Госбюджет ссср в 80 ые годы. Исторический анализ бюджетной системы ссср

На протяжении 1970-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах повысился на 357.5 млрд. долл. (на 82.5%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 81.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 45.7 млн., а также на 275.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 957.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР равен 17.9 млрд. долл. или 3.1%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах равен 4.7%. Доля в мире сократилась на 9.2%. Доля в Европе сократилась на 22.3%. Минимум ВВП был в 1970 году (433.4 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 1983 году (993.0 млрд. долл.).

За период 1970-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 957.0 долларов (на 53.5%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 47.8 долларов или 2.2%.

ВВП СССР, 1970-1983 (рост)

За 1970-1983 гг. ВВП СССР в текущих ценах увеличился на 559.6 млрд. долл. (в 2.3 раз) до 993.0 млрд. долл.; изменение произошло на 52.4 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 29.3 млн., а также на 507.3 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 1 867.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР составил 43.0 млрд. долл. или 6.6%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире сократилась на 4.9%. Доля в Европе уменьшилась на 9.3%.

На протяжении 1970-1983 гг. ВВП на душу населения в СССР увеличился на 1 867.0 долларов (в 2.0 раз) до 3 655.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 143.6 долларов или 5.7%.

ВВП СССР, 1983-1990 (падение)

За период 1983-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах уменьшился на 202.2 млрд. долл. (на 20.4%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 60.0 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 16.4 млн., а также на -262.2 млрд. долл. из-за падения ВВП на душу населения на 910.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР был на уровне -28.9 млрд. долл. или -3.2%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире сократилась на 4.3%. Доля в Европе снизилась на 12.9%.

На протяжении 1983-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 910.0 долларов (на 24.9%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен -130.0 долларов или -4.0%.

ВВП СССР, 1970

ВВП СССР в 1970 году был равен 433.4 млрд. долл., занимал 2е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 12.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1970 году составлял 1 788.0 долларов, занимал 38е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Пуэрто Рико (1 884.0 долларов), ВВП на душу населения в Ливии (1 865.0 долларов), ВВП на душу населения в Брунее (1 736.0 долларов), ВВП на душу населения на Теркс и Кайкос (1 735.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 864.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Японии ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) в 4.7 раз, ВВП Индии (62.4 млрд. долл.) в 6.9 раз, ВВП Польши (28.3 млрд. долл.) в 15.3 раз, ВВП Турции (25.0 млрд. долл.) в 17.3 раз, ВВП Румынии (12.7 млрд. долл.) в 34.1 раз, ВВП Финляндии (11.3 млрд. долл.) в 38.3 раз. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (866.0 долларов) в 2.1 раз, ВВП на душу населения в Турции (718.0 долларов) в 2.5 раз, ВВП на душу населения в Румынии (619.0 долларов) в 2.9 раз, ВВП на душу населения в Индии (113.0 долларов) в 15.8 раз, ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) в 16.0 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов) на 27%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) в 2.9 раз, но был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 59.6%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 37.3%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 34.9%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 241.3 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 593.9 млрд. долл., что на 37% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (1 966.0 долларов), ВВП СССР был бы 476.6 млрд. долл., что на 10% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1983

ВВП СССР в 1983 году составлял 993.0 млрд. долл., занимал 3е место в мире. Доля ВВП СССР в мире была равна 7.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1983 году был равен 3 655.0 долларов, занимал 56е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Виргинских островах (3 775.9 долларов), ВВП на душу населения в Иране (3 618.0 долларов), ВВП на душу населения в Мальте (3 519.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (2 735.0 долларов) на 920.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (304.8 млрд. долл.) в 3.3 раз, ВВП Индии (222.9 млрд. долл.) в 4.5 раз, ВВП Турции (84.9 млрд. долл.) в 11.7 раз, ВВП Польши (78.7 млрд. долл.) в 12.6 раз, ВВП Финляндии (51.0 млрд. долл.) в 19.5 раз, ВВП Румынии (47.6 млрд. долл.) в 20.9 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (2 154.0 долларов) на 69.7%, ВВП на душу населения в Румынии (2 077.0 долларов) на 76%, ВВП на душу населения в Турции (1 804.0 долларов) в 2.0 раз, ВВП на душу населения в Индии (298.0 долларов) в 12.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (294.0 долларов) в 12.4 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (770.7 млрд. долл.) на 28.8%, ВВП Франции (559.9 млрд. долл.) на 77.4%, но был меньше, чем ВВП США (3 634.0 млрд. долл.) на 72.7%, ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов) на 76.2%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%, ВВП на душу населения во Франции (9 967.0 долларов) на 63.3%, ВВП на душу населения в Германии (9 908.0 долларов) на 63.1%.

Потенциал ВВП СССР в 1983 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов), ВВП СССР был бы 4 177.6 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 2 848.2 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (5 928.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 610.6 млрд. долл., что на 62.2% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1990

ВВП СССР в 1990 году был равен 790.9 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 3.4%.

ВВП на душу населения в СССР в 1990 году составлял 2 745.0 долларов, занимал 83е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Доминике (2 794.0 долларов), ВВП на душу населения в Литве (2 770.0 долларов), ВВП на душу населения в Косово (2 731.0 долларов), ВВП на душу населения в Бразилии (2 724.0 долларов), ВВП на душу населения на Кубе (2 707.0 долларов), ВВП на душу населения в Ботсване (2 701.0 долларов), ВВП на душу населения в Чили (2 637.0 долларов), ВВП на душу населения в Чехословакии (2 626.0 долларов), ВВП на душу населения в Маврикии (2 590.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов) на 1 572.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1990 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (394.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Индии (329.1 млрд. долл.) в 2.4 раз, ВВП Турции (207.4 млрд. долл.) в 3.8 раз, ВВП Финляндии (141.4 млрд. долл.) в 5.6 раз, ВВП Польши (66.0 млрд. долл.) в 12.0 раз, ВВП Румынии (40.6 млрд. долл.) в 19.5 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (1 738.0 долларов) на 57.9%, ВВП на душу населения в Румынии (1 728.0 долларов) на 58.9%, ВВП на душу населения в Индии (378.0 долларов) в 7.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (337.0 долларов) в 8.1 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в Турции (3 847.0 долларов) на 28.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1990 году. ВВП СССР был меньше, чем ВВП США (5 963.1 млрд. долл.) на 86.7%, ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%, ВВП Германии (1 771.6 млрд. долл.) на 55.4%, ВВП Франции (1 269.1 млрд. долл.) на 37.7%, ВВП Италии (1 176.4 млрд. долл.) на 32.8%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в США (23 614.0 долларов) на 88.4%, ВВП на душу населения в Германии (22 392.0 долларов) на 87.7%, ВВП на душу населения во Франции (21 685.0 долларов) на 87.3%, ВВП на душу населения в Италии (20 593.0 долларов) на 86.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 8 156.4 млрд. долл., что в 10.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов), ВВП СССР был бы 7 248.9 млрд. долл., что в 9.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (12 086.0 долларов), ВВП СССР был бы 3 482.1 млрд. долл., что в 4.4 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 243.8 млрд. долл., что на 57.3% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Европе (2 948.0 долларов), ВВП СССР был бы 849.4 млрд. долл., что на 7.4% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1970-1990
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля СССР, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Европе в Восточной Европе
1970 433.4 1 788.0 433.4 12.7 31.3 85.6
1971 455.6 1 862.0 456.0 5.2 12.1 29.8 85.2
1972 515.8 2 089.0 468.8 2.8 11.9 28.7 85.1
1973 617.8 2 480.0 505.0 7.7 11.7 27.6 85.3
1974 616.6 2 454.0 529.2 4.8 10.3 25.3 84.1
1975 686.0 2 706.0 543.1 2.6 10.3 24.5 84.7
1976 688.5 2 693.0 576.6 6.2 9.5 23.8 83.7
1977 738.4 2 864.0 606.4 5.2 9.1 22.8 82.5
1978 840.1 3 230.0 637.3 5.1 8.7 21.6 82.6
1979 901.6 3 437.0 658.7 3.4 8.1 19.7 82.7
1980 940.0 3 553.0 691.0 4.9 7.6 18.4 84.0
1981 906.9 3 397.0 727.6 5.3 7.2 19.6 82.7
1982 959.9 3 565.0 783.3 7.6 7.7 21.0 82.0
1983 993.0 3 655.0 819.7 4.7 7.7 22.0 82.1
1984 938.3 3 423.0 852.9 4.0 7.1 21.7 82.1
1985 914.1 3 305.0 864.9 1.4 6.7 20.7 81.3
1986 851.3 3 049.0 878.2 1.5 5.4 15.3 78.7
1987 800.5 2 841.0 896.4 2.1 4.5 12.2 77.1
1988 783.8 2 758.0 943.1 5.2 4.0 10.9 75.9
1989 782.1 2 731.0 1 007.2 6.8 3.8 10.7 75.4
1990 790.9 2 745.0 1 092.0 8.4 3.4 9.1 86.6

Picture. ВВП СССР, 1970-1990

Picture. ВВП на душу населения в СССР, 1970-1990

Picture. Рост ВВП в СССР, 1970-1990

ВВП СССР по расходам

ВВП СССР по расходам, %, 1970-1990
Показатель 1970 1980 1990
Потребительские расходы 62.7 69.6 68.4
в т.ч. Расходы домохозяйств 47.2 49.7 47.1
Государственные расходы 15.5 20.0 21.2

СССР и США - две мировые сверхдержавы, которые соперничали за первенство во всем начиная с послевоенного периода до начала 90-х годов прошлого века. Очень важным аспектом этой борьбы была экономика. Особенно большое значение уделялось ВВП СССР и США. Сравнение этих показателей было довольно сильным инструментом в пропаганде обеих стран. Но в то же время с помощью этих экономических данных мы тоже сможем теперь, сквозь пелену прошедших лет, восстановить действительно состояние дел в изучаемых странах. Итак, каков же был ВВП СССР и США в период их соперничества?

Понятие валового продукта

Но прежде чем производить анализ ВВП СССР и США, давайте узнаем, что вообще представляет собой это понятие и какие виды его существуют.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость все произведенных в отдельном государстве или регионе товаров и услуг. Если разделить общий ВВП на среднестатистическую численность жителей территории, к которой он относится, то мы получим валовой продукт на душу населения.

Показатели можно разделить на две большие группы: номинальный и по паритету покупательских способностей. Номинальный выражен в национальной валюте, или в пересчете на валюту любой другой страны по установленному курсу. При подсчете ВВП по паритету учитывается соотношение валют друг к другу по покупательной способности относительно конкретного вида товаров или услуг.

Сравнение экономических показателей до II мировой войны

Хотя основной пик соперничества СССР и США приходится на период после II мировой войны, для полноты картины нелишним будет взглянуть на то, как изменялось в динамике их ВВП в первой половине XX века.

Предвоенный период был довольно сложен как для экономики СССР, так и для В в это время происходило восстановление страны после Гражданской войны, что вылилось в том числе два сильнейших голодных периода 1922 и 1932-1933 годов, а Соединенные Штаты в 1929-1932 годах переживали период своей истории, известный как Великая депрессия.

Больше всего экономика страны Советов просела по отношению к ВВП США сразу после Гражданской войны в 1922 году. Тогда отечественный ВВП составляло всего около 13% от аналогичного показателя в Соединенных Штатах. Но, в следующие годы СССР начало стремительно сокращать отставания. К предвоенному 1940 году ВВП СССР был равен в пересчете на американскую валюту $417 млрд., что составляло уже 44% от показателя США. То есть у американцев в тот период валовой внутренний продукт составлял сумму около $950 млрд.

Но начавшаяся война гораздо больнее ударила по экономике СССР, чем по американской. Это было связанно с тем, что боевые действия происходили непосредственно на территории Советского Союза, а США воевали только за рубежом. К концу Второй мировой войны ВВП СССР составлял только около 17% от валового продукта США. Но, опять же, после того как началось восстановление производства, разрыв между экономиками двух государств стал стремительно сокращаться.

Сравнение ВВП 1950-1970 годов

На 1950 год доля СССР в мировом ВВП составляла 9,6%. Это составляло 35% от ВВП США, то есть ещё ниже, чем предвоенный уровень, но, тем не менее, гораздо выше, чем показатель первого послевоенного года.

В последующие годы разница в величине валовых продуктов двух супердержав, коими к тому времени стали СССР и США, все больше сокращалась, хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее. К 1970 году ВВП Советского составлял около 40% от ВВП Соединенных Штатов, что уже являлось довольно впечатляющим показателем.

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 - 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. - 433 400;
  • 1971 г. - 455 600;
  • 1972 г. - 515 800;
  • 1973 г. - 617 800;
  • 1974 г. - 616 600;
  • 1975 г. - 686 000;
  • 1976 г. - 688 500;
  • 1977 г. - 738 400;
  • 1978 г. - 840 100;
  • 1979 г. - 901 600;
  • 1980 г. - 940 000;
  • 1981 г. - 906 900;
  • 1982 г. - 959 900;
  • 1983 г. - 993 000;
  • 1984 г. - 938 300;
  • 1985 г. - 914 100;
  • 1986 г. - 946 900;
  • 1987 г. - 888 300;
  • 1988 г. - 866 900;
  • 1989 г. - 862 000;
  • 1990 г. - 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение - 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума - 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Теперь давайте взглянем на то, сколько в 1990 году составлял ВВП СССР по республикам, а вернее, сколько в процентном отношении клал в общую копилку валового дохода каждый субъект Союза.

Больше половины в общий котел, естественно, приносила самая богатая и населенная республика - РСФСР. Её доля составляла 60,33%. Затем следовала вторая по населенности и третья по размеру территории республика - Украина. Валовой внутренний продукт этого субъекта СССР составлял 17,8% от общесоюзного. На третьем месте вторая по размеру республика - Казахстан (6,8%).

Другие республики имели следующие показатели:

  • Белоруссия - 2,7%.
  • Узбекистан - 2%.
  • Азербайджан - 1,9%.
  • Литва - 1,7%.
  • Грузия - 1,2%.
  • Туркмения - 1%.
  • Латвия - 1%.
  • Эстония - 0,7%.
  • Молдавия - 0,7%.
  • Таджикистан - 0,6%.
  • Киргизия - 0,5%.
  • Армения - 0,4%.

Как видим, доля России в составе общесоюзного ВВП была больше, чем всех остальных республик, вместе взятых. В то же время довольно высокая доля ВВП была также у Украины и Казахстана. У остальных субъектов СССР - гораздо меньше.

Для более полной картины, взглянем на ВВП на сегодняшний день. Определим, изменился ли порядок расположения бывших союзных республик по величине валового внутреннего продукта.

Размер ВВП по данным МВФ за 2015 год:

  1. Россия - $1325 млрд.
  2. Казахстан - $173 млрд.
  3. Украина - $90,5 млрд.
  4. Узбекистан - $65,7 млрд.
  5. Беларусь - $54,6 млрд.
  6. Азербайджан - $54,0 млрд.
  7. Литва - $41,3 млрд.
  8. Туркменистан - $35,7 млрд.
  9. Латвия - $27,0 млрд.
  10. Эстония - $22,7 млрд.
  11. Грузия - $14,0 млрд.
  12. Армения - $10,6 млрд.
  13. Таджикистан - $7,82 млрд.
  14. Кыргызстан - $6,65 млрд.
  15. Молдова - $6,41 млрд.

Как видим, несомненным лидером по ВВП стран СССР осталась Россия. На данный момент её валовый продукт составляет 1325 млрд долларов, что в номинальной величине даже больше, чем это было в 1990 году в целом по Советскому Союзу. На второе место вышел Казахстан, опередив Украину. Узбекистан и Беларусь также поменялись местами. Азербайджан и Литва остались на тех же местах, на которых находились в советское время. А вот Грузия заметно скатилась, пропустив вперед Туркменистан, Латвию и Эстонию. На последнее место среди постсоветских стран скатилась Молдова. А пропустила она вперед, бывшую в советское время последней по ВВП Армению, а также Таджикистан и Кыргызстан.

ВВП США с 1970 по 1990 годы

Теперь давайте взглянем на динамику изменений валового внутреннего продукта США за последний период существования СССР с 1970 по 1990 годы.

Динамика ВВП США, млн долл.:

  • 1970 г. - 1 075 900.
  • 1971 г. - 1 167 800.
  • 1972 г. - 1 282 400.
  • 1973 г. - 1 428 500.
  • 1974 г. - 1 548 800.
  • 1975 г. - 1 688 900.
  • 1976 г. - 1 877 600.
  • 1977 г. - 2 086 000.
  • 1978 г. - 2 356 600.
  • 1979 г. - 2 632 100.
  • 1980 г. - 2 862 500.
  • 1981 г. - 3 211 000.
  • 1982 г. - 3 345 000.
  • 1983 г. - 3 638 100.
  • 1984 г. - 4 040 700.
  • 1985 г. - 4 346 700.
  • 1986 г. - 4 590 200.
  • 1987 г. - 4 870 200.
  • 1988 г. - 5 252 600.
  • 1989 г. - 5 657 700.
  • 1990 г. - 5 979 600.

Как видим, номинальный ВВП США, в отличие от валового внутреннего продукта СССР, за период с 1970 по 1990 годы непрерывно рос. За 20 лет он увеличился на 4 903 700 млн долл.

Современный уровень экономики США

Коль уж мы взглянули на нынешнее состояние уровня валового продукта в постсоветских странах, то следует узнать, как с этим делом обстоят дела у Соединенных Штатов. По данным МВФ, величина ВВП США в 2015 году составила 17 947 млрд долл. Это более чем в три раза больше показателя 1990 года.

Также эта величина в несколько раз больше, чем ВВП всех постсоветских стран вместе взятых, включая Россию.

Сравнение валового продукта СССР и США за период с 1970 по 1990 годы

Если мы проведем сравнение уровня ВВП СССР и США за период с 1970 по 1990 годы, то увидим, что если в случае с СССР, начиная с 1982 года, валовый продукт стал снижаться, то у Соединенных Штатов он непрерывно рос.

В 1970 году валовой продукт СССР составлял 40,3% от аналогичного показателя Штатов, а в 1990 году - всего 13,0%. В натуральной величине разрыв между ВВП обеих стран достиг 5 201 200 млн долл.

Для справки: нынешний ВВП России составляет всего 7,4% от ВВП США. То есть в этом плане ситуация, по сравнению с 1990 годом, ещё более усугубилась.

Общие выводы по ВВП СССР и США

На протяжении всего существования СССР его валовой внутренний продукт по размеру значительно уступал аналогическому показателю США. Даже в лучшие для Советского Союза годы он составлял примерно половину величины американского валового продукта. В худшие же периоды, а именно после Гражданской войны, и перед распадом Союза, уровень опускался до 13%.

Попытка догнать США по экономическому развитию завершилась неудачей, и в начале 90-х годов прошлого века СССР перестал существовать, как государство. При этом на 1990 год ситуация с отношением ВВП СССР к ВВП Соединенных Штатов была примерно на уровне ситуации после завершения Гражданской войны.

Уровень ВВП современной России ещё больше отстаёт от американских показателей, чем это было в 1990 году у СССР. Но на то есть и объективные причины, так как в состав России в настоящее время не входят те республики, которые составляли Советский Союз и тоже вносили свою лепту в копилку общего ВВП.

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы" (Пролетарская революция. - 1925. - №3 - С. 162, 163). До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:

Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике (Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 36 - С. 351 В 1920 г.).

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР:

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели - экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов - 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой экономической политике (НЭПу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, городского подчинения) - в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930 гг. - сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи - налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК "О республиканских и местных бюджетах" от 21 декабря 1931 г." в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения.

Рис. 1

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось.

К этому времени заканчивается реализация урожая, которая имеет в СССР исключительно важное значение для всей экономической жизни. С этого срока начинается новый хозяйственный год. В единый государственный бюджет Союза ССР включаются как доходы и расходы, приуроченные к общесоюзной части бюджета, так и доходы и расходы союзных республик. В отличие от обычного порядка, принятого в федеративных государствах, обе эти части - и общесоюзная часть и бюджеты союзных республик - в СССР объединяются в едином бюджет, который утверждается ЦИК СССР . В то же время бюджеты союзных республик входят в этот единый бюджет уже после утверждения их высшими органами республик. Если республиканских доходов не хватает, то дефицит по бюджету союзной республики покрывается из общесоюзных средств.

Согласно бюджетному закону от 25/V , к доходам Союза относятся: общегосударственные прямые налоги и пошлины , не переданные союзным республикам, доходы от транспорта, связи, от промышленных, торговых, кредитных и пр. предприятий общесоюзного значения, от внешней торговли (кроме дохода по Госторгу союзных республик), 50 % дохода от концессий общесоюзного значения, доходы от операций государственного казначейства (кредитных. валютных и т. д.), доходы общесоюзных ведомств и учреждений и пр.

В доходы союзных республик поступают: 99 % всех поступлений по единому с.-х. налогу, промысловому налогу и подоходному налогу на территории союзной республики, отчисления от общей суммы поступлений гербового сбора по Союзу в размерах, устанавливаемых на каждый бюджетный год для каждой республики особым постановлением ЦИК, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, судебные сборы, охотничий сбор, сбор за выдачу иностранных паспортов, за торговую регистрацию и др. налоги и сборы, которые особым постановлением ЦИК будет разрешено взимать союзным республикам.

К неналоговым республиканским доходам относятся: доходы от эксплоатации государственных имуществ и предприятий республиканского значения, лесной доход, доходы от недр, в том числе и общесоюзного значения, 50 % прибыли предприятий общесоюзного значения, переданных в управление союзным республикам, 50 % дохода от концессий общесоюзного значения, доходы от возврата семенных и продовольственных ссуд, от особых штрафов , налагаемых учреждениями, от выморочного и бесхозяйного имущества и пр., предоставленные республикам особым постановлением ЦИК.

Распределение расходов между Союзом и республиками, согласно тому же закону, производится в зависимости от того, является ли данное учреждение общесоюзным или республиканским. Поэтому общесоюзные наркоматы (например Наркомвоенмор) проходят но общесоюзному бюджету, необъединенные (наркомпросы) - по республиканским, а объединенные (ВСНХ) - по тому и другому. Кроме того к расходам - и общесоюзным и республиканским - относится финансирование народного хозяйства в зависимости от общесоюзного или республиканского характера данной отрасли (напр. промышленности) или данных мероприятий (напр. по сельскому хозяйству). По общесоюзному бюджету исключительно проходят: расходы по операциям гос. казначейства, а по республиканским - отчисления в местный бюджет из общегосударственных доходов и субвенция (пособие), предоставляемая этому местному бюджету. Таким образом все расходы - и общесоюзные и республиканские - покрываются общей суммой дохода Союза и союзных республик. Бюджет СССР построен на начале единства кассы . На покрытие расходов Наркомпути и Наркомпочтеля поступают доходы по транспорту и связи. Так. обр. доходный и расходный бюджет этих наркоматов, занимающих весьма большое место в общем бюджете, входят как бы переходящей статьей, к-рая не влияет на общее сбалансирование, поскольку нет превышения доходов над расходами или обратно. С 1925/26 в составе единого государственного бюджета СССР имеется особый государственный резерв, который представляет разницу между утвержденной суммой доходов и расходов и должен служить фондом накопления, не подлежащим, как правило, расходованию в текущем бюджетном году. Общие размеры бюджета СССР за последние годы выражаются в следующих цифрах:

Так. обр. по сравнению с 1922/23 бюджет 1926/27 увеличился в 3½ раза, что объясняется прежде всего быстрым процессом народнохозяйственного восстановления, начавшимся после перехода к новой экономической политике . Отсюда его несомненная напряженность, которая однако присуща и послевоенным бюджетам др. стран.

Если налоги государственного и местного бюджета в процентном отношении к национальному доходу составляли в 1926/27- 10,3 %, то в бюджете иностранных государств 1926 они составляли в %:

Доходный бюджет СССР по необходимости до сих пор остается в значительной мере налоговым: в 1925/26 налоги составляли 44,9 % общего бюджетного дохода, в 1926/27- 46,2 %. Неналоговые доходы еще не занимают в этом бюджете того места, которое они должны получить по мере развертывания народного хозяйства и подъема производительных сил. Тем не менее есть неналоговые доходные источники, которые показывают весьма быстрый рост, наприм. лесной доход, полученный в 1922/23 в размере 18,8 млн р., а в 1925/26-214,7 млн р.

Расходная часть бюджета СССР распределяется в % по следующим рубрикам:

Расходы 1924/25 1926/27
1. Верховн. управление. 2,4 0,6
2 Управление 3,0 2,8
3 Наркомвоенмор 14,0 12,7
4 Соц.-культ. нужды 6,1 6,1
5. Адм.-хоз. расходы 6,8 5,3
6. Транспорт и связь 36,3 37,8
7. Финанс. народн. х-ва 13,8 18,4
8. Покупка золота и платины 3,4 0,9
9. Госуд. займы. 2,4 2,0
10. Помощь местам. 8,9 9,8
11. Резервный фонд. 0,2 2,2
12. Увеличение капитала Госбанка и НКВТ. 1,2 -
13. Проч. расходы 1,5 1,4
Итого 100 100

Если сопоставить распределение расходов в бюджете СССР за 1926/27 с распределением этих расходов в бюджетах С.-А. С. Ш. , Англии и Франции , то можно видеть, что расходы на армию и флот составляли в бюджете Союза ССР - 12,7 %, в Б. Соед. Шт. - 19,3 %, в английском - 16,6 %, во французском бюджетах - 13,1 %. При этом следует иметь в виду, что в бюджетах капиталистических стран доля расходов, вызываемых всей империалистической политикой соврем. государств в их настоящем и прошлом, несравненно больше, чем суммы, которые непосредственно проводятся по бюджетам военного и морского ведомств. Если сюда присоединить уплату процентов гос. долга, также связанного с военными расходами, иностранной политикой и колониями, расходы по ликвидации последствий войны и т. д., то можно сказать, что расходы, вызываемые империализмом , составляют в англ. бюджете до 82 %, во франц. - около 74 %, в бюджете Соед. Штат. - около 70 %, в германском - около 60 %. Одна уплата гос. долга поглощает в Англии 45,4 %, в Соед. Шт. - 38,8, во Франции - 38,8, в Италии - 31,9 и в СССР - 3,7 % всей расходной части бюджета. Поэтому действительное значение расходов на оборону в нашем бюджете гораздо меньше. Картина окажется еще более яркой, если взять расходы на армию и флот, падающие на душу населения в абсолютных цифрах. В Англии они равняются 16 р. 47 коп. (на душу), во Франции - 10 р. 83 к., в Италии - 5 р. 86 к. и в Союзе ССР - всего лишь 2 р. 71 к. (в довоенных рублях).

Бюджет России выражался в сумме 3.452.550 т. р. дохода при 3.382.913 т. р. расхода. Огромное значение в доходном бюджете имели, помимо косвенных налогов (708 млн.), доходы от винной монополии , составлявшие почти 900 млн. В области расходной по морскому ведомству приходилось 51.181 т. р., по военному - 244.846 т. р., по платежам по займам - 424.078 т. р. Кроме того к военным расходам должен быть отнесен в значительной мере расход на стратегические ж. д., составлявший значительную часть общего расхода на ж.-д. строительство, - 124.264 т. р. Далее следовали огромные расходы на содержание бюрократического аппарата: по министерству внутренних дел они достигали 180.383 т. р. и по юстиции - 99.692 т. р., тогда как расходы по министерству земледелия составляли 135.842 т. р., а по народному просвещению - 143.074 т. р. (и они в значительной мере были административными). Расходный бюджет в своей массе носил чисто военно-бюрократический характер с совершенным пренебрежением к социально-культурным потребностям и к задачам развития народного хозяйства. Сколько-нибудь серьезное внимание уделялось лишь железно-дорожному строительству, но и оно, как сказано выше, должно было служить внешнеполитическим целям.

Изменение бюджета СССР за последние годы характеризуется постепенным уменьшением удельного веса управленческих расходов и усилением веса расходов социально-культурных и в особенности народнохозяйственных. Это понятно, ибо бюджет СССР ярко отражает классовый характер советского государства. Он является одним из важнейших факторов в реконструкции народного хозяйства путем перераспределения национального дохода и направления его на финансирование основных отраслей этого хозяйства и в особенности на капитальные вложения в него. Отсюда - особое значение, которое за последние годы приобретают в этом бюджете расходы промышленности и электрификации, связанные с осуществлением задач индустриализации и социалистического хозяйственного строительства вообще. Этим объясняется несомненная напряженность бюджета последних лет. В дальнейшем она должна уменьшаться по мере того, как капитальные вложения в народное хозяйство начнут окупаться и рядом с бюджетом окрепнет кредитная система, за счет которой производится все в большей и большей степени финансирование народи. хозяйства.

Учитывая глубокий бюджетный кризис, продолжавшийся с 1985 до 1999 г., начавшийся, по распространенному мнению, из-за экономических реформ, может сложиться впечатление, что до 1985 г. с бюджетом было все в порядке и что бюджетный кризис – следствие реформ.

На самом деле это не так, и чтобы убедиться в этом, надо хорошо представлять себе разницу между советским бюджетом и нынешним.

Во-первых, госсектор в СССР охватывал практически всю экономику, и финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий.

Во-вторых, налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников – налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота – разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

В-третьих, бюджет отличался высокой степенью централизации. Хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и т.д., реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет и оттуда распределялись. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации, за местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений. Кстати, потом советская традиция низкого налогообложения населения и оставления подоходного налога местным бюджетам серьезно осложнит жизнь государственным финансам новой России. Но в СССР бюджетный централизм давал государству еще одну степень свободы.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Стоило, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятиях убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2–3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.


Конечно, в сказанном есть некоторая доля преувеличения, но лишь в том смысле, что у произвола плановых и финансовых органов все же были ограничения. Так, нельзя было отказаться от доходов, поступающих от государственной торговли алкоголем. А когда это произошло в 1985 г., то в бюджете буквально немедленно образовался дефицит.

Тем не менее основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решения принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились, выдающиеся советские минфины Зверев и Гарбузов знали, как это делать.

Структура государственного бюджета СССР приводится в табл. 12.2 в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.2. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации за 1999 г. (основные статьи), % к бюджету