Экономическое развитие в начале 21 века. Россия в начале XXI века Экономическое развитие

Степанова Татьяна Евгеньевна , канд. экон. наук, доцент, зам. директора по научной работе Самарского института Российского государственного торгово-экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 181

Аннотация:

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

JEL-классификация:

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, в том числе и России, прежде всего, неразрывно связано с формированием новых экономических отношений. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В настоящее время существует несколько теорий развития современного общества:

‑ концепция постиндустриального общества;

‑ теория информационной экономики;

‑ концепция экономики, основанной на знаниях;

‑ теория глобального сетевого общества.

Общими чертами этих концепций являются:

во-первых , они акцентируют внимание на новых качествах современного общества;

во-вторых , каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции;

На основании их общности можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны и представляют собой различные направления формирования парадигмы новой экономики. Отсюда следует, что при анализе современной экономики следует исходить не из разделения ее на отдельные составляющие по приоритету факторов производства, ресурсов, отдельных секторов или сфер деятельности, а из интеграции этих составляющих в единое целое, которое будет адекватно отражать все многообразие происходящих трансформаций. Другими словами, необходимо определить ‑ на каких новых принципах развивается современная экономика и уже в соответствии с ними определить ее новое содержание. К числу таких принципов следует отнести:

выбор хозяйствующих субъектов опирается на знания, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-lain;

значимость знаний (как особого ресурса, неисчезающего в потреблении, обладающего возрастающей ценностью и доходностью, а также редкостью и уникальностью, к тому же – это не взаимозаменяемый ресурс);

формирование динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на национальную экономику в целом;

направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Сегодня речь идет о формировании и развитии человеческого потенциала (капитала), который выходит на передний план в обеспечении социально-экономического прогресса в ХХI веке. По данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого капитала приходится в среднем 64% общего богатства, на долю физического капитала – 16%, на долю природного капитала – 20%. В России эта пропорция составляет, соответственно ‑ 14%, 14% и 72%. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства.

Масштабно и зримо труд во всех ипостасях своего существования и формах проявления выходит на передний план, что предполагает принципиально новое теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития. Определим сущность современной экономики следующим образом.

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.

Неискушенный читатель удивится этому на первый взгляд странному словосочетанию, ведь во все времена и эпохи человеческая деятельность была невозможна без знаний и передача их от одного поколения к другому всегда считалась делом необходимым и благородным. Человечество, по мере возможности, старалось сохранить накопленные знания и преумножить их, дать последующим поколениям невидимое оружие, позволяющее создавать неповторимые шедевры в искусстве, одерживать победы в ратных боях, становиться лидером в бизнесе, совершать великие открытия в различных отраслях науки.

Однако весь ход социально-экономического развития свидетельствует о том, что при всей важности знаний как общечеловеческого ресурса они никогда прежде не имели столь приоритетного значения и не могли столь всесторонне и полноценно блистать всеми гранями и качествами как экономический ресурс, фактор производства, актив и благо. Для всех этих проявлений знания характерна одна общая черта ‑ знание уникально по своей сути и обладает безграничностью в своем воспроизводстве.

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления имеющегося у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами ‑ дистанционно, интерактивно, виртуально.

Объективны и закономерны процессы валоризации и реконфигурации знаний. Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода ‑ интеллектуальной ренты .

Многие продвинутые фирмы, в том числе и российские, создают и тщательно защищают от потенциального вторжения контрагентов корпоративные знания, дающие при их умелом использовании неоспоримые конкурентные преимущества.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы.

Все это требует пересмотра направлений государственного регулирования, оптимизации саморегулирования и действия других институтов экономики, основанной на знаниях. Как справедливо отмечал П. Друкер: «Результаты появляются вне человека – в обществе, экономике или в развитии самого знания… Знание в новом его понимании означает реальную полную силу, средство достижения социальных и экономических результатов».

Во второй половине ХХ века, хронологически означающей вхождение развитых стран в постиндустриальное общество, изменилась сама роль знаний, что выразилось в применении знаний к процессам производства, распространения и использования самого знания. Результатом этого явился рост информационного, виртуального и сектора знаний, сферы услуг, развитие ресурсосберегающих технологий, изменение структур и методов управления.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:

‑ знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

‑ все большую независимость от труда получает производство;

‑ роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Повышение «качества» индивида становится равноценным процессу накопления общественного богатства. Поэтому рост производительности труда работников, оперирующих знаниями, становится одной из главных задач экономики знаний. Вместе с тем, процесс формирования экономики, основанной на знаниях, не лишен внутренних противоречий.

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала. Экономика, основанная на знаниях ‑ это закономерная и объективно обусловленная более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества. И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным.

Отсюда следует сделать вывод, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях, и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания.

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Активные миграционные процессы, характерные для многих стран, к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности – бизнесу, науке, образованию и т. п.

