Правовое регулирование экономических отношений рпд. Регулирование экономических отношений в российской федерации

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений составляют: Конституция РФ ст. 71 (управ­ление федеральной государственной собственностью; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регу­лирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы; внешнеэкономические от­ношения РФ; определение статуса исключительной экономи­ческой зоны; официальный статистический и бухгалтерский

учет), ст. 72. (вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природополь­зование; координация внешнеэкономических связей), ст. 73, касающаяся предметов вне пределов ведения ст. ст. 71 и 72, субъекты РФ в сфере экономических отношений обладают всей полнотой государственной власти, ст. 114 Конституции РФ (полномочия Правительства РФ в сфере экономики) и другие статьи, касающиеся становления и развития экономики в стра­не, федеральный конституционный закон, принятый от 17.12. 1997 г. «О Правительстве РФ», многочисленные Федеральные законы, среди которых большое значение имеет принятый Федеральный закон от 11.06.2002 г. № 66-ФЗ «О ратифика­ции конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества». По-прежнему актуальным явля­ется оперативное правовое регулирование вопросов экономики указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами ФОИВ.

К основным нормативным актам, положившим начало ра­дикальным экономическим изменениям в стране, можно отне­сти: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. 1 ; «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 2 ; За­кон РСФСР (1991 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. 3 в текущ. ред. от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ; Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 07.02.1992 г. в ред. 09.01. 1996 г. № 2-ФЗ с изм. и доп. от 17.12. 1999 г.; «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 4 ; «О товарных биржах и биржевой торгов­ле (1995 г.)»; «О финансово-промышленных группах (1995 г.)»; «О сельскохозяйственной кооперации»(1995 г.); «О рынке цен­ных бумаг» (1995 г.); «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в ред. 11.04. 2002 г. № 36-ФЗ; «О приватизации государ­ственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12. 2001 г. М178-ФЗ; «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ; «О государственном земельном кадастре» от 02.01. 2000 г.; «Земельный Кодекс РФ» от 25.10.2001 г.; « О введе-


2 ВВС РСФСР. 1992. Ks 28, ст. 1614.

3 ВВС РСФСР. 1991. № 28, ст. 959; 2001. № 21. ст. 2063.

4 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

нии в действие 3-й части ГК РФ» от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ; «Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 г. № 146 - ФЗ; «Об акционерном обществе» от 26.12.1995 г. № 208 - ФЗ в текущей ред. от 07.08.2002 г. № 120-ФЗ; указы Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27.10 1993 г. № 1769 с измен, и доп. от 31. 07.1995 г.; «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем» от 01.11.2001 г. № 1263; по­становления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого пред­принимательства в государствах-участниках СНГ»; «О государ­ственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» от 01.11.2001. № 758 и другие нормативно-пра­вовые акты, позволяющие государству правовыми методами регулировать экономические отношения во всех экономичес­ких отраслях и сферах.

В систему органов управления в сфере экономического регулирования можно включить следующие основные мини­стерства: министерство экономического развития и торговли; промышленности, науки и технологий; по атомной энергии; имущественных отношений; природных ресурсов; путей сооб­щения; транспорта; сельского хозяйства; энергетики; финан­сов; государственный комитет по антимонопольный полити­ке и поддержке предпринимательства; государственный коми­тет по строительству и жилищно-коммунального комплексу; федеральная служба земельного кадастра и др.

Центральным межотраслевым органом исполнительной вла­сти, осуществляющим государственное управление в сфере экономики, является Минэкономразвития России.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реа­лизацию государственной социальной-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, опреде­ление путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устой­чивое развитие России.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области:

1) экспортного контроля, что очень важно в условиях «про­зрачных» границ;

2) контроля за проведением конкурсов на размещение за­казов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;

3) лицензирования отдельных видов деятельности;

4) аккредитации представительств иностранных юридичес­ких лиц, осуществляющих деятельность в области ту­ризма, филиалов иностранных юридических лиц.

Министерство экономического развития и торговли РФ осу­ществляет свою исполнительную деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы - уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах России (да­лее именуются - уполномоченные) и управления Государствен­ной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей.

Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадро­вое обеспечение и финансирование, а также совместно с Мини­стерством иностранных дел РФ - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

Министерство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ своих представителей в постоянные пред­ставительства России при международных организациях и осу­ществляет оперативное руководство деятельностью этих пред­ставителей.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, представительства Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, а также представители Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях составляют структуру и штаты аппарата Министерства.

Основными задачами Министерства экономического разви­тия и торговли России являются:

1) разработка и проведение государственной политики, на­правленной на обеспечение устойчивого социально-эко­номического развития РФ;

2) разработка предложений по государственной внешнеэко­номической политике РФ и ее реализация, осуществле­ние государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности;

3) анализ экономического положения РФ и определение на его основе принципов и методов регулирования в соци­ально-экономической сфере;

4) разработка принципов, методов и форм реализации го­сударственной структурной и инвестиционной полити­ки в РФ;

5) экономическое обоснование федеральных государствен­ных нужд, в том числе расходов, связанных с обеспече­нием обороноспособности и государственной безопаснос­ти РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ в соответствии с возложенными на него задачами реализует ос­новные функции:

1) разрабатывает с участием заинтересованных федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ государственные прогно­зы социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов России на основе анализа экономики России и тенденций ее социально-экономического развития ре­гулирования экономических процессов;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства РФ по социально-экономическому разви­тию страны, а также прогнозные и аналитические мате­риалы в этой области;

4) разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодатель­ства РФ по вопросам, отнесенным к ведению Министер­ства;

5) принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, де­нежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-та­рифной политики РФ и осуществляет иные функции.

Министерство экономического развития и торговли РФ для осуществления своих функций полномочно:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, юридических и физических лиц необходимые информацию и материалы;

2) издавать в установленном порядке в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты;

3) привлекать в установленном порядке экспертов, заклю­чать договоры с организациями и гражданами для вы­полнения работ в соответствии с компетенцией Мини­стерства;

4) вносить в установленном порядке в пределах своей ком­петенции предложения о кандидатурах представителей РФ в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

5) осуществлять в пределах своей компетенции совместно с Министерством иностранных дел РФ подбор кандида­тур на замещение должностей в международных торго­вых и экономических организациях;

6) осуществлять взаимодействовать в пределах своей ком­петенции с государственными, межгосударственными органами и организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в РФ, так и за рубежом;

7) иметь в своем составе самостоятельный центральный шифровальный орган и ведомственную сеть специаль­ной связи и осуществляет иные полномочия.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время, в основном, действует децентрализованная си­стема органов в составе федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют проведение федеральных про­грамм в порученных им отраслях.

В субъектах РФ имеются соответствующие органы управ­ления экономическими отраслями.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений за прошедшие более чем 10 лет составляют многочисленные нормативно-правовые акты (вначале преобла­дающими были указы Президента РФ, потом уже эти отноше­ния закреплялись федеральными законами), существенно из­менившие экономические отношения в стране, которые затро­нули все сферы жизни, и, прежде всего, произошли радикаль­ные изменения в организационно-правовой сфере государствен­ного управления.

Вопрос государственного управления в Конституции РФ и Федеральных законах регламентирован в общих чертах, на­пример, (ст. 32 « граждане РФ имеют право участвовать в уп­равлении делами государства...» и пункт д) ст. 71 «управление федеральной собственностью» Конституции РФ, что, на наш взгляд, отрицательно сказалось на общей тенденции в сфере проведения экономической реформы, так как административ-

ное право только последние несколько лет начинает работать над разрешением этой колоссальной проблемы.

