ФРС: что это такое, история становления Центрального Банка США. Кому принадлежит федеральная резервная система сша Кто управляет фрс

В этой статье рассмотрим, что представляет собой Федеральная Резервная Система (ФРС) США , как она была создана, что включает в себя, как функционирует и т.д. Все это очень важно знать и понимать, поскольку ФРС США оказывает существенное влияние на экономические процессы не только в Америке, но и во всем мире.

Итак, Федеральная Резервная Система (Federal Reserve, Fed, ФРС, Федрезерв) – это структура, выполняющая функции Центрального банка США. Свою деятельность ФРС ведет с 23 декабря 1913 года, когда она была создана с целью противодействия мощным , постигавшим банковскую системы страны (до этого функции ЦБ в США выполняли сразу несколько Национальных банков, которые уже не справлялись со своей задачей и не могли достойно противостоять негативным процессам в экономике).

Структура ФРС США.

В первые годы своего существования структура ФРС США несколько раз менялась, и наконец, в 1935 году обрела тот вид, в котором и функционирует по сегодняшний день. Федеральная Резервная Система США включает в себя:

Федеральные резервные банки в количестве 12 штук, они же – региональные отделения ФРС. Банки Федеральной Резервной Системы территориально находятся в 11 разных городах разных штатов США: в Бостоне (Масачусетс), Нью-Йорке (Нью-Йорк), Филадельфии (Пенсильвания), Кливленде (Огайо), Ричмонде (Виргиния), Атланте (Джорджия), Чикаго (Иллинойс), Сент-Луисе (Миссури), Канзас-Сити (Миссури), Миннеаполисе (Миннесота), Далласе (Техас), Сан-Франциско (Калифорния). И, соответственно, имеют названия Федеральный резервный банк Бостона, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, и т.д.

В каждом банке ФРС есть свой совет управляющих, состоящий из 9 членов трех категорий: A, B и C, у каждой из которых есть свои функции. Федеральные резервные банки ФРС являются коммерческими, а не государственными структурами.

Совет управляющих ФРС – орган, управляющий системой, состоящий из 7 сотрудников, которых назначает президент США, а затем утверждает Сенат. Члены Совета управляющих назначаются на 14 лет, без права переназначения. В полномочиях Совета управляющих ФРС сосредоточены все ключевые функции любого Центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервирования для коммерческих банков.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (известен как FOMC) – орган, который отвечает за стабильность цен в стране, обеспечение экономического роста, регулирование рынка труда, а также за вопросы международной торговли и внешних платежей. В состав этого комитета входят 12 человек: 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков.

Это основные институты, составляющие структуру ФРС США. Помимо них, туда еще входят 3 консультативных совета:

  • Потребительский;
  • Общества депозитарных институтов;
  • Федеральный.

Таким образом, высшим органом руководства Федеральной Резервной Системы США выступает Совет управляющих, который, в свою очередь назначается президентом и утверждается Сенатом. На сегодняшний день председателем Совета управляющих является Джанет Йеллен .

Главной особенностью Федеральной Резервной Системы США, отличающей ее от Центробанков других стран, является то, что ФРС – это коммерческая структура, созданная за счет не государственного, а частного капитала. ФРС является акционерным обществом, акции которого могут свободно приобретать коммерческие банки США, отвечающие определенным требованиям. После приобретения пакета акций, кредитная структура становится банком-членом ФРС. На сегодняшний день членами ФРС являются более 1900 национальных банков США и более 800 банков отдельных штатов. При этом в целом по стране акционерами-членами ФРС выступают только около 40% кредитных учреждений.

Важно отметить, что акционеры ФРС имеют довольно ограниченные права в сравнении с акционерами других компаний. Например, они не могут влиять на принятие важных решений по монетарной политике – это находится в компетенции Совета управляющих.

