Конспект урока по окружающему миру "что такое экономика". Конспект урока по окружающему миру «Что такое экономика? Окр мир что такое экономика

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Личностные

Знание основных моральных норм.осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Основные виды деятельности обучающихся

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

Основные понятия

Экономика. Отрасли экономики

Проверка готовности к усвоению нового материала

1.Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что такое экономика.

Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоя-тельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

Изучение нового материала

История денег

Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.

Как же люди в древности обходились без денег? Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?

Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы - серебро и золото.

Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар - быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес.
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами. Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов.

История денег

Что такое экономика

Для чего нужна экономика

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей: лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслу-живание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.

Урок окружающего мира

«Что такое экономика?»

Учитель начальных классов:

Полухина Ольга Владимировна

Москва, 2017



Откройте учебник на

с. 103 и прочитайте название темы.


Жизнь города и села.


Соберите рассыпавшееся слово.


Я думаю, что узнаю…

Мне хотелось бы узнать о…


Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон,

буквально – правила ведения хозяйства.

Экономика – это отношения между людьми.

Эти отношения складываются, когда одни создают товар , другие продают его, а третьи – покупают.


Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания .

Где для нас это все производят?

Промышленность


Хлеб, молоко, овощи, мясо…

Это к нам приходит откуда?

Сельское хозяйство


Без этой части экономики мы с вами не

смогли бы жить, так как оказались бы на улице.

Не было бы заводов и фабрик, не было бы

промышленности, так как станки не могли

бы круглый год работать под открытым небом .

Строительство


Но сама промышленность или сельское

хозяйство не пришли к нам в дом. Мы

приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазина, рынки, торговые точки.

Какая часть экономики помогла нам в этом?

Торговля.


Эта часть экономики помогает доставить

материалы для строительства новых домов,

обработать землю и доставить зерно на

элеватор, мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём.

Транспорт


Сельское

хозяйство

Промышленность

торговля

Строительство

транспорт

ЭКОНОМИКА




Работа в паре

Откройте рабочую тетрадь на с. 47.

Определить и подписать отросли экономики.


Тест по теме « Что такое экономика?»

1 . Закончи определение: «Экономика – это..»

а) забота о природе

б) возможность зарабатывать деньги

в) хозяйственная деятельность человека

2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство


Итог урока

Продолжите фразу :

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…

Хохолина Ирина Евгеньевна
учитель высшей категории
МОУ гимназия №33
г. Кострома

План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 2 класс»

Методический комментарий: c введением новых стандартов в образовании, в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные универсальные действия. Работа на данном уроке помогает формировать такие регулятивные универсальные учебные действия как: постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем; способность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Для формирования адекватной самооценки у младших школьников используется два вида оценок ученика: прогностическая и ретроспективная. Прогностическая оценка ставится учеником перед выполнением работы. Дети предполагают, на какую оценку они справятся, выполняя то или иное задание, проверяя то или иное умение. Выполнив и проверив задание, учеником ставится объективная оценка – ретроспективная. Оба вида этих оценок обязательно должны предшествовать оценке учителя. После проверки учитель оценивает работу и анализирует, совпала его оценка с оценкой ученика или нет. Если в большинстве работ оценки совпадают, то можно сделать вывод, что у ребёнка формируется адекватная самооценка. Ученики так же сравнивают свои оценки с оценками учителя. Если в работе есть ошибки, ребёнок имеет возможность видеть конкретные причины неуспешности и легко сориентироваться, какой материал необходимо повторить еще. Такая работа помогает ученику увидеть, каких знаний не хвалило и что он может предпринять в дальнейшем. На этом этапе ребёнок формулирует собственные рекомендации или дальнейший план действий.
Я предлагаю урок по окружающему миру, который не только даст новые знания детям, но и поможет формированию регулятивных учебных универсальных действий.

