Долги регионов превысили их доходы. Эксперты назвали регионы в «красной зоне» госдолга Долг региона — проблема налогоплательщика

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

У каждого шестой республики или области страны задолженность составляет выше годового ее дохода

Россия по-прежнему остается империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Суммарный долг регионов на 1 января 2016 года превышал 2,3 трлн рублей (совокупные доходы около 6,3 трлн рублей). При этом около трети долга 809 млрд рублей составили бюджетные кредиты от федерального центра. Если из задолженности регионов вычесть бюджетные кредиты, то есть учитывать только «коммерческий» долг, то ни у одного региона России долговая нагрузка не превышает годового дохода.


Игорь Терентьев

ИА «РБК» , 05.12.16, «Чечня и Крым пошли на поправку»

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2017 году практически останутся на уровне 2016 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета.

Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2017 году дотации на 40,4 млрд руб. - почти столько же, сколько в 2016 году. Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2017–2019 годы. Их в минувшую пятницу без обсуждения одобрил комитет Госдумы по бюджету.

Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2017 году (до 37,2 млрд руб.), следует из тех же поправок.

Часть дотаций Чечня и Крым получат в общем порядке - так называемые дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение дотаций на выравнивание представлено в приложении, одобренном комитетом вместе с соответствующей поправкой правительства. Эти дотации распределялись в конце ноября на заседании трехсторонней комиссии, куда входят депутаты, сенаторы и чиновники Минфина, поясняли ранее РБК депутаты комитета по бюджету. Согласно этому приложению Чечне в 2017 году предназначена сумма в 24 млрд руб., Крыму - 18,5 млрд.

Это крупные, но не самые выдающиеся суммы: к примеру, Дагестан в 2017 году получит 52,4 млрд руб., Якутия - 36,6 млрд руб., Камчатка - 37,16 млрд руб. Эти три региона и в 2016 году должны стать крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный бюджет выделит в 2017 году 614,6 млрд руб. - на 100 млрд руб. больше, чем в 2016-м.

Отдельной поправкой для Чечни, Крыма и Севастополя правительство решило выделить еще один вид дотаций - на сбалансированность их бюджетов. Согласно инициативе правительства Чечня получит на сбалансированность 16,4 млрд руб., Крым - 18,65 млрд, Севастополь - 5,17 млрд (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности для Севастополя предусмотрена в размере 2,17 млрд руб.). Эта правительственная поправка также одобрена комитетом Думы по бюджету. Как распределятся дотации остальным регионам на сбалансированность бюджетов, в поправках не сказано.

В результате и Чечня, и Крым станут получателями одних из самых крупных федеральных дотаций в 2017 году: финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 40,4 млрд руб., а Крыма - 37,15 млрд руб. В 2016 году Чечня получит дотации примерно на 41 млрд руб., а Крым - на 37,8 млрд руб.

Никаких пояснений этим решениям ни представители правительства, ни руководство бюджетного комитета Думы не дали, у депутатов инициатива правительства вопросов не вызвала.

Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. - примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем ожидается по итогам 2016 года, следует из материалов проекта федерального бюджета, который сейчас готовится ко второму чтению. Это значит, что дотации остальным регионам (кроме Чечни и Крыма) вырастут более чем на 15%.

Ранее в конце октября глава Чечни Рамзан Кадыров выступил против планов Минфина урезать финансирование бюджета республики. По его словам, раньше власти Чечни «соглашались на сокращение бюджета», но нынешний план федеральных властей грозит неисполнением социальных обязательств чеченскими властями. Министр финансов Антон Силуанов ответил на это, что опасения Кадырова преждевременны: глава Чечни не может знать, какую дотацию получит республика в будущем году, так как межбюджетные трансферы тогда еще не были распределены.

Кадыров выступил против планов Минфина урезать бюджет Чечни

Крымские и севастопольские власти публично об увеличении финансирования из федерального бюджета не просили. Однако для этих регионов правительство предусмотрело не только дотации, но и внесло ко второму чтению большой пакет поправок, который предусматривает их дополнительное субсидирование по всем направлениям.

Доходы бюджета Чечни на 85% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма - на 67%, следует из законов о бюджетах на 2016 год двух республик.

