в январе 2017 года, не должны быть отражены в сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам на 01.01.2017.
Сведения о суммах страховых взносов, пенях, штрафах из соответствующих решений, представленных на бумажном носителе, вводятся вручную с помощью режима «Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами» сотрудником, назначенным руководителем ИФНС России, в карточки «Расчеты с бюджетом» (далее - КРСБ) с изменением главы администратора доходов (1-3 разряд КБК) на «182», за исключением КБК:
39211620010066000140;
39211620050016000140;
39311620020076000140.
Порядок реализации решений, в которых указаны вышеупомянутые КБК будет определен дополнительно.
После отражения соответствующих сведений в КРСБ ИФНС России в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, формируется требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов и направляется плательщику страховых взносов.
УФНС по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением процедур взыскания по данным решениям.
5.2. Прием решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Сведения из решений о возмещении расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством принимаются только в электронной форме по утвержденным форматам.
5.3. Прием решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).
При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России.
До реализации участниками информационного обмена соответствующего программного обеспечения указанные решения представляются уполномоченным сотрудником территориальных органов ПФР и ФСС России в УФНС России в виде заверенных копий на бумажном носителе на основании реестра, составленном в двух экземплярах, и далее передаются в ИФНС России по месту постановки на учет плательщика страховых взносов для исполнения.
При этом после начала информационного обмена в электронной форме ранее направленные решения на бумажном носителе повторно в УФНС России в электронной форме не направляются.
Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Формирование ИФНС России заявок на возврат на основании полученных на бумажном носителе решений осуществляется при наличии открытых КРСБ только после получения и отражения сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и форматами в соответствии с пунктом 3 настоящего письма.
УФНС России направляет территориальным органам ПФР и ФСС России в рамках Соглашений об информационном обмене между ФНС России и ПФР и ФСС России (от 30.11.2016 № ММВ-23-11/26@/АД/09-31/сог/79 и № ММВ-23-11/26@/12-11-13/06-5262П) выписку из расчетных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов (в части ПФР за периоды до 01.01.2017).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, отделениям ПФР в субъектах Российской Федерации, отделения ФСС России в субъектах Российской Федерации довести указанное письмо до сведения соответствующих территориальных органов.