При этом в стране существуют и 2 органа, которые контролируют деятельность Федеральной Резервной Системы – это Палата представителей конгресса США и Банковский комитет конгресса США. Эти структуры проводят аудиторские проверки ФРС и анализируют ее отчетность. Также, согласно Закону о Федеральной резервной системе, президент страны имеет право уволить любого члена Совета управляющих, но на практике таких случаев еще не было. А вот наложить вето на любое решение Совета управляющих уже не может никто.

Функции ФРС США.

Давайте рассмотрим основные функции, которые выполняет Федеральная Резервная Система США.

  1. Денежная эмиссия. Исключительные полномочия по определению необходимости и объема эмиссии долларов принадлежат именно ФРС. На практике эмитированные доллары в подавляющем большинстве вкладываются в покупку государственных казначейских облигаций США как главный актив ФРС, после чего поступают в обращение.
  2. Надзорно-регулятивные функции. Как и любой Центральный банк, ФРС США осуществляет надзор и регулирование банковской системы страны: выпускает нормативные акты для коммерческих банков, лицензирует их, контролирует их работу и т.д.
  3. Баланс соблюдения интересов граждан и кредитных структур. В частности, сюда входит защита прав заемщиков и вкладчиков банков, регулирование процентных ставок и т.д.
  4. Обеспечение экономической стабильности в стране. Тоже одна из важных функций ФРС, которую система выполняет наряду с некоторыми другими структурами США.
  5. Обеспечение ликвидности и кредитование банковской системы. Как и любой ЦБ, ФРС США следит за выполнением банками страны обязательных нормативов ликвидности, и при необходимости предоставляет коммерческим банкам кредиты. Также в ФРС хранятся отчисляемые обязательные резервы банков страны.
  6. Управление системой внутренних и внешних платежей.
  7. Оказание услуг депозитария для государственных органов и официальных международных компаний.
  8. Укрепление влияния и роли США в мировой экономике.

Главная цель ФРС США, как и любого Центрального банка – обеспечить стабильный экономический рост в стране при оптимальных показателях инфляции.

Федеральная резервная система США: интересные факты.

Поскольку ФРС – это коммерческая акционерная структура, она зарабатывает прибыль, которую использует для оплаты труда персонала, а также распределяет среди своих акционеров в виде . Но основная доля дохода Федеральной Резервной Системы США при этом перечисляется в федеральный бюджет страны – в Казначейство США.

Интересен и сам принцип денежной эмиссии, которую проводит ФРС. Фактически получается, что доллары США не принадлежат государству, а принадлежат частной акционерной компании. На долларовых банкнотах написано “Federal Reserve note”, то есть “Банкнота федерального резерва” (а не банкнота США). Государство фактически берет в долг доллары у ФРС за свои облигации, которые потом погашает еще и с процентами. Вот такая интересная схема.

Особую важность всегда имеют заседания ФРС США, на которых принимаются определенные решения, касающиеся монетарной политики страны. Сами заседания проходят несколько раз в год, иногда – каждый месяц, иногда нет. Расписание заседаний ФРС США составляется заранее на весь год, их даты всегда известны. Так, например, на 2016 год всего запланировано 8 таких мероприятий.

Поскольку доллар – это основная мировая валюта, такие решения всегда оказывают очень существенное влияние не только на экономику США, но и на все мировые : на котировки ценных бумаг, курсы валют, стоимость товаров мирового спроса и т.д. Поэтому к заседаниям ФРС США всегда приковано внимание финансистов, аналитиков, биржевых трейдеров всего мира. Заседания всегда заканчиваются пресс-конференцией Председателя ФРС, а их результаты публикуются в 14 часов по Нью-Йорку. Именно в момент пресс-конференции и публикации отчетов всегда происходят существенные колебания на мировых рынках.

История ФРС США говорит о том, что системой чаще всего руководили грамотные и независимые в своих решениях финансисты, не занимающиеся популизмом, а действительно решающие глобальные задачи, стоящие перед структурой, иногда действуя новыми, нестандартными методами. Так, например, именно Федеральная Резервная Система США разработала и успешно внедрила . Федрезерв не раз продемонстрировал грамотную борьбу с инфляцией и дефляцией и успешное преодоление мощных финансовых кризисов.

