1 денежная система промышленно развитых стран. Денежная система развитых капиталистических стран на примере соединенных штатов америки

Современные Денежные Системы включают: 1)денежная единица 2)масштаб цен 3) виды денег 4)эмиссионная система 5) государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения . Составная часть денежной системы – национальная валютная система, которая относительно самостоятельна.

1)Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная Единица делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления (1:10:100).
2) Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственного монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг., официальная цена золота и золотое содержание Денежной Единицы отменены. Золото стало обычным товаром, цена на который определяется уровнем спроса и предложения.
3)Виды денег , являющиеся законным платежным средством это в основном кредитные банковские билеты, разменные монеты, а так же виды бумажных денег как казначейские билеты. Если в промышленных развитых странах не выпускаются государственные бумажные деньги (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение (трансфертные операции, взаиморасчеты).

4) Эмиссионная система. В развитых капиталистических странах эмиссионная система означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет – казначейством в соответствии с законодательством, установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в развитых государствах – депозитно-чековая эмиссия. Она означает увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и др.кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной Резервной Системе, а серебряных долларов и разменных монет – казначейству. В связи с тем, что эта денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственно денежно-кредитное регулирование экономики.
Во многих промышленно развитых странах с 1970-х было введено таргетирование (от англ.target-цель), т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста Денежной Массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная Резервная Система периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращение Денежной Массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.
Характерными чертами современных Денежных Систем промышленно развитых капиталистических стран являются: 1)отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото. Демонетизация золота. 2) переход к неразменным на золото кредитным деньгам. 3)выпуск банкнот в обращении не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением является в основном ценные бумаги). Сколько товаров, столько и денег должно быть, чтобы обеспечить обращение денег в обществе, но государство намерено выпускает немного больше денег. 4) преобладание в денежном обращении безналичного оборота. 5) Усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения. Государство сильно регулирует развитие денежной системы, и его монополизация практически полностью осуществлена.
Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 г. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обуславливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Валютные блоки анализировали экспорт и импорт и выпускали больше денег, в связи с тем, что часть денег уходила за границу.
Во время и после II МВ на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: 1)поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте конкретной зоны 2)хранение национальных валют в банках страны-гегемона (страна, которая выпускает основную валюту зоны) 3)льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.
В начале 80-х в большинстве малых государств (в том числе островных) были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых – важнейшее условие нормального развития национальной экономики.



Тема 8: Современная инфляция и её национальные особенности.

I.Сущность инфляции

II. Виды современной инфляции и её классификация по странам.

III. Формы и методы антиинфляционной политики.

I.Сущность инфляции

Термин «Инфляция» происходит от латинского inflatio, что в переводе означает вздутие. Действительно, финансирование государственных расходов при помощи бумажноденежной эмиссии не в соответствии с объёмом выпускаемых товаров приводит к вздутию денежного обращения и обесцениванию денег.

Инфляция не является порождением современности, она имела место и в прошлом, но специфика инфляционных процессов в прошлом состояла в том, что она происходила в момент чрезмерной эмиссии банкнот параллельно с прекращением их размена на золото.

В современной инфляции есть ряд отличительных особенностей:

1) Если раньше инфляция носила локальный характер, то теперь она носит повсеместный, всеохватывающий характер.

2) Если раньше инфляция происходила в больший или меньший период времени (имела периодический характер), то теперь она носит хронический характер.

3) Современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.

Современная инфляция является следствием воздействия многочисленных факторов, которые приводят к обесцениванию бумажных денег. К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения.

Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы, различают два типа инфляции:

1) Инфляция спроса

2) Инфляция издержек

Инфляция спроса вызывается рядом денежных факторов:

1) Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

2) Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. В данной ситуации экономика характеризуется ростом долгосрочных и краткосрочных кредитов, как у экономических агентов, так и у государства в целом

3) Импортируемая инфляция – эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платёжным балансом.

4) Чрезмерные инвестиции в тяжёлую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот вступает дополнительный денежный эквивалент.

Инфляция издержек характеризуется воздействием след не денежных факторов:

1) Лидерство в ценах, когда производители при формировании и изменении цен ориентировались на цены компаний-лидеров.

2) Снижение роста производительности труда и падение производства. Решающую роль в этом сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

3) Возросшее значение сферы услуг

4) Ускорение прироста издержек и, особенно, заработной платы на единицу продукции

5) Энергетический кризис – подорожание нефти, газа и др. энергоресурсов. Если до 60-х годов среднегодовой рост цен на нефть составлял 1,5%, то после 60 годов – до 12 и более процентов.

Классификацию денежных систем отдельных государств принято производить по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д.

В различных странах используются разные денежные системы, и у каждой системы есть свои особенности. Одной из особенностей денежной системы США является длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков - мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это Министерство финансов (казначейство), Центральный банк (ФРС), коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские деньги) билеты от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% наличной денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

Федеральная резервная система в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы. Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек.

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек, а также система предуведомленных платежей (банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае). Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений - заработная плата, пенсии, рентные платежи.

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США совместно с Министерством финансов.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны: он централизовал банкнотную эмиссию; существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

Денежная единица Великобритании - фунт стерлингов. В названии «фунт стерлингов» нашло отражение его первоначальное весовое содержание: из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов, которые имели также второе название - «стерлинги». 20 пенсов составляли шиллинг, в одном фунте было 12 шиллингов.

Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичной форме, т.е. средства на счетах в банках - депозитные деньги.

Наличные деньги - банкноты и разменная монета - составляют около 32 % всей денежной массы в обращении.

Преимущественное развитие безналичных расчетов и усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически также легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления.

Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами денег в Великобритании являются Банк Англии и коммерческие банки. Банк Англии монопольно осуществляет выпуск банкнот в сумме, определяемой казначейством и утвержденной парламентом.

На современном этапе вся эмиссия банкнот является фидуциарной. В качестве обеспечения выпуска банкнот Эмиссионный департамент приобретает государственные облигации и казначейские векселя, а также покупает векселя и другие обязательства у банков.

На этом этапе выпущенные банкноты находятся в Банке Англии как резерв его Банковского департамента. Затем правительство использует средства со своего счета в Банке Англии.

Таким образом, увеличиваются остатки на счетах банков в Банке Англии и депозиты клиентов этих банков. Количество же банкнот в обращении пока не изменяется: выпущенные банкноты остаются в Банке Англии. Но денежная масса в обращении все же увеличивается в результате роста депозитов в коммерческих банках.

Обеспечением эмиссии банкнот могут служить также обязательства иностранных центральных банков, т.е. иностранная валюта. В этом случае купленная Банковским департаментом иностранная валюта передается им в Эмиссионный департамент в обмен на соответствующее количество выпущенных последним банкнот.

Безналичные расчеты в Великобритании составляют всего 8% в общем количестве платежных операций, достигают 90% их стоимости. Наибольший удельный вес от стоимости всех безналичных платежей - 51,4% - приходится на кредитные и дебетовые платежи по перечислению, причем в основном автоматизированные.

Чеки занимают второе место по стоимости - 47,8% и первое по количеству. В последние годы в Великобритании происходит: 1) уменьшение доли чеков как по количеству, так и по стоимости; 2) увеличение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; 3) увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм.

Большую роль в регулировании денежного обращения в ФРГ играет антиинфляционная денежная политика Немецкого Федерального Банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты.

Безналичный оборот ФРГ, кроме того включает электронные деньги, которые приобретают все большее значение в национальном и международном обороте.

Платежный баланс ФРГ, который определяет валютную политику страны, сводится почти постоянно с положительным сальдо.

Сравнительно низкие темпы инфляции, почти стабильный платежный баланс и устойчивое валютное положение в условиях длительного запрета на производство и покупку вооружений стимулировали внешнеторговую экспансию концернов ФРГ и неоднократную ревальвацию марки.

Поскольку Япония вышла на второе место в мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных валют. В настоящее время она используется как международное резервное и платежное средство преимущественно в азиатском регионе.

Кризис начала 90-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. В конце 1992 г. Италии пришлось выйти из ЕВС. 29 ноября 1996 г. Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ - 1. 1 января 1999 г. введена новая единая валюта - «евро», вначале в безналичной форме, с 2002 г. - в наличной.

Для введения в оборот «евро» страна должна отвечать определенным критериям. В 1996 г. Италия соответствовала только одному из пяти критериев.

