Отказ от банковской гарантии. Отказ принятия банковской гарантии заказчиком Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок

Устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиям?

Заказчики не могут устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиями. Такой вывод подтверждает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2014 г. N Ф07-2966/14 N А56-54795/2013), а основан он на том, что Федеральный закон N не содержит такого права заказчиков. Так, заказчики не могут требовать, чтобы у банка, который выдает гарантию, был определенный капитал, как и не может заказчик требовать, чтобы счет, на который перечисляется аванс, находился в том же банке, который предоставил гарантию.

2. Может ли заказчик требовать несколько банковских гарантий в обеспечение одного контракта?

Нет, не может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 19.09.2014 г. N Д28и-1893. Также Министерство разъяснило, что нельзя требовать:
– обеспечения третьим лицом, не являющимся участником закупки;
– смешанного обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и внесения денежных средств на счет заказчика.

3. Достаточно ли указать в протоколе, что банковская гарантия заказчиком не принимается?

Да, этого достаточно. Такой вывод следует из Решения АС Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. N А56-75943/2014. При этом суд указал следующее.
"Как следует из пункта 14 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 по результатам рассмотрения банковской гарантии составлять какой-либо отдельный документ не требуется, так как результатом рассмотрения в трехдневный срок банковской гарантии является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признание такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке и, как следствие, незаключение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предоставившим такую банковскую гарантию, и признание такого поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, форма отказа в принятии банковской гарантии, равно как и необходимость оформления подобного отказа в виде отдельного документа законодательством не предусмотрены.
Суд также не принимает довод УФАС по Санкт-Петербургу о том, что вследствие нарушения Заказчиком требований части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчик лишил Общество возможности устранить возникшие замечания по предоставленной банковской гарантии, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает возможности устранения недостатков банковской гарантии и предоставление ее в исправленном виде повторно Заказчику. Предоставление надлежащих документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, является обязанностью и риском участника закупки.
Вместе с тем в письме ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4178 изложена позиция о том, что в случае выявления заказчиком (уполномоченным органом) ненадлежащего обеспечения исполнения контракта заказчик (уполномоченный орган) вправе предложить лицу, с которым заключается контракт, представить надлежащее обеспечение исполнения контракта в соответствии с Законом о размещении заказов. Соответственно этой позиции предложение представить надлежащее обеспечение исполнения контракта взамен ненадлежащего является правом, а не обязанностью заказчика. Отказ же заказчика от использования такого права не может нести за собой наступление какой-либо ответственности".

4. Можно ли вносить изменения в банковскую гарантию?

Нет, нельзя. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 15.05.2015 г. N Д28и-1382. Министерство основывает свой вывод на том, что внесение изменений не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 г. N .
Иной вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 N Д28и-1815. В п. 8 Письма сказано, что вносить изменения допустимо, если при заполнении банковской гарантии были нарушены специальные правила. Например, если неверно заполнены реквизиты, то можно внести изменения.

5. Может ли участник закупки требовать возврата денежных средств за банковскую гарантию, которую не принял заказчик?

Нет, не может. Такой вывод сделан в судебной практике. В Постановлении 9 ААС от 30.09.2015 N 09АП-33868/2015 был сделан вывод, что договор между банком и участником был исполнен. Доказательств фальсификации банковской гарантии не было предоставлено. Договор не является незаключенным или недействительным. Поэтому банк не обязан возвращать деньги за выданную банковскую гарантию.

Регламентируется отказ от банковской гарантии в общем случае статьей 368 ГК РФ, в которой приводятся все требования к независимой банковской гарантии. А потому согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации в таком документе обязательно должна быть указана следующая информация:

  1. Реквизиты гаранта, бенефициара и принципала (соответственно банка, заказчика и исполнителя по контракту;
  2. Сумма, а также сроки действия БГ;
  3. Обязательства гаранта, а также условия уплаты денежных средств по БГ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии по 44-ФЗ

Кроме того, Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» устанавливает дополнительные причины, по которым банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком. Перечислены они в пункте шестом статьи 45 указанного федерального закона.

