Углеводород как основа международного сотрудничества российской федерации. Развитие экономических отношений между странами–экспортерами углеводородного сырья

В настоящее время Арктика рассматривается многими государствами как стратегический регион в связи с колоссальными запасами углеводородных ресурсов и усилением роли факторов и условий, лежащих в основе политической и энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран мира.

Промышленное освоение Арктики предполагает интенсивную эксплуатацию углеводородных ресурсов, развитие транспорта, добычу биологических ресурсов. Особая уязвимость суровой арктической природы обусловливает необходимость международной кооперации, изучения и решения проблем максимального сохранения естественной среды обитания, разработки и реализации рациональной многопродуктовой экологосбалансированной модели устойчивого природопользования.

Современное состояние окружающей среды в Арктике

Экосистема Арктики в высшей степени чувствительна к антропогенному воздействию и очень медленно восстанавливается после неразумного вмешательства. Интерес к экологическим проблемам Арктики высок. Здесь открываются уникальные перспективы освоения энергетических ресурсов, несмотря на то, что Арктика характеризуется суровым климатом - с экстремальными колебаниями освещенности и температуры, коротким летом, снежной и ледовой зимой, обширными территориями вечной мерзлоты. Часть арктической флоры и фауны приспособилась к таким условиям, однако эта адаптация в ряде случаев сделала их более чувствительными к деятельности человека.

Климатические и гидрологические особенности акватории Северного Ледовитого океана - глубина, скорость и направление течений, температура, соленость, стратификация вод, речной сток и общий водный баланс - способствуют существенному разбавлению загрязненных стоков и интенсивному осаждению вредных веществ, надолго сохраняющихся в морских экосистемах. Кроме того, загрязняющие вещества из Западной Европы приносят в Арктику атмосферные массы и течение Гольфстрим.

Исследования показали, что Арктика может оказать сильное влияние на потепление климата. Сибирские торфяные болота, образовавшиеся около 11 тыс. лет назад, после окончания ледникового периода, все время выделяют метан, который удерживается вечной мерзлотой или откладывается в ней в виде метангидратов (в твердой льдообразной форме), а при таянии попадает в атмосферу. Совместные исследования Томского и Оксфордского университетов показали, что в последние годы эмиссия метана ускорилась. Конечно, полное высвобождение связанного метана может занять сотни лет, однако парниковый эффект от него в 21 раз больше, чем от углекислоты. Таким образом, метан из сибирских болот окажет на потепление такое же влияние, как 10-25% того количества углекислоты, которое сегодня выбрасывает в атмосферу вся мировая энергетика.

Одним из последствий изменения климата Западной Арктики может стать увеличение числа айсбергов, которых сегодня в Баренцевом море практически нет. Это означает, что при освоении месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе придется создавать специальную систему слежения за ними.

Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что площади ледников постоянно сокращаются в связи с глобальным потеплением. По данным специалистов Метеорологического управления Великобритании, площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана уменьшилась с 1950-х годов до настоящего времени на 20%, а средняя толщина льда в зимний период сократилась с 1970 г. на 40%. По мнению ученых, «ледяная шапка» на Северном полюсе может исчезнуть уже через 80 лет . По данным американских исследователей, нынешние темпы исчезновения ледников составляют 8% за 10 лет. Если эта тенденция сохранится, то уже летом 2060 г. льда в Арктике может не остаться вовсе.

Возможное повышение средней температуры воздуха на 3-4С к 2050 г. приведет к сокращению площади вечной мерзлоты на 12-15%. В России южная ее граница сместится к северо-востоку на 150-200 км. Глубина летнего протаивания возрастет на 20-30%. Это может вызвать многочисленные деформации сооружений - нефте- и газопроводов, гидроэлектростанций, городов и поселков, автомобильных и железных дорог, аэродромов и портов. В целом это скажется на долговечности зданий - к 2015 г. срок их эксплуатации без ремонта сократится вдвое. По имеющимся оценкам, более четверти жилых пятиэтажных зданий, построенных в 1950-1970-х годах в Якутске, Воркуте и Тикси, могут стать непригодными к эксплуатации уже в ближайшие 10-20 лет. Позднее их доля (например, в Воркуте) вырастет до 80% .

Экологическое загрязнение российской Арктики началось еще в 1970-х годах, со времени освоения Северного морского пути, когда порты стали служить базой освоения региона. Негативное влияние на экологию оказали испытания ядерного оружия на архипелаге Новая Земля, сибирские химические комбинаты, деятельность Северного флота ВМФ России, ледокольного флота Мурманского морского пароходства.

В отличие, например, от Канады, где природные ресурсы северных регионов изначально осваивались вахтовым методом, СССР принял стратегию заселения ресурсных районов на постоянной основе. Помимо выжженных пятен вокруг городов и комбинатов, российский арктический сектор сильно пострадал от загрязнения мусором, образовавшимся в результате работы научных и геологических миссий и военных объектов. В условиях низких температур местная природа не в состоянии его переработать даже за сотни лет.

В этом отношении особенно пострадали Баренцево и Карское моря, на дне которых находятся огромные «запасы» токсичных и радиоактивных отходов. Их утилизация представляет собой проблему, решение которой может растянуться на многие годы.

Пореформенный период экономики России серьезно повлиял на инфраструктурный потенциал арктических регионов. Арктической зоне совершенно необходима модернизация на основе новейших технологий. Продолжающаяся интенсивная эксплуатация инфраструктуры приарктических регионов без какой-либо модернизации привела к дальнейшему ухудшению экологической ситуации. Многие острова и порты превращены в масштабные свалки мусора и отходов хозяйственной деятельности. Для решения этой задачи требуется скоординированная общегосударственная программа, в рамках которой государство и частный бизнес объединят свои усилия в форме государственно-частного партнерства.

Сегодня в арктическом регионе производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России (при доле проживающего здесь населения в 1%) и составляющая до 22% объема общероссийского экспорта. В регионе создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преимущественно сырьевых отраслей экономики, а также военно-промышленного и транспортного (Северный морской путь - СМП) комплексов.

Большинство видов профильной продукции Севера безальтернативно с точки зрения возможного производства в других регионах страны или закупки по импорту. Фактически ни одна отрасль экономики и социальной сферы России не может функционировать без топливно-энергетических и других ресурсов, добываемых и производимых в северных регионах. В то же время освоение месторождений Арктики ставит множество проблем и требует значительных инвестиций. Кроме того, требуются новые технологии добычи и транспортировки, гарантирующие сохранение окружающей среды Заполярья.

В российской зоне Арктике выделяют 27 районов (11 - на суше, 16 - в морях и прибрежной зоне), получивших наименование «импактных». Четыре главных очага напряженности - это Мурманская область (10% суммарного выброса загрязняющих веществ), Норильский регион (более 30%), районы освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири (более 30%) и Архангельская область (высокая степень загрязнения специфическими веществами).

В указанных регионах негативные экологические процессы уже привели к сильнейшей трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительного покрова, почвы и грунтов, внедрению вредных веществ в цепи питания, повышенной заболеваемости населения .

Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, которые в огромном количестве скапливаются вокруг промышленных предприятий. Так, только ОАО «Апатит» ежегодно складирует около 30 млн т отходов. Всего же в хранилищах этого предприятия скопилось около 400 млн т отходов .

Значительные риски таит в себе и предстоящее освоение арктического шельфа, располагающего колоссальным энергетическим потенциалом (см. табл. 1 ).

Таблица 1. Экологические риски, связанные с добычей углеводородных ресурсов на шельфе Арктики

Вид деятельности/Экологический риск Возможные последствия
Бурение скважин Выброс загрязняющих веществ в атмосферу и морскую среду, сброс пластовых вод
Аварийные разливы нефти Залповые выбросы жидких и газообразных углеводородов из скважины в процессе бурения
Сжигание нефтяного попутного газа (НПГ) Образование на морской поверхности тонких неустойчивых пленок вокруг платформ
Выбросы парниковых газов Изменение климата посредством выброса большого количества таких парниковых газов, как СО2 и СН4, а также NOx
Выбросы nmVOCv (летучие органические углероды неметанового ряда) в результате испарения сырой нефти при ее хранении или перегрузке на терминалы Повышение концентрации озона в приземном слое может нанести вред здоровью людей, растительности, строениям
Длительная эксплуатация месторождений Существенное повышение уровня сейсмологической опасности региона в связи с проседанием пород на огромных территориях
Танкерная транспортировка углеводородов Разливы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и бункеровочных операций, при аварийных ситуациях
Транспортировка по трубопроводной системе Разливы из-за аварийных ситуаций
Аварийность на морских платформах Экологическая катастрофа, связанная с человеческими жертвами, загрязнением морской акватории, уничтожением морской и прибрежной флоры и фауны

Даже незначительная утечка добываемых углеводородов, особенно на шельфе, большую часть года покрытого льдами значительной толщины, приведет к непоправимому экологическому ущербу, а также потребует колоссальных штрафных выплат. Так, в 1989 г. на Аляске крушение танкера «Exxon Valdez», заполненного нефтью, привело к одной из крупнейших в истории экологических катастроф на море. В результате разлива произошло резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее тридцати лет. Суд обязал компанию «Exxon» выплатить компенсацию в размере 4,5 млрд долл .

Отличительной особенностью аварий на морских объектах является скоротечность развития аварийных процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения оборудования.

В мировой истории освоения континентального шельфа (в том числе и в северных морях) зафиксирован ряд аварий с катастрофическими последствиями, которые возникли вследствие недостаточного внимания к мерам по выявлению и смягчению угроз безопасности.

Ниже приведены наиболее крупные аварии, произошедшие на буровых судах и платформах различного типа (полупогружных, погружных, передвижных, стационарных) за период 1979-2005 гг. (см. табл. 2 ).

Таблица 2. Наиболее крупные аварии на морских буровых судах и платформах в 1979-2005 гг.

Дата и место Вид аварии Краткое описание аварии и основные причины Число пострадавших, ущерб
25.11.1979
Желтое море
Затопление платформы Во время буксировки в открытом море буровая платформа попала в шторм (10 баллов), в результате затопления насосного помещения перевернулась и затонула Погибло 72 чел., ущерб - стоимость платформы
02.10.1980
Красное море
Неконтролируемый выброс нефти Во время бурения на платформе «Ron Tappmayer» произошел неконтролируемый нефтяной выброс с последующим взрывом. Выброс в море нефти (~150 тыс. т) и мешков с сыпучими реагентами Погибло 19 чел., экологический ущерб - до 800 тыс. долл.
15.02.1982
Побережье Канады
Затопление платформы В штормовых условиях опрокинулась и затонула самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Ocean Ranger». Причины - недостатки конструкции, неподготовленность и неправильные действия экипажа, недостаточное количество спасательных средств Погибло 84 чел., ущерб - стоимость платформы
27.03.1983
Северное море
Разрушение платформы, пожар, взрыв В штормовых условиях произошло разрушение опор платформы «Alexander Kielland» с последующим взрывом и пожаром. Причина гибели персонала - повреждение спасательных средств Погибло 123 чел., ущерб - стоимость платформы
25.10.1983
Китайское море
Затопление платформы Во время прохождения тропического тайфуна буровое судно «Glomar Java Sea» сорвало с якорей и перевернуло, вследствие чего оно затонуло Погиб 81 чел., ущерб - стоимость платформы
06.07.1988
Северное море
Взрыв, пожар, разрушение платформы При эксплуатации газового месторождения на производственной палубе платформы «Piper Alpha» произошел ряд взрывов, возник пожар, в результате платформа разрушилась Погибло 164 чел., ущерб - стоимость платформы
15.03.2001
Атлантический океан, побережье Бразилии
Взрыв, разрушение платформы В результате серии мощных взрывов произошло повреждение одного из понтонов основания нефтедобывающей платформы компании «Petrobras». Платформа затонула. В океан попало 125 тыс. т нефти Погибло 10 чел.
27.07.2005
Индийский океан
Столкновение с судном, пожар и разрушение платформы Прибойная волна ударила в стоявшее рядом с платформой вспомогательное судно, в результате чего оно врезалось в конструкцию платформы Погибло 49 чел.
22.04.2010
Мексиканский залив
Взрыв и пожар на платформе Управляемая компанией «British Petroleum» платформа «Deepwater Horizon» затонула у побережья штата Луизиана. Масштабная экологическая катастрофа, ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи Ущерб - около 40 млрд долл.

Очевидно, что возникновение подобных инцидентов в арктической зоне может привести к непоправимым последствиям в силу удаленности мест проведения работ и чувствительности экосистемы региона.

Правовые основы международного сотрудничества в Арктике

Фото: www.ufz.de
Крушение танкера «Exxon Valdez»
на Аляске в 1989 г.

Арктику необходимо исследовать как важную составляющую глобальной климатической системы, связанную с другими ее элементами - переносами тепла, влаги, соли и воды за счет циркуляции атмосферы и океана. Многие проблемы Арктики имеют циркумполярный характер, и в их решении большую роль должна играть международная кооперация. Это направление сотрудничества начало интенсивно развиваться с начала 1990-х годов.

В 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по охране окружающей среды в этом регионе. В июне 1991 г. в г. Рованиеми (Финляндия) состоялась встреча министров окружающей среды восьми стран, на которой была подписана Декларация по охране окружающей среды в Арктике (Rovaniemi Declaration) и одобрена Стратегия охраны окружающей среды в Арктике (Arctic Environment Prevention Strategy, AEPS). Основная цель Стратегии - выявление, ограничение и, в конечном счете, запрещение загрязнения региона.

Международные организации, участвующие в арктической политике, весьма многочисленны и разнородны по своим функциям, полномочиям и характеру деятельности. Наиболее влиятельны четыре организации - Арктический совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Европейский Союз и НАТО .

Арктический совет (Arctic Council) был создан в сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада). Главное его внимание сосредоточено на охране окружающей среды Арктики, обеспечении устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния народов Севера. Совет собирается на министерском уровне ежегодно.

