Развивающиеся страны. Модель «догоняющего» развития

Китай - признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения - в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу.

За годы реформ и дореформенного развития Китайская Народная Республика, неоднократно сталкивалась с серьезными трудностями и вызовами, обусловленными для нее причинами как внешнего, так и внутреннего порядка. Одним из таких вызовов был, несомненно, азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. Не меньшие, а, возможно, и гораздо большие угрозы и перемены для стабильного и в целом успешного догоняющего - а по ряду параметров - и опережающего экономического развития Китая может принести и нынешний, стартовавший осенью 2008 г., финансово-экономический кризис, в орбиту влияния которого в условиях глобализации втягивается все большая часть не только мелких и средних, но и крупнейших экономик мира. Насколько прочной и устойчивой окажется перед лицом нарастающего мирового кризиса китайская модель социально-экономического развития? Рассмотрим в данном общем ракурсе некоторые наиболее основные и значимые, на наш взгляд, процессы, факторы, тенденции и проблемы современного Китая, стараясь взглянуть на них в сопоставительном ключе и исторической ретроспективе.

В теории мировой экономики, в частности, считается общепризнанным, что «экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть отставание страны по уровню социально-экономического развития, называется догоняющим развитием. Экономическая стратегия современного Китая - если идентифицировать ее с точки зрения глобальных тенденций мировой экономики - именно и прежде всего является стратегией догоняющего развития. Причем за период, прошедший после образования КНР (1949 г.), данная стратегия претерпела существенную эволюцию.

Опираясь на исследования ведущих китайских ученых-обществоведов (Ху Аньгана, Лу Юнсяна, Линь Ифу, Цай Фана и других), можно выделить три поэтапных типа данной стратегии.

Первый - традиционная стратегия развития периода административно-командной экономики в КНР (1950-70-е гг.), т.н. стратегия Мао Цзэдуна. Ее характерные особенности - стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку»; заимствованная у СССР ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК; «опора на собственные силы», усилившаяся после рокового размежевания с Советским Союзом в начале 1960-х гг.; ставка на тотальное импортозамещение; выкачка финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механизма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; политика «высокого накопления и низкого потребления»; запрещение и попытки полной ликвидации частного предпринимательства; построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобществлением.

Второй тип - стратегия экономического развития переходного периода от административно-командной к рыночной экономике (т.н. стратегия Дэн Сяопина). Ее отличительные черты - стратегическая цель достижения высоких темпов экономического роста страны, включающая, в частности, задачу четырехкратного увеличения ВВП в 1980-90-е гг.; ставка на эффективное использование Китаем своего основного конкурентного преимущества - трудовых ресурсов; политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики; постепенная либерализация торговли и инвестиций; активный ввод и формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование рыночной конкуренции; поощрение «достижения частью людей и регионов зажиточности раньше других» (т.н. концепция «очередности в обогащении»); допущение развития частного национального предпринимательства как «дополнения экономики, основанной на общественной собственности».

Если попытка реализации стратегии первого типа, несмотря на ряд достижений в 1950-е годы, в итоге привела к весьма острому социально-экономическому кризису, типичному для административно-командной экономики, то стратегия второго типа, напротив, вызвала ускорение и способствовала относительно устойчивому и быстрому экономическому росту Китая. В то же время издержки этого роста оказались весьма значительными - перерасход ресурсов, загрязнение окружающей среды, углубление социальных и межрегиональных проблем.

Начиная с середины 1990-х гг. и особенно после XVI съезда компартии Китая (2002 г.), руководство страны инициирует третий тип экономической стратегии - стратегии сбалансированного развития рыночной экономики, ассоциируемый с новым поколением китайских лидеров (т.н. стратегия Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао). Основное содержание этого типа - взаимоувязанное, гармоничное, устойчивое развитие города и деревни, регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. Поставлена задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, максимально сократив при этом отставание КНР по основным среднедушевым показателям от экономически развитых стран мира.

Следует заметить, что третий тип экономической стратегии Китая - это естественная трансформация ее предшествующего, второго, типа, диктуемая общим повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и - прежде всего - потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности).

С точки зрения целей настоящей статьи, следует также подчеркнуть, что формирование третьего типа экономической стратегии Китая было и своего рода недвусмысленным ответом на вызовы азиатского валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. Опираясь на данный тип стратегии, в ответ на определенное сокращение экспортных возможностей страны, вызванное современным кризисом 2008-2009 гг., государство в КНР ныне располагает гораздо большими возможностями инициировать переток капитала из сферы внешней в сферу внутренней ориентации экономики, обеспечить другие необходимые меры по структурной перестройке реального и финансового секторов национального хозяйства. В этом смысле антикризисный потенциал современного типа стратегии догоняющего развития Китая, безусловно, гораздо выше, чем у ее предшествующего типа.

Основным содержанием и структурно-экономическим механизмом догоняющего развития развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, является индустриализация, запоздавшая и/или деформированная по тем или иным причинам по сравнению с развитыми странами (особенностями докапиталистического развития, колонизацией, спецификой административно-командного «социализма» и т.п.).

Более поздняя индустриализация, включая ее современные формы, как несомненный недостаток и причина разрыва в уровнях развития стран мира имеет в то же время и свои определенные преимущества, особенно рельефно выявляемые, на наш взгляд, в эпоху глобализации. В случае современного Китая, это, прежде всего:

  • § возможность полномасштабного использования своего основного конкурентного преимущества - массы дешевой и дисциплинированной рабочей силы, в частности за счет диктуемого рыночными отношениями перелива ее из первичного во вторичный сектор экономики;
  • § возможность привлечения избыточного капитала и передовых технологий мировых транснациональных корпораций (ТНК) в процессе переноса ими в Китай своих производств в общих целях сокращения издержек оплаты живого труда и повышения за счет этого конкурентоспособности продукции.