Италия придерживается концепции приблизительного выполнения требований. На 1997 г. был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро».

Для правильности безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создает единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи. Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии проводились информационные компании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходил обмен информацией.

В целом, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонения от необходимых критериев, Италия вводит «евро» с 1января 1999 г. в числе первых 15 стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что классификацию денежных систем отдельных государств принято производить по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д. В различных странах используются разные денежные системы, и каждой системы есть свои особенности.


Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения.

Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.).

Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.

Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и? пенни.

Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.

Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству.

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.

Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:

  • отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; демонетизация золота;
  • переход к неразменным на золото кредитным деньгам;
  • выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);
  • преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
  • усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.

Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства.

Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.

В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

Современные денежные средства развитых стран, несмотря на национальные особенности, имеют общие черты, например принцип организации денежной системы:

Ø Централизованное управление денежной системой. Данный принцип характерен для административно-командной модели экономики, но в условиях рыночных отношений это управление осуществляется не прямыми, а косвенными методами.

Ø Прогнозное планирование денежного оборота.

Ø Устойчивость и эластичность денежного оборота, т.е. денежная система должна быть организована таким, чтобы:

1. не допускать высоких темпов инфляции

2. увеличивать денежный оборот и в первую очередь дело (?) безналичных расчетов.

Ø Кредитный характер денежной эмиссии

Ø Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков, которые должны быть обеспечены активами главного банка.

Ø Независимость центральных банков от производства и подчиненность парламенту страны.

Ø Предоставлению правительству кредитов

Ø Комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования

Ø Надзор и контроль за денежным оборотом

Ø Функционирование на территории страны только национальной валюты

Денежные знаки:

1. Национальная валюта . Как правило, разменная монета составляет сотую долю денежной единицы.

2. Виды денег , которые являются законным платежным средством: кредитные банковские билеты, выпускаемые главным банком, в отдельные периоды – казначейские билеты и разменные монеты.

3. Обеспечение денежных знаков государственным законодательством.

Устанавливает вид обеспечения денежных знаков каждой страны: товары, золото, иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги и гарантии правительства. (???)

4. Эмиссионная система – законодательство устанавливает порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляют главные банки и федеральные казначейства. На долю казначейских билетов приходится не более 10% всей денежной массы. Кредитная эмиссия осуществляется, как правило, ЦБ.

5. Структура денежной массы в обороте может рассматриваться с таких позиций:

Это соотношение наличных денег и безналичных расчетов

Доля отдельных денежных знаков в обороте.

6. Программа планирования денежного оборота. При этом имеется совокупность показателей, которые определяют план денежного оборота, а также выделяются объекты денежно-кредитного регулирования

7. Механизм денежно-кредитного регулирования – совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования, а также права и обязанности государственных органов, осуществляющих это регулирование.

8. Определение валютного курса или котировка валют, т.е. отношение национальной валюты к валютам других стран, к каждой отдельно, а иногда и к их совокупности.Валютный курс может быть фиксирующим или плавающим. В России фиксировано-плавающий.

9. Кассовая дисциплина в стране отражает совокупность общих правил формо-текущих (первичных) кассовых документов, а также формы отчетности, которые руководствуются все субъекты хозяйствования.

  1. Характеристика денежной системы РФ

Становление и развитие денежной системы СССР началось в 20-х годах прошлого века в процессе осуществления денежной реформы 1922-1924 гг. В процессе реформы законодательства были определены все элементы новой денежной системы, т.е. денежной единицей был объявлен золотой червонец.

11 октября 1922 года – монопольное право на эмиссию червонца было предоставлено госбанку СССР. Эмиссия банков также осуществлялась в процессе краткосрочного кредитования отраслей народного хозяйства. Ссуды предоставлялись под залог золота, легко реализуемых товарных ценностей.

Для сохранения устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало его обмен на золото в монетах и слитках или на устойчивую иностранную валюту. В соответствии с законодательством, выпущенные в обращение червонцы должны быть обеспечены на 25% драгоценными металлами и на 75% легко реализуемыми товарными ценностями.

В 1924г. – были выпущены в обращение новые казначейские билеты. Законодательством был установлен определенный предел: в 1924 г. – 50%, в 1928г. – 75%, в 1923г. – 100%

В 1925г. эмиссия казначейских билетов была передана ЦБ. Денежная система 20-х гг. практически функционировала до 90-х гг., когда впервые были приняты 2 закона (от 2 дек. 1990г.):

Ø Закон о ЦБ

Ø Закон о банках и банковской деятельности

Основные параметры новой денежной системы были определены законом РСФСР о ЦБ. Монопольное право эмиссии денежных знаков и организация их обращения было предоставлено ЦБ

Закон о ЦБ установил инструменты денежно-кредитное регулирование:

Ø Нормативы обязательных резервов

Ø Операции на открытом банке (ценные бумаги)

Ø Рефинансирование банков (предоставление кредитов)

Ø Валютная интервенция (регулирование)

Ø Установление ориентиров роста денежной массы: М 0 иМ 2

Ø Прямые количественные ограничения

В 1992г. был принят федеральный закон о денежной системе РФ. Он практически продублировал элементы денежной системы закона о ЦБ. А в связи с принятием нового закона в 2002 году о ЦБ, ранний закон был отменен.

  1. Денежная реформа в РФ и их характеристика.

В современных условиях добиться устойчивости экономического роста невозможно без развития и совершенствования денежной системы. А изменение денежной системы и ее элементов обязательно происходит в условии денежной реформы.

Денежная реформа – осуществляемое государством преобразование в сфере денежного обращения, направленное на упорядочение и укрепление денежной системы страны, а также стабилизацию национальной денежной единицы.

Специалисты выделяют следующие типы денежных систем:

Ø Радикальные денежные системы

При их проведении изменяются принципы организации денежной системы и рассчитаны они на длительный период, что позволяет стабилизировать национальную денежную единицу. Им предшествуют преобразования (меры) по оздоровлению государственных финансов и создаются условия для укрепления экономики страны

Ø Частичное преобразование денежной системы

Они способствуют устранению отдельных отрицательных явлений в денежной сфере на короткий срок. Как свидетельствует опыт, все денежные реформы позволяют добиться лишь временного или частичного упорядочивания элементов денежной системы. С учетом мирового опыта выделяют следующие виды денежных реформ :

J Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег к серебряным или от одного типа денежной системы к другой)

J Замена неполноценной и обеспеченной монеты на полноценную. Или бумажных, неразменных на золото, на деньги, которые обеспечены золотым запасом.

J Частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссий изменение масштаба цен или его восстановление)

J Формирование денежной системы в связи с созданием новых государств или объединение денежных систем нескольких стран.

Предпосылки успешного проведения денежных реформ:

1. Политическая стабилизация в стране, рост доверия к политике, проводимая правительством и ЦБ.

2. Создание условий для развития национальной экономики и увеличение товарного предложения

3. Рост доходов бюджета т отказ от финансирования его дефицита за счет эмиссии денег

4. Восстановление доверия кредитным учреждениям и привлекательности условий для накопления денежных средств

5. Наличие и достаточность золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса и стабильность курса, и стабильность товарной и денежной массы.

Денежные реформы:

· Реформа дореволюционной России 1839-1843гг . по имени министра Камкина. Цель проведения: введение серебряного монопольства. Денежной единицей стал серебряный рубль. Ассигнации стали вспомогающими денежными знаками и 3 руб. 50коп. = 1руб. серебра. В этот же период при государственном банке России была создана депозитная касса, которая принимала во взгляды серебро в обмен на депозитные билеты, которые свободно обменивались на серебро. В 1841 г. – в обращении были выпущены кредитные билеты суммой 50 руб., которые также обменивались на серебро, т.е. в этот период в России параллельно функционировали 3-и вида бумажных денежных знаков:

Ø Ассигнации

Ø Депозитные билеты (кредитные)

Ø Серебряный рубль

Результаты реформы:

- осуществлен переход от ассигнаций к кредитным деньгам, которые обменивались на серебро.

Появляется новый эмитент по выпуску бумажных денег, т.к. в 1843году при министерстве финансов создается экспедиция государственных билетов.

¸ Реформа 1895-1897 гг. графа Витте

В условиях стабильности внутренней и внешней ситуации, устойчивого экономического развития, в России были созданы предпосылки для проведения денежной реформы.

С 1893 года запрещались сделки с золотом, и был усилен контроль за биржами и общим объемом денежной массы в стране. Россия увеличивала активно золотой запас, для чего пользовалась иностранными займами и валютой от экспорта зерна.

В 1895 году госбанку были переданы сделки с золотыми российскими монетами: полуимпериалы = 7,50 руб., и империалы = 15руб.

В 1897 году был разрешен размен кредитных билетов на золото. Золотые рубли содержали 0,774148 г. чистого золота.

А 29 августа 1897 года монопольное право денежной эмиссии было предоставлено госбанку. К этому моменту все кредитные деньги были обеспечены золотом на 75%. Результаты данной реформы являются прогрессивными, т.к. Россия могла перейти к золотому стандарту, а серебряная монета - превратиться во вспомогательные денежные знаки, которые также использовались.

¹ Реформа 1922-1924гг.

Новые казначейские билеты: 1 червонец = 10 новым рублям

º Денежная реформа 1947 года

Цель:

1. Укрепление системы на основе отказа от карточной системы

2. Ликвидация множественности(?) цен

3. изъятие избыточной денежной массы из обращения и денежной массы, которая находилась на руках у населения. Основы реформы были определены постановлением Советы министров ЦКВКПБ 14 дек. 1947года «о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с данным постановлением обмен находящихся в обращение денег производится на вновь выпущенные; произведена переоценка сбережений населения в сбербанках и предприятий, а также облигаций. Деньги в сбербанке до 3000 руб. не переоценивались от 3000 до10 000 – 3:2, а деньги на руках 10:1, средства на счетах 5:4, свыше 10 000 руб. – 2:1.

Частичные денежные реформы:

· Деноминация – денежная реформа, при которой происходит укрепление денежной единицы, т.е. изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные купюры. При этом производится пересчет денежных обязательств юридических и физических лиц.

1922г.: 1 новый руб. = 10 000 старым рыб.

1923г.: 1новый руб. = 100 рублям 1922г. = 100 000стар.

1961г.: 1 новый руб. =10 старым руб.

1997-98гг.: 1 нов. руб. = 1000 старым руб.

· Девальвация

При золотом стандарте – это уменьшение металлического содержания денежной единицы. В условиях бумажно-денежного обращения – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

· Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной

· Нуллификация – частичная денежная реформа, при которой обесценившиеся денежные знаки объявляются недействительными

  1. Типы денежных систем:

Тип денежной системы определяется формой функционирования денег:

· Деньги функционируют как товар или всеобщий эквивалент

· Деньги выступают как знаки стоимости

Типы денежных систем:

  • Система металлического обращения

При этом делении товар обращается и выполняет все функции денег. В зависимости от числа металлов, участвующих в обращении, различают:

- монометаллизм (1 драг. металл в качестве денег; в России 1897г.- золото; 1843-52 серебро)

- биметаллизм (2 и боле металла)

  • Система кредитных и бумажных денег

Драгоценные бумаги не участвуют в обращении.

  1. Система безналичных расчетов и ее основные элементы

Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляющих без использования наличных денег. В безналичных расчетах были разработаны основы во время проведения кредитной реформы в 1930-32гг.. В последние годы по мере развития экономических процессов совершенствовались формы и методы осуществления безналичных расчетов, а также принципы их организации.

Народно – хозяйственное значение безналичных расчетов:

  • Сокращает массу наличных денег в обращении
  • Способствует смягчению сезонности денежного оборота
  • Способствует концентрации денежных средств в банках

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления - аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено - государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2-3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система - совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип - практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип - относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды - социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Финансовая система США

Первые частные акционерные банки в США был основаны в 1784 г. В 1791 г. возник» «First Bank of the United States», который открыл филиалы в всех важных портовых городах. Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта. В соответствии с ними было основано ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду и этим появлялись частные банки, принадлежащие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки. Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся с ними операций, т.е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены. В1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образу, к которой принадлежали 60 национальных банков и банков штатов (частные банкирские дома не входили в этот круг). В результате банковского кризиса в период 1907 - 1913 гг. была создана федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система центральных банков. До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего местонахождения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составили свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт в 1933 г. внес законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было. В 1933 г. был издан Акт Гласа-Стигала. Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным актом финансовая система США преобразовалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превращались в инвестиционные, крупные банки, а такие как Y.P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой. Сегментированный характер финансовой системы США был усилен законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.

Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании деятельности банков играют 3 органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий. ФРС США - уникальная система центральных банков, число которых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основа кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, которые контролируют и инспектируют деятельность банков-членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков США. Они представляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывает целый ряд финансовых услуг, в частности, выпуск в обращение и прием наличных денег, перевод денежных средств и др. ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только конгрессу США. Банки-члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками-членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.

Финансовая система Великобритании

В настоящее время в составе государственных финансов Великобритании выделяют бюджет центрального правительства (государственный бюджет), специальные внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, финансы государственных корпораций. Специальные (внебюджетные) фонды. Местные финансы. Финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы Великобритании является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством делится на собственно госбюджет и многочисленные местные бюджеты. Последние не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В Англии, как и в других странах, бюджет является главным экономическим законом государства, ежегодно представляемым на обсуждение правительством. Министр финансов Великобритании выступает с докладом в Парламенте и делает обзор результатов развития экономики за отчетный период и основных целей и действий правительства в будущем финансовом году (бюджетный или финансовый год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года). В докладе более детально рассматриваются изменения и введение новых налоговых платежей, которые предлагаются правительством для финансирования текущих государственных расходов. Впервые проект государственного бюджета представляется на обсуждение в июле, а утверждается в марте следующего года. Однако, в ноябре выходит "предбюджетный" доклад, в котором дается оценка целям правительства на предстоящий финансовый год, выявляются отличительные черты нового бюджета. Также в этом докладе содержится количество предполагаемых поправок для внесения в проект бюджета. Например, проект государственного бюджета на 1999/2000 финансовый год был опубликован в июне 1998 года и определил фискальные основы, лимиты государственных расходов и новый режим планирования и контроля за расходами на предстоящие три года. Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов государства и капитальный бюджет. Основными доходами текущего бюджета Великобритании являются налоги, причем среди них преобладают прямые налоги (36,2% доходной части бюджета). Также к доходам текущего бюджета относятся платежи по социальному страхованию. За счет средств текущего бюджета финансируются так называемые гражданские статьи (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.), расходы на оборону и государственное управление. Доходы капитального бюджета формируются за счет поступлений процентов от государственных корпораций и органов власти за предоставление государственных кредитов возврата долгосрочных кредитов Казначейства, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии. Расходы капитального бюджета включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения корпорациями и органами государственной власти. Внебюджетные государственные фонды, как и государственный бюджет, являются составной частью финансовой системы Великобритании. Среди них наибольшее значение приобрели социальные и научно-исследовательские фонды. Социальные фонды аккумулируют ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Фонды образуются за счет трех источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства. В Великобритании ставки взносов в социальный фонд варьируются от 5,7% до 9% в зависимости от дохода. Платежи из социального фонда бывают трех основных видов: - ссуды из бюджета фонда дли финансирования взаимосвязанных расходов; - пособия "общественной поддержки", предполагающие, например, помощь людям при переселении, поднятии хозяйства на новом месте жительства, компенсацию транспортных расходов; - кризисные ссуды, предназначенные для помощи гражданам в случаях опасности для их здоровья и жизнедеятельности в случаях бедствий и других чрезвычайных ситуациях. Главное место среди научно-исследовательских фондов Великобритании занимает фонд национальной корпорации по развитию исследований. Он имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные ссуды и ежегодные субсидии. За счет средств этого фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением ее результатов в производство. На средства фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях и доводятся до их промышленного освоения. За счет средств специальных (внебюджетных) фондов Великобритании финансируется 1/3 государственных расходов. Третье звено финансовой системы Великобритании составляют местные финансы. Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение общегосударственных и местных финансовых ресурсов на экономическое и социальное развитие данной территории. Основой местных финансов выступают местные бюджеты - бюджеты графств и округов. За счет них местные власти обеспечивают комплексное развитие территорий.

Финансовая система Японии

В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Бюджетный процесс: бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов. С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. Доходы государственного бюджета. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. На это повлияло увеличение доли косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов. Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги. Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета”. Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1998/99 финансовом году по сравнению с 1996/97 годом с 7,4% до 16,5%. К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени.