Демографический потенциал, как основа геодемографической оценки территории. Демографический потенциал нэ Характеристика демографического потенциала территории

Введение

Актуальность исследования определяется всё возрастающим вниманием к демографическим проблемам России, как среди учёных и в широких кругах общественности, так и в органах управления различного уровня.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие любого региона РФ всегда будет обусловлено не только данными природными богатствами, а прежде всего человеческими ресурсами. Такой показатель как «демографический потенциал», как и геополитический, экономический входят в разряд ведущих показателей, которые определяют во многом социально-экономическое развитие региона. Определение такого потенциала для выбранного региона начинается с отображения его геодемографической ситуации на данный момент, учитывая исторический отпечаток прошлого относительно демографии района.

Для развития современной России и отдельных её регионов, формирования в ней сильного, стабильного, цивилизованного, жизнеспособного общества необходимо не только определенное количество людских «ресурсов», но и качество человеческого потенциала как основного источника экономического роста и социального прогресса.

Объект исследования – население Республики Башкортостан.

Предмет исследования – геодемографическая ситуация Республики Башкортостан.

Цель работы - отобразить территориальные особенности геодемографической ситуации картографическим способом для обоснования основных направлений региональной социально-демографической политики.

Демографический потенциал представляет собой набор количественных и качественных показателей групп населения в настоящее время и в ближайшей перспективе. Низкий современный и прогнозируемый демографический потенциал является серьезным ограничением для развития территории, тогда как высокий и растущий потенциал – ресурсом и катализатором роста. Понимание объективных параметров демографического потенциала необходимо для развития экономики, инвестиционных процессов в муниципальном образовании и, одновременно, для целевого поиска инвесторов.

Источниками улучшения качественных характеристик демографического потенциала являются:

Увеличение продолжительности жизни, воздействие на возрастную структуру смертности, изменение направлений миграционных потоков, снижение заболеваемости населения в трудоспособных возрастах. Определение источника позволяет сформулировать мероприятия по развитию демографического потенциала, скорректировать демографические процессы, снизив их неблагоприятные последствия.

В настоящее время значительная часть муниципальных образований России создала или разработала документы стратегического и территориального планирования (генеральные планы и схемы территориального планирования). Анализ демографических прогнозов, содержащийся в данных документах, свидетельствует зачастую о низком качестве прогнозирования, связанном с ненаучными подходами и слабым уровнем обоснования исходных положений. Ошибки в прогнозах сказываются на всем комплексе градостроительных и стратегических решений и ведут к нерациональному расходованию бюджетных средств, неэффективным управленческим решениям, невозможности достижения целевых показателей, заложенных в программах и стратегиях развития, и ряду других негативных последствий. Исключить подобные ошибки позволяет профессиональный подход к анализу и прогнозу демографического потенциала.

В современной географии основным предметом изучения являются территория, территориальная организация общества и хозяйства в их взаимодействии как необходимое условие жизни общества и функционирования хозяйства. Территория рассматривается географами в 2-ух основных аспектах: как пространственный базис деятельности и как носитель ресурсов (Алаев, 1989).

Специализация экономической географии, осуществляемая по линии более углубленного исследования социальных процессов жизнедеятельности людей, способствовала расширению предмета познания и формированию представлений о территориальных социально-экономических системах (ТСЭС). В основу понятия ТСЭС было заложено представление об общественно-территориальном комплексе, как совокупности взаимосвязаных и взаимообусловленных форм человеческой жизнедеятельности, развивающихся на основе организованного материального производства (Кабо, 1947). М.Д. Шарыгин определил понятие ТСЭС, как «пространственно-временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации (Шарыгин, 1997). Состав ТСЭС весьма сложен и является многоуровневым, его состав во многом определили множество подходов. В его составе рассматривали подсистемы производственного, социального, природно-ресурсного, рекреационного, населения и его расселения, производственно-инфраструктурного и социально-инфраструктурного потенциала (Трофимов, 1988). Г.М. Фёдоров выделил следующие типы ТСЭС: «территориально-производственная, территориально-социальная, социоэкосистема, геодемографическая обстановка, система расселения, социально-экономический район.

В ходе географических исследований пространственно-временной организации жизнедеятельности людей существенно расширилось представление о населении и формах его расселения, о рыночной экономике, сервисе и инфраструктурном обеспечении. Появилось понятие «территориальная общность людей (ТОЛ) и представление об идентификации социума с поселением и территорией. Жизнедеятельность ТОЛ протекает в разнообразных формах, часть из которых выходит за пределы экономических и социальных процессов. К ним можно отнести нравственные, психические, моральные, этические, духовные, мировоззренческие и другие стороны человеческого бытия. «Рамки» ТСЭС стали «узкими» для полного отражения всех сторон жизнедеятельности людей (Шарыгин, 2007). Несмотря на широту затрагиваемых вопросов, по мнению М.Д. Шарыгина всё сводится к центральному звену ТОС – человеку и территориальной общности людей (ТОЛ) (Шарыгин, 1997). Именно человек является главным звеном многих систем разного уровня, а география населения, изучающая «территориальные особенности формирования и развития населения и населенных поселений в различных социальных, экономических и природных условиях»(Демографический понятийный словарь, 2003), наряду с экономической географией является наиболее сложившейся ветвью социально-экономической географии.

Рост значимости географии населения во многом определился развитием относительно новой географической науки, появившейся на научной арене в 70-ые годы ХХ века – геодемографии. В географической энциклопедии дается следующее определение геодемографии – «направление научных исследований на стыке географии населения и демографии, занимающееся изучением геодемографической обстановки (Географический энциклопедический словарь, 1988).

Для более углубленного анализа отношений между подсистемами Г.М. Фёдоров предлагает различать следующие понятия: «геодемографическая система», «геодемографическая ситуация» и «геодемографическая обстановка» (Фёдоров, 1985).

Геодемографическая система – это модель связи демографических процессов с социально-экономическими факторами, отражающая структуру и динамику связей, разрабатываемых для определенного территориального уровня.

Несмотря на довольно длительное использование понятия «геодемографическая ситуация» (с 1970-80 гг. ХХ века), в науке нет единства в его определении, оттого оно и находится в стадии формирования и требует уточнения от автора. Анализ подходов к определению геодемографической ситуации показал, что одна из причин в различии содержания этого понятия связана с определением места геодемографии в системе географических знаний.

Геодемографическая ситуация – наполненное конкретным содержанием состояние геодемографической системы на данный момент, определяемое совокупностью внешних, социально-экономических факторов.

С одной стороны, геодемография рассматривается как особый раздел географии населения (С.А. Ковалев). Геодемографическая ситуация определяется, таким образом, в рамках географии населения как «исторически сложившиеся на определенной территории отношения между совокупностью демографических процессов и структур с социально-экономическими условиями и факторами».

С другой стороны - геодемография рассматривается как специальная отрасль социально-экономической географии (А.А. Анохин, Г.М. Федоров и др.), а геодемографическая ситуация включает пространственно определенную демографическую систему вместе с её отношениями с другими территориальными социально-экономическими системами.

Третий подход можно выделить в исследованиях демографов. Геодемография рассматривается как часть демографии, а геодемографическая ситуация как «сложившееся на данной территории соотношение рождаемости, смертности, миграционной подвижности, создающих определенную половозрастную структуру населения, динамику её численности и условия его дальнейшего воспроизводства». Приставка «гео», на наш взгляд, в этом случае отражает лишь территориальный аспект демографии и демографических процессов.

Другая причина - развитие самой географической науки. Социологизация географической науки потребовала изучения не только структуры и деятельности различных территориальных групп (общностей) населения, но и всего образа жизни населения, особенностей его сознания.

Геодемографическая обстановка – это последовательность сменяющих друг друга геодемографических ситуаций, присущих конкретной территорийй, развивающейся под воздействием как внешних, так и внутренних социально-экономических факторов.

Современная активно формирующаяся общественная география по охвату изучаемых вопросов шире социально-экономической географии. Главным предметом исследования становятся территориальные общественные системы (ТОС), включающие духовный, психологический, нравственный и другие аспекты человеческого бытия. Ведущим блоком (подсистемой) ТОС, её ядром является территориальная общность людей (ТОЛ).

Несмотря на широкое использование системного и комплексного подходов в современных геодемографических исследованиях недостаточно полно используется воспроизводственный подход, ограничивающийся только демографическим воспроизводством. Автор вслед за Г.М. Федоровым опирается на более широкое понимание геодемографической ситуации.

Учитывая развитие географической науки, предлагается следующее определение: геодемографическая ситуация – состояние населения, сформировавшееся в результате воспроизводства территориальной общности людей под влиянием как внешних, так и внутренних, объективных и субъективных факторов и определяющее его структуру, качество, динамику и условия дальнейшего развития.

Сегодня, как важнейшая часть национального богатства начинает рассматриваться демографический потенциал. Г.М. Фёдоров различает трудовой и демографический потенциал территории. Согласно такому делению под трудовым потенциалом понимается «ожидаемое количество человеко-лет пребывания в трудоспособном возрасте всего населения района», а под демографическим – «ожидаемая суммарная продолжительность жизни всего населения данного района, выраженная в количестве человеко-лет» (Фёдоров, 1984).

Вишневский А.Г. демографическим потенциалом страны называл общее число её жителей. Однако такое представление не соответствует задачам социально-экономического анализа. В ряде работ под демографическим потенциалом понимаются исключительно репродуктивные возможности общества, которые детерминируются численностью репродуктивно активных представителей в составе общества и их детородной активностью. В более широкой трактовке этот же подход представлен в работах Т.В. Ромашовой, которая под демографическим потенциалом понимает «показатель потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей (Ромашова, 2006).

Иная трактовка демографического была сформулирована в контексте идеологии человеческого потенциала Т.А. Федотовской, как количественный и качественный потенциал воспроизводства народонаселения определенной территории и определяющийся такими показателями ка кобщая численность населения, динамика роста(убыли) населения, миграционные процессы. (Федотовская, 2001).

Сводный перечень подходов к трактовке демографического потенциала был предложен М.В. Игошевым (табл.1)

Определение Подход (автор)
Число жителей страны Вишневский А.Г. Васин С.А.
Число жителей конкретной территории Центр стратегич. исследований ПФО
Численность и половозрастная структура населения Мотрич Е.Л.
Набор колич. и кач. показателей групп населения в настоящее время и в ближайшей перспективе Филимонова Н. Краснолобцев В.
Число людей с учетом прожитого ими совокупного времени Петракова Ю.Н.
Жизненный потенциал Фильрозе и Хирш
Количественный и качественный потенциал воспроиз-ва народонаселения определенной территории Федотовская Т.А.
Общая численность населения, его половозрастной состав, динамика роста (убыли) населения, миграц.процессы Шалмуев А.А.
Репродуктивные возможности этноса, общности Корешкин А.
Показатель потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и др. частных показателей Ромашова Т.В.
Показатель хар-ки динамики воспроиз-ва населения, а также его демографических перспектив на агрегированном уровне Эдиев Д.М.

Таблица 1.

Исходя из вышеуказанного, определение демографического потенциала территории требует дальнейшего уточнения. Обобщая и обособляя в определенных местах, демографический потенциал территории – совокупность человеческих ресурсов территории, сформированных в условиях существующей геодемографической ситуации, используемые в развитии территории с учетом геодемографической обстановки.

Для расчёта величины демографического потенциала используются такие количественные показатели, как: общая численность населения, половозрастной состав населения, динамика роста (убыли) населения, число репродуктивных представителей общества; детородная активность репродуктивно активных представителей населения (кол-во детей в семьях, суммарный коэффициент рождаемости и другие); показатели брачности и разводимости; сальдо-миграции и другие (Игошев 2011).

Известно, что по отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель, и как потребитель материальных благ. Такая двусторонность зависимостей между экономикой и населением обуславливает сложность, а иногда и противоречивость их связей. Население не может существовать вне экономики, а экономика без населения, это две части одного социального организма (Боярский, 1974). Г.М. Фёдоров предложил провести поэтапно исследование, которое бы помогло полностью изучить геодемографическую ситуацию, изучив при этом все элементы ТОС на неё влияющие:

1. Регионально-демографический:

а) изучение структуры демографических процессов как таковых;

б) анализ структурных изменений демографических процессов, их взаимовлияния и взаимообусловленности.

2. Геодемографический:

а) анализ влияния социально-экономических факторов на ход демографических процессов (территориально-производственной и территориально-социальной систем, системы расселения, социоэкосистемы);

б) анализ показателей, характеризующих связи демографических процессов с социально-экономическими факторами (экономико-, социально-, расселенческо-, и эколого-демографических показателей);

в) исследование социально-экономической обусловленности связей демографических процессов с социально-экономическими факторами (геодемографических показателей разных типов) (Фёдоров, 1984).

В большинстве муниципальных районов России отмечается сегодня и прогнозируется в долгосрочной перспективе естественная убыль населения. Непризнание этого факта является значительным препятствием для поиска решений по изменению демографической ситуации. Краткосрочный подъем естественного прироста 2007-2009 гг. по ближайшим прогнозам сменится ростом естественной убыли населения, поэтому обоснование убывания является значительным шагом для объективного планирования.

Увеличение зависимости развития территорий от собственных демографических ресурсов. Основная часть муниципальных образований России, расположенная в провинции и на периферии, является миграционными донорами крупных городских агломераций. Приток населения в сельскую местность и небольшие города носит редкий характер, муниципальные образования могут рассчитывать только на собственные трудовые ресурсы.

Формирование рыночной экономики. Ликвидация и сокращение деятельности в большинстве районов градообразующих сельскохозяйственных, лесохозяйственных, промышленных или транспортных предприятий, которые ранее формировали занятость и определяли численность жителей поселков и районов наряду с невозможностью рационального прогнозирования развития сферы услуг исключают возможность нормативного прогноза, основанного только на финансово-экономических показателях крупных предприятий.

Значительное разнообразие и увеличение различий в интенсивности и направлении демографических процессов, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и отдельных муниципальных образований.

Гуманизация науки и техники, в т. ч. и в сфере стратегического и территориального планирования. У ХХI в. есть все шансы стать веком более качественного использования и воспроизводства человеческого капитала, которое невозможно без комфортной и безопасной среды обитания.

Отход от прямого управления демографическими и миграционными процессами, существовавшего в Советском Союзе

Анализ социальной и демографической ситуации в муниципальном образовании состоит из следующих составляющих, приводимых в динамике за несколько лет:

Численность населения и краткая характеристика расселения;

Естественное движение;

Брачно-семейная структура населения;

Миграционное движение;

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы;

Национальный состав населения;

Образовательная структура населения;

Структура занятости населения.

Помимо вышеуказанных показателей и процессов анализ социальной и демографической ситуации предполагает наличие:

Территориальной картины различий внутри муниципального образования;

Сравнение муниципального образования с соседними территориями;

Соотнесение с региональными и общероссийскими показателями;

Анализ включенности в мировые социально-демографические процессы.

Динамические ряды целесообразно анализировать не менее чем за 8-10 лет, а лучше за 25 лет или жизнь одного поколения. Показатели одного или 2-3 лет нерепрезентативны в качестве исходных данных для долгосрочных прогнозов ввиду слабой изменчивости и инерционности демографических процессов.

Для анализа и прогноза демографического потенциала на уровне муниципального района, городского или сельского поселения наиболее информативны следующие источники информации:

Данные территориального органа Росстата;

Паспорт муниципального образования;

Данные отдела экономики и прогнозирования или сходной по названию структуры в администрации района, городского или сельского поселения;

Данные отдела ЗАГС и Федеральной миграционной службы (ФМС) по данному муниципальному образованию;

Www.demoscope.ru и www.gks.ru – крупнейшие интернет-порталы, содержащие статистические, аналитические, теоретические материалы по демографии в России;

Стратегическая и градостроительная документация муниципального, регионального и федерального уровня.

Наиболее реалистичным подходом к прогнозу демографических показателей являются метод компонент и метод передвижки возрастов, которые учитывают изменения в течение десятилетий нескольких компонент: возрастных коэффициентов рождаемости и смертности, миграции населения, современной половозрастной структуры населения. Как уже отмечалось, показатели естественного движения населения крайне инерционны, поэтому в существующей половозрастной структуре населения заложены основные параметры естественного движения разных возрастных групп населения муниципального образования на средне- и долгосрочную перспективу.

Многие муниципальные районы и сельские поселения в России в горизонте двух десятилетий имеют предпосылки для значительного сокращения населения, что влечет за собой снижение экономической деятельности на данной территории и дефицит местных бюджетов. Такое положение ставит под вопрос существование муниципального образования как административно-территориальной единицы, в которой должно осуществляться местное самоуправление, и обуславливает необходимость преобразования муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сокращение численности населения муниципального образования не может являться основанием для преобразования муниципальных образований, вместе с тем не стоит недооценивать всех последствий процессов депопуляции населения.

Переход к двухуровневой системе местного самоуправления наглядно показал значимость построения реалистичных прогнозов для устойчивого долгосрочного развития территорий. Так, в большинстве регионов в ходе реформы местного самоуправления границы муниципальных образований формировались четко по границам территорий, на которых осуществляли свои функции поселковые и сельские советы во времена плановой советской экономики. Такой подход не был ориентирован на обеспечение финансовой независимости бюджетов вновь созданных муниципальных образований в сегодняшних реалиях экономики и межбюджетных отношений, обеспеченность территорий инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой для полноценной реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий, а самое главное – не учитывал прогнозную численность и структуру населения. Сокращение численности населения, особенно трудоспособной его части, влечет удорожание относительных издержек на предоставление общественно значимых благ, ведет к неэффективному соотношению расходов бюджета на решение вопросов местного значения и переданных государственных полномочий. Так, во многих поселениях уже сейчас на содержание представительных и исполнительных органов приходится от 30 до 50% бюджетных средств.

Анализ проблем развития муниципальных образований показывает, что во многих случаях выровнять диспропорции в развитии отдельных территорий и повысить качество управления возможно путем изменения сложившихся границ муниципальных образований либо путем их преобразования. Преобразование муниципальных образований в подобных случаях носит характер объединения двух или более поселений, и в целях достижения положительного эффекта от такого преобразования необходим прогноз демографической и социально-экономической ситуации для каждого из преобразуемых муниципальных образований до объединения и в случае их объединения.

Таким образом, без разработки прогноза демографического потенциала не могут быть качественно подготовлены:

Документы территориального планирования;

Документы комплексного социально-экономического планирования на средне- и долгосрочную перспективу;

Инвестиционный паспорт муниципального образования;

Обоснование преобразования и/или изменения границ муниципальных образований.

Подготовка научно обоснованных прогнозов демографического потенциала осуществляется, как правило, специалистами-демографами в ведущих консалтинговых компаниях и вузах страны.

Реалии и практика научных исследований по демографии не позволяют повсеместно использовать нормативный подход к прогнозу социально-демографических показателей.

Динамические ряды целесообразно анализировать не менее чем за 8-10 лет, а лучше за 25 лет или жизнь одного поколения.

Многие муниципалитеты в России в горизонте двух десятилетий имеют предпосылки для значительного сокращения населения, что влечет за собой снижение экономической деятельности на данной территории и дефицит местных бюджетов.

Анализ проблем развития муниципальных образований показывает, что во многих случаях выровнять диспропорции в развитии отдельных территорий и повысить качество управления возможно путем изменения сложившихся границ муниципальных образований либо путем их преобразования.

Демографический потенциал, как основа геодемографической оценки территории.

1.1 Демографический потенциал территории: роль, место, подходы, понятия и определения

1.2 Общая методология изучения демографической ситуации территории и влияющие на неё факторы


Похожая информация.


Демографический потенциал представлен народами, которые проживают в данном государстве. Демографический потенциал характеризует наличие в стране трудовых ресурсов с т. з. наличия физ. трудовой силы без относительно к ее количеству.

Оценивается по следующим параметрам:

  • 1. количество населения. По данному признаку выделяют 6 групп стран:
    • * страны со сверхбольшим населением - более 500 млн. человек - Китай, Индия;
    • * страны с большой численностью - от 100 до 500 млн. человек - РФ, США, Япония, Бразилия, Индонезия;
    • * страны со средним населением - от 60 до 100 млн. человек - Германия, Франция;
    • *страны с населением ниже среднепланетарного уровня - от 10 до 60 млн. человек - Испания, Италия;
    • * страны с небольшим населением -- от 1 до 10 млн. человек - Австрия, Дания, Швеция.
    • * малые страны - менее 1 млн. человек - Андорра, Монако, Люксембрг.
  • 2. половозрастной состав. Половой состав населения одинаков во всех странах, (примерно равное количестве мужчин и женщин в обществе. Но в возрасте до 25 лет доля мужского населения больше, чем женского, а в возрасте 40-45 лет - наоборот).

Возрастной состав населения различен в зависимости от уровня развития национальной экономики. В развивающихся странах преобладает население в трудоспособном возрасте (18-45 лет), в развитых -устойчивая тенденция старения населения, увеличение доли населения старше 50-55 лет. Старение населения негативно влияет на национальную экономику, т.к. сокращает трудовой потенциал и увеличивает нагрузку бюджет для социальных нужд, соответственно растут налоги. Данную тенденцию старения устраняют путем:

  • 1. увеличения пенсионного возраста.
  • 2. изменения социальной системы в сторону субсидиарности и адресности.
  • 3. стимулирование естественного прироста населения.
  • 4. стимулирование миграции.
  • 3. этнографический состав: по количеству наций в национальной экономике выделяют 4 группы стран:
  • 1) моноэтнические страны (12 стран в Европе и Азии - Япония, Китай, Корея.)- более 95 процентов населения одной нации.
  • 2) страны с доминирующим этносом и равноправными национальными меньшинствами (Англия, Франция).
  • 3) дуэтнические страны (Канада, Бельгия).
  • 4) полиэтнические страны (сосуществуют многие этносы, которые не сформировались в нацию). Большинство стран многоэтнично: на 1 государство в среднем приходится 13-14 этносов.

Большинство стран, которые сформировались как национальные экономики, христианские.

Демогр. потенциал имеет все меньшую роль по мере развития НЭ, т. к. на первый план выходит не столько количество, сколько качество трудовых ресурсов, которое определяется размерами человеческого и гуманитарного потенциала.

дем пот - это нас-, прожив на тер нац г-ва. Деем пот хар-т наличие в стране труд р-сов с т.зр. физ наличия рс безотносительно к ее качеству.

Осн инструменты дем п-ки:

  • 1. стимулир ест прироста нас методами соц п-ки
  • 2. изм пенс сист с целью учета тр вклада кажд раб
  • 3. увел пенс возр
  • 4. стимулир тр акт-ти путем сниж пособий по б-це и бедности
  • 5. стимулир притока в страну минрантов.
  • - Демографический потенциал - это население, проживающее на территории национального государства. Демографический потенциал характеризует наличие в стране трудовых ресурсов с точки зрения физического наличия рабочей силы без относительно к ее качеству.

Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В основу демографической политики РФ положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя: сокращение уровня смертности от заболеваний сердечнососудистой системы за счет создания комплексной системы; профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний; улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения и т. д.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя: повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям и т. д.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей; усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми; создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей и т д.

Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года .

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Мингалева Жанна Аркадьевна , Зав.кафедрой Национальной экономики и экономической безопасности ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Игошев Михаил Владиславович , Ст.преподаватель кафедры физической культуры и спорта ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Formation of the Modern Demographic Potential as the Basis for the Structural Economic Modernization

| Скачать PDF | Загрузок: 81

Аннотация:

Сегодня вопросы формирования и развития демографического потенциала становятся важнейшими в рамках политики экономической модернизации и социально-экономического развития страны и ее регионов. В работе проанализированы факторы развития демографического потенциала России, рассмотрена система их прямых и обратных взаимодействий в процессе формирования демографического потенциала.

JEL-классификация:

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения демографических проблем, вопросов развития человеческих ресурсов, физического, духовного и психического здоровья российских граждан, интеллектуального потенциала нации, совершенствования инструментов демографической и семейной политики.

Однако основной акцент в решении демографических проблем в отечественных государственных программах делается на здравоохранении. Хотя за рубежом уже не вызывает сомнения, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения, его психическое благополучие, сокращение смертности и продление творческого долголетия являются действия в рамках самосохранительного поведения.

К сожалению, в России ситуация со здоровьем нации ухудшается из года в год, что значительно затрудняет проведение экономических и социальных реформ . Это связано, среди прочего, с отсутствием в теории и практике социально-демографического регулирования единых базовых понятий, в том числе понятия демографического потенциала, адекватного требованиям современного социально-экономического развития отдельных субъектов национального хозяйства – регионов.

Подходы к трактовке демографического потенциала

До сих пор в научной литературе отсутствует единый подход к трактовке и пониманию сущности демографического потенциала. Как показал анализ, в настоящее время существуют четыре основных подхода к трактовке демографического потенциала.

1. В демографических и статистических работах, а также в исследованиях социо-географов под демографическим потенциалом страны понимается общее число ее жителей. В таком же контексте ведется и количественный расчет его объемов. Такой подход, обладая несомненной простотой и легкостью количественных расчетов, тем не менее, с качественной точки зрения выявления факторов, причин формирования тех или иных тенденций, условий развития, разработки комплекса мер по преодолению негативных тенденций не соответствует задачам социально-экономического анализа .

2. В ряде работ под демографическом потенциалом понимаются исключительно репродуктивные возможности общества, которые определяются численностью репродуктивного контингента активных представителей в составе общности и их детородной активностью. Оценка демографического потенциала проводится на основе расчета этих показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (через 1–2 поколения) перспективе. В более широкой трактовке этот подход выражен в определении демографического потенциала как показателя потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей .

3. Широкое распространение получает представление о демографическом потенциале общества через понятие жизненного вероятностного потенциала, который измеряется числом людей с учетом прожитого ими совокупного времени. Часть исследователей вообще ставят знак равенства между этими понятиями, трактуя демографический потенциал только как жизненный. Этот подход коррелирует с таким направлением в демографии, как «потенциальная демография» .

4. Все чаще начинает применяться трактовка демографического потенциала в контексте человеческого потенциала территории. В этом разрезе демографический потенциал трактуется как количественный и качественный потенциал воспроизводства народонаселения определенной территории (государства, региона) и определяется такими показателями как общая численность населения, его половозрастной состав, динамика роста (убыли) населения, миграционные процессы и т.д. .

Демографический потенциал региона

Ни один из перечисленных подходов не дает надежной теоретико-методологической базы для разработки и применения комплекса мер по улучшению демографической ситуации в стране и ее регионах, обеспечению демографического роста и высокого качества жизни населения, что закономерно требует дополнительной теоретической проработки этого понятия. Кроме того, в российском законодательстве, например в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. , иных нормативно-правовых документах понятие демографического потенциала вообще отсутствует.

В процессе исследования была выявлена такая особенность формирования и развития демографического потенциала в современных условиях, как существенно возросшая зависимость его уровня и состояния от региональной специфики. Это было четко прослежено при сравнительном анализе демографических тенденций в нашей стране, ее отдельных регионах, а также при сравнении России с другими странами и зарубежных стран между собой.

По нашему мнению, под демографическим потенциалом региона следует понимать совокупность деятельностных способностей населения, выражающихся в специфике половозрастной квалификации населения, образовательной и профессионально-квалификационной структуре населения, уровне социальной мобильности, специфике менталитета в конкретной исторической обусловленности.

В свою очередь, демографический потенциал (в первую очередь составляющие его условия для реализации возможностей и реального вовлечения ресурсов, а также способности управляющей системы) зависит от социально-экономического потенциала общества, но в то же время и непосредственно влияет на него. Кроме того, на состояние и развитие демографического потенциала большое влияние оказывают множество разнообразных факторов и условий. При этом анализ факторов должен проводиться в контексте и взаимосвязи с концепцией самосохранительного поведения.

Факторы, влияющие на развитие демографического потенциала

Важность четкого разграничения различных факторов по их сущностным характеристикам и причинам возникновения имеет принципиальное значение с точки зрения разработки механизмов и инструментария воздействия на различные факторы с целью формирования позитивных демографических тенденций и улучшения здоровья населения.

Первая группа (социально-экономические факторы) включает основные системные макроэкономические (общестрановые, региональные) факторы, влияющие на демографическую ситуацию, здоровье населения и демографический потенциал конкретной территории. В определенной степени их можно назвать факторами внешней среды.

Вторая группа (физиологические факторы) объединяет факторы, формирующие демографический потенциал (репродуктивное здоровье, здоровье детей и молодежи, а также здоровье людей трудоспособного возраста). Особенно важными в этом контексте являются показатели здоровья людей трудоспособного возраста (смертность в трудоспособном возрасте от различных причин), а также здоровье детей и молодежи – то есть тех групп населения, которые через некоторое время войдут в трудоспособный возраст и составят основу трудового потенциала и трудового капитала общества.

Третья группа (поведенческие факторы) включает основные факторы субъективного плана, оказывающие влияние как на физическое и психическое здоровье населения, так и на репродуктивные тенденции и традиции. Традиционно к поведенческим факторам относят широкий круг традиций и привычек, чаще всего включая в него характер питания, досуга, порядок употребления лекарств, наличие вредных привычек, регулярность занятий физкультурой и спортом, характер трудовой деятельности, социальную мобильность и активность населения и т.д. .

Как показывают многочисленные исследования, поведенческие факторы в значительной степени зависят от факторов внешней среды, а также от информационных факторов. Так, например, формирование в обществе отношения к своему здоровью как жизненной ценности в значительной степени зависит от пропаганды данных поведенческих установок, их широкого распространения в обществе, всемерного государственного поощрения данного типа поведения.

Четвертая группа (информационные факторы) оказывает особое влияние на социально-демографическое развитие общества и здоровье населения. Информация оказывает прямое и быстрое воздействие на основные модели поведения, на настроения населения и его отношение к тому или иному явлению, включая репродуктивные установки.

Пятая группа (институциональные факторы). Их выделение в отдельную группу достаточно условно и сделано в первую очередь с целью выявления основных условий формирования эффективных управленческих воздействий на остальные группы факторов (и отдельные факторы) в направлении формирования позитивных демографических тенденций, изменения поведенческих установок. Об этом более подробно писалось в работе «Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения» .

Что касается групп социально-экономических и физиологических факторов, то влияние на них и роль институциональных факторов проявляется через формальные правила (институты) и, прежде всего, систему законодательства. Однако объем и степень воздействия здесь другие. На социально-экономические условия жизнедеятельности общества воздействует вся система законодательства, начиная с конституции и наиболее фундаментальных законов о правах человека и заканчивая отдельными нормативными актами в конкретной области (экологии, жилищно-бытовой, здравоохранении, образовании, трудовых отношений и пр.).

Все вышеизложенное требует усиления внимания к вопросам формирования и развития демографического потенциала территорий в контексте задач структурной модернизации экономики. + 7 495 648 6241

Источники:

1. Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А. Демографический и трудовой потенциал России // Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 1999.
2. Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: Дисс. … д-ра социол. наук. – М.: Институт социологии, 2005.
3. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2010. – № 2 (96). – С. 40–45.
4. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. К вопросу о преодолении негативных тенденций в формировании качественных характеристик населения // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4, выпуск 1. – С. 22–26.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.112008 № 1662-р (в ред. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).
6. Петраков Ю.Н. Микроанализ демографического потенциала сельского населения Брестской области как существенного фактора регионального развития // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». – Минск: ГУ «БелИСА», 2006. – 156 с.
7. Федотовская Т.А. Демографический потенциал России // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации ФС РФ. – М., 2001.
8. Филимонова Н., Краснослободцев В. Демографический потенциал и экономические перспективы муниципалитета // Практика муниципального управления. – 2010. – № 4.
9. Шалмуев А.А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4(10). – С. 57–62.

Под демографическим потенциалом следует рассматривать человеческий потенциал, другими словами-количество населения, долю трудовых ресурсов (трудоспособного населения), возрастные и половые показатели, динамику естественного и механического движения населения.

Основными характеристиками демографического потенциала являются:

Соотношение показателей естественного движения населения, которые рассматриваются за определенный промежуток времени;

Половозрастная структура населения;

Соотношение показателей механического движения населення16.

На 1 января 2009 года в Украине, по данным Госкомстата. проживало 46143,7 тыс. лиц. На протяжении 2008 года численность населения уменьшилась на 229,0 тыс. человек.

Рис. 3.1. Численность наличного населения по регионам

Уменьшение населения страны происходило исключительно за счет естественного сокращения - 243,9 тыс. человек, одновременно зафиксирован миграционный прирост населения (14,9 тыс. человек).

В сравнении с 2007 годом объем природного сокращения уменьшился на 46,3 тыс. лиц, или с 6,2 до 5,3 человек на 1000 жителей. Сокращение численности населения наблюдалось в 24 регионах страны, кроме г. Киева. Закарпатской и Ровенской областей, где зарегистрирован естественный прирост населения (соответственно 1,9 тыс. лиц. 2,1 и 0.8 тыс. человек).

По прогнозам демографов, население в Украине уже не будет увеличиваться, поскольку для этого отсутствуют благоприятные условия, а демографический потенциал на сегодня исчерпанным. Такие прогнозы не просто пессимистичны, сегодня они звучат как приговор украинской нации. По данным прогнозов как отечественных экспертов, так и международных организаций тенденция к сокращению населения страны будет усиливаться и в течение следующих лет. Если в 2006-м году население Украины составляло 46,6 млн. то в 2010-м-уже 45,4 млн. в 2020-м - 42,5 млн, в 2030-м -39,5 млн, а в 2040-м - 36,5 млн человек. То есть, в течение ближайших тридцати лет численность населения может сократиться на 21.6 %. Это не просто тревожные цифры, они означают не только демографический кризис, но и опасность для развития страны, угрозу для нашей национальной безопасности и будущего украинской нации. Чтобы этот вывод не был голословным, обратимся еще к нескольким цифр17.

в Целом за годы независимости Украина потеряла около 6 млн граждан. Регионами, которые относятся к наиболее демографически пострадавших есть Черниговская. Черкасская и Винницкая области.

Назовем причины, влияющие на депопуляционные процессы. Первой или традиционной причиной остается высокая смертность на фоне низкой рождаемости. В среднем по стране смертность превышает рождаемость в соотношении 1,7 к 1.

Второй причиной являются проблемы семейного плана, в частности вопрос физического здоровья, материально-финансового положения, так и морально-психологического состояния семей.

Влияние на репродуктивную поведение семьи такого показателя, как ее материально-финансовое положение, считается как прямым, так и опосредованным. Начиная с 90-х годов прошлого века, именно социально-экономические реформы привели к уменьшению благосостояния многих семей и повлияли на изменение отношения людей к больших семей и, соответственно, до рождения детей.

Следующим фактором, также влияющим на демографическую ситуацию, является трудовая миграция украинцев в другие страны. По некоторым оценкам, ежегодно страна теряет около трех миллионов мужчин и женщин.

Таким образом, чтобы остановить сокращение численности населения, необходимо сделать не лишь локальные шаги, а реализовать целостную общенациональную программу, направленную на повышение уровня рождаемости и создание необходимых для этого условий в образовательной и медицинской отраслях. Еще в 2006 году Институт демографии и социальных исследований НАН Украины предложил правительству Проект стратегии демографического развития Украины до 2015 года. Тогдашним правительством была принята Концепция государственной программы поддержки семьи в 2006-2010 годах. Основными направлениями поддержки семей могут быть такие: во-первых, это введение стимулов для семей, которые решились на рождение больше, чем одного ребенка. Это. в частности, является благоприятным условием для тех семей, которые хотят иметь нескольких детей. Во-вторых, введение материальных стимулов

17 Доклад НИСИ "социально-экономическое положение...

для увеличения рождаемости. Также важным моментом является создание благоприятных жилищных условий для семей, в частности многодетных. Для этого является насущным решение вопроса социального жилья.

Вопрос увеличения рождаемости является тесно связанным также с молодежной политикой и государственной стратегией охраны здоровья. Следовательно, решение демографического кризиса требует консолидации усилий и реализации проектов разного уровня-на государственном уровне и отраслевых направлениях, на уровне политических партий и гражданского общества.

Трудовой потенциал - это обобщающая характеристика количества и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Трудовой потенциал характеризуется количественными и качественными параметрами. Количественная сторона трудового потенциала определяется численностью трудоспособного населения, поло-возрастной структурой, количеством рабочего времени, отработанного трудоспособным населением, численностью безработных. Качественными характеристиками трудового потенциала является состояние здоровья, общеобразовательный и профессионально-квалификационный уровень, склонность носителей труда к мобильности, конкурентоспособности рабочей силы и др.

Особое значение в развитии национальной экономики имеет качество трудового потенциала. Это - понятие относительное. Оно раскрывается в параметрах и компонентах, таких, как: качество трудоспособного населения, трудовых ресурсов, совокупного работника или рабочей силы. Качественная определенность трудового потенциала формируется под воздействием потребностей производства, спроса на рабочую силу, на основе развития системы общего и профессионального образования и воспитания.

Количественная сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественным приростом, состоянием здоровья, подвижностью и др.), потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде. Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т. е. трудовыми ресурсами, которые имеются в национальной экономике в каждый определенный период (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Основные показатели рынка труда в 2000-2008 гг.

Экономически

активное население

в том числе

В возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

занятое население

безработное население (по методологии МОТ)

в среднем тыс.человек

в среднем тыс. ос и бы

в % к населению соответствующей возрастной группы

В возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

в возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

в среднем, тыс.человек

в % к населению соответствующей возрастной группы

в среднем, тыс.человек

в % к населению соответствующей возрастной группы

в среднем, тыс.человек

в среднем тыс.человек

в % к экономически активному населению соответствующей возрастной группы

Данные Госкомстата Украины

К трудовым ресурсам относится население, способное работать в общественном производстве. Основная его часть - лица в трудоспособном возрасте. В Украине нижняя граница трудоспособного возраста -16 лет, а верхняя определяется возрастом выхода на пенсию по старости: 60 лет у мужчин и 55 лет в возрасте 15-70 лет-у женщин.

В экономике Украины занята лишь часть трудовых ресурсов. Это зависит от уровня безработицы и доли населения, занятое в домашнем хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

Состояние рынка труда формируется под воздействием политической и финансово-экономической ситуации в Украине. В течение первых трех кварталов 2008 года наблюдался стабильный рост

объемов и уровня занятости населения. Так, по последним обнародованным данным Госкомстата Украины численность занятого населения в среднем за 9 месяцев 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилась на 178.0 тыс. человек и достигла 21,3 млн человек. Уровень занятости населения вырос с 59.1 % до 60,1 %. Рост уровня занятости произошло как среди городского населения, так и среди жителей сельской местности.

Численность безработных по сравнению с прошлым годом сократилась на 31,2 тыс. человек и составляла 1.4 млн человек. Уровень безработицы населения, определенный по методологии Международной организации труда (МОТ), сократился до 6,0 % экономически активного населения (против 6.2 % - за 9 месяцев 2007 года). Снижение уровня безработицы произошло как среди городского, так и сельского населения. При этом уровень безработицы был ниже, чем в среднем в таких странах Евросоюза как Италия (7,0 %), Польша (7,3 %). Германия (7,4 %). Португалия (7.6 %), Франция (7,7 %), Венгрия (7,8 %), Словакия (10,2 %) и Испания (10,4 %).

На качественные и количественные характеристики трудового потенциала влияет уровень доходов граждан. По данным Госкомстата Украины за 2008 год, номинальные доходы населения увеличились на 38,3 %. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. Имеющийся доход, который может быть использован населением на приобретение товаров и услуг, увеличился на 38,1 %, а реальный имеющийся, определенный с учетом ценового фактора. - на 10,3 %.

Рис. 3.3. Номинальные и реальные доходы в 2007-2008гг. в % по сравнению с предыдущим годом

Динамичный рост располагаемого дохода в расчете на одного человека хранилось с января по август 2008 года (с 870 до 1313 грн.). На конец года имеющийся доход в расчете на одного человека повысился до 1412 грн.. что относительно законодательно установленного размера прожиточного минимума в расчете на одного человека на 2008 год (626 грн.) составляет 225.6 %.

Необходимо обратить внимание на то, что в структуре доходов населения основную долю занимает заработная плата. По данным Госкомстата, в 2008 году удельный вес заработной платы в структуре доходов населения составляла 42,4 %. Доходы в виде прибыли и смешанного дохода составили 15.1 %.. доходы от собственности, полученные - 3.5 %. а социальные помощи и другие полученные текущие трансферты - 39.0 %.

Рис. 3.5. Структура доходов населения Украины в 2008 году. %

Обобщающим показателем состояния демографического и трудового потенциала является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В целом человеческий потенциал объединяет в себе понятие демографического и трудового потенциалов и выступает одним из важнейших показателей, характеризующих не только уровень экономического роста, но и уровень справедливого распределения его результатов, восстановления окружающей среды, повышения благосостояния и тому подобное.

Индекс развития человеческого потенциала - это индекс для сравнительной оценки уровня жизни, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. ИЧР был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом эль

Хаком, и с тех пор Индекс используется с 1993 года ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Методика расчета индекса использует среднее арифметическое трех показателей социальной политики страны:

1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) письменность взрослого населения и валовой охват всеми видами обучения;

3) величина ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

Эти компоненты по специальной формуле сводятся в один общий индекс. Теоретически он может иметь максимальное значение - 1,000, а минимальное - 0,000.

Теоретически индекс предназначен стать показателем того, как страны используют свои материальные блага на пользу населения, то есть на социальное развитие страны. По словам Мах-буба эль Хака. "основная цель развития - это расширение выборов, которые могут делать люди, а также создание среды, в которой люди могли бы жить здоровой и творческой жизнью"18.

В 2009 году был издан новый отчет ООН "О развитии человеческого потенциала" за 2009 г. За период с 2001 года позиция Украины в индексе стран медленно повышалась (с 80 в 2001 и 78 в 2003 до 77 и 76 в 2005-2006 гг. соответственно).

Показатели Индекса развития человеческого потенциала базируются на информации 2007 года, поэтому не отражают последствий глобального экономического кризиса. В противном случае позиции Украины могли быть еще хуже, ведь наша страна, как известно, принадлежит к числу тех, что наиболее пострадали в результате последних мировых экономических и финансовых катаклизмов.

Согласно отчету, самый высокий Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии, за ней идут Австралия и Исландия. Из ближайших соседей Украины, например, Беларусь заняла 68-е место, Россия - 71-е, 84-е место у Армении, а 86-е занял Азербайджан.

Итак, негативное развитие демографических процессов и перспектива потери трудовых ресурсов составляют угрозу национальной безопасности государства и требуют осуществления неотложных системных действий и принятия упреждающих мер в сфере социальной политики по преодолению демографического кризиса и развития трудоресурсного потенциала.

Социальная политика - это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, трансформации социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны.

Социальная политика государства строится на соблюдении таких основных принципов, как: социальная справедливость, индивидуальная и социальная ответственность, социальные солидарность и партнерство, равенство возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг, социальные гарантии. Относительно основных целей социальной политики, то они заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния граждан, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценного питания, образования, социальной защиты и др. Такие цели реализуются, как правило, через осуществление стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, которые содержат социальные блоки, меры и механизмы их достижения и путем разработки и выполнения целевых социальных программ.

Социальные параметры - это индикаторы и показатели, характеризующие уровень экономического развития страны в социальном плане. Они отражают достижения и сигнализируют о угрозы социальной безопасности. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала как среднеарифметическое суммы трех индексов продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Влияние государства на развитие социальных отношений: обеспечение социальной справедливости, поддержка социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни и труда, достойных человека, составляют содержание государственного социального регулирования. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, которые дают возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим группам населения, которые нуждаются в помощи, страхования жизни и здоровья людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

Социальное регулирование - одна из самых сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности и не должна создавать социально желаемые условия жизни для всех людей. Она способна лишь путем социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стараться не допустить острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые не имеют возможности обеспечить себя самостоятельно.

Важный переход к целевой адресной помощи (например, как в Швеции или Германии) без увеличения количества чиновников И зоны их произвольных решений. По оценкам Международной организации труда, в постсоциалистических странах подавляющая часть социальных трансфертов попадает в богатых и среднеобеспеченных слоев населения, тогда как семьи с доходами не выше прожиточного минимума получают до 20 % (в развитых странах примерно 50 %) общего объема социальных трансфертів19.

На социальное выравнивание общества направлена также государственная политика регулирования рынка труда как система правовых и организационно-экономических мероприятий государства относительно эффективности занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы. Выравнивание на рынке труда означает выравнивание спроса и предложения рабочей силы на соответствующем рынке. Речь идет о достижении рационального в данных социально-экономических условиях уровня занятости, охватывающий регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественного труда, выплату пособий по безработице и тому подобное.

Государственное регулирование занятости представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Система управления занятостью населения включает две составляющие. Первая - предусматривает целенаправленные меры государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышение качества труда. Вторая заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических потерь от действия рыночного механизма В сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальную защиту. Социальная поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест, в том числе и за счет сокращения рабочего дня на уже существующих путем регулирования режима работы. В ряду специальных административных мер, распространяющихся на отдельные группы населения, особенно выделяется квотирования рабочих мест для инвалидов, хотя для предотвращения негативного отношения работодателей такие меры должны дополняться экономическими стимулами в отношении предпринимателей в форме различных налоговых льгот и выплаты государственных субсидий. С целью защищенности молодежи в некоторых странах (Швеция. Германия, Испания) в некоторых случаях идут на сокращение возраста выхода на пенсию.

Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются:

Развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;

Сохранение И стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;

Содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозаннятості населения;

Создание развитой системы профессионального образования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;

Внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

Совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

Совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;

Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Государство, проводя определенную политику в сфере оплаты труда административными и экономическими методами, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу. В большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы составляют ориентир при заключении трудового договора между предпринимателями и рабочими.

Влияние на социальные процессы существенно зависит от форм и отношений собственности, поэтому важным направлением должна стать социальная направленность процессов трансформации собственности, согласование этих процессов с социальными результатами их реализации. К числу очевидных рисков в сфере управления собственностью принадлежит глубочайшая дифференциация населения по уровню доходов и имущественного состояния. Например, в 1998 г. 92 % населения нашей страны присваивали лишь 41 % совокупного дохода, тогда как 5 % населения - около 48 % доходов. По данным Государственного комитета статистики, более половины населения имели денежный доход ниже границы малообеспеченности (тогда 73,3 грн. на месяц). Эта ситуация свидетельствует о необходимости осуществления серьезной социальной политики, использующей для воздействия на изменение уровня неравенства в распределении доходов такие инструменты, как дифференцированное налогообложение доходов, обязательное страхование от безработицы и потери трудоспособности, Индексация доходов в условиях инфляции, предоставление помощи малообеспеченным и т. др.

Государственная политика перераспределения доходов влияет не только на доходы физических лиц, но и на доходы предприятий. Обязывая последних осуществлять оплату очередных отпусков, облагая высоким налогом фонд заработной платы, обязывая делать взносы в пенсионный фонд, в фонд страхования от безработицы, государство осуществляет влияние как прямых, так и косвенных затрат на оплату труда.

Однако, нельзя не учитывать, что чрезмерное вмешательство в процессы перераспределения доходов может исказить структуру экономики, ограничить конкуренцию, поэтому нанести существенный ущерб экономической системе. Социальная политика государства имеет. с одной стороны, способствовать смягчению социальной напряженности и обеспечению социальной стабильности, а с другой - не подрывать стимулов предпринимателя к инвестированию, а наемного работника к высокоэффективному труду.

В целом среди основных тенденций формирования доходов населения, сложившиеся на данном этапе реформирования экономики Украины, выделяют такие; расширение структуры доходных составляющих, резкое снижение общего уровня доходов населения; усиление существенной дифференциации по уровню доходов; увеличение доли доходов от реализации продукции личного подсобного хозяйства, постоянная конвертация части доходов населения в стабильную валюту с целью ее сбережения от инфляции и использование в качестве личного источника социальной защиты; увеличение доли теневых доходов.

Важным элементом государственного регулирования социальных процессов является социальная защита населения - государственная поддержка тех слоев населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня. Среди основных элементов системы социальной защиты выделяются такие, как установление допустимых параметров жизни (прожиточный минимум, минимальная пенсия, социальная помощь), защита от роста цен и товарного дефицита, решение проблем безработицы, пенсионное обеспечение, социальные трансферты и тому подобное. В ряду таких элементов рассматривается и социальное страхование - система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков. Его основные формы - это пенсионное обеспечение, медицинское - на случай заболевания, потери нетрудоспособности в результате несчастного случая на производстве, а также страхования на случай безработицы (от независящим от работника причинам). Основными принципами социального страхования являются непосредственное финансовое участие в страховании всех застрахованных лиц, обязательность страхования всех работающих и государственные гарантии выплат по социальному страхованию.

Таким образом, в соответствии с провозглашенных целей обеспечения стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала основными направлениями социальной политики должны стать:

Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

Обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального наполнения и справедливого распределения;

Повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

Постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий по доходам;

Содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

Повышение степени защиты социально незащищенных слоев населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

На территории района насчитывается свыше 50 (Пятидесяти) объектов культурного наследия, архитектурные сооружения (культовые и гражданские), археологические памятники и места исторических сражений – воинские захоронения времён Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Все они находятся в удовлетворительном состоянии. Очистка территорий объектов, текущий ремонт и благоустройство территории мемориалов осуществляется силами Администраций сельских поселений района частично за счёт собственных средств, частично за счёт средств, выделяемых Администрацией района.

На момент обследования воинских захоронений периода Великой Отечественной войны выявлено, что особого внимания требуют мемориалы, расположенные на территории Большеколчевского, Ретяжского, Гостомльского и Бельдяжского сельских поселений.

Вывод: Необходимо произвести обследование состояния всех объектов культурного наследия, распложенных на территории района, с привлечением квалифицированных экспертов для составления программы по их ремонту, реконструкции и благоустройству территорий с перспективой включения их в областные и муниципальные программы по поддержанию объектов культурного наследия.

    1. Социально-экономический потенциал

Социально-экономический потенциал района определяется рядом особенностей его экономико-географического положения, мобилизуемыми природными ресурсами, демографическим, трудовым и производственным потенциалом территории, общим состоянием социальной сферы жизнедеятельности общества. В совокупности эти составляющие отражают способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность; выпускать продукцию, товары; оказывать услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

3.5.1. Демографический потенциал. Занятость населения

Основными характеристиками демографического потенциала территории являются: динамика численности населения, его половозрастная и трудовая структура, степень его экономической активности.

По предварительным данным, предоставленным Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Орловской области, численность постоянного населения на 1 января 2010 года составила 23 тыс. человек и сократилась за 2009 год на 63 человека.

Демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные:

2009 г. в % к 2008 г.

на 1000 населения

прирост (+), снижение (-)

Родилось

Естественная убыль

Зарегистрировано:

разводов

По сравнению с 2008 годом общий показатель рождаемости в 2009 году снизился на 4,4 %, показатель смертности увеличился на 7,2 %. В результате несколько возросла естественная убыль населения. Негативным моментом истекшего периода является увеличение числа умерших (на 30 человек). По-прежнему, определяющим фактором процесса депопуляции остаётся превышение количества умерших над количеством родившихся в 1,9 раза (в 2008 году – в 1,7 раза).

Численность населения района за период с 2005 года по 2010 год уменьшилась на 195 человек, что явилось следствием спада в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, сфере услуг.

Показатели естественной убыли населения отражены в диаграмме:

Положительная тенденция по сокращению естественной убыли населения за период с 2005 года по 2008 год явилась следствием роста рождаемости, обусловленной количеством зарегистрированных браков за аналогичный период времени.

В 2009 году по отношению к 2008 году число зарегистрированных брачных союзов уменьшилось на 15 единиц, а число разводов сократилось на пять. На каждые 10 заключённых в 2009 году браков, как и в 2008 году, приходилось пять разводов.

На фоне негативной тенденции по сокращению числа браков в 2009 году и, как следствие, уменьшения рождаемости, уровень смертности превысил уровень рождаемости, что является признаком кризисного развития воспроизводства населения района.
В условиях кризисного развития воспроизводства населения повысилась роль миграции в формировании её численности. В районе сохраняется тенденция миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода. За 2009 год в район прибыло 410 человек, покинуло 263 человека. Миграционный прирост составил 147 человек и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 27,9 %.Миграция населения района приведена в таблице:

в том числе:

городская местность

сельская местность

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
Прибыло
Выбыло
Миграционный прирост (снижение)

На фоне сохранившейся тенденции миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода анализ динамики позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции его снижения.

Факторами, определяющими численность населения, являются естественное движение или естественный прирост-убыль населения (складывающийся из показателей рождаемости и смертности) и механическое движение населения (миграция). Основная причина снижения численности населения – превышение смертности над рождаемостью.

Миграционная составляющая несет основную ответственность за неравномерность динамики численности населения внутри района.

Миграционное движение населения во многом связано с транспортно-географическим положением и способностью экономики района, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Привлекательность близкого расположения областного центра подталкивает неудовлетворенную чем-либо часть населения области к переезду, особенно это касается молодежи, для которой г. Орёл интересен в качестве места учебы и работы. Такое положение, с одной стороны, порождает отток из поселений способной молодежи, ограничивает размеры миграционного прибытия на территорию самого района, с другой стороны, увеличивает привлекательность всех поселений, расположенных вдоль федеральной трассы «Крым» для мигрантов, лишившихся в силу различных причин дома и работы.

Ежегодное сокращение миграционного прироста наблюдается на территории района, начиная с 2008 года, после резкого подъёма в 2007 году. Абсолютные величины прироста (сальдо миграции) в сравнении с естественной убылью населения имеют отрицательное значение в 2007 и 2009 годах (-50 и –63 человека соответственно). Интенсивность естественной убыли населения в 2005 – 2007 годах превышала 10 чел. на тысячу населения, в 2008 – 2009 годах показатели снизились, и порог интенсивности изменился. Итог 2009 года означает, что миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения. Приток мигрантов наблюдается в сельской местности за счёт переселенцев из бывших союзных республик (их привлекает дешевое жилье на территориях сельских поселений), а отток – в городской местности (ввиду близости областного центра, дающего большие возможности и перспективы для молодёжи).

Сальдо миграции непостоянно – четыре года назад миграционный приток был готов смениться оттоком населения: в 2006 г. из района убыло на 39 человек больше, чем приехало в 2005 году. В среднем за год за исследуемый период в район прибывало 118 чел., выбывало за пределы района 14 чел. Таким образом, имеется достаточно большой резерв увеличения сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения.

Основу внешнего миграционного оборота района в настоящее время составляет внутрироссийская миграция. Среди потока прибывающих международных мигрантов преобладают выходцы из бывших союзных республик.

Из сельской местности население перебирается в городские поселения своей области и, в меньшей степени, в другие субъекты РФ. Устойчивая миграционная убыль сельского населения наблюдается с 2005 года. Приток мигрантов из других регионов является основным фактором, обеспечивающим стабилизацию численности населения района.

Притягательными для мигрантов являются территории основной зоны расселения, а также территории поселений, расположенных вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Наибольшая миграционная убыль характерна для периферийных районов, расположенных в местах с плохой транспортной доступностью и наиболее удалённых от районного и областного центров.

Естественное движение населения. Положительные значения (за анализируемый период) естественного прироста не наблюдались в районе с 2005 года. Существующая с 2005 года по 2008 год тенденция снижения уровня превышения показателей смертности над показателями рождаемости по итогам 2009 года изменилась в связи с уменьшившимся числом браков. Минимальный уровень рождаемости в анализируемом периоде наблюдался в 2005 году, тогда число умерших превысило число родившихся жителей в 3,5 раза. Начиная с 2006 года, в районе наблюдается рост рождаемости при понижении уровня смертности, и в 2008 году разрыв между этими двумя показателями сократился до 1,68 раза. В 2009 году уровень разрыва между этими двумя показателями составил 1,88 раза.

Динамика рождаемости определяется факторами социально-экономической ситуации, возрастной и половой структурой населения, его репродуктивным поведением. Анализ этих факторов имеет большое значение для прогноза развития демографической ситуации в регионе и определения перспективной численности его жителей. В последние годы в районе наблюдается спад рождаемости, связанный с уменьшением численности женщин, находящихся в детородном возрасте (15 – 49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20 – 39 лет). Кроме того, в 2009 году наблюдался кризисный спад рождаемости, обусловленный многофакторностью составляющих. Существующий уровень рождаемости не обеспечивает нормального замещения поколений: независимо от динамики общего показателя смертности каждое поколение детей будет по численности меньше поколения родителей. В связи с федеральной демографической политикой, направленной на увеличение рождаемости, в ближайшей перспективе можно рассчитывать на преодоление намечающегося спада рождаемости, но на смену многочисленным поколениям женщин в репродуктивный возраст начинают входить малочисленные поколения, рожденные в годы перестройки. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе улучшить демографическую ситуацию в районе только путем повышения рождаемости нельзя. Большое влияние на уровень рождаемости оказывают экономические и социальные факторы.

Района мало отличается от общероссийской структуры:

Возрастно-половая структура населения

Численность населения - всего, тыс. человек

из общей численности населения:

в возрасте моложе трудоспособного
в трудоспособном возрасте
старше трудоспособного возраста

на долю мужчин приходится 45,9 %, на долю женщин - 54,1 % населения. Преобладание женского населения над мужским в общей численности населения наблюдается во всех поселениях района.

Возрастно-половая структура относительно благоприятна для воспроизводства населения и экономического развития: 61 % населения находится в трудоспособном возрасте.

Основная часть трудовых ресурсов концентрируется в п.г.т. Кромы и прилегающих к нему сельских поселениях.

Из характера распределения населения по возрастным группам следует, что в настоящее время в трудоспособном возрасте находится максимально возможная доля населения района. В дальнейшем она будет сокращаться в связи с очевидным переходом в пенсионный возраст многочисленных возрастных когорт и вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения. Численная оценка динамики возрастной структуры населения района приведена в диаграмме:

Наиболее благополучные сельские поселения имеют повышенную численность населения молодого возраста, сниженную численность – пенсионного и нагрузку на трудоспособное население на уровне, близком к среднему по району или ниже.

Выводы:

1. Основной причиной ускоренной депопуляции, более ярко выраженной в сельской местности, является естественная убыль населения, не перекрываемая миграционным притоком. Стабилизация городского населения обусловлена миграционным притоком из сельской местности области, а также извне района. В основе естественной убыли населения лежит высокий уровень смертности населения. Тревожным фактором является рост смертности в трудоспособных возрастных группах.

2. В районе имеется достаточно большой резерв роста сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения путём осуществления широкомасштабных проектов, требующих привлечения большого количества трудовых ресурсов, а также наличия пустующих домовладений, являющихся привлекательными для мигрантов. В настоящее время наиболее привлекательной для мигрантов является основная зона расселения района, а также поселения, расположенные вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Осуществление инвестиционных проектов на указанных территориях может быть обеспечено трудовыми ресурсами при условии хорошего транспортного обеспечения соответствующих площадок. Оно будет иметь положительный эффект для исправления ситуации в большинстве депрессивных в демографическом отношении поселений района, поскольку позволит сдержать отток собственного населения, приведет к снижению демографической нагрузки за счет притока лиц трудоспособного возраста. В перспективе прибытие мигрантов трудоспособного возраста приведет к дополнительному росту рождаемости, увеличению численности детей и молодежи.

3. Существующая в настоящее время возрастная структура населения является наиболее благоприятной в экономическом отношении. В дальнейшем в течение ближайших 15 лет по естественным причинам неизбежны относительное снижение доли трудоспособного населения и рост доли пенсионеров. Продолжение внутрирегионального перераспределения трудоспособного населения в пользу городских поселений приведет к прогрессирующей депопуляции сельской местности, поэтому в последующие годы будет все сложнее ставить вопрос о социально-экономическом развитии сельской местности. Чтобы изменить ситуацию на селе путем осуществления отдельных инвестиционных проектов в периферийных поселениях района, поддержки в сельской местности малого предпринимательства (все виды деятельности), агропроизводства и пищевой промышленности, необходимо сделать это в ближайшей перспективе.