По мнению экспертов, формат международных организаций создает для России серьезные возможности в плане развития кооперации в Арктике: от экологии до взаимодействия в поисково-спасательных операциях. Единственным исключением можно считать НАТО, чье внимание формально сосредоточено на экологических последствиях глобального потепления климата и человеческой деятельности в Арктике, риске возникновения экологических и техногенных катастроф. Наряду с этим, очевидно, что один из важнейших приоритетов присутствия НАТО в Арктике - борьба за энергоресурсы в глобальном масштабе.

Наиболее благоприятные перспективы для сотрудничества связаны с Арктическим советом. Для России в качестве международного института полезен также СБЕР, который способствует улучшению многостороннего сотрудничества и развитию российской арктической зоны.

Формы международной кооперации в сфере обеспечения природоохранной безопасности

Фото: 3.bp.blogspot.com
Трансграничные учения «Баренц Рескью», 2011

Одним из примеров практического международного сотрудничества в арктической зоне можно назвать трансграничные учения «Баренц Рескью», которые проводятся раз в два года по инициативе СБЕР поочередно в каждом из четырех государств Баренцева региона.

Первые учения состоялись в 2001 г. в Швеции. Тогда силы четырех стран отрабатывали навыки устранения аварии на атомной станции. В 2005 и 2007 гг. учения прошли поочередно в Норвегии и в Финляндии. В 2009 г. за три дня учений, проводившихся на этот раз в Мурманской области, спасатели отработали пять различных сценариев, в том числе действия в условиях радиоактивного заражения окружающей среды и разлива нефтепродуктов. В сентябре 2011 г. крупномасштабные международные учения спасательных служб «Баренц Рескью» вновь состоялись на территории Швеции с участием более 2000 спасателей.

Еще одним примером международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и безопасности в Арктике является создание Центра навигационных исследований в г. Варде (Норвегия), где уже имеется Центр мониторинга судоходства по Северной Норвегии. Центр мониторинга судоходства береговой администрации отвечает за отслеживание и проводку морских судов у побережья Северной Норвегии. Он играет ключевую роль в российско-норвежском сотрудничестве по вопросам безопасности мореплавания и разработки сценариев борьбы с нефтяными разливами. Между двумя странами заключено соглашение о формировании совместной информационной системы управления движением судов «Barents VTMIS».

В 2000-х годах в Мурманской области вела свою деятельность рабочая группа по гуманитарным аспектам проблем радиоэкологической безопасности, утилизации атомных подводных лодок, обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Данная группа была создана на основе опыта работы по контракту, который был заключен между Шведским международным проектом по ядерной безопасности (SIP, сегодня Шведский инспекторат по ядерной безопасности - SKI-ICP), правительством Мурманской области и федеральным государственным унитарным предприятием «СевРАО» по проекту поддержки Программы связей с общественностью по проблемам губы Андреева.

В рамках данного проекта были проведены несколько совместных акций - съемка фильмов о проблемах реабилитации объекта «СевРАО» в губе Андреева, социологическое исследование с последующей разработкой программы работы с общественностью по этой проблематике, семинары.

Важным шагом в повышении уровня экологической безопасности в Арктике стало создание информационного центра на атомном ледоколе «Ленин» в Мурманске. Центр получает информацию обо всех радиационных объектах на территории Мурманской области и занимается распространением сведений о радиационной обстановке в регионе. Создавался центр с участием голландских специалистов. В 2006 г. Евросоюз выделил на создание центра 1 млн 300 тыс. евро.

Одним из инструментов международного сотрудничества в Арктике, направленным на повышение уровня экологической безопасности, может стать эффективная система управления морским природопользованием. В настоящее время формирование такой системы рассматривается в качестве важнейшей предпосылки успешного развития любой страны, имеющей береговую линию.

Шельфовые моря, будучи природными образованиями, организованы системно. Если говорить о хозяйственной деятельности, осуществляемой в их пределах, то отдельные отрасли (транспорт, рыболовство, нефтегазодобыча и др.) сейчас не образуют единую системную общность. Их совокупность (набор связей и взаимоотношений) пока не имеет такого характера взаимодействия, которое было бы направлено на получение интегрального фокусированного полезного результата. Другими словами, комплексность морской хозяйственной деятельности в Арктике - это еще не результат, а лишь процесс в освоении морских пространств и ресурсов. Не случайно существуют понятия рыбохозяйственного комплекса, судоремонтного комплекса, нефтегазового комплекса и т.д.

Методология комплексного управления требует разработки единой стратегии и программы действий для всех отраслей (природопользователей). Экологические принципы выступают при этом основным критерием оценки такой деятельности.

Концепция комплексного управления морским природопользованием, отличающая его от обычной управленческой деятельности, основана на управлении всего и вся, кто или что имеет отношение к данной морской экосистеме и к прибрежной зоне. При этом интегральное морское природопользование должно предусматривать каналы обратной связи и механизмы опережающего воздействия для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с целью наиболее эффективного обеспечения деятельности различных природопользователей в Арктике. Наиболее полно идеи рационального комплексного природопользования нашли свое отражение в трудах академика Г. Матишова .

Ниже представлена принципиальная схема комплексного интегрированного управления природопользованием (см. рис. 1 ).

Рисунок 1. Принципиальная схема комплексного интегрированного управления природопользованием

Комплексное управление подразумевает воздействие не на процессы, происходящие в природе, а на человеческую деятельность, которая должна быть организована таким образом, чтобы находиться в гармонии с природой.

* * *

Важно понимать, что планируемое расширение поиска и добычи углеводородного сырья, усиление военного присутствия в Арктике повлекут за собой усиление давления на арктические экосистемы. При отсутствии эффективных механизмов борьбы за экологическую чистоту это может еще больше обострить экологические проблемы, особенно на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей. Серьезность экологических проблем требует от государства повышения должного внимания к их решению.

Успешное решение задачи комплексного природопользования позволит на долгие годы сохранить хрупкую экосистему Арктики, которая призвана стать гарантом энергетической безопасности для человечества на многие десятилетия.

Очевидно, что решение данного вопроса невозможно без эффективной международной кооперации и всемерной консолидации политических и экономических ресурсов.

Справочная информация

В настоящее время действует ряд международно-правовых документов, касающихся добычи нефти и газа в море, в том числе:

  • международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью (1969 г.);
  • международная Конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 г.);
  • Протоколы об изменении международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. и об изменении международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. (1992 г.);
  • Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов MAРПОЛ 73/78;
  • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна (1976 г.);
  • Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.);
  • Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990 г.).

На фоне растущей роли атома и возобновляемых источников в мировой энергетике снижается значение традиционных энергоресурсов. Но говорить о закате эры нефти и газа пока еще слишком рано.

Доля углеводородов в структуре мирового энергетического спроса на сегодняшний день остается преобладающей. Они обеспечивают 86% всего потребления первичной энергии:

  • 32,9% спроса приходится на нефть;
  • 29,2% - на уголь;
  • 23,8% - на природный газ (данные британской компании ВР по итогам 2015 г.).

При этом снижение доли показывает лишь уголь: в 2015 году его потребление в мире сократилось на 1,8%. Спрос же на нефть и газ продолжает увеличиваться (+1,9% и +1,7%, соответственно). И эти темпы выше, чем у других энергоресурсов: так, потребление атомной энергии увеличилось на 1,3% (в основном за счет Китая); гидроэнергетика показала прирост на уровне 1%.

Гораздо более динамично развивается лишь сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ), где потребление выросло на 15,2%. Но несмотря на многочисленные проекты ведущих стран и крупнейших энергетических корпораций по развитию несырьевых источников энергии, их доля в структуре мирового спроса остается невысокой: гидроэнергетика покрывает лишь 6,8% потребности в энергии, АЭС – 4,4%, а возобновляемые источники - 2,8%.

  • BP говорит о среднегодовых темпах роста потребления энергии ВИЭ на уровне 7,1% и более чем трехкратном увеличении доли возобновляемых источников в структуре мирового энергетического спроса к 2035 году (данные BP Energy Outlook 2017).
  • Энергетическое информационное агентство США прогнозирует рост потребления в сегменте ВИЭ до 2040 года на уровне 2,6% ежегодно, но также называет их наиболее быстрорастущим источником энергии (EIA International Energy Outlook 2016).
  • Уверенный, но сдержанный рост ожидается в сегментах атомной и гидроэнергетики. Так EIA ожидает ежегодное увеличение спроса на атомную энергию до 2040 года в пределах 2,3%.

Таким образом, хотя доля традиционных энергоресурсов и будет постепенно снижаться, но в ближайшие 20 лет останется доминирующей.

  • По оценкам BP, нефть, газ и уголь к 2035 году будут обеспечивать более 75% поставок всех энергоносителей в мире. EIA прогнозирует 78% к 2040 году.

Причем лучшие перспективы среди традиционных видов топлива - у газа.

  • МЭА говорит о 50%-м увеличении спроса на данный вид топлива к 2040 году. По прогнозам ВР и МЭА, до 2035-2040 года среднегодовой рост потребления природного газа составит 1,6-1,9%. Спрос на нефть будет расти на 0,7-1,1% в год, на уголь - в диапазоне 0,2-0,6%.

Что касается нефти, то на мировой арене может появиться новый крупный игрок. Америка переживает сейчас вторую «сланцевую революцию», в результате которой США превратятся из крупнейшего импортера нефти в экспортера, заявил в ходе нефтегазовой конференции CERAWeek-2017 глава крупнейшей американской энергетической корпорации Exxon Mobil Даррен Вудс.

Выход США на мировой рынок в качестве экспортера увеличит предложение, которое на данный момент и без того превышает спрос (по различным оценкам, балансировка рынка ожидается во второй половине 2017-го - первой половине 2018 года). Рост предложения окажет давление на цены, таким образом, в ближайшей перспективе нефть в качестве топлива будет выгоднее, чем ВИЭ, требующие крупных вложений, а кроме того, во многом зависящие от погодных условий.

Несмотря на текущий избыток нефти, России уже сейчас надо готовиться к ужесточению конкуренции на мировой арене, в том числе разрабатывать глубоководные шельфовые месторождения в Арктике, вести проекты по освоению трудноизвлекаемых запасов нефти (так называемой «сланцевой»). Так, «Роснефть», владеющая 28 лицензионными участками на арктическом шельфе (запасы предварительно оцениваются в 34 млрд тонн нефтяного эквивалента) намерена вложить в его освоение до 2021 года до 250 млрд рублей (в 2,5 раза больше, чем за предыдущие 5 лет).

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:

  • Доля углеводородов в энергетике будет снижаться, но потребление расти

"Если говорить о роли углеводородов… пика спроса, наверное, мы не будем наблюдать… Несколько будет снижена их доля в структуре энергопотребления… Но абсолютные показатели будут расти", – Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации.

"Мы считаем, что нефть и газ будут на рынке в течение длительного времени», – Халид А. аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии.

"Подумайте об авиации, о морских перевозках, о нефтехимии. Масса процессов требует высокой температуры и крайне высокой температуры для нагрева. И, конечно же, углеводороды займут свое место", – Бен ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Plc.

  • ОПЕК намерена выполнять Парижское соглашение по снижению выбросов CO2

"Пять из членов нашей организации, включая Саудовскую Аравию, уже ратифицировали Парижское соглашение. На самом деле все страны-члены ОПЕК подписали его, и мы полны решимости продолжать работу по выполнению наших обязательств", – Мохаммед Баркиндо, генеральный секретарь ОПЕК.

  • Нефтегазовые компании делают ставку на инновационные технологии

"Компании, конечно, будут менять свои стратегии… OGCI, например, сейчас вкладывает миллиарды долларов в исследования", – Дэниел Ергин, вице-председатель IHS Markit.

"Инвестиции, скорее всего, будут идти больше в устойчивые технологии. И эти технологии будут более эффективны, чем те технологии, которые предлагаются сейчас", – Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций.

ПРОБЛЕМЫ:

  • Истощение ресурсов

"Даже без переходного периода, без климатических изменений, в итоге мы столкнемся с истощением ресурсов", – Халид А. аль-Фалих.

"Конечно, есть долгосрочные ресурсы, но все ресурсы, они склонны к истощению", – Бен ван Берден.

  • Необходимость удовлетворить рост спроса на энергию, добившись при этом снижения выбросов

"С одной стороны, нужно снижать выбросы CO2, снижать парниковый эффект, с другой стороны, как мы все прекрасно знаем, мир развивается, растет численность населения на земле, в перспективе она будет увеличиваться и дальше…, будут расти экономики… Все это требует дополнительного объема энергии", – Александр Новак.

"Потребители хотят дешевую энергию, и здесь все зависит от того, что у нас есть, какие технологии… мы хотим остаться на рынке, и в 2025 году остаться одной из ведущих компаний в этой области", – Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров Total.

  • Диверсификация

"Мы будем одним из движителей четвертой промышленной революции. Многие воспринимают нас как богатую ресурсами развивающуюся страну, но у нас есть амбиция продвигать инновации. Инвестиции уже делаются нашими фондами… они проводят масштабные инвестиции в научные исследования, которые будут определять будущее не только в области энергетики, но и других технологий, которые будут диверсифицировать", – Халид А. аль-Фалих.

"Мы коммерческая организация, мы инвестируем, и это коммерческая составляющая и, конечно, тоже относится к Total и Shell. Мы постараемся быть гибкими и гибко реагировать на изменения", – Роберт Дадли, главный исполнительный директор BP.

"Мы будем стремиться максимально использовать возможности переходного периода. Например, газ – это область, которая нас будет интересовать, и мы исследовали ее глобальные возможности, включая Россию… Мы также будем инвестировать в возобновляемые источники энергии, в генерацию электроэнергии", – Халид А. аль-Фалих.

  • Поддержание уровня инвестиций

"Нам придется продолжать инвестировать в этот сектор (нефтяной) для того, чтобы покрывать потребность. Потому что, если мы прекратим сейчас инвестирование, сейчас многие об этом говорят и предлагают даже, то, конечно же, все пойдет вниз быстрее, чем мы думаем, даже при самом агрессивном сценарии (развития ВИЭ)", –Бен ван Берден.

  • Альтернативное применение углеводородов

"Мы забываем, что нефть на сегодняшний день все больше и больше используется в нефтехимии, в производстве товаров народного потребления. У нас девять из десяти товаров на сегодняшний день – в них используются продукты переработки нефти… И если сегодня 11 млн баррелей всего идет на нефтехимию, то по самым скромным прогнозам через лет пятнадцать на нефтехимию будет уже 17 млн баррелей идти, а может быть дальше еще больше, в более ускоренном режиме", – Александр Новак.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбанов Ягмур Нурмурадович. Международное экономическое сотрудничество в освоении углеводородных ресурсов Каспия: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2006 161 с. РГБ ОД, 61:06-8/3453

Введение

ГЛАВА 1. Углеводородные ресурсы каспия и их влияние на мировой рынок нефти и газа 10

1.1. Прикаспийские энергоносители на современном этапе развития глобализованного энергетического рынка 10

1.2. Формы и методы международного экономического взаимодействия на Каспии 31

ГЛАВА 2. Экономический анализ позиций государств и транснациональных корпораций в освоении углеводородных ресурсов каспия 41

2.1. Распределение ресурсной и затратной базы освоения углеводородных ресурсов Каспия 41

2.2. Анализ использования различных экспортных маршрутов в прибрежных странах Каспия 62

2.3. Анализ организационно-экономических и финансовых инструментов, применяемых в регионе 70

2.4. Роль и место транснациональных нефтегазовых корпораций в регионе 81

ГЛАВА 3. Развитие геоэкономических стратегий государств и транснациональных корпораций при освоении углеводородных ресурсов каспия 91

3.1. Разработка и применение геоэкономических стратегий при сооружении экспортных маршрутов Прикаспийского региона 91

3.2. Пути совершенствования конкурентных стратегий России

и российских компаний на Каспии 111

Заключение 129

Список использованной литературы 142

Приложения 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Создание новых суверенных государств на постсоветском пространстве прикаспийского региона явилось основной причиной перераспределения природных богатств Каспия и споров относительно национальных границ и истинной принадлежности различных сегментов углеводородных месторождений.

Выявились новые тенденции к формированию экономических национальных и групповых стратегических интересов. Среди этих групп естественно выделить прикаспийские страны (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан) и нерегиональные такие как страны Европейского Союза, США, Япония, Китай и Индию . Присутствие на Каспии интересов производителей и потребителей углеводородных ресурсов и растущая роль энергетики в прогрессе и развитии государств, создает основу для конструктивного сотрудничества.

В этих условиях Россия (как правопреемница Советского Союза), в определенное время вложившая в развитие региона и нефтегазового комплекса, большие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, рискует остаться в одиночестве против «сильных игроков» мирового нефтегазового рынка. России нужны эффективные геоэкономические наступательные и оборонительные стратегии, рекомендации приоритетного инвестирования нефтегазодобывающих и транспортных проектов. Нужны перспективные партнеры и эффективные проекты. Этому посвящено данное диссертационное исследование, что придает ему достаточную актуальность и значимость.

Степень разработанности темы исследования. В настоящее время существует достаточно научных трудов (как отечественных, так и зарубежных), в которых изучается и оценивается роль и потенциал углеводородных ресурсов региона на мировом рынке. Однако большинство из этих работ, не раскрывают полноту таких проблем, как международное сотрудничество

в вопросах безопасности освоения, хранения и транспортировки углеводородных ресурсов, избежания напряженности, конфликтов.

Из всех материалов, что нам удалось проанализировать, отметим следующие. В работе А. А. Конопляника и А. В. Лобжанидзе «Каспийская нефть на Евразийском перекрестке: анализ и перспективы» дано представление о содержании и эволюции энергетической стратегии России в регионе. Отмечено, что наиболее успешные страны смогут предложить устойчивые объемы поставок с наименьшими издержками добычи и транспортировки углеводородных ресурсов.

В автореферате диссертационной работе Д. В. Букина «Значение Каспийского региона в мировом энергетическом балансе» , широко описаны интересы таких ключевых игроков, как США, ЕС и Япония. Среди широкого спектра интересов представленных в работе наиболее основными являются усиление собственных конкурентных позиций через активное участие в освоение углеводородных ресурсов и развитие многовекторных поставок на Каспии.

Изучение ряда вопросов, таких как военно-политических, социально-экономических и культурных, представлены например, в издании В. В. Журкина «Европа и Россия: проблемы южного направления» и Л.С. Рубан «Каспий - море проблем» .

Проблемы охраны окружающей среды обсуждаются в книге группы авторов под руководством Н.Н. Наринского «Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России» , а также в издании А. Грешневикова «Каспий в сетях браконьеров» . В первой из них изучаются проблемы экологии в качестве инструмента сдерживания активного и динамичного освоения нефтегазовых ресурсов в регионе. Во второй рассматриваются проблемы сохранения ценнейших и редких видов животного мира на Каспии.

Об экспортных возможностях каспийских морских и транспортных узлов имеются достаточно публикаций, из которых, на наш взгляд, следует

выделить работу «Припортовые нефтяные терминалы. Российская Федерация и ближнее зарубежье» под редакцией Т. Л. Канделаки в издательстве «ИнфоТЭК-Консалт», в которой отмечены текущие возможности и перспективы развития инфраструктуры портов на Каспии.

Среди работ раскрывающих новые стратегические приемы и правила на внешнеэкономической арене следует отметить труды известного российского исследователя Э. Г. Кочетова, такие как «Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздания» и «Геоэкономика: освоение мирового экономического пространства» .

Среди зарубежных материалов следует отметить работу Amirahmadi
Hooshang «The Caspian region at a crossroad: Challenges of a new frontier of
energy» , в которой рассматриваются проблемы этнорелигиозного ха
рактера, имеющие отношение к современной террористической деятельно
сти, во многом препятствующей эффективному освоению природных бо
гатств региона. Научный труд Gokay Bulent «The politics of the Caspian oil»
* , раскрывает экономико-политические вопросы в области добычи и

транспортировки углеводородных ресурсов Каспия и их конкурентоспособность по сравнению с другими крупными нефтегазодобывающими регионами мира.

Проблемы, связанные с иностранными инвестициями особенно в переходный период, на примере отдельно взятой страны, можно рассмотреть в публикации Е. К. Dosmukhamedov «Foreign investments in Kazakhstan: politico-legal aspects of post-communist transition» , где изучаются возможности использования иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе экономики Казахстана.

Аспекты взаимодействия прибрежных государств с международными

финансовыми организациями (МФО), содержатся в отчетах Европейского

і Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Международной Финансовой

Корпорации (МФК). В частности, там проведен анализ стратегических

инициатив МФО в каждой прикаспийской стране, из которого следует, что

наибольший объем предоставленных кредитов направляется в нефтегазовый комплекс этих государств.

Наряду с этим, представлены аналитические данные по другим МФО, например Исламского Банка Развития (ИБР) и Азиатского Банка Развития (АБР). В отношении АБР и ИБР можно отметить тенденцию наращивания выборочных связей с государствами региона, например в области финансирования транспортных и экспортных возможностей Каспия.

Цель диссертационной работы. Проведение комплексного экономического анализа ситуации вокруг углеводородного потенциала Каспия и стратегий заинтересованных государств. Дать рекомендации по формированию эффективных экономических стратегий прибрежных стран. Для этого необходимо систематизировать, изучить, обобщить имеющийся в печати теоретический и практический научные материалы. Предложить пути решения спорных и проблемных вопросов, позволяющих совершенствовать и развивать экономическое сотрудничество в целях эффективного освоения

углеводородных ресурсов Каспия. Дать предложения по совершенствова
нию геоэкономической политики России в регионе.

Задачи исследования . Постановка и решение следующих задач:

проанализировать влияние углеводородных ресурсов Каспия на международное экономическое сотрудничество в регионе;

исследовать формы сотрудничества международного нефтегазового бизнеса в регионе в условиях глобализации;

провести экономический анализ взаимодействия государств и транснациональных корпораций в освоении углеводородных ресурсов Каспия;

выявить направления стратегий транснациональных корпораций, действующих в регионе;

чества как основы стратегии России и укрепления ее позиций в регионе.

Объектом исследования является прикаспийский регион с его нефтегазовыми ресурсами и системой государственных и корпоративных экономических отношений.

Предметом исследования являются стратегические аспекты международного экономического сотрудничества и конкуренции в области освоения углеводородных ресурсов Каспия.

Теоретическая и методологическая основы. Для обоснования предложенных подходов и решения поставленных задач использовались работы российских и зарубежных авторов, опубликованные в монографиях, учебных пособиях, ведущих экономических и научно-популярных журналах, а также информационные ресурсы электронной сети Интернет.

Огромный вклад в понимание проблем современного этапа развития мировой экономики внесли работы российских ученых, в частности: А.А. Арбатова, Р.И. Хасбулатова, Э.Г. Кочетова, Ю.Г. Барсегова, Л.С. Рубан, Н.А. Симонии. Из зарубежных работ, посвященных данной проблеме, сле-

Информационной базой исследования явились статистические и аналитические документы Международного энергетического агентства (МЭА), Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), группы Всемирного Банка и ЕБРР. В процессе решения поставленной задачи использовались материалы статистических сборников Министерства экономики Азербайджанской Республики, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Агентства Республики Казахстан по статистике, Аппарата Президента и Правительства Туркменистана.

При выполнении исследования применялись методы экономико-статистического анализа, сравнительных оценок, графический и принципы

системного подхода.

Научная новизна исследования. В результате исследования геоэкономической ситуации вокруг Каспия проанализированы и оценены страте-

гии прибрежных государств в области освоения углеводородных ресурсов региона. Определены стратегические модели сотрудничества транснациональных корпораций в условиях роста конкуренции в регионе.

Выявлен дисбаланс ресурсной и затратной базы добычи и транспортировки углеводородных ресурсов прикаспийских государств. Исследованы существующие и выявлены новые схемы, развития транспортного и экспортного потенциала региона. Предложены подходы совершенствования инвестиционного сотрудничества в развитии нефтегазового предпринимательства в регионе.

Практическая значимость исследования . Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть востребованы интеграционными экономическими группировками (Евразийского экономиче-

ского сотрудничества и Шанхайской организации сотрудничества) при раз
работке целевых комплексных программ социально-экономического и ин
дустриального развития, а также корпорациями со смешанным капиталом
при разработке программ диверсификации деятельности.

Рекомендательная часть диссертации и выводы могут быть положены в основу международных контрактов и соглашений о сотрудничестве, Министерством промышленности и энергетики РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством иностранных дел РФ.

Положения диссертации представляет практический интерес при освещении вопросов, связанных с мировым рынком нефти и газа в курсах «Внешнеэкономическая деятельность», «Мировая экономика», «Междуна-

родная энергетическая безопасность».

Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на Семнадцатых Международных Плехановских

Чтениях (2004 г.); Международном логистическом форуме, Москва (2005 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления», Москва (2005 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (150 наименований на русском и английском языках) и приложения. Общий объем работы 151 страница машинописного текста, в том числе 11 таблиц и 1 рисунок.

Прикаспийские энергоносители на современном этапе развития глобализованного энергетического рынка

Каспийское море, его шельф и водная среда - богатейший минеральными и биологическими ресурсами «ареал», привлекающий внимание не только приграничные государства, но и страны-системы, имеющие значительные финансовые ресурсы и проводящие активную геоэкономическую политику для продвижения и укрепления своего влияния.

Площадь самого моря охватывает 376 тыс. км, при этом территория самого региона прилегающего к морю больше в несколько раз . После распада СССР, количество прибрежных государств вокруг моря возросло с двух по состоянию на 1991 г. до пяти (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан) после 1991 г. К территории региона также относят государства Закавказья (Армения и Грузия) и Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также к ним различные источники относят Турцию и даже Афганистан, (приложение 1, рис.1) .

Геоэкономические эксперты и политики отводили и отводят в настоящее время прикаспийскому региону исключительно важное место, называя его «сердцем Евразии» . В свое время У. Черчилль называл Каспий и прилегающие к нему территории «легким подбрюшьем России, который позволит контролировать не только Россию, но и Персию с Кавказом и Средней Азией вместе взятые». В германском военном плане «Фель-ми» (оккупация Ирака, Ирана и Средней Азии) отмечалось, что «политико-географическое положение Каспия - главные факторы контроля третьего Рейха над этим регионом» .

Географическое расположение региона позволяет контролировать и влиять на геоэкономическую и геополитическую ситуацию не только на соседние страны (омываемые Каспийским морем), но и на все евразийское пространство. Вместе с тем, этот водоем, наиболее изолирован природой от естественных международных морских, океанских и речных путей.

Для получения наибольшей выгоды от каспийских природных богатств и продвижения их на мировые рынки (а также в связи с открытым международным морским трафиком), приграничные государства ввели в строй Волго-Донской канал (выход на Азовское, Черное и Средиземное моря), Волго-Балтийский путь (соединяющий Волгу с Балтийским и Белым морями), недостатками которых являются, небольшая пропускная способность по глубине фарватера и зимним прекращением навигации.

На советском пространстве, интересы СССР на Каспии заключались в развитии и сохранении биоресурсов, которые были более приоритетными, чем углеводородный фактор . На постсоветском пространстве, Каспий становится «ареной» борьбы за обладание природными ресурсами между прибрежными государствами. Это было вызвано тем, что новым государствам на Каспии, которые теперь стали независимыми, были нужны все больше финансовых и материально-технических ресурсов для восстанов ления своего экономического потенциала . Таким образом, для многих из них (особенно для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана) одним из перспективных источников для экономического развития, стали нефть и газ, Россия и Иран имели альтернативные источники для валютных поступлений.

В результате возникли споры вокруг урегулирования статуса Каспийского моря, которые стали предметами новых разногласий. За обладание значительным углеводородным потенциалом стали выдвигаться претензии практически со всех прибрежных стран. Не менее важным вопросом стал раздел Каспия по принципу определению его как моря или озера.

Если рассматривать Каспий как замкнутое или полузамкнутое море, то в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву - 1982 года, каж дое из прибрежных государств имеет 12-мильную зону территориального моря. По ней проходит его граница и вдобавок согласно со статьями 55-57 той же конвенции, исключительную экономическую зону, прилегающую к его границе на расстояние 200-х морских миль, если она не накладывается на сопредельные «исключительные экономические зоны» (приложение 2, рис. 3) .