К основным правовым актам, радикально изменившим эко­номику нашей страны, следует отнести: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1 ; «О приватизации государственных и муниципальных предприя­тий в РСФСР» 2 ; федеральные законы: « О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» 3 ; «О естественных монополиях» 4 ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 5 ; «О несостоя­тельности (банкротстве) 6 ; «Об акционерном обществе» от 26.12. 1995 г. в текущей ред. 07.08.2001 г.; « О рынке ценных бу­маг» 7 ; ГК РФ 1, 2 и 3 часть принятая 26.11.2001 г. № 146 -ФЗ, особое значение для экономики имеют принятые феде­ральные законы: «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000 г.; «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101 - ФЗ; «Зе­мельный кодекс РФ» от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ и «О введе­нии в действие ФЗ «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, ГПК РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ и многие дру­гие нормативно-правовые акты, позволяющие государству пра­вовыми методами регулировать экономические отношения в во всех хозяйственных отраслях и сферах. 30.10.2002 г. при­нят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)» и на его основании постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирую­щем органе по делам о банкротстве и процедурах банкротства»

В последнее время принят ряд законов, которые закрепля­ют правовой статус ФОИВ. Например, федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности 8 ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 9 «Об основах иностранных инвестициях в РФ» 10 ; Федеральные законы «О защите прав юридических

1 ВВС РСФСР. 1990. № 30, ст. 418.

2 ВВС РСФСР. 1992. № 28, ст. 223.

3 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

4 СЗ РФ. 1995. № 34, ст. 3426.

5 СЗ РФ. 1995. № 25, ст. 2343.

6 СЗ РФ. 1998. № 2, ст. 223.

8 СЗ РФ, 1995, № 34, ст. 4326; № 25, ст. 2343; № 42, ст. 3929.

9 СЗ РФ. 1999. № 41. Ст. 1163.

лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора) от 09.08. 2001 г. № 134 - ФЗ; «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ; «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полу­ченных преступным путем» от 07.08.2001 г. № 115 1 ; «О госу­дарственной регистрации юридических лиц» от 08.08. 2001 г.; «О некоторых мерах по укреплению юридических служб госу­дарственных органов» от 26.04. 2001 г. № 486, в ред. 24.01.2002 г. и др.

Особое значение для совершенствования экономических отношений имеет ФЗ «Об электронной цифровой подписи», принятый 10.01.2002 г., который внесет существенные изме­нения в регулирование экономических отношений.

Принятые законы, как правило, не имеют норм прямого действия и требуют принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Наиболее высшую силу из всех подзаконных актов имеют указы Президента РФ. Например, указ Прези­дента РФ от 17 января 1997 г. № 12 «О приведении актов Президента РФ в соответствие с федеральными законами» 2 . Этим указом подтверждается подзаконная сила указов, что также отражено в Конституции РФ ст. 90 п, 3.

Подзаконное нормативно-правовое регламентирование су­щественно в регулировании экономических отношений, так как оно более оперативно принимается.

В роли подзаконного акта управления, например, выступа­ют постановление Правительства РФ от 22. 01. 1999 г. №92 «О Совете по проблемам реструктуризации и развития промыш­ленности при Правительстве РФ» и Положение о нем, поста­новление от 13.09. 1999 г. № 1039 «Вопросы о государствен­ном управлении акционерной компанией по транспорту нефти «Транснефть» и постановление от 23. 01. 1999 г. № 85 «О назначении представителей государства в органы управления в ОАО строительного комплекса» и другие нормативно-право­вые акты управления.

Большое значение в развитие экономики России имеет так­же правовое регулирование экономических отношений со стра­нами СНГ. В этой связи принят Федеральный закон от 8.07. 1996 г. № 90-ФЗ «О ратификации Соглашения о создании Меж­государственного экономического комитета Экономического

1 СЗ РФ. 2001. № 33, ст. 3418.

2 СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 367.

союза» 1 и ФЗ от 22.03.2001 г. № 27-ФЗ «О ратификации со­глашения между РФ и республикой Беларусь о введении еди­ной денежной единицы формирования единого эмиссионного центра союзного государства».

Учитывая важность проблемы международной экономичес­кой интеграции России, своевременным является принятый указ Президента РФ от 25. 10. 1999 г. № 1429 «О Межведом­ственной комиссии РФ по делам Совета Европы» 2 .

Однако в настоящее время по-прежнему актуальной пробле­мой является экономическое взаимодействие на уровне субъек­тов РФ. В связи с этим 17. 12.1999 г. приняты ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономи­ческого взаимодействия субъектов в РФ» 3 и от 4. 01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 4 . В субъектах РФ также имеются соответствую­щие органы управления экономическими отраслями.