Какие еще поправки подготовлены ко второму чтению

Четверть бюджетных кредитов зарезервируют «на всякий случай»

Комитет по бюджету одобрил поправку единороссов о двукратном увеличении бюджетных ассигнований на кредиты регионам в 2017 и 2018 годах. Общий объем сверхдешевых бюджетных кредитов регионам будет увеличен со 100 млрд до 200 млрд руб. ежегодно. Однако пока между регионами будет распределено лишь 150 млрд руб. в виде кредитов, отметил председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. 50 млрд руб. останется в резерве на случай, если каким-то регионам в течение года потребуется срочная помощь, пояснил депутат.

Депутаты нашли способ обойтись без повышения страховых взносов на медицину

Повышения страховых взносов с 5,1 до 5,9% в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) в 2019 году не будет. Комитет Думы по бюджету одобрил поправку своего председателя Андрея Макарова к бюджету этого фонда, согласно которой дефицит ФОМС будет компенсирован из федерального бюджета. Новый механизм балансировки, о намерении выработать который ранее заявляли РБК источники в правительстве и Думе, будет таким: если сборы ФОМС с работающего населения в 2019 году окажутся меньше 1,3 трлн руб., будет принято решение о повышении тарифа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, следует из текста поправки Макарова. Повышение ставки взносов с неработающего населения будет означать рост расходов региональных бюджетов, так как за медицинскую помощь неработающему населению ФОМСу платят региональные власти. Однако поправка Макарова устанавливает, что одновременно с повышением ставки взносов на неработающее население федеральные власти введут специальную субсидию регионам, чтобы те могли расплатиться с ФОМСом.

Богатым регионам разрешат финансировать полицию

Регионам, которые не получают дотаций из федерального бюджета, разрешат субсидировать федеральный бюджет «в целях софинансирования исполнения расходных обязательств России по материально-техническому обеспечению деятельности полиции». Такую правительственную поправку 2 декабря одобрил комитет Думы по бюджету. В настоящее время регионов-доноров в России 13, говорил по другому поводу председатель комитета по бюджету Андрей Макаров. Ранее представители МВД на заседании комитета по бюджету заявляли о нехватке в 2017–2019 годах почти 500 млрд руб. на борьбу с преступностью. Ко второму чтению бюджета правительство нашло дополнительные средства на исполнение соответствующей госпрограммы, но далеко не в тех объемах, о которых просило МВД.

Правительство на 20 млрд руб. умерило ожидания по дивидендам «Роснефтегаза»

Правительство снизило на 20 млрд руб. минимальную планку по дивидендам, которые в 2017 году ждет от государственного «Роснефтегаза» (владеет 69,5% акций «Роснефти» и 10,97% акций «Газпрома»). Согласно принятому Думой в первом чтении проекту бюджета от компании ожидали 156,46 млрд руб. (все, что больше этой суммы, было обещано передать госкомпаниям, разрабатывающим самолет Ил-114 и модернизирующим Ил-96). Ко второму чтению правительство попросило сократить ожидаемый минимум дивидендов «Роснефтегаза» до 136 млрд руб. Объяснений такому решению чиновники депутатам не дали.

Светлана Бочарова

В общую систему долга Российской Федерации помимо суверенного долга входит субфедеральный и муниципальный долг. Он является следствием накопленного дефицита бюджетов регионов и местных бюджетов. Дефицит, превышающий 5% доходов, имеют более 20 субъектов Федерации, среди них такие крупные, как Краснодарский и Красноярский края.

Совокупная доля регионального и муниципального долга стабильно находится на уровне 20% общего долга страны. Размер долга представлен в табл. 7.9.

Таблица 7.9. Субфедеральный и муниципальный долг

Наибольшую долю (85%) в долге территорий занимает долг субъектов Федерации. За последние 5 лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался в среднем на 25% ежегодно (рис. 7.13). По состоянию на 1 ноября 2013 г. долг субъектов Федерации составил 1,47 трлн руб., или 2,2% ВВП.

Рис. 7.13.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов бюджета субъекта Федерации и муниципалитета без учета безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда РФ) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, предельный объем государственного долга ограничен 50% вышеназванных доходов.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в финансовом году не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета (исключая расходы за счет субвенций из других бюджетов).