Цель урока :

  • раскрыть понятия экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля;
  • учить выделять связи между составными частями экономики;
  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.
Материалы для урока: карточки для групповой работы с изображением отраслей экономики; карточки с перечнем отраслей; индивидуальные карточки для проведения среза по изученному материалу, карточка с зашифрованной темой урока.

Ход урока:

Актуализация знаний и формулировка цели урока.
На магнитной доске карточка с зашифрованной темой урока
- Расшифруйте слово и вы узнаете тему урока

А К И М О Н О К Э

Э К О Н О М И К А

Где вы слышали это слово? Где оно вам встречалось в жизни?
- А знаете ли вы что такое экономика? Предположите?
- Одинаковые или разные получились ответы?
- Какую задачу на урок вы перед собой поставите? (узнать, что такое экономика)

Работа с новым материалом
Сейчас мы узнаем, что такое экономика. Для этого необходимо разгадать кроссворд. В середине кроссворда откроется нужное нам слово (разгадывание кроссворда с использованием компьютера).
-Так что такое экономика? ЭКОНОМИКА - ХОЗЯЙСТВО (на доске появляется карточка)
Вы наверно в жизни слышали фразу дела по хозяйству?
- Какие дела входят в это определение? (уборка дома, приготовление еды, уход за домашним любимцем…)
То есть хозяйство состоит из нескольких составляющих – частей. Так вот и экономика, так как это хозяйство, состоит из нескольких частей.
- А знаете ли вы, из каких частей состоит экономика?
- Какая следующая задача урока? (узнать из каких частей состоит экономика)
Чтобы определить части экономики вы будете работать в группах.
Задание каждой группе: соотнесите иллюстрацию с одним словом из списка и расскажите, как вы понимаете это слово. (Каждая группа получает карточку с изображением одной отрасли экономики и карточки с перечнем отраслей)
Далее следует выслушивание одного представителя от группы и заполнение схемы на доске.

Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.100, прочитайте вывод. Рассмотрите рисунки на стр.101. Какие части экономики представлены на фотографиях? Какая часть экономики отсутствует? Найдите её на стр. 100.

Физ.минутка.
- Как эти части экономики могут быть связаны между собой? Рассмотрим простой пример с обычным стаканом молока.
- Подумайте, посовещайтесь в паре с соседом, как стакан молока появляется у вас дома? Какие отрасли экономики задействованы? Как?
На доске: с/х – транспорт – промышленность – транспорт – торговля
- А теперь я назову части экономики, а вы приведите свои примеры.
Промышленность и торговля, строительство и транспорт?
Есть ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.
- Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (Деньги)
- Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на стр.102 (1вариант читает 1 часть, 2 вариант – 2 часть)
- Расскажите, что вы узнали о происхождении денег?
- Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

Самостоятельная работа в индивидуальных карточках (см. приложение).
- Подпишите карточку.
-Прочитайте задание.
-Предположите, на какую оценку вы сможете выполнить работу.
-Выполняйте работу. Кому очень сложно, можно посмотреть в учебник, но при этом ваша максимальная оценка будет не выше четверки.

Проверка – фронтальная, образец-схема на доске (во время работы доска закрыта).
Все исправления во время проверки допускаются только зелёным цветом.
-Оцените себя после проверки: 7 слов верно – пять, 6-5 – четыре, 4 слова – три, 3 слова и менее – не справился. Сдайте карточки на проверку.
- Подведите итог урока по теме ЭКОНОМИКА.
Можно использовать фразы – сегодня на уроке я: научился…., узнал…, было важным…., было трудным….., было интересным…. и т.д.
Спасибо за работу!

Домашнее задание : учебник с 100-103,тетрадь стр. 38 задание 3-4.

Приложение

1.ЭКОНОМИКА – это ______________________________________
2. Под рисунками подпиши части экономики.

3. Выбери верный ответ и подчеркни его. Части экономики связаны между собой?
Да Нет

Ребята, где вы могли слышать слово «экономика»?

Как часто вы слышите это слово?- Раз это слово мы очень часто слышим, наверное, оно имеет важное значение?

Вы согласны со мной?

Ребята, раскрывая новые понятия, вы не против создать коллективный проект на тему «Что такое экономика?»

Ключевые слова будут являться планом нашего проекта.

Мы провели большую подготовительную работу и у вас уже есть материал для этого проекта, вы увидите это позднее. Мы неспроста взяли на урок проекты, с которыми работали раньше.

У нас с вами получиться книжечка – брошюрка (учитель показывает папку, которая будет заполняться в ходе работы по теме урока и материалам кружковой работы), которая нам будет нужна на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках экономики в старших классах. Какое название будет у нашего проекта?

Ключевые слова будут являться планом нашего проекта, разделами в книге (экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги)

И так приступаем к работе по плану (план на доске), первое, что мы должны выяснить?

Где мы можем узнать лексическое значение слова экономика?

У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова.

Всё ли вам понятно из того, что прочитали?

Учитель даёт упрощённое значение этого слова, рассказывает о его происхождении.

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос»- дом «»номос»- закон. Буквальный перевод –«искусство ведения домашнего хозяйства»

Экономика- это хозяйственная деятельность людей.

Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства.

Экономика – это наука.

Нужна ли вам знать, о том, что такое экономика? Да, нужно.

Наша экономическая жизнь начинается с того, что окружает нас каждый день- с домашних дел и забот.

Ещё древние греки понимали. Что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин…

- Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика?

Скажите пожалуйста, что такое экономика?

Следующий этап работы,- это работа по отраслям.

Кто для кого ведёт хозяйство? Хозяйство ведёт человек и для человека, для того, чтобы было удобно жить.

Как называется страна, в какой мы живём стране?

У каждой страны есть фабрики, заводы…

А ещё, какое хозяйство?..

Послушайте, пожалуйста, сказку

«Труженицы - пчёлы»

Спасибо, дети. Содержание сказки говорит о том, что жизнь животных и людей тесно связана.

Давайте, как сказал Филин, изобразим схему экономики в виде дерева.

Какие отрасли вы знаете?

А где вы встретились с этими понятиями

Дети заполняют схему на доске.

Ребята, что вы заметили, все ли мы заполнили веточки дерева?

Это о чём говорит?

Да, а что – это мы узнаем в будущем. Вам интересно?

Над этим вы подумаете дома.

Каждая группа готовила проект об одной из отраслей. Защита проектов произошла на занятиях факультатива. Кто - то из детей рассказывает, как мы работали.

А теперь от каждой группы кто-то должен кратко рассказать о своей отрасли. (Каждая группа получает вопросы, по которым готовиться рассказать о своей отрасли) Капитаны групп нам скажут кто. Рассказ сопровождается показом слайдов, о сельском хозяйстве фильмом. (Фильм о школьном хозяйстве)

Какого транспорта у нас в районе больше всего?

А кто им управляет?

Пришло время отдохнуть.

Какая из разученных музыкальных физкультминуток нам подойдёт?

Физкультминутка. (Танец)

«Песенка шофёра»

Если б вы были министрами, что бы вы сделали, для улучшения жизни своего села

Итог.

Давайте подведём итог этого этапа работы над нашим проектом..

Из каких отраслей состоит экономика?

Какая из отраслей составляет экономическую основу нашего района?

Вы провели большую работу по их изучению, скажите, важно ли для экономики развитие каждой отрасли.

Следующая страница нашего проекта взаимосвязи. О каких взаимосвязях пойдёт речь?

Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?

Сейчас вы в группах выполните исследовательскую работу и докажите, что отрасли взаимосвязаны между собой.

(Каждая группа получает конверт, содержащий рисунки различных отраслей, название отраслей и вопрос. Отвечая на него, дети составляют схемы, последовательные цепочки. Представитель от группы защищает работу)

Какой мы сделаем вывод. Связаны ли между собой отрасли?