Лидирующие позиции экономики США и американской валюты в мире тоже можно считать одним из показательных достижений ФРС.

Теперь вы имеете представление о том, что такое Федеральная Резервная Система США, из чего она состоит и как функционирует.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность вместе с нами!

Организация, выполняющая функции Центрального банка США. Независимый орган в правительстве США.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=KggHsajMwYo

С февраля 2015 года пост Председателя ФРС занимает Джанет Йеллен.

История создания ФРС

Начало ФРС было положено в 1913 году, когда был принят закон «О федеральном резерве». До создания ФРС была система из частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

Состав Федерльной резервной системы

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих (состоит из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет) Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы.

Функции Федерльной резервной системы

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов ;
  • проведение эмиссии денег – долларов США;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в .

Особенности ФРС

Основной особенностью является то, что система построена не на государственной, а частном капитале.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Он был создан в декабре 1913 года как орган для предотвращения систематических кризисов. Постепенно его функции и полномочия были значительно расширены. Но что такое ФРС? Это «секретное общество» или просто еще один центральный банк, пусть и самой богатой страны в мире?

Основные функции

Главное назначение ФРС - это проведение монетарной политики. Таким образом абсолютно верен следующий ответ на вопрос, что такое ФРС: это орган в США, который занимается регулированием количества денег в обращении за счет установления нормы обязательных резервов, ставки рефинансирования и операций на открытом рынке. Федеральная резервная система занимается управлением инфляцией и поддержанием стабильности цен. Также ФРС США стремится к достижению максимального уровня занятости. Основной функцией данного органа является устойчивое экономическое развитие страны. Что это такое? ФРС предусматривает рост ВВП на 2-3% в год. Однако этим назначение Федеральной резервной системы не ограничивается. Заседание ФРС может касаться темы регулирования коммерческих банков для защиты прав потребителей. Также обсуждение может быть связано с поддержанием стабильности финансовых рынков и предотвращением потенциальных кризисов. Более того, ФРС предоставляет услуги американскому правительству, федеральным и зарубежным банкам.

Структура

Рассмотрение вопроса, что это такое - ФРС, не было бы полным без изучения компонентов данного органа. Всего их три. Совет управляющих - это главный орган. Он осуществляет управление денежно-кредитной политикой. Совет управляющих ФРС включает семь членов. Они ответственны за установление учетной ставки и норм резервирования для банков-членов. Любое решение ФРС базируется на анализе, который проводится его сотрудниками. Ежемесячно все выводы публикуются в так называемой «Бежевой книге», каждые полгода издается Монетарный отчет Конгресса. Еще один компонент - Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC). Его задачей является установление целевой ставки по фондам. В Федеральный комитет входят члены Совета управляющих и 4 из 12 президентов банков-членов. Данный орган проводит заседания восемь раз в год. Еще один компонент ФРС - это сами банки-члены. Они осуществляют надзор за коммерческими финансовыми структурами и следят за осуществлением избранной монетарной политики. Каждый из 12 банков-членов - в своем округе.

История зарождения

Первые попытки создания более гибкой денежно-кредитной системы в США были предприняты еще в 18 веке. Первый и Второй банк были созданы в 1791-м и 1816-м соответственно. Каждый из них просуществовал около 20 лет. Как Первый, так и Второй банк имели отделения по всей стране и обслуживали правительство, денежно-кредитные учреждения и частную клиентуру. В целом их деятельность являлась удовлетворительной. Однако значительная часть населения не питала к ним никакого доверия. Понижение их авторитета было связано с обострением политических противоречий, поэтому они закрылись. Паника 1907 года подтолкнула Конгресс создать Федеральную резервную систему. Была учреждена Национальная денежно-кредитная комиссия, чтобы оценить методы предотвращения постоянных финансовых паник, банкротств предприятий. В 1913 году Конгресс принял Федеральный резервный акт. Изначально планировалось, что ФРС будет иметь гораздо меньше полномочий, чем мы видим сейчас. Она должна была заниматься сопровождением создания банков-членов, увеличением эластичности валюты и эффективности всей системы в целом. Однако постепенно спектр полномочий рассматриваемого органа значительно расширился, что связано с периодическим возникновением кризисов, требующих вмешательства государства.