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления в сфере экономики, достаточно велик. Представляет научный и практический ин­терес классификация этих правовых актов.

Классификация правовых актов может быть представлена по следующим критериям:

По юридической силе (Конституция РФ, конституции рес­публик, уставы субъектов федерации, законы, постанов­ления палат Федерального Собрания, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ);

По характеру влияния: а) непосредственно регулирую­щие, например, указ Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» (РГ от 17 мая 2000 г. № 867); б) косвенно влияющие, например ГК РФ регламентируя имущественные отношения, оказывает влияние на содержание организации управления эконо­микой;

В зависимости от принципа федерализма, который нахо­дит свое отражение в системе объема компетенции орга-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 10(28).

2 СЗ РФ. 1999. № 44. Ст. 5297.

3 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286.

4 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

нов государственной власти России, и субъектов РФ в целом в конкретных сферах и отраслях.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания государственных и региональных аспектов в деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления определены в Концепции государственной национальной по­литики РФ от 15 июня 1996 г. № 909, и «Основных положени­ях региональной политики в РФ», утвержденных указом Пре­зидента РФ от 3. 06. 1996 г № 803.

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда считалась особой сферой экономических интересов государства, так как промышленный комплекс призван обеспечивать раз­нообразные общественные и индивидуальные потребности в такой продукции. Отечественная промышленность во всех стра­нах является гарантом экономической независимости. Опыт нашей страны за последнее десятилетие, убедительный нега­тивный тому пример.

Наиболее важные вопросы регулирования экономических отношений решают органы законодательной и исполнитель­ной власти. Они осуществляют регулирование основных эко­номических отношений, обеспечивая при этом их фундамен­тальную правовую гарантию.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время действует, в основном, децентрализованная си­стема органов управления в составе федеральных органов ис­полнительной власти, которые осуществляют проведение фе­деральных программ в порученных им отраслях.

Особую роль играет промышленный комплекс. Он пред­ставляет собой важнейшую часть народного хозяйства стра­ны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Этот комплекс объединяет ряд групп и отраслей промышленнос­ти, которые, в свою очередь, подразделяются на объедине­ния, предприятия и организации. Здесь сосредоточен мощ­ный научно-технический и интеллектуальный потенциал стра­ны. Предназначение промышленного комплекса - обеспечи­вать народное хозяйство топливно-сырьевыми ресурсами, машинами, оборудованием и другими современными средства­ми производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Экономические отношения как предмет правового регулирования

По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется,с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней

этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.

Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим, что же она

собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Не всегда такое имущество является собственностью предпринимателя. Существуют субъекты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или

праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой то частью имущества предприниматель может владеть, например, на праве аренды. Но в любом случае предприниматель обладает возможностью самостоятельного использования такого имущества. Имущественная самостоятельность предпринимателя является основой его организационной самостоятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых разнообразных причин как субъективного (ошибки, просчеты предпринимателя), так и объективного (изменение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разориться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признакпредпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли. Другие признаки предпринимательской деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения закона для квалификации деятельности в качестве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность

на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

С другой стороны, чтобы считаться предпринимательской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получение прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разовое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.Что касается такого признака предпринимательской деятельности, как регистрация лиц, осуществляющих эту деятельность (государственная регистрация), то его не всегда включают в число основных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации.

Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не совсем верен. Действительно, с точки зрения экономического содержания предпринимательской деятельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма существен. В случае его отсутствия будет иметь место незаконное предпринимательство - правонарушение, за которое предусмотрена административная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпринимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим позже, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность имеет второстепенное значение (например, фонды, религиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных правоотношений (многие жилищно-строительные, гаражные кооперативы и т. д.).

Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не являются тождественными даже в условиях рынка. Второе понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается только предпринимательской деятельностью - правиль-

нее говорить о субъектах хозяйственной, а не предпринимательской деятельности, о хозяйственных, а не предпринимательских правоотношениях, о хозяйственном, а не предпринимательском праве.


Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. Есть и такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию.


Понятия и признаки предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.


Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельность; 2) направленность на систематическое получение прибыли; 3) рисковый характер; 4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.


1) Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам – без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.


2) Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.


3) Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).


4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации


Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно- правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.


Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2)подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Что касается подзаконных нормативно- правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.


Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - поддержка конкуренции; - Многообразие форм собственности; -Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

Гл а в а 1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Понятия экономики и экономических отношений
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, потому, что она обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому, что экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, той решающей сферой его жизни, которая определяет ход всех происходящих в обществе процессов.
Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. В системе общественного производства можно выделить три уровня:
1-й - трудовая деятельность индивидуального работника;
2-й - производство в рамках фирмы или предприятия (так называемый микроуровень);
3-й - производство в рамках общества, государства (так называемый макроуровень).
При переходе от одного уровня к другому происходит процесс усложнения элементов производства: на индивидуальном - оно представляет собой простой процесс труда одного человека; на микроуровне - кооперацию труда, т. е. объединение нескольких лиц в едином процессе; на макроуровне - кооперацию труда всего общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.
Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из нескольких взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов производства, и прежде всего материального, где создается вещественное богатство, и нематериального, где идет процесс создания духовных, нравственных и иных ценностей. Еще одним немаловажным элементом современного производства является сфера услуг. Услугой называется такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и который связан с удовлетворением какой-либо потребности. Наконец, особое место в современном производстве занимает его инфраструктура - совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. К производственной инфраструктуре относятся вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение и др.). Социальная (или непроизводственная) инфраструктура - это та сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни работников производства и их семей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, здравоохранение, образование и др.).
В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.
Технологические отношения - это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.
Другой системой отношений являются экономические, или производственные, которые подразделяются на отношения:
в сфере предпринимательской деятельности;
наемного труда.
Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Деятельность представляется как совокупность постоянно или систематически осуществляемых действий. К определяющим признакам деятельности относятся:
системность - наличие в действиях единой неразрывной связи;
целенаправленность - подчиненность всей системы действий единой цели;
постоянство - длительность осуществления операций.
Предпринимательская деятельность характеризуется рядом признаков, которые иногда также называют принципами предпринимательства.
1. Самостоятельность. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности означает осуществление ее предпринимателем своей властью и в своем интересе. Российское законодательство идет по пути предоставления предпринимателю

4
5
наибольшей степени самостоятельности. Он выступает от своего имени и действует в своем интересе. Этот случай является классическим примером реализации принципа: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом». Никто не вправе диктовать и навязывать предпринимателю свою волю. Но, с другой стороны, никто и не обязан содействовать предпринимателю в его деятельности: предоставлять ему работу, создавать нормальные условия труда и т.п.
Собственная имущественная ответственность предпринимателя. Предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций).
Рисковый характер. Предпринимательской деятельности присущ риск, т.е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения. Любой предприниматель, безусловно, несет множество рисков при осуществлении своей деятельности. В силу различных обстоятельств, не зависящих от его воли (изменение рыночной конъюнктуры, падение курса национальной валюты, банкротство партнеров, исчезновение с рынка необходимых для ведения предпринимательской деятельности товаров, военные действия, правительственные меры, ограничивающие экономический оборот, и т.д. и т.п.), коммерческие расчеты предпринимателя могут не оправдаться, и он в лучшем случае не получит запланированной прибыли, а в худшем - разорится вследствие понесенных убытков.
Направленность на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли. Прибылью называют доход предпринимателя, получаемый в виде прироста вложенного в производство капитала. Получение прибыли является главным стимулом и основным показателем эффективности любого предприятия. Прибыль - это вознаграждение предпринимателя за деловую активность. Размер прибыли зависит от личных качеств предпринимателя и его успеха на рынке. Высокие прибыли заставляют капиталы и рабочую силу мигрировать из одной отрасли в другую, поскольку прибыль в разных отраслях экономики - производстве, банковском деле, торговле - образуется неодинаково и размер ее может существенно различаться.
Легализованный характер. Сущность этого признака состоит в том, что любой предприниматель должен декларировать себя в качестве такового перед уполномоченными государственными органами. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен встать на учет в государственные органы. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголовная ответственность. После получения регистрационного свидетельства и постановки на учет в статистические и налоговые орга-
ны, внебюджетные фонды предприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, их можно осуществлять с момента получения лицензии.
Виды и функции предпринимательства
Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное. Индивидуальным предпринимательством называется любая созидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллективное предпринимательство - это некоторое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий (до 50 человек), средний (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч человек) бизнес.
В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса предпринимательство подразделяют на производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.
Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Его основу составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое.
Сущность коммерческого предпринимательства состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц.
Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель-страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.
Посредническое предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцами покупателей и наоборот, заключению между ними сделки купли-продажи.
Выделяют три основные функции предпринимательства.
Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства - организационную. Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано спо-