Реальный сектор экономики, особенно его промышленный блок, можно по праву считать «локомотивом» догоняющего развития Китая, страны-субъекта запоздавшей индустриализации, которая ныне во многом ускорена глобализацией и экспортной ориентацией экономики.

Действительно, быстрый экономический рост КНР в значительной мере обеспечен промышленностью и, прежде всего, стремительным развитием ее обрабатывающих отраслей. Так, уже в 1978-2003 гг. среднегодовые темпы прироста добавленной стоимости промышленности страны составили 11,5% (что превысило соответствующие мировые аналоги 1980-х годов в 3,7 и 1990-2000-х - в 5,6 раза). В результате, если вести расчеты по ППС на базе данных Всемирного банка, можно прийти к выводу, что доля Китая в добавленной стоимости мировой промышленности увеличилась в 1975-2002 гг. с 3,39 до 21,50%, или в 5,5 раза. При этом уже в 2000 г. Китай превысил соответствующий уровень США на 0,7 проц. пункта (18,5 против 17,8%), доведя свой отрыв от этой державы в 2002 г. до 4,4 проц. пунктов (21,5 против 17,1%). Уже в начале 2000-х годов, таким образом, Китай не только вышел, но и прочно закрепил за собой первое место в мире по общему объему продукции и добавленной стоимости промышленности.

До образования КНР экономика полуфеодального, полуколониального Китая развивалась крайне низкими темпами. Так, в 1901-1950 гг. среднегодовые темпы прироста его ВВП составляли лишь 0,6%, что было в 3,7 раза ниже соответствующего общемирового уровня (2,2%). В 1950-е годы, с началом в КНР форсированной индустриализации при поддержке и по образцу СССР, темпы роста ВВП страны заметно возросли: например, в годы 1-й пятилетки (1953-1957 гг.) этот показатель увеличивался в среднем на 7,8% в год. Однако последовавшие затем политические авантюры «большого скачка и народных коммун», «культурной революции» вновь существенно замедлили экономическую динамику Китая: в 1960-е годы - до 0,6 и в 1970-е - до 3,1% в среднем за год (весь мир соответственно - 4,6 и 3,5%).

С началом современных рыночных реформ (1978 г.) догоняющее развитие КНР вступило в качественно новый исторический этап - этап «быстрого экономического взлета», как его образно называют в Китае. Действительно, несмотря на определенную колеблемость (флуктуации) конкретных годовых параметров экономического роста (самый низкий годовой прирост был отмечен в 1990 г. - 3,8%, самый высокий - в 1984 г. - 15,2%), в целом в 1979-2007 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в КНР составили свыше 9,5%, в том числе в 2000-2007 гг. - 10,2% (последний показатель, в частности, выше своего общемирового аналога - 3,2% - в 3,2 раза).

Ныне в Китае решается очередная престижная политическая задача догоняющего развития - учетверение ВВП к 2020 г. по сравнению с 2000 г. Есть все основания полагать, что она будет выполнена, ведь фактическое удвоение уровня ВВП 2000 г. было достигнуто уже в 2005 г. На период очередной, 11-й пятилетки (2006-2010 гг.), и последующее десятилетие до 2020 г. запланированы вполне умеренные для Китая среднегодовые темпы прироста ВВП - соответственно 7,5 и 6,5%. Это, во-первых, позволит снизить инвестиционный перегрев китайской экономики и вполне соответствует рассмотренным выше положениям современной, сбалансированной экономической стратегии Китая, во-вторых, должно обеспечить выполнение указанной задачи учетверения ВВП, и в-третьих, в процессе выполнения данной задачи наконец-то позволит Китаю по абсолютным размерам ВВП (исчисленному по ППС) стать мировым лидером, обойдя США.

Данная перспектива и возможные сроки ее реализации (к 2020 г.) во многом подтверждаются и прогнозами ряда авторитетных международных организаций. Так, согласно опубликованному в декабре 2008 г. прогнозу МВФ о развитии 171 экономики мира в 2008-2013 гг., в этот период ВВП США и Китая, рассчитанные по ППС, возрастут соответственно с 14,334 до 17,310 и с 7,793 до 13,779 трлн. долл.; доля ВВП КНР от ВВП США, согласно нашему расчету на базе этих данных, повысится с 54,4 до 79,6 %.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-1.jpg" alt=">Модель догоняющего развития Выполнили: Акбиева Айдан Апанасенко Яна Кузнецова"> Модель догоняющего развития Выполнили: Акбиева Айдан Апанасенко Яна Кузнецова Елена Кулишова Татьяна Хисматуллина Гузель Янковский Валентин

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-2.jpg" alt="> Догоняющим развитием называется экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть отставание страны по"> Догоняющим развитием называется экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть отставание страны по уровню жизни. Различают две модели догоняющего развития: импортозамещающая и экспортоориентированная.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-3.jpg" alt="> Цели стратегии 1. Развитие национальной промышленности 2. Улучшение условий торговли 3. Модернизация"> Цели стратегии 1. Развитие национальной промышленности 2. Улучшение условий торговли 3. Модернизация путём ускоренного освоения технологий 4. Централизация инвестирования 5. Улучшение инвестиционного климата 6. Увеличение запасов инвестиционных ресурсов

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-4.jpg" alt=">Стратегия импортозамещения Базируется на меркантилистской теории. Суть модели заключается в протекционизме по"> Стратегия импортозамещения Базируется на меркантилистской теории. Суть модели заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала, созданию многоотраслевой экономики, включая самые современные производства.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-5.jpg" alt="> Негативными сторонами являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность"> Негативными сторонами являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, ; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-6.jpg" alt="> Механизмы стратегии: Введение монополии государства на внешнюю торговлю Отказ"> Механизмы стратегии: Введение монополии государства на внешнюю торговлю Отказ от конвертируемости национальной валюты Высокие таможенные пошлины на импорт – защита отечественных производителей от иностранной конкуренции Ограничение иностранных инвестиций

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-7.jpg" alt="> Особенности стратегии: Создание крупного государственного сектора Дискриминация ряда отраслей"> Особенности стратегии: Создание крупного государственного сектора Дискриминация ряда отраслей и производств (установление завышенных цен на продукцию промышленности и заниженных – на продукцию с/х). Сущность процесса догоняющей модернизации везде одна и та же независимо от политического и социального строя: это организация масс для индустриализации. Так как целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, притом что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать ее, ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идет на пользу ни национальному производству, ни потребителям

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-8.jpg" alt="> Результаты стратегии: Произошло отделение внутреннего рынка от внешнего Создание"> Результаты стратегии: Произошло отделение внутреннего рынка от внешнего Создание крупного государственного сектора Нехватка валюты Эта стратегия привела к кризису (уменьшение НД на 10%).

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-9.jpg" alt="> Страны: СССР, бывшие социалистические страны, Аргентина, Бразилия, Мексика,"> Страны: СССР, бывшие социалистические страны, Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Пакистан. Большие по территории Аграрные С большим внутренним рынком Богатые природными ресурсами Экспортеры сырья

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-10.jpg" alt="> CCCР: Хозяйственная автаркия Использование жестких мобилизационных"> CCCР: Хозяйственная автаркия Использование жестких мобилизационных мер Принуждение к труду Создание внутри страны целостных технологических пирамид во всех отраслях Государственные субсидии в малоэффективные отрасли Отсутствие стимулирующего эффекта

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-11.jpg" alt="> Стратегия экспортной ориентации Базируется на теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо."> Стратегия экспортной ориентации Базируется на теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, ; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-12.jpg" alt="> Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым"> Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-14.jpg" alt="> Особенности стратегии: Отсутствие подавления рыночных сил, как это происходило в"> Особенности стратегии: Отсутствие подавления рыночных сил, как это происходило в СССР. Реализация стратегии требует громадных инвестиционных ресурсов. Специфика модели предполагает благоприятный инвестиционный климат внутри страны. Политика протекционизма в отраслях, в которых страна не обладает конкурентными преимуществами. Политика экспортной ориентации в отраслях, в которых страна обладает конкурентными преимуществами. Занижение валютного курса

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-15.jpg" alt="> Догоняющее развитие: «Догоняющая модель» модернизации создает острова, анклавы современной жизни"> Догоняющее развитие: «Догоняющая модель» модернизации создает острова, анклавы современной жизни в отсталых странах. «Догоняющая» стратегия предполагает, что Северная Америка и Западная Европа остаются неизменными В настоящее время универсальные формы легитимации модернизации отсутствуют. Догоняющая модель развития имеет свои пределы. По мнению большинства авторитетных ученых концепция догоняющего развития не может рассматриваться как завершенная теория. Необходимость развития творческого потенциала личности.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-16.jpg" alt="> Результаты стратегии Формирование разветвленной и эффективной производственной базы Быстрые"> Результаты стратегии Формирование разветвленной и эффективной производственной базы Быстрые темпы экономического роста и роста экспорта Рост доли промышленной продукции в экспорте (до 80 - 90%) Создание больших валютных резервов Отсутствие проблемы нерегулируемости платежного баланса Отсутствие потребности во внешних займах

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-17.jpg" alt="> Страны: Большинство стран Восточной и Юго- Восточной Азии: Япония,"> Страны: Большинство стран Восточной и Юго- Восточной Азии: Япония, Р. Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия. Небольшие по территории Не обладающие богатыми природными ресурсами Имеющие слаборазвитую обрабатывающую промышленность

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-18.jpg" alt="> Япония: Импорт технология из США Развитие эффективных,"> Япония: Импорт технология из США Развитие эффективных, конкурентоспособных отраслей На первом этапе модернизации – создание и поддержка новых отраслей, на втором – поддержка только тех отраслей, которые прорываются на внешние рынки (поощрение экспорта). Третий этап – отказ от любой поддержки. Стимулирование государством перемещения ресурсов в более конкурентоспособные отрасли

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-19.jpg" alt="> объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, и банков в тесно связанные"> объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, и банков в тесно связанные группы называемые кэйрэцу; взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством; гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях; активное профсоюзное движение; Коллективизм и патриархальность.

Src="https://present5.com/presentation/3/4184666_136911065.pdf-img/4184666_136911065.pdf-20.jpg" alt=">Спасибо за внимание ">

Концепция догоняющего развития

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Концепция догоняющего развития
Рубрика (тематическая категория) Экономика

Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. ʼʼНовая экономикаʼʼ и ее главные черты и последствия

Постиндустриальный этап развития мировой экономики. Постиндустриальная [лат. post после) стадия производства, ведущая к информационному обществу, отличается следующими признаками: · наибольшее развитие получаст третичная сфера экономики - сфера услуг, где занято 60-70% всœех работников: · во всœех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд; · на предприятиях быстро повышается роль научных работников и высококвалифицированных специалистов: · экономика способна обеспечить для всœех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка На рубеже XX- XXI вв. начался второй этап НТР. На достижениях этого этапа ныне стремительно развивается новая экономика, воплощающая прежде всœего результаты развития информационной революции (создание компьютерной техники, Интернета͵ информационных технологий).

Рисунок 6.6.