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества. В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты. Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития.

Во все времена международная обстановка оказывала существенное влияние на развитие экономики любой страны. В наступившем столетии, по крайне мере в его первые десятилетия, данное влияние будет определяться в основном следующими ее особенностями.

Многополюсность. Уже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века начал складываться каркас многополярного мира, который в ближайшей перспективе укрепится и станет более совершенным. Эпоха господства сверхдержав, а сегодня к ним относится только США, окончательно завершится. Действительно, Америка всегда выставляла благоприятную для себя систему (включая экономику, финансы, права человека и т.д.) в качестве мирового стандарта и навязывала ее другим странам. Однако время, когда она внедряла свои правила в такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН и благодаря этому фактически управляла остальным миром, безвозвратно уходит.

Полюса новой структуры мира составят, по всей видимости, США, Европейский союз, Китай, Россия и Япония, именно они будут играть как минимум до середины наступившего столетия руководящую роль в решении международных вопросов. Достижение баланса между полюсами, а следовательно, и благополучия в мире возможно за счет их взаимоскоординированности. Ключевые моменты - мирное сосуществование, взаимозависимость, взаимовыгода и взаимоблагоприятствование. Это позволит значительно снизить вероятность трений и разногласий.

Усиление роли экономики. Ее место в международных отношениях станет более заметным. Будет происходить взаимопереплетение экономики и политики, что найдет выражение в попытках достижения политических целей путем применения экономических рычагов, а также в стремлении к еще большей экономической эффективности за счет использования политической тактики. Однако в конечном счете, каждый полюс будет отстаивать свои стратегические интересы.

В данных условиях взаимодоверие на международной арене необходимо строить на основе взаимоблагоприятствования и взаимовыгоды в экономике и торговле. Без этого затруднительно продолжение политических отношений. Если же отсутствует доверие в политике, то торговые и экономические связи развивать нелегко. Вот почему в XXI в. так важна нормализация внешних торгово-экономических и политических отношений.

Особенно это актуально в рамках пары США, самое большое государство-дебитор (внешний долг составляет приблизительно 1 трлн.долл.), и Япония, крупнейшее в мире государство-кредитор (заграничный капитал приблизительно также составляет 1 трлн.долл.). В предстоящие годы можно ожидать продолжительного и ожесточенного противостояния между американской и японской моделями экономики, торговли и финансовой политики. Борьба за стратегические экономические интересы между ТНК Америки, Японии и Европы и инициируемые ими региональные политические противоречия или военные конфликты - все это в полной мере подтвердило, что экономика и финансы в международных отношениях неразделимы.

Глобализация. Благодаря международному разделению труда и научно-техническому прогрессу экономическая и финансовая глобализация непрерывно углубляется и развивается. Но этот процесс чреват и негативными последствиями. Конечно, финансовый рынок как явление будет существовать и в следующем столетии. Однако огромный свободный капитал (ежедневный оборот составляет свыше 2 трлн долл.) будучи его важной составной частью служит лишь для стимулирования «погони за доходом» и не имеет ничего общего с торговлей и обычными капиталовложениями. Это неизбежно послужит фактором нестабильности всей экономической системы, катализатором больших и малых финансовых потрясений или кризисов.

К середине 80-х годов стремительное развитие ТНК привело к переменам в мировой хозяйственной системе и международной торговле: рыночная экономика достигла невиданных ранее успехов, расширилась сфера ее функционирования. ВТО подняла на качественно новый уровень степень интернационализации торговли, инвестиций и обслуживания. Новый этап научно-технической революции, в основе которого лежат информационные технологии, повысил эффективность рыночных преобразований и ускорил глобализацию. Благодаря появлению оптоволоконных сетей резкий скачок совершили средства коммуникации, и возникла «электронная коммерция». Ее эффективность - сила, которую невозможно остановить, поэтому «электронная коммерция» достигнет новых высот.

Хотим мы или не хотим, процессы глобализации глубоко проникают в жизнь всех стран. Думается, что в предстоящие годы они, несмотря на установление целого ряда ограничительных законов, только усилятся. Важную роль в этом сыграют ТНК, которые в данной ситуации за счет гибких механизмов встраивания служат добавочными мостиками между национальными хозяйствами. В целом глобализация экономики стимулирует развитие общества, но одновременно ведет к несправедливости и неравноправию.

Валютная двухполюсность. Вместе с началом хождения евро (1 января 1999 г.) в международной денежной системе образовалось два полюса. Евро стал второй по значению после доллара мировой валютой. По уровню реальной силы (покупательной способности), степени увязки с внешнеэкономической деятельностью и торговлей, продвижению на финансовом рынке эти денежные единицы очень близки. Поэтому они будут играть одинаково важные роли и окажут огромное влияние на развитие всего мирового хозяйства. Действительно, страны, где имеет хождение евро, по удельному весу в мировой торговле опередили США. Причем у них наблюдается активное, а не пассивное, как было в течение длительного времени в Америке, сальдо. Некоторые специалисты предсказывают, что в предстоящие 10 лет Европа догонит Америку по уровню технического развития.