6
7
собствовать достижению поставленной цели - получению высокого дохода. Третья функция предпринимательства - творческая, связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями научно-технического прогресса и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства - венчурное (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий.
Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования
Любое государство заинтересовано в эффективном экономическом развитии своей страны. При этом независимо от проводимой им экономической политики и применяемых методов управления экономикой универсальным регулятором производственных отношений всегда является право. Правовые нормы призваны регулировать лишь те общественные отношения, которые государство считает полезными для общества. Отношения общественно вредные право не регулирует, а только наказывает. В нашей стране предпринимательская деятельность поощрялась не всегда: в СССР она была запрещена государством, а занятие ею считалось преступлением и влекло за собой уголовную ответственность.
Для современной России предпринимательство - явление относительно новое. Отсчет его нынешней истории начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента появляются правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, начинает складываться и особая отрасль права - предпринимательское право.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.
Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Эти отношения делятся на три группы.
Предпринимательские отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими. В частности, такие отношения складываются при
осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций), деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.
3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства.
Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Прежде всего гражданское право регулирует имущественные отношения, т.е. отношения, которые связаны с принадлежностью имущества тому или иному лицу или возникают при обмене имуществом, предоставлении таких благ, ценность которых можно измерить в деньгах. Гражданским правом определяется также правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.
Нормы гражданского и предпринимательского права могут предоставлять субъектам права возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме их прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут и исчерпывающе определять объем субъективного права или обязанности субъектов предпринимательской деятельности (императивные нормы).
Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права, которые регламентируют порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, т. е. устанавливают процедуру приобретения ими статуса предпринимателя, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за совершение административных проступков в сфере предпринимательства. Наиболее же опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.
Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности налоговое. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно: путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регу-

лируемые финансовым правом, не являются производственными, а следовательно, и предпринимательскими.
Следует также отметить и такую отрасль права, как трудовое право, нормы которого регулируют трудовые отношения, складывающиеся между работниками и работодателями, которыми в ряде случаев являются субъекты предпринимательства.
Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, различные отрасли права взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создание необходимых условий для нормального экономического развития страны.
Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения в России, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.
Так, в ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Дальнейшее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.
Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государствен­ной, муниципальной или частной собственности.
Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ограничения принципа единого экономического пространства могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
10
Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в настоящее время приняты и действуют его первая, вторая и третья части). Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до за­крепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.
Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть представлена в виде схемы 1.
Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР - в случае, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.
Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).
Наконец, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.
Вопросы и задания
Дайте определение понятия «экономика». Назовите известные вам уровни и виды общественного производства.
Дайте определение понятия «предпринимательская деятельность». Перечислите и раскройте признаки предпринимательской деятельности.
Заполните таблицу.

Перечислите функции предпринимательства.
Какие отношения составляют предмет предпринимательского права?
Нормы каких отраслей права (помимо предпринимательского) регулируют отношения, возникающие в сфере предпринимательства?
Изобразите в виде схемы (в порядке убывания юридической силы) иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую дея­тельность в Российской Федерации.
Опираясь на схему 1, приведите не менее двух примеров федеральных законов каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отноше­ний? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?

Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундамен­тальная разработка общих проблем правового регулирования эко­номических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.

Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена за­висимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйст­венной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различ­ным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отноше­ний, каждого из элементов. В полной мере необходимо использо­вать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.

Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в ком­плексе для регулирования единого процесса.

Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предпо­лагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик вклю­чаемых норм, использование соответствующих правовых средств еди­ного вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффек­тивности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из при­чин того, что в воздействии на общественное производство не ис­пользованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм адми­нистративного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их ос­нове бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-

го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, воз­можность выражения нх волн. Это препятствует выполнению дого­вором его важнейшей функции в воздействии на производство.

Комплекс - это не соединение, при котором теряются первона­чальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при кото­ром каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.

Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.

В про­цессе исследования эффективности норм рассматривалась мотива­ционная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения по­ставленной проблемы необходимо такое исследование силы моти­вационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или ви­да деятельности.

В различных общественно-экономических формациях мотива­ционная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыноч­ном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посред­ством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завер­шиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляю­щие действие норм иных отраслей права: административного, тру­дового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью полу­чения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охра­ны имущественных интересов в іражданском и торговом праве раз­работана сложнейшая, изощренная система правовых средств, на­правленных на обеспечение выполнения обязательств.

Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным зако­ном капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.

Для наиболее эффективной реализации этой возможности необ­ходимо глубокое исследование характера и сущности общественных

отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного тру­да экономистов, социологов, правоведов.

В настоящее время наибольшее место в правовом регулирова­нии экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной эконо­мики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с само­стоятельностью и инициативой предприятий, объединений и органи­заций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только администра­тивного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, фи­нансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы адми­нистративного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответст­венности. Совершенствование правовых отношений в народном хо­зяйстве требует существенного расширения средств правового воз­действия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различ­ных отраслей права в регулировании единого процесса или вида дея­тельности и для практических целей может оказаться весьма полез­ным понятие правовой формы отдельных видов экономических отно­шений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыс­лах. Однако в применении к экономическим отношениям этот тер­мин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .

Понятие правовой формы экономических отношений конструи­руется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конст­руировании правового института отправляются от права, от законо­мерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относит­ся к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида эко­номических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институ­ты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и со­отношение определяются содержанием данного отношения.

Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разно­родных отношений: программирование, регулирование, управление.

См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.

имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, при­родоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отрас­лей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным кри­терием для объединения норм различных отраслей права в регули­ровании капитального строительства. Характер каждого вида объе­диненных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствую­щих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли пра­ва действием нормы другой отрасли.

В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существен­ное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономи­ческие отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реа­гирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых пред­писаний. в создании теневой экономики.

Применение надлежащего правового инструментария, свойст­венного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.

В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, являет­ся степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников про­изводства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.

В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредст­венной оценки потребителями результатов производственной дея­тельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен­
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, не­понимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организа­ция управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоя­тельный интерес органов управления, которому может нс соответ­ствовать реализация того или иного решения.

При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обос­нованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимае­мых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправ­ленно воздействует на экономическое и социальное развитие.

Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.

С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разоб­щенностью, дроблением правового регулирования по ведомствен­ному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономи­ческой жизни.

Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет осо­бенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифферен­циация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тор­мозящее влияние.

Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических от­ношений были закреплены в законах.

Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно пред­ложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К чис­лу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.

Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточ­нения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.

Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведе­ния в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше­
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, ком­плексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избе­жать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенно­стью отдельных структур. Система законов как основа правового регу­лирования экономических отношений будет способствовать укрепле­нию законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности норматив­ных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной дея­тельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведом­ственного нормотворчества, разумного его ограничения.

Система законов, регулирующих экономические отношения, долж­на основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для дос­тижения поставленных целей.

В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает осо­бенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласован­ность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система за­конов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над инте­ресами общества.

В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирова­ния экономических отношений серьезные задачи стоят перед тео­рией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь на­мечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, ре­шение которых сталкивается со значительными трудностями в сфе­ре регулирования рыночных отношений.