"Новая экономика" (экономика знаний), становление которой идет у нас на глазах и с нашим участием, экспертами ведущих университетов США характеризуется как мир, в котором коммуникационные технологии формируют глобальную конкуренцию. Эксперты ООН определяют "новую экономику" как совокупность интенсивного технологического прогресса в области компьютеров, коммуникаций, интернационализации экономических систем, бурных изменений в финансовой сфере. Новая экономика - "экономика знаний", таким образом, не ограничивается областью высоких технологий, а охватывает многие области, в т.ч. финансовую, которая приобретает черты виртуальности. Это качественно новый уклад в мировом хозяйстве. В его рамках формируется и информационное сельскохозяйственное производство (фермеры используют для посœева генетически измененное зерно, осуществляют дистанционное управление сельскохозяйственной техникой), информационная индустрия (металлообрабатывающие заводы, к примеру, для экономии ресурсов и сокращения издержек применяют компьютерные технологии), сфера информационных услуг (благодаря которой фабрики использует Internet для получения заказов по всœему миру, страховые компании совершенствует систему управления на базе специально созданных пакетов компьютерных программ и т. д.). Серьезные изменения происходят и в сырьевой сфере - "осязаемые" ресурсы вытесняются "неосязаемыми". Это выражается в широкомасштабном замещении традиционных материалов (металлов, природных ресурсов) новыми (пластиками, композиционными материалами). По этой же причинœе рыночная стоимость того или иного предприятия определяется не "осязаемыми" ценностями (активами) - машинами, оборудованием, техникой, а "неосязаемыми" - квалификацией персонала, управленческой системой, информационным обеспечением. Беспрецедентно высокие скорости передачи информации обуславливают развитие всœех экономических и социальных процессов в режиме реального времени, т. к. исчезает временной лаг, ранее возникающий за счёт сбора, изучения и адаптации информации.

Изменения, происходящие в мире под воздействием глобализации и "новой экономики", характеризуются рядом особенностей. Возникают новые формы хозяйственных связей, Internet, расширивший число своих пользователœей в период с 1994 по 2003 ᴦ. в 333 тыс. раз. Масштаб информационных потоков через "всœемирную паутину" способствует созданию новых продуктов, путей и рынков сбыта͵ обуславливает интернационализацию коммуникаций и формирует глобальную конкуренцию. Активизируется инновационная деятельность, изменяются ее направления, а если говорить точнее, она переходит в новое качество. Развитые страны Европы до 80% финансовых ресурсов направляют в высокотехнологичные отрасли, банковский или страховой бизнес, в то время как ранее примерно 20% их направлялось в промышленное производство, 40% в торговлю и 30% в сферу недвижимости и финансов. Усиливается напряженность в миграционных процессах, что приводит к ужесточению мер по использованию иностранной рабочей силы, к примеру в странах Европейского союза. Это связанно именно с глобализацией, т. к. приток легальных и нелœегальных иммигрантов из-за пределов ЕС (Ямайки, Кореи, Кубы, Мексики) в серединœе 90-х гᴦ. ХХ в. не позволил 10 млн коренных жителœей Европы найти работу дома (в Германии - 1,7 млн, во Франции - 1,3 млн чел.). Изменяется роль государства, что проявляется в переходе от системы прямого государственного регулирования к системе универсальных политико-правовых стандартов, определяемых правами человека и решением проблем социального равенства. Возрастает ценность знания как основного ресурса экономического роста и экономической безопасности. Влияние глобализации выражается в увеличении значимости образования и инвестиций в науку, повышении требований к профессиональным знаниям и умениям сотрудников.

В "новой экономике" ведущую роль в экономическом подъеме страны приобретают внутренние условия, емкость внутренних рынков. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, которые в последние десятилетия вошли в число "новых постиндустриальных стран".

Глобализация и "новая экономика" - это процессы становления нового мирового хозяйственного контура, взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Создание единого глобального мирового порядка в этой связи предполагает не стихийное, а организованное его построение на базе ряда фундаментальных принципов экономической интеграции отдельных стран.

В классической политэкономии наиболее совершенную концепцию догоняющего развития построил Фридрих Лист. Он показал, что свобода торговли консервирует специализацию, то есть в условиях догоняющего развития - отсталость. В связи с этим он выдвинул программу протекционизма, таможенной защиты национальной индустрии на период модернизации. Лист показал, что необходима специальная система целœевых государственных инвестиций и серьезного вмешательства для внерыночного направления деятельности частных компаний. Связанные с этим издержки являются неизбежной платой за, как он выражался, ʼʼпромышленное воспитание нацииʼʼ.

С другой стороны, иными исследователями обращается внимание на то обстоятельство, что наметившаяся в последние годы тенденция к выравниванию уровня экономического развития высоко экономически развитых стран, с одной стороны, и средне- и слаборазвитых, с другой, является достаточно логичным следствием нарастающей реальной глобализации, невозможной без роста прозрачности экономических границ, а также результатом роста уровня образованности населœения развивающихся стран и тесно связанного с этим продвижения к завершению демографического перехода, ᴛ.ᴇ. результатом того, что к 1990-м гᴦ. большинству стран Третьего мира удалось добиться резкого роста грамотности, что, с одной стороны, стимулировало экономический рост, а с другой стороны, способствовало сокращению рождаемости и очень значительному замедлению темпов роста населœения. В результате всœех этих процессов в последние годы в большинстве стран периферии наблюдаются темпы роста ВВП на душу населœения, значительно более высокие, чем в большинстве стран центра, а значит, и происходит совершенно закономерное достаточно быстрое сокращение разрыва по уровню жизни между ʼʼразвитымиʼʼ и ʼʼразвивающимисяʼʼ странами. При этом сокращение это идет заметно более быстрыми темпами, чем шло нарастание данного разрыва вплоть до начала 70-х гᴦ. прошлого века. Необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что перелом двухвековой тенденции к роста разрыва по уровню жизни между центром и периферией на тенденцию к сокращению этого разрыву с удивительной точностью (практически до года) совпал по времени с переломом целого ряда других многовековых (и даже иногда многотысячелœетних) тенденций на прямо противоположные. Речь идет в т.ч. и о переходе от многотысячелœетних тенденций к увеличению относительных темпов роста населœения и ВВП (а также ВВП на душу населœения) к прямо противоположным тенденциям к уменьшению этих темпов и о переходе от многотысячелœетней тенденции к уменьшению эффективности использования энергии к прямо потивоположной тенденции к росту этой эффективности. Совпадение это отнюдь не случайно и отражает тот, факт что мы имеем здесь дело с разными сторонами единого процесса развития Мир-Системы, с разными сторонами единого процесса выхода Мир-Системы из режима с обострением и началом движения к траектории устойчивого развития.

Концепция догоняющего развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Концепция догоняющего развития" 2017, 2018.

Высокоразвитые страны , ступив на новый путь цивилизации по­стиндустриального общества, развиваются тем не менее на основе раз­личных моделей рынка .

Либеральная (американская) модель построена на системе всемер­ного поощрения предпринимательской активности , усилий наиболее деятельной части населения. Эта модель ориентирована на достиже­ние личного успеха «экономического человека ». В ее основе лежат принципы монетаризма .

Снижение уровня финансирования социальных правительствен­ных программ признается обязательным условием оздоровления эко­номики, поскольку позволяет воспрепятствовать иждивенчеству граж­дан и активизирует стимулы их деловой активности. При эффектив­ном рынке работающий человекспособен сам заработать и решить свои проблемы (жилищные, медицинские и др.), не прибегая к помо­щи государства. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Одна­ко проблема выравнивания доходов не ставится.

Либеральная модель ориентируется на сильного производителя , который не нуждается в протекционистских мерах. Поэтому такую мо­дель называют либеральной. Она пропагандирует необходимость отка­за от протекционистских мер и в области внешней торговли, и валют­ных отношений (пошлин, количественных ограничений импорта, ва­лютных интервенций, девальваций и др.).

Строй эффективных производителей может успешно функциони­ровать, если он опирается на столь же эффективную денежно-кредит­ную политику Центрального банка . Центральный банк, а не государст­во в либеральной модели является главным макроэкономическим ко­ординатором. Он должен создать низкий инфляционный фон хозяйственных процессов. Предупреждение возможной инфляции должно происходить на основе бездефицитного государственного бюджета. Таким образом, регулирование реального сектора в либе­ральной модели осуществляется косвенным образом через функции

ЦБ, воздействуя на финансовые рынки и на процесс предложения де­нежной массы.

Либеральная модель, которой придерживались США, с самого на­чала своего развития ориентировалась на научно-технический про­гресс (НТП) . Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предпринимательский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвратимый процесс. Лидерство в НТП на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать до­полнительные выгоды.

Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рынка ог­раничивает возможность получения на нем монопольной прибыли. Но выход на мировой рынокпозволяет использовать такие возможности . Работа на мировом рынке усилила новационную направленность аме­риканского бизнеса, поскольку этот рынок с его жесткими условиями конкуренции заставлял быть еще более динамичным.

Осознание факта, что монопольная рента возможна только при со­хранении лидерства в НТП , естественно, активизировало США в ос­воении этого пути. Они активно включились в процесс всеобщей ком­пьютеризации производства и достигли фактически предела потреб­ностей в персональных компьютерах.

Начиная с послевоенного периода, ни одна страна мира не вклады­вала столько средств в образование, научные исследования и техноло­гические разработки, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений . Следует особо подчерк­нуть способ финансирования НТП. Государство осуществляет под­держку не конкретно тому или иному предприятию, а направлению технического прогресса.»

Развитие на основе лидерства в НТП строится на вложениях в че­ловека. Именно на это нацеливала программа президента Б. Клинтона. На «человеческий капитал» приходится примерно 3/4 национального богатства США.

США сформировались как большая открытая экономика с чрезвы­чайно емким внутренним рынком и высококонкурентными произво­дителями. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах. Лидирующие позиции США в мирохозяйст­венных связях касаются как внешней торговли, так и экспорта ссудно­го кадитала, портфельных и прямых заграничных инвестиций. Хозяй­ственное поле США привлекает мощный поток иностранных инвести­ций. Национальные деньги США, по существу, стали выполнять функцию мировых денег, что дает стране дополнительные доходы.

Россия , ориентируясь на либеральную модель, должна иметь в виду , что такой путь дает простор для уже действующего развитого рыночного механизма . В России такого зрелого механизма еще нет . Она стоит перед задачей создания его основ и конкурентного режима. По­этому использование принципов либеральной модели не может стать исключительным и единственным направлением. Такая модель долж­на накладываться на структурные реформы.

Западная Европа занимает особое место в мировом хозяйстве. Ядро западноевропейских государств представляет собой близкие по уровню и хозяйственным механизмам страны. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре страны: ФРГ, Францию, Италию и Вели­кобританию, которые сосредоточили 70% западноевропейского ВВП и половину населения региона.

Будучи высокоразвитыми экономиками, западноевропейские го­сударства эволюционировали на основе конкуренции качества по за­конам рынка монополистической конкуренции.

Европейская модель развития последовательно использует принципы социально ориентированной экономики . Она настроена на предотвра­щение социальной напряженности, защищая социально уязвимые слои населения. Для выполнения такой функции активно используется пере­распределение доходов путем прогрессивного налогообложения. Высо­кая социальная нагрузка, которая ложится на государственный бюджет за счет социальных программ, приводит к более высокой тяжести налогооб­ложения, по сравнению с американской моделью развития.

Европейская модель развития содействовала поступательному росту жизненного уровня в стране, увеличению сберегательных про­цессов, необходимых для последующего инвестирования. Таким обра­зом формировалась база инвестиционного климата в стране - залога ее стабильного экономического роста.

Население при росте благосостояния меняет социальную структуру . Постепенно вымывается экономическая база маргинализации населе­ния, растет так называемый средний класс. Он становится основным плательщиком налогов и тем самым - финансовой опорой государства .

Следование такой модели требует обоснования предельно допус­тимой социальной нагрузки на государственный бюджет . Социальная защищенность не должна гасить мотиваций к труду и стремления к росту квалификации. Тяжесть налогообложения не должна гасить сти­мулы к инвестированию . Между тем многие европейские страны стали испытывать определенные проблемы из-за:

Перегруженность бюджета социальной составляющей требует снижения социальных обязательств государства. Однако это вызывает недовольство населения, которое привыкло к сложившимся стандар­там жизни.

Европейская модель развития основана на активной роли государ­ства в регулировании экономики. Здесь непопулярны идеи об обяза­тельном уходе его из экономики, уступив процесс координации слепой стихии рынка. Государству вменяется обязанность руководства страте­гическим развитием . Государство активно влияет на

Европейская модель развития продемонстрировала всему миру по­ложительные эффекты международной интеграции. Миру были проде­монстрированы также преимущества развития, основанные на исполь­зовании единого технологического уклада. Он способствовал кумуля­тивному эффекту разделения труда, преодолевшему раздробленность национальных рынков. Европа сформировала единый рынок . И это единство позволило использовать даже небольшим странам положи­тельный эффект масштаба и выйти на единые стандарты конкуренто­способности. Стала более тесной кооперация фирм разных стран, что также дало толчок для роста производства. Таким образом, Европа по­казала эффект развития на основе насыщенного, но единого рыночного пространства, подчиненного единым принципам и нормам регулиро­вания.

Особенность европейского развития послевоенных лет, и особен­но в последние два десятилетия, состоит в использовании эффекта системности , который основан на достижении согласованности эко­номических процессов. Такой эффект является важнейшим фактором роста наряду с инвестициями.

Толерантность (терпимость) ЕС к национальным культурам раз­личных стран также дает дополнительные экономические эффекты. Происходит абсорбция (поглощение) всего лучшего и постепенное взаимообогащение достижениями мировых культур. В этом европей­ский путь выгодно отличается от американского, базирующегося на противопоставлении американского образа жизни традициям и обы­чаям других народов.

Надо отдать должное и политической ориентации ЕС , который не претендует на мировое лидерство и не стремится навязывать свои стандарты устройства остальным странам мира. Это освобождает ЕС от огромных затрат по поддержанию «статуса мировой державы», что, в свою очередь, приносит не только политические дивиденды, но и экономические выгоды

Россия должна из европейской модели извлечь уроки, оценивая ее достижения и возможные трудности.

Японская модель развития предназначена для высокоразвитой стра­ны, ориентированной на экспорт.

На старте послевоенного развития ее рынок страдал от засилья им­порта, так как национальное производство было либо разрушено, либо неконкурентоспособно. Японское правительство осознало необходи­мость ликвидировать промышленное отставание, добывая недостаю­щие технологии за счет приобретения лицензий. На их основе факти­чески были перестроены все отрасли в течение 50-70-х гг.

Промышленная трансформация Японии происходила не спонтан­но. Она подчинялась системе продуманных мер , приоритетных на­правлений, которые формировались на основе совместной работы правительственных структур и бизнеса . Приводилась в действие зна­менитая японская структурная политика. В результате в Японии был создан относительно единый технологический уклад , подчиненный структурной сбалансированности.

Экономическая теория о необходимости добиваться макроравно­весия и поддерживать его стала активно внедряться в хозяйственную практику. В 60-х гг. Япония активно использовала идеи нобелевского лауреата В. Леонтьева по балансированию экономики , который по просьбе японского правительства помог составить межотраслевой ба­ланс производства страны по 2000 позициям. В результате японское правительство получило очень мощный инструмент экономического регулирования хозяйства.

Оно стремилось воспроизводить ежегодно оптимальную отрасле­вую структуру . Избыточное производство в любой отрасли означало бы падение продажных цен и последующую перегруппировку отрас­лей, что угрожало потерей найденной стабильности. Японское прави­тельство стало использовать не совсем рыночный инструмент эконо­мической политики, который не был подхвачен другими странами: ежегодные квоты развития отраслей .

В области микроэкономики японская модель показала всему миру успешность использования «человеческих отношений» между трудом и капиталом. Совместная слаженная работа обеих сторон трудового процесса сопутствовала процветанию крупных фирм, которые успеш­но проводили экспансию на мировом рынке. Система пожизненного найма в любой интенсивно развивающейся стране с подвижными хо­зяйственными пропорциями не могла бы прижиться. В Японии она до недавних пор процветала.

Обновление производства на основе лицензий, сбалансирован­ное развитие экономики, активная промышленная политика, под крепленная новациями эффективного менеджмента, позволили Япо­нии перейти на новую ступень промышленной модернизации .

Необ­ходимость закупать ресурсы для производства заставила Японию с самого начала ориентироваться на высокие критерии эффективно­сти , характерные для мирового рынка. Внедренная новая техника и созданная продукция должны были соответствовать этим требовани­ям. Высокая мировая цена за ресурсы стала низшей стартовой план­кой эффективности. Японская экономика с успехом справилась с по­добными трудностями, которые, в свою очередь, укрепляли стремле­ние развиваться на основе высоких параметров эффективности. Дефицит сырьевых ресурсов заставил Японию добиваться новаторст­ва в области использования ресурсоэкономных технологий. Успеш­ное освоение мирового рынка активно поддерживалось японским го­сударством за счет стимулирования товарного экспорта.

Однако 1990-е гг. были для экономики Японии тяжелыми.

Японская модель, нацеленная на общую сбалансированность, ока­залась неравновесной по вине государства, которое стремилось огра­ничить рынок в выполнении его балансирующих функций. Ограниче­ние рыночных сил на внутреннем рынке излишне монополизировало хозяйственную структуру. Отставание в системе подготовки специали­стов, способных к самостоятельной творческой работе, не позволило Японии успешно освоить инновационную модель развития. Состояние внутренних потенций японской экономики стало опре­делять и ее внешнеэкономическую деятельность. Ориентируясь на производство товаров с использованием высоких технологий, Япония стала наращивать экспорт в высокоразвитые страны, и прежде всего на американский рынок, так как именно там был высокий спрос на тако­го рода продукцию.

Ориентация на американский рынок привела к конкурентным тре­ниям с американскими корпорациями. Поэтому Япония переключи­лась на освоение близлежащего и более слабого по сравнению с нею Азиатского региона. Внешнеэкономические стратегии японских фирм позволяли заработать новый капитал их владельцам, а страна стала обогащаться, снижая планку требований опережения в инновацион­ном НТП.

Японии сегодня нужна новая стратегия экономического роста , ко­торая позволила бы ей занять более надежные позиции в освоении ин­новационной модели. Модель развития индустриального типа она уже исчерпала .

Россия должна оценить факторы успеха «японского чуда» и рас­смотреть, насколько такие факторы носят интернациональный харак­тер и могут ли они использоваться в ее экономическом развитии. Для этого следует оценить положительные эффекты такой модели и грани­цы ее действия.

Япония продемонстрировала всему миру успешность стратегиче­ского развития, основанного на технологическом порыве.

Она связала успехи развития с последовательной индустриализа­цией страны, которую она адаптировала к существующим требовани­ям мирового рынка. Россия должна также, как и Япония, оценивать собственный рынок, исходя из критериев эффективности внешнего рынка.

Японская структурная политика совмещала две задачи:

Россия также не должна разрывать эти два процесса.

Путь к успеху лежит не в примитивизме рабочей силы, а в ее квали­фикации и непрерывном процессе ее обучения . Россия не должна за­бывать об этом долгосрочном факторе экономического роста.

Японская модель не ломала национальный менталитет . Она нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути разви­тия страны.

Вместе с тем появились угрозы консерватизма , связанные с ориен­тацией развития на крупных хозяйственных гигантов. Подобное пре­достережение особенно важно для России, так как она уже сформиро­вала у себя доминирующие на внутреннем рынке подобные структуры. Россия должна строить свои национальные стратегии, поддерживая конкурентную среду .

Стремление сэкономить на фундаментальных научно-исследова­тельских разработках привело Японию к серьезным ограничениям в переходе к инновационной модели развития. Она стала терять лидер­ство в этой области. Россия рискует потерять научный потенциал, если она в срочном порядке не станет поддерживать экономику знаний, так как нынешнее поколение ученых не получит достойную замену. Тогда возможности инновационного пути развития будут надолго потеряны.

Олигархическая модель развития формируетсяна основе повышения роли крупных корпораций, переросших в финансово-промышленные группы (ФПГ) и проникающих во власть. На этой основе происходит сращивание экономической и политической власти монополий .

Добившись экономической власти, ФПГ стремятся проникнуть в государственно-политическую систему, подчиняя ее своим частным интересам. В этом случае негативные эффекты монопольного рынка разрастаются. Экономическая наука такие процессы расценивает как разрушение рыночных механизмов, как основу дисбалансов, инфля­ции, социальной напряженности. Проникновение олигархических структур во власть опасно и возможностью воцарения тоталитарных режимов , которые с помощью силы государства проводят перекачку национальных ресурсов в пользу отдельных монополистических кла­нов общества.

Одновременно с этим с помощью государства олигархи­ческие структуры сохраняют свое господство, создавая и приумножая барьеры для появления на рынке конкурентов в виде новых капиталов. В результате нарушаются условия для свободного перемещения ресур­сов. Перестает действовать автоматический механизм балансирования хозяйственных пропорций. Диспропорции нарастают . Экономика становится деформированной и не способствует экономическому рос­ту страны. Ее потенциал используется для личного обогащения узкого круга лиц , а не для роста благосостояния всего общества В таких эко­номиках возможны миллиардные состояния у нескольких лиц при прозябании в трясине повседневных проблем остальных членов обще­ства.

Опасность монопольного рынка и крайнего проявления его в виде олигархического государственно-капиталистического общества была отмечена уже давно. Была осознана и угроза демократическим устоям общества, которую порождает это направление экономическою раз­вития. После разгрома тоталитарного режима фашистской Германии, показавшей всему миру его угрозы для национальной безопасности и демократических свобод, во всех странах с развитой рыночной эконо­микой стала проводиться активная антимонопольная политика. Соз­давались и противовесы для проникновения олигархических структур во власть.

Монопольный рынок создается всякий раз, когда происходит ог­раничение конкуренции. В развитых странах сегодня проводится ак­тивная антимонопольная политика, ограничивающая монополисти­ческую власть и пестующая конкурентную среду. Поэтому там, не­смотря на лидирующие позиции крупных корпораций, конкурентный рынок поддерживается.

В странах с незрелыми рынками опасности монополизации эконо­мики и ее олигархического направления оказываются достаточно вы­сокими. Они вызваны неразвитым рынком капитала, ограниченными возможностями перелива активов по отраслям и регионам, слабыми потенциями для формирования альтернативного монополисту произ­водства. Следует иметь в виду и слабость в этих странах демократиче­ских институтов, что облегчает проникновение монополистических структур во власть и укрепляет их экономический диктат.

Угрозы сползания России в олигархический капитализм вполне реальны . В свое время государство содействовало формированию крупных интеграционных структур. Думалось, что именно они способны к инвестициям и модернизации хозяйства. В результате на ко­нец XX в. структура ведущих отраслей после процесса приватизации и операций с мелкими пакетами акций рынки устоялись и оказались по­деленными. Технологический монополизм, унаследованный от старой системы, стал дополняться интеграционными образованиями, стиму­лируемыми государством. В результате россияне столкнулись с новы­ми деформациями, типичными для олигархической модели развития Они выразились:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Модель «догоняющего» развития уходит корнями в межвоенный период, хотя можно говорить о более ранних примерах ускоренной промышленной модернизации хозяйства: Германии после объединения 1871 г и Японии периода преобразований Мейдзи. Хозяйственная история первой половины XXв. отмечена по крайней мере двумя масштабными экспериментами «догоняющего» индустриального развития на основе мобилизационного метода: ускоренная индустриализация СССР (1920-1930-х) и ускоренная милитаризация Германии (1930-е). В послевоенный период в СССР, государствах мировой системы социализма и ориентировавшихся на них освободившихся странах происходил процесс ускоренного индустриального развития в условиях отсутствия рыночных отношений.

В ряде капиталистических стран со средним развитием стала осуществляться политика ускоренной индустриализации, которая имела общие черты, несмотря на отдельные региональные различия. На протяжении 1950-1960 гг. страны с «догоняющей» моделью показали невиданные образцы роста (Япония, ряд стран Латинской Америки).

Наиболее успешным примером стратегии «догоняющего» развития может служить Япония, тогда как большинство стран, выбравших эту модель, столкнулись в последние 20 лет с серьезными проблемами. Среди них ряд стран Латинской Америки так называемой «большой тройки» - Аргентина, Бразилия и Мексика, а также их соседи по континенту - Боливия, Венесуэла, Перу, Чили и др., где под влиянием мирового кризиса 1920-1930-х гг. приобрела популярность концепция импортозамещающего хозяйства.

Пришедшие в этот период к власти представители популистских партий выдвинули стратегию опоры на собственные силы, направленную на создание развитой национальной индустрии. В условиях слабости национального капитала данную задачу призвано было решать государство. Популярность выбранной стратегии подкреплялась успехами предвоенного развития ряда стран Латинской Америки, где темпы роста в конце 1930-х гг. были выше, чем в большинстве развитых стран. Например, в Чили среднегодовой рост в 1931-1940 гг. составил 4,8%. В годы войны происходило дальнейшее укрепление индустриального сектора экономики. В первые послевоенные десятилетия практически повсеместно прокатилась волна национализации ведущих отраслей.

Успехи в развитии ряда импортозамещающих экономик наиболее ярко проявились в изменении структуры хозяйства некогда отсталых стран. Из преимущественно аграрных и торгово-посреднических они превращались в индустриальные. Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили достигли во второй половине XXв. среднего уровня развития. Но уже в 1970-е гг. в «новых индустриальных» странах Латинской Америки стали нарастать кризисные явления как результат общемирового системного кризиса индустриального общества. При этом кризис здесь носил более глубокий характер. Его главной причиной явилось отсутствие необходимых для преодоления элементов новой постиндустриальной экономики в виде собственной фундаментальной науки, развитой системы образования и др. Кризис поддерживала предельно развившаяся система государственного вмешательства, государственного предпринимательства. Все это серьезно препятствовало началу реформ. Очевидно, что в кризисных условиях сравнительно низкоэффективная экономика южно-американских стран сдавала позиции и на внешних рынках. Они сталкивались с проблемами быстрого демографического роста при сравнительно низком уровне жизни и бедности широких слоев населения. К тому же общество психологически не было готово к радикальной либерализации. Об этом свидетельствовали первые по времени в Латинской Америке реформы в Чили, которые проводились в условиях установившейся военной диктатуры генерала А. Пиночета. В 1980-е гг. стали переходить к новой модели остальные страны региона. Этот переход носил болезненный и непоследовательный характер. Несмотря на длительный период реформирования, он не привел к однозначно-позитивным результатам, что выражалось в периодических глубоких финансово-экономических кризисах, и по сей день сотрясающих экономики ведущих латиноамериканских стран.

Второй распространенный вариант модели «догоняющего» развития представлен странами Юго-Восточной Азии. Каждая из них в различный период приступала к индустриализации хозяйства. В Малайзии, Сингапуре и на Тайване она началась сразу после Второй мировой войны, в Индонезии и Южной Корее - в начале 1960-х гг., в Таиланде - в конце 1960-х гг. Этот список можно продолжать за счет Китая, активно внедрявшего индустриальную модель с 1970-х гг., а также двух стран бывшей мировой системы социализма (Вьетнама и Лаоса), которые стали применять стратегию индустриальной доминанты развития в середине 1990-х гг.

Индустриальное развитие азиатских стран состоит из двух этапов. На первом, как правило, принималась известная латиноамериканская модель импортозамещающего хозяйства с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а вслед за этим происходила переориентация индустрии на внешний рынок. По подобной схеме развивалась, например, Южная Корея. Модель азиатских индустриальных стран во многом напоминает черты японской модели. Некоторые различия можно увидеть в степени монополизации хозяйства, уровне развитости системы государственного патронажа, роли иностранного капитала, особенностях отраслевой структуры и т.д.

В условиях начавшегося перехода к постиндустриальному обществу азиатская модель индустриального развития, так же как и латиноамериканская, оказалась в глубоком кризисном положении. Повсеместно в названных странах с некоторым опозданием - со второй половины 1980-х гг. стала демонтироваться прежняя система государственного регулирования, проводиться последовательная либерализация режима, в том числе и его демонополизация, что делает экономики «азиатских драконов» более открытыми. Данный процесс сопровождается глубокими финансово-экономическими кризисами, характерными для всех стран, выбравших модель «догоняющего» развития.