Уволить нельзя оставить. Посты в соцсетях, из-за которых можно лишиться работы

28 февраля 2020 г.

Уволить нельзя оставить. Посты в соцсетях, из-за которых можно лишиться работы

Уволить нельзя оставить. Посты в соцсетях, из-за которых можно лишиться работы

Представьте: сотрудник компании указал место работы в личном профиле, при этом размещает на своей странице скандальные публикации. Кто несёт за это ответственность: сотрудник или работодатель? И допустимо ли увольнять сотрудников за публикации в соцсетях?

Если вы думаете, что то, что вы пишите в своих соцсетях, никого не волнует, то это совсем не так. Публикации от лица сотрудников, которые указывают своё место работы в личном профиле, могут восприниматься как аффилированные.

Скандал с профессором

Пример. Осенью 2019 года профессор НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов написал в фэйсбуке пост, спровоцировавший настоящий скандал. Не так важно содержание поста, как последовавшая за этим реакция вуза, в котором работает профессор.

PR-директор ВШЭ Андрей Лавров заявил, что высказывание Гасана Гусейнова не имеет отношения к учреждению, где он работает, так как «он сделал это заявление как частное лицо» и то, «что пишут наши сотрудники в своих аккаунтах в соцсетях, не может отождествляться с мнением ВШЭ», сообщает Газета.ru.

История с постом профессора завершилась тем, что комиссия ученого совета вуза порекомендовала профессору публично извиниться за скандальный пост, так как его высказывания повредили репутации университета из-за того, что люди расценивают его как представителя ВШЭ. Работу, тем не менее, Гасан Гусейнов не потерял. Данная ситуация вызывает много вопросов.

Является ли каждый пост аффилированным с организацией-работодателем, если у человека в профиле указано место работы? Как сильно высказывания сотрудников влияют на репутацию организации, в которой он работает? Насколько опасения за репутацию дают работодателю основания контролировать действия своих сотрудников? Имеет ли право сотрудник на собственную публичную позицию в спорном вопросе? И допустимо ли работодателю ограничивать высказывания своих сотрудников?

По результатам опроса Emny, 59% работодателей заявило, что не уволили бы своих сотрудников из-за постов в соцсетях, так как то, что они там пишут — их личное дело, 36% респондентов сообщили, что тоже не стали бы увольнять людей, но сделали бы замечание на счёт публикаций. Незамедлительное решение об увольнении готовы принять только 3% компаний.

Никого не волнует, шутка это или нет

Как поясняет основатель телеграм-канала «Цифровой этикет» Ольга Лукинова, проблема в том, что все посты в соцсетях воспринимаются в отрыве от контекста. «Никого не интересует, что стоит за отдельным постом: провокация, шутка, ПМС. Никого не интересует, как пост соотносится со всей остальной вашей жизнью и деятельностью. Интерпретировать посты будут в отрыве ото всего», — говорит Ольга Лукинова.

В России пока нет законов, регламентирующих отношения сотрудника и работодателя в социальных сетях. Каждый самостоятельно решает, как вести себя в том или ином случае. Почти в каждой организации сотрудники подписывают соглашение о неразглашении. То есть, если работник нарушит конфиденциальность данных компании в соцсетях или другим образом, работодатель вправе его уволить. Но если он выскажется по другой спорной теме, который не относится к информации о месте работы? Вопрос остаётся открытым.

Максим Котляренко, директор «Стартап под ключ»:

«Никогда не увольнял сотрудников за посты в соцсетях. Если речь идет о постах, связанных с компанией, то у нас есть такая практика — наши сотрудники время от времени публикуют разборы каких-то рабочих кейсов на своих личных страницах. При этом действует правило, что любая информация, которая публикуется о компании, согласовывается со мной лично».

Ксения Белодедова

Попробуйте Emny бесплатно!

Всего один шаг отделяет вас от потрясающих возможностей Emny. Создайте вакансию и найдите нового сотрудника уже сегодня!

Опубликовать вакансию