По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля бюджетных кредитов в структуре регионального долга превышала 37%, доля ценных бумаг составила почти 30%, на долю банковских и других кредитов пришлось около 24%, на долю государственных гарантий субъектов – почти 10% (рис. 7.14).

Рис. 7.14.

Рыночный долг территорий в виде эмиссий бумаг регионов и муниципалитетов на конец 2012 г. составлял 345 млрд руб. (табл. 7. 10). Это 7,5% общего объема рынка государственных ценных бумаг. Портфель региональных облигаций, обращающихся на Московской бирже, состоял из 92 выпусков 36 эмитентов. Самым крупным заемщиков является Москва (44% всех выпусков).

Таблица 7.10. Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных облигаций, млрд руб.

Особенностью структуры регионального долга является то, что в последние годы доля рыночного долга падала, а доля кредитов от других бюджетов росла.

Рост бюджетных кредитов объясняется сознательной общегосударственной политикой; в ближайшие годы бюджетное кредитование регионов будет снижаться, что даст регионам большую свободу в проведении эмиссий бумаг.

Регионы имеют право заимствовать и за рубежом. По условиям Бюджетного кодекса сейчас могут заимствовать за рубежом шесть субъектов – Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало- Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Но фактически только г. Москва и Республика Башкортостан имеют долги в иностранной валюте перед зарубежными банками. С целью выхода на внешние рынки только финансово устойчивых регионов планируется ввести следующую норму. Для внешних займов необходимо иметь кредитные рейтинги минимум от двух ведущих международных рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня суверенных рейтингов России. Требуемые кредитные рейтинги имеют лишь четыре субъекта из шести, коим разрешается занимать за рубежом.

Вместе с тем многие облигации субъектов Федерации и муниципалитетов имеют высокое качество: 35 выпусков включены в Ломбардный список Банка России. Это список высококачественных надежных активов, под которые Банк России выдает кредиты коммерческим банкам.

Накопленные долги требуют от регионов проведения взвешенной долговой политики. Большое значение имеют регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов РФ и муниципального долга. Планируется жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга. Для облегчения финансового напряжения в регионах открыта программа реструктуризации долгов регионов по бюджетным кредитам, включающая консолидацию кредитов, списание штрафов и пени и погашение ссуд равномерными долями до 2016 г.

С целью укрепления финансовой устойчивости региональных бюджетов возможно создание резервных фондов субъектов РФ по аналогии с суверенными фондами. Особенно это важно для тех субъектов, чьи доходы подвержены изменениям макроэкономической конъюнктуры и где зарегистрированы крупные налогоплательщики. Регион сможет покрывать из средств своего резервного фонда дефицит свыше 10% размера доходной части – без учета федеральных трансфертов и средств от приватизации и регионального имущества.

Рейтинг российских регионов по долгам. Объем долга субъектов федерации в России пока сравнительно невелик, однако на начало текущего года уже треть регионов попадают в зону долговой неустойчивости, а десятая часть из них – нарушает нормативы долга, установленные законом.

Долг субъектов Федерации в России на 1 января 2017 года составил 2,35 трлн руб. Долг муниципалитетов – 0,36 трлн. Это совсем немного для большой российской экономики: в сумме около 3,2% ВВП страны. Для сравнения: федеральный государственный долг РФ на начало 2017-го составлял вчетверо больше – около 10,4 трлн руб. (внутренний и внешний).

Но если сравнивать с собственными доходами регионов, то нагрузка долга на регионы кажется существенной – она составляет около трети их собственных доходов. Это значительная, пусть и не критическая величина.

Однако 42% этого долга составляет нерыночный долг регионов перед Российской Федерацией (ставка процента по нему – 0,1% в год, сравните с коммерческими ставками – выше 10%). Понятно, что при таких процентах доля расходов на обслуживание долга в среднем в бюджетах субъектов занимает очень небольшие величины (2,3% в среднем на 1 января 2016 года).

Долг регионов заметно растет последние 10 лет. Во время предыдущего кризиса (2008–2009 годов) он скакнул с 15% к собственным доходам регионов до 25%. Нынешний увеличил его до 32,8% в 2016 году.

В последние годы проводится политика постепенного замещения коммерческих кредитов бюджетными. Доля коммерческих кредитов в госдолге субъектов сократилась с 66% в 2013‑м до 54% в 2016‑м. Но очевидно, что осуществляет это замещение Минфин РФ неохотно и медленно, совершенно не горя желанием брать на себя долги регионов. Хотя иногда это кажется Минфину предпочтительнее, чем предоставлять регионам дополнительные безвозвратные субсидии. Кроме того, есть и чисто политические выгоды такой стратегии – повышается зависимость регионов от правительства и Кремля, что важно в предвыборный период.

Финансовое ведомство всячески подчеркивает, что процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными – это временная антикризисная мера. В 2016 году за первые 11 месяцев Минфин предоставил регионам межбюджетных кредитов на 305 млрд руб. (с учетом погашения – 185 млрд руб.). Это почти 8% долга регионов – в общем, немало. На 2017–2018 годы в законе о бюджете запланировано предоставление их в размере 200 млрд руб. (эта сумма была «выбита» в ходе торга в Совете Федерации, первоначально предполагались вдвое меньшие цифры), а в 2019-м – 50 млрд руб. Процесс замещения замедляется.

Доля ценных бумаг в долге регионов последние два года остается неизменной – 19% (2013 год – 26%). Руководство субъектов Федерации явно оказалось не в состоянии выполнить рекомендацию Владимира Путина о предпочтительности использования облигационных механизмов привлечения средств перед кредитами банков. На начало 2017 года 44 региона (более половины) не имели долга в ценных бумагах. По данным Минфина, в 2016 году привлечение банковских кредитов планировали 74 субъекта Федерации, а эмиссию облигаций – только 27 (фактически осуществили ее 22 региона). При этом основной инструмент размещения облигаций регионов на рынке – не аукционы, а «букбилдинг» (формирование книги заявок, фактически аукцион наоборот, с понижением ставки). В практике выпуска облигаций РФ на внутреннем рынке используется почти только аукцион. Это демонстрирует явный недостаток спроса на региональные облигации.

«За чертой»

8 регионов – почти каждый десятый – уже оказались штрафниками, нарушающими Бюджетный кодекс РФ. Он запрещает регионам заимствования выше уровня их собственных доходов (для высокодотационных регионов – 50% собственных доходов). Список этих 8 регионов приведен на карте).

Впрочем, ограничения Бюджетного кодекса на практике весьма «мягкие». До 1 января 2018 года сумма бюджетной задолженности не учитывается в предельном размере госдолга субъекта, как и сумма привлекаемых в текущем году бюджетных кредитов. С учетом этого в «штрафниках» из 8 оказывается только один регион – Республика Хакасия с ее большой долей коммерческих кредитов. А лидер – Мордовия – спускается с заоблачных 176% до приемлемых 77%. Да и наказания за нарушение установленных Кодексом пределов госдолга субъектов не предусмотрены. Впрочем, у Минфина, конечно, вполне достаточно рычагов, чтобы «призвать к порядку» особо выдающихся.

Но большого желания пользоваться ими нет. Например, финансовое ведомство ничего не смогло или не захотело противопоставить мощной программе заимствований Мордовии: за последние 3 года она нарастила свой долг более чем в 1,5 раза, в том числе и за счет бюджетных кредитов. Похоже, никто в стране особенно не озабочен ситуацией, включая саму Мордовию. А что ей беспокоиться? Несмотря на рекордный долг, расходы на его обслуживание в бюджете 2017 года занимают скромные 2,4% – практически на уровне среднерегиональных по России.

Беспокоится только международное рейтинговое агентство Fitch, которое в феврале 2016 года присвоило, а в августе подтвердило долгосрочный рейтинг Мордовии на уровне B+, прогноз стабильный. По его классификации это высокорискованный спекулятивный рейтинг: «на данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать платежи является уязвимой в случае ухудшения бизнес-среды или экономических условий». Для сравнения: рейтинг России, по версии Fitch, составляет BBB- (степень надежности ниже средней).

Fitch прокомментировало свое решение по Мордовии в августе так: «волатильные операционные показатели республики и высокий прямой риск, обусловленный значительными капитальными расходами, что сглаживается за счет получения долгосрочных кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку». И пригрозило республике снижением рейтинга, если «прямой риск» (отношение долга к собственным доходам) превысит 140%. Как видим, превысило, и значительно. Пока Fitch никак не отреагировал на это.

Упоминавшаяся выше «проштрафившаяся» даже по нынешним мягким требованиям Бюджетного кодекса Республика Хакасия с высоким коммерческим долгом оценивается тем же Fitch более благосклонно: ее рейтинг выше, ВВ‑, прогноз стабильный. «Приемлемый операционный баланс Хакасии, который тем не менее остается недостаточным для покрытия возросших процентных платежей ввиду высокого прямого риска, накопленного в результате существенного дефицита бюджета», – пишут аналитики агентства.

А что Минфин? В недавно опубликованных «Основных направлениях долговой политики…» он признает нарушения у 8 регионов и то, что в 2017 году еще несколько регионов перейдут «черту». Но средний уровень долговой нагрузки субъектов оценивает как «приемлемый», так как он «не несет существенных рисков долгового кризиса».

«Красная зона»

Бюджетным кодексом РФ определены два критерия долговой устойчивости субъектов:

– долг к собственным доходам,

– расходы на обслуживание долга к общим расходам бюджета*.

По второму критерию у регионов все в порядке – из-за высокой доли межбюджетных кредитов в долге с почти нулевым процентом. Но вот по первому критерию есть очевидные проблемы.

Минфин считает имеющими «низкую долговую устойчивость» регионы, у которых отношение долга к собственным доходам свыше 85% (для высокодотационных субъектов – свыше 45%). В список попадают 24 региона по первому критерию (8 «за чертой» и 16 «у черты»). По второму критерию под него могут подойти 3–4 десятка регионов**, из которых не больше десятка имеют соотношение долга к своим доходам ниже 45%.

Таким образом, более трети российских регионов попадают в графу «низкая долговая устойчивость», а десятая часть – откровенно находятся за чертой долгового риска.

Сам список регионов «красной зоны» выглядит очень разнообразно: там и национальные республики, и среднерусские области. Во главе регионов стоят (стояли во время набора долга) как провластные «назначенцы», так и бывшие коммунисты или вполне либеральные губернаторы. Но вот кого там практически нет, так это ни регионов‑доноров (они достаточно зарабатывают, чтобы мало занимать), ни регионов‑дотационников (у них слишком малы собственные доходы, чтобы много занимать).

«Норма»

2 региона не имеют госдолга вообще – это «донорская» Сахалинская область, хорошо зарабатывающая последнее десятилетие на нефтяных проектах СРП, и «дотационник» г. Севастополь, который имеет больше поступлений из федерального бюджета, чем собственных доходов, и, видимо, не успел набрать за последние 3 года кредитов. А вот Республика Крым успела: ее долг составляет 5,4 млрд руб. (17,5% собственных доходов).

9 регионов страны имеют госдолг ниже 10% собственных доходов – в основном это богатые субъекты с высокими налоговыми доходами. Странно в этом списке выглядит Алтайский край с дотационностью 66%, он явно отстал от других регионов со своими заимствованиями. Но, согласно принятому им трехлетнему бюджету, край начинает активно занимать и уже в текущем году покинет эту группу (т. е. наберет долг).

Здесь же, в «норме», находятся почти все регионы-«доноры»**** – Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовые ХМАО, ЯНАО, НАО, а также Татарстан и другие. Долг этих регионов имеет одну выраженную особенность – это в основном государственные ценные бумаги. Так, в ХМАО их доля составила 87% общего долга региона, в Москве – 78%, в Красноярском крае – 63%. Оставшаяся часть долга – межбюджетные кредиты, в банках эти регионы занимают мало (слишком дорого, облигации дешевле). Их кредитные рейтинги, как правило, находятся на уровне Российской Федерации или чуть ниже.

А вот регионы–лидеры по уровню дотационности вошли в «середнячки», выше минфиновской «нормы» (с долгом от 50% до 85% к собственным доходам). Это Ингушетия (поступления из федерального бюджета в 7,9 раза превышают собственные доходы), Чечня (5,4 раза), Тыва (4,3 раза) и др. При столь малых собственных доходах даже небольшой долг уже выводит эти регионы на высокий уровень.

Долговой «светофор»

Таким образом, в «зеленой» (внутри минфиновской «нормы») в «красной» (рискованной) зонах оказывается примерно по трети субъектов, а оставшаяся треть – в «желтой».

Средний уровень задолженности регионов не представляет опасности для страны. Даже долговые лидеры сегодня весьма далеки от возможности дефолта. Тем не менее Минфин принял меры к тому, чтобы сдержать дефициты региональных бюджетов, вызывающие их выход на рынок коммерческих займов. Пока для этого не понадобилось ничего особенного. Хватило «моральной» работы с должниками… и давления уровнем дотаций. В 2016 году рост регионального долга практически прекратился, а его структура для регионов улучшилась – увеличилась доля бюджетных кредитов с околонулевым процентом. Даже регионы–долговые лидеры с преддефолтными рейтингами (например, одна буковка «В» у Fitch) пока не сталкиваются с трудностями в осуществлении новых займов. И даже планируют выход на рынок государственных ценных бумаг. Сумма обслуживания долга регионов «красной» зоны некритична для федерального бюджета.

Но что может случиться, если цены на нефть вдруг пойдут вниз, а в федеральном бюджете начнет увеличиваться дефицит? Неустойчивость федеральной ситуации может немедленно перекинуться на региональный уровень. Кроме того, этот год станет последним для подсчета результатов исполнения майских (2012 года) указов президента, по которым основная доля финансирования возлагается именно на регионы. Чем они смогут отчитаться? Проблема региональных долгов пока еще невелика (хоть и растет), но, как говорят, не путь в гору раздражает, а камешек в ботинке…

* БК РФ устанавливает предельное значение этого показателя 15%. Минфин считает критическим рубеж доли расходов на обслуживание в общих собственных расходах св. 8%, но почти все российские регионы, насколько можно судить, пока вне зоны риска.
** Высокодотационными регионами считаются те, в которых безвозмездные поступления из федерального бюджета превышают 40% в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в течение двух из трех последних лет. Точный собственный расчет весьма трудоемок, список высокодотационных регионов официально не публикуется.
*** См. «Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики» на сайте Минфина.
**** См. список регионов‑«доноров» в «Рейтинге российских регионов», «Профиль» № 47 от 19 декабря 2016 г.

Наибольший вклад в сокращение суммарного объема государственного долга регионов РФ, который, по данным Минфина, уменьшился с начала текущего года на 6% до 2,212 трлн рублей на 1 октября, внесли Свердловская область и Москва. Об этом сообщает агентство «РИА Рейтинг», составившее рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам девяти месяцев 2017 года.

Как указывают аналитики, в структуре государственного долга продолжает увеличиваться доля бюджетных кредитов : на 1 октября 2017 года она составила 50%. Доля коммерческих кредитов снизилась на 10 процентных пунктов до 24%. В девяти российских регионах на бюджетные кредиты приходится 100% государственного долга, и еще в четырех эта доля превышает 90%.

Коммерческие кредиты присутствуют в структуре долга 55 российских регионов, в то время как годом ранее таких регионов насчитывалось на 13 больше. В 14 регионах доля коммерческих кредитов в общей долговой структуре превышает 50%, в том числе в Ненецком автономном округе она составляет 100%. Но долговая нагрузка на бюджет НАО невысокая: на 1 октября отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета округа составило 16,5%, показав заметное снижение по сравнению с результатом на конец 2016 года. Из 14 регионов, где доля коммерческих кредитов выше 50% госдолга, в девяти долговая нагрузка на бюджет превышает 80%.

Удельный вес государственных ценных бумаг вырос до 21%. Наибольшая доля государственных ценных бумаг в общем объеме госдолга по-прежнему наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (87%). Ямало-Ненецкий автономный округ нарастил долю государственных ценных бумаг до 82%. Доля государственных гарантий в структуре региональных долгов за девять месяцев 2017 года не изменилась и составляет 4%.

В России состоялось первое федеральное размещение региональных гособлигаций для физлиц

Ямало-Ненецкий автономный округ провел размещение дебютного выпуска государственных облигаций для населения. Эмитентом выступил департамент финансов ЯНАО, агентами по размещению - Газпромбанк и Запсибкомбанк.

Объем муниципального долга составил 353,9 млрд рублей, что на 2,8% ниже, чем на 1 января 2017 года. Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября составил 2,566 трлн рублей (минус 5,6% с начала года).

Российские регионы по-прежнему демонстрируют разнонаправленную динамику объемов государственного долга, при этом сократить долговое бремя удалось в 49 регионах, в том числе в 15 регионах госдолг за девять месяцев уменьшился более чем на 20%. Лидером стала Республика Крым, чей государственный долг снизился на 92,6%. Также существенно сократили свою задолженность Санкт-Петербург (на 42,6%), Пермский край (на 39,9%), Тверская область (на 33,5%) и Чувашская Республика (на 30,5%).

В шести российских регионах объем государственного долга за девять месяцев 2017 года не изменился, в 28 - вырос. Опережают всех по темпам наращивания объемов госдолга Калмыкия (плюс 25,4%) и Ингушетия (плюс 25,1%). Еще в трех регионах РФ объем государственного долга вырос более чем на 15%. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Самый значительный госдолг остается у Краснодарского края (142,2 млрд рублей), но за девять месяцев текущего года он уменьшился на 5,2%. Следующая за ним тройка регионов с объемом госдолга, превышающим 90 млрд рублей, также не изменилась. В эту группу входят Московская область (90,4 млрд рублей), Красноярский край (92,8 млрд) и Татарстан (93,4 млрд), причем в первых двух регионах за текущий год объем госдолга немного сократился, а в Татарстане остался без изменений.

Продемонстрировавшие самое заметное снижение госдолга в абсолютном выражении Свердловская область и Москва уменьшили показатель на 16,6 млрд и 14,1 млрд рублей соответственно. Еще в девяти регионах госдолг сократился на 6-9 млрд. Эти 11 регионов-лидеров обеспечили 73% сокращения суммарного госдолга субъектов РФ.

Из 28 регионов, нарастивших государственный долг, самое заметное увеличение в абсолютном выражении отмечается в Костромской области (плюс 5,1 млрд рублей), Якутии (плюс 5,3 млрд) и Мордовии (плюс 6,5 млрд).

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжает снижаться. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 октября 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 12 месяцев (с 1 сентября 2016-го по 1 сентября 2017-го) составило 30%, что на 3,8 п. п. ниже, чем в начале 2017 года. Но диапазон значений в региональном разрезе по-прежнему весьма широк: от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 194,2% в Мордовии.

Помимо Мордовии, еще в семи регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета (включая заявившую сегодня о финансовой катастрофе Хакасию с показателем долговой нагрузки 144,5%. - Прим. Банки.ру). Помимо Мордовии и Хакасии в число регионов с долговым бременем, превышающим доходы, входят Костромская область, Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Псковская области, а также Еврейская автономная область.

Хакасия заявила о финансовой катастрофе​ в регионе

Верховный совет Хакасии обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд рублей, говорится в сообщении на сайте совета.

В 39 российских регионах государственный долг на 1 октября 2017 года находится в диапазоне от 50% до 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 23 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

Низкий уровень долговой нагрузки (до 10%) сохраняется в десяти российских регионах. В эту группу вернулась Республика Крым, практически полностью погасившая свой госдолг, также в эту десятку входят Севастополь и Сахалинская область с нулевой долговой нагрузкой, Тюменская область, Санкт-Петербург, Москва, Алтайский край, Ленинградская область, Приморский край и Владимирская область.

На 1 октября долговую нагрузку снизили 57 российских регионов. Лидером по снижению стала Астраханская область (минус 38,7 п. п.), в топ-тройке также Тверская область (минус 22,7 п. п.) и Кемеровская область (минус 21,2 п. п.). Наиболее существенно в Кабардино-Балкарии (плюс 36,5 п. п.), Костромской области (плюс 20,4 п. п.) и Мордовии (плюс 18,2 п. п.).

По мнению экспертов агентства «РИА Рейтинг», тенденцию по сокращению государственного долга и долговой нагрузки, вероятно, не получится сохранить до конца года. Несмотря на то что региональные власти стали более консервативно подходить к вопросу наращивания заимствований, в ноябре - декабре многим приходится прибегать к этому способу пополнения региональной казны для исполнения различных социальных обязательств. Поэтому «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидает роста госдолга регионов в пределах 5%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов - в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 31-32% и по сравнению с результатом прошлого года существенно не изменится.