Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше 74% (негативную соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).


1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни. 1. Консервация политического режима. 2. Проблемы экономики «развитого социализма». 3. Особенности социальной политики. 4. Противоречия в общественной жизни.


Согласны ли вы с утверждением, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался «застой»? Л.И.Брежнев (г.) Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя»?











70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " class="link_thumb"> 10 Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР. 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший слой партийного, хозяйственного и военного руководства в СССР."> 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший " title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший "> title="Рост числа министерств и ведомств Численность управленческого аппарата (1983 г) – 18 млн. чел. (на 6-7 чел. – 1 управляющий) Средний возраст - > 70 лет 40 млрд. руб. ежегодно Номенклатура (лат. nomenclatura - роспись имен, перечень, список) - высший ">

















ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИКИ Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран. Приоритет экстенсивных форм экономического развития. Неэффективность социалистической экономической системы. Господство командно-административной системы. Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду.






Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.


Обострение идеологической борьбы. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Эмиграция деятелей культуры за границу. Специфической чертой культуры 6070-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Движения диссидентов(правозащитников). Углубление противоречий между властью и обществом.



1. В марте 1965 г. было объявлено о реформе:

1) образования 4) пенсионной системы

2) здравоохранения 5) налоговой системы

3) в сельском хозяйстве

2. В числе мер, направленных на подъем сельского хозяй­ства во 2-й половине 60-х гг., были:

1) повышены закупочные цены на сельхозпродукцию

2) твердые (на 6 лет) планы госзакупок зерна

3) увеличены капиталовложения в отрасль

4) установлены 50% надбавки за сдачу сверхплановых продуктов

5) верно все указанное

3. Реформируя сельское хозяйство, брежневское руковод­ство главный акцент делало на:

1) повышение роли Министерства сельского хозяйства, увеличение капиталовложений и списание долгов

2) непродуманную мелиорацию

3) химизацию почвы

4) производство дорогостоящей техники

5) строительство гигантских животноводческих комплексов

4. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства было направлено почти 400 млрд. рублей, которые расходова­лись в том числе и на:

1) строительство гигантских животноводческих комплексов

2) дорогостоящую технику

3) непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

4) верно все указанное

5) верно 1 и 2

5. Введение стабильных денежных окладов в колхозах стало важным социальным достижением, но обернулось:

1) усилением пьянства

2) ростом иждивенческих настроений

3) нарастанием дефицита товаров на селе

4) значительным обесценением денег

5) резко усилившимся оттоком населения из села

6. По мере свертывания линии на развитие заинтересован­ности в результатах труда в сельском хозяйстве к началу 80-х гг.:

1) колхозы и совхозы в целом оказались убыточными

2) освоенная пашня за 1964-1968 гг. сократилась на 22 млн га

3) потери сельхозпродукции составляли от 20% до 40 от урожая

4) страна с самыми богатыми черноземами оказалась са­мым крупным импортером зерна и продуктов питания

5) верно все указанное

7. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями ее стали:

1) изменения условий планирования

2) экономические стимулы

3) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т. п.)

4) верно 1 и 2

5)верно 1 , 2 и 3

8. Реформа 1965 г. в сфере промышленности разрешала часть прибыли оставлять в распоряжении предприятий, для фонда:

1) материального поощрения

2) фонда социально-культурного и бытового развития (жилье, клубы, пансионаты)

3) самофинансирования производства

4) верно 1 и 2

5) верно 1 , 2 и 3

9. Управление промышленностью через отраслевые мини­стерства (вместо совнархозов) было восстановлено в... году:

1) 1964 2) 1965 3) 1966 4) 1967 5) 1970

10. За годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) в стране было построено около... крупных предприятий:

1) 1600 2) 1700 3) 1800 4) 1900 5) 2000

11. При всей ограниченности реформа 1965 г. в сфере промы­шленности дала немалый экономический результат, ибо уже в годы 8-й пятилетки (1966 -1970 гг.) объем промы­шленного производства вырос:

1) в полтора раза 4) в два раза

2) на 30% 5) на четверть

12. К концу 60-х гг. реформа в промышленности пошла на убыль главным образом из-за

1) чехословацких событий 1968 г.

2) директивной модели экономики, которая исчерпала свой ресурс

3) значительного роста военных расходов

4) резкого удорожания добычи полезных ископаемых

5) физического износа и морального старения оборудова­ния

13. Еще одну попытку (после 1965 г.) оживить директивную экономику руководство страны предприняло в... году:

1) 1977 2) 1978 3) 1979 4) 1980 5) 1982

14. Официальным оправданием снижения эффективности директивной экономики для брежневского руководства служили такие объективные причины, как:

1) ухудшение демографической ситуации

2) удорожание добычи полезных ископаемых

3) физический износ и моральное старение оборудования

4) увеличение оборонных расходов

5) все указанные

15. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экс­перимент по ослаблению централизованного планирова­ния, который:

1) не дал никаких результатов

2) принес кратковременный успех

3) принес кратковременный успех, но прошел почти незамеченным

4) прошел почти незамеченным и был свернут из-за бо­лезни Андропова

5) был свернут из-за болезни Андропова, практически не начавшись

16. Партийная установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма» прозвучала на:

1) XXIV съезде КПСС 4) XXVII съезде КПСС

3) XXVI съезде КПСС Пленуме ЦК КПСС

17. Руководство страны в 70-80-е гг, осознавало необходи­мость перехода к интенсивным методам в экономике, что выражалось в:

1) сокращении в четыре раза числа сооружаемых но предприятий

2) развитии роботостроения и микроэлектроники

3) наращивании атомного машиностроения

4) верно все указанное

5) верно 2 и 3

18. К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности и 60% строителей, а в сельском хозяйстве процентов.

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.

Трудности развития экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. В ходе этих споров в основных чертах сложилась будущая экономическая реформа . В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйства .

Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Большие средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманную мелиорацию и химизацию земель. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (но сути, важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.
В результате за 25 лет (1964 - 1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она не покушалась на основы директивной экономики, но стала наиболее радикальной реформой за все годы советской власти. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, которые должны были обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов , которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства, причем отмечалось, что это будут не прежние министерства - «диктаторы», а новые - партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям .

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

Реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966 - 1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).

Однако уже к концу 60-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой (1981 - 1985), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 до 3%.

Все это объяснялось объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых, физическим износом и моральным старением оборудования, значительным ростом военных расходов и т д.

Однако главным обстоятельством было то, что существовавшие условия организации и управления производством не могли уже обеспечить решения стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако резко ускорить развитие экономики эти усилия не смогли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными. Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсирован, недостатки хозяйственного механизма.

В 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.


Научно-технический прогресс.

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать. Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельскою хозяйства

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, и СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкции в отношении СССР в начале 80-х гг. , когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологии фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и и 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада

Социальная политика.

Социальная сфера финансировалась исключительно но остаточному принципу К примеру, удельный вес капиталовложении в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966 - 1970 и до 15,1% в 1981 - 1985 гг. В результате в начале 80-х м в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 i было построено лишь 2 млн. квартир - столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось)
Значительно были урезаны государственные расходы па здравоохранение Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже па 35-м месте в мире по продолжительности жизни и II,I 50 м - по уровню детской смертности

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственною производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 - 1987 и закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза) Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966 - 1970 гг. упал до 2,1% в 1981 - 1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лишь 36,5% (1985), в то время как в США - 64%, а в некоторых других странах - до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире.

Все это свидетельствовало о том, что удержать статус великой державы становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ , беспощадной эксплуатации природной среды.

Вопросы и задания :

1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов?

2. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е гг.?

3. В чем вы видите причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.?

4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х - начале 80-х гг.

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Вопросы и задания: Познакомьтесь с воспоминаниями поэта С.В. Михалкова о Л.И. Брежневе (см. зад.№2, стр. 220) и подготовьте ответы на вопросы к документу. Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? В какой степени личность Л.И. Брежнева как руководителя государства оказывала влияние на состояние страны в этот период? Объясните значение понятия «номенклатура». Сравните положение партийно-государственной бюрократии брежневского и сталинского периодов советской истории (§18-19, с.132). В чем проявлялась власть советской партийно-государственной номенклатуры в 1960-70-х годах? Проанализируйте фрагмент документа. Как вы думаете, изменилась ли сущность власти советского тоталитарного режима в 1970-х нач. 1980-х годов? Если да, то в чем это проявлялось?{ Цедесообразно обратить внимание старшеклассников на закрепление власти партийно- государственной бюрократии в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Учитель предлагает школьникам сравнить содержание}