Однако финансовое объединение вовсе не означает объединения в экономике, тем более политического единства во всем. В частности, среди стран, принявших евро, пока существуют некоторые неразрешенные проблемы. Более того, одно из ведущих государств ЕС - Великобритания - пока не присоединилось к ним. В целом противоречия между Европой, Америкой и Японией в сферах финансов, экономики и торговли не могут бесследно исчезнуть. Поэтому в большинстве западных транснациональных экономических организаций сложится ситуация взаимного противостояния трех данных сил.

Конечно, глобальная финансовая система глубоко укоренилась и трудно поддается изменению. И все же думается, что в XXI в. международная валютная система будет подвергнута реструктуризации, на смену старым законам придут новые. Все это повлияет на структуру и состав валютных запасов, размещение средств во внешней торговле и суммы инвестиций.

Дальнейшая интернационализация торговли. Образование ВТО во многом было обусловлено интересами транснациональных компаний. Еще одна причина - необходимость продвигать интернационализацию в сферах торговли, инвестиций и обслуживания на качественно новый уровень. В настоящее время система положений и законов ВТО разрабатывается очень быстро. Их число велико; они отвечают экономическим и торговым интересам всех вошедших в эту структуру стран.

Экология. В XXI в. экспорт многих других стран столкнется с различного рода ограничениями, содержащимися в международных договорах, что усложнит условия функционирования экономики. Это во многом обусловлено тем, что необходимо не только удовлетворять потребности эпохи, но и думать о том, чтобы не навредить будущим поколениям, дать человечеству возможность дальнейшего развития. Отсюда усиленное внимание к экологии, рациональному использованию природных ресурсов.

Ситуация с окружающей средой выдвигает все более строгие требования к производству и торговле, делая обязательными меры по ее охране. Например, когда был утвержден международный договор об охране озонового слоя атмосферы, развитые страны дали согласие на остановку соответствующих производств и сокращение сроков годности многих материалов, окончив все необходимые мероприятия в 1994-1996 гг. Завершение большинства ограничительных программ запланировано к 2010 г. Они затронут производство различного рода пенистых материалов, растворителей, чистящих средств и других товаров.

Условия жизни и развития человечества стали предметом особого внимания и проблемой, которую в новом столетии стараются решать повсеместно. В будущем экологически чистые продукты питания и промышленные товары, экологически чистое производство и оборудование и другие вопросы станут основным содержанием международного сотрудничества в экономике, торговле и обмене технологиями. Если сейчас экологически чистые продукты занимают 8% объема мировой торговли, то уже в ближайшей перспективе их удельный вес должен достичь 100%. Поэтому планы по развитию и планы по охране окружающей среды предоставляют мировой торговле прекрасную возможность реализоваться.

Геостратегическое положение России в период после развала СССР позволяло и побуждало руководство страны осуществлять дальнейшее развитие государства путем возрождения могущества и достижения цели стать одной из ведущих держав многополярного мира, уверенно преодолевая противодействие традиционных и новоявленных конкурентов и обретая надежных и многочисленных союзников. Насколько преуспела Россия в решении насущных задач первого десятилетия?

В одной из предвыборных статей Владимир Путин пишет: «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада... мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Результаты первого десятилетия

Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.

Таблица 2

Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.

«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.

Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.

Определить экономическую модель

Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, приводились обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России и крупнейших стран мира. Их анализ говорил о том, что РФ только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по величине территории также показатели Китая и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашего государства оказалась значительно ниже, чем этих стран, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны тоже были неутешительными, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей государства неадекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.

Тем не менее тогда мы считали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, но лишь при всестороннем учете главного из уроков истории – консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Особенно надо подчеркнуть настоятельность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.

Сейчас Россия сосредотачивается, чтобы достойно ответить на предвидимые вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации – переход в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили все основательнее к убеждению, что капитализм исчерпал себя. Невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились.

В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» (В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»). Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Владимир Путин упоминает также слова о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно?

Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем – модели экономики.

Во-первых, надо слезть с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и иных сфер жизнедеятельности. И здесь главная трудность в том, что в той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.

Во-вторых, необходимо разрушить и устранить возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень преодолеть коррупцию (раз она признается государственной изменой), но при этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми, только тогда экономика станет умной, эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.

В-третьих, как воздух, необходимо достижение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7. Такой разрыв уже грозит бессмысленным и беспощадным бунтом. Социального единства не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации той части собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации офшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не бодрые предвыборные призывы и обещания.

Размышляя об искомой модели экономики, особенно в плане ОПК, вдруг наткнулся на только что принятый федеральный закон «О Фонде перспективных исследований». Читаем: «Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан и соответствует этой цели». Читаем еще: «Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность фонда и его должностных лиц». Думаю, что этот закон оказался бы очень подходящим для всей экономики, он направлен на то, чтобы нейтрализовать главный порок рыночной экономики, ориентирующей ее субъектов не на функциональный эффект (результат), а на прибыль. С другой стороны, видим стремление устранить бюрократические препоны, создаваемые зачастую некомпетентными действиями госорганов.

Убежден, что в крайне противоречивой социально ориентированной рыночной экономике очень важно не обезьянничать ни под капиталистическую конкуренцию, ни под плановый социализм, а во всем видеть и соблюдать меру, определяющую переход явлений в новое качество, даже в свою противоположность.

Смотреть вперед на 30–50 лет

В вопросе о реструктуризации и модернизации экономики зачастую мы упрощенно понимаем взаимосвязь экономики и национальной безопасности, в том числе национальной обороны, повторяя мудрые высказывания авторитетов далекого прошлого о том, что финансы – это артерии войны, что для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. Но с тех пор, когда так говорилось, произошли крупные изменения в экономике и военном деле.

Военное строительство ХХ века показало, что с индустриализацией экономики деньги весьма сложно превращаются в военную мощь, что определяющую роль приобретают вопросы структуры экономики, заблаговременной экономической мобилизации и конверсии в процессах взаимопереходов экономической и военной мощи как элементов системы могущества. Советский Союз ярко продемонстрировал эти процессы накануне Великой Отечественной войны и в период конверсии военного производства 90-х годов. Цепи объективных функциональных и временных взаимосвязей отраслей экономики предопределяют эти процессы, и от понимания и учета этих связей в военно-экономической политике зависят колоссальный успех и позорное поражение, возможность «срезать угол» и провалить очередную ГПВ.

Игнорирование этих взаимосвязей в годы конверсии военного производства сделало неизбежным быстрый и столь глубокий крах не только ОПК, но и всей экономики России в 90-е. Такова же причина крайне слабого, неустойчивого процесса возрождения экономики в первое десятилетие XXI века. В этом загадка срывов неолиберальной военно-экономической политики России.

Военная мощь в современных условиях предполагает такие вооружения и военную технику, производство которых возможно лишь при наличии в структуре реальной экономики самых современных отраслей производства, применяющих высокие технологии. Мы спешим озаботиться проблемами постиндустриальной экономики, а на деле скатились к доиндустриальной, утратив машиностроение, электронную промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные научные кадры. Аналогична связь других структур, обеспечивающих национальную безопасность, с экономикой и ее структурой. Эту связь нельзя упускать из виду, говоря об «умной» обороне и защищенности от новых угроз, о необходимости смотреть за горизонт лет на 30–50 вперед, выделяя на программы развития Вооруженных Сил и модернизацию ОПК 23 триллиона рублей, но мирясь с засильем сырьевой ориентации экономической политики и оттоком мозгов и капитала за рубеж.

Каковы же показатели, относящиеся к национальной обороне и национальной безопасности в истекшее десятилетие и на перспективу? На этот вопрос проливают свет данные таблицы 3.

Таблица 3

Как видим, расходы на национальную оборону в первом десятилетии нынешнего века не поднимались выше 2,84 процента в ВВП и 18,63 процента в расходах госбюджета и имели тенденцию к уменьшению, а расходы на национальную безопасность соответственно – 2,41 и 11,1 процента. Показатели первых лет нового десятилетия не свидетельствуют об их росте.

Финансовая спекуляция – это торговля финансовыми активами с целью получения прибыли как результата от принятия рыночного риска. Это стало одной из основных форм финансовой деятельности наряду с инвестированием, хеджированием, страхованием и т. п. Поскольку и при инвестициях, и при спекуляциях достигается рост финансов, то происходит какое-то помутнение мышления и вырождение финансовой политики.

Что такое недофинансирование ОПК? Это может быть вынужденной мерой, следствием крайней ограниченности ресурсов. Но это может быть и способом, используемым коррупционерами для обогащения под видом обслуживания оборонных расходов. В такой ситуации военным финансистам приходится брать кредиты у частных банков по баснословным процентам. Расплачивается за них государство, обогащая олигархов и коррумпированных чиновников. То, как приходилось бороться с финансовыми махинациями на ниве недофинансирования оборонных расходов в 90-е годы прошлого века, убедительно показано в монографии бывшего начальника Главного ФЭУ МО генерал-полковника В. В. Воробьева (Воробьев В. В. «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения». Санкт-Петербург, 2003).

Это особенно важно понимать в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике с плюрализмом форм собственности. Поскольку он происходит, то надо обрести знание и умение работать в условиях рынка, не утратив колоссальных возможностей планомерного регулирования экономических процессов. Почти целое десятилетие существования ОПК в условиях недофинансирования и дробления в интересах приватизации его предприятий, утраты многого из того, что необходимо для обеспечения его адекватности угрозам и надежной конкурентоспособности, обусловили также и провал первых трех государственных программ вооружения в истекшем десятилетии. Это заставляет переосмыслить отношение к финансово-экономическим технологиям, понять их огромную как разрушительную, так и созидательную силу и умело использовать ее для созидания.

Речь идет о роли и месте военно-финансовой составляющей в системе определяющих факторов и о том, как предотвратить ее отрыв от военной, экономической и военно-экономической политики, как обеспечить выполнение их функционального предназначения. Главное состоит в том, чтобы добиться адекватности военно-финансовых и военно-экономических интересов, исключить преувеличенное влияние узковедомственных и частных интересов. Надо обеспечить сочетание функциональных целей и экономических интересов в системе контрактов субъектов военно-экономических отношений, разработав в хозяйственном праве правила игры, приемлемые для сторон, и создав приемлемый для них механизм принуждения в виде экономических санкций, норм юридической ответственности, вводя новые формы экономических отношений, институциональные новшества, современные рыночные технологии.

Одно из наиболее действенных средств и путей к цели – создание, а по сути возрождение разрушенных приватизацией и конверсией военного производства крупных интегрированных структур в ОПК.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Российская Федерация Россия является самой большой страной мира. По международному статусу является великой державой. Россия играет огромную роль в международных отношениях. Россия является многонациональной страной. Россия – евразийская держава. Россия – страна с богатой историей и культурой.

3 слайд

Описание слайда:

Население России Россия занимает 9 место в мире по численности населения. С 1992 года население России сокращалось. Но демографическая яма 1990-х годов успешно пройдена. С 2010 года рождаемость стала превышать смертность. Самым большим народом по численности является русский народ. Перепись населения: 2015 г. - 146 млн. человек.

4 слайд

Описание слайда:

Экономика России Экономика России - пятая экономика мира (по данным за 2014 год) по объёму ВВП. В 2014 году доля экономики России в мировой экономике составляла 3,3 %. Россия является одной из ведущих стран мира. У России высокотехнологичная экономика. Россия входит в пятерку ведущих государств мира. Россия – развитая страна. Сравнение экономики России и экономик ведущих государств мира в 2014 году (объём ВВП):

5 слайд

Описание слайда:

Экономика России 1989 год 1997 год 2014 год 1. США 1. США 1. Китай 2. СССР 2. Япония 2. США 3. Япония 3. Китай 3. Индия 4. Германия 4. Германия 4. Япония 5. Китай 18. Россия 5. Россия Экономика СССР с 1938 по 1991 год занимала 2 место в мире после США. Перед распадом СССР в 1990 году было установлено множество рекордов и наивысших показателей в экономике. В 1990-х годах, после перевода экономики России на либеральные рельсы, промышленность России начала стремительно разрушаться. Пика этот процесс достиг к 1998 году, когда индекс промпроизводства опустился до уровня в 48 % от пикового значения 1991 года. В 2000-х годах предпринятые меры по защите и развитию отечественной промышленности привели к её быстрому росту: уже к 2008 году промышленность отыграла большую часть потерь, объём производства вырос до уровня в 85 % от советских показателей. С 2008 по 2013 год промышленность России выросла ещё на 4 %, до уровня в 89 % от 1991 года.

6 слайд

Описание слайда:

Промышленность России Промышленность России представлена множеством отраслей и предприятий. Россия является одной из главных промышленных держав мира. Несмотря на то, что в 1990-х годах наблюдался серьёзный спад производства, начиная с 2000 года промышленность России демонстрирует уверенный рост. Россия является одной из немногих стран мира, способных производить промышленные товары практически любого типа.

7 слайд

Описание слайда:

Структура промышленности России Росстат делит всю промышленность России на 3 категории: 24 % - Добыча полезных ископаемых. 65 % - Обрабатывающие производства. 11 % - Производство/распределение электроэнергии, газа и воды.

8 слайд

Описание слайда:

Промышленность России На 2013 год доля промышленности в ВВП России составляла 29 %, также в промышленности было занято 19 % от общего числа работающих. В 2014 году произошло сразу два важных для нашей промышленности события: обмен санкциями и сильное понижение курса рубля к мировым валютам. Начался очередной виток импортозамещения, одновременно с ним происходит отвязка российской экономики от долларовых кредитов.

9 слайд

Описание слайда:

Промышленность России Наиболее развиты в России отрасли добычи и переработки углеводородов, металлургия, химическое производство, машиностроение, производство разного рода транспорта и пищевое производство. Каждый год в России строятся сотни новых заводов. Например, в 2013 году в России введено в строй 450 новых заводов. В 2014 году в России введено в строй 237 заводов, что составляет 1 объект в 1,5 суток.

10 слайд

Описание слайда:

Высокотехнологичная продукция России Эта продукция производится широким спектром отраслей российской промышленности. В некоторых отраслях российская продукция является лидирующей и наиболее высокотехнологичной в мире. Высокотехнологичная продукция РФ: 1. Оборонная промышленность 2. Микроэлектроника 3. Атомная промышленность 4. Медицинское оборудование 5. Космическая промышленность 6. Роботостроение 7. Авиационная промышленность 8. Двигателестроение 9. Автомобильная промышленность 10. IT - сектор

11 слайд

Описание слайда:

Машиностроение России Россия занимает 11 место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств. Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн. автомобилей в год в 2000 году до 2,2 млн. автомобилей в 2012 году. Крупнейшими автопроизводителями в России являются «АвтоВАЗ» (легковые автомобили), «ГАЗ» (малые грузовики и фургоны), «КАМАЗ» (большие грузовики и самосвалы), «ЛиАЗ» (автобусы).

12 слайд

Описание слайда:

Машиностроение России «Ростсельмаш» является одним из лидеров мирового сельскохозяйственного машиностроения. На его долю приходится 65 % российского рынка сельскохозяйственной техники и 17 % мирового рынка этой техники. Крупнейшие российские предприятия железнодорожного машиностроения: Тверской вагоностроительный завод, Уралвагонзавод, Вагоностроительная компания Мордовии, Вагонмаш, Калининградский вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод.

13 слайд

Описание слайда:

Судостроение России Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область. В России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них - государственные. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях России. В России каждый день закладывают новое судно.

14 слайд

Описание слайда:

Авиапромышленность России Большинство авиастроительных предприятий в России объединены в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК). В 2014 году ОАК поставила 161 самолёт. В 2014 году Россия опередила США по выпуску боевых самолётов (изготовлено более 100 единиц). В 2015 году Россия произвела более 300 вертолётов, выйдя по этому показателю на уровень времён СССР.

15 слайд

Описание слайда:

Космическая промышленность России Российская космическая отрасль является одной из самых мощных в мире. Россия лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту. Россия осуществляет более 40 % всех космических запусков в мире, а российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС является одной из двух в мире глобальных навигационных систем, наряду с американской GPS. Также важным событием стало строительство космодрома «Восточный» и запуска первых ракет. У России 3 космодрома.

16 слайд

Описание слайда:

Оборонная промышленность России Предприятия российского ВПК (военно-промышленного комплекса) составляют второй по величине в мире комплекс оборонных производств, обеспечивающий свое продукцией Российскую армию (вторую по силе в мире) и создающий прочную основу для безопасности России, а также позволяющий стране стабильно занимать второе место по экспорту вооружений в мире (27 % мирового рынка оружия в 2014 году).

17 слайд

Описание слайда:

Оборонная промышленность России Российский ВПК является одним из важнейших и наиболее высокотехнологичных секторов промышленности России. Россия является мировым технологическим лидером в этой отрасли. В России с древнейших времён делались важные изобретения в области вооружений.

18 слайд

Описание слайда:

Атомная промышленность России Российская атомная отрасль является сильнейшей в мире. «Росатом» занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС и является абсолютным лидером на рынке конверсии и обогащения урана. Россия обладает всеми известными ядерными технологиями, а некоторыми технологиями Россия обладает единолично.

19 слайд

Описание слайда:

Роботостроение в России Россия в 2014 году поставила в крупнейший медицинский университет Японии своих роботов-симуляторов для хирургических операций. Система искусственного интеллекта «Уникум», разработанная в России, успешно прошла испытания в 2015 году. Созданный комплекс наделяет машины интеллектуальными возможностями, что подразумевает полное исключение вмешательства человека. Теперь они смогут самостоятельно решать мирные и боевые задачи, распределяя роли внутри группы.

20 слайд

Описание слайда:

Микроэлектроника России Микроэлектроника в России имеет богатый опыт создания микросхем, микропроцессоров, компьютеров и других устройств. Одним из крупнейших производителей микроэлектроники в России является компания «Микрон». В 2014 году в России запущен в производство восьмиядерный современный микропроцессор Эльбрус-8С. По состоянию на 2015 год российский НИИ Молекулярной электроники входит в топ-5 ведущих микроэлектронных предприятий Европы.

21 слайд

Описание слайда:

Нефтяная промышленность России По запасам нефти Россия занимает 7 место в мире. Нефтяная промышленность развивается во многих районах РФ. Открываются новые месторождения нефти. Россия поставляет нефть во многие страны мира (без нефти промышленность в этих странах остановится). Россия экспортирует достаточно нефти, чтобы серьёзно влиять на события в мире.

22 слайд

Описание слайда:

Газовая промышленность России Россия занимает 1 место в мире по добыче, разведанным запасам газа и обеспечивает около 20 % его мирового производства. Газовая промышленность обеспечивает более 50 % внутреннего энергопотребления, около 15 % валютной выручки от российского экспорта и около 5 % налоговых поступлений в бюджетную систему России. «Газпром» является самой крупной в мире газодобывающей компанией.

23 слайд

Описание слайда:

Металлургия России В 2009 году по производству стали Россия занимала 4-е место в мире, по производству стальных труб - 3-е место в мире, по экспорту металлопродукции - 3-е место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т.). По производству алюминия Россия занимает 2-е место в мире (после Китая), его экспорту - 1-е место; по производству и экспорту никеля - 1-е место в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката - 2-е место.

24 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство в России Перед распадом СССР в 1987 году был установлен рекорд по количеству ввода в строй нового жилья. В 2014 году Россия впервые превзошла объемы ввода жилья в РСФСР (81 миллион квадратных метров). Сейчас в России строится больше жилья в год, чем в РСФСР в лучшие годы. Кроме квартир, в России строится большое количество частных домов (дачи, коттеджи), которых в СССР строилось гораздо меньше.

25 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство в России Ежегодно растут темпы ввода жилья. Меняется и само жильё, оно становится более комфортным. В 2014 году в России введено в строй более 1 млн. квартир. В России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-х и 2000-х гг.

26 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство России Сельское хозяйство России является одной из наиболее активно и успешно развивающихся отраслей российской экономики. Вопреки распространённым мифам, сельское хозяйство в стране не только крайне выгодно и рентабельно, но и практически полностью обеспечивает продовольственную безопасность России, а также позволяет экспортировать значительные объёмы сельхозпродукции за рубеж.

27 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство России В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Более 4/5 пашни в России приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Россия занимает 1 место в мире по производству ржи, овса, ячменя, сахарной свёклы, подсолнечника, гречихи. В 2014 году собран рекордный с 1990 года урожай зерновых - более 110 млн. тонн.

Геостратегическое положение России в период после развала СССР позволяло и побуждало руководство страны осуществлять дальнейшее развитие государства путем возрождения могущества и достижения цели стать одной из ведущих держав многополярного мира, уверенно преодолевая противодействие традиционных и новоявленных конкурентов и обретая надежных и многочисленных союзников. Насколько преуспела Россия в решении насущных задач первого десятилетия?

В одной из предвыборных статей Владимир Путин пишет: «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада... мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Результаты первого десятилетия

Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей истории фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.

Таблица 2

Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.

«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.

Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.

Определить экономическую модель

Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, приводились обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России и крупнейших стран мира. Их анализ говорил о том, что РФ только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по величине территории также показатели Китая и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашего государства оказалась значительно ниже, чем этих стран, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны тоже были неутешительными, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей государства неадекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.

Тем не менее тогда мы считали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, но лишь при всестороннем учете главного из уроков истории – консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Особенно надо подчеркнуть настоятельность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.

Сейчас Россия сосредотачивается, чтобы достойно ответить на предвидимые вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации – переход в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили все основательнее к убеждению, что капитализм исчерпал себя. Невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились.

В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» (В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»). Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Владимир Путин упоминает также слова о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно?

Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем – модели экономики.

Во-первых, надо слезть с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и иных сфер жизнедеятельности. И здесь главная трудность в том, что в той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.

Во-вторых, необходимо разрушить и устранить возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень преодолеть коррупцию (раз она признается государственной изменой), но при этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми, только тогда экономика станет умной, эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.

В-третьих, как воздух, необходимо достижение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7. Такой разрыв уже грозит бессмысленным и беспощадным бунтом. Социального единства не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации той части собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации офшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не бодрые предвыборные призывы и обещания.

Размышляя об искомой модели экономики, особенно в плане ОПК, вдруг наткнулся на только что принятый федеральный закон «О Фонде перспективных исследований». Читаем: «Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан и соответствует этой цели». Читаем еще: «Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность фонда и его должностных лиц». Думаю, что этот закон оказался бы очень подходящим для всей экономики, он направлен на то, чтобы нейтрализовать главный порок рыночной экономики, ориентирующей ее субъектов не на функциональный эффект (результат), а на прибыль. С другой стороны, видим стремление устранить бюрократические препоны, создаваемые зачастую некомпетентными действиями госорганов.

Убежден, что в крайне противоречивой социально ориентированной рыночной экономике очень важно не обезьянничать ни под капиталистическую конкуренцию, ни под плановый социализм, а во всем видеть и соблюдать меру, определяющую переход явлений в новое качество, даже в свою противоположность.

Смотреть вперед на 30–50 лет

В вопросе о реструктуризации и модернизации экономики зачастую мы упрощенно понимаем взаимосвязь экономики и национальной безопасности, в том числе национальной обороны, повторяя мудрые высказывания авторитетов далекого прошлого о том, что финансы – это артерии войны, что для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. Но с тех пор, когда так говорилось, произошли крупные изменения в экономике и военном деле.

Военное строительство ХХ века показало, что с индустриализацией экономики деньги весьма сложно превращаются в военную мощь, что определяющую роль приобретают вопросы структуры экономики, заблаговременной экономической мобилизации и конверсии в процессах взаимопереходов экономической и военной мощи как элементов системы могущества. Советский Союз ярко продемонстрировал эти процессы накануне Великой Отечественной войны и в период конверсии военного производства 90-х годов. Цепи объективных функциональных и временных взаимосвязей отраслей экономики предопределяют эти процессы, и от понимания и учета этих связей в военно-экономической политике зависят колоссальный успех и позорное поражение, возможность «срезать угол» и провалить очередную ГПВ.

Игнорирование этих взаимосвязей в годы конверсии военного производства сделало неизбежным быстрый и столь глубокий крах не только ОПК, но и всей экономики России в 90-е. Такова же причина крайне слабого, неустойчивого процесса возрождения экономики в первое десятилетие XXI века. В этом загадка срывов неолиберальной военно-экономической политики России.

Военная мощь в современных условиях предполагает такие вооружения и военную технику, производство которых возможно лишь при наличии в структуре реальной экономики самых современных отраслей производства, применяющих высокие технологии. Мы спешим озаботиться проблемами постиндустриальной экономики, а на деле скатились к доиндустриальной, утратив машиностроение, электронную промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные научные кадры. Аналогична связь других структур, обеспечивающих национальную безопасность, с экономикой и ее структурой. Эту связь нельзя упускать из виду, говоря об «умной» обороне и защищенности от новых угроз, о необходимости смотреть за горизонт лет на 30–50 вперед, выделяя на программы развития Вооруженных Сил и модернизацию ОПК 23 триллиона рублей, но мирясь с засильем сырьевой ориентации экономической политики и оттоком мозгов и капитала за рубеж.

Каковы же показатели, относящиеся к национальной обороне и национальной безопасности в истекшее десятилетие и на перспективу? На этот вопрос проливают свет данные таблицы 3.

Таблица 3

Как видим, расходы на национальную оборону в первом десятилетии нынешнего века не поднимались выше 2,84 процента в ВВП и 18,63 процента в расходах госбюджета и имели тенденцию к уменьшению, а расходы на национальную безопасность соответственно – 2,41 и 11,1 процента. Показатели первых лет нового десятилетия не свидетельствуют об их росте.

Финансовая спекуляция – это торговля финансовыми активами с целью получения прибыли как результата от принятия рыночного риска. Это стало одной из основных форм финансовой деятельности наряду с инвестированием, хеджированием, страхованием и т. п. Поскольку и при инвестициях, и при спекуляциях достигается рост финансов, то происходит какое-то помутнение мышления и вырождение финансовой политики.

Что такое недофинансирование ОПК? Это может быть вынужденной мерой, следствием крайней ограниченности ресурсов. Но это может быть и способом, используемым коррупционерами для обогащения под видом обслуживания оборонных расходов. В такой ситуации военным финансистам приходится брать кредиты у частных банков по баснословным процентам. Расплачивается за них государство, обогащая олигархов и коррумпированных чиновников. То, как приходилось бороться с финансовыми махинациями на ниве недофинансирования оборонных расходов в 90-е годы прошлого века, убедительно показано в монографии бывшего начальника Главного ФЭУ МО генерал-полковника В. В. Воробьева (Воробьев В. В. «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения». Санкт-Петербург, 2003).

Это особенно важно понимать в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике с плюрализмом форм собственности. Поскольку он происходит, то надо обрести знание и умение работать в условиях рынка, не утратив колоссальных возможностей планомерного регулирования экономических процессов. Почти целое десятилетие существования ОПК в условиях недофинансирования и дробления в интересах приватизации его предприятий, утраты многого из того, что необходимо для обеспечения его адекватности угрозам и надежной конкурентоспособности, обусловили также и провал первых трех государственных программ вооружения в истекшем десятилетии. Это заставляет переосмыслить отношение к финансово-экономическим технологиям, понять их огромную как разрушительную, так и созидательную силу и умело использовать ее для созидания.

Речь идет о роли и месте военно-финансовой составляющей в системе определяющих факторов и о том, как предотвратить ее отрыв от военной, экономической и военно-экономической политики, как обеспечить выполнение их функционального предназначения. Главное состоит в том, чтобы добиться адекватности военно-финансовых и военно-экономических интересов, исключить преувеличенное влияние узковедомственных и частных интересов. Надо обеспечить сочетание функциональных целей и экономических интересов в системе контрактов субъектов военно-экономических отношений, разработав в хозяйственном праве правила игры, приемлемые для сторон, и создав приемлемый для них механизм принуждения в виде экономических санкций, норм юридической ответственности, вводя новые формы экономических отношений, институциональные новшества, современные рыночные технологии.

Одно из наиболее действенных средств и путей к цели – создание, а по сути возрождение разрушенных приватизацией и конверсией военного производства крупных интегрированных структур в ОПК.