Если же Каспий определяется как международное озеро, то оно делится между прибрежными странами и линии раздела являются продолжением государственных границ (на примере «Великих озер» между Канадой и США) или раздел проходит по линиям, соединяющим с точками выхода границ прибрежных государств на береговую линию (приложение 2, рис. 4) . По данному разграничению сектора Азербайджана, Казахстана и Туркменистана становятся значительно меньше, а сектора России и Ирана увеличиваются. Учитывая такой раздел, спорные месторождения Сердар (Кяпаз), Азери, Чираг и структура Араз-Алов-Шарг попадают в иранский сектор Каспийского моря, а не на территории Азербайджана и тем более Туркменистана .

Предлагались различные варианты от раздела Каспия на националь ные сектора (Азербайджан), совместное пользование (Россия) или равный раздел по каждой стороне 20% от общей территории моря (Иран) .

В своей Конституции Азербайджан четко обозначил свою часть в Каспийском море и требует от соседей уважения к своей территориальной целостности . Такое положение было сделано исходя из того, что в начале 80-х годов XX века Министерство нефтяной промышленности СССР, поделил Каспий на хозяйственные сектора, где за каждой союзной республикой была закреплена своя часть моря, в которой местные республиканские нефтегазодобывающие предприятия могли бы вести разведку и добычу углеводородов.

Формы и методы международного экономического взаимодействия на Каспии

Распад Советской системы является главной причиной упадка промышленного производства и снижения валового внутреннего продукта для всех без исключения республик бывшего СССР. По объемам ВВП, например, Казахстан, был отброшен к началу 80-х годов прошлого века . Так, например, после распада СССР Азербайджан потерял контроль над 20% своей территории, где ежегодно выращивалось до 40% пшеницы, 32% хлопка и 72% виноградника .

Одним из способов для выхода из кризиса является расширение сотрудничества между прикаспийскими странами, тем более для этого имеются огромный потенциал и возможности. Для реализации этих возможностей приоритетным является, обмен опыта по освоению шельфа Каспийского моря, тем более что Азербайджан и Россия имеют богатый опыт в этом деле.

Учитывая молодой характер прикаспийских государств, а также процесс накопления опыта работы в углеводородных проектах, одним из эффективных инструментов являются привлечение инвестиций, как портфельных, так и прямых.

Существует несколько форм инвестиций: 1) международное кооперационное производство (передача технологий или создание совместными усилиями собственных технологий); 2) создание совместных предприятий (СП) с различными долями иностранного капитала, продажа акций иностранным инвесторам; 3) создание предприятий частично или полностью принадлежащих иностранным юридическим и/или физическим лицам; 4) сотрудничество с иностранными компаниями в развитие производства на базе договора без создания юридического лица (консорциумы или альянсы); 5) привлечения инвестиций на основе концессий или соглашений о разделе продукции (СРП); 6) создание свободных экономических зон (СЭЗ) для активного привлечения иностранного капитала на определенной территории какой-либо страны .

Как известно для эффективной работы инвестиций основным фактором является стабильность (экономическая, политическая, законодательная и др.). Для прикаспийских государств наиболее актуальным является использование контрактных систем для освоения углеводородных ресурсов. Помимо них в мировой практике также используются концессионные системы и при этом каждая из этих систем подразделяется на различные кате гории (приложение 4, рис.5).

Концессии, как следует из данного термина, предполагают частную собственность на минеральные ресурсы (в Соединенных Штатах Америки частные лица могут владеть правом на минеральные ресурсы) [ЗО. С.349]. В большинстве стран все минеральные ресурсы принадлежат государству, но в рамках концессионных договоров права на месторождения передаются добывающим компаниям. В этом случае компания должна платить роялти и налоги. В международной практике существуют несколько концессионных вариаций - например, оператор/подрядчик может вести работу на основании выданной лицензии по схеме «роялти+налоги» или долгосрочные договора между инвестором и недрообладателем, т.е. с государством .

В рамках контрактной системы право собственности на месторожде ния минеральных ресурсов сохраняется за государством (виды данной системы - СРП или сервисные контракты). Компания - инвестор в соответст вий с СРП или сервисным контрактом получает право только на часть добываемого сырья или доходы от продажи нефти и газа .

В мире существуют три основных модели СРП: а) индонезийская (раздел добычи после вычета издержек инвестора); б) перуанская (прямой раздел) и; в) ливийская (относится к прямому разделу), см. приложение 5 рис.6 .

Различия между концессиями и СРП имеют в основном терминологический характер. Основные различия это: 1) В какой момент инвестор становится собственником произведенной продукции. В концессиях инвестор становится собственником в момент добычи нефти или газа непосредственно из скважины, а в СРП после возмещения издержек и уплаты необходимых налогов и сборов; 2) Вопросы, связанные с налогообложением (сколько и как платить налоги и сборы), см. рисунок 1 .

Распределение ресурсной и затратной базы освоения углеводородных ресурсов Каспия

Наиболее старыми разрабатываемыми не одно столетие углеводородными районами Каспия являются территории современного Азербайджана (Баку) и Туркменистана (Хазар/Челекен) . Относительно молодыми районами считаются российская часть, прилегающая к морю (республики Дагестан и Калмыкия, а также Астраханская область) и современный Казахстан.

Для всех прикаспийских стран углеводородный комплекс играет ключевую роль в экономическом развитии региона.

Так, например, в Азербайджане удельный вес нефтегазового комплекса в ВВП республики составляет примерно 25% (2005 г.) и данный комплекс играет ключевую роль в экономики страны . В Казахстане почти 50% общего промышленного производства занимает топливно-энергетический комплекс, который формирует существенную часть ВВП республики . Более 80% экспортных валютных поступлений, Туркменистан получает за счет продажи природного газа на внешних рынках. В совокупности весь топливно-энергетический комплекс Туркменистана формирует как минимум 50% ВВП страны .

Среди прикаспийских государств (за исключением России и Ирана), Казахстан является наиболее крупным производителем нефти . На территории Казахстана расположено до 210 углеводородных месторождений, из них более 100 нефтяных и 70 нефтегазоносных. В западных областях Казахстана расположено до 80% запасов нефти и газа, например в Аты-рауской до V3 запасов, а в Мангистауской до V4 углеводородных запасов. В казахстанском секторе Каспийского моря (КСКМ) расположено до 65% всех запасов нефти и газа Казахстана .

Необходимо добавить, что спад добычи наблюдался практически во всех прибрежных странах Каспия. Связано это было с разрывом экономических и технических связей между республиканскими и союзными предприятиями; ограниченными материально-техническими возможностями молодых стран на разведку новых и увеличение добычи на существующих месторождениях и; отсутствие или минимальные возможности для реализации своих энергоносителей на внешних рынках .

Если в начале 1990-х гг. в Казахстане добывалось до 27 млн. т нефти в год и до 9 млрд. м3 в год газа, то уже к 1995 г. добыча нефти упала до 20,0 млн. т в год, а производство природного газа сократилось до 5 млрд. м3 в год .

Начиная с 1995 г. процесс снижения добычи нефти и газа был стабилизирован и уже к 1997 г. добыча нефти приблизилось к уровню 1992 г., а добыча природного газа возросла до 7 млрд. м в год. К тому времени стабилизация была обеспечена за счет увеличения уровня добычи на месторо ждение Тенгиз (после создания СП «Тенгизшевройл» в 1993 г.), как нефти, так и попутного газа.

В 2005 г. объемы добычи нефти с конденсатом возросли до 62 млн. т (прирост по сравнению с 2004 г. на 4,5%), а объемы добычи газа до 22 млрд. м (прирост по сравнению с 2004 г. на 27,8%) . Рост добычи углеводородов обеспечен за счет, темпов роста добычи на месторождениях Тенгиз и Карачаганак, а также наращивание мощностей трубопровода Тен-гиз-Новороссийск (или Каспийский Трубопроводный Консорциум - КТК) построенного в 2001 г . Ранее предполагалась, что в 2005 г. объемы до-бычи нефти и газа составят 64 млн. т и 24 млрд. м соответственно. Сокращение предполагаемых объемов добычи нефти и газа связано с жестким государственным регулированием отбора и утилизации попутного газа. По самым оптимистическим прогнозам в 2010 и 2020 гг. ожидается рост добычи нефти до 100 и 200 млн. т соответственно, а природного газа до 50 и 80 млрд. м3 газа в год соответственно, см. таблицу-6 ниже .

Прогноз увеличения добычи нефти и газа, прежде всего, опирается на увеличение объемов притока инвестиций, объем которых оценивается в 2006-2010 - 20 млрд. долл., а в 2011-2015 - 21 млрд. долл. США . По данным Национального Банка Казахстана объем прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс с 1993 по 2005 гг. превышает 19 млрд. долл. США. Общий объем инвестиций (включая иностранные и национальные) в нефтегазовый комплекс в 2005 г составил 10 млрд. долл. США, при этом доля иностранных инвестиций достигает 80% . Активными иностранными инвесторами являются США, страны ЕС, Китай и Япония.

Разработка и применение геоэкономических стратегий при сооружении экспортных маршрутов Прикаспийского региона

Устойчивого экономического роста государствам, таким как прибрежные страны Каспия (именно для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана), можно достичь путем : 1) Развития аграрного сектора за счет его радикального реформирования; 2) Превращения этих стран в одну из сборочных площадок глобальной обрабатывающей промышленности; 3) Интенсивной эксплуатацией своих природных ресурсов и; 4) Специализацией транзитных, торговых и транспортных услуг.

Однако здесь возникают ряд сложностей для реализации одного из вышеуказанных пунктов, во-первых, для реформирования аграрного строя советских времен, могут уйти десятилетия, а то и поколения, во-вторых, основная часть квалифицированных специалистов все больше мигрирует из прибрежных стран Каспия.

Углеводородные ресурсы Каспия имеют огромное значение для мирового нефтегазового рынка. В случае сохранения нынешней благоприятной ценовой обстановки на мировых рынках или их незначительного снижения, следует предположить, что добыча и реализация нефтегазовых ресурсов Каспия будут идти интенсивными методами.

В случае резкого снижения цен на мировых нефтегазовых рынках интерес к Каспию как потенциальному поставщику будет несколько меньшим. Возможно, регион станет «запасным», который позволит потенциальным потребителям регулировать и уменьшать зависимость от поставок из других регионов. В этом случае, следует ожидать, что существующих экспортных мощностей будет достаточно для вывода энергоресурсов на мировой и региональный нефтегазовые рынки.

Как уже было отмечено ранее в данном исследовании основные потребители первичных энергоносителей (нефть и газ), а также потенциальные рынки сбыта каспийских энергоресурсов, являются азиатские страны (особенно Китай и Индия), страны ЕС и США. Дальнейший экономический рост этих стран и динамичное развитие мировой экономики в целом потребует все больших первичных энергоносителей.

По прогнозам различных международных организаций, таких как Международное Энергетическое Агентство и ОПЕК, потребление нефти к 2020 г. например, в ЕС возрастет до 16 млн. брл. в день (более 790 млн. т в год), в среднем рост составит 0,7% в год. В Юго-Восточной Азии при среднем росте в год 2,3% потребление нефти превысит более 20 млн. брл. в день (почти 1,02 млрд. т в год) .

С учетом экономического роста в Китае (с 1991 по 2005 гг. рост ВВП в среднем составил 9,5% в год), в этой стране растет уровень спроса на углеводородные ресурсы . Ожидается, что к 2010 г. энергопотребление возрастет до 1,4 млрд. т нефтяного эквивалента (т.н.э.) в год, из которых 8% (более 110 млн. т.н.э. в год) - это доля природного газа и предположительно доля нефти будет составлять 400 млн. тонн в год. К 2020 г. объем энергопотребления возрастет до 1,8 млрд. т.н.э. (доля природного газа возрастет до 15% или 270 млн. т.н.э в год) и соответственно нефтеобеспечение составит порядка 550-600 млн. т в год .

Активный рост потребления нефти и газа наблюдается и в Индии, где потребление нефти в 2010 и 2020 гг. составит примерно 200 и 300 млн. т в год соответственно, а потребность в природном газе возрастет до 40 и 70 млрд. м3 в 2010 и 2020 гг. соответственно . Рост потребления энергоресурсов и наличие современных экспортных трубопроводных систем к потребителям этих стран, делают поставки энергоресурсов из Каспия (нефть и газ), приемлемыми и актуальными.

В США к 2020 г. при среднем ежегодном росте потребления нефти в 1,5%, ее объемы составят 27-28 млн. брл. в день (1,34-1,39 млрд. т в год), в то время как доля природного газа в энергопотреблении в 2020 г. составит примерно 850-900 млрд. м3 в год или 26% .

Рост потребления приведет, соответственно, к поиску новых энергоресурсов, а также росту добычи нефти и газа во всем мире. Несомненно, доминирующие положение в области добычи нефти и газа будут играть страны Ближнего Востока. По прогнозам ОПЕК к 2020 г. добыча сырой нефти в странах Ближнего Востока может составить 1,5 млрд. т в год, а к 2030 г. добыча сократиться до 1,3 млрд. т в год . По данным журнала «Мировая энергетическая политика» в 2010 г. уровень добычи нефти во всем мире может составить 4,5 млрд. т, а в 2020 г добыча превысит 5 млрд. т.

Предположительно до 2050 г лидирующее положение по темпам роста и объемам добычи нефти в мире сохранят страны Ближнего Востока. Развитие новых технологий к 2050 г позволит сделать экономически рентабельным добычу нефти в таких труднодоступных районах как освоение глубоководных морских месторождений Бразилии, Мексики, провинция Альберта (Канада) и континентального шельфа России, общий потенциал которых сравним со странами Ближнего Востока . Следует также ожидать, что к 2050 г возрастет роль использования в энергопотреблении природного газа, а также таких видов энергии как ветряная, солнечная, атомная и другие альтернативные источники.

Ожидается, что в 2010 г в мире будет добываться до 4 трлн. м в год, а к 2020 добыча вырастет до 5 трлн. м3 в год природного газа, соответственно . По данным немецкой компании RWE к 2010 г возрастет мировой спрос на газ примерно на 50%, по сравнению с нынешним уровнем и возможно к 2030 г значимость использования газа превзойдет нефть (такого же мнения придерживаются эксперты из компании Shell Gas and Power).