Итак, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1. Банка, которому вы поручили функции гаранта по БГ, нет в специальном перечне министерства финансов Российской Федерации. Ознакомиться с данным перечнем можно, пройдя по ссылке - http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty ;
  2. Предоставленная заказчику БГ отсутствует в специальном реестре банковских гарантий для участия в закупочных процедура по 44-ФЗ. Найти указанный реестр можно в Единой информационной систем для закупок товаров, работ и услуг. Чтобы перейти на страницу поиска, нужно перейти по следующей ссылке - http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html ;
  3. Указанные в БГ условия, сроки и сумма не соответствуют информации, прописанной в документации о закупке, извещении и проекте контракта;
  4. В договоре БГ нет упоминания о том, что банковская гарантия является безотзывной;
  5. Обязанности принципала (исполнителя по контракту) прописаны в гарантии не полностью либо не прописаны вообще;
  6. БГ не предусматривает выплату гарантом бенефициару (заказчику) неустойки в размере 0,1 процента за каждый день просрочки своего обязательства.

Заказчик рассматривает банковскую гарантию в срок не более 3 рабочих дней с даты ее поступления.

Если заказчик отклонил банковскую гарантию, то он обязан в указанные в законе сроки (в течении 3 рабочих дней) сообщить об этом гаранту в письменным или электронным уведомлением. Более того, должны быть указаны конкретные причины, ставшие причиной отклонения БГ и ставшие основанием для ее отказа.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать

Иногда действительно так случается, что заказчик возвращает банковскую гарантию по обстоятельствам, указанным выше. Что делать в такой ситуации? В рамках закона 44-ФЗ заказчик поступить иначе не может, потому что за принятие в качестве обеспечения «неправильной» банковской гарантии ему грозит административная ответственность.

Согласно указанному федеральному закону обеспечение исполнение контракта – это прямая обязанность поставщика в рамках конкурентных процедур, а потому «закрыть глаза» на ее отсутствие – это тоже нарваться на штрафы. А потому если заказчик отклонил банковскую гарантию, то единственный выход из ситуации – это обеспечить исполнение контракта другим способом, то есть, другой банковской гарантией или денежными средствами.

В случае обеспечения исполнения контракта ситуация осложняется еще и тем, что обеспечить исполнения должен победитель тендера, и если он своевременно сделать это не сможет, то будет признан участником, уклонившимся от подписания контракта. А потому заказчик может, а нередко и обязан внести сведение о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит такое стечение обстоятельств – «отлучением от участия в госзакупках на два года, именно на такой период времени информация вносится в указанный реестр. Требование отсутствия поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, конечно, необязательное для всех процедур.

Однако, как правило, большинство заказчиков перестраховываются и устанавливают данное требование всегда. Вот так, ошибка при оформлении банковской гарантии может привести к самым неутешительным последствиям.

А потому гораздо проще, воспользоваться услугами профессионального брокера, который в случае чего даже сможет оперативно оформить новую БГ. На это у вас в случае отклонения будет всего два-три дня.

Отказ бенефициара от прав по банковской гарантии

Гражданский Кодекс Российской Федерации не предусматривает права гаранта или принципала расторгнуть или изменить БГ, если это не оговорено в самой банковской гарантии (что делается крайне редко). А потому отказ от прав по банковской гарантии- это прерогатива исключительно бенефициара (заказчика по контракту).

Чтобы это оформить он направляет в банк письмо с уведомлением о том, что он отказывается от своих прав. После чего гарант должен известить об этом принципала, и договор БГ будет считаться расторгнутым. Однако произойдет это лишь в том случае, если поставщик полностью выполнил свои условия контракта.

Отметим, что есть и еще две возможности для отзыва:

  • и сполнитель по контракту предлагает вместо БГ залог;
  • в договоре БГ оговорены особые условия, при наступлении которых гарантия перестает действовать.

Ну и в конце пара слов об отказе выдачи банковской гарантии. Это мало связано с темой настоящей статьи, просто некоторые предприниматели, мало знакомые с ГК, иногда эти понятия путают. Отказ в выдаче банковской гарантии – это отказ банка оформить соискателю данный документ.

Такие случаи также нередки, поскольку даже владелец вполне благонадежной фирмы может неправильно подготовить пакет подтверждающих документов. А это потерянное время и возможность попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

В тексте любой банковской гарантии указывается период ее действия. Этот срок является существенным условием. Если он указан некорректно или банк несвоевременно внес в реестр Единой информационной системы (ЕИС) сведения об обеспечении, последует отказ от заключения контракта. Как следствие, — разбирательство в Антимонопольной службе на предмет признания участника уклонившимся и лишения его права участвовать в закупках в течение 2 лет.

Срок банковской гарантии по 44-ФЗ

В ходе определения поставщика участник имеет право предоставить банковскую гарантию в двух случаях:

  1. Когда в конкурсе или закрытом аукционе она предоставляется в качестве обеспечения заявки. При этом период ее действия должен составлять не менее чем два месяца от даты окончания срока подачи заявок.
  2. При подписании контракта она представляется в качестве обеспечения исполнения контракта. В этом случае срок действия банковской гарантии должен превышать минимум на один месяц период действия контракта.

Таким образом, срок предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ в качестве обеспечения заявки и в качестве обеспечения исполнения контракта отличается. Это необходимо иметь ввиду, когда будете обращаться в банк или иные кредитные организации для получения банковской гарантии.

Срок рассмотрения заказчиком

После получения в банке проекта гарантии, участник имеет право предоставить ее текст заказчику на согласование. Он может сделать это как в письменной форме, так и в форме электронного документа. При этом, заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий три рабочих дня с момента ее поступления. При отказе в принятии, он сообщает о причинах такого решения в течение трех рабочих дней.

При соблюдении всех требований, заказчик принимает электронный документ или письменный акт. После этого участник направляет организатору торгов обеспечение с помощью электронной торговой площадки в рамках электронного аукциона. А в случае проведения конкурсных процедур, передает оригинал документа заказчику. При этом, перед подписанием контракта со своей стороны, заказчик проверяет наличие сведений о документе в Реестре ЕИС.

Срок внесения в реестры

Банк, который выдает или вносит изменения в условия документа, должен включить информацию о ней в Реестр ЕИС. Закон о контрактной системе обязывает сделать это не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи или внесения изменений.

Если сведения составляют государственную тайну, или данные о государственной тайне содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, банк вносит сведения об обязательствах в Закрытый реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за датой их выдачи. В указанный Реестр также вносятся сведения об обеспечении при заключении контрактов по:

  • оказанию услуг по страхованию;
  • транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств и услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

При этом Закрытый реестр не размещается в ЕИС.

Такому понятию, как банковская гарантия, не один год. Она себя зарекомендовала отлично, но и сегодня нередко можно столкнуться со сложными прецедентами ее применения на практике. Яркий тому пример — ! Предлагаем разобраться, какими могут быть основания для этого, что заказчик обязан сделать, если хочет отказаться, какие имеются для этого предпосылки со стороны законодательства Российской Федерации.

Несколько слов о банковской гарантии

Само понятие банковской гарантии точно и детально определено в статье 368 части 1 ГК РФ. Это обязательство банка-гаранта в письменной форме об уплате бенефициару (то есть кредитору принципала) денежной сумме определенного объема, как только бенефициар письменно потребует ее уплату с учетом условий даваемого обязательства гарантом. Другими словами, если поставщик не станет выполнять своих обязательств, то именно банк будет возмещать за него деньги, и поставщик останется в должниках уже перед банком-гарантом.

Основные звенья этой цепочки:

  1. Принципиал – поставщик, предоставляющий гарантию в качестве обеспечения исполнения взятых на себя обязательств.
  2. Бенефициар – муниципальный заказчик, то есть выгодоприобретатель. При нарушении договора он имеет полное право на обращение в банк, чтобы получить сумму по гарантии в качестве компенсации за убытки из-за нарушения обязательств.
  3. Банк-гарант – полный перечень всех учреждений такого типа можно найти на официальном сайте Министерства Финансов РФ .
  4. Порой может появляться еще один участник, брокер, являющийся независимым посредником между принципалом и гарантом.

Что обязан сделать заказчик в случае отказа?

Именно основания для отказа являются краеугольным камнем. В этом вопросе стоит руководствоваться исчерпывающим перечнем, который официально закреплен в части 6 статьи 45 в «Законе о контрактной системе» . Кроме того, банковская гарантия отказ заказчика предполагает соблюдение следующих условий последним:

  1. Проинформировать о своем обоснованном объективном решении либо в письменном виде, либо направив документ по электронной почте. При этом в сообщении лицу, предоставившему банковскую гарантию, должны быть перечислены все основания отказа в принятии банковской гарантии заказчиком . Это необходимо сделать не более, чем через 3 рабочих дня после вступления банковской гарантии, в соответствии с Законом о контрактной системе РФ (часть 7, статья 45 ).
  2. За этот же временной отрезок заказчик обязан сформировать согласно текущим требованиям и включить в реестр сведения относительно отказа на основании пункта 12 Постановления Правительства № 1005 .

Важный аспект: с учетом пункта 17 упомянутого выше Постановления, все сведения, что предоставляет заказчик для последующего внесения в реестр, должны на 100% совпадать с информацией, направленной лицу, предоставляющему банковскую гарантию.

Самые частые причины для отказа

Гражданский Кодекс России оставляет, как принципиалу, так и гаранту, достаточную свободу в рамках выбора условий банковской гарантии, и это можно отследить, например, в таких статьях ГК РФ, как 371, 372, 377 . При этом Закон о контрактной системе вкупе с Постановлением №1005 в редакции Постановления № 1339 теоретическая свобода на практике нередко существенно ограничивается с перекосом в сторону бенефициара. Такой характер подчас не учитывается в должной мере ни банками, ни участниками закупки, что в итоге ведет к закономерному последствию – происходит отказ принятия банковской гарантии заказчиком .

Оснований сразу может быть несколько. Ниже оформлены самые частые основания с учетом статистики за последние несколько лет на основании официальных данных:

  • Неправильно составленный список документов, которые были представлены заказчиком банковскому учреждению параллельно с требованиями относительно уплаты суммы по гарантии.
  • Отсутствие условий по праву заказчика на такую операцию, как бесспорное списание средств со счетов гаранта при неисполнении требований заказчика об уплате в течение 5 рабочих дней.
  • Некорректно установленные сроки действия.
  • Основания отказа в принятии банковской гарантии заказчиком могут быть и вовсе не указаны.
  • Если в банковской гарантии присутствуют технические ошибки и опечатки.
  • Неправильно установлены сроки выплат.
  • Имеют место быть условия относительно возмещения убытков бенефициару по причине действий/бездействия принципиала.
  • Если в гарантии нет условия о несении гарантом расходов, возникших по причине перечисления денег гарантом.
  • При указании неверной суммы.
  • По банковской гарантии отказ заказчика может быть при наличии условия об отсутствии ответственности гаранта за невозврат со стороны приципиала авансовых платежей.
  • Из-за включения обязательства информирования гаранта со стороны бенефициара.
  • Нарушена последовательность нумерации на листах.
  • Если в гарантии нет каких-либо указаний на перечень обязательств принципиала.
  • Также при отсутствии указаний на права заказчика на передачу права требования, если изменился заказчик, с учетом действующего законодательства страны. При этом обязательно предварительное извещение о сложившейся ситуации гаранта.

Из этого следует, что нужно с особой тщательностью относиться к этому вопросу, привлекать к его решению специалистов, чтобы из-за малейшей ошибки в составлении банковской гарантии не столкнуться с отказом. Конечно, при возникновении неприятной ситуации всегда можно попытаться обжаловать это решение в суде, и положительные прецеденты имеют место быть. Так, лицо, которое предоставило банковскую гарантию заказчику, не согласившемуся на заключение контракта, может обжаловать такой отказ в судебной инстанции, опираясь на ФЗ №44, часть 8, статью 45 , в порядке, закрепленном в 6 главе ФЗ №44 и 12 части 31 статьи ФЗ №44 .

Подводя итоги

Банковская гарантия, отказ заказчика от нее – ситуация вполне рядовая и встречающаяся довольно часто. Это факт. Отталкиваясь от практического опыта, можно сделать вывод, что у участников закупок сегодня по-прежнему остается большим риск отказа от приема представленной гарантии. Причины могут быть самыми разными: как технического, так и принципиального характера (в каждом случае все индивидуально). По каким причинам эти ошибки допускаются? Могут ли быть небрежны банки – вольно или невольно? Да, могут, поэтому именно участники закупки и заказчики должны продемонстрировать в своих же интересах пристальное внимание к составу банковской гарантии, чтобы на выходе повысить качество уже ставшего классическим финансового инструмента.

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок” регулирует обеспечение государственных и муниципальных нужд востребованными товарами и услугами. Актуальным вопросом в данном законе становится предоставление банковских гарантий заказчику на исполнение контракта. Для рассмотрения порядка регулирования данного аспекта, следует выявить определенные моменты.

Банковская гарантия по ФЗ 44 — это обеспечение исполнения условий контракта по закупкам для заказчика. Оформляется она только в утвержденном Минфином банке, перечень возможных учреждений приводится в ст 45 44 ФЗ .

Банковская гарантия по Закону о закупках может быть оформлена как в письменной форме, так и в электронном варианте. Порядок оформления заключается в следующих шагах:

  • определение банка, который согласно перечню Минфина может выступать гарантом;
  • уточнение условий, на которых банк может гарантировать заказчику исполнение контракта;
  • разработка и заключение соглашения.

Для оформления соглашения о банковской гарантии заказчик предоставляет следующий перечень документов :

  • по форме банка составляется заявление;
  • заполняется анкета с указанием полной информации о заказчике;
  • предоставляются копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих наличие полномочий у руководителя или иного лица;
  • отчеты бухгалтера за последние годы, расшифровка к ним;
  • проект контракта с поставщиком.

При наступлении гарантийного случая бенефициар по Закону о закупках направляет гаранту следующие документы:

  • требование об исполнении обязательств согласно договору о банковских гарантиях;
  • документально подтвержденный расчет суммы;
  • платежное поручение, которое подтверждает перечисление средств принципалу — поставщику;
  • подтверждение наступления гарантийного случая в соответствии с условиями договора.

Документы, подтверждающие полномочия представителя, также являются востребованными.

Требования к банковской гарантии по ФЗ 44

Статья 45 ФЗ 44 определяет следующие требования к банковским гарантиям :

  • безотзывной характер;
  • регламентированная сумма, которая подлежит уплате заказчику в определенных условиях;
  • обязательства принципала, которые покрываются действием банковской гарантии;
  • обязанность гаранта в оплате каждого дня просрочки в размере 0,1%;
  • условия исполнения обязательств, взятых на себя гарантом;
  • сроки действия банковской гарантии;
  • перечень документов, предоставляемых заказчиком банку для получения причитающейся суммы по обеспечению контракта.

В условия банковской гарантии по Закону о закупках запрещается включать требования о предоставлении судебных актов о неисполнении принципалом взятых на себя обязательств. Гарант не может также требовать отчет об исполнении контракта. Такой пункт не включается в договор и не может быть условием для его заключения.

Срок действия

Срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ при обеспечении контракта регламентируется условием договора. Каждая ситуация рассчитывается в отдельном порядке. Определяется дата отсчета — аукцион может проводиться заблаговременно, а наступление гарантийного случая допускается в другом сезоне или через определенный промежуток времени.

По Закону о закупках, срок действия банковской гарантии должен превышать период исполнения обязательств принципалом минимум на один месяц. В отдельных ситуациях срок действия может быть изменен :

  • изменился срок действия заключенного контракта — если гарантийное время не покрывает новый период, бенефициар обращается к заказчику с заявлением о продлении;
  • если услуги или товары были предоставлены ранее требуемой даты, заказчик может вернуть документы в банк, подтверждая, что гарантийные обязательства снимаются;
  • при заключении контракта на несколько лет допускается его поэтапное ежегодное продление.

Срок предоставления

Предоставление банковской гарантии по 44 ФЗ осуществляется в течение 5 дней с момента обращения. Статья 45 указывает на данный период и предписывает, что обращение должно быть проведено в течение действующего срока гарантийного обеспечения .

Если гарант не предоставляет требуемых средств, заказчик по Закону о закупках 44 ФЗ по истечению пяти дней вправе списать требуемую сумму со счета банка. Бенефициару дается при этом три дня на рассмотрение поступившего от гаранта обеспечения по исполнению контракта.

Пример

Пример банковской гарантии по 44 ФЗ можно скачать . По приведенной ссылке предлагается образец документа, указывающий на основные аспекты заключения договора по Закону о закупках.

В зависимости от ситуации и требований, текст договора может отличаться, как и его условия. Документ разрабатывается с учетом положений статьи 45 — ее требований и условий.

Скачать ст 45 44 ФЗ

Скачать статью 45 Федерального закона о банковских гарантиях можно по данной . Текст представлен в последней редакции с актуальными изменениями. Последние поправки были внесены в декабре 2014 года.

Скачать Закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” можно . Документ содержит все поправки, актуальные на 2017 год.

Так же можете ознакомиться с текстом об исполнительном производстве.