Приняли ли закон о курортном сборе. Что ждет россиян после принятия закона о курортном сборе

Налог на отдыхающих будет экспериментом в четырёх регионах, он должен пойти на развитие инфраструктуры курортов

Правительство России рассмотрело и одобрило на своём заседании законопроект о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в ряде субъектов Федерации. Конкретно речь идёт о введении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. По итогам эксперимента будет решено, вводить ли курортный сбор на всей территории страны или отказаться от его введения. Скоро законопроект будет направлен в Госдуму.

Возвращение к прошлому

Проект федерального закона был подготовлен Минкавказом России в соответствии с поручением президента по итогам заседания президиума Госсовета о повышении привлекательности российских курортов, которое прошло в августе 2016 года. Документ одобрила комиссия по законопроектной деятельности Правительства 17 апреля 2017 года. Сбор с курортников должен пойти на сохранение, восстановление и развитие объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения.

Такой сбор в нашей стране существовал, он был установлен законом РСФСР от 12 декабря 1991 года, утратившим силу в 2004 году.

Курортный сбор - это дополнительный налог на туристов. Владимир Путин попросил на президиуме Госсовета с осторожностью подходить к его взиманию. «Если это делать, то очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для окружающих».

Законопроект о проведении эксперимента отдаёт на откуп субъектам Федерации размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта, перечень лиц, освобождённых от его уплаты.

Платить курортный сбор должны будут как россияне, так и иностранцы. От него освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес в курортных зонах. Предполагается, что в стоимость путёвки этот сбор вноситься не будет, его отдыхающие заплатят при заезде или выезде с курорта.

Имей лишних сто рублей

Так на сколько же придётся раскошелиться дорвавшимся до отдыха гражданам? На эту тему шли дискуссии, звучали разные цифры. Министр финансов Антон Силуанов говорил о 50-100 рублях в день. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров приемлемой суммой называл 100 рублей, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников таковой считает 150 рублей, а министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий думает, что сбор должен быть единовременным и не превышать 300 рублей с физического лица.

В законопроекте предусматривается, что размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения. Он может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания человека на отдыхе, значения курорта и местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Говорится в проекте закона и о создании Фонда развития курортной инфраструктуры, который будет финансировать работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству курортных объектов

Курортный сбор, по словам замминистра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, не будет распространяться на детей до 18 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц, ветеранов, Героев СССР и России, Героев Социалистического Труда, чернобыльцев и тех, кто приехал в регион учиться или работать. Регионы также могут по своему усмотрению вводить дополнительные льготные категории граждан.

Туристы уйдут к бабушкам?

Как считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, регионы должны строго отвечать за расходование средств, полученных с курортного сбора. А если он себя не оправдает, не докажет эффективность, то ничто не мешает по итогам эксперимента его отменить.

Крым на сегодняшний момент не совсем готов к введению курортного сбора, заявил глава республики Сергей Аксёнов. Потому что на полуострове пока ещё много находящихся «в тени» мини-отелей и квартир.

Сторонником дополнительной платы за отдых является депутат Госдумы Виталий Милонов, предлагавший ввести курортный сбор ещё в 2015 году. Он хотел бы, чтобы эти деньги взимались не только на курортах, но и в туристических городах. Они помогут навести порядок в гостиничном бизнесе.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин против того, чтобы допналог на туриста шёл, например, на уборку мусора - это дело местных властей и владельцев отелей. Но поддержку технической и медико-организационной работы на курортах можно усилить за счёт сборов с отдыхающих.

Представители турбизнеса скептически относятся к курортному сбору. Сейчас, как говорит директор по связям с общественностью компании «Tez Tour Россия» Лариса Аханова, туристы готовы уйти к другому агентству из-за разницы в цене тура в 1 тысячу рублей. А сбор за всю семью из нескольких человек может составить приличную сумму. «Люди в целях экономии предпочтут ехать отдыхать самостоятельно, снимая койко-место у бабушек. Доля организованного туризма может начать снижаться», - говорит гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев.

Однако курортный сбор - мировая практика. Например, в Египте он составляет 7 долларов, а в Каталонии (Испания) - 0,75-2,50 евро с каждого постояльца за сутки проживания. Во Франции размер сбора определяют муниципалитеты, он также зависит от звёздности отеля. Отели ниже трёх звёзд берут 0,9 евро, а пятизвёздные - 3 евро. Но в других туристических странах - Болгарии, Турции, Индии - такого налога нет.

Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о курортном сборе. С отдыхающих планируется взимать налог, не превышающий 100 рублей в день. В зависимости от сезонности и востребованности местного курорта, уровня сервиса ставка может варьироваться.

По 100 рублей в сутки смогут взимать власти с туристов в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Эти регионы определены как пилотные.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года и продлится по 31 декабря 2022 года. Деньги с туристов должен будет собирать региональный оператор.

При обсуждении законопроекта член комитета Госдумы по бюджету и налогам Раиса заявила, что дополнительные доходы трех основных курортных регионов от эксперимента по введению курортного налога оцениваются в 27 млрд рублей.

«Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений с 2018 по 2022 год в период проведения эксперимента при ставке сбора в 50 рублей в Ставропольском крае превысит 2,2 млрд рублей, в Краснодарском крае — 8,3 млрд, в Крыму — 16,4 млрд рублей», — сказала Кармазина.

От курортного сбора планируется освободить граждан до 18 лет, героев России и труда, ветеранов Великой Отечественной войны, а также местных жителей.

По итогам эксперимента через пять лет будет принято решение о введении курортного сбора на постоянной основе или об отказе от него.

Поскольку законопроект внесло правительство, шансы на его прохождение через парламент при поддержке довольно высоки. В первом чтении документ поддержали 313 парламентариев, 68 выступили против.

Платить за свежий воздух

Представители туристической отрасли выступают против нововведения. В ранее заявляли, что эксперимент не одобряют. По их мнению, сбор может привести к снижению спроса на отдых внутри страны и будет способствовать переориентации отдыхающих на частный сектор, с которого собрать налог будет непросто.

Россиянам будет сложно объяснить, за что с них берут налог, учитывая неразвитость отечественной инфраструктуры, отмечают они.

Сначала необходимо создать качественный турпродукт и привести инфраструктуру в порядок, а потом уже взимать налог, считают представители туриндустрии.

У представителей турбизнеса как минимум три претензии к этой законодательной инициативе, рассказал «Газете.Ru» Сергей , гендиректор туркомпании «Дельфин».

Во-первых, ее несвоевременность. Идея была предложена еще в 2016 году, когда на рынке был рост за счет закрытия популярных направлений на Турцию и Египет. И в условиях высокого курса евро и доллара.

«На фоне падения выезда мы заполучили туриста, который ранее предпочитал отдыхать за границей. Все участники внутреннего туризма выросли на 40%. Законодатели решили, что такая ситуация будет каждый год, но в этом году мы уже почти растеряли весь прошлогодний рост»,

— говорит Ромашкин. Причины тоже очевидны — погода на наших курортах плохая, валюта подешевела по сравнению с прошлым годом, Турция вернулась. Соответственно, идет отток.

Вторая претензия — негибкая политика отельеров, которые в начале года повысили цены. В-третьих, изначально планировалось, что курортные сборы пойдут на улучшение инфраструктуры. Но не всякой, на что-то не очень затратное — например, что-то сделать на набережной, лавочки покрасить.

«Но в последней версии законопроекта туда воткнули инфраструктурные сети, например канализацию, электрические сети и др. Это большие затраты, и почему туристы должны финансировать городское хозяйство, не очень понятно», — говорит представитель отрасли.

По мнению участников индустрии, введение турсбора обернется имиджевыми потерями.

«Турки снижают цены, пытаясь вернуть наших туристов, сейчас цены вернулись к уровню 2015 года. А на нашем рынке за два года цены выросли на 20%, а сейчас хотя добавить еще 4-5% курортного сбора.

Туристы скажут: «Ну вы что, дураки? Везде дешевеет…» Это отразится и на экономике поездок, и на привлекательности внутреннего туризма», — уверен Ромашкин.

По сто рублей за все удовольствия

Тем не менее в Краснодарском крае власти еще в преддверии летнего сезона отрапортовали, что готовы к началу эксперимента. «Все средства, которые будут собраны в результате курортного сбора, останутся в курортных муниципальных образованиях, то есть в этих курортных городах. Никто не будет забирать деньги у Сочи, Анапы, Геленджика ни на какие другие цели в краевой бюджет. Курортный сбор будет работать только на развитие инфраструктуры курортных территорий», — обещал губернатор Краснодарского края .

В прошлом году именно Кондратьев на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма предложил ввести механизм курортного сбора.

В Крыму правительство также одобрило эксперимент по введению курортного сбора. Высказывались даже идеи о введении курортного сбора на въезде в Крым, однако правительство региона решило, что это создаст пробки на дорогах.

Глава парламентского комитета республики по туризму предлагал установить курортный сбор в пределах 35-50 рублей в день.

«Мы остаемся на наших позициях. Сбор должен быть единоразовый, а не посуточный», — сообщил «Газете.Ru» министр курортов и туризма Республики Крым .

Он настаивает на том, что местные власти будут использовать курортный доход «на развитие именно туристической, рекреационной составляющей региона».

В Алтайском крае власти заявляли, что намерены взимать с туристов не более 30 рублей в сутки.

Курортный сбор существовал в СССР. Квартиросдатчики имели «Книжки временной регистрации отдыхающих» и платили по ним курортный сбор, предварительно собрав его с туристов. Сами отдыхающие называли курортный сбор «налогом на воздух».

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"

Статья 1. Общие положения

  1. Провести в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.
  2. Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
  3. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Срок проведения эксперимента

  1. Эксперимент проводится по 31 декабря 2022 года.
  2. Законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.
  3. Взимание курортного сбора осуществляется не ранее 1 мая 2018 года.

Статья 3. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) курортная инфраструктура - совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог;

2) объект размещения - индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания;

3) оператор курортного сбора - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях;

4) территория эксперимента - территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор.

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

1. Правительство Российской Федерации:

1) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган);

2) устанавливает порядок и сроки представления уполномоченным органом проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) рассматривает проект ежегодного отчета уполномоченного органа о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

4) утверждает и направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.

2. Уполномоченный орган:

1) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с проведением эксперимента, и направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента;

2) представляет в Правительство Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) устанавливает общие требования к отчетам о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации, а также порядок и сроки их представления в уполномоченный орган.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

2) утверждает порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

3) утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;

4) утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет разработку и внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о введении курортного сбора с учетом заявок и предложений, указанных в пункте 2 настоящей части;

6) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местных администраций, связанной с проведением эксперимента;

7) утверждает и представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

1) устанавливает форму, порядок и сроки представления:

а) органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;

б) операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;

2) ведет реестр операторов курортного сбора;

3) осуществляет мониторинг хода эксперимента;

4) представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

5. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) глава муниципального образования представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

2) местные администрации представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) местные администрации представляют в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодных отчетов о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора

  1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.
  2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.
  3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.
  4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.
  5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Статья 6. Плательщики курортного сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора

1. От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) инвалиды войны;

8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

10) инвалиды I и II групп;

11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

14) больные туберкулезом;

15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;

17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;

18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

Статья 8. Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора

  1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
  2. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.
  3. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.
  4. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.
  5. Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Статья 9. Фонд развития курортной инфраструктуры

1. Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд) - часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры.

2. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора.

4. Бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на их территориях с учетом особенностей, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона. Положения настоящей части не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.

5. Бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году.

6. Объем бюджетных ассигнований Фонда:

1) подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора, учитываемых при формировании Фонда;

2) может быть уменьшен в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на отрицательную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании Фонда.

7. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

8. Перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления.

Статья 10. Обязанности операторов курортного сбора

  1. Операторы курортного сбора в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять исчисление, взимание и перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора.
  2. Оператор курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.
  3. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора обязан в порядке и срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора.
  4. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
  5. Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.

Статья 11. Осуществление контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента

1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статья 12. Общественный совет

1. Общественный совет создается при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда.

2. В состав Общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.

3. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Основными функциями Общественного совета являются:

1) осуществление общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда;

2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;

4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности Общественного совета.

Статья 13. Особенности применения настоящего Федерального закона

  1. Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
  2. С 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
  3. Объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, должен составлять в 2018 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов - в последующие годы эксперимента.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

В среду, 19 июля, в третьем чтении приняла закон о введении курортного сбора. Документ предусматривает взимание специального налога с туристов, которые посещают Алтайский и Краснодарский край, Ставрополье, а также Крым. оценила значение и перспективы нововведения.

Суть вопроса

В соответствии с новым законом, с 1 января 2018 года каждый, кто приезжает на отдых в один из четырех российских регионов, должен уплатить курортный налог. Размер выплаты зависит от сезона, расположения курорта, продолжительности проживания в конкретном месте и других факторов. Конкретную сумму субъекты РФ вправе устанавливать самостоятельно, но она не должна превышать 50 рублей в сутки с человека в 2018 году и 100 рублей в последующие годы. От налога освобождаются инвалиды I и II групп, ветераны, блокадники, герои СССР и России, лица, прибывшие на курорт для специализированного лечения, несовершеннолетние и некоторые другие льготные категории граждан. Их окончательный список также остается прерогативой региональных властей.

Право взимать курортный сбор предоставлено любому объекту размещения (гостиницам, санаториям, хостелам, гостевым домам, кемпингам, частным апартаментам и т.д.), оказывающему соответствующие услуги на легальной основе.

Фото: Артем Креминский / РИА Новости

По прогнозам, за четыре года сумма поступлений в местный бюджет будет довольно значительной. Она составит от 2,02 миллиарда рублей в Ставропольском крае до 16,4 миллиарда рублей в Крыму.

Все собранные средства планируется направить на развитие объектов региональной туристической инфраструктуры. К таковым относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, социально-культурного и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные. Пока нововведение объявлено временной мерой. Эксперимент продлится пять лет - до 31 декабря 2022-го. После оценки его экономической целесообразности будет принято решение, сохранять ли его в нынешнем виде и распространять ли на другие регионы.

Мировой опыт

Существуют две основные модели курортного сбора: либо турист платит фиксированную сумму в сутки или процент от стоимости оказываемых услуг непосредственно отельеру, либо курортный сбор сразу включается туроператором в стоимость тура. В последнем случае деньги делятся в заранее оговоренной пропорции между туроператором, региональными властями и конкретным отельером.

Курортный сбор - обычная практика во многих странах мира, и ее эффективность не вызывает сомнений. Только в Европе туристический налог ввели у себя 14 государств. Его сумма зависит от множества факторов - от страны, города, типа размещения, уровня гостиницы и даже стоимости конкретного номера. Например, в разных частях Италии курортный сбор колеблется от 0,5 до 7 евро, во Франции - от 1 до 3 евро, в Испании - от 0,7 до 2,5 евро, в Австрии - от 1 до 2,5 евро, в Бельгии - от 2,15 до 8,75 евро, в Болгарии - от 0,5 до 1,5 евро, в Хорватии - от 0,25 до 1 евро. В Париже - 0,99 евро за ночь в отеле от трех звезд и ниже, в четырех- и пятизвездочных - от 1,5 до 4,4 евро. В Гааге с постояльца кемпинга возьмут 1,27 евро, а с обитателя пятизвездочного отеля - 4,76 евро. В Берлине, Кельне и Амстердаме сбор привязан исключительно к номеру и составляет 5 процентов от его стоимости. В Будапеште эта сумма не превышает 4 процентов.

В других уголках планеты туристический сбор еще больше. Так, в Нью-Йорке он состоит из двух частей - фиксированной и плавающей. Первая составляет 2 доллара за ночь с человека. Вторая привязана к стоимости номера в сутки и равна 13,25 процента. В Египте туристы платят 7 долларов, в Таиланде - 12 евро, в Доминиканской Республике - 20 долларов, на Кубе - примерно 22 евро. В Марокко сумма туристического сбора зависит от стоимости авиабилета. Пассажиры бизнес-класса платят 400 дирхамов (около 36 евро), а прибывающие в страну эконом-классом - в четыре раза меньше.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Вырученные средства поступают в местный бюджет и расходуются на поддержание туристической инфраструктуры в широком смысле слова - не только на благоустройство, но также на проведение различных фестивалей и реставрацию памятников. А в Барселоне знаменитый храм Саграда Фамилия достраивается именно на деньги туристов.

В некоторых странах, например, в эмирате Рас-эль-Хайм, действует прогрессивная шкала налогообложения, благодаря которой бюджетные туристы не платят за богатых.

С 1991 по 2004 годы курортный сбор существовал и в России. Он был установлен в размере 5 процентов от минимальной месячной зарплаты. Для гостей из дальнего зарубежья сумма была выше. В середине 2000-х, в рамках общего курса на резкое сокращение налогов для вывода бизнеса из тени, от сбора отказались.

Чего ждать

Участники отечественного туристического рынка в целом позитивно оценили данное постановление.

«Введение курортного сбора - это правильный путь», - полагает гендиректор холдинга «Випсервис» и советник главы . - Однако в первый год было бы правильней сделать его фиксированным и взимать единую сумму за всю поездку».

По мнению председателя комитета Госсовета Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, это решение положительно скажется на развитии отрасли. «Новый закон поможет легализовать деятельность многих объектов размещения, - заявил Черняк «Ленте.ру». - Кроме того, доходы от сбора пойдут на развитие курортной инфраструктуры, которая стремительно изнашивается из-за колоссального притока туристов в высокий сезон».

С ним согласен директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. «Эта мера - на пользу отечественным курортам. Улучшение инфраструктуры приведет к развитию въездного и внутреннего туризма. При этом важно, чтобы полученные средства шли исключительно на развитие туризма в тех регионах, где они были собраны», - отметил Гинес.

Напротив, директор по связям с общественностью компании Tez Tour Лариса Аханова считает, что курортный сбор было бы логичнее вводить только после того, как вся туристическая инфраструктура страны будет приведена к общему знаменателю. «В среднем россияне отдыхают на российских курортах 7−10 дней. Причем бюджетным отдых внутри страны назвать нельзя. Для семьи из нескольких человек курортный сбор может представлять существенную сумму. А значит, есть опасность, что туристы отреагируют уходом в нелегальный сектор», - сказала Аханова.

С ней согласна PR-директор компании BSI Group . «Стоимость отдыха - одно из главных преимуществ российских курортов. Поэтому вводить дополнительный сбор необходимо максимально продуманно и осторожно, иначе последствия могут быть негативными», - прокомментировала Баранова.

Остается добавить, что во всех четырех регионах, перечисленных в новом законе о введении курортного сбора, в 2017 году отмечен рост турпотока по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По данным компании Biletix, объем продаж авиабилетов в Горно-Алтайск увеличился на 34 процента, в Сочи - на 20 процентов, в Минеральные Воды - на 75 процентов. Что касается Крыма, то полуостров продолжает оставаться наиболее востребованным туристическим направлением на летний сезон.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"

Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора

1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.

2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.

4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.

5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с