Выбор нормативной базы для составления смет (что использовать ФЕР, ТЕР или ТСН). Расценки по видам работ с расшифровкой Что дороже тсн или фер

Чем отличается база ТСН от ФЕР?

Очень часто поступает вопрос о том, чем же отличается база ФЕР от ТСН? Помимо «внешнего» отличия о котором все говорят, есть ещё несколько.

На данный момент существует множество редакций базы ФЕР, но с 28 апреля 2017 года начнет действовать новая нормативная база так называемая «ФЕР редакции 2017 года » (подробнее о приключениях этой базы можно прочитать ) и база ТСН Москва с дополнением 43. .

Начнем с уровня использования нормативной базы.

База ФЕР 2017 используется для расчета смет с привлечением средств федерального бюджета, а база ТСН - для средств регионального бюджета г.Москва, но обе базы не имеют ограничения на использование для составления коммерческих смет. Разработчики нормативных баз так же разные, информацию о вводе в действие данных нормативов можно найти в реестре на сайте .

Обратимся к ее внешнему виду:

Так выглядит база ФЕР. Мы видим «привычные глазу» шифры расценок.

И совсем отличный от него шифр расценок ТСН Москва, содержащий номер главы (первая цифра до точки).


Исходя из разницы шифров можно сделать вывод о невозможности автоматического пересчета из одной базы в другую.

Как мы видим, состав строительных работ примерно одинаков судя по оглавлению, но это не значит, что стоимости будут так же одинаковы. Но нормы трудозатрат, стоимости работ в базовом и текущем уровне отличаются очень существенно. Кроме этого в самой базе ТСН-Москва существуют расценки, отсутствующие в базе ФЕР, примером может служить следующий скриншот – расценки на оформлению города.


Также в нормативной базе ТСН Москва существуют отдельные сборники в текущем уровне цен.


Хотелось бы так же отметить «открытые расценки» в базе ТСН Москва – неучтенные ресурсы в данной базе отображаются с кодом ОКП.

ОКП – общероссийский кодификатор продукции. По этому классификатору появляется упрощается выбор материалов, неучтенных в расценке.


Кроме того еще одной отличительной чертой является способ расчета перевозки грузов и строительного мусора. В базе ТСН перевозка мусора и грунта относится на прочие затраты и не попадает в СМР, а в перечне прочих работ и затрат для базы ФЕР перевозки нет, соответственно это СМР.

Расчет перебазировки техники в базе ТСН вынесен отдельными расценками. Тогда как в базе ФЕР - Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.

В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин превышают 10 %, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.

Давайте рассмотрим различие в начислении накладных расходов и сметной прибыли. Для базы ТСН рассчитаны разные НР и СП для ремонтных и строительных работ в текущем уровне цен с учетом всех возможных коэффициентов и содержатся в индексах.


Начисление НР и СП производится раздельно от заработной платы основных рабочих и заработной платы механизаторов.

Накладные расходы и сметную прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, следует принимать по нормам, введенным в действие с 01.01.2017 года приказом Москомэкспертизы от 26.12.2016 г. № МКЭ-ОД/16-73.

Накладные расходы и сметная прибыль по эксплуатации строительных машин и механизмов определяются соответственно в размере 98% и 69% от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Нормативы НР и СП для зарплаты машинистов одинаковы для всех расценок.


А для базы ФЕР мы используем значение НР и СП из МДС с учетом коэффициентов из писем Минрегиона. Соответсвенно для базы ТСН нет необходимости вычитывать кипы писем про правила начисления, округления и приенения коэффициентов, как в базе ФЕР, что значительно упрощает расчет.

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Доступно о ТЕРах

Под ТЕРами (территориальными сметными нормативами) подразумеваются сметные нормативы, которые содержат расценки на выполнение строительные работ в пределах территории субъектов Российской Федерации. ТЕРы дают возможность определять необходимые объёмы затрат материалов, либо других рабочих ресурсов, необходимых для выполнения того или иного вида работы. Данные нормативы позволяют находить наиболее оптимальные проектные решения с точки зрения экономии. Таким образом, ТЕРы главным образом рассчитаны на экономию и оптимизацию строительных работ.

Почему территориальные расценки?

Территориальные сметные расценки получили своё название ввиду того, что могут применяться только на определённой территории и только там могут иметь свою юридическую и фактическую силу.

Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?

Территориальные сметные нормативы рассчитаны на использование в определённом регионе Российской Федерации. С одной стороны может показаться, что такое разделение бессмысленно, однако, с экономической точки зрения того или иного региона, взгляд на одну и ту же стройку может быть совершенно разным. Такие факторы, как стоимость материалов, сроки и расценки на доставку, заработная плата строителей и т.д. в конечном итоге влияют на конечную стоимость. Соответственно, на Юге России расценки могут значительно отличаться от расценок на Севере. Именно с целью разумного ценового разграничения и были созданы территориальные еденичные расценки. В том случае, если для региона, в котором выполняются работы, расценки на те или иные виды работ не определены, применяются ФЕРы. Возможен вариант применения договорных расценок, то есть по обоюдному согласованию заказчика и подрядчика.

Как составляются ТЕРы?

Данные сборники, как и некоторые дорогие, разрабатываются специалистами РЦЦС (региональных Центров Ценообразования в строительстве) территориальных образований РФ, Затем расценки утверждаются, регистрируются и вводятся в действия в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). После этого ТЕРы включаются в перечень действующих нормативных документов. Соответсвенно, смета ТЕР может составляться несолькими органами.

В ТЕРах, как и других расценках содержатся таблицы расценками на те, или иные виды работ, а так же главы «Правила исчисления объёмов работ» и «Общие указания».

Виды ТЕРов

Территориальные единичные расценки можно группировать по степени агрегирования (объединения), видам строительства, а так же видам работ.

По видам строительства: общестроительные, специальные

По степени агрегирования: специальные конструктивные элементы, отдельные виды работ

По назначению: на производство работ в зимнее время, на отдельные виды работ, дирекции строящихся промпредприятий.

В зависимости от видов строительства: гидротехнического, сельского, промышленного, жилищно-гражданского.

Просмотреть сметы, составленные в ТЕРах Вы можете в .

Информация о том, что такое ТЕР, актуальна для сметчиков. Ознакомимся с ней. Расшифровывается сокращение как «территориальные единичные расценки». Сметы составляют в ТЕР, ФЕР, ГЕСН. Территориальные разработаны для каждого субъекта индивидуально. Введение в силу организуется местной администрацией. Обязательна регистрация ТЕР в РосСтрое, после чего расценки включаются в перечень нормативных документов.

ТЕР: где и как применяется

Действительны территориальные единичные расценки до тех пор, пока не произойдет отмена. Сделать это может ГосСтрой, издав распоряжение, указ. Действующий в настоящий момент сборник необходим, чтобы сформировать смету на Если строительство связано с государственными органами, учет ТЕР обязателен. Для негосударственных структур расценки рекомендованы, но их придется учесть.

Работая на себя, компания вправе установить собственные цены. Участие в государственных аукционах требует соответствия ТЕР. Поскольку стандарты приняты в соответствии с ценами, действовавшими на момент утверждения, чтобы получить актуальную сумму расходов, используют индекс. Ежемесячно издается перечень индексов, действующих на ближайшее время. Зная, что такое ТЕР, владея переизданным 25 числа ближайшего месяца индексом, составляют корректную, точную смету на любое строительство.

Практическое применение

Знать, как составляются сметы в ТЕРах, необходимо, если предстоит:

  • государственный заказ;
  • строительство;
  • участие в тендере;
  • монтаж;
  • проектно-изыскательные работы.

Умение пользоваться ТЕРами ценится подрядчиком.

Смета: теория и практика

При строительстве здания без сметы не обойтись. Как следует из 743 статьи действующего кодекса, ключевые документы для любого возводимого объекта:

  • договор подряда;
  • основание для оплаты;
  • смета.

Зная, что такое ТЕР, смету составляют корректно.

Смета фиксирует:

  • маржинальность;
  • себестоимость;
  • цену материалов;
  • стоимость оборудования;
  • сроки строительства;
  • расходы на оборудование.

Составляется смета с учётом нюансов:

  • специфика региона;
  • наименование работы;
  • состав работ;
  • корректность коэффициентов (сезон, стесненность и другие);
  • действующий индекс.

Смета составляется на основании:

  • перечня работ;
  • объёмов работ.

При правильно сформированной проектной ведомости данные о составе и объеме работ даются сметчику заранее. Ремонтируя здание, смету можно составить без привлечения профессионалов.

Работая с муниципалом, федеральным клиентом, подрядная организация использует ТЕР региона заказчика. Даже если фирма базируется в другой области, а работы будут проводиться в третьем регионе, учитываются индексы и коэффициенты местности, где зарегистрирована организация, нуждающаяся в услугах.

В случае, когда работа финансируется из федерального бюджета, а строительная площадка расположена в Москве, используется индекс удорожания. Этот показатель создали в расчете только на строительство, ремонт в столице. Когда застройщик работает на территории Москвы на выделенные муниципальным бюджетом финансы, с учетом ТСН-2001.

Единичные расценки

Нормативная база - единичные расценки, скомпонованные для удобства использования в справочные сборники.

Единичные расценки - выраженные финансово ресурсы, обязательные для успеха запланированных работ.

ТЕР составляются для следующих каталогов:

  • стройка;
  • ремонтные;
  • монтаж;
  • пусконаладочные;
  • благоустройство;
  • техническое сопровождение.

Компьютеры на помощь сметчикам

Освоить непросто, даже зная термины этой области и имея перед глазами образец. Разработаны вычислительные комплексы, помогающие сметчикам обсчитывать объекты. Пользуясь ими, все равно придется знать, что такое ТЕР, но процесс существенно упрощается. В программе уже заложены стандартные суммы, есть функция обновления индекса, готовый документ формируется на принятом бланке с учетом госстандартов.

«На коленке» стройку в ТЕРах получится обсчитать и в "Экселе", но использование специального ПО гарантирует точность полученных цифр. Сметная программа сэкономит время, на основании введенных данных сумеет быстро сформировать документы нескольких образцов. Ежедневное автоматическое обновление гарантирует актуальность, корректность результата.

Подводя итоги

Итак, можно смело сказать, понятие ТЕРов необходимо всякому уважающему себя сметчику. Это помогает правильно составить сопровождающую стройку документацию. Использование ТЕР расширяет возможности фирмы, позволяя участвовать в аукционах.

Нанимая на работу сметчика, в интересах работодателя протестировать специалиста. Навыки использования ТЕР, умение отличить расценки территориальные от федеральных, способность осваивать новые программные комплексы для обсчета стройки - это ключевые навыки умелого работника.