Кто владеет ФРС?

Федеральная резервная система является независимым банком. Решения FOMC и Совета управляющих базируются на исследованиях сотрудников ФРС. Они не ратифицируются президентом, Министерством финансов и Конгрессом. То есть, они являются независимыми. Однако члены Совета управляющих избираются президентом и утверждаются Конгрессом. Таким образом, государство контролирует долгосрочную политику Федеральной резервной системы. Некоторые должностные лица относятся к последней с таким подозрением, что видят необходимость в полном прекращении ее деятельности. Сенатор Рэнд Пол считает, что аудит системы нужно проводить более тщательно.

Роль председателя

Глава ФРС задает направление монетарной политики. В период с 2014 по 2018 председателем является Джанет Йеллен. Она сосредоточила свое внимание на преодолении безработицы, что было ее научной специальностью. Поэтому она снижает процентные ставки. Многие эксперты считают, что ее действия только усугубляют кризис, а экономика для стабилизации нуждается в противоположных мерах. С 2006 по 2014 год председателем был Он был экспертом по роли ФРС во время Великой депрессии. Именно благодаря Бернанке удалось смягчить последствия недавней рецессии.

Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.

Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США ;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции . Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Базовая учётная ставка 1.0% (+0.25%) 15.03.2017. Базовая депозитная ставка 0.50 % (-0.75%) 16.12.2008. Веб-сайт www.federalreserve.gov Федеральная резервная система на Викискладе

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .

С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен , которая в течение двух лет работала его заместителем . С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл .

История ФРС

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов ; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 годах, - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящего из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .

Современная история ФРС

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .

Юридический статус ФРС

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

Организационная структура

Структура ФРС

  1. Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
  2. (англ.) русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.) русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Федеральное правительство через президента США
назначение
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты
совет
Совет управляющих Федеральной резервной системы Банки-члены
управление акционеры
Советы управляющих Федеральных резервных банков

управление

12 региональных Федеральных резервных банков

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Номер территории Буква Расположение центра Федеральный резервный банк Сайт
1 A Бостон (штат Массачусетс) Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
2 B Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) Федеральный резервный банк Нью-Йорка http://www.newyorkfed.org
3 C Филадельфия (штат Пенсильвания) Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. http://www.philadelphiafed.org
4 D Кливленд (штат Огайо) Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. http://www.clevelandfed.org
5 E Ричмонд (штат Виргиния) Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. http://www.richmondfed.org
6 F Атланта (штат Джорджия) Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. http://www.frbatlanta.org
7 G Чикаго (штат Иллинойс) Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. http://www.chicagofed.org
8 H Сент-Луис (штат Миссури) Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. http://www.stlouisfed.org
9 I Миннеаполис (штат Миннесота) Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
10 J Канзас-Сити (штат Миссури) Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. http://www.kansascityfed.org
11 K Даллас (штат Техас) Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. http://www.dallasfed.org
12 L Сан-Франциско (штат Калифорния) Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырёх групп:
  1. Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
  2. Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
  3. Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
  4. Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
  • президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях и оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банков являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Особенности ФРС как центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Операционная прибыль

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office) или крупных независимых аудиторских фирм национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.

Денежная масса в обращении

Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает также динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчета показателей определяется ФРС :

Показатель Описание
M0 Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные.
M1 M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанных к дебетным пластиковым картам)).
M2 M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до 100,000 долларов.
M3 M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО .

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года количество денег центрального банка было 750,5 миллиардов долларов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) составляло 6,33 триллиона долларов.

Критика деятельности ФРС

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .

  • По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов» (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов